Про людей, у которых всегда всё плохо. Что такое хорошо

Однажды мой духовный учитель получил письмо от телезрительницы, чей сын умер от рака. Её горю не было предела. Она писала: «Недавно мой восьмилетний сын умер от рака. Он очень страдал… Вы учите, что мы должны любить Бога, но как я могу любить того, кто позволил этому ужасу случиться с тем, кто так невинен? Его жизнь оборвалась, едва начавшись. Это несправедливо. Честно говоря, я начинаю сомневаться в самом существовании Бога. А если Бог существует, то я вынуждена усомниться в том, что Он всемогущ, или всемудр, или что Он действительно сострадает нам и любит нас».

Возможно, у вас когда-нибудь тоже были чувства, о которых писала эта женщина. Каждый из нас или пережил подобное несчастье сам, или однажды прочитал в газете, увидел по телевизору, что с казалось бы невинным человеком, особенно ребёнком, случилось что-то ужасное. И часто у нас в связи с этим начинают возникать сомнения по поводу Бога. Самая распространённая реакция - что Бога нет. На самом деле это один из главных аргументов, выдвигаемых атеистами. Если вы попытаетесь сказать атеисту о Боге, он ответит: «Нет никакого Бога. Если Он есть, то почему в мире столько зла?»

Итак, первая мысль - что Бога нет. Но если мы всё же признаём существование Бога и случается что-нибудь плохое, то какова наша реакция? Одна из возможных реакций - что Бог жесток, что Он на самом деле не любит нас. Что он равнодушен к нашим страданиям. Мы можем даже начать считать Бога садистом, которому нравится смотреть, как мы страдаем. Мы думаем: «Боже, как Ты мог позволить этому произойти?» Как эта женщина - она искренне пишет: «Как Бог мог позволить этому произойти? Если бы Он был неравнодушным существом, если бы Его это действительно волновало, если бы Он чувствовал любовь, то как бы Он мог позволить этому произойти?» Люди не могут понять, как Бог может быть неравнодушным и всё же позволять этому происходить.

Когда что-то плохое случается с хорошим человеком, мы чувствуем сострадание. Мы жалеем этого человека. И начинаем думать: «А почему Бог не сострадает этому человеку, как будто Ему всё равно?» Мы даже можем начать чувствовать гнев: «Боже, как Ты мог позволить этому произойти? У Тебя что, нет сердца?!» И мы начинаем думать, что мы более сострадательны, чем Бог, что мы более чувствительны, чем Бог, что мы любим этого человека, пережившего страдания, больше, чем Бог его любит. Мы любим этого ребёнка, который страдал и умер от рака в восьмилетнем возрасте, больше, чем Бог его любит. А Богу на самом деле всё равно. Он не только не любит вашего сына - Он также и вас не любит, заставляя вас страдать от потери сына. Вот к какому выводу приходят некоторые из нас - что Бог либо равнодушен, либо садист. Иначе Он бы не позволил этому произойти.

Какое ещё объяснение мы можем придумать, почему Бог позволил произойти плохому? Это объяснение таково: может быть, Он не всемогущ и ничего не может с этим поделать. Может быть, Он любит и сострадает, но недостаточно могуществен. Такую попытку «решить проблему зла» или «проблему страдания» предпринял один учёный раввин, написавший книгу «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми». Это богословская проблема, и он решает её, утверждая, что Бог любит нас, но Он не всемогущ. Он бы хотел, чтобы ничего плохого не происходило, но оно всё равно происходят, потому что Он ничего не может с этим поделать. Это вышло из-под Его власти.

Но это означает, что он отрицает существование Бога, потому что, говоря о Боге, мы говорим о том, кто всемогущ. Он любит нас, а также Он всемогущ и управляет всем в совершенстве.

Когда мы сталкиваемся с ситуацией, что с кем-то хорошим случается что-то плохое, мы начинаем сомневаться: «Или Бог не любит меня» или «этого человека… Или Ему всё равно, или Он любит, но бессилен что-нибудь с этим сделать». Ещё одна возможность - что Ему недостаёт мудрости. Может быть, Он не видит.

Все эти реакции нашего ума основаны на ошибочном представлении о наших взаимоотношениях с Богом и с этим миром. Как вы думаете, для чего существуете вы и для чего существует этот мир? Каковы взаимоотношения между этим миром, Богом и вами? Для чего Бог создал этот мир и для чего вы находитесь в нём? Какова цель всего этого?

Чаще всего мы можем услышать ответ, что Бог создал этот мир, чтобы мы могли здесь наслаждаться. Так думают большинство людей. Что цель нашей жизни - наслаждаться миром, а цель Бога - помогать нам наслаждаться. Он создал этот мир, чтобы мы наслаждались, по доброте Своей Он дал нам этот мир для нашего наслаждения. И что происходит, когда всё начинает идти наперекосяк и в результате мы не наслаждаемся, а страдаем? Верно - мы начинаем обвинять Бога. Бог виноват. Бог напортил.

Мы постоянно сталкиваемся с проблемой страдания. Мы страдаем, другие страдают. И это называется словом «плохое». Что такое «плохое»? Страдание. Либо страдание, либо несуществование в этом мире. Смерть.

Вот мы и подошли к главному заблуждению тех, кто страдает и не понимает, что происходит. Это заблуждение звучит так: «Я - материальное тело». Мы думаем: «Я тело, Бог создал меня и создал этот мир для моего наслаждения». И сразу же сталкиваемся с проблемой, которую невозможно решить, пребывая в этом заблуждении. Проблема заключается в том, что наше тело обречено на смерть.

Все, кто жил до нас, умерли. Неотъемлемое свойство нашего пребывания в этом мире заключается в том, что оно временно. Всё, что есть в этом мире, - временно. Наше тело временно. Мы обречены, выжить не удастся никому. «Плохое» означает, что мы не будем жить здесь. «Хорошее» - что мы будем жить здесь. Верно? Но такое представление основано на иллюзии, что этот мир - наш дом.

Мы думаем: «Я тело, этот материальный мир - мой дом, если я буду жить здесь и наслаждаться, я буду счастлив». Если Бог помогает мне наслаждаться, то Он хороший: «Спасибо, Боже, что Ты помогаешь мне наслаждаться, спасибо, что Ты даёшь мне то и это». А когда нас пинком выбрасывают из этого мира, Бог становится плохим. Происходит «плохое». Когда наше тело начинает разваливаться - это «плохо». Мы не понимаем: «В этом мире есть страдание? Как это так?» Почему нас приводит в такое замешательство реальность страдания в этом мире? Потому что это противоречит вашему убеждению, что этому миру положено быть местом наслаждения, созданным совершенным творцом. Богу полагается быть совершенным, Он совершенный творец и создаёт этот совершенный мир, и тем не менее он полон страдания. Мы этого не понимаем. Как плохое может происходить с хорошими людьми? Потому что каждый считает, что его сын, или дочь, или родители хорошие. Верно? И поскольку в конце мы все получаем удар, мы все умираем, все болеем, стареем и умираем (некоторые умирают молодыми, лишённые «прекрасного опыта» старости, или скоропостижно, даже не успев «как следует» поболеть, но от этого не легче) - что уж говорить о зубной боли или боли в животе, - это значит, что плохие вещи случаются с хорошими людьми постоянно. Потому что тот, кто для вас плохой человек, для меня, возможно, прекрасный парень.

Это означает, что Бог «напортил». Мы начинаем думать, что Бог - что? Некомпетентен. Плохой творец. Он создал этот мир как место нашего наслаждения, а оказывается, что это место страдания! Поэтому Бог - несовершенный, плохой творец. Ему недостаёт разума - Он не понимал, что делает, а теперь говорит: «Извините, ребята, не получилось». Или другой вариант - что Он садист, Ему нравится смотреть, как люди страдают. Он допустил страдания намеренно, чтобы можно было развлекаться, смотря на них. Он не любит нас, поэтому и создал мир так, чтобы мы в нём страдали.

Таковы логичные выводы из того представления, что этот мир - наш дом и что мы можем быть счастливы, живя здесь. Но это представление основано на невежестве.

В действительности мы по своей сущности - духовные души. Мы не материальное тело. Мы вечны, мы существовали вечно и будем существовать вечно. Мы не материя, а дух. Мы - неотъемлемые частицы Бога, Верховного Духа. Этот мир, сотворённый из материи, - не наш настоящий дом. Он чужд нам. Мы вечны, а этот мир, все тела в этом мире, все материальные формы - всё временно. Это не наша естественная среда обитания. Мы - как рыба, вынутая из воды. Наш настоящий дом - в мире духа, в царстве Бога, но сейчас мы находимся в этом временном материальном мире.

Для чего Бог создал этот мир? Для чего Он сделал его временным? Для чего Он создал эти материальные формы и для чего я нахожусь в этой временной материальной форме? Для чего мы страдаем, переживаем рождение, болезни, старость и смерть? Для чего все эти люди находятся здесь во всех этих телах? Какова истинная цель существования этого материального мира, материального измерения? Почему оно - место страдания? И что нам с этим делать?

По своей истинной сущности каждый из нас - дух, неотъемлемая частица Верховного Господа, Верховной Души. Я - ребёнок Бога. Бог вечно живёт в Своём царстве и наслаждается там, Он полностью удовлетворён, живя в Своём мире, в Своём измерении, в котором все с любовью служат Ему. Другими словами, в духовном мире каждая душа, каждое существо любит Бога и любит служить Богу.

Я - неотъемлемая частица Бога. Я принадлежу духовному миру, царству Бога, в котором я занят любовным служением Богу и ощущаю своё естественное счастье в связи со своим любовным служением Ему. Таково моё истинное «я». Я дух, и моя естественная функция - с любовью служить Верховному Духу. Но поскольку я - и каждый, кто находится в этом мире, за исключением представителей Бога - поскольку я чувствую зависть к Богу, не хочу быть слугой Бога, а хочу сам быть Богом, поскольку у меня есть желание быть господином, тем, кто наслаждается, меня поместили в материальное измерение, в материальный мир. Вот так мы вошли в мир материальной природы и попали под власть законов материальной природы. Их также называют законами кармы , причины и следствия, действий и последствий. Это называется «быть под властью законов материальной природы», «быть прикованным к колесу рождений и смертей ». В этом состоянии каждый, кто приходит в этот мир, должен страдать.

Мы переживаем рождение - это страдание. Мы стареем - это страдание. Наши тела болеют - это страдание. В конечном итоге мы переживаем то, что нас выбрасывают из этого мира и мы вынуждены получить другое материальное тело. Это называется «смерть». Опыт смерти - это огромное страдание. Но смерть неизбежна. Таким образом, в этом мире повсюду мы видим рождение, болезни, старость и смерть. В этом мире мы постоянно страдаем. Поэтому в ведическом священном писании говорится, что этот мир - место страдания. Почему он место страдания? Он место страдания, потому что ему предназначено быть временным и всё в нём временно. Этот мир не предназначен для того, чтобы быть вечным. Материя как основа этого мира - вечна, но всё, что построено из неё, - временно. Материальный мир - это та часть царства Бога, в которой временность - закон, в которой время - хозяин. В нём мы попадаем под власть законов времени.

Таким образом, Бог создаёт это материальное измерение не для того, чтобы мы здесь наслаждались, а для того, чтобы мы пытались наслаждаться. Чтобы мы могли пытаться подражать Богу, пытаться играть роль Бога. Чтобы мы могли пытаться быть верховным господином, верховным наслаждающимся. Но поскольку мы не Бог и на самом деле не можем быть счастливыми, играя роль верховного наслаждающегося и господина, Бог создал этот мир так, что его неотъемлемой составляющей является страдание. В этом мире страдание неизбежно, потому что он временный. Для чего Бог сделал его таким? Для того, чтобы мы постепенно научились задавать вопросы. Почему я страдаю? Почему этот мир временный? Действительно ли это мой настоящий дом? Действительно ли попытка быть господином и наслаждающимся - моё истинное предназначение в жизни?

У боли и страдания, которые встроены в этот мир, есть цель. Она заключается в том, чтобы мы в конце концов задались вопросом: «Это наш настоящий дом или нет?» У боли есть цель. Неправда, что любая боль - это плохо.

Например, если бы мы не чувствовали боли, жжения, от огня, а только приятное тепло, то могли бы получить смертельный ожог, греясь у костра и невзначай поместив в него свою спину. У боли есть цель. Мы чувствуем жжение и отодвигаемся от огня. Другими словами, боль учит меня тому, что я должен что-то сделать. Я реагирую на боль.

Нам нужно научиться правильному отношению к тому, что боль встроена в этот мир и всегда будет в нём. Она - часть этого мира. И этот факт должен показать нам, что этот мир - не наш настоящий дом. Поэтому мы не должны сокрушаться и сходить с ума от того, что кто-то пришёл в этот мир и жил здесь всего пять лет, а потом по какой-то причине ему пришлось оставить этот мир. Потому что на самом деле причина того, что этот человек должен был оставить этот мир, - его собственная карма. Иными словами, его собственная деятельность в прошлом, в прошлых жизнях. Он что-то сделал, а теперь испытывает последствия согласно законам материальной природы. Что посеешь, то и пожнёшь. Причина и следствие. Поэтому человек оставляет одно тело и получает другое. При этом по сути ничего не меняется, потому что находится ли он в одном материальном теле здесь или в другом материальном теле где-то в другом месте, в другой части материального мира, он по-прежнему будет рождаться, болеть, стареть и умирать. Поэтому вы не должны думать: «О, он был бы так счастлив, если бы мог жить здесь бесконечно долго». Потому что на самом деле этот мир предназначен не для этого и цель жизни не в этом. Цель жизни в том, чтобы развить нашу любовь к Богу. Научиться помнить о том, что на самом деле мы - искры Бога, чтобы в результате этого памятования мы могли оставить это временное материальное измерение и вернуться в царство Бога.

Цель существования этого мира - не в том, чтобы мы могли наслаждаться здесь по полной. Потому что этот мир - место страдания. Мы должны это понять.

Слушатель : Если Бог не несёт ответственности за то плохое, что происходит с нами, значит ли это, что также не Он определяет, что в нашей жизни произойдёт что-то хорошее?

Учитель : Бог не несёт ответственности за плохие события нашей жизни и не решает, что в нашей жизни произойдёт что-то хорошее. Бог не отвечает за последствия нашей деятельности. Иногда мы испытываем хорошие последствия. Может быть, нам неожиданно удаётся разбогатеть. Это не значит, что Бог проявил Свою доброту к нам. Вы, возможно, скажете: «Спасибо, Боже, за Твою доброту!» Но это не значит, что Бог был благосклонен к вам. Это результат вашей собственной прошлой деятельности. Это ваша хорошая карма. И когда с вами случается что-то плохое, не думайте, что Бог плохо отнёсся к вам. А если у кого-то в жизни происходит что-то хорошее, не думайте, что Бог явил свою благосклонность к этому человеку. На самом деле каждый из нас находится под властью законов материальной природы, законов кармы. Мы сеем и пожинаем то, что посеяли. Поэтому перестаньте думать, что Бог необоснованно проявляет доброту по отношению к одним людям и неприязнь по отношению к другим, что он бывает жестокий, а бывает добрый, - это просто не соответствует действительности.

Слушатель : Может ли медитация помочь мне освободиться от реинкарнирования из тела в тело и от власти закона кармы?

Учитель : Да. На самом деле медитация означает сосредоточение ума, сердца, всего существа на Верховном Господе, на ваших взаимоотношениях с Верховным Господом. И когда вы развиваете эти отношения, когда вы приходите к пониманию этих отношений, вы начинаете жить в соответствии с этой реальностью. И тогда, покинув это тело, вы возвращаетесь к Богу, потому что вы развили привязанность к Богу. Вы достигли того, что вы уже больше не привязаны к этому миру. Если вы не привязаны к этому миру, вы не возвращаетесь сюда. Другими словами, когда вы начинаете чувствовать вкус любви к Богу, он становится для вас более сильным вкусом. Вы чувствуете от этого больше счастья, чем от наслаждения материальным миром. Вкус любви к Богу даёт вам большее счастье, чем попытки быть господином мира. И поэтому во время смерти, когда вы оставляете это тело, у вас больше нет кармических реакций, которые вы должны испытать, и вы возвращаетесь к Богу, потому что вы больше привязаны к Богу, чем к попыткам быть господином этого мира.

Слушатель : Я понимаю, что этот мир не наш дом, но разве человек не может всё равно быть счастливым, находясь здесь?

Учитель : Вы можете быть счастливым, находясь здесь, если развиваете отношения с Богом, пока вы здесь. Постарайтесь понять, что Бог - самое привлекательное существо. И дело в том, что Бог всемогущий, и Он также вселюбящий и всепривлекательный. Он самая могущественная личность, но Он также самый привлекательный и любит вас больше всех. Бог личность и вы личность, и вы будете счастливы, когда разовьёте свою любовь к этой Верховной Личности, с которой вы согласно вашей природе состоите в родстве. Он - верховный отец, верховный друг. Не пребывайте в иллюзии, что Бог каким-то образом несовершенен. На самом деле Бог совершенен. Бог - ваш совершенный друг. Вам нужно научиться медитировать на этого верховного совершенного друга. Взращивайте, развивайте свою привязанность к Нему, свою любовь к Нему, и так вы сможете быть счастливыми сейчас. Вы будете счастливы сейчас, а в момент смерти вы сможете оставить тело и вернуться к Нему и быть счастливыми дальше. Реинкарнации больше не будет. Таким образом, с помощью медитации вы развиваете любовь к Богу, на самом деле вы живёте для Бога, и потому вы счастливы здесь. Даже несмотря на то, что в этом мире существует смерть, вы всё равно чувствуете счастье, потому что знаете: я не тело, я вечный слуга Бога, и чувствуете счастье любви к Богу. Даже находясь здесь, вы служите Ему, а затем, когда вы оставите тело, вы вернётесь к Нему.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы - духовная душа, искра Бога,
Объяснение реинкарнации

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

На основе лекции Духовного учителя

Существует распространенное мнение, что хорошим людям живется труднее и хуже, чем плохим. Но не всем понятно, почему так происходит и почему наделенный честностью, преданностью и добротой человек почти всегда обречен на тяжелую судьбу.

В данной статье мы расскажем, почему хорошим людям плохо в жизни.

Основные причины трудностей

Во-первых, хорошие люди привыкли творить добро. Они не идут по головам к поставленным целям и не руководствуются принципом “цель оправдывает средства”. В выборе этих средств они честны и не стремятся достичь желаемого за счет неудобств других людей. Естественно, плохие люди не столь щепетильны и не гнушаются подлыми методами. В итоге они быстрее и легче достигают своих целей, а совесть у них, как правило, остается спокойной. Получается, что хорошие люди реже добиваются карьерных и финансовых высот: человеческий фактор для них важнее упорства и амбиций.

Кроме того, многие плохие люди продвигаются в жизни именно за счет хороших. Последних проще обмануть, склонить к действиям, которые помогут для достижения собственных целей, уговорить и попросить. Они чаще отзываются на всяческие просьбы и готовы помогать другим. Этим и пользуются остальные. И поскольку известно, что человек судит обычно по себе, когда хороший человек обнаруживает, что его просто использовали, ему становится очень плохо. Хорошие люди хуже других приспособлены к жизни и суровой действительности. Они очень тяжело переживают несправедливость и людскую подлость.

Даже в личных отношениях им приходится трудно. Они готовы отдавать больше, чем требуется, но по наивности ожидают благородства и должного отношения и к себе. Когда они его не получают, то замыкаются в себе и сильно страдают. Берегите и цените хороших людей: их сегодня не так уж много!

Однако есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо - то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже.

Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

Lamcdn.net

Фактрум вместес Ольгой Голубицкой , психологом и «сказкотерапевтом», делится с вами моделями поведения таких личностей и методами общения с ними.

1. Манипуляция с целью получить подтверждение - «все плохо»

Как часто Вам встречались люди, которые приходили на дружескую встречу и она превращалась в черную беспросветную полосу? Друг (подруга) вначале нехотя, а потом с нарастающей амплитудой эмоций, говорил(а) о том, что «выхода нет». И это продолжалось от встречи к встрече. В какой-то момент начинаешь думать, что-то тут не так. На все предложения и варианты решения проблемы, человек, не попробовав, сразу говорит «нет». «Ты не понимаешь», «да я похожее пробовал», «это не поможет» - фразы, как круговорот, завлекают, и ты ловишь себя на желании убежать куда подальше. Часто эта мысль «читается» на лице и собеседник говорит: «о, как я тебя замучил(а), извини, я не хотел(а)» - и тут же просыпается чувство вины за свои «недостойные» мысли.

Почему это происходит?

Этот друг (подруга), чаще всего бессознательно, получают внимание и разрешение на бездеятельность. Так как сознание есть у всех и в какой-то момент уединения человек начинает понимать, что он просто не делает ничего со своей жизнью, и что решение проблемы требует слишком больших усилий.

Пообщавшись с Вами и получив подтверждение, что «все-таки плохо», «друг» может спокойно идти домой и без угрызений совести жить дальше по своему сценарию. Попутно рассказчик «слил» вам весь накопленный негатив, «подзарядился» энергией и вполне сносно может жить дальше.

2. Манипуляция с целью самоутверждения

Знакомый(ая) встречается с Вами и расспрашивает про жизнь. В какой-то момент Вы расскажете про свой успех, достижение или что-то положительное, произошедшее в жизни. И тут появляются фразы: «видишь, как тебе везет», «видишь, как тебе помогают», «видишь, какой у тебя муж (жена, друг, отец)», «везет тебе, у тебя жилье (работа, машина, дом и т. д.)». Вы начинаете чувствовать себя виноватым. За что? Почему? В результате таких бесед становится страшно делиться своей жизнью и начинаешь поневоле вспоминать, что же у тебя плохо, чтобы не выделяться.

Почему это происходит?

Снова, чаще всего неосознанно, человек пытается Вам показать, что Ваши победы и достижения - незаслуженные. Таким способом он утверждает свое «Я», подкрепляет теорию «глобальной несправедливости» и снимает с себя ответственность за личную жизнь и позицию в ней.

3. Манипулятор по имени «плохой»

Такая личность весьма интеллектуально одарена, она не позиционирует себя открыто как жертва, и более того, обидится на такое обращение по отношению к ней. Часто, в разговоре, человек реагирует на любое замечание или просьбу фразой «я ж плохой(ая), что ты от меня хочешь?». В отношениях такой партнер может говорить «со мной ничего не получится, я испорчен(а)», «вот видишь, теперь ты обиделся(ась), я же говорил(а)», «мне лучше быть одному(одной), никто не сможет полюбить такого(ую) как я», «я не нормальный(ая)» и т. д. И вы тут же пытаетесь разубедить человека: «нет-нет, тебя просто недооценили, недолюбили» и т. д., твой партнер просто был «дурак (дура)», а я смогу тебя понять».

Почему это происходит?

Этот человек чаще всего себя позиционирует как жертву несчастной любви, обстоятельств, плохих отношений родителей. Он открыто не претендует на жалость, агрессивно реагирует на откровенное сочувствие, и тем не менее постоянно повторяет, что «плохой». Таким образом он получает подтверждение своей уникальности, особенности, и опять же, снимает с себя полностью ответственность за отношения. Ведь он сразу говорил, что он плохой! Что с него взять? Вы сами виноваты. Сами связались. Вас предупредили. И в каком-то смысле он прав, он действительно предупредил.

Как же вести себя с такими людьми?

Последний случай очень хорошо демонстрирует игры в рамках так называемого Треугольника Карпмана - модели взаимодействия между людьми. Согласно этой теории, общение проходит по распределенным ролям: спасатель - преследователь - жертва. Если вы общаетесь с «жертвой», значит, Вы берете на себя роль «спасателя», а общество, жизнь, обстоятельства становятся «преследователем».

Чтобы разрешить ситуацию, важно признать свою роль и желать выйти из этой игры. Модель Треугольника опасна тем, что спасатель часто становится преследователем, жертва спасателем, преследователь жертвой и.д. Значит, если человек перед вами жертва - где-то он преследователь, а где-то спасатель, и у него есть все ресурсы решить проблему. Ваша «спасательская» позиция чаще всего делает Вас жертвой этого же человека, так как в результате манипуляций Вы теряете свою уверенность, энергию или уважение.

Если Вы готовы перестать играть в эти игры, тогда ответьте себе на вопросы:

  • зачем мне нужен этот человек?
  • что я получаю от этого общения?
  • как бы мне хотелось общаться с этим человеком?
  • насколько возможно реализовать это общение по-другому?
  • готов(а) ли я тратить свои силы на решение проблемы другого человека?
  • зачем мне нужно слушать его историю?

Главное в таком общении - это честность перед самим собой. Только признавшись себе в своих желаниях «спасателя» (например), возможно снять роль и освободиться от сценария.

Обязательно ли рвать отношения с этим человеком? А если это близкий родственник или партнер? Тогда важно понимать, что вы не несете ответственность за жизнь другого, если это не ваш ребенок до 18 лет. У каждого человека есть своя жизненная задача и Вы не вправе решать ее вместо него, даже если вам кажется, что вы лучше знаете решение.

Если от общения нельзя отказаться, тогда задавайте собеседнику прямые вопросы:

  • чем я могу тебе помочь - конкретно?
  • что ты готов сам(а) делать?

Помните, наша жизнь - это наш выбор, и мы, и только мы несем за нее ответственность.

Ченрези - воплощение Сострадания Будды.


Сколько я ни искал ответа на этот вопрос в христианстве, не мог найти. Одно только «неисповедимы пути господни…» Более того, наиболее продвинутые православные даже злятся на меня и стращают всевозможными наказаниями «за такие вопросы». Неправильные, мол, я вопросы задаю, не о том спрашиваю. И тут же записывают меня во «враги православия» и самого Господа Бога.

А в буддизме на этот вопрос отвечают легко и просто.

На вопрос, зачем мы живем на свете, непалец ответит: «Чтобы люди, которые, будут жить после нас, меньше страдали». Это люди, которых мы не знаем, но будем присутствовать в них, после того как умрем. Вернее не мы сами (как личность), а первоначальная энергия жизни, которая есть в каждом из нас, перейдет к ним по наследству (в буддизме это называется реинкарнацией, или перевоплощением).

Совершая добрые поступки и очищая свои мысли, мы улучшаем жизнь этих будущих, неведомых нам людей. Неважно, в какой они будут жить стране и через сколько лет.

Нам самим за совершенное добро не будет никакого вознаграждения. Наоборот, одни только неприятности. Но эти неприятности - ничто по сравнению с теми, от которых мы спасаем тех, кто будут жить после нас. Например, совершив доброе дело, мы вскоре можем захворать, потерять деньги или порвать любимую одежду. Но не сделай мы этого, кто-то в будущем понес бы тяжелую утрату или заболел страшной болезнью, испытал нестерпимые муки. А теперь ему это не грозит.

Мы избавили его от этого.

Это называется «созреванием кармы». Вместо того чтобы проявиться в будущем, в чьей-то чужой жизни, она проявляется раньше срока, уже в нашей жизни, но в менее драматичной форме.

Этим объясняется тот факт, что добрым людям выпадает больше невзгод, чем людям недобрым, их преследуют неприятности и неудачи, им не везет. В Непале это хорошо знают и уважают таких людей. Значит, человек хорошо очищает карму и по-настоящему добродетелен, раз ему так не везет!

ВЭТОМСМЫСЛДОБРА.

Совершая его, мы добровольно навлекаем на себя неприятности, чтобы они не выпали на долю других.

Многие европейцы, узнав это, быстро охладевают к буддизму. Кому же хочется страдать за других! На Западе такого человека немедленно запишут в рядовые неудачники, оплюют и подвергнут осмеянию. Потому что нет ничего страшнее на Западе, чем прослыть неудачником.

Ведь мы привыкли жить по принципам «лови момент» и «после нас хоть потоп». А тут даже не родственники, а вообще неизвестно кто…

Это и есть сострадание, без которого невозможно постижение буддизма.

И вот этих людей, имеющих такие убеждения, исповедующих такую религию, американцы и англичане смеют высокомерно называть дикарями! Ну, как же, они сами-то ведь «сверхчеловеки»! Я видел, как они ведут себя там, и мне было стыдно, что я принадлежу к одной с ними расе.

Известно, что все в нашем мире двойственно, и человек — не исключение. В каждом из нас есть плохое и хорошее, недостатки и достоинства, черное и белое. Однако часто кого-то мы называем однозначно хорошим (добрым, «белым и пушистым», ангелом во плоти), а другого считаем исключительно плохим, источником зла. Значит ли это, что человек способен являть собой лишь положительные качества или, наоборот, только отрицательные? Куда при этом девается плохое у хорошего человека и хорошее у плохого? И кто задает человеку критерии хорошего и плохого? Попробуем разобраться.

Не подумайте, что я плохой
Если воспитание ребенка строилось главным образом на том, довольны ли им другие люди, то он вырастает с внутренним убеждением, что должен нравиться окружающим. Должен проявлять хорошие качества, должен совершать хорошие поступки — и делать это не ради себя, а для того, чтобы считаться хорошим. Заметим, что образ хорошего человека достигается через отказ от своих результатов. Хотел поступать в театральный, но пошел на экономический (родителям так спокойнее), хотел жениться, но не женился (маму бы это огорчило), хотела рожать, но не родила (что люди скажут), хотела уехать в другую страну, но отказалась (папа бы этого не понял). Отказываясь от возможностей, которые дарит ему жизнь, человек надеется получить награду в другом месте. «Я наступил себе на горло, отказался от своей мечты, и моя жертва должна быть оценена по достоинству», — рассуждает он. Но кто может оценить эту жертву? Только тот, кому она была принесена. Например, родитель. Он будет доволен вашим решением, похвалит вас, возможно, даже поблагодарит. Но может ли родитель вернуть ребенку любимого человека, любимую профессию или возможность иметь детей? И вправе ли человек спрашивать с родителя?
Каждый раз, когда человек идет против себя, желая сохранить доброе имя в глазах кого-либо, он перечеркивает себе дорогу и сам лишает себя результата. Его единственное приобретение — это звание хорошего человека (послушного сына, образцовой дочери, прекрасного семьянина, терпеливой жены и т. п.). Выражаясь образно, жизнь говорит человеку: вот тебе любовь, профессия, успех, ты только двигайся, шагай в этом направлении. А тот уклоняется и возражает, мол, мне не надо, а то еще подумают, что я плохой.

Под маской хорошего
Когда человек стремится проявлять вовне только хорошие качества, все плохое скрывается внутри. К примеру, если он хочет казаться добрым, то в душе накапливается обида. Если старается казаться весельчаком, то внутри собирается печаль. Существует простая закономерность: чем больше усилий человек направляет на то, чтобы выглядеть в глазах других как можно лучше, тем неувереннее он себя чувствует. Намеренно демонстрируя, что у него все хорошо, он сам при этом живет с ощущением, что у него все плохо.
Скрытые негативные чувства проявляются негативными обстоятельствами жизни. Какими именно — зависит от особенностей личности, но касаются они двух основных аспектов: жизненных трудностей (судьба будто нарочно посылает одно испытание за другим) и болезней. Поскольку негативность скрыта, болезнь часто носит скрытый характер и выявляется тогда, когда помочь человеку уже невозможно. Всегда, когда у вас возникает недоумение — мол, такой хороший человек, почему жизнь так к нему несправедлива и посылает ему столько недугов, — знайте, что перед вами личность, которая боится проявить свою негативность, и за нее это делает тело.
Другое проявление негативности у хорошего человека — внезапный выплеск отрицательности. Такие примеры описаны в романах Агаты Кристи, и, кстати, взяты они из реальной жизни. Примерная жена, добропорядочный священник или уважаемый доктор неожиданно для всех оказываются убийцами, которые на людях играли роль хорошего человека, а сами долгие годы жили с ненавистью в сердце и вынашивали планы мести. В тихом омуте черти водятся: чем дольше человек сдерживал свою негативность, не давая ей вырваться наружу, тем ярче будет ее проявление, накопленное за прошедшее время. Достигнув критической черты, она становится несовместима с жизнью. Не выплесни человек свою ненависть наружу, она разъела бы изнутри его самого.
Причина накапливания негативности внутри себя одна — это страх. Хороший человек боится показаться плохим и постоянно переживает, достаточно ли он хорош. Единственный момент, когда он может расслабиться и не переживать, — когда все ему хлопают в ладоши, явным образом подтверждая, что он хороший. Потребность в одобрении у него столь велика, что ему приходится полностью ориентироваться на других, соответствовать их ожиданиям и угождать им. Из-за этого он не понимает себя и не разделяет потребности на свои и чужие. Ему кажется, что если счастливы все, то и он должен быть счастлив. И он удивляется, когда испытывает прямо противоположные чувства: все вокруг довольны, и только он один остался без результата.
Вот весьма распространенный пример. Приглашая в дом гостей, жена вкладывает в подготовку столько сил, что сама наслаждаться праздником уже не в состоянии. Гости повеселились на славу, наелись от души, а она к концу вечера падает без сил, изможденная и недовольная. Еще и муж с детьми бегают от нее, не желая помочь и разделить с ней всю тяжесть прошедшего веселья. Чаще всего случается ссора, и вечер заканчивается взаимными обидами.
Еще пример из жизни. Одни наши клиенты, молодая пара, обратились к нам на грани развода. Всего два года назад они были совершенно счастливы, сыграли свадьбу, собрались строить дом. Потом подумали и решили, что дом нужен не только им, но и родственникам, причем как с одной стороны, так и с другой. Подумали еще и пришли к выводу, что родственникам дома нужней, чем им самим. В итоге взялись за строительство сразу двух домов в разных местах, а возведение своего отложили. За следующие два года дома для род­ственников были почти достроены, но о своем доме пришлось забыть, так как на работе у мужа начались финансовые проблемы, а отношения в паре ухудшились настолько, что встал вопрос о том, будут ли они вместе. Родные, разумеется, и не подозревали об их проблемах. Между тем потеря результата, материального и душевного, закономерна. Ведь именно за счет отказа от своих возможностей (иметь дом для себя, наслаждаться праздником самой) и достигается образ хорошего человека в глазах других людей.


На лицо ужасные, добрые внутри
В жизни хорошего человека может наступить момент, когда потери от такой модели поведения становятся для него очевидны. Тогда он бунтует, заявляет, что не намерен больше терять себя ради довольства других людей, начинает силой отвоевывать свои результаты и… становится плохим. Ему все равно, что подумают о нем окружающие, чужие проблемы его не заботят, главное, чтобы ему было хорошо. Он ведет себя как эгоист и шагу не ступит без того, чтобы получить для себя хоть какую-то выгоду. У кого-то это случается в подростковом возрасте, у кого-то гораздо позже, к 30 или 40 годам.
Такая модель приносит свои плоды. По сравнению с хорошим человеком плохому легче достигать и удерживать результаты, в особенности материальные. Ведь его не гложет чувство вины, и он способен наслаждаться всеми благами жизни, не беспокоясь о других. К тому же плохой человек в целом здоровее хорошего, потому что всю имеющуюся негативность моментально выплескивает вовне, не боясь прослыть невежливым. Именно этим объясняется расхожее мнение, будто хорошего человека Бог забирает быстрее, а какая-нибудь редкостная сволочь знай себе живет да живет.
На этом, однако, преимущества плохого человека исчерпываются. Его эгоизм не позволяет ему достичь главного — нормального человеческого общения, понимания, душевной теплоты. Плохой человек привык действовать через борьбу и силой добиваться своего. Он конфликтует с окружением и со временем превращается в изгоя или тирана, с которым невозможно договариваться, сотрудничать на равных, дружить.
Как и в случае с хорошим человеком, когда вовне проявляется что-то одно, противоположное остается скрытым. Чем хуже человек выглядит в глазах окружающих, тем больше хорошего спрятано внутри. Как чудовище от любви красавицы превращается в прекрасного принца, так и плохой человек рядом с любящим сердцем способен проявлять самые лучшие человеческие качества.

Двоечник и отличник
Хорошего и плохого можно сравнить с отличником и двоечником. Хороший человек — это отличник, который все делает на пятерку. Он старается понравиться, получить одобрение и всегда опирается на оценку окружающих, своего мнения у него нет. Как известно, отличников любят учителя, зато среди однокласс­ников они как белые вороны. То же правило работает и во взрослой жизни. «Отличника» ценит начальст­во (где еще найдешь такого исполнительного сотрудника), но в коллективе он своим не становится. У него по-прежнему нет веры в себя, и, как и в детстве, идти против мнения авторитетного лица он боится.
Двоечники — головная боль для школьных учителей. А у взрослых «двоечников» конфликт переносится на начальство и органы власти. Им постоянно предъявляют претензии, в чем-то обвиняют, пытаются наказать. Жизнь большого «двоечника» состоит из борьбы и непрерывного отстаивания своих интересов. Если «двоечник» еще в школьные годы научился завоевывать авторитет среди ровесников, то и во взрослом состоянии он сумеет заставить себя уважать или хотя бы бояться. Но его взаимодействие с людьми строится на подчинении. Ни партнерства, ни дружбы при таком подходе сложиться не может.
Если присмотреться, становится понятно, что повзрослевшие «двоечники» и «пятерочники» находятся в детс­ких моделях и действуют не так, как хотелось бы им, а так, как того требует от них подсознательная модель. «Двоечник» реализует протест­ную модель, характерную для подросткового возраста, и беспрестанно доказывает, что он прав и добьется своего вопреки всему. «Отличник» пока не дошел до подросткового бунтарства и все еще находится в модели, при которой он должен получать свои пятерки и нравиться окружающим. Негативным моментом, помимо оговоренных выше, для обоих является то, что ими легко манипулировать. Зная их слабые стороны, ими управляют родители, дети, супруги или окружение.

Как быть
«Двоечнику» для выхода из этой модели необходимо, по сути, только одно: начать проявлять свои хорошие качества. До сих пор они были скрыты, так как, стоило ему дать слабину, этим тут же пользовались окружающие. Уделишь кому-то полдня — он уже претендует на все твое время, поможешь ему однажды — он уже не слезает с твоей шеи, уступишь в чем-то — он уже требует поблажек во всем. Из-за этого человек становится неуступчивым, жестким, эгоистичным. Ему кажется, что все от него чего-то хотят. Но если он поймет, что сам несет в себе это представление, которое и притягивает к нему только таких людей, то увидит возможность другого типа взаимоотношений. Такого, когда люди не только берут, но и дают взамен, когда партнерство становится обоюдно выгодным. Это касается и материальности, и сферы чувств.
Задача здесь — не превратиться из плохого в хорошего, а выйти из образа плохого и далее вообще из связки «плохой —хороший». Для этого надо проявлять разные качества, как негативные, так и положительные. Например, быть где-то жестким, где-то мягким, в чем-то требовательным, в чем-то великодушным, для кого-то толстокожим и непробиваемым, для кого-то чутким и ранимым и т. д.
Хорошему человеку необходимо, напротив, проявлять свои плохие качества и не бояться выглядеть плохим в глазах других. Страх чьего-либо неодобрения восходит к детскому страху перед недовольством родителя. Надо понимать, что взрослый человек — это не маленький ребенок, он не нуждается в одобрении родителя и не обязан пытаться заслужить любовь, жертвуя своими желаниями. Как и в случае с плохим человеком, хорошему важно выйти из оценки «плохой — хороший», но его путь лежит через образ плохого. Так как до сих пор он жертвовал своими интересами и действовал вопреки себе, ему предстоит научиться отстаивать свое мнение, действовать в противовес желаниям других, говорить «нет». Все это неизбежно вызовет неодобрение окружающих и, как следствие, звание плохого. Практика показывает, что труднее всего человеку перестроить отношения с родителем или фигурой, его замещающей. Отказать жене или отодвинуть в сторону желания мужа для людей, как правило, сложности не представляет. А вот сказать «нет» матери или пойти против мнения отца в случае, когда дело касается личных интересов человека, куда труднее. Между тем именно этому и следует учиться, ведь модель «плохой — хороший» изначально закладывается между человеком и его родителем, а не будущим партнером. А в паре уже проигрывается то, что взято из родительской семьи. Однако этап бунтарства — всего лишь переходный период, и в нем не следует задерживаться надолго. Необходимо двигаться дальше, к новой модели, в которой человек сможет проявлять и хорошее, и плохое, не накапливая негативность внутри себя.

Когда каждое качество имеет возможность проявляться в человеке наряду со своей противоположностью, он освобождается от надуманной обязанности проявлять себя односторонне. Свобода выражать себя по-разному дает свободу в действиях и неизменно приносит результаты. Человек выходит за рамки детских представлений о хорошем и плохом. Мир перестает быть белым и черным, люди не делятся на добрых и злых, а жизненные ситуации — на милость и гнев божий. В других людях, как и в себе самом, человек видит светлое и темное и понимает, что не существует ни хорошего, ни плохого. Просто у всего в этом мире есть обратная сторона.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: