Учреждений для детей оставшихся без. Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Тем, кто в силу разных обстоятельств всерьез решил усыновить или взять под опеку ребенка, будет небезынтересно узнать, какие же учреждения занимаются воспитанием и образованием детей, оставшихся сиротами. В этой статье мы рассмотрим образовательные учреждения для детей сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.

Классификация данных учреждений регламентируется "Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за №676 от 1 июля 1995 г.

Был использован полуструктурированный вопросник, который был использован в качестве справочного предыдущего исследования, разработанного в детских садах Онгари и Молиной, соответствующих конкретным характеристикам ухода и раннего образования в укрытии.

Анкета позволила собрать информацию о социально-демографических характеристиках педагогов, а также сбор данных, касающихся их личной, профессиональной и институциональной траектории. Инструмент состоит из девяти открытых вопросов и тринадцати закрытых вопросов с наличием вопросов с множественным выбором.

Согласно последней редакции этого положения существует четыре типа таких учреждений.

  1. Детский дом:
  • для детей раннего возраста (с 1.5 до 3 лет);
  • дошкольного возраста;
  • школьного возраста;
  • смешанный.
  • Детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организационно-правовая форма данных учреждений определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство.

    Поскольку это было исследование, проведенное в учреждении, предназначенном для приема и содержания детей, временно или навсегда отделенных от проживания в семье их происхождения, первой мерой было получение судебного разрешения на проведение исследования.

    Проведение личного и структурированного интервью с воспитателями приютов проводилось в разы и дни, которые уважали содержание графиков профессионалов, которые были предназначены для собеседования, а также для удобства самих себя. Вопросы, которые пытались собрать информацию, мнения и личные оценки респондентов, были устно ответены ими, но записаны интервьюером в письменной форме. Статистический анализ был выполнен из расчета частот и процентов, как простых, так и накопленных, учитывая, что в большинстве вопросов номинальный уровень измерения, В случае вопросов дискурсивного характера найденные ответы не были связаны с заранее установленными категориями анализа, поскольку собеседники были свободны обсуждать эту тему.

    В образовательные учреждения для детей сирот принимаются:

    • дети-сироты;
    • дети, отобранные у родителей по решению суда;
    • дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

    В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
    Дети - члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение.

    Затем этот материал был сгруппирован в категории анализа, которые включали тематические единицы. Результаты показывают, что все воспитатели убежища относятся к женскому полу. В результате мы решили использовать термин «воспитатели убежища», чтобы отметить однородность выборки вселенной с точки зрения ее сексуального статуса.

    Расстояние между этими числами выявляет специфические черты исторической траектории воспитания детей и молодежи в стране. Таким образом, происхождение понятия «феминизация» профессиональной деятельности по воспитанию и уходу и их историческое разворачивание не могут быть социальными явлениями, принимаемыми только большинством присутствующих женщин-профессионалов, но также из-за культурной адекватности этой деятельности в сфере личным, женским и знакомым.

    По определению, детский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).
    Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте.

    Другой аспект этого обсуждения ставит вопрос о том, как участие мужчин в этих процессах является социально и исторически. Дети, которые получают образование в школах и детских садах, проводят день в этих условиях, возвращаясь в конце дня в свои семьи, где происходит контакт с такими мужчинами, как деды, соседи и отец. Уже в условиях институционального приема этих возможностей нет.

    Это население, образованное преимущественно молодыми женщинами, которые находились в центральном периоде своего развития как личности, как в семейной сфере, так и в браке и материнстве, а также в профессии, которая обвиняет с точки зрения квалификации.

    Другие образовательные учреждения для детей сирот - дом-школа или школа-интернат (от лат. internus - внутри). Они определяются как "образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей".

    Что касается школьного образования, то большинство имели высшее образование или объявили о завершении средней школы. Только один из всех опрошенных не достиг такого уровня школьного образования. Другие завершили курсы, связанные с другими областями, или не предоставили четкой информации о них. Это означает, что большинство теоретически позволило работать в образовательной сфере, что создало условия, способствующие более последовательному вмешательству с точки зрения проведения воспитательной работы с детьми.

    Почти 20% сообщили о проведении обучения в таких областях, как питание, психология и социальная работа. Однако стоит отметить, что преподаватели, окончившие учебу, подчеркнули, что не находятся в непосредственном осуществлении профессии, поскольку внутри учреждения они отвечали за другие виды деятельности, дистанцировавшись от их академического образования. Поэтому предполагается, что с учетом характера деятельности, проводимой «воспитателем приюта», профессионал со степенью в области психологии, социальной работы и смежных областях будет более квалифицирован для их развития.

    Дети в образовательных учреждениях для детей сирот делятся на полных сирот (у которых родители либо умерли, либо пропали без вести, либо получили пожизненный тюремный срок) и на детей, оставшихся без попечения родителей (родители которых либо отказались от своих детей, либо лишены родительских прав).
    Есть интересное отличие между двумя этими группами. Полным сиротам государство ежемесячно выплачивает небольшие суммы денег, которые аккумулируются на личной сберегательной книжке ребенка и по достижении совершеннолетия у него на счету может накопиться некоторая «стартовая» сумма (что-то около 100 000 руб.). Детям же, оставшимся без попечения родителей, государство не платит ничего, а обязывает родителей отчислять им алименты с заработной платы (отца - 13%, мать - 10%). В результате, в большинстве случаев, ребенок остается без денег, ведь, как правило, высоким моральным обликом такие родители не отличаются и всячески стараются уйти от данных выплат или просто не работают.

    Следует также отметить, что перспективы на будущее перспективны в отношении квалификации преподавателей в изучаемом учебном заведении, поскольку 32, 3% закончили средний курс или посещали определенную степень. Эти данные подтверждают существование структуры, состоящей из профессионалов в процессе учебно-научного образования, хотя в областях, которые иногда далеки от повседневной работы воспитателя приюта.

    Исследование показало, что большинство педагогов сосуществовали в семейных аранжировках, отмеченных одним родителем, и во многих случаях с женскими руководителями домашних хозяйств. Как и дети, ухаживающие за прибежищем, мужская фигура в семейной структуре педагогов была меньше, чем женщина. Поскольку число женщин, вступающих на рынок труда, увеличилось, в том же направлении, процент тех, кто в одиночку взял на себя финансовую поддержку дома. В Бразилии 30, 6% домохозяйств возглавляются женщинами, а на севере страны этот показатель достигает 32, 4%, что является самым высоким показателем среди регионов.

    Еще одна группа, входящая в образовательные учреждения для детей сирот - это специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты. Они созданы для детей с теми или иными отклонениями в развитии (читайте статью "виды детских домов" , где подробно рассказывается о классификации данных учреждений). В таких домах медицинскими средствами, средствами образования и трудовой подготовки, а также методами социально-психологической реабилитации корректируются отклонения в их развитии для последующей интеграции в общество.

    Среди тех, кто имел детей, большинство из них проживало в семьях с небольшим количеством детей. В процентном отношении большинство преподавателей имели ребенка. Остальные объявили наличие двух, трех или даже более детей. Представленные данные провоцируют дискуссию о том, насколько женский опыт в отношении материнства может представлять собой решающий элемент в построении этой конкретной формы профессиональной помощи и замены по сравнению с характеристиками создания в семье. По словам Бронфенбреннера, а также с Лордело, Фонсекой и Араухо, считается, что отзывчивость заботы зависит от множества факторов, присутствующих в физической и социальной среде, в которой живут ребенок и воспитатель, таким образом, с их концепциями о материнстве и детях, а также культурные практики в удовлетворении потребностей детей.


    В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специа-лизированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.
    Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.
    К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:
    а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют - это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют - это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3-6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);
    в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    г) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения рег- ламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:
    детский дом - это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:
    для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
    для детей дошкольного возраста;
    для детей школьного возраста;
    смешанный;
    детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организа-ционную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:
    Семейный детский дом - это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
    Детский дом семейного типа - это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.
    Правительством России принято специальное Постановление «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.
    Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.
    Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав" и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
    Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims - внутренний) - образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.
    Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.
    Организационно интернатные учреждения различаются:
    интернатное учреждение обычного типа;
    интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет - не более 5 детей, а от 4 лет и старше - не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
    интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в ко-тором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.
    Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, ут- вержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:
    коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного об-разования;
    коррекционное общеобразовательное учреждение;
    коррекционное учреждение начального профессионального образования.
    Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:
    неслышащих детей;
    слабослышащих и позднооглохших детей;
    незрячих детей;
    слабовидящих и поздноослепших детей;
    детей с тяжелыми нарушениями речи;
    детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    детей с задержкой психического развития.
    умственно-отсталых детей и др.
    Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения. Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и раз-ностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:
    санаторная школа-интернат;
    санаторно-лесная школа;
    санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей:
    кадетская школа;
    кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.); 1. школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;
    воспитанники воинских частей - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 - постановлением от 21 сентября 2000 г.).
    Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.
    В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем. В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой - необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой- либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)
    Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель - ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, а также своевременное кон-сультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.
    В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, за-щиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:
    приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;
    приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;
    приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;
    семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
    семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.
    Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: