Развитие человека от рождения до смерти. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Базовые определения развития

(страница 1 из 77)

Аверин В. А. Часть I: главы 1 – 11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI–VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV–VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI–VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV–VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV–VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

Браун, Эрих Фромм и особенно Отто Ранк. Беккер пришел к убеждению, что характер человека в основном формируется вокруг процесса отрицания его собственной смертности, что это отрицание необходимо для того, чтобы человек функционировал в мира и что эта броня персонажа препятствует подлинному самопознанию.

Большая часть зла в мире, по его мнению, была следствием этой необходимости отрицать смерть. Из-за его широты зрения и избегания специализации в области социальных наук Беккер был академическим изгнанником за последнее десятилетие своей жизни. «Побег из зла» был предназначен как значительное расширение линии рассуждений, начатых в «Отрицании смерти», в развитии социальных и культурных последствий концепций, рассмотренных в предыдущей книге. Хотя вторая половина рукописи осталась незавершенной во время его смерти, она была завершена из какой рукописи существовала, а также из заметок о незавершенной главе.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© Аверин В. А., 2014

© Виленская Г. А., 2014

© Дандарова Ж. К., 2014

© Деркач А. А., 2001

© Зазыкин В. Г., 2001

© Зимняя И. А., 2001

© Зинченко В. П., 2001

© Костромина С. Н., 2014

Фонд Эрнеста Беккера посвящен многодисциплинарным расследованиям поведения людей с особым акцентом на содействии сокращению насилия в человеческом обществе, используя основные идеи Беккера в поддержку исследований и применения на интерфейсах науки, гуманитарных наук, социальных действий и религии.

Беккер также написал «Рождение и смерть смысла», которое получает свое название от концепции человека, отодвигающегося от простой мыслящей обезьяны в мир символов и иллюзий, а затем разлагая эти иллюзии через свой собственный эволюционирующий интеллект.

© Маклаков А. Г., 2014

© Петанова Е. И., 2014

© Прокофьева В. А., 2014

© Реан А. А., 2014

© Реан А. А., составление, общая редакция, 2014

© Розум С. И., 2014

© Сергиенко Е. А., 2014

© Фельдштейн Д. И., 2001

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Краткая информация об авторах

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 100 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

Травма, связанная с рождением ребенка, представляет собой специфическую травму времени, которая возникла как физический, психологический или эмоциональный ущерб ребенку, - но и матери - во время родов. Рождение является стрессовой ситуацией для матери и ребенка, что может привести к различным осложнениям и вмешательствам. Перинатальная травма отражается в памяти ребенка, который все еще развивается, что может влиять на более поздние модели поведения и формировать личность. Таким образом, травма родов является коллективным термином для многочисленных травм, которые могут возникать в период родов и в подавляющем большинстве случаев даже без терапии.


ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна


ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования и Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 250 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

Однако рождение может привести к различным осложнениям, таким как дефицит кислорода, перегруженность детства или кровотечение матери, что требует использования медицинских вмешательств. Можно упомянуть здесь о лекарствах, которые выдувные воспалительном или удар продвижения, кесарево сечения под общим наркозом или эпидуральной анестезией или использования щипцов или присоски. Выбор этих средств врачами и акушерками влияет на рождение извне и может отговорить нерожденного от его пути рождения, потому что в любом случае решается о ребенке, и он испытывает потерю контроля.


ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной академии акмеологических наук.

Лечение и опыт новорожденных сразу после родов могут иметь травматическое последствия, такие как непосредственное отрезание пуповины, чтобы извлечь для всех исследований, а также измерений и взвешивание сразу после рождения. Особенно травматичным является немедленное отделение новорожденного от матери. Этот контакт с матерью, которая существовала непрерывно более девяти месяцев, сразу после рождения, напугала и ранила новорожденного. Но поведение матери по отношению к ребенку сразу после рождения может привести к травматическому опыту, потому что опытная женщина травмирует ее рождение и чувствует вину за то, что она была не в состоянии ее ребенок в обычном порядке и без медицинского вмешательства, это может отрицательно повлиять на их чувства к ребенку.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 230 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.


ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Освобождение - это концепция психологической концепции шока рождаемости. Хотя психологи говорят о родовой травме, которая может вызвать физические и психологические жалобы, эта тема спорна среди врачей. Рождение человеческого первородного доверия, ибо младенец был в ситуации, которая была изнурительной и пугающей, но он это сделал. В целом, считается, что рождение является мощным опытом в жизни каждого человека и является важной основой для дальнейшего духовного развития.

Впервые Отто Ранг был введен в психоаналитическую теорию, но этот термин стал более важным в области терапии тела и респираторной терапии. Терапевтический успех этих методов заключается в том, чтобы доказать, что повторное рождение ребенка может способствовать важным психологическим процессам исцеления в подходящих рамках.

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Что такое психология?

Психология - это широкая дисциплина, включающая многочисленные области исследований и деятельности. Читайте здесь, что такое психология, каковы области психологии, как стать психологом и какие профессиональные возможности предлагаются в психологии. На первый взгляд этот вопрос об определении психологии можно легко ответить. Таким образом, психология, как она определена, касается описания и объяснения человеческого опыта и поведения, развития человека от рождения до смерти, а также физических причин и внешних факторов влияния.


КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор около 100 работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, декан факультета психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор более 200 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

На второй взгляд вскоре становится ясно, что психология - это всеобъемлющая эмпирическая наука, которая может быть отнесена к областям естественных наук, социальных наук и гуманитарных наук. Многочисленные аспекты, прикладные и исследовательские направления психологии составляют не только определение, но и очень универсальное.

В общем, можно классифицировать психологию в соответствии с англосаксонским определением в когнитивной науке, поведенческой науке и нейронауке. Когнитивная наука - это междисциплинарная наука, которая занимается интеллектуально-сознательными и подсознательными процессами. Помимо познания, это также включает в себя мотивацию, волю и эмоции. Как дисциплина биологии, поведенческая наука изучает поведение животных и людей. В нейробиологии определение нервной системы и ее значение в отношении всех жизненных процессов биологических организмов определяется определением.


ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.


ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

Тот, кто хочет быть активным в психологии, обычно проходит через изучение психологии. Здесь вы узнаете определение психологии, а также различные дисциплины. В степени бакалавра основное внимание уделяется основным предметам общей психологии, личности, развития, социальной и биологической психологии. В дополнение к этому, дисциплин в области прикладной психологии: клиническая психология, экономическая и организационная психология, педагогическая психология. Главный вопрос в программе бакалавра: «Что такое психология и какие области она охватывает?».


РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, председатель научно-координационного Совета РАО по вопросам семьи и детства, директор федерального проекта «Крепкая семья». Автор более 300 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личности, психологии агрессии.

После создания фондов это часто сопровождается специализацией, которая ограничивает сферу деятельности. Например, следует специализироваться в области клинической психологии, если вы хотите пройти дополнительное обучение мастера как психотерапевта. Только это обучение оправдано для проведения психотерапии, а также психологической диагностики и консультирования. Занятие психотерапевта снова является профессией психиатра. Он изучал медицину и специализируется на психических расстройствах и расстройствах.

Каковы типичные профессии психологии?

Таким образом, психологи используются в здравоохранении, образовании, бизнесе и исследованиях. Кроме того, психологи часто являются внештатными специалистами в качестве тренера или консультанта. Области использования в секторе здравоохранения включают общественные практики, больницу, психосоциальное консультирование в школах или социальных учреждениях, спорт, транспорт и юридическую психологию, а также психологическую службу в полиции, пожарной бригаде или бундесвере. Если вы ищете университетскую карьеру, вы должны сделать первые контакты как можно раньше в ходе учебы и стать ассистентом студента в университете.


РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.


СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 150 работ по проблемам психического развития.

Работы как научные сотрудники, преподаватели или докторанты, как правило, пользуются большим спросом. Поэтому важно зарекомендовать себя в экспертных кругах на ранней стадии путем сотрудничества в исследовательских проектах. Для фрилансинга в качестве тренера или консультанта обычно требуется многолетний профессиональный опыт, чтобы развивать и расширять не только практические ноу-хау, но и собственную клиентскую базу.

С профессиональным опытом это также увеличивается. Другими факторами, влияющими на достоинство, являются также отрасль, в которой она активна, а также размер компании или тип объекта, для которого он работает. Так что во многих областях можно простить. Но как вы находите правильный? Чтобы узнать, в какой дисциплине вы хотели бы специализироваться, вы уже должны получить первый практический опыт через стажировки, добровольчество или участие в исследовательских проектах. В большинстве случаев вы уже знаете направление, в котором вы хотите углубить свои знания в степени магистра.


ВИЛЕНСКАЯ Галина Альфредовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.


ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования. Автор около 300 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки его работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.

Вот работа для студентов и выпускников, имеющих и без профессионального опыта, в том числе в области психологии. Откройте для себя захватывающие задания в нашей компании или создайте бесплатный профиль и подайте заявку на компанию вместе с вами. Кстати, это также уже в процессе учебы и помогает вам, как само собой разумеется, найти работу, которая подходит именно вам и вашей квалификации.

Надеюсь, мы сможем дать вам ответ с нашим определением и пожелать вам всего наилучшего для вашего карьерного пути, как психолога! Станислав Гроф, основатель холотропного дыхания, обнаружил, что психологическая структура, а также здоровое и больное развитие не характеризуются исключительно биографическими переживаниями. Вот почему он разработал новую картографию психики. Согласно существующему состоянию знаний, холотропные переживания, структурообразующие воздействия на психику человека, как показано в голотропных дыхательных сеансах, можно суммировать в следующих измерениях.

Часть I
Обзор основных теорий развития

Глава 1
История исследований развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Психодинамически-биографический опыт

Психодинамический - биографический уровень. Он включает в себя жизненно-исторические переживания, также известные из традиционной психотерапии. В отличие от медико-ориентированной терапии, опасные для жизни жизненные события ощущаются непосредственно, более интенсивно и физически в холотропном дыхании.

Перинатальный уровень, то есть опыт вокруг рождения, настолько важен, что он представляет собой решающий переход в развитии человека. В холотропном состоянии сознания необработанные родовые переживания могут снова ощущаться. Это также можно сделать в драматическом ключе.

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка – Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» – первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, – книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых трех лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть ХХ в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, Х. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и др.

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию… как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.

Базовые определения развития

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность .

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии .

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание » и «рост ». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

Созревание и рост

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире – биологический) аспект психического развития. Созревание – это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», – писал К. Коффка (1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» (2000, с. 18).

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост», – уточняет Д. Б. Эльконин (1989).

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития (курсив наш. – В. А. ): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).


Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Генетическая психология – изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология – изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика – изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития – изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология – изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Глава 2
Формы и области (сферы) развития

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

– психофизическая , которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

– психосоциальная , предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

– когнитивная , включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.

Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность , а когнитивных – субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического , поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные – возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности), и вторичные – психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические потребности), результаты взаимодействия которых представлены в темпераменте и задатках.

Личность , по мнению Б. Г. Ананьева, – это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками являются статус, роли, внутренняя позиция личности, ценностные ориентации, которые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер (Ананьев Б. Г., 1977, с. 371).

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта , что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека. Центральное место в структуре свойств субъекта занимает интеллект , понимаемый Б. Г. Ананьевым как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека».

Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.


Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Область (сфера) психического развития – психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Психофизические свойства – свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

Психосоциальные свойства – свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойства – свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Самосознание личности – совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972)

Выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: