Есть ли судьба и проведение. Очарованная душа

ВОПРОС: Ассаламу Аллейкум! Разрешите пожалуйста следующий вопрос: Правда ли, что в Священном Коране написано, что Аллах в судьбе каждого человека определил 3 вещи, которые нельзя изменить, это - день рождения, день смерти, и именно тот человек, который сужден как супруг/ супруга? Kонечно на все воля Божья, но моля и прося Аллаха Всевышнего мы можем с Его позволения что то изменить, кроме этих 3 вещей Пожалуйста скажите так ли это? Спасибо. С глубоким уважением. Рима.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Рима!

В хадисе говорится, что когда ребенок зачат, через определенное время приходит ангел и записывает судьбу человека, а именно какого пола будет, сколько проживет, будет ли счастлив и в какой земле умрет. Мы в своей судьбе ничего изменить не можем, все предопределено еще за 50000 лет до сотворения Мира! Как сказано в хадисе: «Калам поднят, чернила высохли». В Коране есть аяты, где говорится, что каждый может изменить свою судьбу, но эти аяты являются иносказательными, например, как этот аят: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Гром, 11). Я знаю ответ, но не могу передать их своими словами, т.к. Аллах дал мне немного знаний на эту тему и забрал назад, только оставив уверенность в моей сердце этих слов. Могу сказать только то, что эти аяты сказаны еще до того, как мы были сотворены в нынешнем человеческом облике в этой жизни. Если бы каждый мог изменить свою судьбу, то получается, что Аллах был не в курсе этих изменений, когда предопределил все наши судьбы (астагфируЛлах!) и записал все наши судьбы в Хранимую Скрижаль, куда кроме него никто не имеет доступа. Многие ученые путем красноречия хотят показать, что судьбу все таки можно изменить, сказав, что эти изменения тоже происходят по воле Аллаха или Аллах знал об этих изменениях заранее. Но они не могут понять, что раз происходит так, что происходит изменеие судьбы человека после его молитв и просьбы, и если все это происходит по воле Аллаха, значит так было предопределено Всевышним заранее. Вот это есть предопределение добра и зла. Если кто в чем-то сомневается, у него иман ослабевает, т.к. вера в предопределение является одним из столпов имана. Если все места в Раю и Аду преопределены заранее, кто куда попадет, а также если в каждом листе Лотосового дерева написано имя каждого человека, значит даже имя человеку предопределено, кто от кого родиться….

Очень многие невежественные ученые думают, а потом вводят других в заблуждение, что от Аллаха исходит только добро, а зло получают только по заслугам, когда кому-то делают зло. Ничего подобного, читайте Коран внимательно – и добро, и зло предопределены нам от Всевышнего:

«Когда Мы хотели погубить [жителей] какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их до последнего » (17:16). А как все это предопределено и почему, не дано нам знать, все это непостижимо нашему ограниченному уму в этом мире.

Для достоверности своих слов и предположений приведу всем известный пример из жизни Посланника (мир ему и благословение Аллаха), в первое время, когда он получал откровения от Аллаха, щевелил языком, чтобы быстрее запомнить аяты. Все ученые единогласны в том, что Коран был спущен на Землю с Хранимой Скрижали и ни одна буква Корана не будет изменено до Судного Дня. А теперь прочтите пожалуйста этот аят:

«Не шевели своим языком , повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Поистине, на Нас лежит его разъяснение» (Воскресение, 16-19). Прочли?! Как видите, даже щевеление языком было предопределено!

Прочтите пожалуйста последнюю часть статьи, как раз там есть доказательства на эту тему.

«Есть свидетельства - и их достаточно много - о том, что о событии может стать известно задолго до того, как оно произойдет. Это может означать только одно: событие задолго до своего воплощения уже представляет собой некую реальность. Оно уже как бы существует, пребывая не в настоящем, а в будущем времени. Если какие-то, пусть даже одиночные, события будущего оказалось возможным предзнать, то это означает, что предначертана и фатальна вся совокупность таких событий, то есть самое будущее. Соответственно любой наш поступок, действия, которые мы совершаем - как нам представляется - по собственному произволу, все они тоже расписаны, предначертаны, предопределены».А. Горбовский. .

Судьба и воля человека
Судьба человека, ее предопределенность и возможность изменения предначертанного - вот тема, которой интересуется не одно поколение людей.

Лично меня она заинтересовала после того, как я получил предсказание, которое полностью сбылось. В дальнейшем от вопроса о самой возможности предсказания я и перешел к размышлениям о судьбе и воле человека.

В споре о Судьбе и Воле существует такой довод: если возможно предсказание событий будущего, значит, будущее неизменно, оно как будто уже записано. Так, в воспоминаниях Ванги можно прочесть о том, что она видела будущее, как на кинопленке.

Да, утверждений по поводу того, что такие предсказания возможны, можно найти достаточно много в литературе, но мне удалось самому убедиться в том, что предвидение событий будущего вполне реально. Я готов поделится своим восьмилетней давности опытом обращения к магу и предсказателю с вопросом, как скоро в моей жизни появится новая работа. Отрывок из статьи тех лет я привожу здесь:

«Все эти слова - магический салон, маг, предсказания, да и атрибутика в кабинете заставляли меня ждать любых, самых невероятных манипуляций. На деле все оказалось проще: обладая способностью получать информацию о будущем только при прикосновении к задающему вопрос, маг знал ответ уже через несколько секунд.

Я вижу поступление денег от работы уже через полтора месяца. Ведь в данный момент вас прежде всего деньги интересуют?

Да, но вдруг я через полтора месяца продам что-нибудь и получу деньги?

На все вопросы-ответы ушло не более 5 минут. Вышел я из магического салона с целой гаммой чувств: хотелось, чтобы все оказалось правдой, с другой стороны, я ругал себя, что занимаюсь какой-то ерундой, выкинул деньги на ветер; а может, и не выкинул и все правда…

Прошел месяц, наступил июль. Как это часто со мной бывает, если какая-нибудь серьезная ситуация для меня созрела, то она, как правило, дублируется. В этот раз я нашел в одну неделю сразу три работы. Пройдя приличный конкурс, я устроился на одну из работ, и в то же время меня пригласили на другую, которая мне сразу понравилась больше.

Я уже начал верить в предсказание, уже верил, что работа у меня начнется в июле, но вторую работу предложили с августа. Плюнув на суеверия, я извинился перед первой компанией и написал заявление с августа в другую.

Самое интересное, что в итоге меня попросили выйти немного пораньше, не в августе, а все-таки в июле, как и было предсказано, хотя и в последних числах».

Единожды получив предсказание от мага, я, сомневавшийся до последней минуты в том, что такое предсказание возможно в принципе, в дальнейшем постарался найти ответы на вопрос о судьбе и воле человека.

В течение нескольких лет я собирал предсказания, скорее ради проверки феномена, и в большинстве своем эти прогнозы сходились с реальностью полностью. Затем я получал информацию о возможности таких предсказаний из других источников и даже вышел на прикладные аспекты: так, в дальнейшем, при знакомстве с упражнениями по развитию интуиции, читатель может обратить внимание на мою методику «Прогнозирование будущего с помощью Линии Времени». Дальнейшие поиски ответа привели к опросу целителей, которые работали с кармой человека, хирологов и других интересных личностей; во время одной из встреч удалось записать интервью с известным предсказателем и магом.

Интервью с магом

Насколько судьба человека предопределена?

На сто процентов. Человек рождается, и запускается программа жизни, поэтому судьба человека абсолютно предопределена во всех нюансах. Свобода выбора человека состоит в эмоциональной реакции на то или иное событие. То есть эмоция - это и есть свобода. А фактически события в жизни, которые значимы для человека, предопределены однозначно. Например: брак предопределен, а как человек живет в браке - это его свобода выбора. Переезды предопределены, а как человек будет себя чувствовать на новом месте - это опять его свобода выбора. Устройство на работу и устройство на следующую работу тоже предопределены, но количество зарабатываемых денег, отношения с людьми - это свобода выбора. Определяются столбы, а между столбами, вехами - свобода выбора.

Получается, если человеку предопределено выйти замуж или жениться, то...

Если не произведено какого-либо магического вмешательства в судьбу человека, то он выйдет замуж или женится в то время, когда ему указано в судьбе. Подтянется только тот человек, у которого в судьбе в это время тоже брак. По этим принципам люди и встречаются, а вот будут ли они любить, как они будут друг к другу относиться, это уже - свобода. Люди притягиваются к событию.

Если такое событие должно произойти, можно ли его отодвинуть во времени?

Коррекция судьбы всегда возможна, только она предусматривает, что человек чего-то лишится. Если человек хочет событие, которое ему суждено, отодвинуть или убрать, то он должен от чего-то отказаться.

Это будет уже магическое действие?

Это будет магическое действие.

Если человек обратился к магу за предсказанием, есть ли такое понятие, как влияние слова мага на сбываемость события?

Нет, ничего не зависит от слов. Событие все равно случится.

Если человек находится на какой-либо развилке, он все равно выберет то, что ему положено по судьбе?

Человек не в состоянии выбрать то, что ему не суждено. В принципе, человек не знает даже то, что с ним будет через минуту. Он может предполагать, планы строить, но все будет не так, как он планирует, а так, как должно быть.

Поэтому выбор - это свобода воли, но конкретизация выбора предопределена заранее. Женщина, например, может выбирать, за кого из двух мужчин выйдет замуж, но изначально предопределено, на каком из этих мужчин она остановит свой выбор.

Очень интересно. Получается, что это иллюзия, что человек выбирает? Он может эмоционально подходить к решению какого-либо вопроса, а все предопределено?

Абсолютно верно. Ему кажется, что он хозяин своей судьбы, и большинство людей считают, что «все зависит от меня», но есть вехи, по которым человек идет, он не может их ни перепрыгнуть, ни обойти. Это - предопределенность. Это и есть рок. И избежать рока невозможно.

Если человек приходит в магию, что происходит с его судьбой?

Если человек профессионал, судьба меняется абсолютно. Если он не инженер, который вечером магией занимается, если он не дворник днем, а вечером магией занимается, если это его профессия, то вся пред­определенность исчезает. Потому что маг работает с богами. И тут уже влияние божества, и человек как бы выпадает за круг событий. Поэтому, как правило, предсказать судьбу мага сложно. Маг для того и занимается магией, чтобы менять свою судьбу.

Если человек приходит в магию, это тоже пред­определено заранее?

Да. То, что будет заниматься, - предопределено, а вот высота, которой достигнет, - зависит только от него. Ему отдается в руки его магическая судьба. Пройти в эту дверь - это судьба. Куда идти дальше - это уже дело самого мага.

Еще пару слов о перепрограммировании судьбы.

Всего в жизни человека, условно говоря, по одному проценту. А можно какую-то сферу расширить до двух. Но в этом случае что-то у человека нужно забрать. Допустим, приходит человек и говорит: я хочу быть богатым. Хорошо. Тебе не суждено быть богатым, но мы сделаем так, чтобы богатство пришло к тебе.
В этом случае человек должен выбрать, от чего отказаться. Можно отказаться от курения, можно отказаться от употребления алкоголя, можно отказаться от каких-то удовольствий, ношения украшения и т.д.
Но только от того, что в жизни человека ценно. Если человек не курит, отказываться от курения ему бессмысленно. У него этого и так нет. Он может отказаться только от того, что имеет значение. В этом случае эта энергетика направится в другую сферу жизни, и она как бы расширит окно и увеличит. Расширять окно теоретически можно до бесконечности, но в этом случае у человека все остальное отберется. Поэтому каждый сам решает, от чего он готов отказаться, для того чтобы что-то получить.

Вообще менять судьбу - это крайний случай. Например, все люди работают, и все зарабатывают деньги.
И это не корректировка судьбы, а изменение событий: человек вместо тысячи будет получать две, но не будет получать сто. А корректировка судьбы предполагает, что человек вместо тысячи будет получать сто, но что-то у него заберется. И чем сильнее человек хочет улучшить какой-то аспект жизни, тем больше у него забирается из других аспектов.

Если человек, не обращаясь к магу, с полной уверенностью отрекается от чего-то, привлекая что-то другое? Можно ли это сделать без магического ритуала или провести ритуал сродни магическому?

Это можно сделать самостоятельно, но в этом случае человек должен постоянно держать в голове какую-то конструкцию. Если он про нее забывает, то происходит «сброс». Сложность состоит в том, что человек спит, любит, употребляет алкоголь, занимается спортом; если он отвлекается от того, о чем он думает, то происходит «сброс».

Интервью с магом «Судьба и воля человека» после опубликования на одном из интернет-порталов вызвало определенную полемику.

«Предсказатель утверждает, что судьба человека предопределена на 100%, хотя и допускает магическое вмешательство (т.е. коррекцию судьбы), что само по себе уже является исключением из правила. Если он это утверждает с полной уверенностью, значит, это можно проверить (например, посредством мантических систем). Представим такую ситуацию: человек узнает с помощью тех же систем свою судьбу, и она его
не устраивает. Он решает произвести коррекцию судьбы и полностью ее меняет в соответствии со
своими требованиями. Мне кажется, что такое событие, как коррекция судьбы, - одно из самых значимых событий в жизни человека. Значит, оно должно было быть предопределено судьбой, и человек должен был узнать о нем в предсказании. Но стал ли бы он менять свою судьбу по собственной воле или ждал бы, когда она сама изменится, так как это все равно предопределено судьбой? Мне кажется, что если бы судьба человека была пред­определена, то не было бы смысла в разуме и воле, которые даны человеку. Человек был бы просто животным, руководствующимся инстинктами и эмоциями (которые маг называет свободой). Человек по сути своей ленивый. И лень, по моему убеждению, является истинным двигателем прогресса, призванного облегчить жизнь человеку. Если человек будет знать, что судьба его пред­определена, то он будет просто плыть по течению, не прилагая усилий к своему совершенствованию. Я больше склонен верить в то, что человек от рождения имеет какие-то кармические предрасположенности к каким- либо событиям в его жизни, но как он себя поведет в этих ситуациях и как изменится после этого его судьба, зависит только от него. Ничего в мире не происходит просто так, все является следствием каких-то причин. Даже линии на руке, которые используются для предсказаний судьбы в хиромантии, меняются со временем. У меня нет оснований не уважать мага. Более того, я уверен в том, что его опыт и знания позволяют ему утверждать то, что он утверждает. Но мне бы хотелось более конкретно разобраться в этом вопросе, и если есть такая возможность, хотелось бы услышать его комментарии по поводу моего письма».

Ответ мага:

У славян существовало понятие «следовать Року». Другими словами, человек получает судьбу, кто хорошую, кто плохую, кто так себе, но это судьба, и она неизменна. Славяне считали, что судьбу изменить нельзя, но они же считали, что и не следует противиться тому, что дано от рождения, так как любые поступки и «телодвижения» ничего не изменят в предначертанной вам судьбе. Следовать Року - принимать судьбу такой, как есть, но при этом делать свое дело, работать, рожать детей, выращивать хлеб, разводить скот и т.д. Кому суждено быть убийцей - тот убьет, кому суждено быть святым - станет им, это Рок, это Судьба. Если человек хотел все-таки вырваться из круга, выйти за рамки судьбы, он шел к волхву, и тот помогал ему. Но и волхв предварительно узнавал, может ли он сделать что-то для человека, и если Рок человека допускал вмешательство, то он выполнял работу. Если Рок не предполагал никаких изменений, то и волхв был бессилен. Поэтому маг вовсе не всегда может изменить что-то в судьбе человека.

«Текст приглашает задуматься - действительно ли все так плоско и линейно, как излагает вышеупомянутый маг. С одной стороны, невольно вспоминаются слова другого мага - Х.Л. Борхеса из его рассказа «Молитва»: «Ход времени - головокружительное переплетение причин и следствий. Просить о любой, самой ничтожной, милости - значит, просить, чтобы стальная хватка этих силков ослабла, чтобы они порвались. Такой милости не заслужи­вает никто...»

С другой стороны, даже из физики мы знаем, что самим актом наблюдения мы можем изменить как будущее, так и прошлое (эксперимент Энштейна-Подольского-Розена). А акт наблюдения - при переводе с языка физики на человеческую ситуацию это наличие свободной энергии. Сюда же относятся бифуркационные точки, возникающие в ситуации неустойчивого равновесия (это из синергетики). Опять же, чтобы достичь этого самого неустойчивого равновесия нужна энергия (имеется в виду равновесие, где появляется выбор или каскад выборов, - кстати, на эти темы очень много работ современных философов, представителей постмодернизма, деконструктивизма, постструктурализма - Дерриды, Делеза, Барта - их, к сожалению, так называемые эзотерики в большинстве своем не знают, как не знают и классиков философии, теологии, метафизики, которые, без всякого сомнения, были Магами (с большой буквы). Чем маг и занимается (в одном из аспектов своей деятельности) - накапливает и перераспределяет энергию. Только в интервью прозвучал определенный апломб - мол, есть профессиональный маг, а есть «любители». На мой взгляд, маг - это не профессия и быть таковой не может (результатами магического образа жизни могут быть успешные реализации в работе целителя, психотерапевта и др.), маг - это образ жизни.

Ну разве не маги такие люди (зная не понаслышке о них и о том, что в определенных аспектах они владеют обстоятельствами своей жизни, а точнее - попали в Предназначение и живут Свою жизнь), как, например, режиссеры Марк Захаров или Георгий Товстоногов, актеры Олег Янковский, Сергей Юр­ский, певец Андрей Макаревич, многие крупные ученые, врачи - особенно хирурги, писатели (Стругацкие, например, - жизнь и мировоззрение целого поколения повернули вопреки политике Политбюро и ЦК КПСС) и многие, многие, многие, многие люди, никогда не называющие себя магами, но таковыми, безусловно, являющиеся. И не единицы их, а миллионы. А что касается выбора и свободы, то, несмотря на действительно «головокружительное переплетение причин и следствий», силки - точки выбора - точки бифуркации, где результат принципиально неизвестен, - встречаются в жизни почти каждого человека.

И чем более человек работает над собой (неважно, как - вариации тут бесконечно разнообразны), тем больше таких точек на линии судьбы. Есть шансы попасть и в непрерывный «каскад бифуркаций» - но это уже действительно удел немногих.

Это в разных традициях именовали Спасением, Трансформацией и т.п. Буду рад, если хоть как-то ответил на ваши вопросы о моем мнении по поводу свободы воли и судьбы человека».

Продолжая тему судьбы человека и возможности влияния на нее, мы приходим к тому, что существует несколько совершенно противоположных взглядов на то, способен ли человек менять свою судьбу или он полностью зависим от влияния высших сил, Рока, звезд, кармы и т.п. Приводятся различные доводы, предлагаются различные схемы влияния судьбы и кармы на человека, от самых простых до заумных. В целом, можно выявить четыре основных мнения по этому поводу:

1. Человек сам формирует все события своей жизни.

2. Человек полностью зависим от Судьбы, Рока, предначертания.

3. Судьба человека выражается в том, что он обязательно проходит основные события своей жизни, а в остальном у него есть относительная свобода.

4. Человек периодически оказывается на «перекрестках судьбы», и от его выбора зависит будущее.

Результаты опроса, проведенного автором данной книги, говорят о том, что более половины всех опрошенных считают, что существуют «перекрестки судьбы», на которых человек выбирает свой дальнейший путь. Более 36% опрошенных считают, что события жизни в той или иной степени определены заранее, и лишь 7% - что все зависит от воли человека и он сам формирует все события своей жизни.

Казалось бы, понятие кармы человека могло бы объяснить невозможность или возможность свободного выбора. Но при более глубоком рассмотрении этого понятия выясняется, что и в этом вопросе нет согласия. И от схемы «влияет - не влияет» многие авторы стремятся прийти к более гибким моделям зависимости (но все-таки зависимости) человека от кармы.

Анни Безант, отвечая на этот вопрос, разделяет кармические проявления на различные виды:

«…Следует делать различие между созревшей кармой, готовой уже проявиться как неизбежное событие в настоящей жизни, кармой характера, проявляющейся в наклонностях, которые не что иное, как накопленный запас опыта, способный быть измененным в настоящем воплощении той же самой силой, которая в прошлом создала его, и, наконец, кармой, действующей в настоящем и создающей условия будущего существования и будущего характера. Есть еще другой род зрелой кармы, очень важный по своему значению, это - неизбежные поступки. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей; если взять пояснительный пример из химии, можно это сравнить с насыщенным раствором, который мы наполняем одной мыслью за другой одного и того же рода до тех пор, пока не настанет момент, когда одна последняя мысль или даже простой импульс, одна вибрация извне произведет кристаллизацию всего раствора; другими словами - весь предшествующий процесс мысли выразится в неизбежном поступке. Если бы мы упорно повторяли мысли одного и того же рода, например мысли о мщении, мы под конец достигли бы такой степени насыщенности, когда каждый, даже самый легкий, импульс в состоянии кристаллизовать наши мысли, и результатом будет - совершенное преступление. Или мы можем упорно повторять мысли о любви и помощи до степени полного насыщения, и когда новая мысль, вызванная возможностью помочь, коснется нас, раствор сразу отвердеет, т.е. карма выразится в героическом поступке. Человек сам делает свою карму. Жилище, в котором он обитает, построено им самим, и он может или улучшить его, или повредить ему, или же перестроить его заново по воле своей. Мы работаем как бы в пластической глине и можем формировать ее по собственному желанию. Но затем глина все более затвердевает, сохраняя ту форму, которую мы придали ей».

Инга Панченко (по А. Горбовскому):

«Я думаю, то, что предназначено, особенно если это уже было воспринято из будущего, непременно свершится, что бы человек ни делал, как бы ни пытался избежать этого. Могут быть и варианты, но основной рисунок сохранится. Это не несколько разных будущих, а скорее несколько вариантов, но на одну тему. Человек волен выбрать вариант в рамках одной реальности. Такой выбор может быть сделан и случайно, когда человек сам не подозревает, что от его малозначительного, как кажется ему, поступка или слова может зависеть что-то в его судьбе. Пути, которые мы не выбрали, продолжают существовать параллельно тому пути, по которому мы идем. Они обладают огромными потенциями, вплетаясь в нашу последующую жизнь новыми случайностями. Это как бы невидимый пласт реальности, присутствующий незримо в нашей судьбе. Незримо - для рассудочной части сознания. Когда человек принимает решение, то на уровне разума он имеет дело лишь с категориями, которые может проанализировать, взвесить. Но в то же время некие глубинные структуры его сознания учитывают и незримый пласт нереализованных, потенциальных вариантов его судьбы. Картина многовариантного, альтернативного будущего противоположна модели, где все фатально, предначертано и зафиксировано раз и навсегда. Возможно ли примирить или хотя бы совместить эти два взгляда? Современному знанию известны объекты, которые могут быть описаны только так - перечнем признаков, исключающих друг друга. Например, свет представляет собой одновременно и волну, и частицу. То же самое электрон. Явление, которое может быть описано признаками, исключающими друг друга, называется антиномией. Принцип антиномии известен не только науке. Им издревле пользовались школы индуизма, буддизма, христианства для описания духовных реальностей. Так, по буддийской традиции,
об одном и том же предмете могут быть высказаны два противоположных мнения, и при этом они не должны пониматься как противоречие. Судя по всему, будущее тоже может быть описано только как антиномия».

Если же подытожить все, о чем мы сегодня говорили, то вероятен следующий вывод: влияние того, что люди называют Роком, Судьбой, Фатумом, Кармой, Звездами, существует. Если же воля человека сильнее такого влияния, значит, он может менять предначертанные события будущего. Но таких людей мало. Это, как правило, те, кто занимается магическими практиками,
духовным совершенствованием, и всерьез. За вами выбор - следовать судьбе или быть сильнее предопределенности.

(Альберт Романов)

Часто возникают жизненные ситуации, когда решение нужно принять срочно. Как узнать волю Божию?

Воля Божия заключается в Евангельских заповедях. Для того, чтобы в тот момент, когда у нас есть считанные секунды на размышление, принять правильное решение, нужно хорошо знать Евангелие, а отдельные места даже знать наизусть. Для мысли достаточно одного мгновения, чтобы обратиться к Богу с молитвой или к Священному Писанию и почерпнуть из этого источника точный ответ на возникшую проблему. Кроме этого требуется опыт. К искушениям нужно готовиться заранее, чтобы нам не оказываться в такой ловушке, когда мы не можем быстро принять решение. Когда у нас спокойное состояние ума и сердца, мы должны заблаговременно попытаться угадать ту ситуацию, которая может возникнуть. Допустим, человек идёт на встречу с кем-то, где возможны искушения. Может быть, придется лукавить. Значит ты должен подумать: «Если мне поставят вопрос ребром, то как мне отвечать: сказать, как всё было или скрыть правду?; принять какое-нибудь соблазнительное предложение или его отвергнуть?» Здесь нужно размышлять, анализировать, и, самое главное, опираться на традицию и опыт, Священное Писание и те духовные наставления, которые есть у отцов. А для этого требуется опыт. В трудных ситуациях иногда советуют краткую молитву к Богу, и то первое чувство, которое приходит в сердце, иногда и есть ответ, как поступать. Но если у нас о чём-то спрашивают, и мы не знаем, как правильно поступить – лучше попросить отсрочку и ответить позже.

В жизни каждого случаются печальные события, горести, неприятные встречи. Как научиться реагировать на скорби по-христиански?

Понять эту истину получится не сразу. Иногда какое-то обстоятельство мы правильно воспринимаем спустя десять, двадцать, может быть тридцать лет. Но первое условие, которое нужно выполнять – это благодарность Богу. Что бы с нами горестного не происходило: предательства, расставания, потери, смерть и болезнь наших близких людей, личные неприятности, но первое чувство, которое должно нас посещать в таких сложных обстоятельствах – это благодарность Богу. «Слава Богу, за всё!» Если человек будет упражняться в этой благодарности, то в самое ближайшее время он узнает причину, почему это с ним произошло. Если не узнает в ближайшее время, то Господь откроет позже. Но это обязательно будет человеком понято.

Существует ли понятие судьбы в христианстве?

В христианской жизни есть понятие судьбы Божией. Оно более глубокое, потому что указывает на присутствие Бога в человеческой жизни. Мы веруем, что всем миром, человеческими обществами и отдельной жизнью каждого управляет промысл Божий. Это то Божественное водительство, которое простирается над людьми. Промысл Божий сугубо присутствует в жизни православного христианина. Каждый член Церкви ощущает какую-то особую близость Божию к себе, но, при этом, Божественный промысл также простирается и над остальными людьми. Богу особенно дорог тот человек, который живет по Его заповедям, является членом Его Церкви, молится, изучает Евангелие, приступает к святым Таинствам. Такой человек старается раскрыть все те духовные дарования, которые Господь ему даёт. Поэтому будет правильно говорить о тех судьбах Божиих, которые ведут одного человека и всех людей в земной жизни к высшим целям, к духовному совершенству, к спасению души. А судьба – это очень поверхностное понятие, которое присутствует в мировоззрении всех людей, но нам очень важно говорить о мировоззрении религиозном – христианском.

Как для человека выбирается его жизненный путь?

Как для человека выбирается его жизненный путь? Почему один человек рождается бедняком, другой богатым, третий – здоровым или немощным, кого-то Бог вразумляет, а кто-то так и остаётся во тьме?

Некогда подобный вопрос волновал преподобного Антония Великого, почему один живет всю жизнь здоровым, другой постоянно болеет; одному человеку Господь дал и разум, и богатство, и власть, а у четвертого постоянные скорби и бедность?… -И Господь ответил ему: “Антоний, внимай себе, судьбы Божии для человека непостижимы”. Вот, наверно, главный ответ на этот вопрос. Почему все люди разные, мы не знаем,это есть пути Божии. Но присутствие в этом мире людей разного социального положения, здоровья, образования, достатка говорит о том, что в этом сокрыт какой-то замысел Божий. Почему у нас в обществе такое сильное разделение: богатых – бедных, больных -здоровых, слабых – сильных. мужчин и женщин? Это существует для того, чтобы сильный помогал слабому, здоровый больному, богатый бедному, и так далее…Вот в этом служении ближним заключается начаток самого главного христианского качества -любви. Мы можем с ужасом представить общество, где нет больных, слабых, несчастных, где все пышут здоровьем, богаты, красивы. Это общество эгоистов, которое на 100% будет обречено на самоуничтожение. Там, где оскудевает любовь, где отсутствуют понятия служения и жертвенности – там разрушаются все жизнеутверждающие силы человеческого общества. Поэтому мы должны эту проблему понимать в её сути, доискиваться до первопричины. Главное – это знать, что нам делать в такой ситуации. Если ты видишь с собой рядом человека, которому нужна помощь, потому что он слаб, беззащитен, беден, болен, то, значит, ты должен ему послужить. Через понимание этой добродетели служения мы, в конце концов, дойдём и до первопричины, почему Господь всех нас создал такими разными. Наверное, упорно искать ответ на этот вопрос всё же неправильно, потому что он сокрыт от нас, и только Господь знает ответ на него.

Внезапная смерть – случайность или милость Божия?

Когда внезапная случайность лишает жизни человека, является ли это действительно случайностью или это закономерная цепочка обстоятельств, вытекающая в результате небрежного отношения к жизни, исчерпывающая всю милость Божию и приводящая к такому исходу?

Тайна смерти нами не может быть познана абсолютно. Смерть есть окончание нашего пребывания в этом мире и выход души из тела для получения от Бога оценки за прожитую жизнь, то есть то, что называется судом Божиим. Поэтому, если мы посмотрим на смерть человека через христианское учение, то сделаем два вывода: жизнь окончилась либо потому, что человек созрел и подготовился для вечной жизни, для царствия Божия, подобно спелому плоду; второй вариант, человек – это бесплодная смоковница, который живёт на земле и не приносит никаких плодов, поэтому Господь пресекает эту жизнь, чтобы не стало больше зла в этом мире. Наверное, в смерти есть еще и иные причины, например, самоубийство, когда человек сам решается на этот страшный шаг и непростительный грех. Он отвергает дар жизни, который дан ему Богом и сам подписывается в своем окончательном решении, что ему вечная жизнь не нужна. В основе самоубийства лежит, конечно, отчаянье, гордость и потеря веры в милосердие Божие. Жизнь есть самый великий дар, который нужно всячески беречь и хранить. В нашей жизни сейчас наблюдается и такое странное явление, как экстремальные формы поведения, когда человек идёт на сознательный риск со своей жизнью. Мы знаем, что многие люди в безумии увлекаются этими занятиями: прыгают со всяких высот, ныряют в тёмные глубокие колодцы, перебегают перед поездами и так далее. Если рискуя жизнью, человек умирает, наверное, это не самоубийство. Но очевидно, что человек безумно и безответственно отнёсся к великому дару жизни и по своей вине её пресёк. Конечно, нужно исключить из этих случаев те, когда кто-то, спасая жизнь другому человеку, сам погибает в огне или тонет, попадает под колеса автомобиля или поезда. Здесь исполняется Евангельская заповедь о положении своей души за ближнего. Это высшая форма христианской любви. В целом, нужно сказать, что к жизни нужно относиться очень бережно и ответственно. Она дана, как короткий отрезок времени, чтобы человек подготовился к жизни вечной, и чтобы достойно предстал на Суде Божием. Представим себе десятилетний период школьного обучения. Понятно, что за два года школу не окончить, а за десять лет – это оптимальный срок. Поэтому, когда человек обрывает свою жизнь раньше, то он не выполняет той задачи, которую Господь перед ним поставил. Он уходит в вечность неподготовленным. Нельзя сказать, что человек погиб для вечной жизни, но за него требуется сугубая молитва. Поэтому, придя в Церковь и став христианами, мы должны всячески беречь свою жизнь, но не превращаться при этом в эгоистов и лентяев, которые из-за самолюбия только и берегут свою жизнь для собственного комфорта. Важно тратить жизненные силы на самое главное. Ни на развлечение, ни на отдых, ни на риск, а на то, что принесёт человеку пользу и в этой жизни, и в будущей.

Предопределена ли судьба человека?

Когда рождается ребёнок, предоопределена ли вся его жизнь и знает ли Бог, как она сложится?

Можно сказать и да, и нет. С одной стороны Бог как всеведущий и премудрый знает абсолютно всё – и то, что было, и то, что есть, и то, что будет. Для Бога нет прошлого, нет будущего, для Него все только настоящее. Поэтому, когда рождается ребенок – это тайна, в которой проявляется любовь Божия. Это единственная причина, по которой на свет появляется новый человек. В этом рождении Господь явил свою милость к нему. Господь даёт нам не просто временную жизнь, Он хочет, чтобы человек достиг жизни вечной и к этому направляет многие внешние обстоятельства. Для достижения этой цели человек наделён разумом, совестью, религиозным чувством. Со стороны Бога сделано абсолютно все, чтобы человек этой вечной жизни сподобился. Но создавая человека, Господь дал ему свободу. Свобода есть качество Божественное. В Боге свобода абсолютная, ничем не связанная. А в людях и в каждом человеке эта свобода относительная, в том смысле, что человек может свободно избирать то, что ему Бог позволяет. Наша свобода, главным образом, простирается над выбором: между добром и злом, правдой и ложью, грехом и добродетелью.Иногда возникают вопросы-ловушки, которые относятся к религиозной жизни. Например, может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять? Любой ответ будет указывать на несовершенство Божественной природы. Но вообще-то такой камень есть – это человек, который наделён свободой. Поэтому окончательная участь зависит от нашего выбора. Повторим, Господь всё устраивает для нашего спасения, но если человек свою свободу не направит к этой цели, то достигнуть вечной жизни он не может. Вечная жизнь – это плод свободной воли. В Евангелие Господь никогда не заставляет и никому не приказывает. Он только призывает, если хочешь быть совершенным – продай имение, раздай нищим и следуй за Мной, если хочешь быть Моим учеником – отвергни себя, возьми свой крест и следуй за Мной. Не хочешь – таковым не будь. Для Бога известно всё, а для человека всё остаётся в неизвестности, потому что свободная воля, повреждённая грехом, постоянно меняется, и колеблется. Наша христианская жизнь должна сводиться к тому, чтобы мы правильно живя в Церкви, эту свободу укрепляли только в движении в сторону добра, чтобы жили по заповедям Евангельским и в подражании тем качествам, которые есть у Бога. Тогда мы действительно достигнем вечной жизни и спасения. В отличие от протестантского учения, православие не знает понятия абсолютного предопределения. Мы говорим, что в последний момент жизни, если человек обратится к Богу, и принесёт покаяние, то может быть прощён, даже, если всю жизнь жил в грехе. У протестантов теория другая, если ты предопределён ко спасению, как бы ты не жил – ты спасёшься, если тебе суждено погибнуть – никакие добродетели и духовные подвиги тебя спасти не могут, ты всё равно погибнешь. Православие идет самым правильным, среднем, царским путём и показывает участие и Бога и человека в общем деле спасения.

Наша жизнь состоит из закономерных событий или случайностей?

Понятия случая, неизбежности, может быть, рока рождаются как результаты и плоды нерелигиозной жизни. Если для человека Бога в его жизни не существует, то всем правит его величество случай. Чтобы опровергнуть эту теорию, нужно начать жизнь более внимательную. Каждый из нас, кто начинал свой духовный путь, буквально сразу ощущал, что Бог совсем близко. Всё, что в нашей жизни происходит, случается от Его присутствия и по Его благословению или попущению. Поэтому случайностей никаких нет. Обстоятельства нашей жизни устраиваются Богом для того, что бы мы правильно их восприняли – сделали нужные выводы и правильные шаги. Человек, который оторван от Таинств, молитвы, духа покаяния, Священного Писания, буквально погружён во тьму и дезориентирован. Поэтому он совершает такие шаги, которые вокруг него собирают одни сплошные проблемы. Человек думает, что все встречи, обстоятельства возникают как бы из ничего – никакой закономерности здесь нет. На самом деле, всё очень глубоко закономерно. Но для того, чтобы эту закономерность увидеть, ещё раз повторюсь, нужна внимательная жизнь и особая чуткость ума и сердца, для того, чтобы видеть взаимосвязь между событиями нашей жизни и проявлением Божественного промысла над нами.

Получается, что каждая встреча в нашей жизни есть промысел Божий и имеет какое-то значение для нас, или всё-таки это случайные, ничего незначащие встречи?

Вот здесь нужно разделить всех людей. Те, кто ещё не вошел в ограду Церкви – они не могут увидеть духовную составляющую этих обстоятельств нашей жизни. Православный человек, который относится серьёзно к своей жизни, наоборот, пытается в каждом случае увидеть действие промысла Божия. И это не случайно. Действительно, Господь нас воспитывает, а для того, чтобы нас чему-то очень важному научить, нужна практика и уроки. Такие уроки Он часто устраивает через людей. Эти уроки необязательно доставляют нам радость и приятность, вовсе нет. Часто бывают неприятные столкновения, в которых нас могут и обидеть, и чего-то лишить, и оклеветать. Но если посмотреть на всё это через Евангелие мы, безусловно, увидим здесь для себя духовную пользу и убедимся, что Бог в очередной раз явил над нами Свою любовь и Свой промысел. Повторим, что Он нас воспитывает, мы Ему не чуждые дети, и Он всех нас любит. Для того, чтобы стать христианином, нужна постоянная тренировка. Эти упражнения многократно в течение дня Бог нам преподает, чтобы мы научились правильной христианской жизни. Поэтому никаких случайностей у нас в жизни нет.

Что такое человеческий страх перед трудностями?

Страх перед трудностями есть признак маловерия. Многие люди, которые приобретают веру, скоро этот страх теряют. Они успокаиваются в своей душе, потому что, узнав Бога, оперевшись на Него, буквально взявшись за Него, человек, понимает, что ему нечего бояться. Бог правит всем миром - и духовным, и земным, и ангельскими силами, и падшими духами; во власти Божией всё добро и зло, которое на земле. Зло имеет на человека только такое воздействие, какое будет попущено Богом. Поэтому, если я стараюсь познавать Бога и жить по Его заповедям, то я начинаю твёрдо верить в то, что Бог попустит злу в таком объёме на меня воздействовать, сколько я могу выдержать. Никакого страха у христианина быть не может перед внешними обстоятельствами жизни. У христианина может быть страх только перед двумя вещами: во-первых, перед грехом, а во-вторых, страх перед Богом. Страх Божий – это состояние нашей души, без которого нет христианства. От страха Божия мы должны по Его благодати перерасти в состояние любви к Нему. Страх Божий и любовь Божия – вот те точки отсчёта, в которых заключено всё христианство. Поэтому, если человек подвержен животному страху – это означает, что он оторван от Церкви и от Бога. Страх – это состояние падших духов, которые пребывают в вечном страхе грядущего суда и вечных мучений. Если человек не пытается жить по- христиански, если он не стремится стяжать благодать Божию в своём сердце, то естественно, что в его душу приходят злые силы. Вот эти падшие демоны, придя к человеку – не материально, а духовно, и наполняют его жизнь, ум и сердце этими страхами, сомнениями, верой в приметы, всевозможные там какие-то случаи, судьбу и т.д. Такой человек как какой-то листик, который качается от малейшего дуновения ветра. А христианин – это тот, кто встал на твёрдый фундамент, твёрдый камень, который есть Христос. Повторим, что плод правильного воцерковления и веры в Христа – это спокойствие внутреннее, ненарушимый мир ума, сердца и воли.

О характере человека

С точки зрения христианской религии какова природа человеческого характера? Каково происхождение, содержание и приобретение разных черт характера у человека?

Характер есть абсолютно у всех – и у грешников, и у праведников. Даже великие святые сохранял многие наклонности своего характера. Серди них были люди очень принципиальные, твёрдые, властные. Естественно, за этой внешней строгостью всегда скрывалось доброе сердце.

Яркий пример – свт. Лука Войно-Ясенецкий. Профессор медицины, хирург-учёный с мировым именем, епископ-исповедник христианской веры. Приходилось от людей, знавших владыку Луку, слышать о твёрдости его характера и строгости нравов. Отличался строгостью и свт. Филарет, митрополит Московский. Преп. Серафим рассказывал о поваре саровской обители, который постоянно побеждался раздражительностью и горько жалел об этом. Что и говорить – от характера не уйдёшь.

Поэтому характер отрицать ни в коем случае не следует. Приобретая, с Божией помощью, худые евангельские добродетели, мы все равно замечаем, что многие наши наклонности и привычки остаются. Наверное, мы с ними и умрём.

Но всё же, благодать Божия влияет на всего человека, и в том числе на его характер. Поэтому нельзя уходить всегда в другую крайность и заниматься самооправданием. Например, человек не может стать спокойным, мирным, дружелюбным, и потому говорит: «С детства я раздражительный!», «Я родился с таким вспыльчивым характером!» Это совсем не так! Ты многое можешь, но этого не хочешь! Господь даёт нам столько возможностей исправиться, предоставляет для этого разные средства, такие, как: молитва, пост, таинства, Св. Писание, лишь бы пробудить наше желание находить даже для своего несносного характера возможность меняться, сделаться лучше. Есть другие примеры, когда приходили в Церковь злодеи, настоящие волки, а, с помощью благодати Божией, перерождались в кротких агнцев.

Изучай духовные книги, и там ищи примеры для подражания. Житийная литература настолько многообразна, что каждый может найти в ней пищу для своих духовных проблем. Поэтому, имея то или иное дурное свойство характера, нужно всё время стремиться изменяться в лучшую сторону.

У многих из нас есть наследственные черты, которые несовместимы с христианством. Это и раздражительность, и осуждение, и многословие, и смешливость, и враньё. Эти привычки, перешедшие в навык, мы перенимаем, главным образом, из нехристианского воспитания. Конечно, мы на себе несём тяжёлое наследственное бремя. Это тоже отрицать нельзя, – но, повторю, – с помощью Божией можно многое изменить. Бог учитывает эту особенность нашего состояния. При этом есть люди от природы добрые, ласковые, внимательные, немногословные, трудолюбивые. Стали они такими, наверное, благодаря родителям, проживая нелёгкую, трудовую жизнь. Если такие плоды до прихода в Церковь, то, можно себе представить, сколько благодать Божия может дать им возможностей измениться к лучшему, если они правильно усвоят христианство! Потому что одно дело – человеческая доброта, другое дело – христианское смирение. Уровень и высота этих качеств – несопоставимы!

Господь всегда хочет развить в человеке лучшее, что в нём есть. Мы не можем отрицать то, что нам передаётся через воспитание, наследственность, общение с людьми. Нужно стараться впитывать в себя самое лучшее, а Церковь всё лучшее освящает. Поэтому характер, как и прочие силы души человеческой, формируется в течение всей жизни. Чтобы измениться, требуется время. Если человек много лет не обуздывал свой язык, постоянно разговаривал, смеялся, празднословил, осуждал, то, естественно, что за месяц он не исправится. На это ему нужны многие годы. Поэтому нужно умолять Бога, чтобы Он дал это время для исправления.

Если Бог будет видеть с нашей стороны труд, то обязательно продлит дни нашей жизни. А если человек, имея дурные наклонности, при этом ещё и не обращается к христианству и Церкви, то, естественно, по действию греховной повреждённости, эти худшие стороны будут ещё больше у него развиваться. Вот почему мы видим, в каких лютых зверей превращаются те, кто не старается исправить свою жизнь. Неуврачёванные страсти делают человека через действие падших духов демоноподобным.

Есть простое, но мудрое правило: делай то, что не хочется, а что очень хочется – от этого воздержись. Все время должен быть труд принуждения, чтобы не следовать своим плотским желаниям: полежать, поспать, посмотреть телевизор, с кем-то поговорить. Плоть всё время тянет человека вниз, а дух требует другого, возвышенного. Когда мы себя пересиливаем и заставляем делать христианские поступки, то даём для духа пищу, его насыщаем, и через это укрепляем его. За смирение мы получаем благодать Божию, – то, что услаждает наше сердце, и, действительно, делает нашу жизнь подлинно счастливой. К этому нужно всем стремиться: переквашивать, пересаливать свой характер через труд над собой и ту благодатную помощь, которая всегда рядом с человеком. Будем всегда взывать: «Господи, приди и вселися в нас! И очисти нас от всякой скверны!»

О скорбях

На литургии мы молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды» и в то же время через скорби, болезни и неприятности мы спасаемся и получаем помощь. Как сопоставить это?

Скорби нас посещают по разным причинам. Во-первых, за наши грехи. Что такое скорбь? Скорбь это есть какое-то тяжёлое состояние нашей души. А за что эта тяжесть приходит к человеку? За совершенный грех, после которого благодать нас оставляет. Вот первая причина. Христианство говорит: «Человек, стремись стяжать благодать Божию!» С какой целью? Чтобы беречься от греха. Когда в сердце благодать – на душе очень сладостно, мирно, тихо, хорошо. А когда человек постоянно осуждает других, много смеется, объедается, развлекается, одним словом, нарушает Евангельские заповеди, то благодать уходит. Если вечером потушить в комнате свет, то станет темно, плохо, ничего не видно. То же самое в душе от греха – гаснет в ней благодатный свет, наступает время духовной темноты. Если Господь – это солнце, то диавол – это мрак и тьма. За совершённый грех, который сделан добровольно, дается нечистой силе право приступать и мучить человека. Скорбь от грехов – это есть соприкосновение души человека с демонами. Падшие духи передают людям свои состояния: уныния, тоски, озлобления, раздражительности, клеветы, зависти и так далее.

Конечно, Господь нас не оставляет. Он не дает полное право бесам завладеть нашим сердцем. Но признаки демонского влияния нужно чувствовать и вовремя обращаться к Богу за помощью.

Есть и другая причина скорбей. Скорби – это общий удел для всех нас. «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь», (Пс. 33, 21). Желающим наследовать вечную жизнь апостол Павел говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22). Все эти многие скорби означают крест, который на нас возлагается Богом. Крест – это есть совокупность горестей, обид, потерь, предательств, непонимания, одиночества, бедности, болезней. Всё это есть скорби. По учению св. отцов на земле мы живём в изгнании, в ссылке. Наше Отечество не здесь, а на небе. Господь скорбями специально отрывает нас от привязанностей к этой жизни. Люди, живущие без веры в Бога, особенно несчастные. И богатые, и красивые, и здоровые – все страдают и плачут. Земная жизнь – это одна общая больница, здесь всем плохо и тяжело.

Но если простой человек страдает без всякого утешения и понимания происходящего, то в жизни христианина всё по-другому. Мы твердо веруем, Бог знает меру наших возможностей, и никому не попустит искушения выше сил. (см. 1 Кор. 10, 13). Неверующие люди скорбят одни, а верующие – вместе со Христом. Бог – это опора всей нашей жизни, главный источник наших жизненных сил. Во Христе мы начинаем понимать смысл скорбей и тайну Креста. Это единственный путь к Царству Небесному и вечной жизни, и иного пути туда нет.

Очень важно нести именно свой крест, тот, который возложен на тебя промыслом Божиим. Часто человек от своего неразумия умножает свои скорби, поэтому на Бога роптать не нужно, виноваты мы сами.

Для примера возьмём семейную жизнь. Человек серьёзно отнесся к вступлению в брак и к созданию семьи. Молился, жил как положено. Будут скорби? – Обязательно. Но причина данных скорбей – в общей участи всех людей, которые создают семьи. Всех таких людей жалел св. Ап. Павел (см. 1 Кор. 7, 28).

А представим себе, что человек никого не слушает: ни родителей, ни священников, ни свою совесть. Живёт нарушая все нравственные законы и при этом хочет создать семью. Естественно, что через год такой брак развалится. В наше время это очень распространено. А если люди всё-таки как-то ужились и не развелись просто потому, что негде жить, только на вокзале или на чердаке, то начинается не жизнь, а сплошной ад. Как будто ставится цель: друг друга мучить. Каждый день по много раз. Вот пример, когда человек устроил свою жизнь абсолютно несносной, потому что сам создал эти скорби. Никого не послушался, нарушил жизненно важные законы, стал жертвой обмана диавола. Как говорится, что посеял, то и выросло. Сделала девушка аборт в 16 лет, а когда вышла замуж – оказалась неспособной иметь детей. Никакое лечение не поможет. Всю жизнь придётся расплачиваться бесплодием и одиночеством за совершённое детоубийство. Человек сам утяжелил свой крест.

Многие родители своим детям говорят: «Учись, больше читай, делай уроки, поступай в институт». Обычный ответ: «Да я лучше погуляю с ребятами на улице, потом кино посмотрю, пивка попью, вечером в кафе с девчонками сбегаю». Время прошло – и кому ты, голубчик, нужен? Только в ларьке торговать или охранником работать. Ни хорошей работы, ни зарплаты, ни профессионального роста. Опять, почему? Потому что человек к общим скорбям, которые для всех, ещё добавил свои. Сколько людей проматывают наследство, здоровье, доброе имя. Всё как в притче о блудном сыне – не захотел сын жить в отцовском доме, получил свою часть имения и всё пропил и прогулял с блудницами, после чего стал свинопасом и сам питался из свиного корыта. Точная картина нашей жизни.

Какой сделаем вывод? Скорби скорбям рознь. Если скорби от Бога – они сносные и терпимые, это скорби для нас самые лёгкие. Даются они Богом, чтобы оторвать человека от привязанности к этой временной жизни, её соблазнам и удовольствиям. Такими скорбями Бог стучится в наше сердце, пробуждая его от греховного сна.

А если человек произвольно грешит и не хочет исправлять свою жизнь, то посылаются скорби сугубые, в виде тяжёлых потрясений, страшных болезней, иногда крушения всей человеческой жизни.

Правда Божия и правда человеческая

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Нагорная проповедь Евангелие от Матфея 5 глава) Правильно ли желать правды ибо часто мы не знаем всей правды и истины в житейских ситуациях?

Очень важно, чтобы в своей жизни мы искали бы правду Божию. Во многих текстах, евангельских, библейских, Господь говорит, что Его пути – это не пути человеческие, правда Божия – это не правда человеческая, воля Господа отличается от нашей. Христианство начинается тогда, когда весь уклад жизни мы пытаемся подчинить воли Божьей, стараемся жить так как этого хочет Господь. Для того чтобы так жить человек должен прилагать духовный труд, уметь чувствовать Бога в своей жизни иметь душевную чуткость и некую внутреннюю интуицию. Для этого нужно напрягать свое сердце. Господь хочет, чтобы мы занимались этим делом, для него очень важно, что человек – это свободная личность, а не запрограммированный автомат, или исполнитель инструкций. Христианин тот, кто добровольно и по любви делает то что хочет Бог. Поэтому давая эту заповедь об искании правды Божией, Господь хотел чтобы мы к этому труду обратились. Многих людей волнует повседневная жизнь, отношения с родственниками, житейские проблемы. Где там правда Божия? Есть ли она там или нет? Когда взаимодействуют люди между собой, то у каждого человека своя правда. Так как все люди грешные, то и правда такая же грешная, она далека от истины. Во многих ситуациях человек даже не задумается над тем как бы ему поступить по Евангелию. У большинства людей цель очень простая: в споре настоять на своем, если что-то плохо лежит, значит это нужно побыстрее взять, когда меня обидели, то и я имею право сказать другому обидное слово. Нужно понимать, что христианство должно распространяться на всю нашу жизнь, в том числе и на ее бытовую сторону. В любой ситуации мы можем почувствовать, что от нас хочет Господь. Например, вечером, после ужина на кухне горы грязной посуды. Кому мыть? Один говорит: «Я вчера мыл.» Другой: «А я сегодня утром… или – Почему я должен все время мыть?» Вот и пошло и поехало, слово за слово, обида, ссора, скандал. А христианин – это тот, кто должен первым вставать и помогать ближнему, смысл христианства в служении. Лукавый говорит: «Тебе на шею сядут, будут тобой все время пользоваться.» А ты ему отвечай: «Я для этого и живу!» Нам Господь сказал, что Он пришел в этот мир чтоб не Ему служили, а чтобы самому послужить людям и отдать за них душу. Бог приходил в мир, чтобы принять образ слуги, как говорят, мальчика на побегушках. Он готов исполнять любое человеческое желание, которое полезно человеку. Об этом даже страшно подумать: Бог как слуга, служит человеку. Кто мы и кто Бог? Образ и пример Божественного служения дан для научения, чтобы всякий знал, что он в этом мире слуга и раб по отношению к другим людям, не только к домашним, любимым, но и к чужим, к врагам. Наше место служебное и важно чтобы форма служения была христианской. Ты должен так мыть посуду, чтобы это доставляло людям удовольствие и радость. Другой так помоет, что его больше об этом никогда не попросят. Одним словом, чтобы быть христианином нужно очень сильно себя смирить. Смирить себя можно в том случае, когда мы будем знать для чего это нужно делать. Если ты проявляешь христианские качества, значит Евангелие проникло в тебя уже глубже, ибо ты пытаешься принести Богу духовный плод, который созрел в твоем сердце и уме. Это очень важно для Бога. Известные выражения, что в споре рождается истина, что мы должны кому-то что-то доказать, кого-то переспорить… это все плотское мудрование. Истина однажды родилась в Вифлееме и ни в каких спорах она больше не рождается. В Писании сказано, что спорливость, ссоры, конфликты – все это показывает что никто еще не научился жить по христиански и духа Христова не приобщился. Всем нужно здесь очень много и серьезно трудиться. Внешнее христианство нами более или менее усвоено – посты, посещение храма, участие в таинствах… все замечательно, но надо идти дальше и показывать жизнь, которая будет светом, для тех кто находится еще во тьме неверия и греха. Поэтому любая возникает сложная ситуация, дома на кухне, в автобусе, или магазине, на работе или в очереди… всегда спрашивайте себя: «Как мне правильно поступить по христиански, и чего в данном случае от меня хочет Христос? Для Бога мелочей нет, Ему все важно, потому что верный в малом, верен во многом. Научимся быть христианами в этих казалось бы не серьезных ситуациях, и у нас с вами окрепнет вера и появится духовное рассуждение. Нужен труд чтобы от каждого случая что-то приобретать для христианской жизни, поэтому терпи, служи, прощай и найдешь правду Божию.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: