Тема: Родительское отношение приемного родителя. Отношение приемной семьи к кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей . Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей-«социальных сирот».

Утрата семьи

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей . Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, отобранный из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить : расставание с семьей – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка.

Достаточно спросить себя: «А хотели бы мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись привычного окружения, всего того, что мы называем «своим»?» Сразу становится ясно, что такое событие не может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями невозможно.

И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.


Привязанность и семья в жизни ребенка

«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - к этим убеждениям приходит большинство детей, покинутых своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается развитие.

Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и поиск эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым развивает мышление и речь ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаток общения со взрослыми приводят к отставанию в интеллектуальном развитии детей.

Именно родительская депривация (изоляция) и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание. (приводится по В.Фалберг «А Child’s Journey through Placement», 1990)

1) Цикл "возбуждение-успокоение":

Возникновение потребности????? Напряжение, недовольство

Доверие.

Безопасность.

Привязанность.

Состояние покоя <---------- Удовлетворение потребности

Систематическая и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения-торможения. Кроме того, благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает к тому, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

2) "Круг позитивного взаимодействия":

Родитель инициирует положительное взаимодействие с ребенком ->

< - Ребенок реагирует положительно < -

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.

3) Признание - принятие ребенка как "своего", как "одного из нас", "похожего на нас" дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного - все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

Основные характеристики привязанности (по Д.Боулби):

*конкретность - привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;

*эмоциональная насыщенность - значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;

*напряжение - появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка ("цепляние");

*продолжительность - чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;

*врожденная потребность в привязанности;

*ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям, если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Типы нарушенной привязанности:

1) Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

2) Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

3) Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.

4) «Размытая» - часто встречающаяся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути является попыткой добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

5) Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.

Приемным детям гораздо чаще, нежели родным, свойственно потребительское отношение. На то есть : неспособность чувствовать благодарность и неумение воспринимать устанавливаемые родителями границы. Чувства и эмоции для этих детей часто измеряются сильными проявлениями, а границы – жесткими запретами.

Для того, чтобы уметь быть благодарным, надо понимать и уметь переживать такие человеческие чувства как любовь, дружба. Их не научили любить. Этому может научить только постоянно находящийся рядом близкий любящий взрослый. Никакие сменяющиеся воспитатели с этим не справятся.

Для детей-сирот становятся материальные вещи, представляющие определенную для ребенка ценность – в каждом возрасте свою. Сначала это еда, позже – игрушки и так далее. Научиться испытывать чувство благодарности за предметы, выданные без естественных проявлений чувств, невозможно. А труд, не конвертируемый в то, что можно съесть или потрогать, вообще уплывает из поля зрения сирот, поэтому им не придет в голову испытывать благодарность за услуги по обеспечению им санитарных условий или образованию.

Что можно сделать, чтобы не вырастить потребителя

Распространенная ошибка приемных родителей – ожидать от сироты благодарности. Она подтачивает фундамент еще не сложившихся отношений между ребенком и его новыми родителями. Никакой благодарности поначалу ожидать не стоит. Лучше всего, если родители будут просто делать свое дело, учитывая особенности сирот, а попутно разговаривать с ребенком, показывая ему, что делается для него с любовью.

Чтобы ребенок начал проявлять позитивные чувства к близким, родителям необходимо самим быть внимательными и доброжелательными к ребенку, потому что этому он учится у родителей. Например, не стоит внушать приемному ребенку безмерную благодарность за то, что его вообще взяли из приюта. Лучше постепенно показывать, что делается для него по мелочам и учить спокойно и вежливо говорить спасибо. Позже можно предоставить ребенку возможность делать для родителей что-нибудь хорошее в ответ и также благодарить его за это.

Вместе с тем важно сразу устанавливать для ребенка правила жизни в семье. Если границы дозволенного и возможного в семье для ребенка будут размыты, он не будет знать, в какой момент нужно сдерживать свои желания и учитывать желания близких. Именно это зачастую становится почвой для развития у ребенка неадекватно растущих потребностей.

Злостных потребителей делают родители

Не все проблемы приемных детей имеют корни в их трудном прошлом. К сожалению, многие неприятности закладываются уже в новой семье, и особенная нагрузка в этом смысле ложится всё на тот же период адаптации.

Очень хочется радовать долгожданного малыша, подарить сиротке совершенно другую жизнь, чтобы дальше идти вместе в спокойное счастье… Однако в этом благодатном порыве, если родителям не приходит в голову вовремя остановиться в своих благих намерениях, закладываются будущие неприятности.

Конечно, праздник должен состояться. Особенно если принят ребенок – понимающий, что он попал к новым маме и папе. Но если не отрегулировать продолжительность и пышность этого праздника, если слишком долго покупать ребенку всё, что он попросит, если бояться ограничить его растущие потребности, то аппетиты ребенка очень скоро станут безграничными, а методы воздействия на родителей для получения желаемого – жесткими и бескомпромиссными.

Распущенный ребенок может кричать, биться головой об стены, ломать свои и чужие вещи, сквернословить и драться до тех пор, пока не получит требуемого. При этом в сознании такого ребенка его собственные требования кажутся ему естественными, а попытки родителей сдержать, объяснить, ограничить – вопиющей несправедливостью к нему.

Впоследствии, если это не исправить, из такого ребенка может вырасти патологический эгоист, не умеющий построить нормальные здоровые отношения ни на работе, ни в дружбе, ни в любви. Такой человек пожизненно будет чувствовать себя глубоко несчастным и несправедливо обделенным всеми. Родителям, желающим подольше нежить приемного ребенка, следует помнить о тяжести подобного будущего и ограничивать прежде всего себя в своих родительских желаниях.

Когда родители – сами потребители

Как ни парадоксально, но бывают и такие случаи, когда ребенок, в общем-то, ведет себя вполне адекватно, но в глазах приемных родителей оказывается злостным потребителем.

Базовые мотивы всех вертятся вокруг пресловутого «счастья в доме». Им хочется полной семьи, детского смеха, милых совместных эпизодов и многого такого, чего одинаково хочется всем. Однако реализовывать свои желания все пытаются по-разному, как умеют, как сами были научены в детстве.

Бывают родители, для которых это самое «счастье в дом» «должен» принести приемный ребенок. Сами того не понимая, они возлагают на него огромную ответственность. Именно появившийся в семье ребенок должен привнести с собой нечто такое, от чего всем сразу и навсегда станет хорошо. Такая инфантильность свойственна родителям, которые сами в детстве недополучили безусловной родительской любви и сами весьма эгоистичны. Им сложно будет разглядеть в приемном ребенке ростки даже той благодарности и любви, на которую он окажется способен.

Эгоистичные родители могут расценивать как потребительство не только нормальные проявления приемного ребенка в период адаптации, но и самые обычные его потребности.

Например, на этапе адаптации довольно часто у детей наблюдается доходящее до обжорства желание постоянно есть всё без разбору или стремление складывать в укромном месте тайком взятые у новой мамы безделушки. Если мама посчитает такое поведение проявлением потребительского отношения к себе, то прогноз для такой семьи можно сделать неутешительный.

Другой печальный пример, встречающийся гораздо чаще, – отношение подростков к своим новым родителям. Для детей этого возраста характерно стремление больше общаться со сверстниками, утрачивая зависимость от родителей и вообще от значимых взрослых.

Подростки, прошедшие сиротское учреждение, – особый случай. Они действительно ведут себя как законченные эгоисты: требуют от родителей покупки дорогих телефонов, уходят к друзьям и пропадают до вечера, не желая учиться и получать профессию. Какое уж тут «счастье», когда от родителей только требуют, ничего не отдавая взамен?!

Да, с приемными подростками нужен особый такт, особое умение выстраивать границы и, главное, умение разглядеть, зацепить и взрастить те росточки привязанности и благодарности, которые такой ребенок способен проявить.

Важно отдавать себе отчет в том, что главная задача приемной семьи – это реабилитация, компенсация и воспитание полноценного человека, способного самостоятельно идти по жизни. Поэтому в начале пути советую ответить себе на вопрос: «Что именно я хочу получить от этого ребенка, и что из того, что я хочу, он способен мне дать?»

Елена Турлина

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Он волнует и сотрудников учреждений, в которых находится ребенок.
Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.

Социальные работники, специалисты органов опеки должны четко уяснить, что прежде чем передавать ребенка в новую семью, необходимо предпринять все возможные меры для сохранения родной.

Почему? Причин тому несколько. И первая, самая главная – это отношение ребенка к своим родителям.

Известно, что как бы хорошо не жилось ребенку в учреждении, он стремится домой, ему хочется либо вернуться в свою собственную семью, либо он мечтает о том, что его найдут новые мама с папой. Английские ученые обращают внимание на неоправданность веры в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, хорошие условия. Поддержание контактов с родственниками имеют
благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Следующая причина – большинство детей после нахождения в детском учреждении, приемной семье, детских домах семейного типа возвращаются по месту закрепления жилья, т.е. к родителям, лишенным родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребенка из семьи, что наносит огромную травму, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют путь своих непутевых родителей.

В связи с тем, что в России активно развивается институт приемной семьи, создаются семейные воспитательные группы, нужно обратить внимание на выстраивание отношений замещающих семей с кровными родителями. Оказывается, что новые родители совершенно не подготовлены к тому, что им придется лицом к лицу столкнуться с кровной семьей ребенка. Это показывает и зарубежный, и наш российский опыт.
опекуны не подготовлены к реакции детей на такие встречи и болезненно переживают изменения в поведении ребенка после таких встреч.

Опекуны не понимают важности регулярных контактов детей со своими родителями.

Если опекуны начинают понимать необходимость связи ребенка с кровными родителями, то им легче принять существование родной семьи ребёнка и как-то приспособиться к ней, чем избегать разговоров с ребенком на эту тему.
Есть притча, мне кажется, что она очень точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую семью.

Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали.
Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.
Две разные женщины, создавшие твою жизнь.
Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем.
Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить.
Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь.
Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя.
Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель.
Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи.
Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы.
Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее.
И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две разные любви.

Психологи убеждены, что если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приемные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства ребенка. Следует радоваться тому, что чувства ребенка не притупились, и бережно сохранять и развивать их.

Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне также думают)». Психологии категорически утверждают, что высказываться о кровных родителях нужно либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее) либо вообще никак.
Момент, когда говорить, у каждого индивидуальный.

Очень важный аспект этого вопроса – это организация контактов и встреч ребенка с родными.
Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 3, статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит: «опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком, по закону являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.
Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: «Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок».

Нас очень волнует, говорить или нет ребенку о его родителях правду, ведь она не очень приятная: родители его погибли в пьяной драке, а до этого решался вопрос о лишении их родительских прав?

По нашим наблюдениям россияне чаше всего или умалчивают, или избегают разговоров на эту тему, отвлекая внимание детей, или придумывают красивую историю о бывших родителях. Естественно, что выбор линии поведения, зависит от многих обстоятельств. Мне хотелось бы рассказать о том, как по исследованиям психологов дети относятся к своим биологическим родителям.

Если дети до двух лет почти не помнят своего прошлого, то у детей 2-6 лет какие-то воспоминания сохраняются на всю жизнь. От этого зависит поведение детей в новой семье. Негативные впечатления вызывают недоверие ко всем взрослым, дети принимают оборонительную позицию, некоторые ведут себя агрессивно и вызывающе, обманывают, присваивают вещи. Дети непроизвольно воспроизводят то поведение, которое наблюдали в семье. Но, довольно часто, встречаются и те, кто с грустью вспоминает родителей, особенно мать.

Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие и формирование личности. Такой ребенок недоверчив к новым людям. Освоившись в новой обстановке, он демонстрирует многое из виденного в семье. Такое поведение вызывает тревогу приемных родителей, они теряются и не могут определить линию поведения. Специалисты и те родители, которые уже имеют опыт воспитания приемных детей, советуют: ничего не следует утаивать от ребенка, а тем более говорить неправду. Есть и народная мудрость, применимая к этому случаю: «Шила в мешке не утаишь».
Дети приходят в этот мир любить родителей безоговорочно, такими, какие они есть. Известна масса случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедиям, а информированность - уберегает, вселяет веру в его новую семью, вызывает благодарность к усыновителям.

Материал составлен учителем-дефектологом Терещенко Н.В.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

Туговикова А.В.

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ

г. Лесосибирск

Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Определение «приемная семья» звучит следующим образом - это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства .

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

    мотив первый - в истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

    мотив второй - семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает взять ребёнка в семью. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Особенностью этого мотива является большое количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

    мотив третий - семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

    мотив четвертый - семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку. В связи с этим приемные родители могут обращаться за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении, а другие ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей.

    мотив пятый - одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления .

Перечисленные нами дисфункциональные мотивы усыновления детей могут приводить к дисгармоничным отношениям в приемной семье. Под дисгармоничным отношениям в семье мы понимаем, в согласии с исследователем Э.Г. Эйдемиллер, которая занималась вопросами психологии семьи, семейных взаимоотношений, это как некий авторитаризм, отсутствие взаимной поддержки и понимания, повышенная конфликтность, агрессия и насилие. Дисгармония семейных отношений дает подростку образцы непостоянства, враждебности и асоциального поведения . Следуя основной мысли в трудах Н.А. Аккерман в области семейной психотерапии, то дисгармоничные семьи характеризуются низким уровнем сплочённости родителей, разногласием в семье в вопросах воспитания детей, повышенной конфликтностью в повседневном общении с ребёнком и недостаточным уровнем эмоционального принятия ребёнка, а также нарушениями протекции в отношении ребенка .

В связи с этим, мы провели обследование приемной семьи с целью выявить причины дисгармоничных взаимоотношений между ребенком и приемными родителями и помочь установить благоприятные отношения в приемной семье.

Следовательно, задачами нашей работы выступили:

    провести в приемной семье обследование по предложенным нами методикам;

    выявить причины дисгармоничных взаимоотношений в замещающей семье.

Для решения поставленных задач мы подготовили и провели методику для выявления личностных особенностей ребенка (подросток, 15 лет): личностный опросник «Большая пятерка» (авт. Р. МакКрае, П. Коста), изучили отношение родителей к ребенку с помощью опросника PARi (авт. Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

Анализируя результаты, полученные по первой методике - личностный опросник «Большая пятерка» (авт. Р. МакКрае, П. Коста), мы выявили, что испытуемый набрал высокие баллы по таким факторам, как:

    Экстраверсия/интроверсия – 58 б.

    Самоконтроль/импульсивность – 67 б.

    Экспрессивность/практичность – 52 б.

Данный факт свидетельствует о направленности психики испытуемого на экстраверсию. Типичные экстраверты отличаются эмоциональностью, общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они склонны к вспыльчивости и агрессивности. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы.

Средние показатели испытуемый набрал по факторам:

Привязанность/Обособленность – 40 б.

Эмоциональная устойчивость / Эмоцион. неустойчивость - 43 б.

Это свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений. Терпимо относятся к недостаткам других людей. Редко понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Средние значения по фактору «Эмоциональная устойчивость / Эмоциональная неустойчивость» характеризуют лиц, неспособных полностью контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как уклонение от реальности, капризность. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. Он чаще пребывает в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Интерпретируя полученные результаты по опроснику PARi (авт. Е.С. Шефер, Р.К. Белл), мы обнаружили, что по первому показателю «Отношение к семейной роли», описываемый с помощью 8 признаками, высокие баллы из них имеются у таких признаков:

    Зависимость от семьи: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

    Несамостоятельность и зависимость матери (отсутствует доминирование матери).

Если говорить о низких показателях, то можно выделить такие признаки: «семейные конфликты», по мнению родителей, они не присутствуют в семье и по признаку «безучастность мужа» также низкие значения – это, наоборот, означает его включенность в дела семьи.

Показатель второй «Отношение родителей к ребенку», включает в себя описание еще трех показателей:

1) По показателю «оптимальный эмоциональный контакт», состоящий из 4 признаков (побуждение словесных проявлений(вербализация); партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком), мы выявили, что по всем признакам средние значения. Делаем вывод, что, по мнению родителей, в их семье присутствует хороший эмоциональный контакт;

2) Смотря на цифровые данные по показателю «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком», который состоит из 3 признаков, мы обнаружили, что по признакам «раздражительность, вспыльчивость» и «суровость, излишняя строгость» высокие баллы. Это свидетельствует о присутствии этих признаков у родителей по отношению к ребенку;

3) По показателю «излишняя концентрация на ребенке» (описывается 8 признаками) высокие оценки у таких признаков:

    чрезмерная забота, установление отношений зависимости

    создание безопасности, опасение обидеть

    исключение внесемейных влияний

    чрезмерное вмешательство в мир ребенка.

Таким образом, мы обнаружили проблему дисгармоничных отношений в приемной семье: испытуемого гиперопекают приемные родители и устанавливают отношения зависимости, но ребенка, в связи с его индивидуальными психологическими особенностями, раздражает данная ситуация и выводит на агрессию в их сторону. На этой почве и возникают дисгармоничные отношения и конфликты в семье.

В связи с полученным результатом, рекомендуем приемным родителям снизить меру опеки над ребенком, ведь чрезмерная забота и установление у родителей отношений зависимости не дает парню стать независимым и самостоятельным, как ему этого хочется. Желательно провести тренинг с семьей на снижение раздражительности и вспыльчивости. Также предлагаем проведение совместного досуга:

Семейные чтения или веселое общение. Время, проведенное за настольными играми (игра в монополию поможет сплотить, а твистер поднимет настроение и повеселит); весьма интересным и оригинальным будет совместное собирание пазлов, изготовленных на заказ, так можно заказать совместную семейную фотографию или фотографию питомца семьи.

Совместное посещение кинотеатра или театрального представления, выезд в в цирк или в парк аттракционов;

Предлагаем заняться спортом всей семьей, семейный досуг могут разнообразить поездки на природу, в лес или на озеро, что поможет укрепить состояние здоровья каждого члена семьи;

Помимо всего прочего, можно посетить познавательные учреждения и вынести из посещения музея или выставки новую полезную информацию;

Все это сплотит семью, окажет благотворное влияние на атмосферу внутри семьи. Не забывайте и о том, что ребенку нужно давать время и для индивидуального времяпрепровождения, не нужно чрезмерно вмешиваться в его мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аккерман Н.А. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

2. Бабурин С.Н. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. - М., 2004.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

4. Басалаева Н.В., Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Технологии работы с замещающими семьями. - Лесосибирск, 2013.

5. Красницкая Г.С., Прихожан А.М. Вы решили усыновить ребенка. - М., 2001.

6. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2002.

7. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии. - М. - СПб.: Фолиум, 1996.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра педагогики


Родительское отношение приемного родителя


Выполнили:

Терентьева Екатерина, Тетерина Наталья,

Ропель Алина, Кузнецова Екатерина


Иркутск 2011г.

Введение


Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений.

Приемная семья - это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.

Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к воспитанию ребенка, отношения между ними и ребенком и отношение к ребенку других членов их семьи.

Не могут быть приемными родителями лица:

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя);

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не в состоянии осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (больные туберкулезом, венерическими заболеваниями и другими тяжелыми заболеваниями

В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с тем увеличивается и число усыновлений, и появляются новые варианты устройства детей, лишенных родительского попечительства.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.


Рассмотрим дисфункциональные семейные правила и границы, которые могут негативно влиять на детско-родительские отношения в приемных семьях


·Семьи с ригидностью семейных правил.

Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функциони- рованием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

·Семьи с жёсткими семейными ролями . Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

·Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке . В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком.

Характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей определяется 3-мя ключевыми факторами:

·мотивом усыновления;

·наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

·степенью гибкости-ригидности семейной системы.


Классификация типов родительского отношения к детям


Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия:

·степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность)

·степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания:

.Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

.Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

В психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения:

·Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга)

·Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н.Дружинин).

·Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

·Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям:

1. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей - важнейшее условие успешности развития.

2. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

3. Прогностичностъ позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

детский родительский приемная семья усыновление

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям


Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

Мотив первый . В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

Мотив пятый. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.


Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей


1) Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение,так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.


Родительское отношение


Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.

Характер и степень влияния родительского отношения на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

религиозность;

социальное положение;

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

религиозность;

национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

социальное положение;

профессиональная принадлежность;

уровень общей и педагогической культуры.

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя - одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности


Список литературы


1.Дружинин В.Н. Психология семьи - СПб.: Питер, 2006.

2.Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними - СПб.: Изд-во "Речь", 2005.

.Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2006.

.Черников А.В. Системная семейная терапия. - М.., 2008.

.Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования, 2001

.Саватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // РГ. 1995


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: