Классный час (4 класс) на тему: Классный час "Дружбой дорожить умейте". Дружбой дорожить умей

Цель: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

-Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

-Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

— Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям

Ход урока:

Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!

Круг радости

Дети! Вы заметили, что вначале каждого урока я всегда вас приглашаю наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, что вы улыбались, были радостными и задорными.

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

— Послушайте небольшое стихотворение и догадайтесь, о чем мы с вами будем говоритьсегодня на уроке.

Знают верные друзья,
Что без дружбы жить нельзя.
В жизни очень туго
Без поддержки друга”.

*Что такое дружба?

А сейчас споем песню «Настоящий друг»

«Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой», - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

Беседа

- Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой.

- Кого вы называете другом?

- Может ли быть у человека несколько друзей?

Цитата урока:

Ребята в народе говорят, что «Дерево крепко корнями, человек - друзьями»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Творческая работа «Дерево дружбы»
Вы получили листочки с рисунком дерева без корней. Вы должны раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько у вас друзей.
-Как чувствует себя дерево, если у него мало корней?
-Что нужно делать, чтобы у вас появились друзья?

Чтение учителем

Я сейчас прочитаю рассказ И.Турчиной «Дружба» а вы подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.

Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Давай, – согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, – согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

– И меня примите.

Не примем, – сказал Сережа.

Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.

— Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?

— Почему?

Ребята давайте с вами выполним небольшое задание «Неоконченные предложения»

Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:

1. «Я умею дружить, потому что…».

2. «Я могу дружить с ребятами, которые …».

3. «Со мной можно дружить, потому что я …».

4. «Я хочу научиться дружить, чтобы….».

5. «У меня много друзей, потому что …»

6. «Я не могу быть без друзей, потому что мне …»

«Разминочна»

Проверим, дружны мы или нет. А для этого я буду задавать вам вопросы, а вы должны отвечать на них. Хорошо?!

Итак. «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны, может не стоит отвечать на все вопросы.

Кто поможет другу в беде?

Кто обидит слабого?

Кто любит учиться?

Кто любит трудиться?

Кто любит улыбаться?

Кто любит плакать?

Кто любит обижать других?

У кого много друзей?

Кого все любят?

Игра «Лучший друг в классе»

У вас на парте лежит солнышко. Вы имеете право взять от этого солнышка пор два лучика и подарить их самым хорошим, самым близким, самым надежным друзьям в классе. Но на лучиках нужно написать только одно слово, которым бы вы охарактеризовали именно этого друга.

-Чем он вас привлекает?

-Какой он?

*Действительно ваш класс это одна большая дружная семья.

Творческая деятельность:

Ребята посмотрите на доску, какое слово написано у нас.

Подумайте какие слова связаны с этим словом, без чего не может быть дружба.

Д РУЖБА

(Взаимопомощь, чуткость, честность, справедливость, доброта, взаимопонимание, верность, умение прощать, сочувствие, доверие.)

Игровое упражнение. (5 мин.).
Для закрепления темы нашего урока мы проведем игру «Найди себе подобного».

Я вам раздам животных или насекомых, а вы должны найти себе подобного. (один ребенок лишний).

Вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.

— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

— Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

Обобщение

Круг «От сердца к сердцу»

А класс у нас дружный? Докажите.
Частушки.
1.Много классов в школе нашей,
И любой из них хорош,
А дружнее 2-го
Во всем мире не найдешь.
2.В этом классе все в порядке,
Здесь учёба не стоит,
Не играют дети в прятки,
Ну, а жизнь их здесь кипит.
3.Здесь конфликтов не встречалось
Потому, что все друзья,
Всеми сразу все прощалось,
Здесь мы дружная семья.
4.В нашем классе много ласки,
Дружбы, радости, тепла,
Мы устраиваем пляски
И танцуем до темна.
5.По учёбе впереди мы,
Обгоняем классы все,
И никем непобедимы,
Уважают нас везде.
6.О культурной жизни нашей
И речей мы не ведем
Кто куда нам только скажет,
Так мы сразу все идём.
7.Вам поведали рассказ,
Как живет наш дружный класс,
Вот такие вот дела
В нашем лучшем классе – Да!.

Сегодня мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей чтонибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.

Классный час в 1 классе

"Дружбой дорожить умей!"

Цель: содействовать формированию дружного коллектива.

Задачи:

Выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - дать понятие дружбы;

Научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; - ознакомить с правилами дружбы;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали;
- воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, игра, исполнение песен, создание коллажа дркжбы

Оборудование:
компьютер, телевизор, электронная презентация, песня " По секрету всему свету", "Барбарики", "Дорогою добра". Ватман, клей, фигурки человека, голуби из бумаги.

Ход классного часа:

I . Вводная часть.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (из кинофильма «По секрету всему свету»)

Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня?

И сегодня на уроке мы будем размышлять над следующими вопросами:

2 слайд

Что такое дружба?

Какая бывает дружба?

Где можно встретить дружбу?

Выскажите свои предположения.

А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

Давайте вспомним правила работы на уроке:

Правила работы на уроке:

Быть активным;

Уважать мнение участников;

Быть доброжелательным;

Не перебивать;

Быть открытым для взаимодействия;

Быть заинтересованным;

Стремится найти истину

Послушайте стихотворение о дружбе Юрия Энтина.

Читает 1 ученик

Про дружбу.

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Читает 2 ученик

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

II . Основной этап

Учитель: Так что же такое дружба

1) Беседа о лучшем друге. Расскажите о своем самом лучшем друге и ответить на вопросы:

Какими качествами должен обладать друг?

Может ли ваш друг прийти на помощь?(Учитель записывает качества, называемые детьми на доске.

Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти: 3 слайд

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,

Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: А для чего нужны друзья?

Учитель: Давайте с вами попробуем составит законы дружбы. Поработайте в группах и создайте их.

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) 4 слайд

2) Основные законы дружбы.

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Исполнение песни «Дружба – это не работа»» Барбарики

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды - это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы - это просто.

Воскресенье, суббота.
Дружба – это не работа,
Дружба – это не работа!

Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!

Если свалится счастье, подели его на части
И раздай всем друзьям - это просто.
А когда будет надо, все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

Припев тот же.

Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? 5 слайд

Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Проводить совместные

Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? 7слайд

Животные - наши друзья.

Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?

Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба - это созвучие душ в соединённости судеб».

Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

8слайд

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Нет друга - ищи, а нашел - береги.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

    Друзья познаются в беде.

    Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

    Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним эти песенки и попробуем отгадать из каких мультипликационных фильмов. 9 слайд

    С голубого ручейка начинается река,
    Ну а дружба начинается с улыбки.

    Я иду и пою обо всём хорошем.
    И улыбку свою я дарю прохожим.

    Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
    Нам любые дороги дороги!

    Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

    Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
    Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
    Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

    Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
    Вот, что значит настоящий друг.

III . Заключительная часть

Учитель: А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

10слайд - 16 слайд

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд). Слайд 17

Учитель: Почему вы так решили?

4) Подведение итогов:

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?

Какие выводы Вы для себя сделали?

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

5) Рефлексия:

Давайте создадим коллаж нашей совместной дружбы. Наклеим на ватман фигурку человека, олицетворяющую каждого из нас вокруг земного шара- символа дружбы.

Какие птицы являются символом мира, добра?(Голуби)

И я хотела бы закончить наш классный час такими словами: «Ребята, давайте жить дружно! 12 слайд.

Песня " Дорогою добра"

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Цель: Создатьусловия для формирования и развития нравственных основ дружбы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами взаимоотношения друзей.
  2. Сформировать основы дружелюбия, уважения и чуткости по отношению к друзьям
  3. Расширить кругозор учащихся

Оборудование:

  1. Слайд-фильм «Дружбой дорожить умейте!»
  2. Медиаустановка
  3. Проигрыватель с грампластинками или магнитофон с записями песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»
  4. Книжная выставка «Добро и тепло вокруг нас»

Ход урока


(Рисунок 1. Заставка)

Жили-были два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик зернышек. Обрадовался Чик и решил ничего не говорить своему приятелю Чирику: «Если я зерно раздавать буду, то себе ничего не останется».

Стал Чик один зернышки кушать. И день, и два, и три кушает, а Чирик в это время летает везде, себе пропитание ищет.

Склевал Чик все зернышки, яшичек из под них на мусорку выбросил и не заметил, что несколько зернышек, оставшихся в нем, на землю высыпались.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в мешочек и полетел к своему другу Чику: «Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек. Давай разделим их пополам и склюем!»

Чик отмахивается: «Не надо! Зачем! Ты их нашел – ты и ешь!»

А Чирик в ответ: «Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить все пополам. Разве не так?»

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал все зерно, которое бабушка послала и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.

Взял он эти пять зернышек: «Спасибо тебе, Чирик, и за зернышки, и …за урок!»

О каком уроке говорит Чик?

– Об уроке дружбы. Главное правило этого урока – не быть жадным.

А еще какие правила дружбы существуют?



(Рисунок 2. Обсуждение каждого правила)

– Не меняй друзей: будь постоянным в дружбе

– Всегда будь откровенным с другом

– Не выдавай чужие секреты

– Не бойся просить прощения, если не прав

– Старайся прощать обиду своему другу

– Не груби

– Не злись

– Не жадничай

– Всегда помогай товарищу

– Будь чутким, искренним и честным в дружбе

Так что же такое друзья и что такое настоящая дружба?



(Рисунок 3. Слова зачитывает ребенок)

Дружба! Какое чудесное слово!
Кто не дружил, тот его не поймет!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведет

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий блестящих,
И любая беда – не беда,
Если рядом друг настоящий!

Дружба нужна детям и взрослым в любой жизненной ситуации. Она греет сердца.

Какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

(радость)

А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Вспомните слова известной детской песенки.

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить…

(учат в школе, учат в школе, учат в школе)

А с чего начинается дружба?

(включить песню Пляцковского и Шаинского «Улыбка»)

Кого мы называем настоящим другом?

(Того, кто всегда придет на помощь, никогда не бросит в беде)

А еще настоящие друзья все делят пополам.

У Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение, послушайте его и скажите,

можно ли таких друзей, хоть они и делят все поровну, назвать настоящими?

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног.

Каких плохих качеств не должно быть у человека, чтобы он смог быть настоящим другом?


(Рисунок 4. разобрать каждый пример с детьми, особо уделив внимание малознакомым словам)

(Зависть, лень, эгоизм, равнодушие, робость, пустословие, хвастовство и др.)

Героиня стихотворения Агнии Барто ищет себе подругу, но почему-то никто не хочет с ней дружить. Послушайте стихи и попробуйте ответить почему:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».

Почему Катя не хочет дружить с ней?

Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.

Почему Ильина не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».

Почему Светлова Надя не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!».

Почему же с этой девочкой никто не хочет дружить?

(Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают)

Каким же должен быть настоящий друг?

(Звучит песня Савельева и Пляцковского «Настоящий друг»)

Ребята, вы обратили внимание на слова в песенке о друзьях, которых не разольешь водой? А о каких друзьях так говорят?

(ответы детей)

У Бориса Заходера есть шуточное стихотворение о друзьях – неразлейвода:

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка…
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
И она еще смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

У Расула Гамзатова есть такие хорошие строчки:

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

Учитесь слушать и прощать, а еще «умейте давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение» - как записано в одной древнеиндийской рукописи.



(Рисунок 5)

Подходят ли эти заповеди нам?

(ответы детей комментировать)

Из древней Греции к нам пришли такие мудрые изречения:



(Рисунок 6)

– Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым.

Знай: как изменили нам, старым, испытанным товарищам, так изменят и новым.

– Упрекай друга наедине, хвали – публично.

– Избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей

(Каждое изречение прокомментировать и обсудить)

И снова - хорошие слова о дружбе:

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба!

(Звучит песня Танича и Шаинского «Когда мои друзья со мной»)



(Рисунок 7 – слова зачитать всем вместе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.

"Дружбой дорожить умейте"

Классный час в 4 классе

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кислова Наталья Владимировна

2016 г.

"Дружбой дорожить умейте"

Цели:

Задачи:

УУД:

со взрослыми и сверстниками.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, лепестки, листики желтые и коричневые (для рефлексии), видеоролик, песни о дружбе.

Ход занятия

1.Организация начала занятия.

Приветствие «Подарите улыбки».

2. Мотивация и целеполагание. (Звучит куплет из песни «Давай дружить»).

Кто догадался, какой теме будет посвящен наш классный час? Слайд 1

Тема нашего занятия «Дружбой дорожить умейте »

(Постановка проблемы )

Ребята, как вы думаете, почему сейчас очень много говорим о дружбе? С чем это связано?

В песне прозвучали слова « не трудно дружбу потерять, найти ее трудней».

Как можно потерять и найти дружбу?

Вот и нам предстоит разобраться, почему же нужно дружбой дорожить?

3.«Модель дружбы». Работа по теме.

Но чтобы нам ответить на этот вопрос, давайте сначала поразмышляем, а что же такое

дружба? Что значит дружить?

Кого называют другом? (ответы детей)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой». Слайды 2-3

С.И. Ожегов

4. Работа в группах.

У Вас на столе лепестки. Напишите те качества, которыми должен обладать друг. Соберите цветок. (Дети работают в группах.)

Какие качества вы записали? Почему?

(Дети крепят цветы на доску). С каким настроением у вас ассоциируется слово «дружба», «друг»? (С радостным, светлым, как наши цветы).

Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Настоящий друг – это… Слайд 4

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Казалось бы, что от друга требуется немного. Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.

От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

К другу идут с радостью, он разделит ее с вами.

Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

А какими качествами обладаете вы? (Я-это…) Слайд 5

Мы с вами назвали положительные качества.

Но можно ли представить друга завистливым? Какие еще слова не совместимы с понятием ― дружба? (Ответы детей)

Да, я согласна с вами, ребята. Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» и жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость.

Друг - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому.

Слайд 6 (ОВЗ)

** Ребята, а между кем возникает дружба? Какая дружба вам ближе ?(между одноклассниками ). Почему ? (Возраст, интересы, совместное взросление, взгляды на жизнь, общие дела).

Ребята, а какая картинка на слайде привлекла больше вашего внимания?

  • Почему важно сохранять дружбу?
  • Как это повлияет на вашу дальнейшую жизнь?

5.Сценка (читают 2 мальчика).

А теперь очень внимательно послушайте сценку. Она называется

«Мальчишки и девчонки».

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.

Мальчик 1. С Ленкой в кино ходил? И не стыдно? Да она же...

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же... как ее... Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки - это...

Мальчик 2. Ну что - девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки - они же... с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь - с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Она еще и в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Да еще и ябеда.

Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Да это же... девичья игра. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь - шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Ленку?

Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.

Мальчик 2. Так она же это...

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

- В чем же, в конце концов, убедились мальчики? (ответы детей)

Какими хотят видеть мальчики девочек?

А девочки мальчиков?

(Девочки, мальчики хотят вас видеть добрыми, умными, веселыми, красивыми, а также, чтобы вы умели готовить.

Мальчики , а девочки считают, что вы должны быть смелыми, веселыми, сильными, умными и добрыми. Учтите это.)

  • - Ребята, а какие взаимоотношения в вашем коллективе? Вы дружите? В чем проявляется ваша дружба? Какие для этого качества нужны и важны?
  • Дружба-это ценный дар.

5. ФМ. Мимическая гимнастика. Рукопожатия. Слайд 7-8

6. Комментирование ситуаций.(Консультанты).

А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Задача группы прокомментировать ситуацию и найти из неё выход.

1 группа. Одноклассник употребляет плохие слова и выражения.

2 группа. Твой друг стал получать плохие оценки, родители запрещают тебе с ним дружить.

3 группа. Твой друг совершил плохой поступок, а наказывают тебя.

7. Игра «Закончи предложение».

Можно ли на друга обижаться? А за него порадоваться? За что?

Я обижаюсь на друга, когда... (он дерется)

Я сержусь на друга, когда...

Я радуюсь с другом, когда... (нам весело)

Я доволен другом...

Я радуюсь за друга, когда... (ему хорошо)

Я помогаю другу, когда... (он не может одеться)

Я люблю друга за то, ... (что он мой друг)

Я забочусь о друге, когда... (он болеет)

Я доверяю другу во всем, потому что…

  • Законы дружбы… Слайд 9

8. Итог. Рефлексия.

О чём важном мы с вами говорили?

Почему так важно ценить дружбу, иметь настоящего друга?

  • Ребята, как вы считаете, насколько важным и полезным было сегодня наше занятие для каждого из вас?
  • Перед вами листики желтые и коричневые.
  • Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение - возьмите в руки желтые листочки, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - коричневые.
  • Показ видеоролика «Берегите дружбу, дорожите дружбой».

Дети крепят к доске свои цветы-достижения.

Звучит «Песня о дружбе» (если друг не смеется, ты включи ему солнце…) Слайд 10

Кто знает песню - подпевает.

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу и прекрасное настроение.

Самоанализ воспитательного мероприятия "Дружбой дорожить умейте".

Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу, содействовать формированию дружного классного коллектива.

Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

УУД: Создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Содействовать развитию речевых умений, обогащению словарного запаса.

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения, помогает строить свои взаимоотношения, видеть в людях хорошее и плохое. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация и повышает познавательный интерес учащихся, активизирует их деятельность.

Основная форма организации деятельности школьников – групповая, что обусловлено традициями проведения игры, формат которой я старалась сохранить. Это было верное решение, так как работа в группах позволяет детям развить коммуникативные навыки. Мне же это позволило сделать педагогические наблюдения: как дети общаются между с собой, какая атмосфера в детском коллективе.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

Уровень сложности заданий был оптимальным с учетом возрастных особенностей, поэтому каждый ученик мог дать ответ, высказать свою точку зрения, проанализировать свою деятельность и сделать вывод, дать оценку занятию. Для этого я старалась создавать ситуацию успеха. Каждый ребенок смог проявить себя как личность . На чем и основана технология личностно – ориентированного обучения.

На занятии придерживалась следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Я считаю, что поставленные цели и задачи мною реализованы полностью.



Дорожить дружбой

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Цель: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

    Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

    Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

    Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям.

Ресурсы: два шаблона в виде «Цветика-семицветика»; аудиозапись песен «Настоящий друг» на сл. М. Пляцковского, муз Б. Савельева, «Совершите чудо» на сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина; Плакаты с пословицами (Достық - табылмас бақыт, Человек без друзей, что дерево без корней, Птица сильна крыльями, а человек дружбой и т.д.)

Приветствие гостей

Здравствуйте!

Песня «Совершите чудо»

Слова Е. Головиной,
Муз. Е. Птичкина.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Круг радости

Учащиеся исполняют вместе с учителем песню под фонограмму

Песня «Настоящий друг»

Слова М. Пляцковского
Муз. Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой», - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

Беседа

- Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой. (На доске два вырезанных из бумаги цветика-семицветика. Учитель вызывает к доске 2-х человек и предлагает раскрасить сердцевины цветов в любой цвет. При закрашивании появляются буквы)

- Кого вы называете другом?

- Может ли быть у человека несколько друзей? (ответы учащихся)

Учитель предлагает обсудить предложенную ситуацию (Размышление над ситуацией)

- Как бы вы поступали в подобной ситуации?

- Можно ли было по-другому поддержать друга? (ответы учащихся)

Цитата урока

Учитель обращает внимание детей на цитату урока:

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Как объяснить смысл этой пословицы?

Дружба - Близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании.

(Чтение ученицей стихотворения Агнии Барто)

Беседа:

- Почему с девочкой никто не хотел дружить?

- Чтобы вы ей посоветовали?

- Можно ли человека заставить дружить?

- По какому принципу вы выбираете друзей?

- Какие качества ваших друзей вам не нравятся?

- Какими качествами обладает настоящий друг?

(Ответы учащихся)

Какие пословицы о дружбе знаете вы?

«Без друга на сердце вьюга». (При обсуждении вопросов учащиеся подходят к выводу, что настоящая дружба бескорыстна)

Творческая деятельность

«Пожелание другу» (Учитель предлагает написать на лепестках бумажного цветика-семицветика пожелание своему однокласснику, дети пишут пожелания тому, чье имя написано на лепестке)

Обобщение

Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

Круг «От сердца к сердцу»

(учитель читает стихотворение)

Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

(звучит фонограмма песни, учащиеся подпевают и дарят лепестки с пожеланиями своим друзьям)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: