Каких детей относить к трудной жизненной ситуации. Понятие «трудная жизненная ситуация»


Вопросы и ответы - Вопросы по проблемам семьи материнства, детства

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья , то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях ;

  • дети - жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях ;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

«Трудные» дети, какие они?


Первым признаком детей, которых называют «трудными» является наличие у них отклоняющегося от нормы поведения. Это может быть поведение, включающее в себя цепь проступков , провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений. А может быть и другие нарушения поведения: такие как преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

Под «трудными» понимаются также такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные» дети. Последние не всегда являются «трудными» именно в этом смысле и относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Детство − подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным − человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

«Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит . «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует . Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

К «трудным» также обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей.


  • Дети с нарушениями в сфере общения .

  • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).

  • Дети с недостатками умственного развития.

  • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Из «трудных» детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

  • циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

  • неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

  • подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки − сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко − табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

  • аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Основные признаки ненормальности поведения «трудных» детей: склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

Некоторые причины, по которым ребёнок делается «трудным», а потом асоциальным.


  • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей.

  • Многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению.

  • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

  • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни , и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

  • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания − от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

  • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

  • Неустойчивость нервных процессов в условиях , благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

  • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

  • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

  • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

  • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

  • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

  • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

  • Педагогическая запущенность, как часть общей социальной запущенности.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется различными способами. Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", содержится в ст. 1.

Обязанности государственных органов власти в отношении защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, распределяются в зависимости от того, находится ли ребенок на полном государственном обеспечении в федеральном государственном образовательном учреждении или нет.

Если ребенок содержится и обучается в федеральном государственном образовательном учреждении, то его защита осуществляется органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ.

К федеральным государственным образовательным учреждениям относятся:

образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, санаторные школы-интернаты);

учреждения социального обслуживания населения (детские дома интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);

другие подобные учреждения.

Государство за счет собственных средств полностью обеспечивает содержание детей, находящихся в перечисленных выше учреждениях, в т.ч. обеспечивает их питанием, одеждой и обувью, книгами и игрушками, дает им воспитание и образование.

Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на предоставление жилья, на получение достойного уровня образования, на профориентацию и подбор работы обеспечиваются на основе Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Например, ст. 7 комментируемого Закона гарантирует детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Если надлежащий уровень гарантий, установленных законом, ребенку не предоставляется, то в его интересах в суд может обратиться один из родителей, или лица, их заменяющие, прокурор, или лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.

Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учредителем фонда является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а его имущество сформировано за счет средств федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований. Председатель и члены правления фонда назначаются Правительством РФ. Создание Фонда вызвано необходимостью реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основной целью своей деятельности Фонд имеет стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Им реализуются обучающие программы для специалистов детских учреждений, в том числе социальных приютов и воспитательных колоний, финансируются программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита всех других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Так, например, в соответствии со ст. 27 Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, находятся под защитой государства. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Детям-беженцам и переселенцам, не утратившим семьи, предоставляется социальная поддержка. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.

2. Все дети без исключения могут нуждаться в судебной защите. Судебная защита требуется в ситуациях, когда имело или имеет место нарушение прав ребенка. Государство гарантирует такую защиту.

Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено работникам прокуратуры, образовательным, медицинским учреждениям, учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка. Права ребенка также может отстаивать Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ или уполномоченный по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.

Так, медицинское учреждение, во время пребывания в котором ребенок вступил в драку с другими пациентами и получил вред здоровью, может обратиться в суд в защиту интересов пострадавшего ребенка или в орган прокуратуры, который будет представлять интересы ребенка в суде. Подробнее о праве ребенка на судебную защиту см. ст. 23 комментируемого Закона и комментарий к ней.

Судебная защита прав детей осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством. В качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних в соответствии с п. 1 ст. 52 ГПК РФ могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищают органы опеки и попечительства.

Функции опеки или попечительства в отношении ребенка орган опеки и попечительства вправе взять на себя, если ребенку, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение одного месяца не назначен опекун (попечитель). Специализированное учреждение - приют, реабилитационный центр, в которое ребенок может быть временно помещен, пока решается вопрос о выборе формы его постоянного устройства, не может выполнять функции законного представителя, в т.ч. обращаться в суд за защитой интересов ребенка. Права и обязанности опекуна (попечителя) остаются только за органами опеки и попечительства.*(44)

Прокурор в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если ребенок или его законные представители не могут сами обратиться в суд. Независимо от того, могут ли ребенок или его законные представители самостоятельно обратиться в суд, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:

трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

социальной защиты, включая социальное обеспечение;

обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

образования.

Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может самостоятельно защищать свои права по достижении 18 лет. Например, если такому ребенку не было предоставлено жилье после окончания его пребывания на полном государственном обеспечении в детском учреждении, то он вправе или обратиться за защитой к прокурору или самостоятельно защитить в суде свое право на жилье, обратившись с иском к соответствующим органам государственной власти о предоставлении жилья.

3. Деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями, в т.ч. международными объединениями (организациями) в лице отделений в РФ.

Например, Центр лечебной педагогики, действующий в Москве как общественная организация еще с 1989 г., оказывает эффективную реабилитационно-образовательную помощь детям с тяжелыми нарушениями развития. Центр проводит кадровую подготовку специалистов детских учреждений, государственных и негосударственных организаций, участвует в развитии интегративной системы образования для детей-инвалидов, оказывает психологическую помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Центр организует комплексное информационно-правовое сопровождение родителей (вплоть до рассмотрения вопросов в суде), направленное на реализацию прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию.

Начиная с 2005 г., специалисты Центра не раз участвовали в судебных процессах по защите прав детей на разработку индивидуальной программы развития и выплату компенсаций родителям, оплатившим реабилитационные мероприятия, включенные в индивидуальную программу развития, в негосударственных организациях. Тем самым организация не раз защитила право детей-инвалидов на реабилитацию.

В защите прав на образование многие вопросы Центру удавалось решать внесудебным путем. После длительной переписки с образовательными учреждениями и органами образования родители начинали получать фиксированную компенсацию в размере затрат на одного ребенка в образовательном учреждении в случае выбора семейной формы образования для своего ребенка, имеющего тяжелые нарушения развития.*(45)

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд льгот для организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 говорится о том, что в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

4. При регулировании судебных и некоторых внесудебных процедур, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, обязательным является учет мнения ребенка. Конечно, ребенок должен достигнуть возраста, с которого он способен в доступной для понимания всеми окружающими форме выразить свое мнение. Как правило, учитывается мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста. по любому касающегося его вопросу (ст. 57 СК РФ). в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства.

Конвенция ООН о правах ребенка содержит положение о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в т.ч. быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

По закону мнение ребенка учитывается при:

выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);

разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);

рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);

отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);

отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ);

рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").

Учет мнения ребенка означает, что его мнение в обязательном порядке заслушивается и принимается во внимание при принятии решения. Родители все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, как правило, решают по их взаимному согласию исходя из интересов и с учетом мнения детей.

В соответствии со ст. 157 ГПК РФ суд при рассмотрении дел, в т.ч. касающихся судьбы детей, обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в т.ч.:

заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;

ознакомиться с письменными доказательствами;

осмотреть вещественные доказательства;

прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

При решении вопросов о том, с кем из родителей после развода останется проживать ребенок и как часто он будет общаться с другим родителем, суд обязан учесть мнение ребенка, достигшего 10 лет (п. 2 ст. 24 СК РФ). В случае несогласия с мнением ребенка суд обязан аргументированно обосновать причины, по которым он счел нужным не следовать желанию ребенка.

Мнение ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывается органом опеки и попечительства в случаях назначения ему опекуна или попечителя, передачи его в приемную семью, на усыновление или прекращения опеки, попечительства и передачи ребенка в детское учреждение.

5. Если в отношении ребенка осуществляются правоприменительные процедуры, то обязательными условиями для принятия окончательных решений или совершения действий в отношении ребенка являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, учет его интересов, возраста и социального положения ребенка.

Понятие "учет интересов ребенка" содержится в принципе 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которому ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Кроме того, принцип 7 Декларации закрепляет наилучшее обеспечение интересов ребенка в качестве руководящего принципа для родителей и иных лиц, на которых лежит ответственность за образование и обучение ребенка.

В Конвенции ООН о правах ребенка используется понятие "наилучшие интересы ребенка". Согласно данной Конвенции:

родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (ст. 18);

ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20).

В национальном праве, в т.ч. в комментируемой статье, понятие "наилучшие интересы ребенка" трансформировалось в два более конкретных отдельных понятия - "обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка" и "интересы ребенка".

В семейном законодательстве содержится множество норм, которые указывают суду, органам опеки и попечительства, другим органам и заинтересованным лицам на необходимость учитывать интересы ребенка при решении вопросов, касающихся его судьбы, например:

1) в интересах самого ребенка и с учетом приоритета его личного и социального благополучия в случае передачи ребенка на усыновление тайна усыновления охраняется законом;

2) в интересах ребенка суд может отступить от общего правила о невозможности быть усыновителями лицам, жилье которых не соответствует санитарно-техническим нормам, и все же передать ребенка такому лицу, которое по своим личным качествам подходит на роль усыновителя и в состоянии заботиться о ребенке. Обязанность по установлению соответствия интересам ребенка возлагается на орган опеки и попечительства, который готовит заключение об обоснованности усыновления и предоставляет его в суде (п. 2 ст. 125 СК РФ);

3) в целях защиты прав и законных интересов усыновленного ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания. Контрольное обследование проводится в течение первых трех лет, а при необходимости периодические обследования могут проводиться до достижения ребенком 18-и лет;

4) разрешение об изменении фамилии или имени ребенка органы опеки и попечительства дают только исходя из интересов ребенка (ст. 59 СК РФ);

5) суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (ст. 29 СК РФ);

6) в силу своего положения родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд не связан правом родителей и может отказать в удовлетворении их иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (п. 1 ст. 68 СК РФ).

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет защиту прав детей, при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Поэтому судебные решения в отношении несовершеннолетних должны выноситься только после полного исследования всех материалов дела, в т.ч. свойств личности ребенка, его возраста и социального положения, с назначением наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, и не в противоречии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами РФ.

Так, например, в ст. 431 УПК РФ законодатель предусматривает в отношении несовершеннолетних возможность замены уголовного преследования на применение принудительных мер воспитательного характера. Принудительные меры воспитательного характера могут быть назначены в случае, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. При этом при принятии окончательного решения суд оценивает поведение обвиняемого в период предварительного следствия (соблюдение избранной меры пресечения, его явку по вызовам в органы предварительного следствия), а также готовность загладить причиненный вред.

Обычно уголовные дела по обвинению несовершеннолетних попадают в обычные суды общей юрисдикции. Однако в некоторых субъектах в порядке эксперимента были созданы ювенальные суды. О результатах их работы судить пока, пожалуй, рано. Главная установка ювенальной юстиции состоит в том, что детей нельзя судить как взрослых. В залах заседаний нет решеток, подростков судья называет исключительно по имени, избегая обращения "подсудимый", посторонних в зал не пускают, при этом подсудимый, адвокат, прокурор и потерпевший сидят за одним столом пятиугольной формы.*(46) Чаще всего подростки приговариваются ювенальными судами к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе. Кроме того, суды часто выносят частные представления в центр занятости, в комиссию по делам несовершеннолетних, в службы социального обеспечения, т.е. те инстанции, которые могут помочь ребенку в дальнейшем разрешить трудности, которые подтолкнули его к совершению преступления.

В целом ювенальная юстиция приводит к снижению роста преступности несовершеннолетних, в т.ч. снижению рецидивной преступности, поскольку позволяет более тщательно учесть индивидуальные особенности детей.

Несмотря на предпринимаемые усилия, российская система юстиции во многом несовершенна и не соответствует положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. В частности, п. 8.2. этих правил указывает на то, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Однако в Уголовном кодексе РФ никаких ограничений относительно опубликования информации о несовершеннолетних не содержится, а в ходе предварительного следствия такая информация вполне может беспрепятственно разглашаться по усмотрению следователя или прокурора.

К сожалению, в России не заимствуется положительный опыт западных стран по реализации специальных программ поддержки примирения несовершеннолетнего обидчика и жертвы, организации общественного надзора за освобожденным от наказания несовершеннолетним.*(47)

Дети, попавшие в трудное положение, несчастны все вместе и каждый по-своему. В современном нестабильном, полном перемен мире их психике непросто справиться со стрессом. Малыши сильно зависят от взрослых. И это становится дополнительным дестабилизирующим фактором. Поэтому помощь детям в трудной жизненной ситуации рассматривается с позиции семьи и социума. Она должна быть комплексной.

Кому и когда нужно помогать?

Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.).

Дети в трудной жизненной ситуации могут оказаться по фатальному стечению обстоятельств, из-за глобальных изменений в мире, отражающихся на семейной системе, по причине воспроизведения паттернов взаимодействия родных, близких. Сама собой проблема не решается. Приходится привлекать профильные социальные программы, проекты, специалистов. Екатеринбург – одно из немногих мест, где работа с целевой аудиторией ведется планомерно, на разных уровнях и фронтах.

Направления работы специалистов

Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной. В Екатеринбурге профильные специалисты работают по медицинскому и социально-психологическому направлениям. Наибольший интерес представляет второе.

Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:

  • диагностику семьи, личности;
  • раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
  • разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
  • непосредственную работу с малышами и родителями;
  • сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
  • взаимодействие с семьей либо опекунами.

Решаются актуальные задачи в сотворчестве психологов, педагогов, соцработников, родителей.

Специализированные сайты помощи трудным детям Екатеринбурга предлагают различные программы реабилитации, развития. Они направлены на разновозрастную целевую аудиторию. В профильных организациях с малышами, школьниками, подростками работают квалифицированные педагоги, психологи, социальные работники.

Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:

  • Проработку каждой имеющейся проблемы.
  • Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
  • Вовлечение малышей, школьников, подростков в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
  • Анализ полученных результатов, разработку дальнейших рекомендаций, коррекцию программы с учетом индивидуальных достижений, потребностей подопечных.

Сегодня есть, откуда ждать поддержки. Профессионалы готовы помочь!

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводится перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Каждая из перечисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует особой заботы и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Специфика заботы и устройства этих детей, их социальной адаптации и реабилитации, требует, как правило, специального правового регулирования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наибольшую часть составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким детям относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с определенными обстоятельствами:

Лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими;

  • - установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • - отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • - уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • - отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • - в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • - в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статистические данные

В 2014 г. в России был выявлен 61 621 ребенок, лишенный родительского попечения, что на 10% меньше по сравнению с 2013 г.

Дополнительные гарантии социальной поддержки закон также распространяет на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - это также дети, фактически оставшиеся без попечения родителей по причине смерти обоих или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон причисляет лиц в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в дополнительных гарантиях социальной поддержки, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо прежде всего обеспечить необходимые условия проживания. В соответствии с семейным законодательством защита детей, их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Поэтому именно органы опеки и попечительства избирают формы устройства детей , оставшихся без попечения родителей. К числу таких форм относится передача ребенка:

  • - в семью на воспитание (усыновление (удочерение));
  • - в семью под опеку или попечительство;

в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в иатронатную семью.

При отсутствии возможности устройства в семью ребенок временно передается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги). Дети в этих учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. Нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется семейным правом. К области права социального обеспечения относятся вопросы социальной поддержки таких детей.

Усыновленные (удочеренные) дети приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родным детям. Их содержанием и воспитанием занимаются усыновители.

Дети, переданные под опеку (попечительство), проживают и воспитываются в семье опекуна (попечителя), который осуществляет заботу о них. Такая форма устройства детей, лишившихся попечения родителей, как приемная семья, предусмотрена ст. 152-153.2 СК РФ. Содержание и воспитание детей в приемной семье основывается на договоре, заключаемом между лицами, желающими стать приемными родителями, и органом опеки и попечительства. Правила создания приемной семьи, а также ряд иных документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается такой мерой социальной поддержки, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право на это пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Передача ребенка на воспитание в семью возможна в том случае, когда ребенок остался без фактической заботы родителей, без родительского попечения.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в том же размере, что и единовременное пособие при рождении ребенка - с 1 февраля 2016 г. оно составляет 15 512,65 руб.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. на каждого такого ребенка (с 1 февраля 2016 г. - 118 529,25 руб. с учетом индексации).

Иные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью. В соответствии с законом обязанности по опеке и попечительству исполняются, по общему правилу, безвозмездно. Однако орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя на основании заключенного договора. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ .

Предусмотренные законодательством субъектов РФ меры социальной поддержки детей, переданных на усыновление (удочерение), на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью), могут включать в себя ежемесячное пособие на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью); единовременное пособие на ребенка при передаче на воспитание в семью (иод опеку, попечительство, в приемную семью), при усыновлении (удочерении); ежемесячное вознаграждение опекунам, приемным родителям.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

Особенности детского дома семейного типа. В последние годы особое внимание обращено на организацию детских домов семейного типа . Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, если оба супруга выразили желание взять на воспитание не менее пяти и не более 10 детей в возрасте от рождения до 18 лет. Для создания такого детского дома требуется учет мнения всех совместно проживающих членов семьи. Дети передаются в такой детский дом с учетом мнения ребенка, а с 10-летнего возраста - только с его согласия.

Детский дом семейного типа создается по решению органа исполнительней власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем и детским домом семейного типа строятся на основе заключаемого между ними договора. Детский дом семейного типа финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Сферы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает основные сферы, в которых осуществляется социальная поддержка таких детей: образование, медицинское обслуживание, имущественные и жилищные права, трудоустройство и занятость.

Образование . Для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон устанавливает бесплатное обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования и бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

В случае получения среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет бюджета они зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения (в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет).

Наряду с полным государственным обеспечением им выплачиваются стипендия (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»), ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в организации, в которых проходили обучение, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

Выпускники также однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержденным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных предметов, или такая компенсация может быть перечислена на счет выпускника в банке.

При предоставлении таким обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, в которой они обучаются, содействует организации их лечения.

В период обучения (за счет средств федерального бюджета) они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Для обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов льготный проезд устанавливается правовыми актами субъектов РФ.

Медицинское обслуживание . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирована бесплатная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная), проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.

Имущественные и жилищные права . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых отсутствует право или возможность проживания в жилом помещении , органом исполнительной власти субъекта РФ, па территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются но достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Трудоустройство и занятость . Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц дайной категории. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штага, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ осуществляется детальное регулирование предусмотренных федеральным законом мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также могут устанавливаться дополнительные меры такой поддержки.

Социальная поддержка безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении. Социальная поддержка этой категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в ходе осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В качестве основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данный закон провозглашает, в частности, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Решение поставленных задач возлагается на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся в том числе органы управления социальной защиты населения, органы управления в сфере образования (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

  • См.: Статьи 153, 153.1 СК РФ.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа».
  • То есть в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений но договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживаниев ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

  • В отечественной и международной практике существует выражение - трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
    В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз- ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:
    а) смерть родителей;
    б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
    в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди-тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-нение от воспитания ребенка);
    г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья - опасность заразить ребенка и пр.);
    д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
    е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини-мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
    ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскими правами.
    В обязанности родителей входит:
    содержание детей;
    создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
    быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
    воспитание их.
    Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со-вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;
    з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:
    отбывание наказания;
    признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
    кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
    и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:
    инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
    недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион- но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
    жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
    дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;
    дети - жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
    дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос-питательной колонии;
    дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
    В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства - органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
    12 - 5887
    Органы опеки и попечительства призваны:
    выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;
    брать таких детей на учет;
    подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;
    осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома отдыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социальных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);
    осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию.
    В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: