Особенности технологий обучения и воспитания. Технология развивающего обучения

аноним
Инновационные педагогические технологии развития дошкольников

Инновационные педагогические технологии развития дошкольников

МБДОУ «Детский сад г. Калининска Саратовской области»

воспитатель Шуняева О. Н.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах : содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка . В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей , в широком спектре современных технологий .

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают в себе прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности .

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании :

Научные исследования;

Социокультурная среда - потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах ; творческая вариативность педагогов ; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей .

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы : логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий .

Понятие «игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом , которые, могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте , так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

технологию ТРИЗ .

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Г. С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том , что технические системы возникают и развиваются не «как попало» , а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку , так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей , а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск . Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях педагогики Марии Монтессори . Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка .

В качестве составляющих педагогического процесса М . Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы .

Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи .

Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка , способного успешно действовать в обществе.

Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса .

В качестве примера рассмотрим технологию витагенного (жизненного) образования с голографическим подходом. Данное инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А. С. Белкина.

По мнению автора, эта технология должна помогать раскрытию творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Суть педагогического взаимодействия , считает автор, прежде всего в духовном обмене, в взаимообогащении учащих и учащихся.

Основные направления педагогической деятельности включают организацию игровой деятельности, помощь семье в организации полноценного общения, формирование разумных материальных потребностей. А. С. Белкин предлагает следующие специфические приемы формирования необходимых потребностей : «погашение потребностей» , «опережающее предложение» , «переключение к погашениям» , «эмоциональное обволакивание»

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии , использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео) .

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества» , формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Технология развивающих игр Б . П. Никитина представляет собой игровую деятельность, состоит она из набора развивающих игр , которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами , узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, конструкторами. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом. В развивающих играх удается соединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до предела своих возможностей.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

1.4. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

· концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

· технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика)

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.


Глава II. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.

2.1 Альтернатива ДОУ в Пермском крае.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1-7 лет, в том числе и для детей 5-7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» как организационная форма - мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа).

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

Детский сад полного дня;

Группы кратковременного пребывания в детском саду;

Группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

Дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

Дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

1) группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет в 2007-2010 гг. включены следующие регионы:

в Центральном Федеральном округе - Белгородская и Смоленская области, город Москва;

в Приволжском Федеральном округе - Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области;

в Северо-западном Федеральном округе - Вологодская и Новгородская области;

в Сибирском Федеральном округе - Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;

в Южном Федеральном округе - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области;

в Уральском Федеральном округе - Свердловская и Тюменская области в Дальневосточном Федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край.

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

1 уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

2 уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного

возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания - и семьи;

3 уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

1) учебный;

2)совместной деятельности взрослого с детьми и

3)самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

2.2 Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном образовании

К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабатываемый проект «Дошкольное образование» предполагает:

1 выплату ежемесячного пособия на содержание ребенка за счет региональной казны.

2 прорабатывается возможность реконструкции и строительства новых детсадов.

3 рассматриваются новые формы предоставления услуг дошкольного образования.

Губернатор Олег Черкунов поручил краевому министерству образования уже к 2010 году полностью решить проблему очередей в детские сады. Проект, получивший название "Дошкольное образование", сейчас находится в стадии разработки и уже выносится на суд общественности.
В соответствии с проектом до 2010 года в шести территориях края, где проблема с местами в детсадах стоит особенно остро, откроется сразу 11 новых садиков. Из них три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту подвергнутся еще 13 детских садов

Отчасти решит проблему, полагает губернатор, привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады.

Одним из самых важных периодов жизни человека является дошкольное Детство. Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад. Детский сад - лучшее место для приобретения ребенком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. И не менее важным обстоятельством является подготовка к школе. Но, к сожалению, не у всех детей есть возможность посещать детский сад.

По разным причинам малыши могут не посещать дошкольные учреждения. Мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребенком», бабушка, протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.

В саду ребенок приобретает:

Знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия.
- навыки самообслуживания, общественного труда (убрать за собой постель, отнести посуду в раковину, полить цветы и т.п.)

Первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.

Таким образом, развитие ребенка в детском саду можно назвать
- всесторонним: малыш развивается как физически, так и умственно, а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;

Гармоничным: так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду.

Первый вариант замены садика - группа неполного дня.

Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.

Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.

Может быть два вида группы неполного дня:

Посещение специальной группы в саду, которая так и называется «группа неполного дня»;

Посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы).

Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.

Вариант второй: секции и кружки

Второй вариант замены обычного садика - это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду.

Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет заниматься Ваш малыш.

Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2–3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.

Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить потребность детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит 1–2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры. Так же, как правило, в большинстве садов к этим занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней группы, то есть с 4 лет.
Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.

Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.

Вариант третий: няни и гувернантки

Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад. Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.

Но, к сожалению, многие родители прибегают к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.

Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду.

Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось 100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени, которое должно быть потрачено на малыша.

Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для насмешек и изгоем.

Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.

Вариант четвертый: Мини-центры.

Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как альтернативной формы дошкольного учреждения. Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:

Обеспечение низкозатратной моделью дошкольного образования тех, кто не может осилить родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;

Обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с ограниченными возможностями;

Обеспечение ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;

Создание условий для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование.

Но есть и слабые стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как:

Минимализация образовательных услуг, предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами: низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;

Неэффективность деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование;

Слабость нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности мини-центров: есть типовые правила деятельности мини-центров, но не урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений:

Предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.

Характеристика

моделей образования детей старшего дошкольного возраста «Дошкольные образовательные группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования»

1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

1. Количество посеще­ний в неделю 5 дней в неделю в течение полного дня
2. Педагогические кадры Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста
В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте
Преемственность между дошкольным обра­зовательным учреждением и начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению.
Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а"также включает условия для их полноценного питания и отдыха.
5.1. Для обучающих занятий Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий.
5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми Пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
5.3. Для организации самостоятельной деятельности детей Все ДОУ располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образо­вательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство.
6.1. Учебный блок Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается
высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу
Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельно­сти детей Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.
Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ.
7.1. Комплексные про­граммы Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада.
7.2. Парциальные про­граммы Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.
8. Возможности полно­ценного развития детей (широта охвата сфер развития детей) Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы.
10. Охрана здоровья детей

«Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ».

2.Образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ. Количество посещений от 3 до 5 дней в неделю

3-5дней в неделю На период от 2 до 5 часов
2. Педагогические кадры Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Преемственность с более низкой ступенью образования Группы чаще всего предназначаются для старших дошкольников, которые не посещали детский сад, а воспитывались в домашних условиях. Поэтому в них и решаются задачи развития навыков взаимодействия со сверстниками, подготовки к школе в интеллектуальном плане и физического развития.
4. Преемственность с системой начального общего образования Преемственность между дошкольными группами кратковременного пребывания и начальной школой связана с тем, что цели образования связаны с социализацией, личностным и физическим развитием, специальной подготовкой к школе.
5. Особенности пред­метно-развивающей среды Среда предполагает создание условий для совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.
5.1. Для обучающих заня­тий В помещении группы создается специальная рабочая часть для занятий, которые чаще всего организуются в форме совместной деятельности взрослого с детьми
5.2. Для организации со­вместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми Рабочая часть предполагает в первую очередь организацию совместной деятельности взрослого с детьми, кроме этого, пространство группы располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
5.3. для организации са­мостоятельной дея­тельности детей Основное пространство группы отведено для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам.
6. Особенности образо­вательного процесса Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для групп кратковременного пребывания. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
6.1. Учебный блок Практически не используется.
6.2. Блок совместной (партнерской) деятель­ности взрослого с детьми Совместная деятельность составляет основу образовательного процесса: взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополни­тельно мотивируя их своим партнерским участием в деятельности.
6.3. Блок Организация самостоятельной деятельности детей
самостоятельной (свободной) деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала.
7. Особенности образо­вательных программ Образовательные программы, специально предназначенные для групп детей старшего дошкольного возраста кратковременного или временного пребывания
7.1. Комплексные про­граммы Основная образовательная программа носит комплексный характер.
7.2. Парциальные про­граммы Парциальные программы используются для того, чтобы отразить специфику работы учреждения, при котором создана группа; позволяют реализовать возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.)
8. Возможности полно­ценного развития детей (широта охвата Сфер развития детей) Образовательный процесс ДОЛЖЕН охватывать практически все основные сферы развития детей старшего дошкольного возраста.
9. Охрана здоровья детей Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи.

Таким образом, рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. (Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 25 декабря 2006г № 03-2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста»).



... : регуляции внимания, динамической организации движения, моторной активности, общего эмоционального фона организации деятельности и т.д. 3. Разработка МОДЕЛИ вариативной системы дошкольного образования в условиях города 3.1 Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том...

...) при условии нормативного финансирования бюджетных услуг привлекательно для органично развивающихся ДОУ и весьма выгодно для развития системы дошкольного образования в целом. Кроме того, для совершенствования системы управления дошкольным образованием города Иркутска считается возможным внедрение независимой системы оценки качества. Функции муниципальной системы независимой оценки качества: 1. ...

Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогическая система представляет совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, ненаправленного педагогического влияния на формирование личности с данными качествами. Любая педагогическая система отвечает на три вопроса: «зачем» - цель; «что» - содержание; «как» - методы и приемы.

Педагогическая технология новое направление (с 50-х годов) в педагогической науке, занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Перечислим основные инновационные технологии обучения и развития дошкольников.

1.Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Компьютер становится в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность детей; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка; 3. Развитие мыслительных способностей детей.

3. Технология проектного обучения - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры иликультуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Т.е целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.:

  1. 44. Сущность педагогической технологии. Задачная природа педагогической технологии. Этапы развития педагогической задачи.
  2. 14.Подходы к определению, сущность и принципы проектирования педагогических технологий. Тенденции развития современных дидактических технологий. Педагогические технологии воспитательной деятельности.
  3. Тема 13. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
  4. 11.Взаимосвязь понятий (категорий): дидактика, методика, педагогические системы, педагогические технологии, педагогические техники.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда - потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

концептуальная основа;

технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).



Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, техно логии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин - «компьютерная технология обучения ». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию , как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Программа «Из детства в отрочество» (руководитель Т. Н. Доронова) задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, в своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовки к погружению в систему образования.

Цельпрограммы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др.

Задачи программы:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

развитие творческой активности детей, воображения;

укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии - интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающем миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;

особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

общие задачи воспитания;

представления (ориентации);

практические умения;

уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

заключение.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширения круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство).

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение.

Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева и др.)

Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.

Первое - это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка - это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе - это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие - это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.). В основе программы «Развитие» - личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

В задачи программы входит развитие:

сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;

способностей к наглядному моделированию;

элементов логического мышления.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

Технология ТРИЗ

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть - творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ - теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап - это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап - разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести - вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед - это не вода. Решение задачи - перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности - игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Инновационные нововведения (инновации) классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический (образовательный) процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных направлений или компонентов), модульные (взаимосвязанные направления нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы целого); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); по предмету обновления (в содержании дошкольного образования, в образовательной технологии, в условиях, в которых протекает образовательный процесс – предметно-развивающая среда и характер взаимодействия взрослого с ребенком).

Педагогическая система представляет совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (См. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2000. С. 176). Любая педагогическая система отвечает на три вопроса: «зачем» - цель; «что» - содержание; «как» - методы и приемы.

Педагогическая технология новое направление (с 50-х годов) в педагогической науке, занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. Технология обеспечивает управляемость образовательного процесса (См. там же.

В современной литературе педагогические системы классифицируются на основе концепций развития ребенка: авторитарная система воспитания; система свободного воспитания; демократическая система воспитания. Педагогическая система, ее инновационный характер зависит от педагогической теории, как системы знаний, описывающих и объясняющих строго вычлененный круг педагогических явлений. Современное понимание педагогической технологии раскрыто в книге В.П. Беспалько (См. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989), в трудах Ш.А. Амонашвили (См. Личностно-ориентированная основа педагогического процесса. – Минск, 1990). Позиция авторов заключается в понимании педагогической технологии как средства взаимодействия педагога и ребенка в педагогическом процессе.

Современные образовательные программы для дошкольников включают инновационное содержание и технологии.

Теоретические основы технологии заложены в Концепции дошкольного воспитания (1989) ее авторами В.В. Давидовым, В.А. Петровским. Современные инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей посредством данной технологии включают:

Механизм ее осуществления: признание субъектности ребенка, диалогизация, дифференциация и индивидуализация, организация педагогической поддержки;

Построение образовательного процесса посредством разных типов и видов диалога, который, по выражению М.М. Бахтина, является формой взаимодействия «между равноправными и равнозначными сознаниями»;

Учет «зоны ближайшего развития, сензитивных периодов» детства. В связи с этим организация разнообразных форм жизнедеятельности ребенка;

Организация и задействование разных вариантов развития, обучения, воспитания: культурологическая концепция (Р.М. Чумичевой), экономическое воспитание (А.Д. Шатова), индивидуально-ориентированное обучение (А.Д. Давидчук), индивидуально-дозированное (Т.И. Ерофеева);

Разные подходы в организации педагогической поддержки: направленность деятельности педагога; стратегия и тактика; система мероприятий, обеспечивающих дифференциацию детей по интересам, проблемам развития, склонностям.

Итак, технология личностно-ориентированного подхода к детям нацелена на преодоление авторитаризма взрослых, на необходимость коренного изменения отношения к ребенку – признание его в качестве субъекта воспитания и обучения и основанная на субъектном взаимодействии педагога и ребенка.

Большое внимание в теории и практике дошкольного образования уделяется технологиям обучения и развития детей (См. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002; Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. – М., 2000; Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1995).

В центре внимания авторов стоит развитие познавательной деятельности детей, умственных способностей. Все большее место в решении этой задачи занимает технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (автор Г.С. Альтшуллер). Главная идея теории состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Таким образом, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет в достижении результативности и эффективности организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Тема: Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлений. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия: законы и закономерности: принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. (Более подробно характеристику см. в учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» /Под ред. Л.Г. Нисканен. - М, 2002. С. 54-59).

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитания детей дошкольного возраста. В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий, направленных на развитие детей. Точкой отсчета в этих условиях становится личность ребенка, как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Характер воспитания определяет воспитательная система, которая характеризует стиль отношений педагога и воспитанников: авторитарная, свободное воспитание (либеральная), демократическая. .

Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории - где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории (3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн, А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании (поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).

Теория привязанности (основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт). В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: