В какую геологическую эру мы живем? Тема урока: «Формирование земной коры на территории России

Урок № 10

Тема урока: «Формирование земной коры на территории России»

8 класс

УЧЕБНИК: 8 класс . География. Россия: природа, население хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. академ. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009г Программа: Дронов В.П. География. Россия: природа, население хозяйство. 8 класс.Цель: сформировать представление о формировании земной коры на территории РФ, многообразии процессов и явлений, происходящих в её пределах.ЗАДАЧИ: 1. Продолжить развитие понятия рельеф, и процессов формирования земной коры на примере формирования земной коры территории России, края. 2. Определить особенности проявления процессов формирования земной коры на территории России и в Хабаровском крае. 3. Изучить современное тектоническое строение территории России, края (платформенные области, геосинклинальные области), выявить отличия молодых плит от древних платформ 4. Продолжить формирование общеучебных умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с тематическими картами на примере тектонической карты России. 5. Продолжить знакомство учащихся с геохронологической шкалой. Планируемый результат: Учащиеся должны знать/понимать определения основных понятий темы, основные эры и периоды в развитии Земли, уметь объяснять причины неоднородности поверхности территории страны, края, называть и показывать на картах основные тектонические структуры страны, способы их изображения, объяснять отличия плит, платформ, складчатых, складчато - глыбовых гор, приводить примеры. Основные термины и понятия : геохронология, эра, период, абсолютный, относительный возраст горных пород, платформы и плиты, геосинклинальные области (складчатые). Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления по теме «Формирование земной коры на территории России» в форме групповой работы, самостоятельного исследования отдельных вопросов по теме (геологического развитие территории Хабаровского края), акцент на развитие коммуникативных, информационных, предметных компетенций.Виды деятельности: Работа с учебно-методическим комплексом, настенными картами, атласом. Формирование знаний на основе работы с картой, видео, и электронными ресурсами, дополнительной литературой, работа индивидуальная, групповая, использование краеведческого материала.Информационно-образовательная среда темы: Основные ресурсы :
    учебник географии: Дронов ВП. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебн. для общеобр. Учреждений /В.П. Дронов, ЛЕ Савельева; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение», 2008 г. стр.34-37 Контурные карты с. 8-9 Атлас. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9. автор В. Дронов. ОАО. «Издательство» Просвещение», 2008. Тетрадь-тренажер (стр. 18 (задание № 1-6) Стр. 25-26 (№ 9 -10) Стр.28 (№4) Стр. 31 (№1) Электронное приложение к учебнику - урок № 9
Дополнительные ресурсы:
    Географический атлас школьника: атлас для 6-11 кл. общеобразовательных учреждений: М.: Дрофа. 2008 г.стр. 18-19, стр.79 Диск «Физическая география Хабаровского края», Паневина ГН, тема: Геологическое строение Настенные карты: физическая карта России, Тектоническая карта России. Геохронологическая таблица Книги: Геология в школьном курсе географии. -.: Просвещение, 1983
Обручев В.А. Занимательная геология. –М.: Наука, 1965 Юдасин Л.. Путешествие в глубь Земли: Кн. для внекл. Чтения.- М.: Просвещение, 1987г. Интернет-ресурсы: 1. Сайт Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана 2. Сайт Музея истории Земли Государственного геологического музея им. В.И. Володарского Интеграционное пространство: Естественные науки : химические элементы, определение абсолютного возраста пород, развитие органического мира, эволюция жизни. Общественные науки : жизнь и деятельность ученых, внесших вклад в развитие науки о Земле (геологи)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Познавательная задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Ресурсы

ИУМК

Актуализация знаний Особенности природы России. Ответы на вопросы учителя
    демонстрация
видеоролика о природе и красоте России.
    беседа по вопросам
Учебник стр.34Видеоролик о природе РФРубрика «Вспомните» стр. 34 учебника
Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по нашей удивительной стране, в курсе географии России предполагается изучение темы «Природа России». Характеризуя природу страны мы, прежде всего характеризуем компоненты её природы.
Вопросы: 1. Назвать компоненты природы, определяющие природное своеобразие физико-географической территории? 2. Какой компонент природы географы часто называют каркасом (фундаментом) природы? 1. рельеф, внутренние воды, климат, почвы, растительный и животный мир2 . Рельеф, горные породы, его слагающие, являются фундаментом, своего рода каркасом природных компонентов, всей природы в целом. Особенности рельефа оказывают огромное влияние на природные условия страны.
Учитель записывает тему урока на доске: «Формирование земной коры на территории России»
    чтобы лучше понять особенности природы любой территории, начинать её изучение следует с рельефа.

Мотивация и целеполагание

1 . Случайно ли расположение основных форм рельефа на территории страны?2 . Зачем человеку знать расположение форм рельефа, происхождение и развитие? Поиск ответа на вопрос, формулируют цели урока Предполагает вопрос для обсуждения и выведение учащихся на формулировку цели урока Рубрика«Вы узнаете» стр. 34 учебника
Изучение нового материала для достижения поставленной цели урока необходимо научиться работать с Тектонической и геологической картами России Самостоятельная работа с картами атласа, составление характеристики по типовому плану Учитель предлагает ответить на вопросы практической работы (организует поиск информации) 1.Тектоническая и геологическая карты России (атлас стр.79-80)2. План анализа карты (презентация)
План анализа карты (составьте характеристику Тектонической карты в атласе 79) 1.Какова карта по охвату территории?2.по охвату масштаба?3.по содержанию (какая информация на ней представлена, каким способом)4.какие знания можно получить при работе с этой картой?
    О чем можно узнать по этой карте?

    Для чего нам нужна эта карта и ее данные ?

    Сделайте вывод, какое тектоническое строение имеет территория России?
Атлас стр. 79 Тектоническая карта России На данной карте представлено тектоническое строение территории России. Карта мелкомасштабная (1:32 000 000) с помощью цвета можно определить основные элементы тектоники страны (платформы, геосинклинальные области (складчатые) краевые прогибы на суше и элементы тектоники морского дна. Границы литосферных плит, разломы земной коры, эпицентры землетрясений и вулканизм, а так же показана география(местоположение) основных типов полезных ископаемы(магматического, метаморфического и осадочного происхождения)В тектоническом и геологическом отношении территория России имеет сложное строение.

К анализу этих карт мы еще вернемся сегодня и последующих уроках географии.

Как определяют геологический возраст горных пород в геологии? Демонстра ция видеоролика (Электронное приложение к учебнику - урок № 9)
Все горные породы имеют абсолютный и относительный возраст. Относительный возраст определяется понятиями »древнее» или «моложе» осадочные горные породы накапливаются на поверхности Земли горизонтальными слоями, поэтому те, что лежат ниже – древнее, а те что вверху моложе. Абсолютный возраст горных пород - это количество лет, прошедших с момента их образования (млн, тыс. лет)(Содержание видеоролика) Определение абсолютного возраста горных пород стало возможным только в начале XX в., когда было открыто явление радиоактивности. Радиоактивность (от лат. radio - «излучаю», activus - «действенный») - это свойство атомов некоторых химических элементов самопроизвольно испускать различные частицы и радиоактивные лучи. Поток лучей и частиц, вылетающих с большой скоростью из ядер атомов, называют радиацией . На нашей планете, как и во всей Вселенной в целом, имеется множество химических элементов (веществ), которые существуют в нескольких разновидностях, называемых изотопами . Изотопы одного и того же вещества могут быть обычными (стабильными), а могут - радиоактивными. Радиоактивные изотопы неустойчивы и подвержены распаду и превращениям в стабильные изотопы. Существует, например, нерадиоактивный, стабильный углерод и одновременно с ним - радиоактивный. Широко известным радиоактивным веществом является уран. В результате многочисленных превращений и распада он становится обычным свинцом. Экспериментальным путём установлена длительность периодов распада разных радиоактивных веществ. Распад может длиться от долей секунды у одних веществ до многих тысяч и миллионов лет у других. Промежуток времени, в течение которого количество радиоактивных ядер уменьшается вдвое, называют периодом полураспада . У радиоактивного углерода он составляет примерно 5730 лет, а у одного из изотопов урана - 700 млн лет. Зная скорость распада радиоактивного изотопа, измеряют соотношение массы этого изотопа и продуктов его распада в горной породе и устанавливают время, прошедшее с момента образования этой породы, то есть её абсолютный возраст . С помощью радиоактивных изотопов с длительным периодом полураспада удалось определить время образования Земли как планеты, время начала и окончания всех эр и периодов в геологической истории планеты. Использование радиоуглеродного метода позволило установить геологические события последнего оледенения в Северном полушарии и время его окончания - примерно 10 400 лет назад.
Каков геологический возраст Земли и особенности её геологического развития? (учащимся 8 кл. знаком материал геолог. летоисчисление Земли, понятие эр и периодов, изучалось в 7 классе в теме «История формирования Земли»)
    Внимательно рассмотрите
Т аблицу. Какую информацию она представляет?
    Что можно узнать по геохронологической таблице? Подготовьте вопросы соседу по парте (например): назовите эры в истории Земли?
    На какие периоды подразделяются эры?
  • В какую эру и период живем мы с вами?

Работа группах по геохронологической таблице, учащиеся анализируют геохронологическую таблицу, составляют в парах вопросы, формулируют ответы. В истории Земли выделяют 5 эр(археская (древнейшей жизни)-1,5 млрд. лет.П ротерозойская (2 млрд.лет)палеозойская (средний)-350 млн.лет.мезозойская (средний)-170 млн.лет.Кайнозойская (новой)- 65 млн.лет.Палеозойская (кембрий, ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь)мезозойская (триас, юра, мел)Кайнозойская (палеоген, неоген, четвертичный)Мы живем в четвертичный период кайнозойской эры., который начался 1,7 млн.лет назад. Выводит на экран рисунок«Геохронологическую таблицу»Предлагает учащимся организовать работу в парах (учащиеся формулируют вопросы друг другу на основе данных геохронологической таблицы)Заслушивание вопросов некоторых групп и ответов. Электронное приложение к учебнику - урок № 9,Учебник стр. 35 рис.2.1.3
Изучение возраста горных пород и вымерших растений и животных позволило выделить важнейшие этапы геологической истории России и Земли в целом. Эти сведения отражены в геохронологической таблице. В ней обобщенно представлена летопись геологического развития планеты.

Геологическое летоисчисление, геохронология , раздел геологии, занимающийся изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.

Выявить происхождение названий периодов эр в геологической истории Земли

Выступление учащегося с презентацией по данной теме, вопросы классу по теме выступления

Заслушивает ответы, корректирует ответы учащихся

Презентация учащегося

Рефлексия

Учащиеся самостоятельно работают в тетради-тренажере.Озвучивают правильные ответы. Учащимся предлагается выполнить задание в Тетради-тренажере.Корректирует неточные и неправильные ответы. Тетрадь-тренажер стр. 31
территория России, нашего края, как и Земли изменялась на протяжении всей геологической истории развития. Я предлагаю вам определить облик территории России в ордовике, палеозойской эры (по иллюстрации рис. 2.1.4. стр. 36) (Учитель предлагает воссоздать историю развития территории России в ордовикском периоде палеозойской Эры)
Какой облик имела территория России в ордовике, палеозойской эры. Учащиеся представляют анализ по карте. (Анализ: Земная кора преобразовывалась. На месте современной России существовало два сегмента (территории суши) самостоятельно изолированных –это ядро 5-(Западная Европа, ядро 1-(Восточно-европейский материк) и 2-(Сибирский материк) окруженные океаническими пространствами океанов – Япетус, Палеотетис,Уральский, Палеотихий, Палеоазиатский. Между этими ядрами располагались границы схождения литосферных плит и формирования областей складчатостей- «а»- Урала,«в»- Скандинавских гор, «б»-Саяна, Алтая). Учитель предлагает воссоздать историю развития территории России в ордовикском периоде палеозойской Эры по данной карте, ответить на вопрос-что представляло собой тектоническое территории России в ордовике? Карта рис. 2.1.4. стр. 36 учебника, Электронное приложение к учебнику - урок № 9
Как развивалась территория Хабаровского края в этот же период и последующие эры в истории Земли Выступление учащихся проект-презентация, вопросы классу по теме выступления:На стыке каких литосферных плит происходило формирование территории края? Когда стал формироваться современный рельеф в крае? Для чего нам важно знать прошлую геологическую историю края и страны? Заслушивание выступления учащихся, корректировка ответов учащихся.Когда окончательно оформились участки суши на территории края? Презентация учащихся.Диск «Физическая география Хабаровского края»,Паневина ГН, тема: Геологическое строение
Исследуйте особенности строения земной коры территории России. Установите геологический возраст гор: Урала, Алтая, Западного Саяна? Выполнение практической работы по карте атласа стр.79Работают с рубрикой стр. 37 учебника Исследуют особенности строения земной коры, выполняют задание в контурных картах Организует индивидуальную работу учащихся на месте, параллельно двое учащихся работают у доски на демонстративной контурной карте России (маркером) тектоническая карта РФ. стр. 79 атласа. Рубрика«Мои географические исследования» стр. 37 учебника.Контурные картыДемонстративная контурная картаТренажер (задание)стр.28 (№4)
К доске приглашаются учащиеся Задание параллельно_ показать на контурной карте России основные тектонические структуры страны, назвать их возраст (работают маркером) Помощник:
    Определите как обозначены на карте древние и молодые платформы. Демонстрация видеоролика из учебника (Образование платформ)
    Вопрос- как образовались платформы на территории страны? Тренажер (задание)
Стр.28 (№4)

    Установите щиты древних платформ, где они расположены.

1-2(ответ). Основная часть территории РФ расположена далеко от границ Евроазиатской лит. плиты. В её внутренних частях находятся огромные, древние платформы - Восточно-европейская, Сибирская и молодая Западно - Сибирская (ученик показывает на карте) параллельно класс подписывает платформы на контурной карте. На древних платформах есть щиты – участки где фундамент не покрыт осадочным чехлом.
    Каждая платформа нашей страны в геологическом прошлом была складчатым горным сооружением с мощными вулканическими извержениями
    ГЕОФОКУС стр.36.
Фундамент молодых платформ образовался позже (в конце палеозоя), а древних платформ 1,5 млрд. лет назад сильно метаморфизированных пород.
    Устойчивые платформы окружены на юге, востоке и северо-востоке РФ широкими поясами горообразования. На территории РФ проявились 5 эпох складчатости-
    БАЙКАЛЬСКАЯ (1200 млрд.л) Забайкалье, В.Саян. КАЛЕДОНСКАЯ (460 млн.л) Зап.Саян, частично Алтай. ГЕРЦИНСКАЯ (300 млн. л.) Урал КАЙНОЗОЙСКАЯ (30 млн. лет) Кавказ, Сахалин, Камчатка.

Рефлексия

Выполняют задания в тетрадиТренажер стр. 10 Учащимся предлагается выполнить задание в Тетради-тренажере.Корректирует неточные и неправильные ответы ТЕТРАДЬ– ТРЕНАЖЕРстр. 10
ПРОБЛЕМА: Могут ли горы образоваться на древней платформе? Отвечают на вопрос, делают вывод. Учитель предлагает учащимся прочитать Рубрика учебника

«Это интересно знать» стр. 37 учебника

«Это интересно знать» стр. 37: «Ученые допускают, что на территории Восточно-Европейской платформе могут возродиться горы. Это произойдет, например, если платформа при движении в составе Евроазиатской плиты окажется над восходящим потоком мантии. Земная кора начнет подниматься, раскалываться разломами и возникнут глыбовые горы».

Рефлексия

Выполняют задания в тетради

Тренажер

стр. 18 (№ 1-6) задания тесты Стр. 25-26 (№ 9-10)Стр.28 (№4)Стр. 31 (№1)

учитель предлагает учащимся ответить на вопросы ТЕТРАДИ – ТРЕНАЖЕР ТЕТРАДЬ– ТРЕНАЖЕР стр. 18 (№ 1-6) задания тесты Стр. 25-26 (№ 9-10)Стр.28 (№4)Стр. 31 (№1)

Домашнее задание

- параграф 9, читать, вопросы в конце параграфа- доделать задания в тетради тренажер и контурной карте. Дополнительное задание (по желанию) – написать мини-сочинение на тему «Путешествие в одну из геологических Эр истории Земли»Подготовить по желанию презентацию: «Развитие жизни на Земле»

Учитель поясняет домашнее задание, уточняет выполнение обязательной части и дополнительной по желанию.

Учебник стр. 34-37, электронное приложение, книги, сайты

(см. инет. ресурсы)

  1. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа

    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,

  2. Географии России Природа. Население. Хозяйство 8 класс Настоящая рабочая программа

    Рабочая программа

    Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии, реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования

  3. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа

    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:

  4. Программа квалификационного экзамена для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию г. Хабаровск

    Программа

    Руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений (по учебно-воспитательной, воспитательной, научно-методической работе,

  5. Примерная программа основного общего образования Особенности географического положения России

    Примерная программа

    Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.

Оборудование: геохронологическая таблица
Вводная часть:
Решение проблемной ситуации.

-Всегда ли они были такими?



Основная часть:
Решение проблемной ситуации.
-Случайно ли облик земно поверхности нашей страны, ее природа?
-Всегда ли они были такими?
-Если нет, то как и почему они изменились?
-Как ученые доказали, что природа постоянно изменялась, развивалась?
На эти вопросы нам предстоит ответить. Будьте внимательны.
«О том, что природа Земли не всегда была такой, какой видит ее человек, люди догадывались, встречаясь с окаменелостями, растении и животных, которых теперь не существует, раковинами. Постепенно сформировалась наука о древней жизни –палеонтология. А как называют ученых, занимающихся этой наукой?
Много лет учение всего мира изучают сохранившиеся остатки животных и растений, встречающихся в строго определенных слоях горных пород. Это означает, что развитие природы неразрывно связано с геологическим развитием, поэтому их надо рассматривать в единстве. В настоящие время ученые восстановили картину прошлого Земли, создав геохронологическую таблицу. Всю таблицу отложений, а следовательно, и время геологической истории развития природы разделили на … групп и эр:? – древнейшую, ? – первичной жизни, ? –древней жизни, ? – средней жизни, ?- новой жизни.
Породы каждой эры включают остатки определенных вдов животных и растений. Эры разделены на менее длительные отрезки времени- периоды
Определение возраста горных пород позволяет установить относительное и абсолютное время, прошедшее с какого- то момента или события в истории Земли. Если залегание горных пород не нарушено, то каждый слой моложе того, на котором он залегает. Самый верхней слой образовался позднее всех лежащих ниже. Время в течение которого накапливалась каждая группа пород, названо эрой. Название эры отражает относительное время – А как определяют абсолютный возраст горных пород?

Вывод: Горные породы – свидетели эволюции жизни.

Работа с геохронологической таблицей.
– Какие графы в ней выделяются?
– Прочтите название периодов каждой эры от самых древних до молодых.
– Какая эра в истории Земли была самой продолжительной?
– Какие периоды были наиболее продолжительными?
– Какой период самый короткий?
– Какие происходили изменения в природе каждой эре?
– Проследите, какие периоды в истории Земли были влажными; когда на Земле появились птицы?
– Когда появились пустыни?
– Как называется эра и период в которой мы живем?
– Составьте по таблице вопросы друг другу.
Геологические карты.
– Узнайте, какую информацию дает геологическая карта.
Завершающая часть:
Закрепление:
– Время, в течение которого накапливается каждая группа пород называется?
– Перечислите эры с древних до наших времен.
Итог. Как вы поняли тему?
Оцените свою работу на уроке.

    копай - взрывай - хватай минералы - закапывай

    В мире много не понятных вещей, например в физике, самые главные вопросы еще не нашли ответы....

    Короче с этим Сатурном все очень непросто. Там что ни спутник - то загадка. И Феба, и Энцелад. Ну блин, это хоть радиоактивным распадом можно объяснить, а вот мне интересно, что же представляет из себя спутник Япет, склеенный из двух половинок.

    Большой Барьерный риф
    Большой Барьерный риф протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000 км. - с точки зрения таких наук, как биология, геология, это одно из величайших чудес природы. К нему справедливо прилагаются одни лишь превосходные степени; признание его природным наследием, биосферным заповедником и морским парком отражает его мировое значение.

    Большой Барьерный риф включает в себя около 2900 рифов, чьи размеры колеблются в пределах от 0,01 кв.км. до 100 кв.км., и более 300 островов или отмелей из обломков кораллов, из которых около 100 постоянно покрыты растительностью; и еще 600 высоких островов, многие их которых окружены собственными рифами. Его общая площадь - 348698 кв.км., больше чем площадь Великобритании.

    Риф, который сам по себе является одним из самых крупных геологических образований, в сущности, сложен из живых существ или коралловых полипов, внешне сходных с актиниями, встречающимися у берега. Эти крохотные примитивные организмы живут огромными колониями, каждая из которых развилась из индивидуального полипа, претерпевшего бесчисленное число делений. Коралл состоит из мягкого тела, заключенного в известняковый наружный скелет, который и формирует риф. Живой риф - продукт тысячелетнего цикла жизни и смерти: основная часть кораллового рифа складывается из массы пустых скелетов предыдущих поколений полипов, покрытых тонким слоем живых организмов.

    Коралловые рифы могут существовать в воде, температура которой устойчиво держится в течение всего года в

    пределах 22-28С, что создает среду обитания для самого многообразного сообщества животных, известного на Земле. Большой Барьерный риф образован более чем 400 видами жестких и мягких кораллов. Жесткие рифообразующие кораллы бывают самых разнообразных форм и размеров и включают грибовидные кораллы, кораллы-мозговики и оленьи рога всех оттенков от красного и желтого до черного. К тому же здесь зарегистрировано более 4000 видов моллюсков, от хитонов и брюхоногих моллюсков до гигантских двустворчатых и осьминогов, а также бесчисленное количество губок, актиний, червей, ракообразных и иглокожих.

    Коралловые рифы по всему миру знамениты разнообразием рыб, наведывающихся туда. Известно, что в пределах Большого Барьерного рифа и около него обитает более 1500 видов рыбы - калейдоскоп красок и узоров, когда они стайками шныряют то в одну, то в другую сторону. Риф важен и для нескольких видов китов, в том числе малого полосатика, касатки и горбача. Эти воды - территория размножения горбатого кита; здесь часто видят самок с детенышами. Воды эти также являются домом для шести из семи существующих в мире видов морских черепах; все они вымирают и нуждаются в диких островах рифа для безопасного выведения потомства. Загадочный дюгонь также нашел надежное прибежище в зарослях водорослей, встречающихся на мелководье у многих из островов рифа.
    Острова важны и для многих видов водных и морских птиц. Более 240 видов гнездятся на низких песчаных и коралловых островах; среди них буревестники, фаэтоны, фрегаты, шесть видов крачек, в том числе розовая крачка, глупыши, 6елобрюхий орлан и скопа.

Урок 6. ОСОБЕННОСТИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И ТЕКТОНИЧЕСКИХ СТРУКТУР

19.08.2014 6419 0

Задачи: сформировать представление о развитии природы на территории страны, знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород, о геологическом летоисчислении; объяс­нить структуру и содержание геохронологической таблицы, нау­чить пользоваться ею; расширить знания учащихся о тектониче­ских структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектониче­ском строении для человека в современных условиях; научить ана­лизировать и сопоставлять тектоническую и геологическую карты.

Ход урока

I.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Структура урока определяется принципиальной новизной учебного материала и его сложностью. Ключевое звено урока - объяснение учителя. Работа школьников направлена на усвоение и закрепление знаний и умений. Поэтому важно сразу же мотивиро­вать учебную деятельность учащихся путем совместного целепола- гания.

Перед объяснением нового материала необходимо выяснить опорные знания учащихся о возрасте горных пород, геологическом прошлом Земли, развитии природы на территории страны. Эту ра­боту можно провести, используя следующие вопросы:

Какой возраст имеет наша планета?

Какое строение имеет литосфера?

Какие явления происходят на границах ее плит?

Как размещаются на Земле сейсмические пояса?

Случаен ли облик земной поверхности?

Всегда ли он был таким?

2 География России. 8 кл.

Как ученые доказывают, что природа постоянно развивалась, изменялась? На основании каких фактов?

Какие науки занимаются изучением строения земной коры и развитием природы на Земле?

В каждом классе совокупность этой информации различна, но в целом учащиеся знакомы с отдельными вопросами, поэтому учитель только корректирует их знания в процессе беседы. Итогом беседы будет вывод о постоянном, непрерывном изменении поверхности Земли и развитии природы. Среди наук, изучающих Землю, следует рассказать об исторической геологии, геотектонике, палеонтологии, минералогии. Эти определения учащиеся могут записать в тетради.

Геология - наука, изучающая Землю: ее состав, структуру, внутренние и внешние процессы, историю. Впервые определение геологии дал Чарльз Лайель в 1830 году. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятель­ными науками: историческая геология, геотектоника, палеонтоло­гия и т. д.

Историческая геология изучает историю и закономерности развития земной коры и Земли в целом.

Геотектоника - учение о строении земной коры и формиро­вании тектонических структур.

Палеонтология - наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.

«Наша планета существует уже многие миллионы лет, в тече­ние которых жизнь на ее поверхности испытала большие измене­ния... Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толще земной коры в виде окаменелостей... Изучением форм этой минувшей жизни, их осо­бенностей, условий существования и причин изменения - вымира­ния одних, развития и совершенствования других - занимается от­расль науки, называемая палеонтологией».

(В. А. Обручев.)

Минералогия - наука, изучающая минералы, их состав, свойст­ва, условия образования и нахождения в природе.

Учитель. Минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблёскивающие на музейных полках; это и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и снежинки, медленно опускающиеся на землю. Они слагают и оплавленную глыбу метеорита, и кусок свинцовой руды в ковше экскаватора, и глинистый обрыв реки. Минералы об­наружены и далеко за пределами Земли - на далёких планетах, в кометах, в межзвёздной пыли. В общем, минерал - это один из ос­новных «кирпичиков», которые слагают окружающий нас мир не­живой природы.

Петрография - наука, изучающая горные породы.

Учитель. Горные породы представляют собой природное со­единение одного или нескольких минералов. Каждая горная порода образовалась в определенных условиях. Так, например, гранит со­стоит из довольно крупных кристаллов («зёрен») кварца, полевого шпата и слюды.

II.Получение новых знаний.

1.На этом этапе урока учитель формирует у учащихся пред­ставление о развитии природы на Земле, о геологическом летоис­числении.

Учитель. Раскрывая и расшифровывая историю нашей плане­ты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сцена­рием, написанным природой. История эволюции Земли - своеоб­разный красочный и яркий спектакль, полный драматических со­бытий, многие участники и зрители которого давным-давно ушли в небытие, оставив свой след в земных слоях.

Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобраз­ным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, происходившие на Земле и в её не­драх многие сотни миллионов лет назад. Прочесть исторический сценарий, написанный этими «каменными иероглифами» хотя и нелегко, но вполне возможно. Однако составить полную картину эволюции нашей планеты очень сложно, т. к. одни страницы ка­менной летописи окончательно утеряны, другие сильно поврежде­ны временем, а третьи - перепутаны и искажены.

Геологи медленно и скрупулёзно, шаг за шагом находят и изу­чают факты, строят различные гипотезы, воссоздают из небытия картины далёкого прошлого. Но история Земли по-прежнему полна загадок и тайн.

Точную дату рождения нашей планеты определить довольно трудно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных ученых, Земля родилась около 4,6 млрд лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен миллионов лет Протоземля провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества. По­степенно она начала разогреваться, это привело к изменению веще­ства, из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались легкие соединения, а тяжелые соединения и элементы опустились на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная кора образова­лась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твер­дой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав.

Именно со времени образования земной коры начинается геоло­гическая история Земли. Самые древние горные породы свидетель­ствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд лет. Все время геологической истории развития природы разделили на пять эр.

Задание: запишите в тетрадь.

1.Определение «геологическая эра» необходимо записать в тетради как одно из ключевых на данном уроке.

Геологическая эра - наиболее крупный этап развития земной коры и органического мира.

2.Названия эр также следует записать в тетради, т. к. на них учащиеся будут опираться при работе с геохронологической таб­лицей. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией кар­тин природы различных геологических эпох.

Учитель. Первая геологическая эра, возраст которой, по- видимому, не менее 3,5 млрд лет, продолжалась более 900 млн лет. В то время поверхность Земли представляла собой однородную серую равнину, напоминающую современный лунный ландшафт. Постепенно формировались атмосфера и гидросфера. Следов орга­нической жизни практически нет. Породы органического происхо­ждения указывают на существование бактерий и водорослей. Эти простейшие формы жизни покрывали живой тонкой пленкой ог­ромные пространства морской поверхности и суши. Жизнь еще многого не умела, она еще не научилась по-настоящему расти и двигаться. Она умела главное - жить, приспосабливаться к любым, самым невероятным условиям. Эта практически безжизненная эра носит название архея (древнейшая).

Протерозой, или эра ранней жизни, длился примерно 2 млрд лет, его возраст 2,7 млрд лет. В протерозойских отложениях остат­ки организмов встречаются всё чаще - это в большинстве своем такие же круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви и др.

Эра древней жизни, палеозой, характеризуется заменой в про­цессе дальнейшего развития первоначальных низкоорганизованных примитивных форм жизни более высокоорганизованными. Появ­ляются, быстро развиваются и процветают рыбы, амфибии, репти­лии, летающие насекомые, пауки; широкое распространение полу­чают водоросли, пышно развиваются кораллы, растения выходят на сушу, появляются семенные папоротники, исчезают каменно­угольные леса. Возраст палеозоя предположительно составляет 570 млн лет, а продолжительность - около 350 млн лет.

В мезозое, эре средней жизни, появились первые, а затем и высшие млекопитающие, настоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире на смену господствующим голосе­менным приходят покрытосеменные, происходит резкое сокраще­ние папоротников. Мезозой продолжался 163 млн лет, возраст этой эры - 230 млн лет.

Эра новой жизни, кайнозой, наступила 67 млн лет назад. Вы­мирают крупные пресмыкающиеся, исчезают головоногие моллю­ски. Среди животных господствуют млекопитающие и птицы, в растительном мире - покрытосеменные растения. Наконец 1,5 млн лет назад появился человек. Животный и растительный мир принял современный облик.

Каждая эра подразделяется на геологические периоды, а те, в свою очередь, на эпохи. Названия периодов чаще всего происходят от местностей, где впервые были найдены соответствующие отло­жения.

На заключительном этапе урока учащиеся знакомятся с поня­тием «геологическое летоисчисление», желательно использовать и его определение, которое приводится в учебнике.

Геологическое летоисчисление - это раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последова­тельности формирования горных пород.

Учитель. Все методы определения возраста горных пород под­разделяются на две группы: а) методы определения относительного возраста горных пород; б) методы определения абсолютного воз­раста горных пород. Методами первой группы определяют, какие породы древнее, а какие моложе относительно друг друга. Мето­дами второй группы определяют возраст породы в единицах вре­мени.

Учитель кратко раскрывает историческую обусловленность от­крытия палеонтологического и радиоактивного методов, рассказы­вает, что лежит в основе этих методов. Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на то, что данные о геологическом возрасте горных пород, полученные с помощью палеонтологиче­ского и радиоактивного методов, хорошо сочетаются и никогда не противоречат друг другу.

3.Этот этап урока посвящен геохронологической таблице.

Учитель. На основании изучения возраста горных пород со­ставлены геологическая карта и геохронологическая таблица, в ко­торой систематизированы знания об основных геологических со­бытиях и облике земной поверхности, а также о закономерностях образования полезных ископаемых.

Далее необходимо объяснить структуру и содержание геохро­нологической таблицы и познакомить с приёмами ее чтения, указав на то, что в верхней части таблицы отражены события самые «мо­лодые», т. е. таблицу надо читать снизу вверх - с древнейшего вре­мени. Учитель привлекает учащихся к чтению таблицы с демонст­рацией картин и других имеющихся иллюстраций, отражающих природу в определенные эры и периоды. Такие картины заинтере­совывают учеников, буквально оживляют таблицу, создают кон­кретные, наглядные представления.

С целью формирования умения пользоваться геохронологиче­ской таблицей и самостоятельно ориентироваться по ней учитель организует работу, предложив учащимся выполнить задания и от­ветить на вопросы:

1)Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.

2)Назовите самую короткую эру и самую длинную.

3)Прочтите названия периодов каждой эры.

4)Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой период - самый короткий?

5)Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологи­ческой истории в ней отражены?

6)Охарактеризуйте какой-либо период.

Здесь важно обратить внимание на взаимосвязь в изменении соотношения суши и моря, возникновения и разрушения гор и из­менения климата, растительного и животного мира.

Учитель. Образование гор вело к уменьшению площади морей, похолоданию климата и, как следствие, вымиранию одних живот­ных и появлению других, приспособленных к жизни в новых усло­виях. Образование горных систем, таким образом, изменяло не только рельеф, но и весь древний природный комплекс.

1)Какие горные породы образовались в палеозое, мезозое и т. д.?

2)Как изменялся климат, растительный и животный мир?

3)Какие периоды в истории Земли были влажными?

4)Когда на Земле появились птицы?

5)Когда появились пустыни?

6)Как называется эра и период, в которые мы живем?

Учитель. Раньше породы делили на первичные (магматические и метаморфические) и вторичные (осадочные). Затем выделили среди осадочных пород наиболее молодые и назвали их третичны­ми, а затем обнаружили «самые молодые» - четвертичные. Это на­звание отнесли и к периоду, когда они отложились.

В целом у учащихся должно сложиться представление о дли­тельном естественном развитии природы, которое привело к обра­зованию географической оболочки. Территория нашей страны лишь ее часть.

4.Учитель. В процессе совместной работы мы поняли, что в геохронологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геоло­гические события. Об этом дают представление различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полез­ных ископаемых.

5.Работа с тектонической картой России проводится с целью расширения знаний об основных тектонических структурах и их размещении на территории страны.

Учитель. Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные пли­ты состоят из платформ и складчатых поясов.

Платформа - это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых мета- морфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегаю­щими осадочными породами.

Складчатый пояс - это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Понятия «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записы­вают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстра­цией схем строения платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.

Учитель отмечает, что территория страны - часть древнего материка Лавразии. Основная ее часть - это Евразийская лито- сферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

Для формирования умения работать по тектонической карте можно предложить учащимся следующие вопросы и задания:

1)Какими способами показаны на тектонической карте геоло­гические структуры?

2)Каким цветом показаны на карте области разных складчато­стей - от байкальской до кайнозойской?

3)Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?

4)Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты - это молодые платформы.)

5)Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?

6)Почему Кавказские горы выше Уральских?

Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познако­мить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.

Траппы - это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Щиты - это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.

6.Работа с геологической картой России может быть организо­вана в виде устной практической работы с целью изучения ее со­держания и выработки умения ее читать, а также сопоставлять с тектонической картой.

1)Изучите условные обозначения к геологической карте.

2)Расскажите, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте.

3)Установите, какого возраста породы слагают Восточно- Европейскую равнину.

4)Где на равнине выходят на поверхность магматические поро­ды?

5)Отложениями какого возраста сложена Западно-Сибирская равнина?

6)Отложениями какого возраста сложена территория на кото­рой вы живете?

7)На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту.

7.В заключение урока учитель кратко рассказывает о практи­ческой важности данной темы для представителей различных про­фессий в современных условиях.

III.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 6, выполнить задание 1 на с. 38-39 в ра­бочей тетради, определения ключевых слов выучить

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: