Уважение к себе. В чем проявляется неуважение к себе и как научиться себя уважать

Мы немного затронули тему самоуважения. Наверняка вы не первый раз слышите о том, что нужно себя уважать и ценить. И наверняка считаете, что достаточно себя уважаете, хотя это не всегда бывает так. Неуважение имеет много проявлений – это и лишний вес, и некомфортные условия проживания, и бесконечные долги, и неблагодарная работа, на которой вы не можете реализовать свои таланты.

Уважение – это должное признание. Представьте себе вертикальную шкалу, которая имеет главное деление посередине и по 10 отметок с каждой стороны. Центральная отметка и будет являться уважением, все, что выше с градацией, — почитанием и обожанием, а все, что ниже – пренебрежением и даже презрением. В той или иной ситуации мы можем судить себя и других по этой шкале. Мы даже можем в целом дать оценку уважения другому человеку, исходя из нашего субъективного суждения. И конечно же мы выставляем себе оценку. Попробуйте дать сейчас общую оценку уважения.

Если вы выяснили, что ваша собственная оценка себя намного ниже среднего, например, -7, фактически пренебрежение, то подумайте, почему вы заслужили к себе такое отношение?

  • Я маленький человечек.
  • Я ничего не добился еще.
  • Я ничего не стою.
  • Я не могу обеспечить себя.
  • Я не могу позаботиться о чистоте своего дома и своего тела.
  • Я не могу позаботиться о своем здоровье.

Список можно продолжать, сколько нужно. Вы судите себя по общепризнанным стандартам. Делаете выводы о том, что еще ничего не добились, а значит, и не заслужили признания. Раньше это было повсеместной практикой – считать себя недостойным, презренным. Это фактически был синоним скромности. А гордиться собой позволялось только тогда, когда уже имеется какой-то вес, какие-то достижения. Но основные принципы саморазвития современности говорят совсем иное.

Проблема в том, что видя свои «недостатки» и относясь к себе пренебрежительно, невозможно добиться вообще чего бы то ни было. Это замкнутый круг: ощущаю себя недостойным – вижу проявления недостоинства вовне – и от этого еще больше ощущаю себя недостойным. Разорвите замкнутый круг, начните с общего ощущения самоуважения, не надо пока предпринимать каких-то конкретных действий, просто мысленно поднимите планку на шкале до деления «уважение».

За что вам уважать себя? За красивое от природы тело, за положительные черты характера, за добрые дела. В вашем арсенале наверняка найдется, за что себя уважать, просто вы так привыкли себя ругать, что уже и не видите достоинств. А так бывает всегда: направляя на что-то внимание, мы увеличиваем его размеры, оставляя за бортом все остальное, и если в вашем эпицентре внимания только ваши недостатки, то вы и не вспомните о достоинствах.

Некоторые могут замешкаться: а не возгоржусь ли я собой? Если вы будете придерживаться отметки «уважение», вам это не грозит. Наоборот, вы более подвержены бахвальству и самовлюбленности, если будете неуважительны к себе. Когда человек в душе постоянно ощущает себя никчемным и пустым, то любое доказательство этого извне (от других людей) всегда больно ранит его, поэтому он надевает маску самовлюбленного и горделивого человека, чтобы скрыть свое неуважение к себе и никому не показывает, как низко он ценит сам себя.

Как научиться самоуважению?

  1. Как только начинаете обесценивать себя, сразу представляйте шкалу, как поднимаете отметку до пункта «уважение».
  2. Сосредотачивайтесь на своих достоинствах и благодарите себя за них.
  3. Наблюдайте за людьми и самим собой. Если окружающие стали вам грубить и перед вами закрываются все двери, значит, вы неосознанно скатились к самобичеванию.
  4. Не требуйте от других и самой жизни уважения к себе. Почувствуйте это уважение внутри и люди интуитивно начнут проявлять его и к вам.
  5. Пока только перестраиваетесь жить с уважением к себе, уделите этому много времени. Это как новое упражнение, которое вскоре вы сможете довести до автоматизма.

Самоуважение – важная составляющая вашего успеха. Если вы будете почтительные к себе, ваши желания станут реализовываться быстрее, и в целом мир станет к вам доброжелательнее.

Говоря о положении русских, по разным причинам оказавшихся за пределами России, мы часто неправильно понимаем некоторые важные вещи. Например, наблюдая неприкрытую и демонстративную дискриминацию русских (и вообще «русскоязычных») в «новых независимых государствах», возникает искушение думать, что это может подвигнуть русские диаспоры к консолидации, единению, или хотя бы к каким-то попыткам отстаивания своих интересов. Горячие головы из числа русских националистов мечтают о «русской пятой колонне», о «русском подполье», которое будет работать на Россию ради перспективы воссоединения с ней, и так далее. «И когда наши танки пойдут по улицам Риги, будет кому встретить их цветами».

Подобные надежды возлагаются и на «русскоязычную» эмиграцию последней волны. Если уж всякие там «хуасяо» (этнические китайцы, живущие - а то и родившиеся - вне Китая) упорно и целеустремлённо работают на интересы Пекина (замечу - даже в случае полного неприятия нынешних китайских порядков), если евреи всего мира содержат на свои средства Государство Израиль, даже не собираясь там жить, то почему бы и русским в Риге, Киеве, или Бишкеке не порадеть за интересы Москвы - ну хотя бы ради сохранения культурно-исторических связей с Россией? И всё вроде бы логично: люди, уехавшие из страны, грубо говоря, «за колбасой», совершенно не обязательно должны ненавидеть свою деревню и дом родной. Напротив, хорошо обустроившемуся эмигранту было бы естественно «вспомнить добром», пусть нищую и несчастную, но «всё-таки Родину», и подумать о том, чем бы ей помочь. Опять же «культурно-исторические связи»: вы ведь не хотите, чтобы ваши дети забыли русский язык? Почему бы в таком случае не наладить полезные контакты с «нашими бывшими» и совместно поработать на благо Отчизны, не забывая при этом и свои частные интересы?

Все мировые диаспоры - от еврейской и армянской до албанской и украинской - уже давно являются именно тем, о чём мы говорим: или «пятой колонной» своих метрополий, или мощным инструментом продвижения национальных интересов «на местах». Чтобы не ходить далеко, вспомним, что творится у нас дома. Не будем говорить о тех же закавказских диаспорах, чьё влияние на российский бизнес невозможно недооценить - но ведь даже безобидные с виду украинцы в России вполне успешно отстаивают свои интересы, и не только экономические. В Москве действуют самые разнообразные украинские организации - в том числе и сугубо антироссийские. Зайдите как-нибудь в магазин украинской книги на Старом Арбате - и, если вам удастся выговорить «Хай живе Украiна» с нужным акцентом, вам продадут из-под прилавка кое-какие интересные книжки, издаваемые УНА-УНСО… Но даже те украинцы, которые стараются держаться подальше от политики, всё-таки исправно отсылают часть своих московских доходов в «рiдну неньку». И уж во всяком случае нисколько не симпатизируют России, в которой они «временно проживают».

С русскими дела обстоят совсем по-другому. Прежде всего, русскоязычные жители всяких «украин» и «латвий» поражают своей крайней, выходящей за всякие разумные пределы, лояльностью тем самым режимам, которые их демонстративно нагибают, обижают и всячески дискриминируют. Разумеется, если поискать, то и среди них можно набрать сколько-нибудь желающих побороться за какие-нибудь права - однако, русскоязычное население в целом хочет только одного: чтобы его оставили в покое. Уже известно: что бы ни делали с русскими в той же Прибалтике (не говоря уже о европейских странах), они будут это терпеть. Любые же попытки России как-то вмешаться в эти дела воспринимаются ими крайне болезненно.

Будем смотреть правде в глаза. В той же самой Прибалтике (да и в остальных «независимых государствах») местные русские не хотят иметь ничего общего с Россией .

Для Прибалтики это особенно характерно. Не надо иллюзий: если когда-либо русские танки действительно поедут по улицам Таллинна, то в первых рядах эстонского ополчения мы увидим именно русских. На Украине дело обстоит чуть сложнее - однако, и там никакого внятного «русского движения» нет и не предвидится. Что касается всяких диких «казахстанов» и «туркменистанов», то русские оттуда либо просто бежали, бросая движимое и недвижимое имущество, либо как-то «приспособились и притерпелись».

Что касается нашей эмиграции, то она настроена крайне антироссийски. Особенно наглядно это проявилось в момент пресловутого кризиса 1998 года. Злорадный вой «бывших русских» прокатился по всему миру - начиная с эмигрантских газет и кончая интернетом. Кто читал русскоязычные электронные конференции в первую неделю после снятия Кириенко, тот помнит, как радовались наши бывшие соотечественники свалившемуся на их «доисторическую родину» несчастью, и как бахвалились собственным умом и сообразительностью, сориентировавшим их вовремя свалить из «этой проклятой страны». Впрочем, когда кризис кончился, настроения не изменились, поскольку он был, что называется, поводом, а не причиной.

Заметим ещё, что наши эмигранты - в том числе и самые обиженные и неуспешные - демонстрируют крайнюю лояльность к приютившим их странам и особо трепетно относятся к их национальным интересам, в отстаивании каковых обычно занимают позицию «святее папы». Разумеется, эмигрантов дискриминируют - платят меньше, не дают хорошей работы, тычут в нос происхождением из «империи зла» - но они «ан масс» готовы всё это «не замечать», или относиться к этому «нормально и с пониманием». Есть, разумеется, и яркие исключения: некоторые, оказавшись на какой-нибудь из обетованных земель, через некоторое время преисполняются чуть ли не великорусского шовинизма.

Такова реальность. Можно, конечно, объяснять сложившееся положение дел «извечно-рабским духом», присущим именно нашему несчастному народу, но гораздо интереснее и полезнее будет всё же разобраться в причинах этого.

Так вот, русские в массе своей - крайне низкого мнения о самих себе . Большинство считает свой народ неудачливым, неуспешным, неспособным к самостоятельной жизни, а своё государство - либо жестоким тоталитарным монстром, либо жалким лузером, а скорее - тем и другим сразу. Разумеется, этому никто не рад, кроме национал-мазохистов (которых у нас, впрочем, достаточно). Это переживается нами как факт позорный и унизительный. Но мало кто с ним не согласен.

Особенно это касается общераспространённого неверия в то, что русские способны сами собой управлять. Русские вообще не любят власть - но особенно не любят власть свою собственную. От «чужих дядь» иногда ещё ждут чего-то хорошего (хотя бы того, что они будут умнее и честнее «наших»). От «своих Вась» не ждут ничего хорошего вообще. И академик, и слесарь, и кинозвезда, и даже думский депутат - все твёрдо знают, что нашенские расейские начальники - худшие начальники в мире: или дураки, или воры, или вообще ублюдки какие-то…

В связи с этим следует отметить, что нынешние (да и прошлые) наши эмигранты едут в свои «европы» и «америки» не только и не столько за «колбасой» и зелёными долларами, сколько - служить хорошим хозяевам, служить честно, преданно и «без дураков», в надежде на то, что им наконец-то обеспечат «нормальные условия труда». Не надо забывать и о миллионах русских, голосовавших в своё время «за независимость и полный государственный суверенитет» всяких «латвий» и «эстоний» - по той же самой причине. Голосовали, прекрасно зная, что вся власть достанется «латышам» и «эстонцам», а их самих положат у параши и будут вытирать о них ноги. Но русские решили так: ничё, перетерпим. Зато в России будет вообще «чёрт знает что», а мы тут как-нибудь уж приткнёмся, как-нибудь приспособимся, перебьёмся и перетерпим. Лишь бы только в Россию не выгнали.

Кто знает ситуацию в той же Прибалтике, тот подтвердит: «русскоязычные» готовы терпеть всё, что угодно, любые ущемления прав, любые унижения, любое вытирание ног при условии того, что вокруг будет вожделенный «порядок». Если же к «порядку» прибавить сытость и чистые дороги, русские будут как шёлковые.

Всё это хорошо понимает национальная элита тех стран, на территории которых русские оказались. Ни в коем случае не следует недооценивать ни прибалтийские правительства, ни какого-нибудь Туркменбаши с его байскими замашками: это люди хитрые, умные, хладнокровные.

Особенно преуспели в этом прибалтийские страны. Из них выдавили не способных выжить при апартеиде. Остальные, запуганные и приведённые в состояние покорности, получили хороший урок, и теперь выслуживаются перед «коренными народами», как могут. Конечно, в своём кругу русские немножко ворчат, но не более того. Никаких заметных «русских движений» в Прибалтике нет, а «примерное поведение» в области национально-политической считается хорошим тоном.

Разумеется, никакая критика прибалтийских порядков в этой среде невозможна. Интересно, кстати, что восхищение Прибалтикой царит и по эту сторону границы. Диву даёшься, сколько любви питает к «святой земле балтийской» наша «российская элита». Тема эта необъятна, и, чтобы не цитировать все те телячьи нежности, которые периодически изливают наши «лучшие люди» по поводу эстонцев и латышей (а также их замечательных государств), ограничусь кое-какими высказываниями известной российской поэтессы Ольги Седаковой, в Прибалтике отнюдь не квартирующей. Вот, например, из сентиментальных воспоминаний о Тарту: «…Прощай, Тарту… Европа нашей юности, священные камни, иной мир. Теперь ты, наконец, совсем иной. Следы советской жизни исчезают с улиц, как будто дом прибирают после долгого и безобразного дебоша. Без нас тут будет хорошо…» Согласитесь, выразительно сказано. А вот ещё, из описания похорон: «…множество людей тихо подходили прощаться. Эстонские люди красиво стояли и склонялись у гроба, красиво опускали цветы. Российские ежились и не знали, что делать со спиной и плечами» . Прямо видишь, как русская поэтесса стоит и восхищённо ловит каждый жест, каждое движение Эстонских Людей, не в силах оторвать взора от такой красоты… Вот так-то.

Вернёмся, однако, к нашим баранам. Характерно и показательно, что русским были позволены некоторые успехи в области экономики. В самом деле, известная часть прибалтийских бизнесов (особенно связанных с вывозом из России чего-нибудь ценного) находится в руках русских. Такое положение дел является следствием дальновидной политики прибалтийской элиты: «русский бизнес» не представляет никакой угрозы, а, напротив, полностью зависим от всё той же элиты (стопроцентно контролирующей СМИ, чиновничий аппарат, и все ветви власти), а, следовательно, готов по первому требованию удовлетворить любые требования «коренных». Это старая добрая тактика всех на свете властей - прикормить каких-нибудь бесправных иноземцев, дать им обрасти шёрсткой, после чего предложить им старый как мир выбор между ножом и ножницами. Всякий предпочтёт быть остриженным, а не зарезанным.

Что ж касается солидных западных стран, типа Франции, Англии, или самих Соединённых Штатов Америки, тут мы видим всё то же самое, разве что возведённое в степень. Собачья преданность «бывших наших» своим новым «родинам» только что не вошла в пословицы. Причём это касается абсолютно всех сторон жизни. Например, люди, люто ненавидевшие российских «ментов», буквально расстилаются перед американскими «копами» или итальянскими карабинерами. В каком-то интернет-издании я читал рассказ «русского путешественника» по Италии. Он с восторгом описывал, как итальянский патрульный вытряхнул его из машины, поставил в позу «руки на затылок - ноги в стороны», и продержал так, пока не убедился в том, что «всё в порядке». Разумеется, подобное поведение московского мента не вызывало бы ничего, кроме приступа ненависти… Но тут реакция была «наоборотная»: «вот это да, вот это цивилизация, вот это настоящий порядок».

Ещё немного по поводу «копов». Известно, как самые крутые и растопыристые «новые русские», которые у себя дома плюют на всё и вся, трепещут, как овечки, перед любым иноземным служителем порядка. Ещё бы. «Здесь вам ни тут»: за любое, самое незначительное нарушение порядка «крутого» могут лишить визы, более того - занесут его личные данные в компьютер. И будет он потом десять или пятнадцать лет мыкаться, не имея возможности побывать в Европе и «самих Штатах». Более того: всем известно, что прощаемое и извиняемое всяким «приличным нациям» (даже таким, как всякие разные чехи, поляки, хорваты, или популярные ныне албанцы), русским отнюдь не прощается и не извиняется. Русские это знают, и «в европах» ведут себя тихо и смирно. Так что времена, когда внезапно разбогатевшие «новые русские» бузили в чистеньких европейских столицах, давно прошли: как только власти на них цыкнули, они быстренько привели себя в норму.

Надо отметить и то, что чувство униженности, второсортности и неполноценности, которые испытывают русскоязычные граждане «латвий» и «эстоний» (не говоря уже о странах более цивилизованных), обычно обращается на своих же соотечественников. Русский, страдая от того, что его не считают за человека, винит (сознательно или подсознательно) не местных хозяев жизни, а своих папу-маму, которые его родили русским. Так же неприятны ему другие русские, особенно «российские русские», от которых он старается держаться подальше, как и от России вообще. Поэтому любые действия типа «борьбы за гражданские права русскоязычных», «против дискриминации» и проч. и проч. будут вызывать у самих дискриминируемых только одну реакцию: страх (поскольку «коренные» будут иметь повод заподозрить их в нелояльности) и ненависть (к русским патриотам, «втягивающим их в свои игры»). Обычный ответ русскоязычных на попытки «защитить их права» со стороны России таков: «Мы - это не вы, у нас нет ничего общего, не лезьте в наши дела и оставьте нас в покое» . При попытках же как-то поднять «прибалтийский вопрос» на государственном уровне наши «угнетаемые бывшие соотечественники» желают нам только одного: чтобы мы сквозь землю провалились. «Не смейте нас втягивать» - вот всё, что они имеют нам сказать. Так что я не удивился бы толпе «русскоязычных», закидывающих камнями русское посольство в каком-нибудь Таллинне после какого-нибудь «антиэстонского демарша» российских властей. Этого не происходит только потому, что русскоязычные боятся хоть как-нибудь проявить «политическую активность», пусть даже и проэстонскую: они хорошо знают, что какая бы то ни было «политика» им не по чину, и сидят тихо.

Вернёмся, однако, к основному тезису. Неверие русских людей в свою способность самим решать свои дела имеет давние корни. Прежде всего, это связано с глубоким индивидуализмом, царящим в русском обществе. Да, собственно говоря, никакого «русского общества» сейчас просто нет. Есть отдельные люди, никак и ничем не связанные друг с другом. В то же время все остальные народы - кто больше, кто меньше - всегда взаимоучаствуют в общих делах. Каждый еврей, грузин, турок, негр из племени убо, твёрдо знает - в случае конфликта с чужаком «свои» его поддержат, выручат чем могут, вытащат из тяжёлой ситуации, в крайнем случае хотя бы посочувствуют. Русские этого не умеют и не хотят. Некоторый наведённый национализм (скажем, нелюбовь к «лицам кавказской национальности») есть явление вторичное и реактивное: те же «лица» очень уж постарались, чтобы вызывать к себе нелюбовь. И то - их до сих пор скорее боятся, чем ненавидят. Что касается русской способности к самоорганизации, то она равна нулю. Можно сказать, что, если «дети разных народов» извлекают пользу от своей принадлежности к своей нации, то русским быть сейчас бесполезно .

Всё это, прямо скажем, не радует. Но, вместо того, чтобы ещё раз посыпать голову пеплом, и предаться стенаниям по поводу собственного несовершенства, лучше подумаем, «кто виноват и что делать».

Давайте посмотрим на народы, уверенные в себе, единые, сильные, умеющие действовать сообща, и бить миллионнопалым громящим кулаком. И зададимся вопросом - а что, собственно, они имеют такого, чего не имеем мы?

Мы-де не едины, разобщены, а вот всякие там «евреи» и «кавказцы» (или те же «цивилизованные европейцы») едины, у них есть «взаимовыручка», и вообще они «любят друг друга».

Но так ли это? Если заглянуть внутрь «национального быта» этих замечательных национальных сообществ, мы увидим странную картину: ни о какой такой великой «взаимной любви» там и речи нет. Нет у них и желания заниматься «взаимовыручкой», во всяком случае добровольно. Сообщества «успешных наций» - это сообщества жёсткие, чтобы не сказать жестокие. И жестоки они прежде всего к себе . В том смысле, что они никогда не позволят своим членам нелояльности по отношению к сообществу: если ты наш, ты должен быть с нами .

Чтобы стало понятнее, о чём речь, приведу пару примеров. В славный период «парада суверенитетов» (когда по всему бывшему Союзу шли русские погромы) можно было столкнуться с такими вот коллизиями. Когда наступает время «решать русский вопрос», какой-нибудь «местный» потихоньку говорит своему хорошему русскому другу: «Дарагой, уезжай, скоро уезжай, дэнэг тэбэ дам, да, толька уезжай. Завтра ваших бит будут, убит могут. Уезжай». Но если русский всё-таки не уедет, этот самый местный друг мог прийти вместе с толпой погромщиков, и убить этого русского - вместе со всеми. Нет, он не плохой. Ему будет жалко своего русского друга. Но против своих он не пойдёт, что бы они не делали. Он, может быть, даже осудит своих соплеменников - но в душе. Потому что это его соплеменники .

Не надо думать, что так ведут себя только «дикари». Когда, скажем, эмансипированные американские евреи, кряхтя и скупясь, выплачивают сионистским эмиссарам немаленькие деньги «на государство Израиль», им это может совсем не нравится. Но тот, кто откажется давать денежку на святое, поимеет неприятности со стороны всего еврейского сообщества - а это бесконечно важнее всякой «экономии средств». Торг здесь неуместен.

Точно так же, культурные и вежливые японцы, или весёлые разбитные американцы, поддерживают внутри своих сообществ соответствующую дисциплину . Да, есть вопросы, по поводу которых допустима «вражда и конкуренция», более того, она даже поощряется. Однако, вера в «великую Японию», или «Америку Намба Ван Форева», вбивается в голову с малолетства, причём «не лаской, так таской». Никто не убеждает детишек, что их страна и их народ - самые лучшие. Нет, им просто демонстрируют, что всякий, кто говорит что-то другое, немедленно получит в глаз, а если будет настаивать - станет изгоем и парией.

Тут-то и кроется разгадка. Успешные нации едины не потому, что преисполнены духом взаимного любования. А потому, что там каждый боится «своих» больше, чем «чужих» . Это приводит к тому, что внутри сообщества (и, шире, нации в целом) имеет место быть жёсткая внутренняя дисциплина. Каждый знает, за что «свои» его одобрят, а за что - осудят и накажут. Более того, наказывают не только за отступничество, но и за недостаточное усердие. Бьют своих, чтобы чужие боялись. И чужие - боятся. А что же русские? Увы, ничего похожего.

Конечно, так было не всегда (иначе бы наш народ не дожил до нынешнего века). В старые времена - скажем, ещё в позапрошлом столетии - в хорошей русской семье (скажем, крестьянской или купеческой) расшалившийся отпрыск, позволивший себе сказать что-либо дурное про Веру, Царя или Отечество, был бы немедленно и пребольно наказан, а при настаивании - общее гнушание: таким людишкам плевали вслед, и уж, во всяком случае, не держали в общении. Однако, за два века мы этому разучились. Попросту говоря, мы распустились , и распущенность привела нас к неуважению себя, и пресмыкательству перед чужими. Кто не боится своих, будет бояться чужих. И, увы, уже боимся.

Теперь, наконец, можно и спросить, откуда такая напасть. Конечно, всё можно списать на обстоятельства: последние двадцать лет «советской власти» (действительно маразматической), помноженные на десять лет «перестройки» и «реформ» (действительно кошмарных), могут испортить даже самый лучший народ. Но дело серьёзнее и глубже: распущенность, невнимание и неуважение к себе - это вообще характерная черта последних столетий русской истории.

Известно и то, «отколе есть пошла» эта зараза. Разложение началось с «верхов». Конечно, рыба гниёт с головы, но тут была специфическая причина: уродливая «европеизация», начатая Петром Первым, и не закончившаяся до сих пор.

Сама по себе «европеизация» ничем не плоха. Учиться вообще полезно, в том числе и у европейцев - если учишься хорошему. Проблема в том, что плохое усваивается легче и быстрее. Так, к примеру, петровские вельможи заводили себе гаремы - будучи искренне убеждёнными, что это «очень по-европейски». Сами европейцы, разумеется, в ужасе отшатнулись бы от такого варварства…

Конечно, петровские времена только «обозначили процесс». Через известное время появились постоянные поставщики вредных фантазий, выдаваемых за «новейшие европейские идеи». Эту работёнку взяла на себя так называемая «интеллигенция», представлявшая (и представляющая) собой сборище людей недообразованных, невоспитанных, и к тому же на удивление подлых, зато «знающих иноземной грамоте», способных читать французские бульварные газеты и переписывать из них «кое-что» в газеты российские, зарабатывая себе таким образом на хлеб. Стоит притом заметить, что самым невинным из интеллигентских занятий было как раз чтение французских газет, а ни что иное. Вовсе не надо думать, что виной всему российскому «нигилизму» было проводимое французскими газетами западное влияние: это будет неправда. Например, русское дворянство, тоже не испытывавшее проблем с языками, и к тому же несоизмеримо более «европейское» по всем статьям, состояло из людей в высшей степени патриотических и верноподданических убеждений.

Начало двадцатого столетия началось для России счастливо. Во время царствования Николая II страна достигла небывалого уровня благосостояния. При этом рост материального достатка был именно что массовым: рост потребления всех продуктов потребления с девятисотого по девятьсот тринадцатый год был примерно двукратным (то есть стопроцентным). Золотой рубль был самой устойчивой европейской валютой, вклады населения в сберегательные кассы за тот же период увеличились шестикратно, а прирост населения был самым большим в мире. При этом «лучшие люди страны» искренне ненавидели существующую власть, а свою страну именовали не иначе как оплотом всех мыслимых и немыслимых тёмных сил, прогнившей монархией, колыбелью реакции, тюрьмой народов! Добившись свободы слова - то есть отмены предварительной цензуры - эти люди начали свободно изливать свои чувства, а когда их слушали недостаточно внимательно, подкрепляли свои доводы пулями и бомбами "социалистов-революционеров, листовочками в солдатские окопы, и прочими аргументами такого рода. Кончилось это тремя революциями, последняя из которых Российскую Империю и разрушила. Разумеется, «лучшие люди страны» усмотрели в этом разрушении «закономерный финал похабной российской истории» и полное подтверждение своих воззрений на сей предмет.

Это, впрочем, всё и без того известно. Хуже другое: за время существования советской власти это милое мировоззрение не только не погибло, но и распространилось вширь, стало народным. Причин тому много - начиная с того, что советская культура была построена на трудах разрушителей и ниспровергателей (все мы проходили в школе Герцена и Чернышевского), и кончая успехом «бибиси» и нехваткой колбасы. Но, в общем, ситуация такова: то, как раньше думали «лучшие люди», теперь думают все или почти все. Интеллигенция добилась-таки своего: перезаразила-таки своим мировоззрением широкие слои населения.

Что же делать? Известно, что распустившемуся следует для начала собраться . Русские люди должны начать восстановление правильного порядка вещей сначала внутри себя. По сути дела, нам необходимо восстановить русское сообщество - жёсткое и немилосердное к любым отступникам, какими бы умствованиями и какими бы чувствами они не прикрывали своё отступничество. Русские по крови, пошедшие против России (в чём бы то ни было), должны быть презираемы, ненавидимы, и гонимы - нами же.

Здраствуйте.Опишу свою проблему.У меня сильная неуверенность в себе, низкая самооценка., нелюбовь к себе.Я боюсь устраиваться на работу, когда ходила на собеседования мне отказывали так как видят мою сильную неуверенность.Долгие самокопания и чтение психологической литературы ничего не дали.Я ходила на психологические тренинги, даже на духовные семинары, ничего почти не изменилось. Разве что я теперь точно знаю что я очень плохого о себе мнения, сама себя унижаю и почти ненавидела себя все 20 лет. Больше всего боюсь что кто то меня оскорбит, как то заденет итд..например укажет мне на мои недостатки причем в грубой форме…:" Типа: ну и куда вы пришли девушка с такой неуверенностью? Или: Да таким тупым и неграмотным мы работу недаем… "И при этом я почувствую себя ничтожеством, вобще каким то отбросом, недостойным даже работать.Кстате в этом моя проблема--я себя так часто чувствую… внушила себя что я низкая… и не могу от этого мнения избавится Отсюда и неуверенность и обидчивость..А почему я так решила то долгая история: у моей мамы вспыльчивый характер..даже за мелкую бытовую ошибку может и сволочью и скотиной и похлеще обозвать(простите за откровенность),или при простой какой то моей фразе крутить пальцем у виска и говорить: ну что ты несешь.Меня это очень задевает,я себя каждый раз уже 20 лет в таких ситуациях ощущаю полной дурой и делаю вивод что я на самом деле какая то странная и больная. У мамы свои проблемы я думаю..Но вот я и поверила… наверное еще в детсве..что я и есть последняя сволочь и ничтожество… Так и живу уже 20 лет… А переубедить себя обратно очеееень тяжело… Поэтому каждый раз когда кто то мне грубо ответит оскорбит или даже просто нахамит(во всяком случае мне так кажется и сама чувствую себя униженной даже если тот человек и не хотел этого)то каждый раз я делаю вывод о своей низкости и ничтожности… так как в детстве уже сделала этот вывод и каждый раз ищу и нахожу подтверждение этому… Ведь если ребенку кажется что мама его ненавидит(а мне так казалось)то ему кажется что все люди так же относятся… ..Это все понимаю умом но не чувствами…
Постоянно ощущаю свою какую то недостойность, недостойной даже работать. Наверное люди это чувствуют и относятся соответсвенно.И хоть я знаю умом что мнение о себе выбираю сама, все равно не могу поменять это свою убеждение о себе, оно уже как будто бы вырезано на дереве у меня в душе.Я не могу никак себя переубедить,не понимаю почему я так сильно держусь за это мнение, почему так тяжело убедить себя в своей нормальности,достойности.Я не могу просто поверить в то что я нормальная и не странная и не ущербная, это мнение так глубоко во мне застряло что незнаю что делать.
Маму до недавного времени боялась как огня, и продолжаю боятся правда может чучуть меньше после откровенного разговора на котрорый я за 20 лет впервые решилась.Но страх не прошел, все так же я очееень сильно завишу от мамы, мне очееееень важно ее одобрение, ее положительная оценка меня… доходит до того что я принимая решения, сначала думаю что про это скажет мама…Боюсь ити на работу которую она не одобрит и вобще ничего не делаю из того что как мне кажется мама бы не одобрила.
Поэтому сижу дома и ничего почти не делаю. К психологу не пошла сразу потому что боялась реакции мамы, в результате потратила кучу денег на тренинги которые мало что мне дали. А тренинг как мне казалось мама больше одобряет чем поход к психологу. Это так ужасно жить в этой патологической зависимости от мамы и папы. И все равно продолжаю так жить, потомучто для меня очень страшно лишится маминого одобрения, и я очень боюсь маминого гнева и осуждения.
Боюсь сказать что то лишнее рядом с ней… И хоть она и говорила что желает мне только добра и любит меня, и даже есле это правда я все равно испытываю страх и неловкость рядом с ней.Из за своих каких то проблем она часто неадекватно реагирует, может сильно злится по пустякам, а есле я плачу(что происходит очень часто)то она считает это странным, слабостью и непонимает как можно так плакать, поэтому раньше всегда кричала и презирала меня есле я плакала.Когда я стала с мамой откровенно разговаривать, говорить про свои чувства у меня ноги и руки тряслись, даже может голова кружится и тяжело с дыханием.Это все потому что я очееень боюсь выражать свои чувства перед мамой и вобще… У меня невроз навязчивых состояний и были приступы паники когда задыхалась и вызывали скорую… Пила таблетки, мама боится что может опять это повторится..
Еще часто чувствую что меня игнорируют или отвергают, не воспринимают всерьез. Когда в том центре где я проходила тренинги я обратилась к директору с просьбой посоветовать психолога к которому можно обратится, мне отказали и сказали ходить просто на тренинги, хотя эта женщина сама как психолог должна знать хороших специалистов..Я чувствую себя так как будто я даже недостойна чтоб мне помогли раз даже те же психологи в том центре не считают нужным мне помоч. А когда я задавала вопросы тому же тренеру в том центре,то он просто уже мне говорил отстань.(так и говорил).Я не понимаю неужели я его так достала. Там на тренинге выяснилось что я веду себя как ребенок постоянно.И я согласна,но все равно не понимаю неужели из за этого меня нужно отвергать и считать недостойной?
Не понимаю почему люди на меня так реагируют, что я такого ужасного и странного делаю?
Мама согласна уже чтоб я шла к психологу,просто боится что это не поможет.
Она считает что щас нету хороших специалистов. А я не могу ей дать 100% гарантию что мне помогут.
Все эти тренинги мне не помогли, духовные семинары с медитациями и всем прочим тоже… щас опять думаю ити на такой семинар или нет… Поэтому я обращаюсь к вам, можете ли вы мне посоветовать хорошого специалиста в Киеве, или кто из находящихся сдесь согласится мне помочь с такими проблемами? Помогите пожалуйста срочно! С уважением Мия.


Мир денег, этот особенный таинственный мир, фундаментально никем не изученный. Вот почему звучат достаточно противоречивые мнения: одни утверждают, что деньги - это не только основа изобилия, но и счастья; другие настаивают на том, что деньги - это всего лишь качественная бумага с нарисованными на ней портретами людей, которые чем-либо прославили страну, печатающую деньги. Как неоднократно подтверждала жизнь, истину нужно искать посредине между этими противоречиями. Счастье, безусловно, за деньги купить невозможно, но и без них прожить сложно. Но думаю, что большинство согласится с тем, что деньги имеют большое значение в жизни человека в связи с тем, что они помогают удовлетворить его житейские потребности и осуществить многие желания. У бедных людей уровень потребностей и даже тайных желаний гораздо ниже, чем у богатых. Они живут, едят и одеваются тоже поскромнее, ездят в общественном транспорте или на собственном велосипеде. Не мечтают они об ужинах в ресторанах, по их мнению, излишняя роскошь это, баловство, да и только. Без зависти смотрят на дорогие лимузины, хлопотно их иметь, опасно, своровать могут. Им бы и старенький «Москвич» подошел бы, главное, чтобы на ходу был. Квартира в коммуналке - тоже не страшно. Главное в жизни, чтобы какая-никакая крыша над головой была. Поехать за границу мир увидеть… . А зачем капиталистам свои кровные денежки отвозить? Телевизор есть, было бы время, каждый день можно кругосветное путешествие совершать. И на моря пусть эти бандиты-мафиози едут. Честному человеку и в пруду можно поплескаться… .

Все, прекращаю цитирование. Ведь эти народные изречения вам приходилось не раз слышать. Больно вот только, что так рассуждает множество трудолюбивых и честных людей, которые с гордостью хвастаются о том, что смогли отложить пару тысяч долларов на «черный день». Больно, потому что не понимают они, что этим самым притягивают они «черные дни» в свою жизнь. Согласно законам справедливой Вселенной, что просим в жизни, то и получаем.

Все происходит примерно так, как в этом анекдоте: Отработала женщина смену на фабрике. После работы забежала в магазины, покупки сделала. Идет домой уставшая и расстроенная и со слезой в мыслях думает: «Что за собачья жизнь у меня? На работе как лошадь отработала. Сейчас вот нагрузилась как слон. А дома муж коровой обзовет. Что возьмешь с этого беспробудного пьяницы? От детей-тунеядцев тоже никакой радости не приходиться ожидать…». За женщиной идет ее ангел-хранитель и тщательно записывает ее мысли: «Собачья жизнь. Женщина - лошадь, слон корова. У нее муж - беспробудный пьяница, а дети - тунеядцы. - Принято. Все будет исполнено, моя госпожа!»

Не буду утверждать, но прокрадывается такая мысль, что деньги имеют не только слух, но и свою «денежную гордость».

Не спешите выставлять возражения или с саркастической улыбкой воспринимать вышесказанное. Давайте поразмышляем над этим вместе: К человеку с ограниченными потребностями они не спешат приходить. В отличие от человека большие деньги не будут жить под крышей коммуналки. Они себя уважают. Как можно определить человека, у которого слабо развито человеческое достоинство? Вы согласны со мной, что манерами поведения и условиями своего обитания он дублирует образ жизни животного мира. Траектория его интересов сводится к двум главным аспектам: желудок и работа. Каждое утро он спешит на работу, чтобы заработать на хлеб насущный. А еда ему нужна для того, чтобы восстановить силы, необходимые для работы на завтрашний день. Чем же отличается такой человек, который, согласно Божественному замыслу, должен быть стать Властелином мира, от трусливого зайчика или злого волка. Те ведь тоже, если не дремлют, то пребывают в поиске добычи, чтобы утолить чувство голода. Уважает ли себя человек, уподобляясь животным? Конечно, нет. Он даже словесно оформляет неуважение к себе, часто произнося примерно такие фразы:

Я давно к себе интерес потерял!

А мне на себя наплевать!

Нищим родился. Нищим и помру!

Я у своей жизни много не прошу!

Серая мышка я. Что уж тут поделаешь?

Кто человека с такими установками захочет назвать своим мужем (женой)? Кто из родителей мечтает иметь детей, не уважающих себя? Да и дружба с людьми с низким человеческим достоинством также не обещает ничего хорошего. Такие люди чаще всего озлоблены на себя, на свою жизнь и окружающий их мир. Таких людей избегают не только люди, деньги также обходят их стороной. Наверное, это происходит потому, что каждый человек - это отдельная мини-вселенная, которая живет за счет собственных ресурсов. Отсутствующие внутри человека любовь и уважение к себе не могут компенсироваться извне. Вселенский Закон притяжения подобных энергий к подобным еще никому не удалось отменить. Так было и так всегда будет, что любовь притягивает к себе любовь, уважение притягивает к себе уважение, а неуважение человека к себе провоцирует неуважительное к нему отношение всего окружающего мира, в том числе и со стороны денег.

Людей, у которых слабо выражено уважение к себе, легко распознать. Они обращают на себя внимание своей неухоженностью и неаккуратностью. За какое бы дело они не брались, к большим деньгам оно их не приведет. И причиной может послужить, как утверждает одна из слушательниц курсов, такая банальность, как непомытая голова. Вот, что она рассказала:

Как-то подруга пригласила меня на презентацию французских духов. Изысканный аромат духов Франции меня всегда прельщал, и я с удовольствием приняла приглашение.

Помещение, в котором проводилась презентация, «превзошло» всякие ожидания. Это был какой-то технический кабинет в одном из институтов Киева, с прочно стоявшими под стеной сверлильными, точильными и другими станками.

Женщина-презентант возле доски расставляла духи в примитивных с некачественного картона упаковках. Человек двадцать приглашенных, сидели за описанными студентами столами и тоскливо смотрели на нее. Большинство из присутствующих уже до начала презентации поняли, что «Францией здесь не пахнет».

Перехватив мой явно выраженный недоверчивый взгляд, Антонина Алексеевна, так звали презентанта, объяснила:

Не надо заострять внимание на упаковку. Она упрощена с целью снижения цены на духи. Для нас ведь важна не коробочка, а то, что находится внутри нее. Правда, ведь?

Не скажите. Диамант в пластмассовом футляре не покупают, - не согласилась я.

Женщина, успокойтесь, я не драгоценности сегодня буду вам презентовать, - учительским голосом, не допускающим возражений, прервала она меня.

Как сказать. На мировом рынке настоящие французские духи драгоценной жемчужиной называют, - поддержала меня моя подруга.

Прекращаем дискуссии и переходим к делу. Я представляю вам продукт известной французской парфюмерной компании … .

Антонина Алексеевна бойко, как ученица хорошо выученный урок, рассказывала о градиентах презентуемых духов, но я не слушала ее. Мое внимание отвлекала голова Антонины Алексеевны, вернее ее неухоженные немытые волосы. Я подумала о том, что, если бы эта женщина даже картошку на базаре продавала, я не подошла бы к ней, чтобы сделать покупку. От ее неопрятного вида аппетит сразу бы пропал.

Чисто по-человечески я понимала, что презентанта со всех сил старается улучшить свое финансовое положение. Но с другой стороны, только какие-то авантюристы могли доверить Антонине Алексеевне проводить эту презентацию.

Несколько человек поднялись и тихонько вышли из аудитории. Я хотела покинуть презентацию вслед за ними, но подруга шепнула мне:

Посидим еще. Жалко женщину, ведь старается очень.

До конца презентации досидели немногие. Желание купить духи не возникло ни у кого. Я не знаю, где разливали эти духи - под Парижем или под Бердичевом в Украине, но искренне благодарна презентанте за урок: я очень хорошо усвоила, что в деловых отношениях внешний вид человека играет немаловажную роль. Деньги на это также обращают внимание. Они не только слух, но и зрение имеют, а также руководствуются своей денежной философией:

Без дела, вернее без делового оборота, деньги не будут размножаться и умножаться. Лучше не вступать в контакт с неопрятно одетым человеком, потому что он и в деловые отношения внесет элементы неопрятности.

Деньги не только уважительно относятся к людям, которые имеют хорошо развитое человеческое достоинство, но и к себе уважительного отношения требуют. Они в скомканном виде в кармане брюк или пиджака чувствуют себя бездомными, примерно так, как нищий возле мусорника.

Большие деньги живут в больших и престижных домах, именуемых банками. Деньги на каждодневные расходы также должны иметь уютное место своего обитания - комфортный кошелек. Комфортность определяется, прежде всего, размером кошелька. Самая большая банкнота в нем должна находиться в расправленном состоянии. Потому что в этом состоянии деньги эффективнее работают.

Для восприятия этого утверждения попробуйте сделать такой эксперимент: Станьте ровно, а затем наклонитесь и попробуйте дотронуться кончиками пальцев до ваших стоп. Получилось? Прекрасно. А теперь попробуйте в таком положении приготовить кушать, сделать уборку в квартире, пойти на деловую встречу или просто на прогулку … . Не просто будет все это и многое другое совершить, потому что даже десять шагов по комнате в согнутом состоянии вы сделаете с большим трудом. Денежная энергия также любит свободу движений, поэтому скомканные сложенные деньги теряют свою активность и способность размножения.

Я знаю, что малообеспеченным людям неприятно будет читать эту статью. Не для того, чтобы вызвать у кого-то досаду и боль, написана она. Были времена, когда автор этих строк не имела денег, чтобы даже в метро за жетон уплатить. Как большинство людей, я тоже обвиняла правительство, несправедливую судьбу-злодейку за то, что меня, трудолюбивого и честного человека, она так унижает и испытывает бедностью. Но мои обвинения бесследно исчезали в водовороте себе подобных, а жизнь еще больше усложнилась, и бедность еще плотнее взяла меня в свои тиски. Это происходило до тех пор, пока я не встретила успешного человека, который рассказал мне изложенное в этой статье.

Этот разговор и собственная жизнь помогли мне понять истину: большие деньги не бывают в альтруистов, потому что они забывают о своем существовании; у людей трусливых и ленивых, потому что они боятся искать новые жизненные дороги, чтобы воплотить в жизнь свои желания, порой даже мечтать о лучшем ленятся они. У людей с низким достоинством тоже денег не бывает, по причине отсутствия неуважения к себе и к деньгам.

Написанные слова не относятся к людям больным и инвалидам, хотя и среди них есть сильные личности, побеждающие на паралимпийских соревнованиях, отрывающих свои фирмы и достойно зарабатывающие себе на жизнь.

Я с благодарностью восприняла советы моего процветающего во всех отношениях знакомого, и со временем моя жизнь изменилась самым кардинальным образом. Попробуйте и Вы. Если у меня получилось, у Вас тоже получится.

Лидия Забожко.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: