Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине может замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер:
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.
Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.
Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,
когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
При классификации физических упражнений;
При разработке программ по физическому воспитанию;
При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;
При подборе систем подводящих упражнений.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Общие основы теории и методики физической культуры введение в теорию и методику физической культуры. Основные понятия теории и методики физической культуры
Общие основы теории и методики.. Физической культуры.. ВВедение в теорию и методику физической культуры..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования
Методы исследования в теории и методике физической культуры
Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безосновательны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а те
Физическая культура как вид культуры
2.1. Определение понятия "культура".
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зар
Структура физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того и
Функции физической культуры
Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической к
Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ведущих мест, поскольку он тесно связан с оптимиза
Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности
Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты материального и духовного труда в сфере физической
Физкультурное образование как педагогический процесс
Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой
Высшее физкультурное образование
Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф
Общие принципы формирования физической культуры человека
Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей
Принцип гармонического развития личности
Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой л
Принцип связи с жизнедеятельностью
Высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости, - к участию в военно-боевых действиях.
Принцип оздоровительной направленности
Отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.
Требо
Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совер
Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается це
Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формиро
Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В
Пространственные характеристики
Включают: положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определе
Силовые характеристики
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.
Сила движения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или вс
Ритмическая характеристика
Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм явля
Методы формирования физической культуры личности
Рис. 5.7. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быст
Методы, направленные на приобретение знаний
Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепле
Принципы сознательности и активности
Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в
Принцип наглядности
Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа
Принципы доступности и индивидуализации
Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленнос
Принцип непрерывности
Является одним из важнейших принципов построения занятий фи-зическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению дост
Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного прин
Принцип цикличности
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, м
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенств
Обучение двигательным действиям
Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называет
Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в прос
U знания
Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, практической деятельности. Их сочетание обеспечивае
Структура процесса обучения двигательным действиям
Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидакт
Управление процессом обучения
Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки),
Предупреждение и исправление ошибок
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могу
Общая характеристика физических способностей
8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления.
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных
Движения - ведущий фактор развития физических способностей
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и сре-довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность, нап
Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима её выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок черед
Этапность развития физических способностей
В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выде-лить три относительно самостоятельных этапа:
Лекция 8 О
Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодо
Перенос физических способностей
Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровн
Принципы развития физических способностей
Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиня-110
Лекция 8 Общая характеристика физических способностей
ются разным закономерностям, несмотря на то
Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку последние развиваются и совершенствуются прежде всего в
Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических спос
Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельно
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности. Полезность адаптивных изменений
Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза. Конечно,
Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия (средства, методы и формы) должны соответствовать степени развития этих способностей у индивида. Но это соответствие не должно
Принцип соразмерности в развитии способностей
Предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрастного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех или иных сп
Силовые способности и методика их развития
9.1 Понятие о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей.
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела челове
Средства развития силовых способностей
При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
Методы развития силовых способностей
Направленное развитие силовых способностей происходит лишьтогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы
Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстрота". Учитывая множественность фо
Методика развития быстроты двигательных реакций
Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.
Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно по
Реакции выбора
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и мо
Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копь
Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Комплексное проявление скоростных способностей определяется содержанием основной двиг
Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей
В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Он
Методика развития координационных способностей
При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления
Времени
Лекция II Координационные способности и методика их развития
Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время придается использованию в физическом во
Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости
ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Так как длительность работы ограничивается в конечном итоге насту
Специальная
Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное в
Методика развития выносливости
Развитие скоростной выносливости.О скоростной выносливости принято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба н
Компоненты нагрузки
I | ч Вариант Цель « | | ^
° метода применения | а 5 I i I
® Ss5^e=5x?5
s »ь 11 I: g 1111 i
&po
Задачи, средства и методы развития гибкости
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их "разболтанности"
Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраже
Патриотическое и нравственное воспитание
Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаем
Правовое воспитание
Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого комплекта сведений о правовых нормах, упрочения п
Эстетическое воспитание в сфере физической культуры
Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разностороннего гармонического развития современного человека, способного овладевать культурными ценностями, строить жизнь по законам крас
Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их професси
Общая характеристика форм построения занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно
Общая характеристика занятий неурочного типа
В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы организации занятий:
утренняя гимнастика;
вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету
Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаютс
Документы контроля и учета
Основными документами контроля, учета и отчетности являются: журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
17.1 Социально-педагогическое значение физического воспитания. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физич
Особенности методики занятий физическими упражнениями
1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физическое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровен
Формы занятий физическими упражнениями
В детских садах получили распространение следующие достаточно разнообразные формы физкультурных занятий с детьми:
1. Занятия физическими упражнениями в форме урока.
2. Зан
Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяетс
К совершенствованию
рассчитана, по существу, на формирование отдельных двигательных умений и навыков. В практике же, особенно в сфере общего физического воспитания, занятия носят преимущественно (в наибольшей мере в
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте
Заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях
Особенности развития координационных способностей
Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного пе
Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей
В школьном возрасте, особенно о 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способностей. К ним примыкают и скоростно-силовые спо
Особенности развития собственно-силовых способностей
У мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы - с 9 до 12, и от 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растете 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старше
Особенности развития выносливости
Развитие выносливости обязательно, начиная с младшего школьного возраста. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах двигательной деятельно
Годовой план прохождения программного материала
Составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует наметить количество часов, которое буде
Четвертной план
Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения программного материала с учетом реального хода учеб
Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие)
На следующем этапе работы требуется правильно распределить частные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения педагога точно
Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры
В каждом уроке обычно решаются 3-4 плановых учебно-воспитательных задачи и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармонического развития, укрепления здоровья и нравственного воспитания школь
Конспект урока
Общие задачи ур
ока
Дата
Система проверки успеваемости
Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической ку
Учет учебной работы
Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный журнал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются посещаемость каждого ур
Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Физическая культура в средних специальных учебных заведениях по своей структуре и функционированию во многом сходна с системой физического воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, име
Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий
Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являю
Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых
В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совершеннолетия до их глубокой старости. Существуют различные подходы к взрослой периодизации людей. Все они носят более или менее
Неспециальное физкультурное образование взрослых
Предполагает формирование каждым человеком своего собственного представления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знание методики своего физического со
Физическая рекреация
Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укреп
Двигательная реабилитация
Двигательная реабилитация (реабилитация - восстановление) удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний
Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах
Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащ
Учебные занятия по физической подготовке
Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование воен
Утренняя физическая зарядка
Является обязательным элементом распорядка дня. Она проводится в целях:
систематической тренировки военнослужащих и направлена на быстрое приведение организма после сна в активное состо
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными зада
Спортивно-массовая работа
Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослужащих. Она характеризуется следующими особенностями:
сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в
Возникновение и состояние современного спорта
Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.
В рабовладельческом обществе максимального разви
Ами деятельности
Рис. 23.1. Общая сфера спорта (по С. В. Брянкину)
В широком понимании спорт включает в себя собственно соревнов
Общество -как социальная система
рис. 23. 2. Место спорта в обществе 300
Лекция 23 Спорт в системе физической культуры
В настоящее
Религиозные факторы
Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества
Зрелищная
Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спорт
Заключение
Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физичес
Объемные требования по теории и методике физической культуры
1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.
2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "с
Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть односторонне направленными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .
Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обучения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому другой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной рукой, то другая рука тоже овладеет этим навыком без упражнения. Данное благоприятное явление установлено для переноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Касается ли процесс переноса навыка не только рук, но и ног, и других частей тела? Эти вопросы, пожалуй, впервые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной монографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на которые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.
Второй тип переноса навыков – когда обучение одному навыку влияет на обучение другому навыку. Такое влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. Во всех отраслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стараются максимально использовать «положительный перенос». Например, навыки метания камней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, гранаты).
Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становлению других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигательных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при котором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируют с ними, тем самым затрудняют процесс изучения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Например, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не рекомендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур циклических навыков.
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навыков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совершенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной координационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков – результат формирования навыка вначале не обнаруживается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.
Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содержания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирования. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смысловой основы и главных звеньев техники двигательных действий. Исходя из этого, учебный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени существенной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально использовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подготовки;
· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или серии занятий;
· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подготовки.
На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упрочения двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двигательных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный перенос навыка может быть, по мере его упрочения, исключен и в дальнейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновременном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются отрицательные взаимовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не вступают в отрицательные взаимодействия.
Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и превратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.
Представления о механизмах двигательных умений и навыков
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям.
Каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на базе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия. При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие.
Принятие решения, видимо, непосредственно сопровождается возникновением программы действия, представляющей собой систему исполнительных возбуждений, которые доводятся до органов движения исходя из биомеханической структуры двигательного акта. Начинающий возникать одновременно с программой действия сличительный аппарат формируется как чувственная модель предстоящего действия, по которой сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналами при двигательных действиях являются зрительные, проприоцептивные, тактильные и другие афферентные возбуждения, отражающие кинематические, динамические и ритмические характеристики техники действия.
Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, ʼʼпереносʼʼ навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. К примеру, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья. В этих случаях обучению способствует ʼʼположительный переносʼʼ навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер (ʼʼотрицательный переносʼʼ). К примеру, в случае если был выработан прочный навык ʼʼподъема завесомʼʼ на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения ʼʼподъема однойʼʼ; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад (Е. Г. Соколов).
Перенос навыков происходит в тех случаях, когда структуры двигательных действий имеют сходство наряду с различиями. Характер сходства обусловливает значение переноса: положительное или отрицательное. Так, приведенный выше пример положительного переноса обусловлен тем, что техника движений при метании мяча, гранаты и копья сходна в большинстве фаз, а главное-в ведущих. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий. Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, исходя из того, насколько они соответствуют объективно крайне важно й архитектуре двигательного акта͵ перенос навыков будет положительным или отрицательным, полным или частичным.
Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими.
При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков используется при разработке системы подводящих упражнений. Οʜᴎ, как правило, представляют из себяотносительно законченные двигательные действия, по возможности, точно воспроизводящие некоторые фазы техники изучаемого действия.
Во избежание отрицательного переноса навыков желательно так планировать учебный процесс, чтобы исключить одновременное формирование ʼʼконкурирующихʼʼ навыков, избрав такую последовательность обучения, при которой отрицательный перенос был бы наименьшим. В случае одностороннего переноса (когда один навык влияет на другой, а обратного влияния не обнаруживается) в первую очередь должен формироваться тот навык, который нарушается под влиянием другого. В дальнейшем, по мере упрочения навыков, появляется возможность преодолевать отрицательное влияние их друг на друга, ʼʼсталкиваяʼʼ их при поочередном исполнении действий; это к тому же содействует выработке тонких координаций.
Строение деятельности человека .
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности , затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.
1. Центральное место в этом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.
Действия могут быть: внешние (предметные) и внутренние (умственные) .
Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений.
Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную(действия по восприятию предмета), мнемическую, мыслительную.
2. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путём автоматизации действий.
3. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.
Управление действием и его контроль.
Интериоризация и экстериоризация .
Выполнение деятельности постоянно контролируется путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). Эта корректировка происходит по принципу обратной связи (работы по общей теории функциональных систем организмов).
Каждое действие складывается из 3 компонентов, выполняющих различные функции
Компоненты действия
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называется приёмами этой деятельности.
В психологической теории деятельности рассматриваются 2 вида деятельности – внешняя и внутренняя. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Малый ребенок сначала совершает предметные действия, а с накоплением опыта эти же действия делает в уме . Этот процесс преобразования внешней деятельности во внутреннюю называется интериоризацией. Внешняя деятельность всегда контролируется внутренней.
Процесс преобразования внутренней во внешнюю - экстериоризацией .
Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение.
Навыки – это полностью автоматизированные способ действий, сформированные в процессе упражнения.
Автоматизация характеризуется:
· Исчезают лишние движения, ряд движений и операций объединяются в единое целое
· Уменьшается мышечное напряжение при выполнении действий
· Движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;
· зрительный контроль уступает место кинестетическому;
· внимание освобождается от способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;
· подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).
В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов
Особенности выполнения действия | Нейрофизиологический механизм |
|
I этап: начало выполнения действия (ознакомительный) | Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия. | (Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе). |
II этап: сознательное, но неумелое выполнение (аналитический) | Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка. | Четко предает суть действия словами. (Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе). |
III этап: автоматизация действия (синтетический) | Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка. | Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот. |
IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык | Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка. | Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия. |
Деавтоматизация (не всегда) | Для того, чтобы навык сохранить его надо постоянно повторять, иначе может возникнуть деавтоматизация, т. е наши действия утратят легкость. Но с другой стороны приобрести этот навык будет легко. Иногда деавтоматизация возникает при утомлении. |
Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков .
Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:
1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)
2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .
Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.
Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:
Двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;
Умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Этапы развития навыка ПИСЬМА
Характеристика | Двигательная часть моторная | Сенсорная часть чувствительная | Мыслительная центральная |
Ознакомительный (знакомство с действиями) | Умение держать правильно ручку, соотносить систему рука-глаз (не выходить за пределы строки). Движения скованные, чаще ошибочные. | Соотношение произношение звука и написания (движение руки, ладони потеют). Дискомфорт, напряжённость, неуверенность, тревожность. | Правильность написания букв (процесс деятельности) |
Аналитический (анализ деятельности) | Знает движения, но они скованные, темп не быстрый, сверка с образцом. Слитность написания, разная форма букв. | Спадает напряжение, уменьшается тревожность, дискомфорт, но мышцы напряжены, читка вслух слов. | Соединение слов в предложение, правильность написание предложения (процесс деятельности) |
Синтетический (изменения в действиях) | Темп более быстрый, движения плавные. Практически нет ошибочных движений. Соблюдение строки, заглавная буква, разделение слов в предложение | Сенсорные эталоны. Привыкание к деятельности. Спокойное отношение, произношение предложения «про себя». Позволяет переносить действия на другие условия. | Правильное написание предложения (результат деятельности контролируется сознанием) |
Автоматизации (варьирующий) | Быстрые, чёткие, без ошибок движения. Автоматическое соблюдение строки, разделение слов по правилам, слова с заглавной буквы. | Положительные эмоции (получается). Выполняется без усталости. Если нет специальных ощущений. | Полностью контролируется сознанием. Форма текста из предложений. (результат написания) |
Читайте также:
|
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК- это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.
Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.
Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.
Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:
при классификации физических упражнений;
при разработке программ по физическому воспитанию;
при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии
занятий;
при подборе систем подводящих упражнений.
ВОПРОС
Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития различных двигательных качеств, их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма.
Под развитием понимают 3 процесса: 1) рост - числа клеток и увеличение их размеров (в мышцах и нервной тканях) – количественный процесс 2) дифференцирование - органов и тканей 3) формообразование , т.е качественные изменения.
С учетом количественных и качественных изменений различают возрастные периоды : грудной возраст (10 дн.-год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 м, 8-11 д), подростки (13-16 м, 12-15 д), юношеский (17-21 ю, 16-20 д), первый зрелый (22-35лет), второй зрелый (35-60 м, 35-55 ж), пожилой (60-74), старческий (75-90), долгожители (90 и более).
Основные закономерности роста и развития – периодизация и гетерохронность (греч.- гетерос-другой, хронос- время), т.е неравномерность и разновременность роста и развития. Наиболее интенсивный рост длины тела-1 год жизни и половое созревание, речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5. смена молочных зубов в 6-7. основные позы тела осв до года. 6-12 лет достигается «мах» развитие иммунной ткани. После 14 лет возрастание массы тела и сердца.
Сенситивный период – период особой чувствительности к влияниям внешней среды, развертывание наследственных возможностей организма, характеризующийся переходом от одного качественного состояния к другому, оптимизацией перестроечных процессов в различных органах и системах организма, согласованием деятельности различных функциональных систем, адаптацией к физическим и умственным нагрузкам на новом уровне существования.
Критические периоды – скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей, жестко контролируемые генетически.
Периоды интенсивного развития ф.качеств – абсолютная мышечная сила (14-17 лет, «мах» значение достигается к 18-20), быстрота и скоростно-силовые (11-14 лет, «мах» значение достигается к 15), общая выносливость (15-20, «мах» значение в 20-25), гибкость (с 3-4 до 15), ловкость (с 7-10 до 13-15). На протяжении сенситивного периода применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.
ВОПРОС
Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды,
содержание, связь с другими видами подготовки.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, НА Худатов).
Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качеств и структуре психологической подготовленности спортсмена
Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.
Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям/
Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.