Прокофьев петя и волк симф сказка. Беседа шестая о симфоническом оркестре сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк

БЕСЕДА ШЕСТАЯ

О СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ СКАЗКИ

СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА «ПЕТЯ И ВОЛК»[*]

Сказка занимала в творчестве Прокофьева очень большое место. Он очень рано начал писать музыку. Вы знаете, что одна из самых ранних его фотографий, очень интересная фотография: пианино, на стуле около пианино сидит девятилетний композитор. И вот на пюпитре стоят ноты с великолепной надписью: «Великан». Опера. Музыка Сережи Прокофьева». Вы видите, он в девять лет уже попробовал сочинять оперу. Интересно, правда? И он собирал своих друзей, ребятишек, и они разыгрывали вместе эту оперу, ставили её у себя дома. А потом Прокофьев к сказке обращался много, много раз.

У него есть замечательная симфоническая сказа «Петя и волк». Это особая сказка, вот почему особая. Сказки бывают разные, а в этой сказке Прокофьев объединил действующих лиц из двух как будто бы миров. Из одного мира – настоящих, обыкновенных живых людей. А с другой стороны действуют Птичка, утка, кошка, Волк… Причём, они думают по-человечески и даже почти по-человечески разговаривают, то есть во всяком случае умеют разговаривать с Петей. И получается, что эта сказка объединила тех настоящих, обыкновенных, простых людей, в частности, ребят-пионеров, которые действуют у Прокофьев в таких произведениях, как «Зимний костёр», или «На страже мира», в «Болтунье». А с другой стороны, такие персонажи, которые существуют только в сказке. По-человечески думающие звери существуют только в сказке. Вот такую интересную сказку Прокофьев и придумал.

Как Прокофьев её написал? Он любил бывать очень в Центральном детском театре. Это первый в советской стране и, кстати, во всем мире, театр, который был открыт специально для детей. И в те годы в этом театре показывались не только драматические спектакли, но и музыкальные спектакли, и даже устраивались симфонические концерты для детей. У Прокофьева возникла идея, написать такое произведение, которое не просто интересно было бы слушать ребятам, но которое помогло бы ребятам войти в область симфонической музыки, такой музыки, которую принято считать музыкой более трудной и более сложной, чем другую. Хотя на самом деле, я думаю, что это не так. Если умело в эту музыку войти, то и она окажется совсем не такой трудной.

Прокофьев сам сочинил текст этой сказки. Сперва она называлась так: «Как Петя перехитрил волка». А потом Прокофьев назвал её просто – «Петя и волк». Это большое сочинение, для большого симфонического оркестра. Сколько времени, как вы думаете, могло уйти у него на сочинение такой сказки? Вы знаете, ровно неделя. И ещё неделя ему понадобилась на то, чтобы инструментовать. Знаете, что это такое – инструментовать? Расписать всё, для всех инструментов оркестра, чтобы можно было каждому инструменту поставить свои ноты, чтобы он её сыграл, эту музыку. И первое исполнение состоялось под управлением самого Прокофьева, он сам дирижировал этой сказкой.

Замысел такой до него никогда ещё ни у кого не возникал. Прокофьев был первый, который решил научить ребят, что такое симфонический оркестр, научить их не в форме урока, а в форме увлекательной симфонической сказки. Такого замысла ещё не было, повторяю.

Как Прокофьев подошёл к решению этой задачи? Каждому действующему лицу в этой сказке он дал не только свою музыку, т. е. разные мелодии, но он каждую мелодию эту, каждого действующего лица, дал определенному какому-то инструменту. Мы на рояле тоже узнаем – сыграю я вам такую мелодию (играет на рояле тему Пети). Или я вам сыграю такую мелодию (играет на рояле тему Дедушки). Вы узнаете, что это разные мелодии. Правда, да? Но, звучат они обе одинаково, на рояле, правда? Если бы мы так про живопись говорил, то разный рисунок, правда, а краской-то одинаковой нарисован? Верно, да? А он сделал, что не только разный рисунок, но и разной краской нарисовано. Каждый персонаж сказки будет по-своему изображен в оркестре.

Теперь я хочу, чтобы вы поняли, какая огромная разница между музыкой, скажем, сыгранной на рояле и той же музыкой, сыгранной в симфоническом оркестре. Я вам сыграю мелодии, которые характеризуют каждое действующее лицо, сперва на рояле и тут же мы услышим, как это звучит в оркестре. И вы можете сразу сравнить, какая большая разница.

Во-первых, Петя. Прокофьев сказал так: «Если каждое действующее лицо будет изображено одним инструментом, то Петя должен быть изображен не одним инструментом, а целой группой инструментов. Мы, говорит, его охарактеризуем всеми струнными инструментами сразу». И Петя охарактеризован в этой сказке струнными инструментами оркестра. Музыка, вот какая. Посмотрите. (Играет на рояле тему Пети).

Причём, обратите внимание, в нескольких беседах у нас шла речь о том, какую большую роль в музыке играет песня, тане и марш. Помнит из вас кто-нибудь? Помните. Вы посмотрите, здесь Петя, как будто напевает песенку, правда? Это песенка. (Наигрывает тему). Напевает. Вместе с тем, он как будто чуть-чуть пританцовывает, правда? (Наигрывает). И вместе с тем здесь внутри содержится марш. И именно из этой мелодии в конце сказки Прокофьев сделал марш. Он раскрыл тот марш, который только едва-едва чувствуется в начале…

Смотрите, как в конце звучит эта тема. (Играет марш из финала сказки). Вы видите, какой марш получился, да, из этой темы? Почему получился? Потому, что он внутри уже содержался. Если бы его не было, ничего бы не вышло.

Теперь послушайте, как тема Пети звучит у струнных, в тех инструментах, которые наиболее человечны, как мы говорим, наиболее эмоциональны. Вы знаете, что больше всего выражает какие-то чувства человека. Послушайте сейчас, как звучит эта тема у струнных. (Звучит запись). По-другому звучит. И теперь, когда вы услышите струнные инструменты в этой сказке, даже если они будут играть чуть-чуть другую музыку, вам сразу покажется, что это вошёл Петя.

Теперь появляется Птичка. Ну, если бы вы сочиняли такую сказку, какому инструменту вы бы поручили изображать Птичку? Флейте. Ну, флейте, конечно. Прокофьев решил – нужно делать самое простое. Вы посмотрите, как он угадал. Смотрите, как на рояле звучит мелодия этой Птички. Вот она (играет на рояле тему Птички). А вот теперь на флейте. Пожалуйста (звучит флейта). Вот. Я уверен, что теперь и Птичку вы узнаете всегда, когда бы она ни появилась.

Теперь появляется Утка. Ну, Утку не так легко было, вероятно, придумать. Тут нужно было в музыке, во-первых, передать ощущение очень большой её неуклюжести, вы вот знаете, вот. Как Утка ходит. И Прокофьев дал Утку изобразить гобою – инструменту, который, особенно вот в этом месте, в низком регистре, даёт такой тяжелый немножко и немножко неуклюжий звук. И как будто Утка крякает. Вот посмотрите, как он сделал это. (Играет на рояле). Неуклюжая такая походка. Вот теперь посмотрите, как в оркестре Утка звучит у гобоя. (Звучит запись). Флейта и гобой это духовые инструменты деревянные. Флейта вот так горизонтально держится. Видели такой инструмент? Вы знаете. Гобой, наоборот, такая расширяющаяся немножечко трубочка.

Третий деревянный инструмент – кларнет. Самые низкие звуки кларнета изображают у Прокофьева Кошку. Она изображена такой, как будто очень мягкой, очень такой изящной, а, вместе с тем, она очень хитро и вкрадчиво крадётся. И потом – умеет царапаться? Это из музыки видно. Вот какая тема у неё (играет на рояле тему Кошки). Видите как, да? Хорошо музыка передаёт характер кошки, правда? Вот посмотрите, как это звучит в кларнете в оркестре. (Звучит в записи тема Кошки. Кабалевский комментирует: «Крадется, крадется»). Узнаёте теперь Кошку? Да? А одновременно узнаёте кларнет? Вы теперь ясно слышите, как звучит флейта, правда? Как звучит следующий инструмент? Гобой. Как звучит кларнет, особенно когда он внизу.

А теперь мы послушаем четвертый деревянный духовой инструмент – самый низкий. Он называется фагот. Такой длинный очень инструмент, с белым кружочком наверху. В оркестре вы, вероятно, замечали его. Он сидит в конце самом оркестра. Этим инструментом Прокофьев изобразил Дедушку. Этот инструмент в состоянии играть очень разные вещи. Он, меду прочим, в состоянии очень хорошо поворчать. Вот посмотрите, он такой Дедушка, он, в общем, добрый Дедушка, вероятно. Но он очень обеспокоен судьбой Пети, и немножечко ворчит вначале. Послушайте. (Играет на рояле тему Дедушки).

Вот теперь посмотрите как в оркестре, как фагот это сыграет. (Звучит в записи тема Дедушки). Дедушка на Петю очень рассердился. Это вы увидите потом, по какому поводу.

И теперь дальше – появляется Волк. Волка Прокофьев изобразил не одним инструментом, а тремя одинаковыми инструментами – аккордом из трёх валторн. Вот когда появляются валторны, значит, появляется вместе с ними и Волк. Вот как это происходит в музыке. (Играет на рояле тему Волка). Вот послушайте теперь три валторны в оркестре, а то всё это такой же краской, как Дедушки, правда? Музыка-то другая, а краска всё одна на рояле. А вот теперь другая краска будет, смотрите. (Звучит в записи тема Волка). Вот.

Осталось ещё одно действующее лицо. Это кто? Охотники. Да. Вот как изображены Охотники. Охотники идут довольно весёлой походкой. Волка они найти не могли, как это выяснится в сказке, пока его Петя ни поймал. Но, на всякий случай, эти храбрые охотники идут, идут и время от времени постреливают из ружей, вероятно в надежде, что всё-таки вдруг и подстрелят Волка. Вот как это происходит в музыке. (Играет на рояле тему Охотников).

А вот теперь в оркестре, посмотрите, как будто новая краска. А знаете, как эта краска получилась у Прокофьева? Он взял флейту, гобой, кларнет и фагот и соединил всё вместе на одной ноте. И получилось совершенно как новый инструмент. Знаете, как мы краски смешиваем? Да? Красную с синей смешаем, что получится? Ну, лиловый, конечно. А если мы смешаем синюю с желтой? Тогда получится зелёный. Вот также и в оркестре, можно соединить разные инструменты, разные краски и получается совершенно новая краска. Вот вы сейчас услышите: тема охотников – совершенно новая краска – четыре краски вместе.

Ну, а «выстрелы» каким образом будут изображены? Барабан. Ну, конечно. Причём не одним барабаном, а большим барабаном, знаете, такой большой, в который ударяют сбоку и литаврами, литаврами. Это такие, вроде трёх котлов металлических, затянутые кожей. Их можно настраивать. На большом барабане, там всё одно звучит – громко и низко, а на литаврах можно менять звук. Вот послушайте, как идут Охотники и эти «выстрелы» звучат в оркестре. (Звучит запись Кабалевский комментирует: «Новая краска совсем, правда? Четыре инструмента вместе»). Вот пальба пошла какая, на всякий случай у охотников!

Вот все действующие лица. Мне кажется, что вот по таким примерам вы уже запомнили и действующее лицо, и инструменты оркестра, Теперь, когда мы будем слушать сказку, а сейчас мы к этому перейдём, обратите внимание вот ещё на что. Если мы, скажем. Волка изобразили бы флейтой. «Флейта – Волк». Знаете, как надпись такая, табличка. А Птичку – барабанами. Знаете, если барабаны, значит это Птичка. Раз табличка висит, мы узнаем, что это такое. Но, получилось бы абсолютно всё невероятно и непонятно, правда?

Значит чело не просто в том, чтобы разные инструменты были у разных действующих лиц. Но важно то, чтобы каждый инструмент соответствовал характеру действующего лица. И если переводить это в область рисунка, живописи. Это сочетание чего? Рисунка и краски? Правда, да? Это всем понятно вам, даже самым младшим, вероятно, понятно? Что рисунок и краска. Вот это создает… Что? Какой-то уже характер, правда? Это не просто табличка, это уже характер.

Вот теперь вы посмотрите, как эти характеры в музыке будут «расти», «встречаться» друг с другом, «спорить» друг с другом. Например, когда вы услышите разговор Пети с Птичкой вначале, очень спокойно будет идти музыка Пети, и очень спокойно будет идти музыка Птички. Но когда начнётся спор, вы это увидите, на очень важные темы для Утки и Птички темы, а у них есть свои важные темы для спора, когда возникнет такой спор, вы посмотрите, как музыка будет, какая она беспокойная. Настоящий спор будет. А когда Птичка будет залезать на дерево, и Кошка будет залезать на дерево, это будет по-разному, это не просто одинаково – кверху флейта сыграет и кверху кларнет сыграет. Совершенно по-разному они будут взбираться. Птичка будет взлетать, а кошка будет прыгать и делать такие острые шажки. Когда Петя будет спускать верёвочку – скрипочки будут играть, да? Но вы посмотрите, как это мы точно увидим, как эта верёвочка спускается.

Мы будем видеть все события. Мы будем видеть, кто за кем охотится, кто кого спасает, всё мы услышим в музыке. Не просто потому, что это будут играть разные инструменты, а потому, что музыка будет меняться, характер музыки будет меняться, образ каждого действующего лица будет в оркестре развиваться. И, наконец, когда в конце наступить заключительная часть этой сказки, вы увидите, как весь оркестр объединится, чтобы выразить то, что уже все действующие лица думают и чувствуют вместе. Чтобы выразить то, что объединяет всех действующих лиц. Вот давайте сейчас послушаем эту сказку с начала до конца. (Звучит симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева в записи. Звучат аплодисменты слушателей.).

Ну вот! Правда, увлекательное сочинение. Вы знаете, что в заключение я вам скажу? Могли бы вы внимательно читать такую сказку, вот в вашем возрасте, скажем? Нет, конечно. Эта сказка для Прокофьева была только канвой, только основой, на которой он построил чудесное музыкальное произведение. И вы знаете, что эта сказка исполняется не только для детей. Её играют лучшие симфонические оркестры и в нашей стране, и во всём мире. Это – сила прокофьевской музыки, его таланта!

Такая сказка нам начинает казаться увлекательной в силу своей музыкальной яркости, музыкального богатства, которые в ней содержаться. Мы когда будем играть на рояле эту сказку, мы будем вспоминать, как это звучит в оркестре, правда? Так же как мы смотрим репродукцию с какой-то картины, не красочную репродукцию, а чёрно-белую. Если мы эту картину раньше видели, мы вспоминаем – ах, какие там яркие, интересные краски. А если мы никогда не видели этой картины в красках, и будем смотреть чёрную репродукцию, мы увидим только сюжет, рисунок. Но очень многое картина эта для нас потеряет. Вот так же и это. Вот пример того, что такое симфоническая музыка. И пример того, как Прокофьев, с какой любовью, с каким талантом, создавал свою музыку.

На этом мы нашу беседу по сказке Прокофьева «Петя и волк» и закончим. А одновременно мы подошли к концу и всего первого цикла наших с вами бесед, которые можно было бы назвать так: «О чём говорит музыка?». Какие же итоги мы можем подвести с вами сейчас? Что хотелось мне показать вам в этих беседах, о чём рассказать?

Напомню очень кратко, самое главное. Прежде всего, я хотел обратить ваше внимание на то, какую большую и важную роль играют в музыке песня, танец и марш. Особенно песня. Из песни можно сказать ведь почти вся музыка выросла. Я хотел бы, чтобы вы обратили внимание на то, что песня, танец и марш так глубоко входят в нашу жизнь, жизнь человека, что иной раз, словно даже перестают быть искусством. И становятся частицей самой этой жизни. Наконец, я хотел показать вам, что песня, танец и марш оказываются своего рода как бы мостиками, по которым нам легче войти во все другие области музыки, включая оперу, симфонию, ораторию. Войти в весь огромный, замечательный богатый мир музыки.

Потом мы говорили с вами о том, как тесно связана с музыкой человеческая речь Как они влияют друг на друга, как выразительная человеческая речь приближается к музыке, а выразительная музыка зачастую приобретает черты человеческой речи.

Дальше мы попытались разобраться с вами в том, способна ли музыка что-то изображать. Ну вот, подобно тому, как художник изображает, скажем, живую натуру на полотне своих картин. При этом мы заметили, что музыка может кое-что изображать, воспроизводить кое-какие звуки, существующие в жизни, в природе, вокруг нас. Но эти, как мы их называем, изобразительные, или иллюстративные элементы играют в музыке всё же второстепенную, вспомогательную роль.

Главное же, что мы должны понять и почувствовать с вами, говоря о музыке, это то, что музыка, прежде всего, выражает внутренний, духовный мир человека. То есть, его мысли, чувства. И мысли, чувства одного человека, и не только одного, а многих, очень многих людей. Вот в этой, если так можно сказать, человечности и заключена главная сила музыкального искусства.

На довольно большом количестве разных примеров, которые мы слушали, взятые из музыки разных композиторов, мы услышали самые разные человеческие чувства и мысли, самые разные переживания, события, картины, в том числе картины природы, которые выражала эта музыка. Причём выражала так, что мы с вами хорошо это понимали и чувствовали. Словом, мы с вами попытались вникнуть, заглянуть в содержание музыки, а заодно хоть немножко разобраться и в музыкальной форме, то есть в том, как эта музыка композитором построена. И мы ведь убедились с вами, что когда мы хоть что-то о музыке знаем, нам гораздо интересней её слушать, она сразу же становится нам понятнее, и конечно, гораздо большему может нас научить.

И, наконец, главное, в чём мы убедились, это то, что музыка, даже самая сложная музыка, - оперная, симфоническая, совершенно доступна и может стать понятной каждому, кто подойдёт к ней внимательно, с интересом, кто захочет вникнуть в её сердцевину, в её душу, а не ограничивается тем, что ждёт от музыки только лишь легкого, бездумного развлечения. Каждый из вас кто полюбил музыку, заинтересовался ею, пусть закрепит этот интерес, углубит эту любовь и отправится дальше в чудесный мир музыки.

Я от всей души желаю вам, дорогие ребята, самых больших, самых лучших успехов на этом увлекательном пути!

Аплодисменты.

[*] Беседа шестая цикла «. О чём говорит музыка» -- «О симфоническом оркестре сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» -- записана на грампластинке Д 15767-70.

Есть такая сказка - «Петя и волк». В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке - Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно.
Можно нарисовать к ней картинки - сказка станет еще интереснее.
Можно поставить ее в кукольном театре или в кино - тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.

Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:

Петя - струнные инструменты ,
Дедушка - фагот .
Птичка - флейта .
Утка - гобой .
Кошка-кларнет .
Волк - три валторны .

Не правда ли, странные исполнители?
А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк».
Автор ее - Сергей Сергеевич Прокофьев .

Симфоническая - значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра : у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент .

Пионер Петя - главный герой сказки .
В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты - скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.
Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые);
скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре - басы), ведут виолончели .
Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку , которую можно спеть хором.
Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
Если вы когда-нибудь слышали на концерте или по радио романс Алябьева «Соловей» , то, наверное, вспомните, что певице в этом романсе часто аккомпанирует не только рояль , но и флейта, - она так же хорошо, как высокий женский голос - колоратурное сопрано , - умеет подражать птичьим трелям . Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах , напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
А вот исполнитель роли утки - гобой - ведет себя здесь не совсем обычно. Ведь гобой часто называют «певцом женской души», и в опере Чайковского «Евгений Онегин» ему, как мы знаем, поручен музыкальный образ мечтательной, задумчивой Татьяны. И вдруг - утка!
Дело в том, что у этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке , рисующей прекрасный женский образ, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка.
В балете Чайковского «Щелкунчик» валторны играют начало «Вальса цветов» . В его же Пятой симфонии одна валторна исполняет редкую по красоте мелодию медленной части. У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый.
Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом, - каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет - крадется кошка; заворчал фагот - дедушка ругает Петю; страшно рявкнули волторны - появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк - волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш - его играют все инструменты, - мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка. А если хорошенько вслушаться в марш, то можно расслышать в нем звуки гобоя. Как вы думаете, что это такое? Догадались? Это в животе у волка крякает проглоченная утка.
Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева , в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах , в симфонических поэмах , в симфониях .
Для того чтобы написать такую сказку-учебник, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя», звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они звучат вместе при исполнении той или иной мелодии; твердо помнить достоинства и недостатки каждого инструмента. Одним словом, быть «мастером оркестровки».

У музыкантов есть такое выражение: «оркестр Гайдна», «оркестр Чайковского», «оркестр Шостаковича». Что это значит? Какой-нибудь особый оркестр, принадлежащий этому композитору, или, может, новый вид оркестра, придуманный Чайковским или Шостаковичем ?
Нет. Произведения Гайдна играют почти те же самые инструменты, что и произведения Чайковского. Одни и те же скрипки, виолончели, кларнеты, тромбоны играют и симфонии Шостаковича, и симфонические поэмы Листа. Но у каждого композитора есть свои приемы, своя манера свой стиль сочинения оркестровой музыки. Как говорят, «свой творческий почерк».

Например, немецкий композитор Вагнер очень любил звучание медных духовых инструментов в оркестре. По этому «усиленному звучанию меди оркестр Вагнера всегда можно узнать. В оркестре Чайковского очень выразительна и разнообразна партия струнной группы. А симфонические произведения французского композитора Берлиоза или немецкого композитора Рихарда Штрауса можно назвать «экспериментальной оркестровой лабораторией»,-так много там новых, необычных для классического оркестра изобретений: и новые инструменты, и различные звукоподражания, и интереснейшие сочетания самых, на первый взгляд, не подходящих друг к другу инструментов.

Настоящее знание оркестра - дело сложное. В консерваториях и музыкальных училищах есть специальные предметы - «инструментоведение » и «оркестровка », - которые учат будущих композиторов, музыкальных критиков, преподавателей разбираться в сложных законах симфонического оркестрового языка, знакомят со звучанием и особенностями музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
«Оркестровать» - значит распределять музыкальные темы-образы по инструментам, по оркестровым группам, подбирая наиболее подходящие для той или иной мелодии звучания.

С самым простым и понятным способом оркестровки мы уже познакомились, когда говорили о сказке «Петя и волк». В сложной же, серьезной музыке и оркестровка гораздо сложнее.
Оркестр Прокофьева интересен тем, что в нем есть и классическая строгость, и удивительная изобретательность.

В начале 30-х годов Прокофьев написал музыку к фильму «Поручик Киже» . Хотя фильм этот сейчас уже не идет, и вы его, вероятно, не увидите, о музыке, которая была к нему написана, все же стоит поговорить.
… Невероятный случай произошел во дворце российского императора Павла Первого! Совершенно непонятно откуда, во всех воинских реестрах, приказах, нарядах появилась новая фамилия - Киже. Поручика с такой странной фамилией никто никогда не видел, но, коль скоро приказы подписываются самим императором, - сомнений быть не может: такой поручик существует. Даже если он на самом деле появился в результате описки военного писаря, который при переносе вместо «поручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев», написал: «Поручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев».
И вот живет этот Киже - этот «никто» - обычной жизнью придворного офицера: служит, получает награды, взыскания, повышения в чине, и даже женится, и даже умирает (наверное, уж очень надоело возиться с этим «никем»); и безутешная вдова в глубоком трауре, горько рыдая, идет за гробом… а в гробу-то никого нет!

Музыка Прокофьева остроумно и едко издевается над этой нелепейшей историей.
Представьте себе огромную трубу, которая своим гулким басом старательно выпевает сентиментальный нежный романс «Стонет сизый голубочек». Или вообразите надрывный, гнусавый и томный звук саксофона: это веселится на своей свадьбе несуществующий поручик.

Одним из главных инструментов оркестра в фильме становится корнет-а-пистон - маленькая труба с высоким, довольно въедливым и резким звуком - неизменный спутник военных парадов павловского времени. Корнет-а-пистон играет все: и военный марш, и свадебную песенку , и похоронную музыку. Его звучанием и начинается и кончается фильм. Все это не случайно.
Тупая «шагистика», показной блеск военных парадов, бездарные глупейшие приказы армейских чиновников создали печальную славу царствованию хозяина Михайловского замка. Отсюда и пародийно «военизированная» музыка Прокофьева к фильму «Поручик Киже».

Вот еще один фильм с музыкой Прокофьева. На этот раз она совсем другая.
«…Печальные следы битв на разоренной монголами Руси - груды человеческих костей, мечи, ржавые копья. Поля, заросшие сорными травами, развалины сгоревших деревень…»
Высокие резкие звуки как будто вскрикивают и замирают на фоне низких, густых, тянущихся нот. Между ними тоскливая пустота. Даже если не смотреть на экран, то можно представить себе очень ясно необъятные просторы измученной, разоренной Руси…
… Несколько мужиков в длинных рубахах тянут из озера невод. И откуда-то издалека плывет, разрастается величавая и простая песня- былина. «А и было дело на Неве-реке», - тихо, но значительно запевает невидимый хор, неторопливо рассказывает о подвигах этих самых мужиков, бредущих сейчас по колено в воде с бесконечным неводом. Ведь это славные дружинники ярославского князя. Все громче звучит песня; теперь в ней слышатся отзвуки прошедшей битвы. Славит русский народ недавние подвиги Александра Ярославича, прозванного за битву на Неве Невским.
С экрана смотрит на нас мудрое и спокойное лицо Александра Невского .

О том, как создавали этот фильм, об увлекательной работе с советским кинорежиссером С. М. Эйзенштейном много интересного рассказывает сам Прокофьев в статье, которая называется «Музыка к «Александру Невскому».
«Несмотря на огромные и все продолжающиеся успехи звукозаписи, - пишет композитор, - последняя еще не достигла полного совершенства, и присутствие некоторых хрипов и искажений можно открыть в самом лучшем микрофоне… Явилась мысль, нельзя ли использовать отрицательные эффекты. Например: известно, что сильная струя звука, направленная при записи прямо в микрофон, ранит пленку, наносит на нее травму, производящую при исполнении неприятный треск.
Но так как звук тевтонских труб был несомненно неприятен для русского уха (Подчеркнуто мною. - Г. Л.}, то я заставил играть эти фанфары прямо в микрофон, что и дало любопытный драматический эффект… Известно, что в оркестре есть мощные инструменты, например тромбон, и более слабые, скажем фагот. Но если мы посадим фагот у самого микрофона, а тромбон в 20 метрах от него, то получится огромный, сильный фагот и на фоне его крошечный, еле слышный тромбон… Еще пример: в одну студию мы помещали трубачей, в другую хор, которые исполняли свои партии одновременно. Из каждой студии шел провод в будку, где производилась запись и где простым поворотом рычага мы могли усилить или ослабить ту или другую группу, в зависимости от требований драматического действия».
То, что автор скромно называет «любопытным драматическим эффектом», на самом деле сдавленный, хриплый рев тевтонских военных рогов.
Воспроизводят его уже знакомые нам по «Пете и волку» рычащие валторны. Только в фильме, придвинутые к самому микрофону, они звучат уже действительно страшно.
А гобой здесь поет своим настоящим, красивым, задумчивым голосом. Ему поручил композитор певучую и грустную музыкальную тему многострадальной Родины в начале фильма.

Особенно много и интересно изобретал Прокофьев, когда писал музыку к «злой ледовой сече» на Чудском озере.
Если вы когда-нибудь будете смотреть фильм, - обязательно послушайте, какая выразительная и яркая музыка сопровождает почти всю картину битвы: тревожная и затаенная вначале, когда рассвет еле-еле брезжит над застывшим озером и русские войска, в засаде, ожидают наступления тевтонов; лязгающая, а затем громыхающая музыка «стального скока» непобедимой тевтонской «свиньи»; героические богатырски могучие фразы хора «Вставайте, люди русские» и снова злобная музыка немецких рыцарей, исступленные молитвы католических монахов.
Поднялось в атаку народное ополчение - снова музыка: на этот раз насмешливый плясовой наигрыш.
И треснувший лед, и паническое бегство струсивших рыцарей, и захлебнувшийся военный рог - теперь уже совсем не страшный - все это слышится в музыке «Ледового побоища ».
Работники студии Мосфильм вспоминают, как, сочиняя этот музыкальный номер, Прокофьев переслушал все имеющиеся у них шумовые и ударные инструменты и многие из них использовал.
Получился довольно любопытный список.

Военный барабан - высокий.
Военный барабан - низкий.
Большой барабан.
Тарелки.
И… ящик из Мосфильма !

Такого инструмента симфонический оркестр еще не видывал!
В других музыкальных номерах фильма, где Прокофьеву нужно передать в музыке красоту родной природы, мужество русских людей, оркестр звучит просто и благородно, в строгих традициях русской классической музыки . Тогда, так же, как у Чайковского, широко льется прекрасная мелодия скрипок, альтов, виолончелей; мягко аккомпанируют арфы , напоминая переборы старинных русских гуслей (этот прием очень любили Глинка и Бородин ); сдержанно и мужественно поет мужской хор и звенят ликующие женские голоса, споря с малиновым перезвоном псковских колоколов .

Необыкновенно богато звучание оркестра у Прокофьева. Но всегда и прежде всего это великолепная музыка, выразительная, яркая, по-настоящему русская; музыка большого мастера, талантливого художника,
каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.

Г. Левашева (Отрывок из книги “Поговорим о музыке )






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей работе.

Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

  • расширяют представления о праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве композиторов;
  • способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
  • развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на ДМИ), творческая деятельность. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.

Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов

Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
  3. Определять героев сказки по характеру музыки.
  4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
  5. Поощрять проявление творческой активности детей.
  6. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  7. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
  2. Метод контрастного сопоставления.
  3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
  4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

  1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
  2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
  3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация).

Ход занятия

Муз. руководитель: Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.

Звучит музыка «В гостях у сказки». Приложение 1 .

Муз. руководитель: Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.

Ходьба на носочках.

Муз. руководитель:

Раз, два, три Василису Прекрасную изобрази (движения: лёгкими маленькими шагами на полупальцах, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, глаза опущены, руки на поясе ).
Раз, два, три, как летит Жар-птица, покажи (лёгкий бег на полупальцах. Руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают плавные взмахи и «перекруты» кистями над головой ).
Гуси лебеди летят, в сказку нас нести хотят (лёгкий бег на полупальцах, руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вытянута вперёд ).
Раз, два, три, великанши слышатся шаги (ходьба на носочках большими шагами с большим размахом рук в неторопливом темпе ).
Посмотрите, там маленькие домики, а живут там добренькие гномики (корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, мелкий шаг).

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, в маленьком домике кто-то горько плачет. (Дети подходят к домику и видят гнома и две картинки с изображением двух мальчиков в народном и строгом костюмах ).

Муз. руководитель: Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.

Гномик (озвучивает муз. рук.) Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Тим (картинка мальчика в народном костюме ) и Антон (картинка мальчика в строгом костюме) , принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Тиму и Антону собрать свои инструменты.

– Какие инструменты мы будем собирать для Тима? (народные )

– Какие для Антона? (симфонические )

Музыкально-дидактическая игра « Музыкальные инструменты» (Можно ещё разделить детей и отобрать подгруппами струнные, ударные ит.д. инструменты) – Приложение 2 .

Гномик : Спасибо вам, ребята, а за это вас мои друзья отблагодарят. Тим принёс настоящие инструменты и предлагает вам сыграть на этих инструментах самим. (Ложки, бубны, погремушки, трещотки и т.д.)

Исполнение оркестром вариаций на тему русских народных песен .

Муз. руководитель: Молодцы! А Антон нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку. (Звучит фоновая музыка)

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные – двери страницы,
В нее поскорей отвори.

Муз. руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев. (Слайд 1) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Слайд 2). (Ответы детей)

Муз. руководитель: Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.(Слайд 3). Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».

Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. (Слайд 4-8).

Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. (Слайд 9).У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.

Сказка (слушание).

Муз. руководитель: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд 10). Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. (Слайд 11). Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд 12). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

«Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. (Слайд 14). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15). Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники. (Слайд 16). Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17) В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,- каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет - крадется кошка; заворчал фагот - дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны - появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк - волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

Муз. руководитель: Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери пару» – Приложение 3 .

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.

Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Муз. руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Муз. руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Муз. руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.

Дети исполняют песню «Волшебный ключ». Зинаида Роот.

Занятие окончено.

Список литературы:

  1. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  2. Виноградова Л.Н., Коренева Т.Ф., Татаржицкая О.Т. и др.; Сост. Бекина С.И. Праздники в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.2. – 400 с.
  4. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 96 с.

Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»

(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк » .

Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку , в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента . Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов , которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение , манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш , но характеры этих маршей разные.

(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя . Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка . Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты .

Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.

(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта . Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.

(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке . Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.

(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими , вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.

(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая , неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная , передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий. Мелодию его играет фагот : самый низкий деревянный духовой инструмент . Тема дедушки - это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.

(7 слайд) Волка изображают три валторны . Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная , но волк дал поймать себя , да как - за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка тоже немного похожа на марш : она передает его грозные шаги.

(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия , которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка .

(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички , характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки , но он всегда узнаваем.

(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры , барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш , но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.

(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.

(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.

(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Публикации по теме:

Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк» Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра.

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.

Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.

Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа) Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.

НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.

Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: "Знакомство с музыкальными инструментами". Интегрированное занятие с элементами лепки (техника.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: