Всем известно буква я главная заглавная. Буквы Я, я

Тема: Проект «О чем может рассказать библиотека». -Прочитайте стихотворение. Кому оно посвящено? Книжные люди, друзья мои ближние, Верные слуги и маршалы книжные. Милые тихоголосые женщины, В книгах- всеведущи, в жизни- застенчивы. Душ человеческих добрые лекари, Чувств и поступков библиотекари. Кажетесь вы мне красивыми самыми, Залы читален мне видятся храмами. Кто мы без вас? Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти. Л. Ошанин Л. Ошанин Заметь- так в старину называли метель(или наметенный сугроб); заплутавшие в замети- заблудившиеся, сбившиеся с пути во время метели. Поэт употребил это выражение в переносном смысле. Волкова Елена Владимировна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 7 ст. Переправной


Прочитайте загадки: 1. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. 2. Черные чернизины, Как они нанизаны! Засмотрелся Фома- Понабрался ума. -Прочитайте скороговоркой: Чтоб скорей ты в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог.




Наш народ сложил много скороговорок 1.Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Саньку с ног, Соньку в бок, Сеньку в лоб, Все в сугроб… 2. Шёл Егор 3. Павка на лавке через двор Плетёт лапти Клавке. с топором Не годятся лапти чинить забор. Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке




Тема: Народные сказки. Ю. Мориц. « Сказка по лесу идет…». Речевая разминка Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумки вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки почитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай- Они всему научат. Мы сказки знаем на зубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое, дружок, Сейчас о них узнаем.


Викторина « Герои сказок» 1. Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. 2. Живёт в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану- царевичу, а перья её очень ценятся у царей. 3. Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить поживать… Иван Жар-птица Крошечка-хаврошечка


4. Живёт в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадёт,- закрутит, обманет и назад не выпустит. 5. На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. Кощей Леший




Тема: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Кроссворд




Тема: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Проверка домашнего задания. -Восстановите последовательность событий в сказке и перескажите её. 1. Кузнец дал хозяину новую косу. 2. Подавился петушок бобовым зёрнышком. 3. Хозяюшка дала маслица курочке. 4. Коровушка дала молочка. 5. Смазала курочка петушку горлышко. 6. Петушок вскочил и во все горло закричал. 7. Хозяин дал коровушке свежей травы. (Ответ. 2, 1, 7, 4, 3, 5, 6)




Закрепление изученного 1. Словарная работа -Как образовалось слово «водоносы»? -Подберите близкие по значению слова (синонимы) к слову «схоронилась». 2. Работа с именами -Как звали героев сказки? Бабушка-…; курочка-…; внучка-…; мышка-…. (Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка)


На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.. У страха глаза велики. На ловца и зверь бежит.. Робкого и пень страшит.. Солнце, воздух и вода- лучшие доктора.. Кто робеет, того бьют.. Плох неряха в строю, а ещё хуже- в бою. 3. Работа с пословицами


Тема: Сказка «Каша из топора» 1. Словарная работа Служивый- солдат, военнослужащий. Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время. Вдоволь-достаточно. Варево- горячее жидкое кушанье, похлебка. Чулан- помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса. Котёл- большой металлический сосуд для варки пищи. Коли- если-бы. Этакую- такую. Сметка- смекалка.




Тема: Сказка «Гуси- лебеди» 1. Речевая разминка Утка моя, селезниха моя, Не летай за реку, Не клюй песку, не тупи носку! Селезень- самец утки. 2. Словарная работа Причитывать- причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что- нибудь. Кликать – громко звать. Кудель-пучок льна, приготовленный из пряжи. Веретено- приспособление для получения нити из шерсти. Устьице- отверстие в печи.


Кроссворд по сказке «Гуси- лебеди»








Тема:«Люблю природу русскую. Осень.» Речевая разминка Кончается лето, кончается лето, И солнце не светит, а прячется где-то. И дождь- первоклассник, робея немножко, В косую линейку линует окошко. -Прочитайте с вопросительной интонацией (с удивлением, восхищением)




Тема: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» 1. Речевая разминка Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Д. Кедрин - Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? -Прочитайте с интонацией удивления (раздражения, восхищением), с утвердительной и весёлой интонацией.


2. Словарная работа Борозда- канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. -Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? Праздная борозда- отдыхающая, убранная борозда.


3. Работа со средствами выразительности Олицетворение (олицетворить)- выразить, представить в образе живого существа. Метафора– оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет– образное, художественное определение(например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри). -Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.




К. Бальмонт «Поспевает брусника…» -Найдите строки, которые говорят о настроении поэта. -О ком можно сказать « проснётся и заплачет»? К кому относит поэт эти слова? -Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная? -Найдите значение слова «благовонье» -Найдите в стихотворении олицетворения. Благовонье- приятный запах Солнце смеётся, осень проснётся и заплачет.


А. Плещеев «Осень наступила…» -Перечитайте стихотворение, найдите рифмующие слова. -Как вы понимаете слово « озимь»? -Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо? Цветы- кусты, желтеет- зеленеет, на лугах- на полях… Озимь- всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной


А.Фет «Ласточки пропали…» 1. Речевая разминка Осенью Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далёкий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы. А. Фет -Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? -Прочитайте с интонацией удивления (раздражения, восхищением), с утвердительной и весёлой интонацией.




Часть 1 -Что вы представили? -Что сказано о ласточках? -Что значит «пропали»? -О каких ещё птицах говорится в этой части? -Когда грачи летали? -Что такое заря? -Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? -С чем сравнивает автор стаю грачей? -Почему делается такое сравнение? -Что значит «мелькала»? -Для чего автор использует слово «вон»? -Как вы прочитаете это слово? Значит, долго грачи летали. С сетью.


Часть 2 -Какую картину вы увидели? -Что вы услышали? -Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор? - Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья? - Почему лист сухой? -Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове. -Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? -Автор, подобрав такие слова, передаёт шорох листьев звуками. Название такого приёма- звукопись. А теперь прочитайте последние строчки этой части. -Какой образ появился? -Что сказано о ветре? -О ком можно так сказать? -Ветер, как человек,- злится. Какой приём использует здесь автор? -Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова? Как ветер может стучать в окно? Повторяется звук [c]. Образ ветра. Олицетворение.


Часть 3 -В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чём просит автор? Почему? ? -Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? -Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? -Как они летят? Куда летят птицы? -Почему они кричат? -Они действительно испугались? Определите, какой приём использует автор? -Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему? Автор просит зиму поскорее наступить. Журавли. Сравнение.


Подведём итоги! -Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали? -Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.


Тема: Осенние листья. А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья …», И. Токмакова «Опустел скворечник …» Кроссворд «Осень» По горизонтали: 2. * небо кроет, Солнце не блестит. 3. Ох и хитрые * ! Где же спрятались они? 4. * птиц улетают Прочь за синее море. 5. Опустел * - Улетели птицы. 6. Я заглядывал под кочки, Под берёзовые *. 7. Под тусклым ветром сухие *, Кружась, что шепчут, что говорят? По вертикали: 1. Словно как с испугу Раскричавшись, к югу летят. Туча грибочки Стаи скворечник пни листья Журавли


Тема: В. Берестов «Хитрые грибы» 1. Речевая разминка Жёлтое солнце на землю… Жёлтый подсолнух за солнцем... Жёлтые груши на ветках… Жёлтые листья с деревьев… -Вставьте пропущенные в стихотворении слова? (Глядит, летят, висят, следит) глядит следит висят летят


Важная информация о грибах Сбор грибов в народе называют «тихая охота». Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов. Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут) Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться несъедобными, ядовитыми). Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечится животные).


Тема: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Кроссворд «В огороде» Куст украшен бусами, красными и вкусными. 2. Без окон, без дверей- полна горница людей 3. Знает каждый, что порой Клубни эти- хлеб второй. 4. Кто раздевает, тот слёзы проливает. 5. По тысячам дорог рассыпался… 6. В сказке «Золушка» она и каретой была. 7. Сидит злой, седой старик под землёй, а борода- снаружи. -Какое слово спряталось в выделенных клетках? Малина Огурец Картофель Лук Горох Тыква Редька






Шифровка- анаграмма РНЕЛСААКД ЧЕРГВЕСЕИ НУИПШК Александр Сергеевич Пушкин




Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Пять сказок А.С. Пушкина: 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» 2. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 3. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 4. «Сказка о золотом петушке» 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»


О великом поэте… Проходят годы. Но время не властно над памятью о Пушкине. Каждый год в день рождения поэта (6 июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. Этот стал во всём мире отмечаться как День русского языка (по решению ООН). В Москве на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан скульптором Опекушиным на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи





Части 4-5. Кликать – выгода, польза. Тесовые ворота – ворота, сделанные из тонких досок. -Как вы понимаете слова «На чём свет стоит мужа ругает». Части 6-8. Столбовая дворянка – дворянка старинного рода. Душегрейка – женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии. Кичка- старинный праздничный убор замужней женщины. Чупрун – чуб, хохол.




Выборочное чтение 1. Найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку. 2. Что старик сказал рыбке перед тем, как отпустить? 3. Как отнеслась старуха к рассказу старика? 4. Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика? 5. Прочитайте, как менялись желания старухи. 6. К герою- помощнику можно отнести море. Прочитайте отрывки о том, как оно менялось.








Работа по вопросам к тексту о Крылове. Что нужно для того, чтобы писать хороши басни? Сколько черновых строк было к басне « Кукушка и Петух»? Сколько строк в ней осталось? Чем занимался всю жизнь Иван Андреевич Крылов? Когда он начал работать? Когда он начал изучать греческий язык? Надо быть очень трудолюбивым человеком Около двухсот строк 21 строка Работал и учился. В 11 лет. В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.




Определение образа героя Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, нерасторопный, быстрый, идёт назад. Лебедь РакЩука рвётсяпятитсятянет неповоротливыйупрямая Только своё дело знает стремительныйнерасторопный быстрыйидёт назад


Подведём итоги! -С каким баснописцем познакомились на уроке? -Какое произведение изучали? - Что такое басня? - Какова мораль этой басни? -Какое выражение стало крылатым? Крылатые слова- образные, меткие выражения, изречение, вошедшие в общее употребление








Тема: О братьях наших меньших. 1. Речевая разминка Белебедя съел медведя, Утром рано съел барана. На закуску съел лягушку, Хотел волка, да не ловко, Хотел гуся, да боюся. 1. Словарная работа Околица- 1. Изгородьвокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Кричать на всю околицу(разг.)- очень громко. Расславлять на всю околицу (разг.)- разгласить всем, многим. Уязвимый- 1. Такой, которого легко уязвить, обидеть. 2. Слабый, плохо защищённый


Назовите детёнышей животных У кошки- У собаки- У зайчихи- У утки- У овечки- У курочки- У ежихи- У коровы- Свиньи- У лисы- У рыбки- У лосихи- У волчицы- У голубки- котёнок щенок зайчонок утёнок ягнёнок цыплёнок ежонок телёнок поросёнок лисёнок малёк лосёнок волчонок птенец


Тема: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима». 1. Соедините стрелками авторов и их произведения. С. Есенин «Светло- пушистая…» С. Михалков «Дело было в январе…» А. Барто «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчев «Зимним холодом…» И. Бунин «Берёза» К. Бальмонт «Новогодняя быль»


2. Из каких произведений эти строки? Запишите название и автора. «Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берёз…» С. Дрожжин «В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка» С. Михалков «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит-…» Ф. Тютчев «Поёт зима- аукает, Мохнатый лес баюкает…» С. Есенин «Утром кот принёс на лапках Первый снег! Первый снег!..» Я. Аким «Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата». Русская народная сказка


Стихи о дружбе Друзья Как начну конфеты есть, Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. У меня друзей не счесть. А закончились конфеты, А закончились конфеты, И друзей в помине нету. И друзей в помине нету. За конфету каждый друг, За конфету каждый друг, Так и рвёт её из рук. Так и рвёт её из рук. Ну зачем мне дружба эта? Ну зачем мне дружба эта? Я и сам люблю конфеты. Я и сам люблю конфеты.


Такая дружба Я свою соседку Олю За косичку дёрнул в школе. -Эта Оля мне опять Не дала ответ списать. Ручкой больно ткнул я в спину Одноклассницу Марину. Нужно с ней, вообще, построже, Чтоб не строила мне рожи. Я стиралкой кинул в Лену, Ей же- как горох об стену, А весёлую Катюшу Обозвал я хохотушкой. В сумку ябеды Ларисы Я с утра подкинул крысу. Та устроит в сумке нору- Вот потеха будет скоро! На весь класс одну Иришку Уважаю, как мальчишку. С Ирой я давно дружу- Ей лишь кнопки подложу




Тема: Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» Работа с пословицами -Какие из них передают смысл рассказа Н. Булгакова « Анна, не грусти!». -Какие из них передают смысл рассказа Н. Булгакова « Анна, не грусти!». Друга ищи, а найдёшь- береги. Друга ищи, а найдёшь- береги. Другу сколько можно помогай. Другу сколько можно помогай. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. Друг в беде- друг вдвойне. Друг в беде- друг вдвойне. Сердце матери лучше солнышка греет. Сердце матери лучше солнышка греет. Друзей- то много, да друга ни одного. Друзей- то много, да друга ни одного. - Какая из пословиц на другую тему?


Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово» План 1. Присел на скамейку. 2. Ленка не даёт краски. 3. Бабушка и брат обижают Павлика. 5. Павлик решил попробовать и побежал к сестре. 6. Прогонит бабушка или нет? 7. Подействует ли на брата? 8. В сквере старика уже не было.

Каких только библиотек нет в России! От самых скромных - на несколько стеллажей, до роскошных - с фонтанами, ветряными мельницами, компьютерными залами, игровыми и концертными студиями. Приятно приходить в такие читателям, и детям, и взрослым. «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие роскошной библиотеки», - сказал Хорхе Луис Борхес, а мог бы эти слова сказать любой русский писатель и многие наши читатели. «Книжные люди - друзья мои ближние», - написал замечательный русский поэт Лев Ошанин.

История библиотечного дела является важной частью истории и культуры нашего общества. (О глубоких корнях, исторических истоках библиотечного дела в России см.публикацию «Хранилища сокровищ мысли»).

Но почему же «библиотечный день» отмечается именно 27 мая? Да потому, что именно в этот день высочайшим повелением императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге была основана первая государственная общедоступная библиотека России. До 1917 года она называлась Императорская публичная, затем, до 1925 года - Российская публичная библиотека, с 1932 года - имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, а до 27 марта 1992 года - Государственная публичная библиотека, в народе ласково - «Публичка». Сегодня эта одна из крупнейших библиотек мира, вторая по величине фондов в нашей стране - уже не просто библиотека, а хранилище национальной памяти, общероссийский информационный, научно-исследовательский и культурный центр, носит название Российской национальной библиотеки. Согласно указу Президента России, она является особо ценным объектом национального наследия, представляя историческое и культурное достояние народов Российской Федерации.

Императорская публичная библиотека

Идея организации общедоступной библиотеки в России появилась ещё в начале XVIII веке: в 1766 году на рассмотрение государыне Екатерине II был предложен план её создания, но только за полтора года до своей кончины императрица одобрила этот план, достойно завершив сим деянием своё царствование.

Место для библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи: на углу Невского проспекта и Садовой улицы, строительство здания по проекту архитектора Е. Т. Соколова продолжалось около 15 лет.

В основу иностранного фонда Императорской Публичной библиотеки легла коллекция книг и рукописей - так называемая «Библиотека Залуских», которая была собрана поляками братьями Юзефом Анджеем и Анджеем Станиславом Залускими на строго научной основе и комплектовалась литературой из самых разных стран Европы. После подавления восстания под руководством Костюшко в 1794 г. и взятия Варшавы Суворовым, библиотека, составлявшая 400 тыс. томов, была объявлена собственностью и в качестве военного трофея перевезена в Петербург. Показательно, что русское правительство посчитало самым ценным трофеем не золото и прочие материальные ценности, а книги и рукописи!

В 1930-х годах большевики возвратили основную часть Библиотеки Залуских (50 тыс. томов) Польше, но в ходе Варшавского восстания 1944 года её разграбили и частично уничтожили фашисты.

Планировалось открыть первую общественную библиотеку в 1812 году, однако в связи с нашествием Наполеона самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга, и открытие пришлось перенести на два года. Оно торжественно состоялось 2 (14) января 1814 г.

В первые тридцать лет работы читателям было выдано более 100 000 изданий.

Для размещения растущего фонда построили второе здание, выходящее фасадом на Екатерининский сад (архитектор К. Росси). В работе библиотеки участвовали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, В. С. Сопиков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин и др. Эта библиотека открыла новую эпоху в истории науки и культуры России, быстро превратилась в центр культурной жизни столицы Российской империи.

Не отставала от Петербурга и вторая русская столица - Москва. Одна из самых старых и крупных библиотек города - Российская Государственная, основанная на фондах Румянцевского музея.

Для москвичей «библиотечный день» - 23 мая (по ст. ст.) В этот день в 1861 г. Комитет министров принял постановление о переводе в Москву Румянцевского музея и о создании Московского публичного музея. Но ещё в 1850-е гг. попечитель Московского учебного округа Е. П. Ковалевский задумал создать на основе коллекций Московского университета публичный музей, а библиотеку университета разместить в особом здании и сделать её более доступной. О том же твердили профессор Московского университета Т. Н. Грановский, критик В. Г. Белинский, переводчик и издатель Е.Ф. Корш, ставший первым библиотекарем Московского публичного и Румянцевского музеев, крупный промышленник, издатель, меценат К.Т. Солдатенков - один из самых щедрых жертвователей в пользу проекта. В 1859 г. попечителем Московского учебного округа стал Н. В. Исаков: «В лице его округ, а с ним и московские интеллигентные круги встретили «активно сочувствующего» попечителя народного просвещения в широком смысле слова. На новом для него месте службы Н. В. нашел полное удовлетворение своих духовных потребностей», - писали газеты.

Румянцевский музей с 1845 г. входил в состав Императорской Публичной библиотеки в Петербурге. Его хранитель В. Ф. Одоевский, потеряв надежду получить средства на содержание своего детища, предложил перевезти музей в Москву. Записку Одоевского о тяжёлом положении Румянцевского музея, направленную на имя министра государственного двора, увидел Исаков и дал ей ход. Надо отдать должное генерал-губернатору Москвы П. А. Тучкову и министру народного просвещения Е. П. Ковалевскому - они пригласили всех москвичей принять участие в становлении «Музея наук и искусств», как первоначально был назван этот проект. Они обращались за помощью к московским обществам - Дворянскому, Купеческому, Мещанскому, к издательствам, к отдельным гражданам. И москвичи поспешили на помощь: более трехсот книжных и рукописных коллекций, отдельных бесценных даров влилось в фонд Московского публичного и Румянцевского музеев.

Император Александр II 1 июля (19 июня по ст.ст.) 1862 г. утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», которое стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, направления деятельности. Был там и пункт об обязательной доставке в РНБ двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России, - и этот пункт, как это ни удивительно, «работает» до сих пор!

Московский публичный и Румянцевский включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

После революции, в 1924 году, советская власть переназвала Румянцевскую библиотеку - она стала Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина или «Ленинкой». А с 29 января 1992 г. по настоящее время все знают её как Российскую Государственную библиотеку.

В РГБ хранит­ся уни­каль­ное со­бра­ние оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных до­ку­мен­тов на 367 язы­ках ми­ра; объ­ем её фон­да пре­вы­ша­ет 43 млн. еди­ниц хра­не­ния; име­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные со­бра­ния карт, нот, зву­ко­за­пи­сей, ред­ких книг, дис­сер­та­ций, га­зет и дру­гих ви­дов из­да­ний. Биб­лио­те­ка предо­став­ля­ет пра­во поль­зо­вать­ся сво­и­ми чи­таль­ны­ми за­ла­ми всем граж­да­нам Рос­сии и дру­гих го­су­дарств, до­стиг­шим 18-лет­не­го воз­рас­та. Еже­днев­но сю­да за­пи­сы­ва­ют­ся око­ло 200 но­вых чи­та­те­лей. В РГБ каж­дый день при­хо­дит по­чти 4 ты­ся­чи че­ло­век, а вир­ту­аль­ные чи­таль­ные за­лы, рас­по­ло­жен­ные в 80 го­ро­дах Рос­сии и ближ­не­го за­ру­бе­жья еже­днев­но об­слу­жи­ва­ют бо­лее 8 ты­сяч по­се­ти­те­лей. Фон­да­ми биб­лио­те­ки вот уже 140 лет поль­зу­ют­ся са­мые раз­ные лю­ди. Сре­ди них учё­ные с ми­ро­вым име­нем и сту­ден­ты, прак­ти­ки и мыс­ли­те­ли, на­ши со­оте­че­ствен­ни­ки и ино­стран­цы. Вот уже много лет я тоже - читатель и почитатель РГБ, приходилось выступать в её стенах и в качестве литератора, поэта. А в конце 90-х я познакомилась с директором книжного коллектора Москвы Фаиной Григорьевной Пупыревой, и окончательно перешла из класса «активных пользователей» в класс «гостей-писателей»: встречалась с читателями, беседовала о литературе о великих русских писателях, читала стихи, выступала в школах, приводила друзей и знакомых литераторов, в числе которых были С. В. Куняев, Ю. Ю. Воробьевский, А. Н. Заболоцкий, священник и писатель Ярослав Шипов и другие. С тех пор я постоянный гость библиотек Москвы - от школьных, институтских, армейских, даже тюремных - до Российской государственной библиотеки.

Всероссийский день библиотек вряд ли будет отмечен всенародными гуляньями и салютом. И все-таки для большинства россиян это настоящий праздник, потому что с библиотеками - районными, школьными, даже домашними - связано множество прекрасных открытий, встреч с иными мирами, высоких нравственных переживаний и прекрасных душевных потрясений. Им посвящают стихи, сонеты, оды и даже песни, как, например, это сделали композитор Н. Мишуков и поэт О.Тиммерман:

Каждый день и каждый миг
В городах и селах
Шелестят страницы книг
Грустных и весёлых.
Огоньки библиотек
Светятся повсюду,
Приходи к нам, человек,
Приобщиться к чуду!

Отправимся по сказочной дорожке в страну познания. Перед нами стоят три указателя: налево пойдём - к гласным звукам попадём, направо пойдём - к гласным буквам попадём, прямо пойдём - тайны откроем.

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть гласных звуков: а , о , у , ы , и , э . Гласные звуки могут быть ударными и безударными . Они помогают сосчитать количество слогов в словах, потому что именно гласные образуют слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вот как много вы уже знаете о гласных звуках, поэтому не пойдём к звукам, а пойдём в гости к буквам и выясним всё про гласные буквы.

Представьте себе два домика, в котором живут уже знакомые вам гласные буквы. В первом домике живут гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных: а , у , о , ы , э . А во втором домике живёт буква и . Она живёт в отдельном домике, потому что её пишут после мягких согласных звуков, чтобы показать их мягкость. Но в этом домике есть ещё четыре окошка, а это значит, что каких-то букв не хватает. Отправимся по сказочной дороге прямо и откроем секреты этих букв. Вот они - четыре подружки: е , ё , ю , я . Их называют йотированными гласными . Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из них. Тема этого урока: «Буква Я и звуки, которые она обозначает» .

На уроке вы узнаете, почему буквы Е , Ё , Ю , Я называют йотированными. Начнём с буквы Бабы-Яги - с буквы Я .

Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук [а] , но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком [а] , при произношении буквы Я , произносится очень короткий звук [й] . Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз - Я , чтобы это услышать.

Итак, Я состоит из двух звуков - согласного короткого звука [й] и гласного звука [а] , который можно пропеть и протянуть. Вот отсюда и название йотированные звуки . Прочитайте эти звуки в транскрипции:

[й′] [а]

Йот - согласный звук, изображаемый буквой Й . Вот откуда название «йотированный».

Йотированные буквы состоят из двух звуков, а не из одного:

Я - [й′а]

Буква Я обозначает на письме два звука. Это первая тайна. Прочитайте стихотворение и запомните слова, которые начинаются с буквы и звука этого урока:

Я однажды видел сам:

Я к летал по небесам,

Я стреб плавал в океане,

Я гуар бежал от лани,

Я сень по полю ходил,

Я зь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

Я видал это во сне.

Виктор Лунин

Назовите слова, начинающиеся на букву Я , которые встретились вам в этом стихотворении.

Я к (рис. 2)

Я стреб (рис. 3)

Я гуар (рис. 4)

Я зь (рис. 5)

Я сень (рис. 6)

А также коротенькое слово Я .

Приведите примеры своих слов.

Рассмотрите печатные буквы Яя . Они различаются только размером (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Яя ()

Каждый должен ясно знать,

Как нам букву Я писать.

Букву Р мы повернули

И подпоркой подоткнули.

Получилась буква Я ,

Букв пополнилась семья (рис. 8).

Рис. 8. Буквы Р и Я ()

Буква Я , буква Я

С виду очень важная -

Толстый выпучит живот,

Ногу выставит вперёд.

Но узнал недавно я,

Что она последняя.

Куча яблок на прилавке…

И заметил я, друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я (рис. 9).

Рис. 9. Буква Я ()

Произносите не вдруг вы

Это слово - эту букву!

О себе рассказ начёте,

Вот её и назовёте.

Я сказала про себя:

- Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

Чтобы лучше запомнить букву Я , вылепите её из пластилина или выложите из любых материалов. Нарисуйте интересную картинку из этой буквы.

Буква Я может о многом рассказать:

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, то я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква, Я -

Буква, слог и слово!

Проверим это и почитаем:

Прочитайте те слова, в которых Я - слог: я -ма, мо-я , Ма-я , Ра-я , Я -на.

Прочитайте те слова, где Я - слово: я .

Буква же Я потребовалась во всех словах, где она написана, потому что букву мы пишем и читаем.

Посчитайте, сколько раз слово я встретится в шуточном стихотворении, которое называется «Я да я» .

- Кто спешит к столу присесть?

- Кто спешит варенье съесть?

- А посуду мыть кто будет?

- Ты спроси об этом Люду.

Почему всё я да я!

Слово я встречается здесь четыре раза и два раза в названии стихотворения.

Прочитайте слова, которые записаны не буквами, а звуками в транскрипции:

[мал] - [м"ил] - [м"ал]

В слове мал звук [м] - твёрдый, а в словах мил и мял - мягкий. Запишем эти слова буквами:

мал - мил - мял

Мы знаем, что звук [и] показывает нам, что букву м читать надо мягко. А как же записать слово мял так, чтобы его не прочитали как слово мал ? Откроем второй секрет буквы Я . Когда она стоит после согласных буков, то обозначает не два звука [й′а] , а только один звук - [а] , но сама буква Я подсказывает, что предыдущую букву согласного звука надо читать мягко. В этом её работа похожа на работу буквы И . Теперь, зная вторую работу буквы Я (обозначать мягкость предыдущих согласных), прочитайте слова:

Лиля

Ля ля

ня ня

Слово няня написано не с заглавной буквы, как все остальные слова, потому что это не имя. Найдите в словах все буквы мягких согласных звуков. Проверьте:

Л ил я

Л ял я

н ян я

Итак, теперь вы знаете, какие функции выполняет буква Я .

  1. Обозначение двух звуков - [й′а] . Эту работу буква выполняет, когда стоит в начале слова, после гласных букв и ещё в одном случае, о котором вы узнаете в дальнейшем.
  2. Обозначение мягкости предыдущих согласных.

Рассмотрите письменные буквы Яя (рис. 10). Сравните их с печатными буквами.

Рис. 10. Письменные буквы Яя ()

Будем учиться писать заглавную букву Я . В ней два элемента. Начинаем писать букву чуть выше линии рабочей строки (рис. 11).

Рис. 11. Написание буквы Я ()

Слева направо прописываем закругление, коснувшись нижней линии строки. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись верхней линии рабочей строки. Закрываем овал и продолжаем плавную линию к дополнительной линейке. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании заглавной буквы Я : очень большой или очень маленький овал; второй элемент буквы сильно отклонился вправо.

Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри буквы Я спряталась буква Л и буква О .

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву я . Она отличается от заглавной буквы только размером (рис. 12).

Рис. 12. Написание буквы я ()

Порядок написания элементов и их направление при письме у маленькой буквы я такое же, как и у заглавной. Поэтому попробуйте написать её сами. Сначала в воздухе, затем обратной стороной ручки на ладошке, и в тетради. Старайтесь писать аккуратно и красиво.

Соединение заглавной и маленькой букв Я и я с другими буквами очень похоже на соединение букв Лл . Вспомните эти соединения и попробуйте написать их сами.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Я , которая начинает имена Я на, Я рослав, Я ша. Эта буква может обозначать два звука [й′а] , за что и получила название йотированной гласной , и один звук [а] , но в таком случае эта буква будет показывать мягкость согласного, который стоит перед ней. Я - самая последняя буква нашего алфавита (33). Борис Заходер про эту букву сочинил интересную сказку, которая называется (рис. 13).

Рис. 13. Б. Заходер «Буква Я» ()

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Помнить место буквы Я .

Как вы думаете, иметь своё мнение (говорят «иметь своё Я» ) и якать - это одно и то же? Подумайте.

Учитесь так, чтоб знать всё от А до Я. Это выражение означает знать всё очень хорошо, от начала до конца.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Lusana.ru ().
  2. Detskiychas.ru ().
  3. Textologia.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Я . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Яя (большие и маленькие).
  • Сочините рассказ. Начните его так:

Я хожу…

Я люблю…

Я занимаюсь…

Я хотел (-а) бы…

  • Сосчитайте, сколько букв Я вы видите на рисунке.

В сем известно:

В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.

Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.

Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:

В строку не встала,
Взбунтовалась

— Я, —
Сказала буква Я, —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!

Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Недоразумение —
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог! —
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!

Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме!

Я

Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
…Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»

Как зальется буква X:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…


Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!

Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Заходер Б. В.

Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно! —
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква «Я»!
— Я, —
Сказала буква «Я», —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! —
Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Недоразумение —
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог! —
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква «Я»
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! —
Я
Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
…Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»
Как зальется буква «X»:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы «Ю»!

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!
x x x
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!

Предыдущее | | Следующее

Буква «Я» Заходер Борис Владимирович сборник «Мартышкин дом»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: