Художественная литература для 6 лет. Виталий Бианки: «Лесные домишки». Произведения поэтов и писателей России

Какие книги читать детям 5-6 лет

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки». Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».

Используемая литература.
1. Гурович М. М. Ребенок и книга. - Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург, 1997.
3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: -Психологический журнал.-2001.
4. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына - М.: Лист, 1999.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин « Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.


В шесть-семь лет детки становятся все более самостоятельными, и родителям порой трудно влиять на их поведение. Поэтому так важно на этом этапе поддержать , прививать общечеловеческие ценности и принципы морали. О том, что почитать детям 6-7 лет, мы расскажем в этом обзоре.

Как читать с ребенком 6-7 лет?

Если раньше вы много читали своему малышу вслух, то теперь пришло время поменяться ролями. В возрасте 6-7 лет ребенок должен большую часть книг читать самостоятельно. Почаще просите кроху озвучивать текст для вас, чтобы вы могли оценить технику чтения. Помните, что первоклассник не должен разбивать длинные слова на слоги. Важно напоминать о необходимости пауз в конце предложений и на знаках препинания.

Чтобы развивать умение выразительного чтения, выбирайте произведения с большим количеством диалогов и просите малыша озвучивать разные роли.

Это разовьет навыки актерского мастерства и поможет книгочею лучше представлять сюжет повествования. Предлагайте крохе самостоятельно придумать продолжение истории или продолжить рифмы стихотворения. Это активизирует творческие наклонности и повысит интерес к чтению.

В первом классе ежедневное чтение превращается в скучное домашнее задание, потому важно поддерживать любовь к литературе. Объясните различие между чтением по школьной программе и для удовольствия и развлечения, а главное - подбирайте для малыша правильные произведения.


Какие книги читать детям 6-7 лет?

Даже если вам кажется, что ваш школьник уже совсем взрослый, не стоит мучить его взрослыми книжками с мелким шрифтом. Выбирайте детские издания с красочными иллюстрациями, которые помогут ярче представлять персонажей истории и происходящие события. Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать издания в книжном магазине и дома на полке, чтобы понять, какие жанры ему интересны.

Шестилетние дети уже хорошо знакомы с малыми формами литературы: рассказами и стихами, потому их библиотечку можно разнообразить новыми жанрами: баснями, повестями, пьесами и даже романами.

Важно, чтобы детская литература для детей 6-7 лет состояла из нескольких глав и его чтение можно было растянуть на несколько дней.

Это одновременно пробудит в ребенке желание узнать продолжение, и разовьет терпеливость и усидчивость.

Книжки для детей 6-7 лет не должны быть слишком сложными и серьезными, при выборе книг ориентируйтесь на кругозор своего чада. Малыш должен не просто читать, но и понимать все повороты сюжета, иначе чтение ему быстро наскучит. Выбирайте популярные произведения, ведь в семилетнем возрасте деткам важно легко вливаться в коллектив, а обсуждение прочитанного станет отличным началом разговора.

Выбирая нехудожественную литературу, обращайте внимание на детские энциклопедии и познавательные издания, которые соответствуют интересам вашего книгочея. Мальчишкам всегда нравятся красочные альбомы о машинах, технике и спорте, а девочкам придутся по душе энциклопедии о нарядах или домашних животных. Ужастики для детей так же пользуются в настоящее время особым спросом.


Самый очевидный ответ на вопрос, какие книги читать детям 6-7 лет - это . Если вы уже исчерпали репертуар русских народных сказок, можно переходить к более серьезным произведениям, таким как «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Малахитовая шкатулка» и «Серебряное копытце» П. Бажова, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие работы А. Пушкина.

Особое место среди сказочников занимает Андерсен, произведения которого очень нравятся деткам. История о Герде из «Снежной королевы» не может не тронуть сердца и мальчишек, и девчонок, а злоключения гадкого утенка помогают малышам пережить трудности перехода в новый коллектив.

Разнообразьте репертуар сказок историями народов мира, выбирая лучшие из английской, французской и немецкой литературы. Не забудьте и о непередаваемой атмосфере Востока в историях о волшебной лампе Аладдина, Синдбаде, Али-Бабе и сорока разбойниках.

К этой категории можно отнести и адаптированные для детей легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Среди них есть множество поучительных историй и повествований об отважных героях и ужасных чудовищах, перед которыми не устоит ни один юный любитель приключений.

Большинство литературных произведений экранизировано, по ним созданы фильмы, сказки, клипы для детей.

Русские писатели создали множество увлекательных и поучительных историй для маленьких читателей. Классикой детской литературы давно признаны:

  • «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова
  • «Волшебник изумрудного города» А. Волкова
  • «Конек-Горбунок» П. Ершова
  • «Старик Хоттабыч» Л. Лагина
  • «Двенадцать месяцев» С. Маршака
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова
  • «Три толстяка» Ю. Олеши
  • «Приключения Буратино» А. Толстого
  • «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ларри Яна
  • «38 попугаев» Г. Остера
  • «Приключения Алисы» К. Булычева
  • «Приключения Электроника» Е. Велтисова
  • «Денискины рассказы» В. Драгунского

Зарубежная литература, качественно переведенная на русский язык, также заслуживает внимания. Дети шести-семи лет с удовольствием читают:

  • «Путешествия Гулливера» Дж. Стифта
  • «Том Сойер» и «Гекльберри Финн» М. Твена
  • «Приключения Чипполино» и «Путешествие «Голубой стрелы» Дж. Родари
  • «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе
  • «Хроники Нарнии» Л. Клайва
  • «Артур и минипуты» Л. Бессона
  • «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери
  • «Мэри Поппинс» П. Треверс
  • «Бесконечная книга» М. Энде
  • «Волшебник страны Оз» Фр. Бауме
  • «Маугли» Р. Киплинга
  • «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла
  • «Пэппи длинный чулок» и «Повести о Малыше и Карлссоне» А. Линдгрен
  • «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна
  • первые книги цикла о Гарри Поттере Дж. Роулинг

Это лишь краткий перечень книг, которые подходят для деток в возрасте 6-7 лет. Вы можете изменять и дополнять его по своему усмотрению, в зависимости от вкусов и предпочтений собственного чада.

Кроме этого, отметим, что особой популярностью сейчас пользуется метод по детским книгам. Читая зарубежные книги, ребенок быстрее и легче усваивает чужой язык.

А какие книги вы читаете своим детям?

детям 6 -7 лет по программе «Детство»

Уважаемые родители, почитайте дома детям!

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. По сравнению с предыдущей возрастной группой (5 - 6 лет) изменяется главным образом проза, которую слушают дети. Им становятся доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объему произведений. Прежде всего этому соответствуют сказки – повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия.

1. Русский фольклор. Песенки (обрядовые: к масленице, к Рождеству, колядовые …). Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки, небылицы…).

2.Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – Ясный сокол», «Заколдованная королевна», «Жар птица и Василиса Царевна».

3. Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин – царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской» и др.

4. Фольклор народов мира. Сказки: «Кот в сапогах», «Мальчик – с – пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.)и др.

5. Поэтические произведения: И. Бунин «Первый снег», С. Есенин «Береза», А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало», С. Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Весна», «Мой садик», В. Берестов «Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон», Б. Заходер «Повара», Е. Михайлова «Что такое Новый год», И Токмакова «Кораблик», «Мне грустно», Э. Мошковская Хитрые старушки», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» и др.

6. Поэтические сказки: П. Ершов «Конек – горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Чуковский «Бармалей».

7. Басни поэтические и прозаические: И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец», «Соловей и Ворона».

8. Прозаические произведения русской и зарубежной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»; В. Гаршин «Лягушка – путешественница»; Р. Киплинг «Маугли», Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку», М. Пришвин «Весна в лесу», «Золотой луг»; С. Аксаков «Аленький цветочек», Г, Х, Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Бр. Гримм «Бременские музыканты»; В, Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»; Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; рассказы о детях Л. Толстого и др.

9. Сказки повести: А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»; В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»; А. Милн «Винни – Пух и все – все – все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»; Дж. Родари «Приключения Чипполино»; А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».

для чтения, рассказывания и разучивания

Круг чтения у детей 5-6 лет продолжает расширяться и усложнять­ся. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый под­текст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.). Произведения усложня­ются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будет зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения, литературных пристрастий педагога. В связи с этим предложить примерный перечень литературы довольно трудно. Приве­денный далее список может рассматриваться как ориентировочный.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи- киричи...», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленей­ся...», «Иван, Иван...», «Идет матушка-весна...», «Как на тоненький ледок...», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка-лас­точка...», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар...», «Пчелки, пчелки», «Ранним- рано поутру...», «Свинка Ненила», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ты рябинушка, ты кудря­вая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная...».

Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и се­рый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему ве­лению», «Семь Симеонов - семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист-Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили- были два братца...», «Рассказать ли тебе...».

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Му­ромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Веснянка» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек» (англ., пер. С.Маршака), «Друг за дружкой...» (укр.), «Енот и опоссум» (амер.), «Косари» (молдав.), «Лас­точка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ой, зачем ты, жаворо­нок...» (укр.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Приди, приди, со­лнышко...» (укр.), «Слон и сверчок» (амер.), «Спляшем» (шотл.), «Ста­рушка» (англ., пер. С. Маршака), «Улитка» (молд.), «Я колышки тешу...», «Ястреб» (груз.).

Сказки. «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустов­ского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее - тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер. Б. Немцова.), «Храбрый мальчик» (даг.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе. Я.Аким «Апрель», «Осень», «Мой верный чиж»;К. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка», «Осень»; Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»; С.Есенин «С добрым утром», «Поет зима - аукает...», «Береза», «Черемуха»;В.Жуковский «Жа­воронок»;А. Майков «Осень» (отрывок);Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), «Зеленый шум», «Перед дождем» (от­рывок);И. Никитин «Встреча зимы»;А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» («Евгений Онегин»), «Ель растет перед дворцом...» («Сказка о царе Салтане...»), «За весной, красой природы...» («Цы- ганы»), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Румяной зарею...» («Вишня»), «У лукоморья дуб зеленый...» («Руслан и Людмила»);Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»;И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» (отрывок), «Ко­локольчики мои»;Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан»; А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Лирические стихи о родине. Е.Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»;Ф. Глинка «Москва»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»;Н. Забила «Наша Ро­дина» (отрывок, пер. с укр. 3. Александровой);М.Исаковский «Поез­жай за моря-океаны»;Г. Ладонщиков «Родная Земля»;Н. Рубцов «При­вет, Россия...» (отрывок);И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина».

Стихи об окружающей предметной и социальной действитель­ности. Я.Аким «Жадина»;А.Барто «Помощница», «Уехали»;Е.Бла­гинина «Посидим в тишине»;А. Введенский «Загадка»;П. Ершов «Конек-Горбунок»;Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька»; Г. Кружков «Кросс», «Стихи о чистой посуде»;С. Маршак «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;В. Маяковский «Кем быть», «Майская песенка», «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; С. Михалков «Рисунок»;Ю. Мориц «Домик с трубой»;Э. Мошковская «Обида»;Е. Серова «Новогоднее»;И. Пивоварова «Волшебная палоч­ка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не могу»;Д.Хармс «Очень страшная история», «Иван Иваныч и Самовар», «Кошки», «Миллион», «Что это было?...»;М. Цветаева «У кроватки»;К. Чу­ковский «Айболит», «Воробьишко», «Елка», «Загадки», «Таракани- ще», «Телефон».

Стихи зарубежных авторов. С. Вангели «Парта Гугуце» (пер. с молд. В. Берестова);О. Вациетис «Где живет зима летом?..» (пер с лат. И. Токмаковой);Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня» (пер. с лит. Д. Нагишкина и И. Соколовой);Г Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я.Акима);В. Витка «Синица» (пер. с белорус. А.Шарапова); П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака); Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского);О.Дриз «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр.);Ю. Забанцкий «Щедрый ежик» (пер. с укр. А. Островского);О. Иоселиани «Как появился Бачо» (пер. с груз. А. Эбаноидзе);С. Капутикян «Моя бабушка» (пер. с арм. Т.Спендиаровой), «Кто чем поможет» (пер с арм. И.Токмаковой), «Мы сварили плов» (пер. с арм. И. Токмаковой);М. Карим «Эту песню мама пела» (пер. с башк. Е.Николаевой);Т.Махмуд «Как пыль по заливу» (пер. с азерб. Ан. Чернова);П. Мумин «У нас рабочая семья» (пер. с узб. Ю. Кушака);К. Мурзалиев «Твой дом» (пер. с каз. В. Кор- киной);В. Пальчинскайте «Хлеб» (пер. с лит. Г. Герасимова), «Мура­вей» (пер. с лит. Г. Герасимова);Р. Салури «Как стать человеком» (пер. с эст. Е. Лейн);А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!» (пер. с каз. Т.Ровицкой);А. Сиххат «Сад» (пер. с азерб. А.Ахундовой);В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ. Б. Заходера);К. Тангрыкулиев «Миндаль» (пер. с туркм. Я. Акима), «Совсем как папа» (пер. с туркм. Я. Акима);Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с пол. С. Михалкова).

Веселые стихи. А. Барто «В защиту Деда Мороза», «Веревочка»; Ю. Владимиров «Оркестр»;Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;Г. Кружков «Грозная хозяйка», «Под­ледный лов»;Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской); В.Левин «Бычок», «Джо Билл», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство», «Ночная история», «Сундук»;С. Маршак «Пудель»; Ю. Мориц» «Любимый пони», «Это - да! Это - нет!»; Г. Сатир «Людоед и принцесса и Все наоборот»;Г. Остер «Вредные советы»; Э. Успенский «Память», «Страшная история», «Тигр вышел погу­лять»;Д.Хармс «Бульдог и таксист», «Врун», «Веселые чижи», «Иван Топорышкин» (скороговорка), «Удивительная кошка»; С.Черный «Жеребенок», «На коньках»;С. Ясное «Мирная считалка».

Поэтические сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»;К. И. Чуковский «Приключения Бибигона», «Тараканище».

Басни. И. Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»; С.Михалков «Большая кость», «Заяц и черепа­ха», «Кукушка и скворец», «Муха и пчела».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В. Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь», «Сова», «Хвосты»;Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого ис­чезли полоски»;М. Горький «Воробьишко»;бр. Гримм «Бременские музыканты»;Б. Заходер «Серая звездочка»;У.Дисней «Приключения маленького щенка»;Р. Киплинг «Слоненок»;Ю. Коваль «Заячьи следы»;С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Черный омут»;А.Куприн «Сапсан»;Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и трубочиста Яшу», «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Сказочка про козявочку»;И. Одоевский «Мороз Иванович»; Л. Окнин «Зима»;Л. Пантелеев «Две лягушки»;К. Паустовский «Дре­мучий медведь», «Квакша», «Кот-ворюга»;М. Пришвин «Гаечки», «Золотой луг», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»;Р. Погодин «Как же­ребенок Миша побил рекорд» из книги «Про жеребенка Мишу»; Д. Родари «Мышка, которая ела кошек»;Г. Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Ласточка», «Синица», «Скворец», «Со­рока»;Н. Сладкое «Белка и медведь», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Медведь и солнце», «Осень на пороге»;Г. Снегирев «К морю», «Любопытные», «Пингвиний пляж» из книги «Про пингви­нов»;И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;В. Сутеев «Что это за птица?»;Л. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные соба­ки»;К. Ушинский «Ветер и солнце», «Гадюка», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Четыре желания»;Е. Чарушин «Волчишко», «Во­робей», «Гаяр», «Глупые обезьянки», «Свинья», «Страшный рас­сказ», «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Щур», «Яшка»; С.Черный «Кот на велосипеде»;Э. Шим «Жук на ниточке».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С.Аксаков «Аленький цветочек»;Т. Александрова «Домовенок Кузь­ка»;Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка», «Снежная Королева»;П.Бажов «Голубая змейка», «Серебряное копытце»;В. Гауф «Маленький Мук»;бр. Гримм «Розочка и беляночка», «Храбрый портняжка»; В. Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»;Б.Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; М. Зощенко «Елка»;В. Катаев «Цветик-семицветик»;М. Крюгер «Принцесса Белоснежка»;С. Маршак «Двенадцать месяцев»;А. Ми­тяев «Сказка про трех пиратов»;Н. Носов «Бобик в гостях у Бар­боса», «Живая шляпа», «Заплатка», «На горке»;Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Смородинка»;О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Соловей и роза»;Л. Пантелеев «Большая стирка» из «Рассказов о Белочке и Тамарочке», «Буква „ты"»;Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица»;Р.Погодин «Жаба» из книги «Откуда берутся тучи»;М. Пришвин «Ребята и утята»;Дж. Родари «Большая морковка», «Волшебный барабан», «Дудочник и автомобили», «Хитрый Буратино» и другие из сбор­ника «Сказки, у которых три конца»;А. Толстой «Два товарища», «Девочка и грибы», «Желтухин», «Косточка» из книги «Детство Никиты»;Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»;Э.Шим «Брат и младшая сестра».

Сказка-повесть. А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»; А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, ко­торый живет на крыше, опять прилетел»;А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»;Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»;Дж. Родари «Джип в телевизоре», «Путешествие Голубой Стрелы»;Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»; Туве Янссон «Волшебная зима», «Мумми-Тролли».

Материал из книги:

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: