Внешкольные учреждения. Внешкольные учреждения в первые годы советской власти

В конце XIX – начале XX в. в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен внешкольными учреждениями: детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Наиболее известными внешкольными учреждениями были детский клуб «Сетлемент» (создан в 1906 г. С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), общество «Детский труд и отдых» (1909) и колония «Бодрая жизнь» (1911), организованные С. Т. Шацким. Педагоги (С. Т. Шацкий, А. У Зеленко, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, П. Ф. Лесгафт, Л. Д. Азаревич и др.) считали главной задачей внешкольных учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению С. Т. Шацкого, в клубе должно проявиться все, что «задавлено в детях жизнью».

Таблица 1

Направления воспитательной работы Формы внеклассной воспитательной работы
Умственное воспитание Викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и т. п.), устный журнал и др.
Нравственное воспитание и самовоспитание «Круглый стол», пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа «Культура общения», «Единство прав и обязанностей», заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.
Трудовое воспитание и профориентация «Мастерская Деда Мороза», кружок «Умелые руки», «Книжкина больница», ремонтная мастерская класса, шефская работа; встречи с представителями разных профессий, экскурсия на производство и др.
Эстетическое воспитание Литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный диско-вечер, праздники искусств, выпуск рукописных альманахов и др.
Физическое воспитание «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье, физической культуре и др.

После установления советской власти внешкольная работа велась в основном клубами. В небольших клубах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Детские клубы были центрами общественно-политического воспитания школьников. На базе клубов создавались внешкольные союзы и братства. Внешкольную работу вели также кооперативы, сельские просветительские общества и кружки и их территориальные союзы. В 1919 г. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшей задачей внешкольных учреждений подъем культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти. В соответствии с этим внешкольные учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-политическую пропаганду. Народным домам и клубам отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры.

К середине 1930-х гг. сложилась сеть профильных внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, техников, туристов; детские спортивные школы и др.). Среди внешкольных учреждений выделились комплексные центры – дома пионеров и школьников, возникшие как детские политические клубы и обобщившие опыт идеологического воспитания учащихся. К концу 1930-х гг. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились три самостоятельных направления: учебно-кружковая, методическая, массовая работа, которые в дальнейшем утвердились как основные функции всех детских внешкольных учреждений.

В 1950-1960-е гг. на дома пионеров и школьников решением комсомольских органов по согласованию с органами народного образования были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комсомольского актива и вожатых. В их обязанности входила методическая помощь пионерским дружинам и школьным комсомольским организациям.

В 1960-е гг. оживлению внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях Ленинграда. До середины 1980-х гг. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль методических центров пионерской организации. Кризис в пионерской работе вызвал критическую переоценку многими педагогами роли и места внешкольных учреждений в системе образования и воспитания, их педагогической эффективности. Но и в этих условиях во многих учреждениях силами энтузиастов проводилась интересная работа.

Во второй половине 1980-х гг. с развитием концепции непрерывного образования воспитательно-образовательная деятельность заняла приоритетное положение в системе работы внешкольных учреждений. Наиболее распространенными были следующие исторически сложившиеся типы внешкольных учреждений:

· Дома (дворцы) пионеров и школьников (с 1990-х гг. – дома пионеров и учащихся). Одним из первых был открыт Дом пионеров в Хамовническом районе Москвы (1923), возникший на базе детского клуба «Трудовая коммуна». Первый Дворец пионеров появился в Харькове (1935). С конца 1980-х гг. многие из этих организаций перепрофилировались в центры досуга (центры творчества, эстетического воспитания) учащихся и молодежи и т. п.

· Станции юных натуралистов. В 1918 г. открылась Станция любителей природы (биостанция), ставшая первым внешкольным учреждением в стране. С 1919 г. при ней действовали летняя колония и школа-колония.

· Станции юных техников. Первая Центральная детская техническая станция была открыта в 1926 г. В 1920-е гг. станции стали центрами развития технического творчества учащихся, в 1930-1940-е гг. они способствовали школьному движению изобретательства и рационализаторства, а с 1960-х гг. в их деятельности усилилась научная сторона технического творчества и расширилась экспериментальная работа.

· Станции юных туристов. Первым внешкольным учреждением этого профиля стало Бюро школьных экскурсий (1918). Детские туристско-экскурсионные станции были созданы в 1934 г. В разные годы они участвовали в проведении всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций, слетов, соревнований.

· Детско-юношеские спортивные школы. В 1934 г. они появились в Москве и Тбилиси как детские спортивные школы, с 1953 г. стали именоваться детско-юношескими (ДЮСШ). Для подготовки так называемого олимпийского резерва существуют специализированные школы (СДЮШОР). В школах организуются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. ДЮСШ призваны создавать условия для занятий физкультурой и спортом всем желающим школьникам.

После принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» начался процесс преобразования внешкольных учреждений в центры дополнительного образования. В этих учреждениях наметилась тенденция к соединению общего, специального и дополнительного образования. В них стали организовываться лицеи, гимназии, ремесленные школы и др.

Сегодня действуют следующие виды учреждений дополнительного образования (УДО): центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. В работе этих учреждений стали участвовать творческие союзы, спортивные комитеты и другие ведомства, научные учреждения.

Учреждения дополнительного образования предоставляют детям и молодежи широкий спектр различных видов деятельности (занятия техникой, художественным творчеством, физической культурой, спортом, туризмом, краеведением и др.), стремятся, чтобы эта деятельность была посильной, конкретной и в то же время достаточно сложной (содержательно и технологически), требующей интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Многие учреждения становятся центрами экономического образования детей. Работа ориентируется на проявление самостоятельности, в том числе в выборе способов достижения цели, на удовлетворение потребности личности в самоутверждении, самопроявлении и самоактуализации. Эти учреждения создают одновозрастные и разновозрастные коллективы (секции, студии, ансамбли и др.). Для производительного труда школьников организуются мастерские, малые фабрики игрушек и сувениров, кооперативы. УДО могут самостоятельно реализовывать свою продукцию. Особое внимание уделяется социальному творчеству.

Внешкольная воспитательная работа в УДО проводится по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам. Она строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Внешкольная работа расширяет межличностные связи школьников, способствует обогащению их жизненного опыта. Широкие полномочия имеют советы внешкольных учреждений, в которые входят воспитанники, педагоги, представители общественности. По инициативе учащихся во внешкольных учреждениях могут создаваться детские и юношеские общественные объединения.

Основные цели деятельности УДО:

Развитие интересов и способностей личности,

Удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности,

Восстановление сил и укрепление здоровья детей.

Взаимодействие школ и УДО осуществляется на основе общих направлений деятельности и способствует созданию в окружающем социуме новых центров воспитания и образования различной содержательной направленности, удовлетворяющих потребности и увлечения детей. Одни центры действуют на базе школ, другие – на базе УДО, а третьи создаются совместными усилиями по месту жительства при музеях, стадионах, предприятиях. Создание таких центров расширяет сферу влияния воспитательных систем образовательных учреждений, выявляет новые перспективы их развития.

На практике наиболее часто используются следующие формы взаимодействия школы и УДО:

· участие педагогов школ в работе УДО (в качестве руководителей детских объединений, методистов, консультантов, участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);

· участие педагогов дополнительного образования в работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования и т. д.);

· создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;

· организация на базе школ филиалов УДО;

· подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми; совместное участие в праздновании знаменательных событий и дат;

· проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха;

· совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания и образования;

· подготовка методических и дидактических пособий, программ к действующим воспитательным системам;

· проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей;

· повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений;

· совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).

средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Различают Внешкольные учреждения общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма, - дворцы и дома пионеров и школьников , детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и др., и специализированные- станции юных техников , станции юных натуралистов , детские экскурсионно-туристские станции , детско-юношеские спортивные школы , детские железные дороги и пароходства, автотрассы, клубы юных автомобилистов, юных моряков, пионерские лагеря и др. К Внешкольные учреждения в широком смысле относят также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей (см. Детская библиотека , Театры детские , Детское кино ). Внешкольные учреждения находятся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флотов, а также профсоюзов, комитетов по физкультуре и спорту и др. Работают под руководством ведомственных организаций и комитетов комсомола.

В СССР первые Внешкольные учреждения были организованы в 1918 (Биологическая станция юных любителей природы в Москве, Художественная школа для детей трудящихся в Ленинграде), с 1923 стали создаваться дома пионеров. В 1935 в Харькове открылся первый дворец пионеров, в Тбилиси - первая детская железная дорога, в Одессе - детская игротека. В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей.

Внешкольные учреждения функционируют круглогодично. Ведут работу: организационно-массовую - слёты, праздники, лектории, кинофестивали, конкурсы, смотры, встречи, выставки, игры и т.д.; инструктивно методическую - с пионерским и комсомольским активом, пионерами-инструкторами, старшими и отрядными пионервожатыми, педагогами, руководителями различных кружков и клубов и др.; обобщают и распространяют лучший опыт внешкольной работы с детьми; учебную - различные кружки, клубы, общества, ансамбли песни и танца, театры, оркестры и т.д. По содержанию внешкольная работа разнообразна: общественно-политическая - отряды красных следопытов, музеи краеведения, боевой и трудовой славы, истории комсомола и пионерской организации, клубы интернациональной дружбы, агитбригады и т.д.; образовательная - кружки, клубы, научные общества учащихся, выставки детского творчества и т.д.; общественно полезная - помощь стройкам, колхозам и совхозам, озеленение посёлков и городов, ученические производственные бригады, трудовые десанты, выполнение заданий музеев, научно-исследовательских учреждений и др.; физкультурно-спортивная - спортивные и туристские клубы, секции, общества, спартакиады, военно-спортивные игры, пионерское четырёхборье, соревнования на приз газеты «Пионерская правда»; художественно-творческая - изостудии, оркестры, ансамбли и хореографические коллективы, кукольные театры, музыкальные клубы, олимпиады, смотры и фестивали и т.д. Внешкольная работа организуется как на базе самих Внешкольные учреждения , так и за их пределами: по месту жительства, в детских парках, в пионерских лагерях и т.д.

Работа во Внешкольные учреждения строится на основе примерных программ, утверждаемых министерствами просвещения (народного образования).

Г. П. Чубарова.

Статья про слово "Внешкольные учреждения " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4468 раз

Дворцы и дома пионеров и школьников, внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно-методическими центрами…

Станция юных техников в СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр работы по технике со школьниками. С. ю. т. находятся в системе министерств просвещения…

Станция юных натуралистов в СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр юннатской работы со школьниками. С. ю. н. находятся в системе министерств…

Детская экскурсионно-туристская станция, внешкольное учреждение, являющееся организационным и инструктивно-методическим центром экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Работает под…

Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) в СССР, внешкольные специальные спортивные учреждения, основной задачей которых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных…

Пионерский лагерь, воспитательно-оздоровительное учреждение для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет), организуемое на время летних и зимних каникул советами и комитетами профсоюзов совместно с…

Детская библиотека в СССР, внешкольное учреждение, работа которого направлена на коммунистическое воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание…

Театры детские, самодеятельные детские театральные коллективы, одна из форм детского творчества. Создаются в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях с целью формирования и…

Детское кино, произведения киноискусства - художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся…


Внешкольные учреждения, в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно-методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Различают В. у. общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма, - дворцы и дома пионеров и школьников , детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и др., и специализированные- станции юных техников , станции юных натуралистов , детские экскурсионно-туристские станции , детско-юношеские спортивные школы , детские железные дороги и пароходства, автотрассы, клубы юных автомобилистов, юных моряков, пионерские лагеря и др. К В. у. в широком смысле относят также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей (см. Детская библиотека , Театры детские , Детское кино). В. у. находятся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флотов, а также профсоюзов, комитетов по физкультуре и спорту и др. Работают под руководством ведомственных организаций и комитетов комсомола.

В СССР первые В. у. были организованы в 1918 (Биологическая станция юных любителей природы в Москве, Художественная школа для детей трудящихся в Ленинграде), с 1923 стали создаваться дома пионеров. В 1935 в Харькове открылся первый дворец пионеров, в Тбилиси - первая детская железная дорога, в Одессе - детская игротека. В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей.

В. у. функционируют круглогодично. Ведут работу: организационно-массовую - слёты, праздники, лектории, кинофестивали, конкурсы, смотры, встречи, выставки, игры и т.д.; инструктивно методическую - с пионерским и комсомольским активом, пионерами-инструкторами, старшими и отрядными пионервожатыми, педагогами, руководителями различных кружков и клубов и др.; обобщают и распространяют лучший опыт внешкольной работы с детьми; учебную - различные кружки, клубы, общества, ансамбли песни и танца, театры, оркестры и т.д. По содержанию внешкольная работа разнообразна: общественно-политическая - отряды красных следопытов, музеи краеведения, боевой и трудовой славы, истории комсомола и пионерской организации, клубы интернациональной дружбы, агитбригады и т.д.; образовательная - кружки, клубы, научные общества учащихся, выставки детского творчества и т.д.; общественно полезная - помощь стройкам, колхозам и совхозам, озеленение посёлков и городов, ученические производственные бригады, трудовые десанты, выполнение заданий музеев, научно-исследовательских учреждений и др.; физкультурно-спортивная - спортивные и туристские клубы, секции, общества, спартакиады, военно-спортивные игры, пионерское четырёхборье, соревнования на приз газеты "Пионерская правда"; художественно-творческая - изостудии, оркестры, ансамбли и хореографические коллективы, кукольные театры, музыкальные клубы, олимпиады, смотры и фестивали и т.д. Внешкольная работа организуется как на базе самих В. у., так и за их пределами: по месту жительства, в детских парках, в пионерских лагерях и т.д.

Работа во В. у. строится на основе примерных программ, утверждаемых министерствами просвещения (народного образования).

Г. П. Чубарова.

Исторический обзор возникновения и развития системы внешкольного образования в Москве

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жиз?ни». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые клубы для детей.

Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов.

В начале века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам.

На рубеже Х1Х-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Сеть образовательных учреждений города была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке - для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные а 1897 году. В разные годы здесь преподавали И. М. Сеченов, И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов,Л.В. Собинов и др.

Таким образом, возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. С момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XX века. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому.

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок), где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей»; в 1910 году Шацкий создал аналоги?чное общество - «Детский труд и отдых», а в 1911 году - летнюю колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, на земле, при?надлежащей М. К. Морозовой.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая считала игры основным методом физического воспитания детей).

В предвоенные годы новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бой-скауты» (по английскому образцу).

Правительство придавало большое значение развитию скаутского движения, получившего в начале XX века широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и даже в Китае. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 году гвардейским офицером О. И. Пантюховым в г. Павловске. К 1917 году дружины и отряды скаутов действовали в 143 русских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. В Москве отряды юных разведчиков возникли в 1910 году по инициативе преподавателя Александровского военного училища штаб-ротмистра Григория Алексеевича Захарченко. Оживлению скаутского движения способ?ствовало создание в 1914 году Московского общества содействия юных разведчиков «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке И. И. Чайковского). Покровительницей этого общества была великая княгиня Елизавета Федоровна.

В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девизом скаутов были слова: «Будь готов!», заимствованные впоследствии пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.

После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.

Особый импульс развитию внешкольного образования, отделу внешкольных учреждений дал Первый Всероссийский съезд по просвещению, проходивший в Москве 25-28 августа 1918 года. На съезде работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

В Москве в апреле 1918 года детям был передан особняк купца Свешникова (Б.Полянка, д. 45), в котором открыт Дом ребенка «Пчелка». С этого Дома ведет свою историю современный центр дополнительного образования -Центр досуга и творчества «На Полянке».

В июне 1918 года открылась биологическая станция юных любителей природы. Организатором и бессменным руководителем на протяжении многих лет был впоследствии основоположник школьного курса биологии и методов ее преподавания Борис Васильевич Всесвятский. С первых же дней своего существования биостанция стала застрельщиком юннатского движения, она вела большую опытническую работу. На станции были организованы курсы для учителей, издавался «листок юных натуралистов». В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы.

Станция стала организационным и инструктивно-методическим центром юннатской работы в стране. Непосредственная работа с детьми, выполнение функций собственная внешкольного учреждения имели уже второстепенное значение.

Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.

В 1920 году создан и начал действовать Государственный театр для детей, позднее Детский театр под руководством Н. И. Сац.

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

Об огромном значении, которое придавалось этой работе в 1920-30-е годы, говорит хотя бы тот факт, что Моссовет и МГК ВКП(б) принимали специальные постановления о проведении школьных каникул. Так, в мае 1931 года Президиум Моссовета решил устроить 1 июня общегородской День школы с «мобилизацией внимания всей широкой пролетарской общественности вокруг вопросов школьной жизни и летней работы с детьми».

В строго секретном постановлении о проведении зимних каникул, принятом бюро МГК ВКП(б) в декабре 1935 г., предусматривалась организация первого Московского детского фестиваля искусств, «похода юных техников - отличников учебы в научно-исследовательские институты и встречи детей с академиками и профессорами в их лабораториях», а также костюмированный бал, лыжные пробеги, «зимний праздник счастливого детства» и т.д. К внешкольному воспитанию привлекались видные деятели культуры: так, в 1919 году в качестве инструктора МОНО по изобразительным искусствам работал известный художник К. Ф. Юон.

Особое внимание уделялось летнему отдыху детей. Уже с 1918 года Наркомпрос и МОНО занимались организацией детских колоний как в Московской, так и в других губерниях. Организация отдыха стала прочной традицией. В 1925 году был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В 1936-1937 годах открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

Особое внимание уделялось развитию сети различных технических станций для детей, что объяснялось необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, технически грамотных рабочих для новостроек. Страна вступила в период бурной индустриализации, и развитие детского технического творчества стало одной из главных задач внешкольного образования в 30-е годы. Кроме больших станций, где были возможности для многопрофильного развития интересов ребят, создавались и отдельные технические кружки в школах.

В 20-30 годы сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивается и охватывает основные направления внешкольной работы с детьми.

В начале 1936 года по решению бюро МГК ВКП(б) был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. К 1940 году существовали также городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция. Детский театр теней. Театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в районном подчинении в конце 1930-х годов насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников.

В период 20-30-х годов идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко. К 1939 году в Москве работало уже 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров».

После победы Октябрьской революции произошли принципиальные изменения и в детском движении. Скаутские организации, как сугубо буржуазные, не могли пользоваться расположением властей. В первые годы советской власти предпринимались попытки создать движение красных скаутов, закончившиеся неудачей. В октябре 1919 года II съезд комсомола принял решение распустить скаутские организации.

19 мая 1922 года 2-я конференция РКСМ постановила приступить к организации пионерских отрядов. В октябре того же года V съезд комсомола принял решение объединить эти отряды в одну организацию «Юные пионеры им. Спартака», которая 21 января 1924 года получила имя В. И. Ленина (с марта 1926 года - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

В 1918 году началось создание коммунистических организаций старшеклассников - гимназистов и реалистов, так как первоначально комсомол объединял, как правило, рабочую молодежь. В 1918-1919 годах в столице действовал союз учащихся-коммунистов, по инициативе которого в апреле 1919 года в Москве состоялся Всероссийский съезд учащихся-коммунистов. Съезд высказался за объединение с комсомолом и принял резолюцию «О школьной революции», в которой содержались призывы к совершению «школьного Октября» и введению неограниченного самоуправления учащихся. Вскоре, летом 1919 года, организации школьников-коммунистов вошли в состав РКСМ.

В последующие годы работа комсомольских ячеек в московских школах организовывалась под руководством школьных отделов МК и райкомов ВЛКСМ.

При поддержке педколлективов и комсомола в Москве бурно развивалось пионерское движение. С 1932 по 1935 год число пионерских отрядов увеличилось более чем в 2 раза и достигло 4398. В них осваивали навыки социального творчества почти 200 тыс. юных москвичей. На пионерских сборах обсуждались все волнующие события жизни страны в 30-е годы. Так, увлечение пионеров Челюскинской эпопеей вылилось в массовую организацию географических кружков. В школах и домах пионеров работали художественные, технические и спортивные объединения; литературные, драматические, технические и музыкальные студии развивали творческий потенциал детей. К 1934 году в школах Москвы работали свыше 2 тыс. таких кружков.

С 1933/34 учебного года в Москве стали организованно проводиться зимние каникулы учащихся. Зимой 1935/36 учебного года в городе прошел первый детский фестиваль искусств, в ходе которого было организовано бесплатное посещение школьниками театров, кино и музеев.

Следует отметить, что если до 20-х годов система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.

В конце 30-х - начале 40-х годов значительное внимание уделялось при этом оборонным вопросам - в связи с милитаризацией всей жизни страны в условиях жесткого военного противостояния, началом второй мировой войны. В городских и всесоюзных оборонных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом участвовали многие сотни московских учащихся. Юные москвичи заняли на них первое место в стране (1940), стали первыми участниками военизированных игр.

В 30-40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений -специализированные и комплексные.

В этот период значительно повысилась роль внешкольных учреждений через увеличение охвата подростков. Одновременно с этим повышается значимость индивидуально-личностного подхода, расширяется сфера его применения, повышается статус ребенка как личности.

К концу 1940 года сеть внешкольных учреждений насчитывала в системе народного образования 1846 учреждений.

Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью ребят, педагогов и общественных организаций Москвы. Дети и педагоги городского Дома пионеров, районных домов откликались на все начинания в городе во имя конкретной помощи фронту. Ребята собирали: цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Это был труд ремесленных кружков.

В специфических условиях 40-х годов деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. Только в 1942-1944 годах пионеры и школьники выработали на полях колхозов и совхозов 589 млн. трудодней! В это же время ребята собрали 186 тыс. тонн лекарственных и других полезных дикорастущих трав и растений! Пионеры собрали сотни тысяч тонн металлолома.

Годы войны ярко продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десятки тысяч широко известных специалистов, конструкторов, ученых, начинавших свой путь в технических кружках, внесли достойный вклад в развитие технического прогресса, а в годы Великой Отечественной войны с честью защищали свободу и независимость нашей Родины».

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

В 1946 году впервые после войны зажглись огни самой «главной» елки страны - кремлевской. В апреле 1947 года впервые как всенародный праздник было отмечено в городе его 800-летие.

В послевоенные годы школьные комсомольские и пионерские организации стали все больше внимания уделять учебно-воспитательной работе: помогать школе и учителю добиваться прочных знаний у школьников, укреплять дисциплину и вовлекать учащихся в посильную общественно-полезную работу. В марте 1947 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении работы пионерской организации».

В 1950-60-е годы сеть внешкольных учреждений продолжает расти. Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 1957 году в Москве имелось 16 детских парков и 4 детских городка при парках культуры и отдыха для взрослых, около 50 детских спортивных школ, 34 детские музыкальные школы. Городской клуб юных автомобилистов, городская станция юных натуралистов, городская экскурсионно-туристическая станция, 3 детских театра, 5 специальных детских кинотеатров, 89 детских библиотек, стадион юных пионеров, работали детские сектора при профсоюзных клубах.

В различного рода школьных кружках постоянно занимались свыше 100 тыс. учащихся. Особенно возросло количество технических кружков. Почти во всех школах имелись хоровые коллективы. Начиная с 1950 года в Москве ежегодно проводились школьные, районные и городские праздники песни. Из года в год улучшался отдых юных москвичей во время зимних и летних каникул.

Отдел школ и вузов МГК ВКП(6) 2 июня 1947 года провел специальное совещание, посвященное вопросу летнего отдыха школь?ников. В каждом районе была введена должность лагерного организатора. В 1957 году в пионерских лагерях отдыхало уже около 300 тыс. учащихся. Это стало возможным благодаря тому, что за десять послевоенных лет московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями под Москвой было построено свыше 500 стационарных пионерских лагерей, расположенных в живописной местности.

В 50-е годы по инициативе Мосгороно широко развернулась сеть палаточных туристских лагерей для старшеклассников. Это была одна из удачных форм воспитательной работы, основанная на самодеятельном отдыхе учащихся.

В 1957 году в Москве работало 150 городских пионерских лагерей. Дальнейший рост системы учебно-воспитательной работы в московских школах намечался в пятилетнем плане развития народного образования в Москве на 1956-1960 годы.

Во всех школах города проводились открытые комсомольские собрания и пионерские сборы. Несмотря на идеологическую окраску, жизнь пионеров и комсомольцев в послевоенной московской школе была наполнена самыми интересными и разнообразными делами. Ребята ходили в походы, знакомились с родным краем, участвовали в работе многочисленных кружков, занимались художественной самодеятельностью, спортом и т.п. Все это требовало упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (апрель 1952) была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления.

В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утверждает единые Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения: содержание, формы и методы работы.

Большую помощь пионерским дружинам и отрядам в их работе оказывали внешкольные детские учреждения, прежде всего, дома пионеров. Пионерская и комсомольская работа в московских школах направлялась ЦК ВЛКСМ. В целом пионерские и комсомольские организации за послевоенное десятилетие сыграли большую роль в улучшении учебно-воспитательной работы школы.

Период 60-х годов - период «оттепели» характеризуется дальнейшим подъемом внешкольной деятельности. Возникают детские автотрассы, клубы моряков, речников, детские и юношеские астрономические общества, появляются специальные учреждения по работе со старшеклассниками (дома комсомольцев-школьников, военно-спортивные клубы и др.), укрепляется их материально-техническая база. Широко распространяется инициативное строительство. На комсомольские средства построены дворцы пионеров в Воркуте, Котласе, Южно-Сахалинске, Новополоцке и др. На базе крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, колхозов были созданы станции юных техников, детские технические станции, военно-технические школы.

В б0-е годы труды пионеров внешкольной работы оказались востребованными.

Разработанный А. С. Макаренко принцип единства воспитательных воздействий на ребят получает конкретизацию в практическом взаимодействии внешкольного учреждения и школы в воспитании актива.

К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

развитие их инициативы и самодеятельности;

общественно-полезная направленность деятельности;

разнообразие форм внешкольной работы;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением. Во всех школах под руководством пионервожатого, организатора внеклассной работы или завуча по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские органи?зации. Вместе с тем школьные общественные организации несли не только идеологичес?кую нагрузку, но и играли важную культурно-образовательную роль, а кроме того, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе.

Практически во всех московских школах были открыты многочисленные кружки: юных техников, юных натуралистов, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД).

1 июня 1962 года в Москве на Ленинских горах открылся новый Дворец пионеров. С первых дней существования Дворец пионеров стал штабом пионеров столицы. Именно здесь начинались увлекательные и полезные дела, которые стали московскими и всесоюзными операциями:

военно-спортивная игра «Зарница»;

кампания «Пионеры СССР - Вьетнаму»;

Всесоюзная трудовая операция «Чукотка», объявленная по предложению Московского городского пионерского штаба;

«Костры пионерской отваги» - инициатива московских пионерских лагерей;

сбор металлолома для БАМа;

Всесоюзный поход бережливых;

Операция «Реке - чистую воду» и поисковая операция «Пионерская слава». Дворец пионеров являлся методическим центром для всех внешкольных учреждений города. В 1960-70-е годы массовым явлением стали школьные музеи, среди которых наиболее распространенными были музеи боевой славы.

Особую роль в воспитании учащихся играла ленинская тематика. Во многих школах существовали музеи, залы и уголки В. И. Ленина. В советский период сложилась целая система ритуалов празднования различных знаменательных дат и событий, в том числе и связанных с народным образованием, среди них День знаний. В подготовке Дня знаний участвовали и внешкольные учреждения, помогавшие в разработке сценария праздника, оформлении школы, проведении выставок и спортивных мероприятий.

Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культ просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Большую воспитательную работу с детьми проводят профсоюзы. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств.

Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика.

В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: в работе с ними используются проведение экспериментов, опытов, практических занятий; экскурсий, поход, экспедиция, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

Таким образом, 70-80-е годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.

Методическим центром пионерской работы в столице являлся городской Дворец пионеров. Последним Дворцом пионеров, построенным в Москве, стал Зеленоградский (1989).

Воспитательной работой с учащимися столицы занимались 55 детских юношеско-спортивных школ районного подчинения, 13 детских парков культуры и отдыха, 8 станций юных техников, 2 художественные школы, станция юных туристов и клуб юных моряков, речников, полярников. Всего в 1981 году внешкольное воспитание детей осуществляли 126 учреждений. Эта стройная и разветвленная система позволяла удовлетворять многочисленным интересам детей и подростков. Однако на воспитательной работе в школе с давних пор лежал отпечаток бюрократизма и формализма, особенно усилившийся в 1960-80-е годы, когда грамотно составленный отчет часто ценился выше самого мероприятия.

Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда.

Для решения возникших проблем необходимы экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса.

Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80-90 годов.

Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

Следующий период (1989-1990) характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы.

Острый кризис переживают детские организации, которые должны играть важную роль во внешкольном воспитании. В 1991 году после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых. Московским комитетом образования была поставлена цель создать в каждом муниципальном районе свой Дом творчества, найти для этого помещение, кадры, привлечь детей. Опыт и положительные начинания некоторых подростковых клубов были одобрены и рекомендованы для распространения коллегией МКО 27 апреля 1995 года, обсудившей вопрос «Социально-педагогические аспекты организации свободного времени детей и молодежи в Москве». Отметив, что количество детей, посещающих дома и дворцы, клубы, не снизилось и составляло около 300 тыс. человек, МКО обязал учреждения дополнительного образования действовать более активно - не только постоянно расширять аудиторию, но и искать новые формы и методы работы с детьми. А перед школой была поставлена задача энергичнее участвовать в жизни своего микрорайона, вести в нем образовательно-воспитательную деятельность, восстанавливая тем самым утраченную целостность.

В течение 1991-1992 годов возникло объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». На протяжении 1990-х годов появились скаутские и другие детские организации. Масштабы их деятельности сравнительно невелики. Например, в Москве в 1995 году в организациях скаутов, пионеров, юнгвардейцев насчитывалось всего лишь около 5 тыс. членов. Организации ищут новое содержание и формы работы. Скауты проводят слеты. Например, летом 1997 года состоялся слет по поводу 850-летия Москвы. Скаутов ждали культурная программа и оздоровительный лагерь под Ногинском.

Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков. В числе программ - «Возрождение», «Я сам» и «Четыре плюс три». Так, программа «Возрождение» предусматривает девять взаимосвязанных проектов. Один из них - «Сталкер» - преследует цель помочь детям и подросткам освоить методы предвидения и преодоления трудностей, познакомить с аномальными явлениями. По-новому осмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования - дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

Проведенный ретроспективный анализ вне школьного образования, внешкольного воспитания, внеурочной работы в отечественной педагогической науке и практике позволил увидеть теоретические, методический практические основы, на которых в 90-х годах начала создаваться система дополнительного образования детей.


Приведено с некоторыми сокращениями

За 50 лет Советской власти в стране создана неизвестная ранее истории государственная и общественная система внешкольных учреждений, организующих досуг школьников в целях их всестороннего развития.
Деятельность внешкольных учреждений всегда в нашей стране рассматривалась как составная часть общего дела воспитания нового человека.
В 1966 году в Советском Союзе насчитывалось 12 тыс. внешкольных учреждений (свыше 4,4 тыс. дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, натуралистов, экскурсионно-туристских станций), 45 тыс. детских секторов в клубах и дворцах культуры предприятий, свыше 3 тыс. детских музыкальных, художественных и хореографических школ, 181 детский парк.
Ежегодно вступают в строй новые станции и дома юных техников, туристов, натуралистов, стадионы, создаются детские железные дороги, флотилии и речные пароходства.
Внешкольные учреждения ведут многообразную работу с миллионами школьников; они стали организаторами полезных и увлекательных дел, интересной кружковой работы, всевозможных массовых мероприятий.
Усилиями сотен тысяч советских людей, коллективов фабрик, заводов, шахт, колхозов и совхозов, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений в домах и дворцах пионеров, на детских технических, юннатских, экскурсионно-туристских станциях созданы образцовые кабинеты и лаборатории, художественные студии и спортивные школы.
В 1965 году торжественно отметили свое тридцатилетие Ленинградский и Московский дворцы пионеров.
Открытый в 1936 году Московский городской дворец пионеров получил несколько лет назад замечательное новое здание, построенное по инициативе и силами московских комсомольцев в одном из красивейших мест столицы - на Ленинских горах. Во дворце есть музей В. И. Ленина, несколько ленинских комнат, где проводятся ленинские чтения, встречи со старыми большевиками, просмотры кинофильмов о В. И. Ленине.
Здесь отлично оборудованные лаборатории отдела техники, залы хореографии, студии живописи, игровые комнаты, спортивный комплекс, зона отдыха, сад и агроучасток, живые уголки, клуб юных мастеров, радиозавод, фабрика игр и игрушек и многое другое.
Один из красивейших дворцов Ленинграда - Аничков дворец, насчитывающий около 300 залов и комнат, отдан детям. Дворец имеет свыше 100 лабораторий и технических кабинетов, свой стадион и парк, плавательный бассейн и летний лагерь. В оборудовании его лабораторий, студий и мастерских принимало участие свыше 200 предприятий и учреждений.
Во дворце работает свыше 100 клубов, кружков и коллективов, среди них клубы юных историков и космонавтов, автолюбителей и массовиков-затейников, хореографическая студия, кружки прикладного искусства, школа библиотекарей и лектории. Во дворце с детьми работает свыше 300 опытных педагогов.
Кружками и обществами руководят крупные ученые. Они читают ребятам лекции, занимаются с ними в лабораториях, организуют экспедиции. Несколько сот общественников-энтузиастов помогают в проведении воспитательной работы с детьми.
Награждение в 1966 году Ленинградского и Тбилисского дворцов пионеров орденами Трудового Красного Знамени свидетельствует о высокой оценке и том большом значении, которое придают партия и правительство деятельности внешкольных детских учреждений по воспитанию подрастающего поколения.
В практике дворцов и домов пионеров возникло много новых форм работы, отражающих требования времени. Поколение советских людей, которое сейчас учится в школе, должно стать носителем и творцом достижений науки и культуры. Поэтому большое образовательное и воспитательное значение приобретают занятия юных любителей науки - юных физиков и химиков, геологов и метеорологов, астрономов и биологов.
Во многих случаях работы школьников, особенно старшеклассников, имеют серьезное общественное значение (составление почвенных карт, метеорологические и гидрологические наблюдения и т. п.).
Старшеклассники являются активными участниками юношеских научных обществ, слушают лекции о новейших достижениях науки и техники, литературы и искусства, они участвуют в археологических и геологических экспедициях по заданиям Академии наук СССР, научно-исследовательских институтов, плановых и хозяйственных организаций.
Отличительной чертой деятельности кружков, клубов, научных обществ учащихся является довольно высокий научный уровень. Работа в таких объединениях - это не игра, а серьезные и увлекательные занятия, полные творческих поисков и энтузиазма.
Более 35 лет работает Одесская областная станция юных техников. «Станцией чудесной выдумки» назвала ее «Комсомольская правда» в 1940 году. Совнарком УССР присвоил ей имя Академии наук УССР. Началась ее деятельность со строительства электростанции и линии электропередач в селе Григорьевка. Ребята добились того, что в каждой избе зажглись «лампочки Ильича». В последние годы в содружестве со строительными организациями и профессионально-техническими училищами Одессы здесь стали готовить кадры юных строителей.
Сейчас при участии многих школ Одессы создан Демонстрационный зал автоматики и телемеханики. За короткий период в зале побывали сотни экскурсий, тысячи учащихся, десятки учителей из разных мест. Наибольшее впечатление на посетителей производит действующая модель локатора. Здесь демонстрируется также сложная автоматическая система управления современными электростанциями.
В Иркутском дворце пионеров создано ученическое общество «Знание». Оно объединяет 1600 школьников. Ребята изучают здесь астрономию и археологию, медицину и право, литературу и историю. В качестве лекторов, консультантов, руководителей кружков работает на общественных началах свыше 300 ученых, преподавателей вузов, врачей, юристов, инженеров и техников.
Во Дворце пионеров Челябинска создано научное общество школьников. Цель его - вовлечь старшеклассников в научно-исследовательскую работу, ознакомить их с методами и приемами простейших научных исследований, обучить умело обращаться с приборами и оборудованием. Школьники готовят теоретические доклады, которые публикуются в сборнике «Юный исследователь». Научным обществом руководит совет кураторов из научных сотрудников, преподавателей вузов, аспирантов.
Все большее место в работе внешкольных учреждений занимают клубы по интересам. Многообразие их форм способствует развитию юных дарований, талантов, помогает ребятам в выборе их будущей профессии.
Более 15 лет работает при Ленинградском дворце пионеров клуб юных геологов имени академика Обручева. В 11 кружках клуба занимается 180 школьников Ленинграда. Ежегодно клуб организует для лучших кружковцев геологические экспедиции. За 15 лет 86 воспитанников клуба получили высшее геологическое образование. Сейчас на геологическом факультете ЛГУ и в горном институте учатся 60 бывших воспитанников клуба, 7 бывших воспитанников клуба защитили кандидатские диссертации, 11 учатся в аспирантуре. За 13 лет существования клуба юных химиков имени академика Зелинского более 200 его воспитанников избрали химию своей профессией.
Внешкольные учреждения много делают для решения задачи подготовки учащихся к трудовой деятельности, их профориентации. Широкое распространение получили, кроме названных научных и художественных, кружки юных механизаторов, трактористов, комбайнеров, шоферов, токарей, радиотехников и др.
Около 5 лет действует пункт профориентации школьников при Абашевском доме пионеров Новокузнецка, который проводит работу с учителями и классными руководителями, учащимися и их родителями: встречи с преподавателями и выпускниками институтов, техникумов, профучилищ, устный журнал «В мире профессий», выступления школьников перед своими товарищами в роли пропагандиста профессии, конкурс «Кто больше знает о профессии», клубы будущих специалистов. Здесь есть специальная библиотека книг о различных профессиях.
Лучшие внешкольные учреждения настойчиво ищут пути педагогически эффективного применения сил, знаний и умений юных организаторов кружковой работы. Активисты идут на улицу, во дворы жилых домов, туда, где ребята проводят большую часть свободного времени.
Интересный опыт организации работы с детьми по месту жительства накоплен в Горьком, Воронеже, Латвии. В дни летних и зимних каникул внешкольные учреждения становятся организаторами увлекательных массовых праздников (слетов, звездных походов, смотров, спартакиад, фестивалей и т. д.).
Внешкольные учреждения оказывают значительное влияние на организацию летнего отдыха учащихся; они организуют самые разнообразные, полезные и интересные дела, обогащающие содержание воспитательной работы в школах, в загородных и особенно в городских пионерских лагерях, в сводных отрядах и дружинах, в детских и юношеских клубах и на детских площадках домоуправлений, парков.
Они выступают инициаторами соревнований на лучший загородный и городской пионерский лагерь, на лучший детский и юношеский клуб, а также организаторами очных и заочных соревнований по различным видам спорта и спортивных игр, по подвижным играм, по авиационному, автомобильному, морскому и ракетному моделизму, по радиосвязи и др., добиваясь, чтобы такие соревнования проводились в каждом пионерском лагере, в каждой сельской школе.
Летом во всех внешкольных учреждениях продолжают действовать разнообразные кружки и другие детские самодеятельные коллективы, но содержание и формы их работы существенно меняются; создаются кружки и любительские группы с переменным составом ребят.
Внешкольные учреждения создают загородные туристские базы для однодневного и многодневного пребывания в них ребят из городских пионерских лагерей. На этих базах пионеры знакомятся с природой и сельским хозяйством родного края, овладевают различными туристскими навыками, участвуют в походах, играх и соревнованиях.
Лето - особенно благоприятная пора для работы кружков юных натуралистов. В городских и особенно загородных пионерских лагерях проводятся занимательные экскурсии и походы по изучению животного и растительного мира лесов, лугов, водоемов, организуется сбор ягод, грибов, лекарственных трав.
Для учащихся городских школ особенно важны экскурсии в колхозы и совхозы, где ребята знакомятся с сельскохозяйственным производством. Кружки юннатов пионерских лагерей выступают инициаторами и организаторами праздников цветов, праздников русской березки, Дня леса и других.
Умело поставленная натуралистская работа прививает учащимся любовь и бережное отношение к природе.
Воспитание подрастающей смены в нашей стране стало всенародным делом. С каждым днем увеличивается число общественников - организаторов работы с детьми по месту их жительства, в клубах подростков или спортивных лагерях.
В отчетном докладе XV съезду ВЛКСМ (1966) приводились такие данные: за последние четыре года число подростковых клубов по интересам, организованных на базе творческих, научных и спортивных учреждений, домов культуры и кинотеатров, по 15 областям РСФСР возросло более чем в 4,5 раза.
Увеличилось в 5 раз количество спортивно-трудовых и военизированных подростковых лагерей, в несколько десятков раз больше стало дворовых спортивных команд, отрядов юных друзей Советской Армии, пограничников. Это потребовало не столько материальных затрат, сколько душевной теплоты старших, энтузиазма и творчества. Можно без преувеличения сказать, что ни одна страна в мире не знает столь широких масштабов общественной помощи школе в воспитании и обучении детей и молодежи. Нигде учителя не имеют такой прочной опоры в массах трудящихся, не пользуются такой щедрой, бескорыстной помощью сотен и тысяч людей, как в Советском государстве.
Возникшее еще в годы первых пятилеток шефство предприятий над общеобразовательными школами теперь стало замечательной традицией, обогатилось новым содержанием. Возрастание роли общественности в воспитании детей и молодежи на протяжении всей истории советской школы отражает закономерный процесс движения к коммунизму.
Широкий размах приобрела деятельность профсоюзов по организации внешкольной работы с детьми. В настоящее время при клубах и дворцах культуры профсоюзов действует около 6 тыс. детских секторов, 1475 станций и клубов юных техников, 7,5 тыс. комнат школьника, тысячи детских спортивных школ, студий, кружков, технических кабинетов и лабораторий.
В клубах и дворцах культуры для детей систематически проводятся утренники, киносеансы, встречи с передовиками производства. В период зимних каникул повсеместно проводятся новогодние елки. Их ежегодно посещает более 20 млн. детей.
При многих предприятиях на средства профсоюзов созданы специальные детские дома культуры. Большой известностью пользуются Детский дом культуры имени Павлика Морозова при текстильном комбинате «Трехгорная мануфактура», Центральный дом детей железнодорожников, Детский дом культуры Метростроя и многие другие.
Показателен опыт Челябинской области, где на базе предприятий, институтов и учреждений создана широкая сеть клубов, кружков юных техников и их филиалов при домоуправлениях; для работы в них подобраны опытные руководители. Руководство и общественные организации Челябинского тракторного завода подарили клубу юных техников новое двухэтажное здание, в нем работает 30 технических кружков.
Клуб юных техников Магнитогорского металлургического комбината превратился в большое внешкольное учреждение, где с увлечением работают более полутора тысяч ребят. Эти детские клубы комбинат и завод считают своим структурным подразделением, обеспечивают их новейшим оборудованием, приборами и инструментами. В Челябинской области высоко ценят клубную форму организации работы среди детей, общественность принимает меры к тому, чтобы клубы юных техников были созданы при всех промышленных предприятиях, научно-исследовательских институтах, вузах и техникумах.
В последние годы во многих клубах получили широкое распространение новые формы использования кино в работе со школьниками - детские кинотеатры на общественных началах, киноклубы, кинолектории. Они помогают организовать досуг детей, особенно в сельской местности.
При профсоюзных кинозалах Калининградской области действует около 40 детских кинотеатров. Здесь школьники все делают сами. По инициативе ребят созданы кинокружки, в которых они изучают устройство киноаппаратуры, знакомятся с лучшими произведениями советского кино, с творчеством известных режиссеров, киноактеров.
Во Дворце культуры имени Некрасова г. Губаха Пермской области создан детский кинотеатр «Восход». Обслуживают этот кинотеатр пионеры 16-й школы.
Для передовых производственных коллективов характерно постоянное внимание к вопросам воспитания детей. Многие заводы, колхозы, учреждения выделяют для работы с детьми значительные материальные средства. Сотни передовых производственников отдают работе с детьми свои знания, опыт и свободное время. При этом деятельность шефов и общественности характеризуется стремлением выйти за традиционные рамки организационно-хозяйственной помощи школе.
Инициатором движения «Бригады - в пионерские отряды» стала комсомольская организация завода «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Здесь закрепили за каждым цехом для работы с детьми определенный квартал города, открыли при домоуправлениях кружки, спортивные секции, организовали на общественных началах пионерский лагерь.
Особое внимание производственники уделили так называемым трудным ребятам, над которыми организовали индивидуальное шефство. Это начинание было подкреплено практической организаторской работой, установлением самых тесных контактов со школами, педагогическим институтом, дворцом пионеров, который открыл курсы для вожатых-производственников.
При поддержке общественности школьники, педагоги и ученые Крыма создали детскую «малую академию наук» («Искатель»), которая объединила сотни юных любителей физики, химии, математики, астрономии - всех, кто стремится овладеть тайнами науки. Ребята посещают школы юных физиков и математиков. Серьезную помощь «малой академии» оказывают Институт кибернетики и Институт химии АН СССР, Крымский институт минеральных ресурсов, Севастопольский политехнический институт.
Многолетней дружбой связан Кишиневский университет с городскими и сельскими школами республики. Ученые читают для учителей и старшеклассников лекции, руководят предметными кружками, организуют олимпиады. При кафедре экспериментальной физики работает школьный физический кружок. Ребята не только слушают лекции, но и самостоятельно проводят эксперименты, решают задачи.
Преподаватели математических кафедр руководят школьными математическими кружками, клубами юных математиков. Много лет существует при химическом факультете кружок юных химиков. С большим интересом прослушали старшеклассники специальный курс радиоэлектроники. Научные работники исторического факультета выезжают в села с докладами для учащихся. На факультете создана специальная методическая комиссия в помощь школам республики. В шефской работе активно участвуют студенты.
Теперь уже не редкость внешкольные учреждения на общественных началах: дома пионеров, музыкальные школы, студии, детские спортивные школы, театры юного зрителя, киностудии и т. д. Они организуются на базе крупных предприятий, клубов, дворцов культуры, детских комнат по месту жительства.
Так, на шахте имени XXII съезда КПСС в г. Кадиевке Луганской области создан дом пионеров на общественных началах и клуб старшеклассников. К руководству кружками привлечены старшеклассники школ города. При Балтийском судостроительном заводе г. Клайпеды организована на общественных началах детская спортивная школа, тренерами в ней работают лучшие спортсмены завода - рабочие, инженеры. За три года здесь подготовлен 71 спортсмен-разрядник.
В Пензенской области одной из форм работы комитетов комсомола с детьми стали так называемые «спутники», которые создаются при творческих организациях. При Пензенском русском народном хоре есть молодежная хореографическая студия, в ней занимаются 40 юношей и девушек; при народном драматическом театре - молодежная театральная студия, театр юного зрителя и цирковая подростковая группа.
На широких общественных началах строят свою работу и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов, которые проводят воспитательную работу среди детей и подростков, нуждающихся в государственной и общественной помощи; по инициативе общественности филиалы детских комнат начали создаваться при жилищных конторах.
В последние годы значительный размах приобрело движение общественности по организации воспитательной работы с детьми по месту жительства. При домоуправлениях, при общественных домовых комитетах созданы комиссии содействия, комсомольско-молодежные штабы организации досуга и отдыха детей и молодежи, детские клубы и площадки, домовые и уличные спортивные команды и клубы, домовые пионерские лагеря.
Оборудуются спортивные площадки, проводятся соревнования дворовых команд по различным видам спорта. Так, только в Ленинграде в многочисленных кружках при общественных организациях с увлечением занимаются свыше 30 тыс. подростков.
В Горьковской области совет профсоюзов, обком ВЛКСМ и облоно объявили соревнование на лучшую постановку воспитательной работы по месту жительства и проводят конкурсы: «Чей каток лучше?» (зимой) и «Лучшая летняя спортплощадка» (летом). В результате этой работы количество детских катков возросло с 10 до 900. Создано около 400 хоккейных площадок. Работает 330 клубов по месту жительства.
В Горьком традиционными стали «праздники нашего двора», спортивные олимпиады, праздники лета, русской зимы, дни бегуна, метателя, различные эстафеты и аттракционы, туристские слеты и походы. Ежегодно в городской спартакиаде дворовых команд, проводимой спортивными обществами профсоюзов совместно с комсомольскими организациями, участвует более 750 футбольных, волейбольных, хоккейных команд.
Создание детских коллективов по месту жительства важно тем, что это существенно, в соответствии с воспитательными целями школы меняет обстановку во дворах и на улицах.
Особенно велика помощь общественности в летний период, когда организуются загородные и городские пионерские лагеря на молодежных спортивных и туристских базах. В самых живописных уголках нашей страны только профсоюзами создано около 8 тыс. пионерских лагерей, в которых отдыхает ежегодно около 6 млн. ребят. Для работы с детьми в летний период заводы, колхозы, учреждения выделяют вожатых, организаторов летней работы, руководителей походов и экспедиций.
При активном участии домоуправлений и домовых комитетов развернули воспитательную деятельность среди ребят комиссии содействия школе и комсомольско-молодежные штабы. К этой работе привлечены десятки тысяч домохозяек, пенсионеров, комсомольцев, рабочих и служащих.
Интересный опыт в этом отношении у жителей г. Балашова Саратовской области. В основу работы балашовцы положили два принципа: во-первых, выявить всех «трудных» ребят и усилить свое влияние на них; во-вторых, помочь каждому школьнику и подростку найти дело по душе, увлечь его интересными делами, организовать досуг молодежи. Весь город разбит на 10 зон, в них созданы советы из числа представителей предприятий, профсоюзных и комсомольских организаций, учителей, студентов, работников домоуправлений.
К работе в зонах привлечены и внешкольные работники, производственники, ветераны труда, мастера спорта. Во всех школах открыты клубы выходного дня, а при кинотеатрах - детские клубы. Свыше 9 тыс. учащихся и подростков города занимаются в различных спортивных секциях. И вот результаты усилий школы, общественности: в городе полностью ликвидирована детская безнадзорность, совершенно нет правонарушений среди несовершеннолетних.
За 50 лет Советская страна не только создала разветвленную сеть внешкольных учреждений, но и выработала эффективную систему их работы, широкого взаимодействия со школой, государственными и общественными организациями.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: