Учебное занятие в кружках технического творчества. Организация и учебно-методическое обеспечение кружка технического творчества

98-99 годы. Работаю рук. кружка радиотехники в школе, обычной школе. помещение метров 20 квадратных. Столы есть для работы. Остальное собиралось по деталькам. Кто-то принесет из ребят старый телевизор, приемник – все разбиралось на детали. Часто приносили и родители, те, у которых оставались запасы и по некоторым причинам, уже отошедшие от своего увлечения, выбросить рука не поднимается, ребяткам пойдет учиться (жечь, ломать)). Финансирования со стороны школы и гороно – никакого. Нет такой статьи в финансах образования. С горем пополам деталек набралось достаточно, чтобы ребятки могли что то спаять. (после работы на крупном предприятии, у которого был свой ВЦ, и где еще остались связи, была предпринята попытка обратиться к ним за помощью по деталям, и надо сказать, что начальство отнеслось с пониманием и нагрузило нас несколькими баулами с платами от старых ЭВМ, за что им было выражено наше огромное спасибо). Расходный материал есть, нет измерительных приборов. Один китайский мультиметр на 8 ребят – ничто. Сижу, ломаю голову, где взять денег на приборы. И тут выборы мэра города. На завод, где работал в то время, он собирался приехать на встречу с избирателями. После встречи подхожу и объясняю, кто я такой и наши проблемы. Кандидат выслушал, попросил все подробно описать и принести ему сей документ. Написал, отнес. Через некоторое время приходит директор школы и говорит, что на счет школы пришло 10 тысяч рублей на наш кружок. Но только этих денег мне не видать, поскольку нет такой расходной статьи в бюджете школы и гороно, как расходование на внешкольное дополнительное образование. Приехали – деньги есть, и не возьмешь,… иду к завхозу школы (царство ей небесное), спрашиваю, Егоровна, как так получается? Как ребячьи денежки вытащить? – Никак. Надо к главбуху. Пошли с ней к главбуху – после трех часов споров, увещеваний, просьб и тому подобное, все таки выбили 4 тысячи… но хоть столько.. и то только по безналу… идем обратно с Егоровной, и она мне толкует – если купишь то, что тебе надо, то это все повиснет на школе, то есть – на мне, завхозе, и когда будешь уходить, ты будешь мне обязан сдать по описи… чтобы такого не было бери то, что можно списать через месяц, два. Идем с ней в магазин, с ней, (поскольку она имела право оформления), шепчем продавцу, есть 4 тысячи – нужно вот то и то, но по бумагам должно быть вот это, радиодетали. Хозяин магазина пошел навстречу, ему в принципе никакой разницы. Мультиметры есть! После мне пришлось неделю писать бумаги на списание, какая деталь куда установлена, в какой прибор.

Собственно все это к тому, что государство в лице гороно, никоим образом не помогает таким кружкам. Сюда можно также отнести и авиамодельные и судомодельные кружки, с руководителями которых имел контакт. У них такая же ситуация была – все на деньги собственные и часть денег ребят, которые за свой счет прикупали необходимые материалы. Но при этом, заслуги этих кружков гороно с гордостью брало на себя…

ЗП рук.кружка – отдельная тема. Было две градации – руководитель без высшего образования – одна ставка, с высшим – другая. При этом, чтобы гороно выплачивало эту ЗП, заполнение кружка должно быть не менее 14 человек. 14 человек в техническом кружке!!! Приходилось для отчетности вписывать ребят, которые и близко не подходили к кружку.

Вот, собственно, и вся заинтересованность государства в лице гороно, в том, чтобы ребята не шастали по улице…

Полезность таких кружков? Из моих ребят трое поступили на радиотехнические факультеты, один сейчас зам. Главного инженера по электронике на крупном предприятии, один в Америке, тоже по специальности, один в сервисном центре. Не пьют, не курят, ничем не балуются.

Управление среднего профессионального и начального профессионального

«Профессиональное училище №10»

«Организация

и учебно-методическое обеспечение кружка технического творчества»

(методическая разработка)

мастер производственного

обучения

г. Северск-2012

Введение

Политехнические знания, получаемые обучающимися при изучении основных наук, в какой-то степени отражают развитие современной техники, технологии и производства. Однако, для того, чтобы эти знания трансформировались в умения, необходимо их практическое освоение, учитывающее системный подход осуществления межпредметных связей. Учебно-воспитательная деятельность учреждений дополнительного образования предоставляет значительные возможности для решения этих задач.

Политехнический принцип во внеурочной работе направлен не только на раскрытие обучающимися основ отдельных объектов техники и технологии, но и на развитие технического мышления, конструктивного склада интеллекта, на использование исследовательского подхода, поскольку политехнизм помогает соединить культуру гуманитарную с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с конструированием, рационализацией, изобретательством.

Целенаправленная работа с обучающимися во внеучебное время, развитие их технического творчества, формирование профессионально важных качеств личности предполагает использование разнообразных форм.

Интересной формой организации внеурочной работы по техническому творчеству продолжает оставаться кружок, представляющий добровольное объединение учащихся на основе общего интереса к какой-либо области техники. Коллективное изучение вопросов техники и технологии, конструирование и моделирование технических устройств, научно-экспериментальный поиск обуславливает стремление учащихся к самостоятельному усвоению научно-технических знаний, сознательному выбору профессии. Кружковая деятельность не преследует цели подготовки кадров по каким-либо специальностям. Однако, содействуя расширению общетехнического кругозора кружковцев, воспитанию общей культуры труда, она значительно облегчает выбор профессии. Главную цель занятий в кружке технического творчества можно сформулировать так: научить целенаправленно, применять имеющиеся знания и практические навыки при разработке и изготовлении технических устройств, т. е. научить решать практические производственные задачи.

1. Организация кружка технического творчества.

Многие обучающиеся связывают свои занятия в техническом кружке с мечтой стать впоследствии инженером, конструктором, рабочим-новатором. Занятия в кружке они расценивают как один из возможных путей к осуществлению своей мечты. Другие хотят с наибольшей пользой расходовать свое свободное время . Эти обучающиеся приходят в кружок потому, что намерены пойти работать после получения образования, и полагают, что знания и умения, полученные в кружке, помогут быстро освоиться с той или иной профессией.

Комплектование кружка проводят во второй половине сентября, после того, как уже уточнено расписание уроков, распределены основные общественные поручения, решена большая часть организационных вопросов. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о времени и месте записи) своевременно доводят до сведения учащихся.

Запись в кружок проводит руководитель в определенные часы в помещении, где в дальнейшем будут проходить кружковые занятия. Если кружок работает не первый год, то на период проведения записи лучше организовать небольшую выставку пособий, созданных кружковцами и отражающих характер работы кружка. Активное участие в этой выставке принимают опытные члены кружка: беседуют с вновь поступающими ребятами, рассказывают о деятельности кружка, демонстрируют созданные в кружке технические объекты. Руководитель тоже беседует с каждым из новичков, выясняет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках. Следует записывать фамилию и имя нового члена кружка, домашний адрес, а также фамилию, имя и отчество родителей, место их работы и должность. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Для регулярного посещения учащимися кружковых занятий большое значение имеет регламент работы кружка. При составлении расписания его работы руководителю необходимо иметь в виду и другие занятия и обязанности кружковцев: учебу, выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, общественные поручения, свободное время для физического и культурного развития. С учетом всех этих обстоятельств решаются вопросы о времени занятий кружка, числе занятий в неделю и их продолжительности.

В организации работы творческого коллектива важную роль играет развитие самоуправления. На первых же занятиях кружковцев необходимо познакомить с их правилами и обязанностями, помочь им избрать старосту. Староста – первый помощник педагога в организации и проведении учебно-воспитательной работы в кружке. Он устанавливает очередность дежурства, распределяет между кружковцами обязанности и контролирует их выполнение, выявляет причины пропуска занятий. Старостой должен быть избран учащийся, пользующийся авторитетом и уважением кружковцев и обладающий наряду с принципиальностью и требовательностью определенными организационными навыками. С первых дней занятий в коллективе вводится самообслуживание. Дежурные следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а по окончании работы убирают.

Большое значение в плодотворной работе кружка и в воспитании учащихся имеет их участие в обсуждении основных задач работы кружка. Поддержание порядка в мастерских, хранение инструментов и расход материалов, подготовка и участие в выставке, обсуждение плана работы, соблюдение дисциплины – эти и многие другие вопросы решаются руководителем совместно с членами коллектива. Очень важно развивать у ребят чувство общественной активности и заинтересованности в дружной, сплоченной работе, в этом случае у учащихся развивается инициатива, повышается самостоятельность, увеличивается ответственность за общее дело.

Выполняя на занятиях в кружке монтажно-сборочные, измерительно-наладочные и другие работы, учащиеся действуют в условиях, близких к условиям цеха промышленного предприятия. Они имеют дело почти с такой же технологией, с такими же инструментами, станками, измерительными приборами, какие характерны для настоящего производства. Действующее законодательство предусматривает в этих условиях выполнение в обязательном порядке правил производственной санитарии и безопасности труда. Руководитель должен предусмотреть все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный режим работы и безопасность. Разъяснить кружковцам правила обращения с ядовитыми и вредными веществами и правила личной гигиены, знакомить их с безопасными приемами работы. Обучающиеся должны носить специальную рабочую одежду: халаты, фартуки, нарукавники, при работе на станках – головные уборы . В необходимых случаях кружковцы должны пользоваться защитными очками, рукавицами.

Все обучающиеся перед началом практических занятий обязательно проходят инструктаж по технике безопасности . Обучающиеся должны твердо усвоить, что пренебрежение правилами безопасности недопустимо, т. к. может привести к тяжелым последствиям. Все кружковцы перед началом занятий расписываются в специальном журнале инструктажа по правилам безопасности труда. В нем регистрируются учащиеся-кружковцы, получившие очередной инструктаж и усвоившие необходимую информацию.

В помещении кружка необходимо иметь аптечку, содержащую перевязочный материал, медикаменты для оказания первой помощи.

Организуя технически кружок, следует предусмотреть контакты его членов с работниками различных организаций: научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий. Беседы передовиков производства с кружковцами о работе этих организаций, об их творческих задачах и потребностях, успешному решению которых могут содействовать своей работой члены кружка, дают толчок для возникновения актуальных и целенаправленных идей в конструировании различных технических устройств, содействуют привлечению научно-технических кадров к непосредственному участию в развитии технического творчества учащихся. Значительную помощь и поддержку в организации и проведении учебной и воспитательной работы в техническом кружке оказывают педагогу родители кружковцев. Обычно родители со вниманием и интересом относятся к занятиям своих детей в технических кружках. Они всячески поддерживают увлечение ребят, следят, чтобы те не пропускали занятия без уважительной причины, помогают в подборе научно-популярной и учебной литературы по избранной отрасли техники, оказывают помощь в работе, занимаясь с детьми дома.

2. Учебно-методическое обеспечение кружка

технического творчества.

В деятельности каждого первичного творческого объединения учащихся решаются определенные, отражающие его специфику частные задачи, вытекающие из общих задач, которые стоят перед всей внеклассной работой по технике. Эти частные задачи сформулированы в типовых программах технических кружков - важнейших документах, на основании которых организаторы и руководители первичных творческих коллективов планируют содержание, формы и методы своей работы с учащимися. Программы для внеклассных занятий по технике включают разнообразную тематику кружковой работы. Программы являются примерными: планируя организацию кружка и содержание его работы, руководитель может вносить в них изменения в зависимости от материально-технической базы кружка, собственной подготовленности и интересов учащихся. Программы служат руководством при организации кружка, определении направления занятий, соотношения теории и практики, распределения времени по темам, выборе возможных путей связи кружковых занятий с обязательными и факультативными. В них также содержатся рекомендации о формах и методах кружковой работы, способствующих развитию технического творчества учащихся. Программы не регламентируют количество и продолжительность занятий кружков. Количество часов в неделю, как и число учащихся в кружках, определяются не программами, а типовыми Положениями о тех или иных учреждениях.

Плодотворная работа коллектива невозможна без четкого, хорошо продуманного плана. План учебно-воспитательный, хозяйственной и другой работы кружка составляется его руководителем в начале учебного года на основании программы и утверждается руководителем учреждения, при котором организуется кружок.

В структуре плана работы кружка выделяют следующие основные разделы: 1) общая (вводная) часть; 2) учебно-воспитательная работа; 3) методическая работа; 4) массовые мероприятия; 5) хозяйственная работа.

В общей (вводной) части плана указывается наименование кружка, год занятий, учебный год, название учреждения, фамилия руководителя кружка. Затем четко определяется цель создания кружка и основные задачи. Далее называют программу, положение, тематический план, по которому ведется работа кружка, когда и кем утвержден документ . Указывают также количество часов в неделю, отводимых на занятия в кружке, и общее число занятий на учебный год.

Раздел учебно-воспитательной работы составляют на основе типовой программы, предварительно скорректированной и конкретизированной с учетом местных условий. В данном разделе перечисляются темы занятий, приводится ориентировочный график бесед по каждой из тем, перечисляются основные практические работы, определяется время, отводимое для их выполнения, указывается используемая литература. Отдельно приводится перечень конструкций, изготовление которых предполагается, и на основе этого перечня составляется список деталей, материалов, необходимых для работы. Этот список прилагается к плану, он служит основанием для определения соответствующих материальных потребностей кружка.

Тематический план

Наименование тем

Кол-во

часов

Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда в слесарной мастерской. Электробезопасность.

Экскурсия на выставку технического творчества в ПУ№10

Изготовление моделей изделий.

Испытание изготовленных изделий.

Оформление документации на изготовленные изделия.

Итого

Программа кружка

Учебные элементы

Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда в слесарной мастерской

Комплектование кружка, организационные вопросы. Инструктаж по электробезопасности в слесарной мастерской.

Экскурсия на выставку технического творчества в ПУ№10.

Знакомство-с экспонатами выставки.

Изучение технической литературы.

Изучение технической литературы и выбор эскизов изготавливаемых изделий.

Разработка и изготовление технологической документации.

Изготовление чертежей «Распылителя».

Деталировка чертежей «Распылителя».

Установление последовательности изготовления деталей

Выбор материалов, инструментов и приспособлений.

Выбор материалов, инструментов и приспособлений для изготавливаемых изделий.

Изготовление моделей изделий

Изготовление корпуса.

Изготовление крышки.

Изготовление стакана.

Изготовление тарелки.

Изготовление ниппеля.

Изготовление штанги 1.

Изготовление штанги 2.

Изготовление втулки.

Испытание изготовленных изделий

Испытание и доработка «Распылителя».

Оформление документации на изготовленные изделия

Расчет экономической эффективности.

Составление описания «Распылителя».

Составление паспорта «Распылителя».

Выбор объектов труда учащихся в кружке имеет большое значение в воспитании общественной активности у юных техников. Изготовление технологической оснастки для мастерских, средств малой механизации труда в ученической производственной бригаде, ремонт и совершенствование оборудования, разработка наглядных пособий, создание технических устройств по заданиям базовых предприятий и другие полезные работы формируют в сознании ребят чувство долга перед коллективом, ответственность за порученное дело.

В плане кружка воспитательной работе с учащимися уделяется большое внимание. По темам теоретических знаний и практических работ предусматриваются беседы по вопросам науки и техники, производства и т. д., встречи с изобретателями и рационализаторами, выступления учащихся с обзором технической литературы. План учебно-воспитательной работы включает и методическую работу. Здесь планируют составление вместе с учащимися описаний конструкций, изготовленных в кружке, а также подготовку другой документации, подготовку докладов и сообщений кружковцев по тематике их работы и консультации для них, разработку содержания (планы, сценарии) и методики проведения массовых мероприятий с участием актива кружка, выпуск научно-технических бюллетеней и т. п.

В разделе массовых мероприятий отражают предполагаемые коллективные экскурсии кружковцев в музеи, на выставки, на промышленные предприятия; подготовку и проведение вечеров техники, организацию выставок и смотров технического творчества; участие членов кружка в конкурсах трудового мастерства по рабочим профессиям.

Хозяйственная работа планируется в зависимости от состояния оборудования, инструмента, наличия деталей, материалов и т. п. Материально-техническое обеспечение занятий кружка является предметом особой заботы его руководителя.

В плане предусматривают текущий ремонт измерительной аппаратуры, ремонт инструмента, приобретение материалов и деталей, если необходимо, окраску полов, стеллажей, шкафов, ремонт помещения , а также пополнение хозяйства кружка наглядными пособиями (в том числе и самодельными), учебной, методической и научно-популярной литературой .

Для некоторых пунктов плана методической, массой и хозяйственной работы указывают примерные сроки исполнения.

Составленный таким образом годовой план работы кружка подписывается руководителем и утверждается директором учреждения.

При обсуждении проекта плана с членами кружка по возможности учитывают их предложения и пожелания. Надо, чтобы кружковцы сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за него, а руководитель умело, тактично, без администрирования управлял их деятельностью.

На основе годового плана работы кружка руководитель разрабатывает планы отдельных занятий. В процессе подготовки к каждому занятию он продумывает содержание работы кружковцев, выбирает нужное оборудование и материалы. Иногда в ходе работы возникает необходимость изменить содержание того или иного занятия, сократить или увеличить объем материала по какой-либо теме или даже ввести новую тему, к которой у членов кружка возник повышенный интерес. При активной и целенаправленной работе такие изменения плана допустимы.

3. Материально-техническая база кружка технического творчества.

В зависимости от профиля кружка, содержания и тематики работы, необходима большая или меньшая специализация условий, оборудования, инструментов, деталей, конструкционных материалов и пр.

В данном случае кружок располагается в помещении слесарной мастерской. В комнате, площадью 100кв. м, размещаются станки для обработки конструкционных материалов, комбинированные верстаки для изготовления отдельных деталей и сборных технических устройств, часть шкафов; здесь же хранят различный электрифицированный и другой инструмент коллективного пользования, различные материалы, техническую документацию, методическую и справочную литературу и т. п.

Помещений удовлетворяет требованиям производственной эстетики, выглядит строго, но привлекательно и уютно, так, чтобы у обучающихся создавалось хорошее рабочее настроение. Цветовая гамма стен, потолка, пола, станков и другого оборудования находится в средневолновой зоне оптического спектра.

http://pandia.ru/text/78/176/images/image002_105.jpg" width="626" height="470 src=">

Оборудование и инструменты в кружке комплектуются с таким расчетом, чтобы можно было выполнить все виды работ, предусмотренные программой кружка. В кружке, где учащимся приходится обрабатывать различные материалы, нужны станки: сверлильные, заточные и т. д.

Рабочий и измерительный инструмент индивидуального пользования комплектуется в расчете один комплект на учащегося.

Обучающимся, занимающимся в кружке, необходима научно-популярная литература по технике, в особенности по вопросам той отрасли техники, с которой связана их деятельность: учебная и справочная литература по тем же вопросам – для более глубокого их изучения при подготовке и выполнению инструкторских и монтажных работ ; технические описания и схемы типовых устройств, моделей и приборов, представляющих интерес для кружковцев и доступных для изготовления в любительских условиях; периодическая литература, информирующая юных техников о деятельности и успехах их коллег в других районах нашей страны.


Большую помощь кружковцам в овладении техникой на занятиях могут оказывать разнообразные учебно-наглядные пособия – реальные приборы и устройства, их действующие модели или макеты, различные демонстрационные стенды, плакаты, чертежи, схемы, графики. Можно использовать и многие учебно-наглядные пособия, выпускаемые нашей промышленностью для учебных мастерских.

Особое место в арсенале учебно-наглядных пособий следует отвести тем из них, которые изготовлены самими кружковцами. При прохождении той или иной темы учащиеся могут изготовить специальные тематические стенды, модели механизмов и машин. Готовясь к докладам и сообщениям в кружке, они могут сделать наглядные пособия в виде отдельных деталей и сборочных единиц, подвижных диаграмм, фотомонтажей, а также начертить плакаты, таблицы и пр. Все это входит в общий фонд учебно-наглядных пособий кружка и используется в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы

1. Путилин направленность технического творчества учащихся. – М.: Высшая школа, 1989.

2. О методах технического творчества. Научно методический журнал «Школа и производство», 3/1998.

3. Кругликов технического творчества. – М.: Народное образование, 1996.

4. , Комский творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое.

2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка.

3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка всей учебной работы в кружке.

Обычно кружки создаются отдельно для учащихся младших курсов и отдельно для старших.

4. В кружке должно быть не более 15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по два часа.

5. При организации кружка руководитель учитывает занятость членов кружка в ПТУЗ. Перед началом сессий он сокращает число занятий кружка, а в дни каникул - увеличивает.

6. Свою работу кружок, как правило, начинает в сентябре, а заканчивает в апреле.

7. Перед началом работы кружка полезно провести научно-технический вечер, сбор или экскурсию.

8. Итогом работы кружка - его общественным отчетом - является выставка работ юных техников, которую организуют в конце учебного года. Важно, чтобы итоговая выставка наглядно показывала результаты работы юных техников и давала перспективы будущей работы кружка.

9. Трудовая деятельность учащихся в кружке не должна носить ремесленнический характер. Необходимо, чтобы технический кружок расширял кругозор учащихся, будил бы их творческую мысль, ставил бы перед юными техниками посильные общественно-полезные задачи. Очень важно, чтобы кружковцы видели результаты работы и испытывали гордость за свой труд.

Иные руководители кружков строят свою работу целиком на моделировании, на изготовлении приборов и моделей по рецептурным описаниям. Следовательно, всю творческую работу в кружке они подменяют слепым механическим копированием образцов. Стремясь сделать больше моделей, чтобы блеснуть на итоговой выставке, члены такого кружка работают, не понимая принципа действия изготовляемой модели или прибора, не зная, почему следует делать так, а не иначе.

Такие кружки, в которых учащиеся работают вслепую, не осознавая процесса производства, не могут быть одобрены: они не расширяют знания кружковцев, не прививают детям конструкторских навыков.

10. Руководитель технического кружка должен обязательно знакомить членов кружка с основными теоретическими вопросами, с элементами конструирования моделей и техническим расчетом отдельных узлов; причем занятия кружка ни в коем случае не могут повторять программу урока.

Малоопытный руководитель может в кружковых занятиях сбивается на проторенный путь уроков с несколько иным учебным содержанием. Учащиеся это быстро чувствуют, и интерес к занятиям у них ослабевает.

В практике технических кружков случается и так, что руководитель кружка становится на путь занимательности. Занимательность в работе кружка, особенно на первых занятиях, нужна. Но чрезмерно увлекаться ею не следует. После двух таких занятий руководитель «выдыхается» и не знает, чем бы ему еще «занять» детей на очередном занятии кружка.

Некоторые руководители организуют кружки так называемого «словесного» типа. Учащиеся готовятся к докладам, проводят конференции, обсуждают доклады. Такая постановка работы избавляет руководителя кружка от хлопот подбирать инструменты, материалы, измерительные приборы, организовывать мастерскую или лабораторию для практических занятий.

Однако такие «теоретические» занятия не удовлетворяют юных техников. Учащиеся, на занятиях кружка стремятся проявить свою смекалку, хотят мастерить. И чтобы удовлетворить эту потребность детей, руководитель должен правильно сочетать теорию и практику в кружковых занятиях.

11. Работа в технических кружках протекает по программам или тематическим планам, которые хотя и соответствуют учебным программам, но во многом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическую работу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знать кружковцы.

12. Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части. Руководитель кружка может сокращать материал по одной теме и увеличивать по другой, а в некоторых кружках исключать отдельные темы и вводить новые. Отсюда вытекает и условность во времени, необходимом для выполнения программы.

Основная цель теоретической, образовательной части программы - объяснить кружковцам принцип действия и устройство технических моделей, познакомить учащихся с устройством настоящих машин и их использованием в производственных условиях.

13. Поручая кружковцам выполнить то или иное техническое задание, руководителю необходимо напомнить членам кружка о физических или других законах, лежащих в основе устройства и действия данной модели или машины.

14. Члены кружков должны познакомиться с историей той отрасли техники, которую они изучают, ее современным состоянием и областью применения, с ролью русских и советских ученых в ее развитии.

15. Программа должна предусматривать знакомство учащихся с современным производством, с характерными технологическими процессами, с машиноведением и энергетикой, с работой передовиков производства, с организацией труда на предприятиях.

Часто кружок опережает программу ПТУЗ. В этом случае руководитель сообщает кружковцам некоторые сведения из учебной программы для старших курсов, но только в том объеме, который необходим для намеченной практической работы. При этом нужно учитывать возраст и знания членов кружка.

16. В работе кружка необходимо учитывать возрастные особенности детей.

17. Теоретические сведения в кружке даются в форме бесед перед практическими работами. Но они могут сообщаться и по ходу выполнения практических работ в процессе всего занятия.

18. Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.

19. В технических кружках могут изготовляться самые разнообразные самоделки: действующие модели и макеты, приборы и наглядные пособия, лабораторное оборудование и утилитарные вещи.

В судостроительных кружках первого года занятий строятся простейшие модели яхты, катера, подводной лодки и т.д.; в радиокружках - различные простейшие приемники, наглядные пособия и приборы; в столярных и слесарных кружках изготовляются в основном утилитарные вещи.

20. При проведении практических работ руководитель должен учитывать возможности кружка: наличие материалов и инструментов, интерес и степень подготовки членов кружка. Так, в тех же кружках, кроме перечисленных моделей, можно построить макеты морского порта, маяка, радиостанций, простейшие телефонные станции и т.д.

21. Для ряда кружков программа не предусматривает обязательных практических работ. В таких кружках юным техникам предлагают изготовить по каждой теме те модели и приборы, целесообразность которых вытекает из задач кружка.

22. Проводя практическую работу с кружковцами, руководитель не должен давать им готовые разработки моделей. Его задача - натолкнуть юных конструкторов на правильный путь, помочь им в их самостоятельной работе, предостеречь от ошибок, дать вовремя совет. Руководитель приучает членов кружка работать с книгой и справочниками, пробуждает у учащихся интерес к чтению научно-популярной литературы.

23. Большое значение в технике имеет чертеж, который справедливо называют языком техники. Технический кружок предоставляет большой простор для практического применения черчения, знания и навыки по которому юные техники получают на уроках.

Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научились правильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия, уметь работать по чертежу.

Составление чертежа связано с точными измерениями и расчетами. Поэтому руководитель кружка должен чаще применять на занятиях измерительный инструмент и различные измерительные приборы.

24. Правильный подбор объектов для работы имеет решающее значение в кружковых занятиях. Часто кружковцы месяцами возятся с какой-нибудь моделью и, не окончив ее, берутся за другую, потому что работа оказалась слишком трудной, черновые обработочные операции наскучили своим однообразием.

В радиотехнических кружках предметом гордости руководителя часто бывает «бегущая строка». Конечно, «бегущая строка» - интересная и увлекательная конструкция, но не для учащихся младших курсов. Поэтому большую часть работы приходится выполнять самому руководителю, а не кружковцам.

25. Нельзя допускать, чтобы в практической деятельности кружка не учитывались конструкторские возможности самих кружковцев, чтобы творчество учащихся подменялось работой взрослых, а участие юных техников ограничивалось «черновыми» рабочими операциями.

26. В изготовлении приборов и моделей нужно приучать кружковцев к таким видам и формам работы, которые помогли бы им понять производственные процессы, современные методы технологии и организации труда.

27. Очень важно для юных техников научиться работать в коллективе, уметь правильно распределить работу и организовать коллективный труд. В этом отношении представляет интерес опыт кружков, изготовляющих некоторые изделия с разделением труда. Сущность этого метода труда заключается в том, что изготовление прибора разбивается на отдельные операции и каждому кружковцу поручается выполнение какой-либо одной из них. При таком методе продукция получается хорошего качества, так как бракуется не все изделие в целом, а отдельные детали. Чтобы получить разнообразные навыки, кружковцы переходят с одной операции на другую. В такой работе кружковцы особенно сильно чувствуют зависимость своей работы от работы товарища.

Этот метод организации труда применяется некоторыми руководителями при изготовлении однотипных приборов в большом количестве для фронтальных лабораторных работ.

28. Кружок является добровольной организацией, но это не значит, что в кружке не должно быть порядка, не должна вестись такая же серьезная воспитательная работа, как и на уроках ПО.

Руководитель обязан научить учащихся культуре труда: правильно организовывать рабочее место, планировать работу, бережливо расходовать материал, красиво и хорошо отделывать изделие.

29. Обращать внимание на технически грамотное выполнение модели, на ее отделку и практическое применение.

Занятия кружка начинаются вступительной беседой руководителя, которая знакомит юных техников с содержанием работы кружка, дает им представление о тех знаниях и практических навыках, которые они получат. Подготовке этой беседы руководитель должен уделить самое серьезное внимание. Только живая, интересная беседа, сопровождающаяся демонстрацией опытов и приборов, показом кинофильмов и диапозитивов заинтересует кружковцев. Закончить занятие желательно показом готовых моделей и выступлениями старших воспитанников кружка.

На первом же занятии необходимо познакомить кружковцев с расписанием занятий, с порядком работы в мастерской и выбрать старосту кружка.

На всех последующих занятиях теоретическим беседам следует отводить первые 15-30 минут. Каждую из них руководитель должен хорошо продумать.

Очень важно, чтобы содержание бесед и их порядок соответствовали практическим занятиям. Для этого каждый руководитель, согласно программе, составляет свой рабочий план: перечисляет темы, основные практические работы и намечает время, необходимое для их выполнения. Этим планом предусматривается: организация массовых мероприятий, групповых и индивидуальных консультаций.

На каждое занятие кружка руководитель составляет краткий план, как это делается преподавателем на уроке. После занятия в этом плане отмечается выполненная работа. Это повышает качество занятий.

В план должны быть включены также доклады и рефераты членов кружка. Такие доклады по отдельным вопросам программы, как правило, проводятся в кружках старших учащихся. В кружках юных техников младшего возраста желательно отводить время для чтения научно-популярных книг и журнальных статей.

В каждом кружке руководитель предоставляет кружковцам право выбора темы для практических работ в пределах программы. Довольно легко это сделать в радиотехническом и электротехническом кружках. В авиамодельном и судостроительном кружках такой перечень тем дать сложнее, так как в этих кружках программой предусмотрены обязательные практические работы. Однако и здесь руководитель может найти различные варианты изготовления той или иной конструкции.

Такая работа развивает творческую самодеятельность кружковцев, позволяет членам кружка наглядно увидеть результаты своей работы, глубоко изучить конструкцию, более осмысленно применять на практике знания, полученные в школе.

Практическая работа в кружке проводится на каждом занятии после беседы. Руководитель раздает инструменты и материалы, объясняет приемы работ с ними, проверяет наличие чертежей у кружковцев. После этого кружковцы переходят к выполнению намеченной работы. Руководитель кружка наблюдает за правильностью чтения чертежа и рабочими приемами и в случае существенных ошибок, типичных для многих кружковцев, приостанавливает занятие и проводит дополнительный инструктаж.

Очень важно с первых шагов работы научить кружковцев рационально и организованно работать. Обычно начинающий юный техник при выполнении практического задания разбрасывает инструмент и материал по рабочему столу, делает много лишних движений и от этого быстро устает. Заметив это, руководитель объясняет кружковцам, как надо правильно организовать свое рабочее место, рассказывает о работе передовиков производства.

На изготовление некоторых самодельных приборов и моделей требуется значительно больше времени, чем отведено по программе. Поэтому часть работы учащиеся могут выполнить на дому в свободное время. Некоторые сложные работы выполняются коллективно путем разделения труда.

Руководитель кружка тщательно готовится к проведению практических работ, подбирает все необходимые материалы и инструменты, продумывает организацию работы. Каждая изготовленная модель или прибор испытывается и обсуждается на кружке. При обсуждении члены кружка должны отметить положительные и отрицательные стороны модели, указать, какие улучшения можно сделать. Техническая оценка и испытание продукции кружка имеют большое воспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности и аккуратности в работе.

Необходимо следить за тем, чтобы участники кружка постоянно улучшали качество своей работы, усложняли конструкцию модели.

Работу технического кружка следует строить на основе инициативы и самодеятельности учащихся. Необходимо, чтобы юные техники чувствовали полную ответственность за работу своего кружка. Первым на занятие кружка является дежурный. Он проверяет готовность помещения и порядок на рабочих местах, помогает руководителю подготовить опыты.

Дежурный назначается старостой кружка - первым помощником руководителя. Староста следит за посещаемостью и дисциплиной членов кружка, за сохранностью имущества, за общим распорядком работы.

Руководителю необходимо прислушиваться к предложениям кружковцев, давать им посильную общественную работу, помогать членам кружка понимать и правильно оценивать те или иные поступки товарищей.

Руководитель обязан воспитывать и всячески поддерживать чувство товарищества, взаимной помощи. Вся организация работы кружка должна отвечать правилу юных техников: «Научился сам - научи товарища».

Воспитание юных техников-активистов, владеющих организаторскими и техническими навыками, является одной из главных воспитательных задач кружка.

Кружок юных техников не должен замыкаться в своей работе. Каждый кружок может оказать реальную помощь ПТУ в изготовлении наглядных пособий.

Успешно работающих кружковцев необходимо поощрять и отмечать. Так, при демонстрации на уроке самодельного прибора следует назвать фамилию ученика, изготовившего прибор. Стимулирует работу кружка и приказ директора, отмечающий полезную деятельность отдельных членов кружка или всего кружка.

Из форм массовой работы по технике можно рекомендовать олимпиады, конкурсы, экскурсии, состязания, выставки и т.д. Каждое из этих мероприятий строится на основе широкой самодеятельности учащихся и органической связи теории с практикой.

1.6 Кружок как основная форма организации технического творчества

Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Сегодня особое внимание уделяется компетентному подходу в образовании. Для педагога – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Решению данных задач может способствовать только переход на новый тип обучения - инновационный.

Наиболее распространенной организационной формой развития технического творчества учащихся ПТУЗ является кружок. Кружок – это добровольное объединение учащихся на основе общего интереса к конкретной отрасли техники или науки.

Кружки чаще всего создаются по проблемному принципу. Этот принцип постепенно идет на смену предметному принципу, на котором часто ещё базируются кружки.

Известно, что любая творческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных данных. Но получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило, характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития.

Кружок технического творчества можно сравнить с самонастраивающейся системой, а роль руководителя кружка – с ролью настройщика этой сложной системы. Если система работает правильно, то настройщик не вмешивается, но внимательно наблюдает за работой. В случае отклонения от принятых условий настройщик регулирует, подтягивает, ослабляет и т.д. При этом, чем больше самостоятельности в работе кружка, чем активнее самодеятельность кружковцев, тем быстрее и ярче проявляются результаты их воспитания и самовоспитания, тем оперативнее могут быть действия взрослого специалиста.

Активностью учащихся можно управлять надёжно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении. Непременным условием развития активности учащихся в научно-техническом творчестве является наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности этих энтузиастов. Новые программы технических кружков для школ, ПТУЗ и внешкольных учреждений представляют широкие возможности для повышения действенности воспитания во внеклассной и внешкольной работе учащихся, для дальнейшего развития технического творчества.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 План работы радиокружка «Радиотехник»

Работа кружка проводится по вторникам и четвергам. Кружок рассчитан на учащихся третьего – четвёртого курса, знающих основы радиотехники.

Дидактическая – способствовать закреплению знаний, усовершенствовать умения учащихся при изготовлении светодиодного табло.

Воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности в работе, самостоятельности.

Развивающая – развивать техническое мышление.

Содержание работы Дата проведения Ответственный за проведение работы Примечания
1 Организаторская работа 08.09.2010

2. Руководитель кружка

1.1 Провожу организационно разъяснительную работу
1.2

Цель: научится разрабатывать и изготавливать светодиодное табло

Задачи: разработать и изготовить светодиодное табло

1.3 Оформление помещения: кружок проводится в радиотехнических мастерских
1.4

Утверждение:

режима работы;

плана работы кружка;

выбор актива группы

09.09.2010

1. Руководитель кружка;

2. Мастер;

2 Теоретическая работа
2.1

Вводное занятие:

Цель: ознакомление учащихся с работами по изготовлению светодиодного табло

Задача: изготовить светодиодное табло

14.09.2010 Руководитель кружка
2.2 Ознакамливаю с планом работы кружка
2.3

Провожу инструктаж по технике безопасности

Раздаю литературу

Ознакамливаю с правилами подбора материала

2.4 Ознакомить с принципами работы микроконтроллеров и микросхем памяти 16.09.2010 Руководитель кружка
2.5 Ознакомить с принципами программирования микроконтроллеров
2.6 Объяснить особенности разработки рисунка печатной платы изделия и программатора 21.09.2010 Руководитель кружка
2.7 Объяснить особенности проверки элементов и монтажа их на плату 23.09.2010 Руководитель кружка
2.8 Объяснить принципы программирования микроконтроллеров 30.09.2010 Руководитель кружка
2.9 Объяснить проверку и настройку готового изделия 05.10.2010 Руководитель кружка
2.10 Объяснить принцип изменения данных в памяти изделия и переключения режимов программы 07.10.2010 Руководитель кружка
3 Практическая работа
3.1 Провести подбор материалов и элементов 21.09.2010 Руководитель кружка
3.2 Разработать рисунок печатной платы программатора и изделия
3.3 Произвести процесс травления и лужения
3.4 Произвести проверку элементов и монтаж их на печатные платы 23.09.2010 Руководитель кружка
3.5 Произвести программирование микроконтроллеров 30.09.2010 Руководитель кружка
3.6 Произвести настройку изделия 05.10.2010 Руководитель кружка
3.7 Произвести сборку устройства в корпус 05.10.2010 Руководитель кружка
3.8 Занести в память устройства данные для вывода на дисплей 07.10.2010 Руководитель кружка
4 Оснащение работы кружка
4.1 Количество рабочих мест 10 За сохранность оборудования и инструментов несёт мастер
4.2

Инструменты:

1. Пинцеты – 10

2. Паяльники – 10

3. Кусачки – 10

4. Мультиметры – 10

5. Компьютер (ноутбук) – 1

6. Канцелярские принадлежности

4.3

Материалы:

1. Моток провода – 5 м.

2. Текстолит – 2,5 м 2 .

3. Припой - 100 г.

4. Флюс – 300 г.

5. Хлорид железа – 700 г.

11 октября провести выставку светодиодных табло по работоспособности и творческому подходу к написанию программ (различные эффекты, отображаемая информация и т.д.).

1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое.

2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка.

3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка всей учебной работы в кружке.

Обычно кружки создаются отдельно для учащихся младших курсов и отдельно для старших.

4. В кружке должно быть не более 15 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по два часа.

5. При организации кружка руководитель учитывает занятость членов кружка в ПТУЗ. Перед началом сессий он сокращает число занятий кружка, а в дни каникул - увеличивает.

6. Свою работу кружок, как правило, начинает в сентябре, а заканчивает в апреле.

7. Перед началом работы кружка полезно провести научно-технический вечер, сбор или экскурсию.

8. Итогом работы кружка - его общественным отчетом - является выставка работ юных техников, которую организуют в конце учебного года. Важно, чтобы итоговая выставка наглядно показывала результаты работы юных техников и давала перспективы будущей работы кружка.

9. Трудовая деятельность учащихся в кружке не должна носить ремесленнический характер. Необходимо, чтобы технический кружок расширял кругозор учащихся, будил бы их творческую мысль, ставил бы перед юными техниками посильные общественно-полезные задачи. Очень важно, чтобы кружковцы видели результаты работы и испытывали гордость за свой труд.

Иные руководители кружков строят свою работу целиком на моделировании, на изготовлении приборов и моделей по рецептурным описаниям. Следовательно, всю творческую работу в кружке они подменяют слепым механическим копированием образцов. Стремясь сделать больше моделей, чтобы блеснуть на итоговой выставке, члены такого кружка работают, не понимая принципа действия изготовляемой модели или прибора, не зная, почему следует делать так, а не иначе.

Такие кружки, в которых учащиеся работают вслепую, не осознавая процесса производства, не могут быть одобрены: они не расширяют знания кружковцев, не прививают детям конструкторских навыков.

10. Руководитель технического кружка должен обязательно знакомить членов кружка с основными теоретическими вопросами, с элементами конструирования моделей и техническим расчетом отдельных узлов; причем занятия кружка ни в коем случае не могут повторять программу урока.

Малоопытный руководитель может в кружковых занятиях сбивается на проторенный путь уроков с несколько иным учебным содержанием. Учащиеся это быстро чувствуют, и интерес к занятиям у них ослабевает.

В практике технических кружков случается и так, что руководитель кружка становится на путь занимательности. Занимательность в работе кружка, особенно на первых занятиях, нужна. Но чрезмерно увлекаться ею не следует. После двух таких занятий руководитель «выдыхается» и не знает, чем бы ему еще «занять» детей на очередном занятии кружка.

Некоторые руководители организуют кружки так называемого «словесного» типа. Учащиеся готовятся к докладам, проводят конференции, обсуждают доклады. Такая постановка работы избавляет руководителя кружка от хлопот подбирать инструменты, материалы, измерительные приборы, организовывать мастерскую или лабораторию для практических занятий.

Однако такие «теоретические» занятия не удовлетворяют юных техников. Учащиеся, на занятиях кружка стремятся проявить свою смекалку, хотят мастерить. И чтобы удовлетворить эту потребность детей, руководитель должен правильно сочетать теорию и практику в кружковых занятиях.

11. Работа в технических кружках протекает по программам или тематическим планам, которые хотя и соответствуют учебным программам, но во многом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическую работу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знать кружковцы.

12. Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части. Руководитель кружка может сокращать материал по одной теме и увеличивать по другой, а в некоторых кружках исключать отдельные темы и вводить новые. Отсюда вытекает и условность во времени, необходимом для выполнения программы.

Основная цель теоретической, образовательной части программы - объяснить кружковцам принцип действия и устройство технических моделей, познакомить учащихся с устройством настоящих машин и их использованием в производственных условиях.

13. Поручая кружковцам выполнить то или иное техническое задание, руководителю необходимо напомнить членам кружка о физических или других законах, лежащих в основе устройства и действия данной модели или машины.

14. Члены кружков должны познакомиться с историей той отрасли техники, которую они изучают, ее современным состоянием и областью применения, с ролью русских и советских ученых в ее развитии.

15. Программа должна предусматривать знакомство учащихся с современным производством, с характерными технологическими процессами, с машиноведением и энергетикой, с работой передовиков производства, с организацией труда на предприятиях.

Часто кружок опережает программу ПТУЗ. В этом случае руководитель сообщает кружковцам некоторые сведения из учебной программы для старших курсов, но только в том объеме, который необходим для намеченной практической работы. При этом нужно учитывать возраст и знания членов кружка.

16. В работе кружка необходимо учитывать возрастные особенности детей.

17. Теоретические сведения в кружке даются в форме бесед перед практическими работами. Но они могут сообщаться и по ходу выполнения практических работ в процессе всего занятия.

18. Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.

19. В технических кружках могут изготовляться самые разнообразные самоделки: действующие модели и макеты, приборы и наглядные пособия, лабораторное оборудование и утилитарные вещи.

В судостроительных кружках первого года занятий строятся простейшие модели яхты, катера, подводной лодки и т.д.; в радиокружках - различные простейшие приемники, наглядные пособия и приборы; в столярных и слесарных кружках изготовляются в основном утилитарные вещи.

20. При проведении практических работ руководитель должен учитывать возможности кружка: наличие материалов и инструментов, интерес и степень подготовки членов кружка. Так, в тех же кружках, кроме перечисленных моделей, можно построить макеты морского порта, маяка, радиостанций, простейшие телефонные станции и т.д.

21. Для ряда кружков программа не предусматривает обязательных практических работ. В таких кружках юным техникам предлагают изготовить по каждой теме те модели и приборы, целесообразность которых вытекает из задач кружка.

22. Проводя практическую работу с кружковцами, руководитель не должен давать им готовые разработки моделей. Его задача - натолкнуть юных конструкторов на правильный путь, помочь им в их самостоятельной работе, предостеречь от ошибок, дать вовремя совет. Руководитель приучает членов кружка работать с книгой и справочниками, пробуждает у учащихся интерес к чтению научно-популярной литературы.

23. Большое значение в технике имеет чертеж, который справедливо называют языком техники. Технический кружок предоставляет большой простор для практического применения черчения, знания и навыки по которому юные техники получают на уроках.

Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научились правильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия, уметь работать по чертежу.

Составление чертежа связано с точными измерениями и расчетами. Поэтому руководитель кружка должен чаще применять на занятиях измерительный инструмент и различные измерительные приборы.

24. Правильный подбор объектов для работы имеет решающее значение в кружковых занятиях. Часто кружковцы месяцами возятся с какой-нибудь моделью и, не окончив ее, берутся за другую, потому что работа оказалась слишком трудной, черновые обработочные операции наскучили своим однообразием.

В радиотехнических кружках предметом гордости руководителя часто бывает «бегущая строка». Конечно, «бегущая строка» - интересная и увлекательная конструкция, но не для учащихся младших курсов. Поэтому большую часть работы приходится выполнять самому руководителю, а не кружковцам.

25. Нельзя допускать, чтобы в практической деятельности кружка не учитывались конструкторские возможности самих кружковцев, чтобы творчество учащихся подменялось работой взрослых, а участие юных техников ограничивалось «черновыми» рабочими операциями.

26. В изготовлении приборов и моделей нужно приучать кружковцев к таким видам и формам работы, которые помогли бы им понять производственные процессы, современные методы технологии и организации труда.

27. Очень важно для юных техников научиться работать в коллективе, уметь правильно распределить работу и организовать коллективный труд. В этом отношении представляет интерес опыт кружков, изготовляющих некоторые изделия с разделением труда. Сущность этого метода труда заключается в том, что изготовление прибора разбивается на отдельные операции и каждому кружковцу поручается выполнение какой-либо одной из них. При таком методе продукция получается хорошего качества, так как бракуется не все изделие в целом, а отдельные детали. Чтобы получить разнообразные навыки, кружковцы переходят с одной операции на другую. В такой работе кружковцы особенно сильно чувствуют зависимость своей работы от работы товарища.

Этот метод организации труда применяется некоторыми руководителями при изготовлении однотипных приборов в большом количестве для фронтальных лабораторных работ.

28. Кружок является добровольной организацией, но это не значит, что в кружке не должно быть порядка, не должна вестись такая же серьезная воспитательная работа, как и на уроках ПО.

Руководитель обязан научить учащихся культуре труда: правильно организовывать рабочее место, планировать работу, бережливо расходовать материал, красиво и хорошо отделывать изделие.


Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложения. Глава I. Теоретические основы научно-технического творчества в системе технологической подготовки Творчество - проблема XX века и одна из ключевых проблем современной педагогики. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание...

У учащихся развития технического творчества и творческого мышления и творческого отношения к решению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методические рекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время эта работа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основании изучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству

Анализа даются методические рекомендации по качественному осуществлению учебного процесса, вносятся комментарии, рекомендации по его усовершенствованию. Глава 2. Методика организации работы по разделу «техническое творчество 10 класс» 2.1 Методы, формы и средства изучения раздела (анализ традиционных и инновационных методов) Метод по-гречески - «путь», «способ поведения».Под методом...


Посвященный истории потребительской кооперации России. Он принял массовый характер среди студентов университета и филиалов. Заключение В результате проведённого исследования на тему: «Опыт молодежного предпринимательства в научно-технической сфере» можно сделать ряд выводов: 1. Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: