«Манера учителя держать себя, какие-либо своеобразные движения, - стр.6

Манера держаться показывает, как человек себя чувствует и что ощущает по отношению к другим. У того, кто держится уверенно, спина прямая, плечи расправлены, голова поднята и ягодицы подтянуты. Такой человек стоит свободно и непринужденно, равномерно распределив нагрузку на обе ступни. Если он сидит, то свободно держит руки и ноги и не пытается их скрестить.

Люди, которые держатся уверенно, одинаково хорошо себя чувствуют и на прогулке с друзьями, и на званом обеде. Они оживленно жестикулируют, чтобы выразить свою мысль нагляднее. Все свое внимание они обращают на других, не думают, как они сами выглядят, а больше наблюдают за другими. Обычно они открыты и спокойны, и эти черты привлекают к ним других. Их манера держаться открыто и непринужденно производит на людей приятное впечатление.

Иные манеры держаться вызывают у людей другие эмоции.

1. Сутулость.

Когда человеку грустно, он обычно горбится. Понурые плечи - признак смирения, недостаточной уверенности в себе или даже депрессии. Они говорят о том, что человек несет тяжкую ношу. Тот, кто имеет такую осанку постоянно, возможно, хочет оградить себя от той или иной ситуации или от жизни вообще. Если человек горбится, это также означает, что ему не интересны ни вы, ни то, что вы хотите сказать. Он не устремляется вперед, а отступает, вяло выражая свой протест или желание сбежать.

Обычно у человека с сутулой спиной и понурыми плечами бывает и впалая грудь. И поскольку внутренние органы зажаты, то они не могут функционировать таким образом, чтобы голос звучал полноценно.

2. Если человек всем телом устремлен вперед.

Когда человек вытягивает шею и всем телом устремляется вперед, это означает, что он сердится. При этом он может также выпятить подбородок и сжать кулаки. Все его мускулы сильно напряжены, что является проявлением воинственности. Если кто-то быстро шагает, подавшись всем телом вперед, знайте, что он очень рассержен.

3. Чрезмерно прямая осанка.

Люди с чрезмерно прямой осанкой, напоминающей о военной выправке, часто чопорны и не гибки в своих решениях и взглядах. Обычно они склонны видеть только черное и белое и считают, что все должно быть только так, как они хотят, или никак, то есть по природе своей они авторитарны.

В большинстве случаев они производят впечатление снобов, которые считают себя выше других. Расхаживая с гордо поднятой головой, они обычно смотрят на других сверху вниз. Еще они очень ценят чистоту и порядок и теряются в непривычной обстановке.

4. Позерство.

Эти люди манерничают и выглядят так, словно постоянно позируют или как будто они знают, что за ними все время наблюдают. Они из тех, кто расцелует вас в обе щеки только для того, чтобы, обернувшись, посмотреть, все ли видели эту сцену. Они любят стоять у стойки бара с видом невозмутимого, умудренного опытом завсегдатая.

Несмотря на то что они могут показаться снобами, которые на людей смотрят сверху вниз, на самом деле они эмоционально нестабильны, застенчивы и погружены в себя. Подобно нарциссистам, они убеждены в том, что мир вращается вокруг них.

5. Закрытая поза.

Люди, которым вы не нравитесь или которые не согласны с тем, что вы сказали, часто выражают это с помощью своего тела. Прежде всего они поднимают голову и выпрямляют корпус, одновременно скрещивая руки на груди. Если они сидят, то могут положить ногу на ногу.

6. Нейтральная поза.

Люди, которые еще не сформировали о вас своего мнения или не решили, как отнестись к сложившейся ситуации, стоя, часто складывают руки у себя на животе, а сидя, складывают их на коленях и кладут ногу на ногу, как бы говоря, что намерены подождать и посмотреть, что из всего этого получится. При этом их поза частично открыта (голова поднята, спина выпрямлена, руки не согнуты), частично закрыта (руки сложены на коленях, хотя пальцы и не переплетены, а ноги перекрещены).

7. Поза, выражающая скуку.

Когда людям все надоело или неинтересно, они сначала отворачиваются от вас лицом, а затем и всем телом. Если раньше они к вам склонялись, то теперь они могут от вас отстраниться. Если они сидят, то сначала подтянут ноги поближе к себе, а потом их вытянут и постараются держать спину прямо.

Их пальцы будут сложены в замок, а руки останутся на коленях. Если им станет еще скучнее, то они начнут клевать носом и им придется поддерживать голову рукой.

Принимая позу, выражающую скуку, человек обычно откидывается на спинку стула и свободно вытягивает ноги. Если он стоит, то держит руки спереди, сложив пальцы в замок, а также отвернется от своего собеседника.


Мы начинаем знакомить читателей с главами из книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной» 1881 года издания.

Сумма качеств, которых выдают благовоспитанного человека, обозна-чаются выражением: «хорошо дер-жать себя». «Она хорошо или дурно себя держит» – есть выражение, соответствующее мнению, что она – благовоспитанная, образо-ванная личность, достойный член хорошего общества, знакомство с которым нравится и которого ищут, или наоборот. По-нятно, само собою, что нравственные ка-чества человека имеют большое влияние на манеру, привычку держать себя. Особа, склонная к дурным нравам, или даже к пороку, редко будет уметь хорошо дер-жать себя, и неприятные положения и погрешности против хорошего тона неизбежны. Умственное развитие в этом случае мало, или даже ничего не значит.

Хорошая манера держать себя есть боль-шею частью последствие наблюдений и подра-жание, привычка самообладания и сдержан-ности. Хотя воспитание и должно стремиться к тому, чтобы все формы хорошего тона прививались так, чтобы, действуя одна на другую, они производили бы то, что мы на-звали гармоническим впечатлением, но оно не в состоянии одно, без помощи общества, дать безупречную манеру держать себя. Она приобретается уже в обществе, пу-тем практики, но дается легче тем, ко-торые с детства приучены действовать всегда согласно с хорошим тоном. Ма-нера хорошо держать себя придает мило-видность, приобретает расположение и отли-чие. Путь к этому вовсе не труден, следует только наблюдать за собою и за другими. Сравнение скоро покажет, чего недостает, что нужно изменить, что улуч-шить, и строгая последовательность, строгое приведение в исполнение этих наблюдений и стремления к лучшему скоро сделают хорошую манеру держать себя второю натурою.

Нельзя иметь свободы в движениях, со-гласной с хорошим тоном, если в домаш-нем быту позволяют себе держать себя не-вежливо, нелюбезно и несдержанно. Хорошие манеры должны войти в плоть и кровь, и тогда они значительно способствуют увели-чению комфорта и счастья в доме и избавляют от застенчивости и неловкости в обществе. Чем чаще посещаем хорошее общество, чем чаще в нем бываем, тем скорее удается достигнуть желаемой цели. Женщина всегда более способна и доступна внешней полировке, нежели муж-чина, и легко подражает тону и манерам людей, с которыми сходится.

Сказать, в чем собственно заключается хорошая манера держать себя, почти не-возможно, гораздо легче перечислить, хотя не все, но некоторые мелочи, которые, по-ложительно, должны быть изгнаны из хо-рошего общества.

Дамы и молодые девушки должны наблю-дать, чтобы сидя, туловище их имело пря-мое, свободное положение. Они не могут позволить себе откидываться или облокачиваться на спинку стула, поза, дозволенная только личностям преклонных лет, когда человек требует известной опоры. Также, сидя на стуле, качать его, перекладывать ногу на ногу, к сожалению, довольно распро-страненная привычка, ее не смеет позволить себе ни одна молодая особа. Это не только не красиво, не только дает корпусу кривое направление, но дама, сама того не заме-чая, может иметь позу, вовсе несовместную с понятием о приличии. Кроме того, подобная поза препятствует свободному движению проходящих. Даже в самом интимном кружке молодые особы должны стараться держаться прямо и избегать резких движений. Никогда не годится болтать ногами, барабанить по столу, шептаться, взглядывая по временам на кого-либо из присутствующих, что легко может вну-шить подозрение, что говорит что-нибудь нехорошее, не могущее быть сказано во всеуслышание.


Перечень всех этих мелочей можно бы было довести до бесконечности, но мы тут остановимся и напоминаем, какую важную роль в этом случае играет воспитание; но и отказаться от дурных привычек не трудно, если внимательно присматриваться к обще-ству и подмечать все те обычаи и формы внешней вежливости и приличия, которыми обусловливаются взаимные отношения. Бесцеремонного отношения должно вообще избегать, потому что оно всегда ведет к на-рушению хорошего тона.

Дамам не следует забывать, что их манера держать себя имеет большое влия ние на мужчин, и если эти последние позво-ляют себе в их присутствии лишнее слово, или неуместное движение, то большею частью в этом виноваты они сами. Они не сумели вовремя, с верным тактом удалить самый легкий намек и в самом начале с кор- нем вырвать неприличную выходку, – им нечего тогда удивляться, если в их при-сутствии, как бы и м это не было неприятно, будет господствовать свободный тон. Мужчина очень и очень склонен сбра-сывать с себя все стесняющие его оковы, и, как вообще все дурное, он скоро ус-ваивает себе и вольные манеры, и свободный тон. В подобные минуты всякая истин-ная женщина чувствует себя неловко, и поэтому было бы желательно, чтобы каждая мать, сестра, вообще старшая родственница всегда останавливали молодых людей и в интимном кружке от слишком сво-бодных жестов и разговоров. И хотя сначала оно поведет к некоторым недо-разумениям, даже маленьким неприятно-стям, но они могут быть уверены, что, впоследствии, их советы будут оценены. Как часто карьера молодого человека бы- вает испорчена из-за лишнего, необдуманного слова вследствие неуместного разговора или движения! В манерах моло-дого человека всегда сказывается обстановка, в которой он вырос, и дело женщины – не дозволять ему принимать привычек окру-жающей его среды, а незаметно заставить его держать себя в ее присутствии так, как того требуют светские приличия, нравственность и хороший тон.

Всякая женщина должна в отдельности стараться выказывать свое благотворное влияние на мужчину. Человек, не поддаю-щийся ему и переступающий поставленные границы, встречается очень редко, боль-шею же частью известная сдержанность не позволяет ему заходить за пределы, по-ставленные приличиями и хорошим тоном.

Сдержанность в разговоре всегда хорошо действует на мужчин, и она не только их не оскорбляет или не обижает, напротив того, уважение к подобной женщине все будет расти и увеличиваться, а от ува-жения к поклонению – один шаг.

Ничто так благотворно не действует на развитие юноши, ничто не дает ему той не-обходимой оконченности, как знакомство с добродетельными и высоконравственными женщинами. Мысль эта в высшей степени справедлива, верна, и действительно моло-дой человек не может иметь для себя лучшего примера для хороших манер, как хорошие манеры благовоспитанной, образо-ванной женщины, влияние которой блестя- щим образом дает себя чувствовать в том случае, если молодому человеку недо-стает уверенности и привычки вращаться в хорошем обществе.

Но было бы большой ошибкой думать, что соблюдение хороших манер требуется только в обществе, а в интимном же кружке можно ими пренебрегать. Это вовсе не так. И между мужем и женой, братом и се-строй, дядей и племянницей и при других родственных степенях всегда следует наблюдать за пределами близких отношений, за границами которых ставить обоюдное уважение.

Скромность и сдержанность с одной сто-роны, вежливость и почтительная вниматель-ность – с другой, должны господствовать тут так же, как и в отношениях с чу-жими.

Также не следует забывать, что между мужчиной и женщиной, в каких бы близ- ких родственных отношениях они ни на-ходились, не может существовать дружбы, т. е. дружбы такой, какая бывает у мужчины с мужчиной, или у женщины с женщиной, которая может многое позволить себе, вовсе не нарушая приличий и хорошего тона. Но и между друзьями не следует упу-скать из виду приличий, надо обращать внимание как на их, так и на свою ма-неру держать себя. Если же мы приходим к убеждению, что знакомые наши иначе себя держат и ведут, чем бы следовало, то лучше прекратить с подобными лично-стями всякое знакомство, чем подвергать себя могущим быть неприятностям.

«Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной».- М.: Со-ветский писатель, 1991, репринтное изд. С.-Петербург. Издание Германа Гоппе, 1881 г.

Дискуссия «Манера учителя держать себя, какие-либо своеобразные движения, характер речи, любимые выражения... Вообще отчет-ливость и ясность выговора... все это...» (П. Ф. Каптерев). Продолжите перечислять качества преподавателя, необхо-димые ему для овладения педагогической техникой. Как педагогическая техника преподавателя влияет на эффектив-ность педагогического взаимодействия со студенческой аудиторией? Почему педагогическую технику одновременно считают и компонентом педагогического мастерства, и слагаемым педаго-гической техники? Какие проблемы в овладении преподавателем педагогиче-ской техникой вы видите? Какие способы их решения можете предложить?

Технология современного учебного занятия

Семинарское занятие Проблемы интерактивного обучения Вид учебного занятия: дискуссия по технике большого круга. Организационная форма работы участников: фронтальная. Предварительная подготовка к дискуссии: - Наблюдение учебных занятий у преподавателей педаго-гических колледжей. - Аннотирование научно-методической литературы по проблеме исследования. Цель-мотивация: многие современные методические инно-вации связаны с применением интерактивных методов обуче-ния. Следует уточнить, что означает само это понятие и в чем его суть. Почему интерактивное обучение является на сегодняш-ний день наиболее приемлемой технологией организации со-временного учебного занятия? Какова роль преподавателя и студентов в интерактивном режиме обучения? Вопросы для актуализации знаний: 1. Сущность интерактивного обучения. 2. Опыт студента как основа учебного познания. 3. Роль преподавателя в системе интерактивного обучения. Выдвижение проблем: 1. Техника организации сотрудничества на учебных заняти-ях в системе интерактивного обучения. 2. Фасилитаторская позиция преподавателя - кому и в чем? 3. Методы интерактивного обучения в системе традицион-ных занятий. Нужно отметить, что суть интерактивного обучения состоит в способности преподавателя и студентов взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. В качестве основных ха-рактеристик такого обучения надо выделить следующие: - интерактивное обучение - это специальная форма орга-низации познавательной деятельности; - оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них - создание комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность и интел-лектуальную состоятельность; - суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все сту-денты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают; - совместная деятельность студентов и преподавателя в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, спосо-бами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаим-ной поддержки. Инструкция по проведению дискуссии: работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается в большом кругу. Пре-подаватель задает вопросы для актуализации знаний студентов по теме, а затем последовательно формулирует проблемы. Второй этап. В течение определенного времени (на усмот-рение ведущего) каждый студент индивидуально, на своем лис-те записывает предлагаемые меры для решения каждой из вы-двинутых проблем. Третий этап. По кругу каждый участник зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по ходу дискуссии фиксируется на доске. Литература Основная 1. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. 2. Коротаева Е. Погружение в общение//Директор школы.-2000. - № 1. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С Полат. - М., 2001. Дополнительная 1. Белова С. В. Диалог - основа профессии педагога. - М., 2002. 2. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в обучении. - М., 2004. 3. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1978. 4. Сорокин А. Б., Алексеев Н. Г. Проблемно-диалоговая форма «вопрос - ответ» // Педагогика. - 2001. - № 2. тренинговое занятие Техника выразительного поведения преподавателя на учебном занятии Основной метод: ролевая игра. Цель: формирование умения конструировать стратегию по-ведения преподавателя на учебном занятии, исходя из его целе-вого назначения и особенностей аудитории. Игровой материал: - конспекты учебных занятий; - видеоустановка для съемки фрагментов учебного занятия; - экспертные листы для оценки деятельности преподавателя; - подборка вопросов для анализа учебного занятия. Учебное время: 1 ч 20 мин. Предварительная работа: - знакомство с конспектом лекции; - определение, роль какого преподавателя будет выпол-нять участник; - работа над выстраиванием стратегии выразительного по-ведения в соответствии с принятой ролью. Содержание игры Вводный этап. Каждый раз, собираясь на учебное занятие, преподаватель тщательно продумывает методические аспекты: вопросы для активизации имеющихся знаний и способы закреп-ления новых, задания для домашней работы... Но вот он перед аудиторией, и методические задумки педагога воплощаются либо со знаком «+», либо со знаком «-». И даже если все внешне прошло гладко, часто у педагога наблюдается неудовлетворен-ность прошедшим занятием. Почему? Причин много, одна из них - преподаватель не продумал стратегию своего поведения во время контакта с аудиторией. Сегодня нам предстоит испра-вить эту ошибку. Пусть эпиграфом к нашей работе станут слова В. А. Сухомлинского: «Урок - это зеркало общей и педагогиче-ской культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Проведем ролевую игру. В ней такие игровые группы: 1. Группа преподавателей, показывающих свое мастерство, причем в свою очередь она делится на преподавателей-иннова-торов, старающихся использовать в своей работе современные подходы к организации учебного занятия, и преподавателей -представителей традиционной педагогики. 2. Группа экспертов аттестационной комиссии, оцениваю-щих работу педагога на занятии. 3. Группа журналистов. 4. Группа студентов. Первый этап. Всем преподавателям дается конспект лекции по одной и той же теме. Преподаватель выбирает фрагмент для обыгрывания. Алгоритм обыгрывания следующий: приветствие - монолог преподавателя - дискуссия со студентами - прощание. Критерии оценки работы преподавателя: модель установле-ния контакта со студентами, стиль общения, выражение опреде-ленной педагогической позиции в отношениях со студентами. При этом учитывается экспрессия поведения педагога: мимика, жесты, интонационная выразительность, поза и дистанция в си-туации общения преподавателя с аудиторией. Второй этап. Разыгрывание ситуации: «Преподаватель при-шел на учебное занятие, в аудитории сидит группа студентов (первого курса, выпускники, вечернего отделения, новая груп-па - с ней педагог еще не работал). Преподаватель начинает занятие...» Занятие снимают на видеокамеру, на нем присутству-ют журналисты, эксперты аттестационной комиссии. Примечание: анализ занятия проводится с учетом критери-ев, выделенных на первом этапе игры, и по вопросам, предло-женным в занятиях практикума в педагогическом колледже данного пособия и представленным в учебном пособии Н. А. Моревой «Педагогика среднего профессионального обра-зования» (М., 2001). Третий этап. Пресс-конференция. 1. Преподаватели анализируют свою работу. 2. Журналисты задают вопросы преподавателям. 3. Выступают представители экспертной группы. 4. Называется самый лучший преподаватель, справившийся с ролью. Заключительный этап. Интервью перед телекамерой. Каж-дый участник заканчивает предложение: «Для меня выразитель-ное поведение преподавателя - это...» Литература Основная 1. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и пове-дения учителя. - М., 1998. 2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формирова-нии и реализации замысла школьного урока. - М.,1993. 3. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. - М., 1997. Дополнительная 1. Лещи некий В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. - М., 1995. 2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. Лабораторный практикум в педагогическом колледже Тема 1. Творческая индивидуальность и мастерство преподавателя Задачи: расширение представлений студентов педагогиче-ского университета о практической реализации творческого ин-дивидуального стиля и мастерства преподавателя; развитие на-выков своеобразного видения и представления образа препода-вателя. Содержание работы: 1. Наблюдение учебных занятий с целью определения пара-метров проявления педагогом индивидуального стиля препода-вания. 2. Беседа с преподавателями о способах совершенствова-ния, корректировки их индивидуального стиля и мастерства. 3. Беседа с администрацией колледжа о путях развития и стимулирования творческого потенциала и мастерства препода-вателей. 4. Работа в методическом кабинете по теме «Анализ мето-дических разработок преподавателей» с целью выявления ин-дивидуальности, мастерства преподавателя. 5. Тест для преподавателей «Стиль преподавания» с целью определения особенностей стиля преподавания и возможной последующей его корректировки. 6. Тест для преподавателей и студентов колледжа «Мотива-ция успеха» с целью определения сформированное™ целе-устремленности как черты характера и ее влияния на творче-ский потенциал личности. 7. Экспресс-опрос студентов колледжа «Ролевые определе-ния преподавателю» с целью выявления типологических опре-делений образа преподавателя. 8. Интервью со студентами педагогического колледжа «Меня учит мастер» с целью определения предпочтений студен-тов и выявления индивидуальности педагогов. 9. Домашнее задание: составление студентами университе-та профессионального автопортрета. Наблюдение учебных занятий «Индивидуальный стиль и мастерство преподавателя на учебном занятии» Критерии педагогического мастерства: познавательная ак-тивность и эмоциональное отношение студентов к уроку. Программа наблюдения: 1. Характеристика замысла учебного занятия: - что представляет собой содержание учебного материала; - какими способами студенты будут усваивать систему зна-ний; - формы организации познавательной деятельности сту-дентов; - выделение отдельным блоком моментов самостоятельно-го усвоения студентами знаний по предложенной теме занятия. 2. Отношение студентов к учебному занятию: - проявление внимания; - выражение заинтересованности; - реакция на замечания, требования преподавателя; - способы контакта с педагогом; - негативные проявления отдельных студентов. 3. Индивидуальный стиль преподавания: - в чем выражается неповторимое своеобразие наблюдае-мого учебного занятия (в методических приемах организации учебной деятельности студентов; стратегии коммуникативного поведения преподавателя; его имидже и личностном домини-ровании); - какие слагаемые педагогического мастерства наиболее ярко проявляются на данном занятии; - как сочетаются в деятельности преподавателя методиче-ские задумки и педагогическая импровизация; - что преобладает в работе педагога на занятии: педагоги-ческое воздействие или педагогическое взаимодействие; - элементы актерского мастерства проявляются/не прояв-ляются, скрыто/открыто; - насколько педагог владеет техникой управления своим психическим состоянием? Вопросы для беседы с преподавателем 1. Что лично вы вкладываете в понятие «индивидуаль-ный стиль преподавателя»? 2. В чем проявляется ваш индивидуальный стиль? 3. Как вы работаете над его совершенствованием? 4. Какой из стимулов для вас важнее в признании ваше-го педагогического мастерства: благодарность студентов, похва-ла администрации, комплименты коллег? Что еще? 5. Темы методических разработок вы выбираете сами или вам их дает заведующий методическим кабинетом? Что яв-ляется основанием для выбора? 6. Чего вам не хватает для полной реализации своих творческих задумок? 7. Можно ли говорить об искусстве преподавания? 8. В чем, на ваш взгляд, оно выражается? 9. Как соотносятся в вашей деятельности ваша индиви-дуальность и творчество студентов? 10. Сколько раз в вашей педагогической деятельности вам приходилось менять стиль преподавания и почему? Вопросы для беседы с администрацией колледжа 1. Какова система повышения педагогического мастерства преподавателей в вашем учебном заведении? 2. Каковы формы поощрения методических новинок ваших преподавателей? 3. Что, по-вашему, важнее для совершенствования учеб-но-воспитательного процесса учреждения: желания самих препо-давателей, творческое воплощение их задумок или строгое пла-нирование методической деятельности каждого преподавателя? 4. Какие формы вертикального контроля вы используете для проверки результатов творческой деятельности педагогов? 5. Какова роль предметно-цикловых комиссий в совершен-ствовании индивидуального стиля, творчества и мастерства пе-дагога? 6. Насколько тесно соприкасается творчество преподавате-лей и студентов? Видите ли вы в этом необходимость? Программа анализа методических разработок преподавателей Для анализа лучше использовать методические разработки преподавателей, чьи учебные занятия посещали студенты уни-верситета. План: 1. Тема разработки. 2. Научность знаний, представленных в разработке. 3. Учет психолого-педагогического воздействия этих знаний на восприятие учебного материала. 4. Обоснованность представленной разработки. 5. Логическое выстраивание материала. 6. Наличие инновационных подходов в содержании мате-риала, в его представлении. 7. Сравнение анализируемого материала с другими мето-дическими разработками: в чем прослеживается индивидуаль-ность конкретного преподавателя; актуальность проблемы, рас-сматриваемой в разработке; сочетание методического мастерст-ва и творческого подхода в анализируемых материалах. 8. Можно ли с помощью объединения в единое целое пись-менного методического материала и наблюдаемого на учебном занятии поведения педагога нарисовать его творческий портрет преподавателя? Какой он? Опишите словесно, нарисуйте, изоб-разите графически. Для представления портрета можно исполь-зовать разнообразные средства образного сравнения, а также материал теста для преподавателей и результаты интервью и экспресс-опроса студентов. Тест для преподавателей «Стиль преподавания» Инструкция: уважаемые преподаватели! Просим вас ответить на вопросы теста. Надеемся, что анализ ответов на заданные во-просы поможет вам выявить основные достоинства и недостат- ки вашего стиля преподавания. При ответах на вопросы учтите следующий алгоритм действий: 1. Внимательно прочитайте все предложенные вам вопросы. 2. Обратите внимание на то, что варианты ответов в столб-цах 1-4 совпадают. Например, на первый из вопросов ответ «нет» в первом и третьем столбцах, ответ «да» - во втором и четвертом. 3. При повторном чтении отмечайте галочками свое отно-шение к вопросу, используя столбцы 1-4. Причем необходимо отметить все «да» или все «нет» в строке, предлагающей ответы на вопрос. Например, при ответе «нет» на первый вопрос галоч-ками должны быть отмечены ответы в столбцах 1 и 3. Пожалуйста, приступайте к ответам на вопросы, соблюдая требуемый алгоритм действий.

во-проса

Вопросы

Ответы

Вы составляете подробный план проведения учебного занятия?

Вы планируете учебное занятие лишь в общих чертах?

Часто ли вы отклоняетесь от намеченного пла-на в процессе хода учебного занятия?

Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробе-лы в знаниях студентов или трудности в усвое-нии нового материала?

Можно ли сказать, что бблыиая часть занятия отводится на объяснение нового материала?

Может быть, объяснению нового материала вы отводите отдельное занятие?

Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал студентами в процессе объяснения нового или закрепления изученного на занятии?

Часто ли вы обращаетесь к студентам в про-цессе проведения опроса?

Много ли времени отводите на ответ отдель-ного студента во время проведения опроса?

Вы всегда добиваетесь правильного ответа?

Является ли для вас правилом использование дополнительного материала при объяснении нового?

Вы всегда добиваетесь, чтобы студент сам исправил свой ответ?

Можно ли сказать, что вы часто меняете виды работ студентов (виды самостоятельных ра-бот) на учебных занятиях?

Продолжение

во-проса

Вопросы

Ответы

Допускаете ли вы, чтобы фронтальный или индивидуальный опрос перерос в коллектив-ное обсуждение или объяснение нового мате-риала?

Можно ли сказать, что вы всегда сразу отвеча-ете на неожиданные вопросы студентов?

Вы постоянно следите за активностью всех учащихся в процессе опроса?

Как правило, вы сами исправляете ошибки своих студентов?

Вы всегда укладываетесь в рамки занятия?

Вы строго следите за тем, чтобы студенты вы-полняли контрольные работы самостоятельно?

Вы всегда подробно анализируете ответ сту-дента?

Резко ли отличаются ваши требования к силь-ным и слабым студентам?

Порицаете ли вы студентов за плохие ответы?

Поощряете ли вы студентов за хорошие отве-ты?

Можно ли сказать, что вы систематически кон-тролируете знания студентов?

Систематически ли вы проверяете пройден-ный материал?

Можно ли сказать, что вы не всегда уверены, что материал усвоен, когда переходите к изу-чению нового?

Как вы думаете, студентам, как правило, инте-ресно на ваших занятиях?

Вы постоянно поддерживаете высокий темп занятия?

Вы очень переживаете из-за невыполнения домашнего задания студентами?

Вы всегда требуете соблюдения дисциплины на учебном занятии?

Вам мешает рабочий шум на занятии?

Стараетесь ли вы по возможности анализиро-вать результаты прошедшего занятия?

даУчебное пособие

Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова".

  • Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат

    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,

  • Учебно-методический комплекс дисциплины: Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс

    Управление, управление персоналом, проблемы управления, мотивация. Лидер, типы лидеров, функции лидера, руководство, стили руководства, содержательная теория мотивации, процессуальная теория мотивации.

  • Главы из книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной» 1881 года издания.

    Сумма качеств, которых выдают благовоспитанного человека, обозна-чаются выражением: «хорошо дер-жать себя». «Она хорошо или дурно себя держит» — есть выражение, соответствующее мнению, что она — благовоспитанная, образо-ванная личность, достойный член хорошего общества, знакомство с которым нравится и которого ищут, или наоборот. По-нятно, само собою, что нравственные ка-чества человека имеют большое влияние на манеру, привычку держать себя. Особа, склонная к дурным нравам, или даже к пороку, редко будет уметь хорошо дер-жать себя, и неприятные положения и погрешности против хорошего тона неизбежны. Умственное развитие в этом случае мало, или даже ничего не значит.

    Хорошая манера держать себя есть боль-шею частью последствие наблюдений и подра-жание, привычка самообладания и сдержан-ности. Хотя воспитание и должно стремиться к тому, чтобы все формы хорошего тона прививались так, чтобы, действуя одна на другую, они производили бы то, что мы на-звали гармоническим впечатлением, но оно не в состоянии одно, без помощи общества, дать безупречную манеру держать себя. Она приобретается уже в обществе, пу-тем практики, но дается легче тем, ко-торые с детства приучены действовать всегда согласно с хорошим тоном. Ма-нера хорошо держать себя придает мило-видность, приобретает расположение и отли-чие. Путь к этому вовсе не труден, следует только наблюдать за собою и за другими. Сравнение скоро покажет, чего недостает, что нужно изменить, что улуч-шить, и строгая последовательность, строгое приведение в исполнение этих наблюдений и стремления к лучшему скоро сделают хорошую манеру держать себя второю натурою.

    Нельзя иметь свободы в движениях, со-гласной с хорошим тоном, если в домаш-нем быту позволяют себе держать себя не-вежливо, нелюбезно и несдержанно. Хорошие манеры должны войти в плоть и кровь, и тогда они значительно способствуют увели-чению комфорта и счастья в доме и избавляют от застенчивости и неловкости в обществе. Чем чаще посещаем хорошее общество, чем чаще в нем бываем, тем скорее удается достигнуть желаемой цели. Женщина всегда более способна и доступна внешней полировке, нежели муж-чина, и легко подражает тону и манерам людей, с которыми сходится.

    Сказать, в чем собственно заключается хорошая манера держать себя, почти не-возможно, гораздо легче перечислить, хотя не все, но некоторые мелочи, которые, по-ложительно, должны быть изгнаны из хо-рошего общества.

    Дамы и молодые девушки должны наблю-дать, чтобы сидя, туловище их имело пря-мое, свободное положение. Они не могут позволить себе откидываться или облокачиваться на спинку стула, поза, дозволенная только личностям преклонных лет, когда человек требует известной опоры. Также, сидя на стуле, качать его, перекладывать ногу на ногу, к сожалению, довольно распро-страненная привычка, ее не смеет позволить себе ни одна молодая особа. Это не только не красиво, не только дает корпусу кривое направление, но дама, сама того не заме-чая, может иметь позу, вовсе несовместную с понятием о приличии. Кроме того, подобная поза препятствует свободному движению проходящих. Даже в самом интимном кружке молодые особы должны стараться держаться прямо и избегать резких движений. Никогда не годится болтать ногами, барабанить по столу, шептаться, взглядывая по временам на кого-либо из присутствующих, что легко может вну-шить подозрение, что говорит что-нибудь нехорошее, не могущее быть сказано во всеуслышание.

    Перечень всех этих мелочей можно бы было довести до бесконечности, но мы тут остановимся и напоминаем, какую важную роль в этом случае играет воспитание; но и отказаться от дурных привычек не трудно, если внимательно присматриваться к обще-ству и подмечать все те обычаи и формы внешней вежливости и приличия, которыми обусловливаются взаимные отношения. Бесцеремонного отношения должно вообще избегать, потому что оно всегда ведет к на-рушению хорошего тона.

    Дамам не следует забывать, что их манера держать себя имеет большое влия ние на мужчин, и если эти последние позво-ляют себе в их присутствии лишнее слово, или неуместное движение, то большею частью в этом виноваты они сами. Они не сумели вовремя, с верным тактом удалить самый легкий намек и в самом начале с кор- нем вырвать неприличную выходку, — им нечего тогда удивляться, если в их при-сутствии, как бы и м это не было неприятно, будет господствовать свободный тон. Мужчина очень и очень склонен сбра-сывать с себя все стесняющие его оковы, и, как вообще все дурное, он скоро ус-ваивает себе и вольные манеры, и свободный тон. В подобные минуты всякая истин-ная женщина чувствует себя неловко, и поэтому было бы желательно, чтобы каждая мать, сестра, вообще старшая родственница всегда останавливали молодых людей и в интимном кружке от слишком сво-бодных жестов и разговоров. И хотя сначала оно поведет к некоторым недо-разумениям, даже маленьким неприятно-стям, но они могут быть уверены, что, впоследствии, их советы будут оценены. Как часто карьера молодого человека бы- вает испорчена из-за лишнего, необдуманного слова вследствие неуместного разговора или движения! В манерах моло-дого человека всегда сказывается обстановка, в которой он вырос, и дело женщины — не дозволять ему принимать привычек окру-жающей его среды, а незаметно заставить его держать себя в ее присутствии так, как того требуют светские приличия, нравственность и хороший тон.

    Всякая женщина должна в отдельности стараться выказывать свое благотворное влияние на мужчину. Человек, не поддаю-щийся ему и переступающий поставленные границы, встречается очень редко, боль-шею же частью известная сдержанность не позволяет ему заходить за пределы, по-ставленные приличиями и хорошим тоном.

    Сдержанность в разговоре всегда хорошо действует на мужчин, и она не только их не оскорбляет или не обижает, напротив того, уважение к подобной женщине все будет расти и увеличиваться, а от ува-жения к поклонению — один шаг.

    Ничто так благотворно не действует на развитие юноши, ничто не дает ему той не-обходимой оконченности, как знакомство с добродетельными и высоконравственными женщинами. Мысль эта в высшей степени справедлива, верна, и действительно моло-дой человек не может иметь для себя лучшего примера для хороших манер, как хорошие манеры благовоспитанной, образо-ванной женщины, влияние которой блестя- щим образом дает себя чувствовать в том случае, если молодому человеку недо-стает уверенности и привычки вращаться в хорошем обществе.

    Но было бы большой ошибкой думать, что соблюдение хороших манер требуется только в обществе, а в интимном же кружке можно ими пренебрегать. Это вовсе не так. И между мужем и женой, братом и се-строй, дядей и племянницей и при других родственных степенях всегда следует наблюдать за пределами близких отношений, за границами которых ставить обоюдное уважение.

    Скромность и сдержанность с одной сто-роны, вежливость и почтительная вниматель-ность — с другой, должны господствовать тут так же, как и в отношениях с чу-жими.

    Также не следует забывать, что между мужчиной и женщиной, в каких бы близ- ких родственных отношениях они ни на-ходились, не может существовать дружбы, т. е. дружбы такой, какая бывает у мужчины с мужчиной, или у женщины с женщиной, которая может многое позволить себе, вовсе не нарушая приличий и хорошего тона. Но и между друзьями не следует упу-скать из виду приличий, надо обращать внимание как на их, так и на свою ма-неру держать себя. Если же мы приходим к убеждению, что знакомые наши иначе себя держат и ведут, чем бы следовало, то лучше прекратить с подобными лично-стями всякое знакомство, чем подвергать себя могущим быть неприятностям.

    «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной».- М.: Со-ветский писатель, 1991, репринтное изд. С.-Петербург. Издание Германа Гоппе, 1881 г.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: