Смешанное обучение старшеклассников по иот

Утверждаю Директор школы ______________ ИНСТРУКЦИЯ По охране труда для учителя 1.Общие требования безопасности 1.1. К работе в качестве учителя гуманитарных и общественных дисциплин допускаются лица имеющие высшее образование, прошедшие медицинский осмотр и сдавшие экзамены на 1 квалификационную группу по электробезопасности. 1.2. Каждый поступивший на работу, вне зависимости от стажа и опыта работы проходит: - вводный инструктаж по охране труда; - первичный инструктаж но охране труда на рабочем месте; - стажировку в течение 3-5 смен с проверкой знании по охране труда; - повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев; 1.З. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит заместитель директора по учебной работе. О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. 1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником отдельно, повторный, внеплановый и целевой инструктажи можно проводить с группой учителей по одной специальности с последующей проверкой знаний по безопасности труда. 1.5. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда; замене или модернизации оборудования, приспособлений и т.п.; нарушения работниками требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии, пожару, взрыву. Внеплановый инструктаж проводят в объеме первичного инструктажа. 1.6. Каждый работник проходит: обучение на 1 квалификационную группу по электробезопасности со сдачей экзамена - ежегодно; обучение по вопросам охраны труда со сдачей экзамена - 1 раз в пять лет. 1.7.Учитель гуманитарных и общественных дисциплин обязан строго соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию и выполнять требования настоящей инструкции. 1.8. Режим труда и отдыха учителя должен соответствовать Правилам внутреннего трудового распорядка и расписанию учебных, кружковых и внешкольных занятий. Продолжительность рабочего времени должна составлять не более 36 часов в неделю. 1.9. В процессе работы на учителя могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенная температура воздуха в учебном кабинете; пониженная температура воздуха в учебном кабинете; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенная влажность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической сети; недостаточная освещенность рабочего места; нервно-психологические перегрузки. 1.10. В случае возникновения пожара учитель должен в первую очередь принять меры по выводу из здания школы учащихся и далее действовать в соответствии Правил пожарной безопасности для учебного заведения. 1.11. При возникновении несчастного случая с учащимися или самим учителем, учитель или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить о несчастном случае заместителю директора по учебной работе и принять незамедлительные меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему (пострадавшим) и при необходимости осуществляется доставка пострадавшего в медицинское учреждение. При обнаружении неисправностей классной мебели, оборудования, электроприборов и приспособлений учитель должен сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе и до устранения неисправностей к работе не приступать. Начинать (продолжать) работу следует только после ликвидации неисправностей и их последствий, препятствующих или затрудняющих проведение учебных занятий. 1.12. Учитель должен соблюдать правила личной гигиены, приходить на работу в опрятной одежде, верхнюю одежду оставлять в гардеробной и соблюдать санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ. Мыть руки после посещения туалета, соприкосновения с загрязненными предметами и по окончанию работы. Не принимать пищу в учебном классе. При появлении признаков простудного заболевания пли кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов учитель обязан сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения. Сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье. 1.13. Учителю запрещается приносить с собой и распивать на рабочем месте алкогольные напитки, появляться на работе в нетрезвом состоянии. 1.14. Перед началом работы необходимо получить противопожарный инструктаж. Пользоваться исправными выключателями, розетками, вилками, патронами и другой электроарматурой. Не оставлять без присмотра включенным оборудование и электроприборы, отключать электрическое освещение в классе по окончанию работы. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных местах. 1.15. За нарушение (невыполнение) требований нормативных актов об охране труда и настоящей инструкции учитель привлекается к дисциплинарной, а, в соответствующих случаях, к материальной и уголовной ответственности в порядке установленным законодательством Российской Федерации. 2.Требования безопасности перед началом учебных занятий 2.1. Перед началом учебных занятий учитель, проводящий занятия должен: - проверить целостность электрических розеток и выключателей в классе, в случае их неисправности или поломки немедленно сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной работе и не запускать детей в учебный класс до устранения выявленных неисправностей; - проверить наличие плафонов, состояния стекол в окнах; - проверить состояние мебели: столы, стулья, классную доску; - проверить состояние освещенности учебного класса и освещенность классной доски (все установленные электрические лампы должны гореть) - проверить состояние температурно-влажностного режима, в случае пониженной температуры, менее 180 С, занятия в учебном кабинете школы проводить запрещается. З. Требования безопасности во время проведения учебных занятий 3.1. В начале учебного года и в начале каждой четверти учитель (классный руководитель) проводит беседы с учащимися о правилах безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных внешкольных мероприятий. 3.2. Беседы проводятся в виде инструктажей, а также проводятся специальные занятия, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда. 3.3. Отметка о проведении инструктажа по технике безопасности обязательно заносится в классный журнал. 3.4. Рассаживание учащихся за столами проводится с учетом их роста (в обуви), состояния здоровья и в соответствии с требованиями СанПиНа. 3.5. Столы и стулья расставляются в классе по группам: меньших размеров - ближе к классной доске, больших - дальше. Расстояние между столами должно быть не менее: при 2-х местных столах - 60 см, при одноместных - 50см. Расстояние от окна и внутренних стен класса не менее 70 см. Расстояние от первого стола до классной доски не менее 170-200 см. 3.6. Для детей с пониженной остротой зрения и слуха столы, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. 3.7. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от окон. 3.8 Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1 и 3 рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. 4.Требования безопасности в аварийных ситуациях 4.1. При обнаружении действия электрического тока от любых предметов, произведите отключение осветительной и силовой электросети на электрощите. Сообщите об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе. В случае невозможности отключения электрической сели выведите учащихся из класса. 4.2. При ощущении запахов дыма, горящей изоляции, повышении температуры в помещении необходимо: -прекратить занятия; -немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону "01" и директору школы или его заместителям; -принять меры по эвакуации детей вне школьного здания и оставаться с ними до особого распоряжения. 4.3. При внезапном, случайном разбитии оконного стекла необходимо прекратить занятия в зоне рассыпания осколков стекла, произвести уборку при помощи совка и веника и пропылесосить это место. 4.4. При травмировании, внезапном заболевании учащихся оказать первую доврачебную помощь. Действия по оказанию этой помощи осуществляют специально обученные лица или любой работник педагогического коллектива школы в соответствии с инструкцией по оказанию этой помощи. 5. Требования безопасности по окончанию занятий 5.1. По окончании занятий проводить учащихся из класса. 5.2. Проверить отключение электроприборов, электрооборудования, закрыты ли окна и фрамуги, выключить освещение учебного класса. 5.3. Закрыть дверь кабинета на ключ и сдать его на вахту. 5.4. О всех недостатках и замечаниях обнаруженных в процессе занятий и могущих привести к несчастным случаям сообщить заместителю директора по учебной работе.

1. К самостоятельной работе учителем допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2. При работе учитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, должностные обязанности.

3. При работе в должности учителя возможно воздействие на работников и обучающихся следующих опасных факторов:

Нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинетов, а также при неправильном пользовании телевизором;

Нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров мебели;

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании в кабинетах и других помещениях.

4. В учебном кабинете должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

5. Учитель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.

6. При несчастном случае учитель обязан немедленно сообщить об этом директору, зам. директора по УВР.

7. В процессе работы учитель обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Учитель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

9. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/м2) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/м2) при лампах накаливания.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета:

светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь cветорассеивающую арматуру;

коммутационные коробки должны быть закрыты крышками – корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

10. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете:

расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м;

расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м;

расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0.7 м;

расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м;

расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м;

удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.

11. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

12. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

13. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту:

мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см;

мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см;

мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130-145 см;

мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145-160 см;

мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост 160-175 см;

мебель группы № 6 (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.

14. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

15. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

16. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.

17. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также должна производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.

18. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.

19. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

20. Выключить все демонстрационные и электронагревательные приборы.

21. Убрать документацию, методические пособия, демонстрационный материал, привести в порядок рабочее место.

22. Проветрить помещение, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Глава 5. Требования по охране труда для учителя в аварийных ситуациях

23. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть по телефону 101 (01), начать эвакуацию воспитанников на эвакуационную площадку, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

24. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Образованием)

_____________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

1.1. К работе учителем в образовательных учреждениях (далее – ОУ) допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда на рабочем месте, медицинский осмотр, а также не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:

– по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях . Учитель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.

1.3. Если при проведении занятий учитель использует электрооборудование (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена и присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III.

1.4. Учитель должен соблюдать установленные в ОУ правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха.

1.5. Учитель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.6. При выполнении обязанностей на учителя могут воздействовать опасные и вредные факторы (психофизиологическое напряжение; электроопасность; пожароопасность; нарушение микроклиматических условий в учебном помещении; длительные статические нагрузки).

1.7. Учитель должен оперативно извещать руководителя ОУ или дежурного администратора обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, влияющих отрицательно на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в ОУ.

1.8. Учитель должен немедленно сообщать руководителю ОУ о каждом несчастном случае с обучающимися и сотрудниками. При несчастных случаях первоочередные действия учителя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся.

1.9. Учитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.10. Учитель, не выполняющий или нарушающий инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. При необходимости использования средств индивидуальной защиты учитель перед началом работы должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.

2.2. Перед началом занятий в учебном помещении учитель должен проверить:

– организацию рабочих места для обучающихся на соответствие нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся;

– расстановку мебели в кабинете и ее укомплектованность с точки зрения безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса;

– корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов;

– при необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования – их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.3. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), учитель обязан проследить за правильным использованием.

2.4. Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года учитель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда. При проведении любых занятий учитель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т. п.) и охраны труда.

2.5. Учитель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.6. При любых нарушениях норм охраны труда в помещении для занятий учитель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся.

2.7. Учитель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОУ о причинах отмены занятий в кабинете.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Учитель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2. Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.3. Во время занятий в помещении (кабинете) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.4. Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица ОУ.

3.5. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь учителю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающемуся.

3.6. Учителю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал учреждения (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.7. Если учитель или обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым, учителем должны быть приняты экстренные меры:

– при нарушении здоровья обучающегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и другое) учитель должен оказать ему необходимую первую доврачебную помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт ОУ (лечебное учреждение);

– при внезапном ухудшении здоровья учителя он должен поставить в известность руководителя учреждения (или его представителя) о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему учителю и руководству группой обучающихся в течение времени занятий.

3.8. Учитель должен применять меры дисциплинарного воздействия к обучающимся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.9. Учитель должен сообщать руководителю ОУ обо всех недостатках в обеспечении охраны труда учителей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (заниженность освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.).

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любых признаках предаварийной ситуации (запах жженой изоляции, дым, крики обучающихся, запах газа и др.) учитель должен оценить возникшую обстановку, обеспечить безопасность обучающихся и оказать им необходимую помощь. Если пришлось покинуть помещение для занятий, учитель должен проверить наличие обучающихся по списку в месте сбора.

4.2. О предаварийной ситуации (аварийной ситуации) учитель должен поставить в известность руководителя учреждения или представителя администрации.

4.3. В условиях развивающейся аварийной ситуации учитель должен исключить возникновение паники среди обучающихся.

4.4. Действовать в аварийной ситуации нужно по указаниям руководителя учреждения (или его представителя) с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.5. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, без паники и суеты, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей.

4.6. Покидая помещение необходимо отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании занятий учитель должен:

– внимательно осмотреть помещение;

– привести в порядок рабочее место, убрать журнал, тетради, наглядные пособия и другие материалы в установленное место;

– обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, форточки, выключить свет;

– в санитарной комнате вымыть руки с использованием моющих средств . При проведении занятий, связанных с общим загрязнением кожи (автодело, уроки труда и др.), рекомендуется по возможности принять душ.

5.2. Если при проведении занятий в течение дня учитель заметил какие-либо нарушения норм охраны труда, он обязан сообщить о них руководителю ОУ или представителю администрации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: