Закон достаточного основания примеры. Достаточного основания закон

Cтарообрядческий промышленник-миллионщик Николай Бугров, владелец фирмы «Товарищество паровых механических мельниц Бугрова» был и инноватором, и меценатом, и удачливым бизнесменом. Он одним из первых в России внедрил вальцовый способ помола, на 15–20% увеличивший количество муки, производимой из того же объема зерна, что и при обычном помоле. Несмотря на то что Бугрову принадлежал фактически весь мукомольный бизнес Поволжья, топ-менеджмент его компании состоял всего из трех человек: его самого, приказчика и бухгалтера. Структура компании была настолько оптимальной, что впоследствии Сталин приводил ее своим экономистам как образец идеального управления. Бугров владел целым флотом, перевозившим его продукцию по Волге, и обладал правом на поставки хлеба царской армии. Был купец-миллионщик и крупнейшим домовладельцем своего родного Нижнего Новгорода - множество исторических зданий здесь построено именно им. При этом бизнес Бугрова был в полной мере социально ответственным: 45% своей прибыли промышленник тратил на благотворительность, он был организатором первого в России старообрядческого санатория для работников, школ для их детей и т. п.

Николай Александрович Бугров не был Цукербергом: свои миллионы он заработал не благодаря новому, стремительно вошедшему в моду продукту, а в самом что ни на есть традиционном бизнесе - мукомольном. Да и начинал он далеко не с нуля - уже два поколения его семьи относились к обеспеченному слою. Это дед его, Петр Егорович, в юности бурлачил на Волге - таскал на баржу мешки с солью, а потом скопил денег на собственную баржу и стал промышлять перевозками и торговлей. В 1829 году Бугров-дед основал свое мукомольное производство (ему принадлежало несколько водяных мельниц), а также построил железорезный завод. В городе его величали не иначе как дедушкой: в народе о нем шла добрая слава. «Мне лично известны были до 15 человек, выкупленных им из солдатства; каждый из них стоил ему не менее 800 рублей»,- пишет автор Толкового словаря живого великорусского языка, чиновник Владимир Даль, который с 1849 по 1859 год управлял царским удельным имением в Нижегородской губернии, откуда, собственно говоря, и вышли крестьяне Бугровы. Петр Егорович даже разрешал бедным крестьянам бесплатно пользоваться его землей. За три поколения семья Бугровых не потеряла связи со средой, из которой вышла, несмотря на то что они водили дружбу с губернаторами, а на поклон к ним являлись разорившиеся дворяне, желавшие взять в долг денег. Пользуясь связями со своей общиной, Бугровы сколотили целую армию работников и управляющих, многие из которых были Бугровым родственниками или свойственниками.

Нижегородская губерния в XIX веке в плане развития капитализма была одной из образцовых: благодаря крупнейшей водной артерии - Волге и развитию ремесел здесь процветала торговля. Знаменитая Нижегородская ярмарка на протяжении ста лет была крупнейшей в России: сюда свозили товары не только со всей страны, но и из Европы, из мусульманских стран - Турции, Ирана, Бухарского эмирата и т. п. При ярмарке действовала биржа. На своем, мужицком уровне Бугров-дед дал довольно глубокое философское обоснование социальной значимости капитализма. «Деньгу грешно держать в сундуке, надо пускать ее, чтобы народ ею кормился,- говорил промышленник.- Она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она тлен». Это выгодно отличало его от множества других нижегородских промышленников, занимавшихся скупкой и перепродажей продукции различных мастерских (Нижегородская губерния считалась первой в стране по развитию кустарного производства), но не стремившихся распространить торговлю на другие города, не осваивавших новых отраслей бизнеса.

Итак, с самого рождения (1837 год) у Николая Бугрова уже были хорошие стартовые возможности. Умаляет ли это его заслуги? Вероятно, нет. Стала ли научная значимость Дарвина меньше от того, что уже дед его, Эразм Дарвин, интересовался эволюцией животного мира? Был ли Александр Македонский менее талантливым полководцем, чем это принято считать, оттого что царскую власть и армию он унаследовал от своего отца Филиппа? Так и Бугров-младший не только не растратил полученного в наследство добра (чем грешили сотни юных купцов, предпочитавших коммерческим успехам пьяный «дауншифтинг» в кабаках), но и многократно его преумножил, превратившись в одного из самых крупных деятелей нарождавшегося в стране капитализма.

Судьба Бугрова-младшего - яркий пример силы, которой обладает технологическая модернизация. До 1880-х годов Николай Александрович, помогая своему отцу, развивал дедовскую империю в основном экстенсивно - увеличивая число покупателей муки с шести принадлежавших семье мельниц, работавших, как и столетия назад, на водной тяге и моловших зерно с помощью архаичных жерновов. Однако в 1880-е российская мукомольная промышленность столкнулась с трудной проблемой: из-за последствий мирового экономического кризиса, начавшегося в 1873 году, цены на сельскохозяйственные продукты во всех странах резко упали, да вдобавок из-за стремительного развития фермерских хозяйств в США европейский рынок оказался завален дешевым американским хлебом. В 1883 году, когда Николай Бугров взял в свои руки управление семейной фирмой, хлеб на глазах утрачивал свою роль одного из главных экспортных продуктов России - отечественные мукомолы разорялись, помещики, сеявшие хлеб, едва сводили концы с концами.

В этой сложной ситуации Бугров обратил внимание на уязвимые места своего бизнеса. Прежде всего он полностью переоснастил все мельницы: взамен водяных колес стала использоваться двойная тяга - водяные турбины в сочетании с паровыми двигателями, взамен каменных жерновов - стальные вальцы, позволявшие получать мельчайшую муку высокого качества. Если водяные колеса прекращали работу во время понижения уровня воды в реках, то новые механизмы позволяли мельницам работать круглосуточно и в любое время года. В итоге шесть мельниц стали перемалывать в год в несколько раз больше зерна, чем раньше,- до 8 миллионов пудов пшеницы, около 1,5 миллиона пудов ржи и примерно 1,5 миллиона пудов проса. Вместо трех сортов муки, которые фирма выпускала до этого, теперь в лавки поставлялось 12 сортов. В 1896 году фирма Бугрова получила право поставлять хлеб для всей русской армии - этот крупный господряд придал его бизнесу необходимую стабильность.
А вот управленческие методы Бугрова трудно назвать инновационными. Однако при всей свой архаичности они были действенными: и после революции, когда успешные предприниматели царского времени угодили в разряд кровопийц и мироедов, даже первые лица государства уважительно высказывались о приемах менеджмента, которыми пользовался Николай Александрович. Советский писатель Феликс Чуев приводит воспоминания одного из участников заседания у Сталина, состоявшего в первые месяцы Великой Отечественной. Перед наркомом станкостроения был поставлен вопрос об увеличении выпуска боевой техники. Нарком отвечал, что существующим штатом ему не справиться, и попросил увеличить управленческий аппарат до 800 человек. Тогда Сталин привел пример «мукомольного короля» царского времени и спросил:

Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством, а также контролем за ним? - и продолжал: - У Бугрова были: он сам, приказчик и бухгалтер, которому он платил 25 тысяч рублей в год. Кроме того, бухгалтер имел бесплатную квартиру и ездил на бугровских лошадях. Видимо, бухгалтер стоил таких денег, зря Бугров платить ему не стал бы. Вот и весь штат. А ведь капиталист Бугров мог бы набрать и больше работников. Однако капиталист не будет тратить деньги, если это не вызывается крайней необходимостью, хотя деньги и являются его собственностью.

На самом деле, все было даже интереснее: Бугров и этих-то своих ближайших помощников не хотел нанимать, предпочитая вести сложные дела самостоятельно - все документы носил в кармане поддевки. Торговые партнеры уговаривали его идти в ногу со временем - завести бухгалтера. Бугров вроде бы поддался: выписал из Москвы опытного счетовода и посадил его в богато обставленную контору. Однако дел никаких ему так и не передал - сослался на то, что только на опись инвентаря уйдут годы, а ему недосуг - дела. Проплевав в потолок три месяца, бухгалтер заявил, что дальше «работать» таким образом не готов, и уволился. Впрочем, позже, когда число торговых партнеров, с которыми работал Бугров, выросло почти в десять раз, он признал необходимость бухгалтера и нанял другого, который работал у него больше 20 лет.

Зато на мельницах у Николая Александровича трудилось целое войско - около 2 тысяч рабочих и служащих, громадная цифра для фирм того времени. На предприятиях была выстроена своего рода система поощрения лояльности. Заработная плата была выше, чем у конкурентов (например, жалованье матросов, служившего на пароходах фирмы, составляло 32 рубля в месяц - столько не получал средний рабочий даже в Москве), а рабочий день - удивительно коротким: всего восемь часов. И это во времена, когда и в Европе-то никакие законы не ограничивали продолжительность рабочего дня! Плюс к этому работодатель предоставлял своим сотрудникам бесплатное питание и даже подарки к праздникам.

В самом деле, есть в бугровских методах что-то созвучное с советскими методами поощрения работников. Капиталист Бугров был едва ли не первым в России человеком, которому пришла в голову идея награждать за труд: «Я бы кресты да ордена за работу давал - столярам, машинистам, трудовым, черным людям. Успел в своем деле - вот тебе честь и слава! Соревнуй дальше. А что по ходу дела на голову наступил кому-нибудь - это ничего! Не в пустыне живем, не толкнув, не пройдешь!» Позже эта идея возродилась в советских наградах, таких как орден Трудового Красного Знамени, например.

Удивительно: в отличие от нынешних олигархов, богатеи того времени были людьми щедрыми и охотно тратились на общественные нужды. В уставе «Товарищества паровых механических мельниц» было записано, что ежегодно на благотворительность должно выделяться 45% чистой прибыли. Эта цифра сейчас поражает: нижегородский миллионер тратил почти половину всего, что получал со своих мельниц, на нужды бедняков. Чтобы в полной мере понять феномен бугровского меценатства, надо вспомнить, что по вероисповеданию он был старообрядцем-беглопоповцем. Этот старообрядческий толк в свое время подвергался государственным репрессиям, и непременным условием выживания стала активная взаимопомощь единоверцев. Легко заметить, что большая часть всей благотворительной деятельности Бугрова была направлена именно на старообрядцев. Так, он открыл «древлеправославную» школу и три богадельни для единоверцев, первый в России санаторий дя своих работников, большинство из которых были старообрядцами. А в 1887 году промышленник в союзе со своими родственниками братьями Блиновыми построил на Монастырской площади Вдовий дом - первый в России приют для одиноких женщин с детьми. Структура приюта напоминала современные студенческие общежития семейного типа: вдовы размещались в 165 квартирах с общей баней и прачечной. Дети ходили в начальную школу, а потом занимались в мастерских, где девочек обучали шить, а мальчиков сапожному ремеслу. Бугров был известен и своей помощью погорельцам, многим из которых он заново отстроил избы и подарил на жизнь лошадь или корову.

Старообрядческие правила предписывали жертвовать на нужды страждущих крупные суммы, и общественность косо смотрела на тех, кто нарушал это правило. Напротив, тот, кто не скупился, становился влиятельным человеком - не следует забывать, что старообрядцы до самого 1917 года оставались пораженными в правах, и участие купцов-староверов в муниципальных делах позволяло им добиться авторитета и в среде православных, принадлежащих к официальной церкви. Бугров недаром получил звание почетного гражданина Нижнего: в 1878 году он вместе с отцом потратил 75 тыс. рублей на реконструкцию городского водопровода. Крупнейший домовладелец Нижнего Новгорода, он вкладывал огромные средства в городское строительство: на его деньги было возведено и новое здание городской думы, гласным которой он являлся; он же спонсировал реставрацию Нижегородского кремля, возведение торгового корпуса (этакого варианта современного супермаркета), расположенного по Зеленому съезду, постройку ночлежки для бродяг в Скобе (над входом висела длинная, во весь фасад, надпись «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо» - в старообрядчестве распитие спиртных напитков считалось страшным грехом), и т. п. А свою «Анну на шею» Николай Александрович получил за участие в устройстве XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в 1896 году (к этому событию Бугров приурочил возведение нескольких зданий, в том числе здание Волжско-Камского банка) и особенно за помощь, оказанную властям города в подготовке визита Их Императорских Величеств в Нижний Новгород летом того же года.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных куп­цов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительно­стью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможно­стей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформули­рованное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он пока­зал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, по­бывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.

В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так доб­ротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотвори­тельные вложения П.Е.Бугрова.

Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Буг­рова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).

В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился испра­вить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зе­ленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изу­мительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.

Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и По­жарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губерна­торским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворян­ского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.

Для общества важен не столько капитал имущественный, сколь­ко капитал нравственный, то есть моральный облик предпринима­теля. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нрав­ственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу со­слаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:

В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пье­се "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председате­лем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.

Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромыш­ленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность полови­ну своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.

(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уваже­нием в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стра­не до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предприни­мателей, составивших класс российских бизнесменов.

Это, прежде всего, представители государственных структур (пар­тийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, зани­мавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократиче­ских отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами яв­ляются интерес и внимание к дореволюционным традициям россий­ского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В на­стоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происхо­дит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответствен­но, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой яв­ление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, раз­личные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную эко­номическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплете­ние восстанавливаемых национальных российских черт с общемиро­выми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систе­му мировых этических норм делового поведения.

Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность ча­стной собственности. Частная собственность в России не священна.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значитель­ной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не пол­ностью сформирована культура успеха.

3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимо­стью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, не­совершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и при­теснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной Рос­сии существует, главным образом, в виде сращивания крупных струк­тур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее нравственные основы российского предприниматель­ства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Спе­циалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребитель­ский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В та­ких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравствен­ных средств.

Все это обусловило пристальное внимание российских организа­ций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной со­ставляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института име­ют для нас большое практическое значение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.

2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.

3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?

4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.

5. Назовите нравственные основы российского предприниматель­ства

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этика предприннмательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

видный деятель старообрядчества, приемлющего священство, переходящее от господствующей церкви (беглопоповское согласие), один из крупнейших российских предпринимателей, купец I гильдии, мануфактур-советник и благотворитель. Родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, в старообрядческой семье. Он стал продолжателем дела, начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького.

Был крупным торговцем хлебом, с 1896 года получил право поставлять хлеб для всей русской армии, владельцем множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж.

"Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Бугров производил крупные банковские операции, являлся членом правления нижегородских и московских банков.

Бугрова уважали. Почаевничать с ним на Нижегородской бирже считалось большой честью. Авторитет Бугрова был настолько высок, что когда он с Нижегородским губернатором бывал у министра внутренних дел, сначала приглашали Николая Александровича, а потом уже губернатора. Когда же у одного из губернаторов кончился срок полномочий, Бугров в качестве подарка преподнес ему на серебряном подносе кучу разорванных губернаторских векселей, что означало: он прощает губернатору все долги.

Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода. Считается, что за свою жизнь он роздал около 10 млн. руб. милостыни. При участии шурина Блинова, он построил Вдовий дом, где поселил вдов, не имеющих средств к жизни, с детьми. В здании - водяное отопление, в кухнях - духовые печи. К услугам жильцов - бесплатные больница и школа, к праздникам - подарки. Была даже оборудована специальная комната с люлькой, куда горе-матери незаметно могли положить ребенка. Всех принимал Бугров, зная, что "Господь хранит пришельца, сира (сироту) и вдову приемлет".
Терпеть не мог Бугров тунеядцев и пьяниц, но считал, что оступившемуся надо помочь. Поэтому он вместе с отцом построил на Рождественской улице ночлежный приют, Устав которого опроверг распространенную тогда поговорку "русский человек состоит из души, тела и паспорта".

На фото: обитатели ночлежного дома Бугрова

Бугров приказал паспортов не спрашивать. Ночевать здесь мог всякий, соблюдавший правила: «не пить спиртное, не курить, не горланить песни». Нашел на время пристанище в этой ночлежке и А.М. Пешков, который приходил благодарить за это Бугрова, уже став Максимом Горьким. Кстати, именно Николай Александрович дал Горькому денег на открытие чайной "Столбы" с библиотекой для бедных.

Бугровым вместе с отцом Александром Петровичем, купцами Блиновыми и Курбатовым, был построен и подарен городу водопровод, которым жители могли пользоваться бесплатно. Кроме того, Бугров помогал многим приютам, содержал в городе и деревнях староверческие моленные.

С 1879 г. постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. С 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы.
Своими средствами поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, построил в последнем храм во имя явления Казанской иконы, выстроил Успенский храм в Городце, возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония.

Эта поддержка была столь ощутимой, что в просторечии беглопоповцев часто именовали бугровцами, бугровским согласием. Помогал деньгами не только беглопоповским общинам, но и Чернухинскому скиту неокружников. На его средства проходили Всероссийские съезды беглопоповцев в Нижнем Новгороде. Материально поддерживал безрезультатные в то время усилия своих братий по приисканию архиерея, но в то же время часто принимал в своем доме епископов и иереев белокриницкой иерархии, к которым относился с неизменным уважением. В его представлении объединение белокриницких старообрядцев и беглопоповцев должно было произойти на равноправных условиях после того, как беглопоповцы примут к себе архиерея.
Президиум съезда старообрядцев, в центре - Н.А.Бугров

Не забывал до самой смерти и старообрядческие деревни. В Попово до сих пор сохранились великолепные кирпичные здания школы и жилого дома для учеников. Стоит построенная им церковь, под горой - баня для учащихся, когда-то отделанная керамической плиткой.

После 1905 г. Николай Александрович добился, чтобы старообрядческая школа с учителями-старообрядцами, с преподаванием церковнославянского языка и крюкового пения получила равные права со школами господствующего вероисповедания. Эта школа существовала на проценты со вложенного Бугровым капитала. Со всей округи свозили в эту школу своих детей старообрядцы.

Согласно завещанию, все построенные Бугровым учреждения должны были функционировать и после его смерти, субсидируясь деньгами, находящимися на специально предназначенных для этой цели счетах в банках. Такой же специальный счет оставил Николай Александрович и для престарелых рабочих, а также для тех, кто пострадал на службе. Бугров вообще относился к своим рабочим хорошо. У них были, например, восьмичасовой рабочий день и бесплатное питание.

16 апреля 1911 года после продолжительной болезни Николай Александрович скончался. "Живите в мире, никого не обижайте", - его последние слова.

После смерти Н.А.Бугрова все его состояние перешло к четырем племянницам -дочерям его старшей сестры Енафы Александровны. Одной из этих племянниц была самарская старообрядка Анфиса Безпалова, активная деятельница самарской беглопоповской общины. После смерти в 1916 г. другой сестры Бугрова, незамужней Зиновии Александровны, сама фамилия Бугровых прекратилась.

При подготовке статьи использованы данные Словаря С.Г.Вургафта и И.А.Ушакова "Старообрядчество: лица, события, предметы и символы", а также материалы нижегородской прессы.

1839 - 1911

крупнейший нижегородский купец, хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и благотворитель

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов..

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода .

Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), методы управления бизнесом Бугрова ставил в пример И. В. Сталин .

Благотворительность

Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен, ночлежных домов и т. п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн руб.

Николай Бугров был крупнейшим домовладельцем старого Нижнего Новгорода . Он вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома», выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Ежегодно на благотворительность Бугров выделял 45 % чистого дохода:

  • 15 % на содержание городецкой молельной и училища для детей старообрядцев
  • 30 % погорельцам, бедным
  • 5 % престарелым рабам и служащим
  • 50 % на нужды фирмы

Погорельцам жертвовал по 5 рублей, а ближним строил дома и дарил лошадь или корову.

Водопровод

При его участии в Нижнем Новгороде был построен водопровод. Пользование им было бесплатным.

Источником воды служила река Ока. Водопровод прослужил вплоть до 1988 года.

Мука

Мельницы Бугрова в отличие от других мельниц того времени имели паровые двигатели вместо водяного привода, что позволяло повысить их производительность. На них перерабатывались бобовые и зерновые культуры.

Муку с этих мельниц можно было приобрести непосредственно у них, на перевалочных пунктах Нижнего Новгорода и сёлах губернии: Павлово, Ворсма , Богородск .

Быт

Быт Бугрова Н. А. не отличался дороговизной и изобилием. Стены дома были оклеены дешёвыми обоями. На стенах были картины религиозного содержания. Красные углы комнат были с иконами без обкладок.

Пища

Обычными блюдами были щи и каша, в пост - горох.

Одежда

Кафтан, козловые сапоги, картуз (и зимой и летом).

Родственники

Дед - Бугров Пётр Егорович Отец - Бугров Александр Петрович



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: