Сказка про электроэнергию. Составьте сказку про любой электрический прибор

Как долго живут детские книжки? Почему их хранят, передают от поколения к поколению, и почему рисованные образы из этих тонких тетрадок навсегда остаются в нашей памяти? Век детской книги недолог. Любимые книжки зачитывают до дыр, но некоторым выпадает счастливая судьба - пережить своих сверстников по году издания и даже пережить не одно поколение своих владельцев.

Книги для детей притягивают к себе не только маленьких читателей, но и взрослых. В 1970-80-е годы интерес к книжной иллюстрации был связан не только с ее высоким художественным качеством, но и с традициями и энтузиазмом издателей, искусствоведов и библиофилов. Тогда был осуществлен масштабный проект выпуск нескольких серий репринтов легендарных детских книг 1920-1930-х годов. Собирать эти книжки стали и студенты, и те, кто читал их еще в оригинальных изданиях в далеком детстве.

Теперь уже забылось, что многие книги имели анимационные версии, а некоторые - диапозитивные. Порой вечерами родители вешали на стену белую простыню - она превращалась в экран. Со шкафа доставали проектор, похожий на игрушечный железный танк с большой пушкой, из которой бил яркий луч света, и на экране оживали любимые герои. Кадры двигались медленно и неровно, так как пленка прокручивалась на барабане вручную…

Первые диафильмы появились в середине 1930-х годов, когда было принято решение о привлечении художников-иллюстраторов к созданию диапозитивных лент для детей. Тогда же и «…Детиздат [Издательство детской литературы] задумал выпуск целой серии фотокнижек для дошкольников. Недавно вышла одна из первых таких книжек», - читаем в журнале «Советское фото» за 1936 год.

Диапозитивный фильм, еще только делая свои первые шаги к зрителю, оказал сильное влияние на традиционную книжку с картинками. Возникла постановочная и игровая фотоиллюстрация, как бы подражавшая кино, на титульных листах таких изданий значилось: фото-книга. Картинки в них были фотографическими, а не рисованными, и походили на подборку кадров. Фотокниги, как и их ближайшие родственники - диапозитивные фильмы, оказались прекрасными рассказчиками занимательных историй о технике для детей.

Одной из популярных тем научно-познавательного жанра стало электричество. Электричество - главная сила в переустройстве мира. Его обожествление началось с футуристов и Маяковского, который писал эти слова с большой буквы: Электричество, Энергия, Машина. Для большевиков лампочка - визуальный символ электрической энергии: лампочка и высоковольтная мачта чаще других появляются в монтажах, иллюстрациях и на обложках книг. Лампа, подобно божественному сиянию, несет свет, она дух социализма, ее изображение носило такой же сакральный характер, как изображение звезды, серпа и молота. Страна возводила свои первые электростанции, и детям в доступной форме рассказывали о плане ГОЭЛРО (Перспективный план развития народного хозяйства на основе электрификации страны).

«Сказка о мальчике Пете, который никого не боялся на свете, никому кланяться не привык и как ему в заботах и работах помог добрый старик дед-Электрик» стала, возможно, одной из первых сказок про электричество, сочиненных для советской ребятни. Книжка вышла в 1924 году, ее автор Яков Галицкий, а рисунки сделал художник Василий Артемьев. У мальчика Пети отец рабочий, а мать крестьянка. Не захотел Петя служить барчуку мальчишке-царевичу, и посадил тот строптивца в тюрьму, из которой его освободили рабочие и крестьяне. Помог Пете и пролетариям дед-Электрик. Он осветил мальчику темницу, вынув из своего волшебного мешка стекляшку с проволочкой. Ввинтил эту лампочку дед прямо в потолок, а выключатель приставил к стене, без всякой проводки. Рабочим дал вагон, над ним натянул провода - появился электропоезд.

О волшебной силе электричества, пришедшего на смену старому углю, который доставлялся издалека на поездах, баржах и подводах, читаем в стихотворении Владимира Войнова «80 000 лошадей» (1925). Замечательную обложку и рисунки к этой книжке сделал Борис Покровский. Она посвящена Волховстрою - Волховской электростанции, пущенной в строй только через два года после выхода книжки:

И от самой от плотины
Нитка этой паутины
Эту силу, без преград,
Перекинет в Ленинград ‒
Город счастья и свободы.
И тогда его заводы,
По почину из Кремля,
Станут жить и без угля.
А деревня все обновки
Получивши по дешевке,
Разнесет повсюду клич:
«Это сделал нам Ильич!»

В конце десятилетия волшебную сказку из детской литературы вытеснили короткие деловые рассказы о машинах, заводах, технике.

Одну из таких книг ‒ «Егор Монтер» (1928) ‒ создали художники-конструктивисты сестры Галина и Ольга Чичаговы в соавторстве с писателем Николаем Смирновым. В ней рассказывается, как маленький Егор приобщился к электричеству, неожиданно для себя сделав короткое замыкание на линии электропередач недалеко от своей деревни. Егорку такой «электрике» научил городской парень, который показывал чудеса современной жизни младшему товарищу: бытовые электроприборы, радио, уличные фонари, трамвай, колбасный завод, кинотеатр и пр. Через некоторое время и к Егорке в деревню пришел монтер, провел электричество, и в доме зажглась лампочка.

Если в 1924 году электричество для детей было волшебной силой, приводящей в движение машины и моторы, то в 1937-м ребенок уже хотел и мог разгадать тайну, как зажигается лампа. Об этом книжка Н. Булатова и П. Лопатина «Путешествие по электролампе». Сломалась отцовская настольная лампа, вот и решили ее починить Юра с Наташей, а заодно узнать, как она работает и что такое электричество. Нужно только представить, что ты превратился в совсем маленького человечка - не больше таракана, - проникнуть внутрь лампы, увидеть, в чем дело, и починить. В книге «снимались актеры Московского театра для детей М. Вахонина и А. Бурова». Иллюстрации, напечатанные синим кобальтом, подписи рядом с картинками, сделанные по типу инструкций, и само техническое рисование предметов в разрезе напоминают плакаты по технике безопасности.

История, похожая на «Путешествие по электролампе», случилась и в другой книжке ‒ «В стране Дзинь-Дзинь», вышедшей годом раньше. Авторский коллектив там прежний - Николай Булатов и Павел Лопатин, а также Лев Кассиль. Маленький мальчик Шура с мамой пришли в гости к своим соседям, но им долго не открывали дверь. Оказывается, домработница убила щеткой паука, сидевшего на звонке, из-за чего звонок перестал работать. Вслед за Шурой пришли Гора и Аля Коташкины, они собирались делать уроки вместе с друзьями по школе, но не смогли попасть в квартиру, так как звонок не работал. Находчивые Гора и Аля превратились в крохотных человечков, проникли по электропроводу в звонок и исправили повреждение, заодно узнав его устройство, и пересказали читателям.

Иллюстрационный ряд «В стране Дзинь-Дзинь» - фотографии и коллажи из рисунков и фотографий детей-артистов. Из выходных данных узнаем, что для книжки снимались уже знакомые нам артисты из Московского театра для детей. В некоторых иллюстрациях трудно признать фотографии - они так отретушированы, что их можно принять за рисунки, если бы не подпись на титуле «Фото и монтаж М. Махалова». Художник и фотограф Михаил Махалов также был автором фотомонтажей в «Путешествии по электролампе». Сценарий с превращением не нов, как и прием монтажа фотографий крупных предметов с уменьшенными фигурками людей. «Путешествие по электролампе» и «В стране Дзинь-Дзинь» сделаны по одному принципу: соединения фотографий игровых сцен и пространства, где происходит действие.

«Путешествие» имело продолжение: в 1962 году его «экранизировал» художник Ефим Перников. Обе версии - не что иное, как фильм. Не случайно в новой редакции на титульном листе нарисована кинопленка, спиралью обвивающая лампу. Автор Петр Лопатин (теперь уже он один) значительно переработал текст и ввел нового героя, песика Чуню, который перегрыз шнур и сломал электролампу.

Кстати, разглядывая иллюстрации в книге «В стране Дзинь-Дзинь», легко заметить визуальные знаки обуржуазивания советских элит. Здесь представлена квартира госслужащего или руководителя, в которой существует домработница, имеется звонок иностранного производства и пр.

Михаил Карасик

Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад "Почемучка"
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Сказка о пылесосике" (лексическая тема "Электроприборы")
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

В нашей старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня каждая

неделя начинается с изучения новой лексической темы. А в век компьютер-

ных технологий и многообразия различной домашней техники появилась

необходимость в теме «Электроприборы и бытовая техника». Зачем? Дети с

общим недоразвитием речи часто путают лексические значения предметов.

При активизации словаря на тему «Дом, части дома» слова дверь, стены и

т.п. у детей ассоциируются с мебелью. Тоже происходит и с крупной бытовой

техникой.

На первых логопедических занятиях по любой теме мы уточняем и обогаща-

ем словарь, развиваем лексико – грамматические категории. Вторые занятия

обычно направлены на развитие связной речи.

Данная лексическая тема была сложна и для меня, т.к. очень мало материала,

на который можно было бы опереться. А 5-6 лет – апогей сказочного мышле-

ния! Стремление приписать неодушевленным предметам или животным че-

ловеческие черты. И я решила это использовать - придумать совместную

сказку! Дети не любят наставлений, а сказка научит всему исподволь.

Представляю вашему вниманию фронтальное логопедическое занятие, запла-

нированное на второй период (конец февраля).

«Сказка о пылесосике»

Образовательные задачи. Актуализация и активизация словаря по теме «До-

машние электроприборы и бытовая техника». Совершенствование навыка

словообразования, словотворчества. Совершенствование грамматического

строя. Совершенствования навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих и мыслительных

процессов, зрительного внимания, воображения, памяти, общей и мелкой мо-

торики, пространственного восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к окружающим

предметам. Воспитание уважения к мнению других.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме,

пылесос, влажная салфетка, картинки с наложенными изображениями пред-

метов для индивидуальной работы (Прилож.1), альбомы, карандаши, мяч, ли-

сты в крупную клетку для графического диктанта, заламинированные листы

для самооценки (Прилож.2)

Ход занятия.

Оргмомент. «Снежный ком». Активизация словаря по теме «Домаш-

ние электроприборы и бытовая техника».

Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям вспомнить тему про-

шлого занятия и поиграть в игру «Снежный ком». Затем передает

мяч и называет предмет по теме, ребенок повторяет это слово, назы-

вает свой предмет и передаёт мяч следующему и т.д. Последний ребе-

нок должен назвать все слова и добавить своё.

«Почему так назвали?» Совершенствование навыка словообразова-

Логопед показывает предметные картинки и спрашивает, почему этот

предмет так назван.

Самовар, кофемолка, хлеборезка, холодильник, вафельница, пылесос.

Как с ними необходимо обращаться? (Аккуратно, выключать после ис-

пользования, чистить от грязи, протирать пыль, под присмотром взрослых

Игра «Верю – не верю» (с мячом) . Развитие творческих и мыслитель-

ных процессов.

Логопед предлагает детям поиграть в небылицы.

Вы можете сочинять небылицы? А что это такое? Я буду каждому

бросать мяч и говорить предложение, а вы будите возвращать мяч и го-

ворить «Верю» или «Не верю». А если не верите, то объясните – поче-

Ваш холодильник родился на северном полюсе.

В холодильнике лежит колбаса.

На печке приготовили обед.

Пока вы спали, печка приготовила завтрак.

По телефону можно говорить.

Ночью ваш телефон общается с другими телефонами.

Лампочка дружит с выключателем.

Пылесос нужен для мытья посуды.

А теперь ваша очередь.

Дети предлагают свои предложения, а логопед говорит «Верю» или «Не

Сказка о пылесосе. Развитие связной речи, воображения. Воспитание

бережного отношения к окружающим предметам.

Выставляется настоящий пылесос, тряпочка (протирать «пыль»)

Про любой предмет можно сочинить сказку. Вот наш герой – пылесос. С

чего начнем?

Жил – был в нашем детском саду… в старшей группе … пылесос.

Когда – то он был новенький. Все его любили, протирали с него пыль.

А он за это… хорошо пылесосил в группе.

Однажды дети играли с маленькими, мелкими игрушками. Какими?... А

потом не убрали их на место, и они закатились под шкаф, под …

А пылесос этого не знал. И когда он начал пылесосить везде, везде,

под …, под…, под…, то засосал эти игрушки в шланг и …сломался.

Поставили пылесос в угол и забыли про него. Никто на него внимания

не обращает, никто в розетку не включает, пыль с него не протирает…

Загрустил.

Стали дети искать свои игрушки. Нет их нигде. А пылесос? Знает, а

сказать не может. Он только по ночам разговаривает.

И вот собрались пылесос выбросить и решили посмотреть, что там

внутри. А там …

Обрадовались дети. А пылесос тоже рад. Ведь его не выкинули, а про-

сто почистили внутри.

Конец? А вот и нет! Теперь дети знают, что нельзя мелкие предметы ки-

дать под …, а то пылесос сломается!

Физминутка. «Я - пылесос» Координация речи и движения

Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня вы совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно, все

Изумительно грязно! Просто пре-

Да, кстати, загляну еще под крова-

Потом пройдусь по ковру.

И снова в углу замру

Руки в стороны, затем «метёлоч-

ка» перед грудью

Поднять плечи, руки в стороны

Махнуть рукой

Кулачок на кулачок, хлопок, кула-

чок на кулачок, хлопок

Скакать по кругу

Остановиться, нагнуться

«Пылесосить»

Остановиться и замереть

Пересказ сказки. Развитие связной речи, памяти.

Пересказ осуществляется по цепочке, с дополнениями. Если группа

сильная, то можно предложить пересказ от лица пылесоса, но тогда

на голову надеть шапочку с его изображением.

«Найди пылесос». Профилактика дисграфии.

Найти в картинке с наложенными изображениями предметов пылесос и об-

вести его по контуру.

Ребята, наш пылесос передал вам черно-белые фотографии, где он изобра-

жен в компании своих друзей… Странно, но я его не вижу! Попробуйте вы

найти пылесос и обвести по контуру красным карандашом.

Игра «Добавь правильное словечко». Расширение и уточнение словаря

Пылесосу понравилось с вами играть, и он предлагает вам новую игру «До-

бавь правильное словечко».

Логопед описывает пылесос, производит с ним действия.

Наш помощник … пылесос,

У него длиннющий … нос? Хобот? Правильно - шланг!

Вместо ног …правильно, колесики!

В животе… волосики? Насосики? Правильно – мотор!

Ложку? Правильно - вилку в …конфетку? В котлетку? Правильно – в розетку!

Нажмем на кнопочку под названием …«читатель»? «Испытатель»? Правиль-

но – «включатель»!

Теперь за работу!

Графический диктант «Дружная команда»

Раздать детям листочки в крупную клетку, в середине каждого листа сто-

ит точка – пылесос.

Вот листочки, это план группы. В центре точка, это пылесос. Поможем пы-

лесосу убраться в группе. Поставьте карандаши в точки и слушайте команду.

Наш пылесос продвигается вверх на 3 клетки, вправо на 4 клетки, по диаго-

нали влево вниз на 1 клетку, …а сейчас вы будите давать команды по цепочке,

но с условием, чтобы линии не пересекались. Зачем нам пылесосить на одном

и том же месте?

Молодцы, у нас была дружная команда, и мы помогли навести уборку в

10.Итог занятия. Самооценка работы детей (обвести шарик).

Логопед предлагает дома нарисовать пылесос, а внутри те мелкие предме-

ты, которые потерялись в группе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Шарик надут, поднят высоко в небо – поработал отлично

Шарик надут наполовину, находится на середине листа – старался, но не все

получилось

Сдувшийся шарик не взлетел, находится на земле – в другой раз получится


для чего они нужны и какими бывают?

Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной ;

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос , чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду;

А надо еще приготовить обед...

Как жаль, что электроплиты в доме нет!
Присела бедняжка-всего не успеть...

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на Добрую Фею.
Но если она бы компьютер включила

И в тайне от мачехи сайт свой открыла,

Тогда бы на бал ни за что не пошла,

А принца себе в интернете нашла!
Электроприборы окружают нас повсюду, они, как добрые волшебники, помогают нам везде, где только можно. Одна­ко чтобы понять, что такое бытовые электроприборы , для чего они нужны и какими бывают, послушаем сказку .
Сказка о том, как электроприборы в магазине

поссорились

Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электро­техники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электро­приборы обрели дар речи.

Первой заговорила Электроплита:

Я - самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду?

Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту:

Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее!
На это Холодильник сердито пробурчал:

Услышав разговор, Стиральная машина зашумела:

Что вы все о еде да о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не ус­тает от стирки.

А я глажу белье! - зашипел Утюг, сердито выпуская пар.
Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хо­бот слона, загудел:

Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире!

Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, примолвила:

Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!

Услышав ее, Вентилятор прострекотал:


  • Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов рабо­тать днём и ночью!

  • Зато, когда холодно, тебя не включают! - возразил ему Электрообогреватель. - А я согреваю людей в морозы!
- Вы оба не нужны, если человек купит меня! - важно
сказал Кондиционер. - Я регулирую температуру в поме­щении. Если жарко - я охлаждаю воздух, если холодно -согреваю!

Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор:


  • А мы передаем и показываем новости, передачи, филь­мы, концерты, без нас человеку было бы скучно!

  • А мы записываем то, что человек видит и слышит, - заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон. - А потом он может нас прослушать и просмотреть!

  • Да что бы люди делали без меня! - воинственно зазве­нел Телефон. - Только благодаря мне люди могут разгова­ривать друг с другом за сотни и тысячи километров!
Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, на­конец, заговорил твердым и спокойным голосом:

А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать -тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а при­боры - это сложные и умные устройства, сродни маши­нам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу.

Одни освещают помещения и улицу, они называются ос­ветительными приборами. К ним относятся уличные фона­ри, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Дру­гие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентиля­тор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, что­бы облегчить ему домашний труд, например пылесос, сти­ральная машина, электроплита, кухонный комбайн и дру­гие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, пе­редавать и записывать информацию.

Да-а! - воскликнул Пылесос. - Сложно определить, какой прибор важнее - все мы в той или иной степени нуж­ны человеку!

А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»? - спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил:

Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от сло­ва «быт», что означает - «повседневная жизнь». Мы помо­гаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и назва­ние «бытовые электроприборы».

Поняли, все поняли! - радостно затараторили в один голос Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон.

Что вы поняли? - пробурчал Холодильник.
-Поняли, что такое бытовые электроприборы!

Ну и что же? - не унимался Холодильник.

- Бытовые электроприборы - это сложные устрой­ства, которые питаются электричеством и помогают че­ловеку в его повседневной жизни! - громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы.

Правильно! - одобрил Компьютер-Теперь, я наде­юсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розет­ках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество - это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы - никому не нужная груда железа! Но сто­ит нас включить в сеть - и мы начинаем делать свою рабо­ту, полезную людям!

Что такое бытовые электроприборы?


  • Какие виды электроприборов вы можете на­звать?
  • 3.Какую работу выполняют бытовые электропри­боры?

    4. Чем питаются бытовые электроприборы?

    2.Что такое электричество и откуда оно берется?

    Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происхо­дит чудо: электроприбор оживает. Что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

    Ответ прост - электрический ток! Но что это за «зверь» и как он попал в розетку?

    Что за зверь сидит в розетке?

    Из какой сбежал он клетки?

    Как на свет он появился

    И в розетке поселился?

    С этим зверем не шутите,

    Берегитесь, детки!

    Чтобы лучше познакомиться с электрическим током, по­слушайте рассказ о мальчике, любопытство которого могло бы обернуться для него бедой.

    Что такое электрический ток?
    Маленький Сережа подошел к папе, который сидел за столом и что-то чертил.


    • Папа, что ты чертишь? - спросил мальчик.

    • Это для тебя слишком сложно, - ответил отец. -Иди, поиграй; сынок.
    Сережа обиделся: он не любил, когда его считали маленьким. Играть мальчику нехотелось, и взгляд его упал на розетку, куда была включена настольная лампа. Он залез на стул и выдернул вилку из розетки. Лампа погасла. Мальчик воткнул вилку - лампа зажглась. Это уже было похоже на интересную игру. Се­дока даже не заметил, что отец уже не чертит, а пристально за ним наблюдает. Мальчик снова выдернул вилку из розетки. «А что, если вместо вилки засунуть туда палец? » - подумал Сере­жа и протянул руку к розетке. В ту же секунду отец вскочил и, схватив сына в охапку, посадил к себе на колени.

    • Ты что, папа? - удивился мальчик, глядя на встрево­женное лицо отца, а тот ему строго ответил:

    • Никогда больше не суй пальцы в розетку!

    • Но почему? - недоумевал Сережа.

    • А потому что в розетке живет злой электрический ток, он больно хватает за палец и может даже убить! - ответил отец.

    • А кто такой электрический ток, он живой? - шепотом спросил Сережа.

    • Нет, сынок, он не живой, но очень опасный.

    • Па-ап, а что такое электрический ток? - не унимался мальчик.
    Отец на секунду задумался, а затем спросил:

    Ты видел, Сережа, как течет вода в реке?


    • Конечно, видел.

    • Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, толь­ко в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-према­ленькие частицы - электроны.

    • А их можно увидеть? - спросил мальчик
    - Нет, сынок, электроны настолько малы, что их невоз­можно разглядеть.

    Мальчик сначала задумался, а затем глаза его загорелись:


    • Значит, электрический ток - это река из малень­ких электронов! - догадался Сережа.

    • Верно, сынок, - ответил отец, - и течет эта электри­ческая река по проводам в определенном направлении. Но подробнее ты узнаешь об электричестве на уроках физики, когда пойдешь в школу.

    Откуда берется электричество?
    Постепенно стало темнеть, и на улице один за другим ста­ли зажигаться электрические фонари.

    Папа, а откуда берется электрический ток? - спро­сил Сережа.

    Электрический ток вырабатывают большие мощные элек­тростанции. Чтобы получить электричество, на таких стан­циях используется сила воды, тепловая и атомная энергия.

    Сережа от удивления вскочил с места:


    • А как же из воды получается электричество?

    • Силу воды используют гидроэлектростанции. Слово «гидро» по-гречески означает «вода». Гидроэлектростанции строят рядом с могучими полноводными реками. Сначала реку «запирают» прочной плотиной, а затем освобождают воду. Вырвавшись на свободу, вода с ревом устремляется вниз и крутит турбины, которые и вырабатывают электричество.
    На тепловых электростанциях электричество получают из пара, который с силой вырывается из нагретого котла, а атомные электростанции (АЭС) вырабатывают электрический ток, рас­щепляя атом при помощи сложной цепной химической реакции.

    Отец посмотрел на притихшего мальчика.


    • Тебе понятно, сынок?

    • Не совсем, папа.

    • Не беда, Сережа, вот пойдешь в школу, будешь изучать физику и химию, тогда со временем все узнаешь: и про силу воды, и про тепловую энергию, и про атом.
    Мальчик опасливо посмотрел на розетку.

    И электричество течет к нам в розетки прямо с элект­ростанций? - спросил он.

    Нет, сынок, это происходит не сразу. Электростанции вырабатывают электрический ток огромной мощности, ко­торый сначала течет по толстым проводам высоковольтной линии, затем попадает на специальные подстанции, кото­рые значительно снижают его напряжение, и только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

    Электричество используется не только в жилых домах, но и на заводах, фабриках, в театрах, в больницах. Электрический ток двигает троллейбусы, трамваи, электропоезда, корабли и многое другое, только обращаться с ним нужно крайне осторожно.

    Послушай, папа, а электричество делают только на электростанциях или оно где-то еще есть?

    Конечно, есть. Когда ты снимаешь через голову синте­тический свитер, тебе слышно, как он потрескивает?

    Сережа улыбнулся и ответил:


    • Да, а еще искрит и слегка кусается.

    • Верно, - кивнул отец. - А ведь это не что иное, как статическое электричество, которое возникает при трении свитера о другую одежду. То же самое получается, когда мы причесываемся пластмассовой расческой: она электризует­ся, и к ней начинают прилипать мелкие кусочки бумаги.
    Сережа изумился:

    • Выходит, я сам могу вырабатывать электричество! А оно не опасное?

    • Нет, - успокоил его отец, - от такого электричества ты не пострадаешь. Другое дело - электрический ток, кото­рый находится в розетке. Он очень опасен и может даже убить.

    Электричество в природе
    Сережа с любопытством посмотрел в окно. Начиналась гроза, и в отдалении слышались громовые раскаты.

    Знаешь, папа, когда гремит гром, я немножко боюсь, - признался мальчик.


    • И совершенно напрасно, сынок.

    • Почему?

    • Потому что бояться надо не грома, молнии. Молния - это тоже электрические разряды, только природные. Молния обла­дает большой силой. Ударяя в дерево, она нередко может раско­лоть пополам даже столетний дуб и быть причиной пожара. По­этому древние люди, боялись грозы и считали ее гневом богов.
    - И нам ее надо бояться?

    Отец ободряюще похлопал сына по плечу:


    • Ну, дома она нас вряд ли достанет. А вот если бы мы сейчас были в лесу, то нам не стоило бы выходить на ровную местность или прятаться под одиноким деревом.

    • Почему, папа?
    Потому, сынок, что обычно молния поражает самую высокую точку. Недаром для того, чтобы уберечь от молнии толстые электрические провода высоковольтной линии, над ними натягивают еще один тонкий провод. По этому проводу не течет электричество - он является громоотводом, то есть во время грозы молния в первую очередь ударит в него, а не в толстые провода высокого напряжения.

    • Вот, здорово, - воскликнул Сережа, - выходит, у при­роды тоже есть свое электричество!

    • Конечно, - улыбнулся отец, - и это не только молния. В природе электричество используют светлячки и не­которые рыбы, чтобы убивать добычу и защищаться от хищ­ников, например электрический скат. Попробуй тронь эту рыбку - получишь электрический разряд такой силы, от которого можешь умереть. Недаром электрических скатов боятся даже акулы и стараются держаться от этого «живого электричества» подальше. Так что помни, сынок: с элект­рическим током не шутят. Держись и ты подальше от розеток. Они для электроприборов, а не для твоих пальцев! Вот такую интересную историю об электричестве расска­зал Сережин папа. Электрическим током питаются все элек­троприборы. Когда вилку прибора вставляют в розетку, это называется включить прибор в сеть. Все домашние маши­ны, которые включены в розетку, работают от сети.
    А вот для карманного фонарика, мобильного телефона или плеера источником электричества служат батарейки и ак­кумуляторы. Батарейки бывают круглые и плоские, боль­шие и маленькие; в них тоже живет электричество, но не такой большой силы, как в розетке. Чтобы прибор зарабо­тал, в него вставляют одну или несколько батареек.

    1. Можно ли электричество увидеть глазами?

    2. Где получают электрический ток?

    3. Что возникает, если снять синтетический сви­тер через голову?

    4. Где нельзя прятаться, если гроза застала вас в лесу?
    5. Почему с электричеством нужно обращаться осторожно?

    6.Что значит включить прибор в сеть!

    3. Приборы, которые освещают,

    обогревают, вентилируют

    и охлаждают

    Татьяна Флух
    Сказка «Как лиса и волк узнали об электричестве»

    Сказка как лиса и волк узнали об электричестве .

    цели : дать детям представление об электричестве , электроэнергии ; расширять представления детей, о том где живёт электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами ; воспитывать желание экономить электроэнергию , развивать интерес к познанию мира.

    В одном лесу жила-была Лиса и всё бы ничего , если бы ни эта история, которая с ней приключилась. Однажды она решила наведаться в курятник, подкралась поближе и увидела, что в что-то светит –это горел свет. Отскочив от страха назад, она оборвала электрический провод и свет погас . В курятнике начался переполох. Ею овладело любопытство, захотелось потрогать этот проводок, но дятел, который сидел на электро -столбе и долбил себе дупло, успел вовремя предупредить Лису об опасности. Чтобы узнать ,что такое электричество , дятел посоветовал обратиться к Мудрой Совекоторая непременно ей об этом расскажет.

    Лиса лукаво улыбнулась и решила воспользоваться советом дятла, а дятел поспешил отправить свою телеграмму о повреждении эл. провода людям, которые устраняют неисправности, электрикам . А Лиса уже спешит на урок к тётушке Сове в лесной школе. По дороге она встретила Волка и обо всём , что с ней, случилось, рассказала ему .

    И вот они вместе пришли в школу, где уже на уроке сидели лесные звери и слушали её рассказ . Волк и Лиса тоже присели и начали слушать.

    Электричество - наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Тётушка Сова рассказала о правилах безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок . Затем познакомила с правилами :

    1 .Выходя из дома необходимо выключать телевизор и магнитофон, утюг и другие бытовые предметы. Включённые и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.

    2. Нельзя тянуть руками электрический провод , нужно брать в руки только вилку.

    3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

    4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам .

    5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. Гвоздики и пальчики…. В розетку не вставлять электричество опасно : это каждый должен знать.

    6. Нельзя пользоваться электроприборами с повреждёнными проводами.

    Лиса и Волк внимательно слушали и запоминали. В конце урока Тётушка Сова подарила своим ученикам волшебные предметы-электроприборы . Лиса -Патрикеевна выбрала себе электрический утюг ,чтобы утюжить свои наряды. Волку понравился электрический чайник . Он пригласил лесных жителей на чай.

    Рядом с лесом, где жил наш Мишутка, было небольшое озеро. Однажды на озеро приехали странные люди. На огромной грузовой машине они привезли металлический короб из которого во все стороны торчали толстые и странные веревки. Люди между собой называли этот короб генератором и решали, где его лучше установить.

    Мишутка наблюдал за ними из-за густых кустов малины и старался запомнить слово, которое они все время повторяли. Потом он тихонько выбрался из зарослей и бегом побежал к маме.

    Мама, мама, на наше озеро приехали люди и привезли с собой... Ну, скажи, как оно называется? Гератор, негетор, таратор. - Мишутка пыжился изо всех сил, но слово было такое трудное, что вертелось на языке и совсем не хотело складываться в правильные звуки.

    Генератор, Мишутка, это генератор.

    Мама, а зачем он нужен? - Пыхтел медвежонок и старательно повторял:
    - Этот гера-геранатор. Генератор. Уф, получилось!!! - И он довольный заулыбался.

    Он нужен для того, чтобы получилось электричество. Ты знаешь, что это такое?

    Нет, - засопел медвежонок.

    Ну, слушай. Мы с тобой живем в лесу, питаемся медом, который нам дарят пчелки, разными корешками и ягодами. Смотри, как много их растет в лесу. А осенью ложимся спать и спим до самой весны, пока солнышко не начинает ярко светить. Нам не надо, чтобы было светло в нашей берлоге потому, что мы весь день проводим на улице. И пищу мы едим сырую.

    А вот люди - они совсем не такие. Спят они только ночью, пищу варят на печке, а днем ходят на работу. Живут они в больших домах, где и пользуются электричеством. Оно к ним прибегает по тоненьким проводам и зажигает в каждой квартире лампочки.

    Мамочка, какие-то ты слова неправильные говоришь! А что такое лампочки?

    Ох, Мишутка, ну до чего же ты любопытный! Лампочки - это такие маленькие, стеклянные штучки разной формы. Они могут быть круглыми, похожими на яблоко или вытянутыми, как сливы, или в виде спирали, похожие на змею, но чаще всего у них форма груши.

    А длинными, как палки, они могут быть? - Мишутка поудобнее уселся на траве.

    И как палки, и как звездочки. Разные-разные.

    Интересно, а как же это ликтричество, ой, электричество попадает в лампочки?

    Ох, ты и торопыга. Слушай меня и не перебивай. Все-все, что нас окружает, состоит из малюсеньких атомов. Атомы - это такие домики, где живут несколько братиков. Одного зовут Ядро, он самый старший, самый послушный и всегда совершает положительные поступки. Ядро сидит в домике и никуда из него не убегает. Поэтому его называют положительно заряженной частичкой. А его братики - неслухи, зовут их Электронами. Они постоянно прыгают, бегают и никого не слушают. Назвали их отрицательно заряженными частичками. Когда Электроны сильно расшалятся, они начинают прыгать с одного атома на другой, вот тогда и возникает электричество.

    Электричество - это энергия и передается она по проводам в виде электрического тока. Ток любит, чтобы все вокруг было ярким и красивым, поэтому он заряжает своей энергией лампочки и другие приборы. Они начинают гореть и работать.

    А почему он любит, чтобы все было яркое?- У Мишутки от любопытства зачесался нос.

    Наверное, потому что слово электрон, из которого получается ток, произошло от слова янтарь. А янтарь - это маленькие кусочки смолы. Они светятся и блестят, как солнечные лучи.

    Мамочка, спасибо, ты так все интересно рассказала, я все-все понял. Можно я сбегаю на озеро и посмотрю, провели люди туда электричество или нет? - и Мишутка от нетерпения стал прыгать на месте.

    Ох, торопыга, беги, только недолго. Скоро наступит ночь и я буду волноваться.

    На берегу стоял большой шатер, к нему от генератора тянулось много проводов. Все стены и крыша шатра была украшена сотнями маленьких лампочек. Мишутка от удивления разинул рот и в это время какой-то человек махнул рукой и закричал:

    Включай.

    Вы не представляете, какая в лесу наступила красота. Разноцветные огоньки бежали друг за другом, переливались то красным, то зеленым светом, потом на секундочку гасли и еще ярче вспыхивали ярко-желтыми и оранжевыми молниями. Откуда-то появлялся голубой цвет, вспыхивал и становился ярко-сиреневым. Все так искрилось и блестело, что Мишутка не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом он тихонько прошептал:
    - Ой, как красиво!!! А что же здесь будет?

    А вот, что здесь будет, я вам расскажу в следующий раз.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: