Художественно театральная деятельность старшей группе. Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну сказок и фантазии

Елена Мудрецова

С 15.02 -20.02.16 г. в старшей группе № 14 были проведены разнообразные мероприятия по театрализованной деятельности детей .

Цель деятельности :

Развитие творческих способностей детей через

Задачи :

Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать своё состояние в игре;

Побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения) ;

Совершенствовать игровые навыки и творческую

самостоятельность через театрализованные игры ,

развивающие творческие способности дошкольников;

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой

деятельности ;

Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника

С детьми :

Беседа : "Что такое театр ?", "Театр – творчество-дети ", "Волшебный мир театра ", "Разновидности театра ", "Вся наша жизнь -игра", "Как вести себя в театре ". Цель : приобщать к театральному искусству и формировать положительное отношение к нему.

Обыгрывание : русских народных сказок – пальчиковый театр . Цель : вызвать у детей интерес к театральной деятельности .

Импровизации : по мотивам русских народных сказок "Репка", "Огородная".

Цель : Способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать артистичность и пантомимику.

Театр кукол "Бибабо" по сказке "Колобок".

Рассказывание знакомых сказок, рассматривание иллюстраций. Цель : развитие речи детей, памяти, внимания.

Подвижные игры : «Зверобика» , «Театральная разминка » , «Лиса на охоте", "Зайцы и медведь".

Д/и : «Узнай сказку по иллюстрации» , «Вспомни слова героя» , "Отгадай из какой сказки". Цель : продолжать учить детей внимательно слушать содержание сказки, определять свое отношение к героям.

Обыгрывание : на фланеллеграфе сказки К. Чуковского "Цыплёнок".

Цель : развивать воображение и способности к творчеству.

Работа с родителями :

Основными видами работы с родителями выступили :

Беседа – консультация;

Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например : выставка рисунков «Сказка» , «Самая очаровательная шляпочка» , выставка «Мамины руки не знают скуки» , «Домашний спектакль» ).

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, в показе сказок.

Театрализованные игры использовали и на занятиях познавательного цикла, и даже математических.

Например : «Путешествие по галактике» (ФЭМП, «В страну сказок» (Развитие речи, «Кто живёт в лесу?» (Формирование целостной картины мира) и т. д. Таким образом, мы видим, что занятия театрализованной деятельностью , успешно интегрируются с любыми занятиями и в организованной образовательной деятельности .

С помощью театра у детей активизировался словарь, чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закрепляется произношение всех звуков. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.

Вывод :

Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей.




Публикации по теме:

«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.

План НОД в группе раннего возраста: театрализованная деятельность по мотивам сказки «Маша и медведь» Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: обогащение знаний детей о театре как виде искусства, создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрализованной.

Театрализованная деятельность. Итоговое мероприятие по ПДД в подготовительной группе. Подготовили и провели: воспитатель Романченко Наташа.

Танец скоморохов (постановка хореографа) 1-й скоморох: Подходи, честной народ, Ярмарка гулять идет. 2-й скоморох: Ты на ярмарке бывал?.

В своей группе я веду кружок по театрализованной деятельности. Мне очень нравиться самой играть роли на утренниках, перевоплощаться в.

Джусь Светлана Николаевна

Город (населенный пункт):

ЯНАО, г. Ноябрьск

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект НОД

в старшей группе «Мы актёры»

Заместитель заведующего: Джусь С.Н.

Ноябрьск 2016 г.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

в старшей группе «Мы актёры».

Программное содержание:

Формировать знания детей об окружающей действительности: расширять представления детей о театральных профессиях.

Работать над выразительностью исполнения, учить владеть телом, мимикой, жестом используя в своей работе этюды на испонительность.

Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.

Продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.

Формировать сотрудничество и умение взаимодействовать в коллективе.

Материал:

Маски изготовленные своими руками (Медведя, зайца, поросёнка, козы, лягушки, косынка для Алёнушки и Машеньки, курочки), маски котят по количеству детей, зеркала, перчатки, пирог.

Предварительная работа:

Знакомство со стихотворением "Котята и перчатки".

Изготовление масок в свободной игровой деятельности.

Разучивание слов котят в стихотворении в индивидуальной работе с детьми.

Связь с образовательными областями:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем входят в зал, здороваются.

Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в театр. Но сначала мы с вами должны решить, в какой театр пойдём. Какие театры вы знаете?

Ответы детей: (драматический, кукольный, театр оперы и балета)

Я предлагаю сегодня побывать в драматическом театре. Давайте вспомним, чем он отличается от остальных видов театра. Обычно мы посещаем театр как зрители, но сегодня я предлагаю вам побывать там, в роли актёров. Согласны?

Итак, закрывайте глаза. 1.2.1.2. Начинается игра.

Сегодня мы оказались в драматическом театре. Ребята, но попали мы в зрительный зал, а сцена закрыта. Присаживайтесь на стульчики и давайте разберёмся почему так случилось:

Как вы думаете, чтобы быть актёром нужно учиться, или любой человек может прийти в театр и работать в нём. А что нам надо знать и уметь чтобы стать актёрами.

Да, ребята, актёр должен, правильно дышать, четко говорить, красиво двигаться, и многое другое. И только тогда, когда он научится всем премудростям театрального искусства, актёр может выйти на сцену.

Все мы с вами знаем, сто Театр - это волшебная страна, в которой все актёры настоящие волшебники. Они могут превратиться и в любого сказочного персонажа, в любое животное, иногда если нужно, то и в любой предмет. И намсегодня нужно это доказать.

Воспитатель достаёт разные маски и перевоплощаясь в героев сказки, произносит разные фразы из сказок.

Братец Иванушка, не пей из копытца, козлёночком станешь. (Алёнушка)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты ходишь глупый волк,

Старый волк, страшный волк. (Поросёнок)

Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала. (Заяц)

Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Козлятушки – ребятушки

Отопритесь, отомкнитесь,

Ваша мать пришла

Молока принесла

Бежит молочко по вымечку,

С вымечка по копыточку,

С копыточка во сыру землю. (Коза)

Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места? (Медведь)

Колобок, колобок, я тебя съем. (Волк)

Кто, кто в теремочке живёт, кто в не высоком живёт? (Лягушка)

Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое. (Курица)

Высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (Машенька)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку! (Лиса)

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Ловись, рыбка, и малá, и великá!

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Вот так, ребята, актёр превращается в того кого захочет. Ну что, будем учиться актёрскому мастерству, не передумали?

Представим, что здесь рабочее место актёров.

Итак, для начала потренируемся в правильном дыхании. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину.

Дыхательная гимнастика:

1. Свечка, греем ладошки.

2. «Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

3. А сейчас немного попоём, продолжаем тренировать дыхание. Звуки произносим ровно, не кричим. (Аааа – ооо – ууу – иии – ээээ - ыыы).

Артикуляционная гимнастика:

Над дыханием мы поработали, сейчас надо сделать гимнастику для щёк, губ, языка. Как вы думаете, для чего нужна такая гимнастика? Да, для того чтобы разогрелись мышцы и актёр мог чётко, правильно и красиво говорить.

1. «Пузырь» «Пятачок»..

2. «Лошадка», «Маляр»

3. «Зевающая пантера», «Удивлённый бегемот».

Сейчас мы готовы красиво и громко говорить, но оказывается, актёру ещё не обойтись без жестов и мимики. Что такое жесты ?

Это телодвижения, без слов. Представьте, что вы разучились говорить.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

"Иди сюда", "уходи", "привет", "до свидания", "тихо", "нельзя", "думаю", "нет", "да".

Молодцы. Вам теперь понятно, что такое жесты? Саша, что это, повтори ещё раз. А сейчас давайте разберём что же такое мимика ?

- Мимика - это эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.

Я буду называть разное настроение, а вы, попробуйте его показать мимикой и жестами.

Покажите: (радость, удивление, спокойствие)- картинки; (горе, страх, восторг)- ситуации; (ужас, счастье гнев)- индивидуальный показ.

Молодцы!

А сейчас, звучит музыка вальса, все мы превратимся в дам, и кавалеров, дамы одеты в бальные платья, кавалеры во фраки (длинные пиджаки). Вставайте будем танцевать. Но вот на бале появилась королева. (выбирается из взрослых)

Ваше величество присаживайтесь на трон. И теперь каждый из вас представится королеве (дети представляются). Ребята, обратите внимание, я смотрю в глаза королеве, не опускаю голову, говорю громко, чётко.

Ребята, присаживайтесь на свои места.

Вот сейчас мы с вами превратились уже в настоящих актёров, научились дышать, приготовили мышцы щёк, губ и языка, чтобы правильно и чётко говорить, научились показывать своё настроение при помощи мимики, общаться жестами, посылать свой голос в зал, и смотреть на зрителя. Но если актёр не узнает, что он будет показывать и не выучит тест, то, как он будет выступать? Именно поэтому я вам прочитаю уже знакомую песенку и расскажу, кого мы с вами сейчас будем изображать.

Итак, слушайте: английская песенка (воспитатель читает стихотворение и по ходу комментирует действия героев)

«Потеряли котятки на дороге перчатки…».
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!

Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!

Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога! (английская песенка)

Как вы думаете, что делали котята на дороге?

Как котята дрались, умывались, баловались?

Ребята, как котята плакали, когда прибежали к маме?

Катя как бы ты сказала, если бы была котёнком. Изобрази (Ответы 2-3 детей)
- А какая кошка в этом стихотворении?

Как вы думаете, мама улыбалась, когда котята сообщили, что потеряли перчатки?

Как котята радовались? Серёжа скажи радостно. (2 ребёнка изображают)

А когда котята нашли перчатки, мама обрадовалась?

Я предлагаю роль мамы отдать Даше, я уверенна, из неё получится замечательная мама - кошка. А все остальные будут непослушные, маленькие котятки.

А сейчас, пора превратиться в котят, выбирайте маски и подходите ко мне, я нарисую вам усики.

Под весёлую музыку дети одевают маски, воспитатель рисует усики и носик детям.

Ну вот, мы и превратились в артистов. Мы с вами познакомились со всеми премудростями актёрского мастерства и пришло наконец время открыть сцену. Итак, вот наша сцена. (воспитатель вместе с детьми взявшись за руки входят на сцену, разворачиваются) а вот и зрители. Уважаемые зрители попрошу поприветствовать начинающих артистов, а вас уважаемые артисты поприветствовать зрителей, поклонитесь. Исполняется впервые инсценировка английской песенки «Котятки и перчатки».

Воспитатель читает стихотворение по ходу, которого дети и воспитатель изображают все действия.

Инсценировка английской песенки «Потеряли котятки на дороге перчатки…»

В конце инсценировки воспитатель показывает детям пирог.

Аплодисменты. Поклон детей.

Ну, вот и побывали мы с вами в театре, а сейчас пора возвращаемся в детский сад. Закрываем глазки. Раз, два, раз, два вот и закончилась игра.

Ребята, вам понравилось быть актёрами? И вы мне тоже очень, очень понравились, а сейчас я приглашаю вас всех пить чай с пирогом.

Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: «Волшебный мир театра»

Автор проекта : Иванова Елена Владимировна, воспитатель 1-й квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново

Тип проекта: творческо-познавательный;
Длительность проекта: долгосрочный (январь-май)
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, артисты и сотрудники Ивановского драматического театра.
Актуальность проекта:
После просмотра в детском саду сказки, показанной артистами Ивановского драматического театра, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.
Те ребята, кто был в театре с родителями, с восторгом рассказывали о просмотренной сказке, но ничего не могли рассказать о самом театре. Дошколята изъявили желание поподробнее о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Причины:
1. Дети с семьей не посещают театр или делают это редко.
2. Недостаточно уделяется времени в семье беседам о театре.
3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
Расширять кругозор детей.
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
Задачи ОО в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»:
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
Содействовать развитию творческой активности детей.
Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
Приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
Заинтересовать родителей в посещении театра вместе с детьми;
Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей;
Закрепить правила безопасного поведения по дороге в театр;
Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
«Физическое развитие»:
способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики;
Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес родителей к посещению театра вместе с детьми.
Продукты проекта:
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Предпосылки учебной деятельности: личностные - умение оценивать собственную деятельность и свои возможности; коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: разные виды настольных театров, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, аппликации, лепки), тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, костюмы, атрибуты для театрализации.


Формы и методы организации проекта
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей (индивидуальные и групповые).
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей в приемной.
- Творческие мастерские (с детьми, с родителями, индивидуальные, групповые).
- Мастер-классы для родителей по изготовлению атрибутов, костюмов
- Театрализованная деятельность (постановки, сценки)
- Игры
- Чтение художественной литературы
- Прослушивание аудиосказок
- Экскурсия в Ивановский драматический театр;
- Просмотр выездных спектаклей в ДОУ, спектаклей в Ивановском театре драмы.


Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Помощь в пополнении театрального уголка в группе;
2. Поездки в театр на спектакли вместе с детьми;
3. Организация экскурсий в мир закулисья Ивановского драматического театра;
4. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов и костюмов к театрализации сказки «Колобок»;
5. Консультативно-просветительская работа;


Основные этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Целеполагание:
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта, вызвать у детей интерес к теме проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта, вовлечь их в процесс решения поставленных задач.

2. Основной этап:
Организация работы над проектом:
Задачи:
1. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей)
2. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказки (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
3. Подбор информации, литературы, дополнительного материала (Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности).
4. Организовать экскурсию по Ивановскому драматическому театру (привлечь родителей к сотрудничеству).



Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Задачи:
1. Использовать игры-драматизации во время НОД по развитию речи и музыкальных занятиях;
2. Использовать игры-драматизации при чтении художественной литературы;
3. Развивать связную речь через театрализованную деятельность.
4. Во время организованной деятельности по труду изготовить атрибуты для театральных постановок.

Просмотр презентаций об истории театра и театрального костюма «Как возник театр», «История театрального костюма» (Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности)
Изготовление атрибутов , костюмов, масок для театрализованной деятельности по русской народной сказке «Колобок»(Приобщение детей и родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.)
Обыгрывание сказок с использованием различных видов театра (Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть)
Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья», «Артисты готовятся к спектаклю» (Расширять представления детей об окружающей действительности)
Беседы: «Каким должен быть актер?», «Кто помогает актерам?», «Как нужно вести себя в театре» (Расширять представления детей об окружающей действительности. Повторить правила поведения в театре)
Беседа «Для чего нужен театральный реквизит?» «Что такое декорации?» (Планирование деятельности детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр»)
Беседы с актерами театра о профессии, мастер-классы для детей


Изготовление реквизита , афиши, билетов для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Колобок» (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской)
Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Инсценирование сказок (поощрять проявление самостоятельности и творческих способностей в решении игровых ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми)
Игры-драматизации (Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов, развивать воображение; развивать эмоциональную выразительность речи)
Игры на выражение эмоций , на развитие мимики (развивать мимические движения, способность показывать эмоциональное состояние мимикой, жестами)
Слушание аудиосказок в исполнении заслуженных артистов (Развивать умение внимательно слушать сказки, улавливать различные интонации голосов актеров, узнавать на слух героев сказок)
Творческая мастерская по изготовлению поделок по сказкам, рисунков, аппликаций


Экскурсия в реквизитную комнату Ивановского драматического театра (Познакомить детей с театральным закулисьем, профессиями людей, работающих в театре; знакомить с правилами поведения в общественных местах)


Поездки в театр драмы г.Иваново на спектакли (формирование интереса к театральному искусству)


3. Заключительный этап: Презентация проекта
Задачи:
1. Подготовить к показу театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности.).
2. Фотоотчет об экскурсии по театру, выполненный в виде стенгазеты (возможность поделиться впечатлениями, рассказать об увиденном).

Цель:

Готовить детей к театрализованной деятельности.

Формировать артистизм, средства эмоциональной выразительности: интонацию, мимику, позу, характерные движения, ходьбу; умение отражать настроение через цвет.

Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, внимание, память.

Тренировать речевой аппарат детей во время занятия .

Учить составлять сказку, используя стимул - образы (игрушки).

Формировать выразительность детской речи.

Вызывать радостное настроение, раскрепощенное состояние во время игр.

Воспитывать положительные эмоции, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: большой желтый мяч, бубен, фонарик, скороговорка, музыкальное сопровождение в записи, зеркальца, шаблоны гномиков, краски, кисточка, вода, волшебная шкатулка, игрушка Гнома, разноцветные кубики.

Ход занятия в старшей группе:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: - Дети, вы любите сказки? А путешествовать?

Сегодня я предлагаю вам сказочное путешествие. А какое оно будет, нам подскажет наша волшебная шкатулка. (Дети заглядывают в ящик и находят игрушечного гнома)

Дети, кто это?

А кто знает, где живут гномы?

Не знаете? Послушайте, что я вам расскажу.

Сказка о гномах.

Глубоко, глубоко под землей есть настоящий маленький город, в котором живут гномы. И все у них было бы хорошо, если бы туда доходили солнечные лучи. Но гномы нашли выход: среди города на высоком столбе у них висит большой солнечный шар. Ежегодно гномы выходят на поверхность и заряжают шар солнечной энергией, которой хватает и для растений, и для животных, и для самих гномов на целый год.

Вот сегодня именно такой день. Давайте превратимся в гномов и зарядим шар для жителей волшебного города (большой желтый мяч). Но пойдут в поход только те, кто успешно пройдет испытания.

1. Упражнение на совершенствование внимания, реакции и координации движений «Машинка»:

И. п.: руки согнуть в локтях ладонями вперед вверх. Предплечья прижаты к корпусу.

Раскрыть пальцы правой руки;

Сжать в кулак пальцы левой руки

Хлопнуть в ладоши;

Хлопнуть по коленям.

Воспитатель. - Вижу, все пойдут в путешествие. Держите вот эти волшебные колпачки - они помогут вам в пути

Дело в том, что неподалеку от города гномов живет подземный дракон. Он боится света и поэтому он пытается помешать гномам выйти наверх.

Становитесь в круг - мы попробуем зарядиться волшебной энергией от волшебной свечи.

2. Психогимнастика «Свеча»

Дети протягивают руки вперед ладонями вниз и концентрируют на них внимание, пытаясь «почувствовать» тепло от свечи;

- «зажженную» свечу медленно передают друг другу между ладонями, чтобы можно было почувствовать ее тепло;

Переносят «свечку» с закрытыми глазами. Те, кто «почувствовал» в ладошках тепло, сами «превращаются» в пламя и танцуют «танец огня» (пластичные движения, напоминающие движения пламени).

Воспитатель. - А сейчас, когда мы зарядились волшебной энергией, нам не страшен дракон. И мы отправимся по подземным лабиринтам.

3. Упражнение «Волшебные сигналы».

Дети двигаются между разноцветными кубиками, реагируя на сигналы:

Сигналы бубна:

«1р.» - остановиться;

«2р.» - присесть;

«3р.» - продолжать движение в противоположном направлении.

Световые сигналы (фонарик):

«1р.» - продолжать движение, высоко поднимая колени;

«2р.» - руки в стороны.

4. Упражнение «Разная походка»

(передача хода людей в различных ситуациях):

Показать походку и выражение лица гномов, которые о чем-то задумались;

Походку гномов, которые переходят пропасть по узкому мосту;

Походку и мимику радостных гномов.

Дети, впереди у нас волшебный коридор. Пройти его можно только говоря заклинание (скороговорку).

5. Упражнение на тренинг речевого аппарата

Произносим скороговорку, четко произнося звуки в разном темпе (от самого медленного до самого быстрого).

Осложнения: произносить скороговорку разным тембром голоса:

Как «сердитый волк»;

Как «маленькая мышка»;

Шепотом, как «змея».

Впереди у нас тяжелый участок пути.

Осложнения: произносить скороговорку во время ходьбы, одновременно выполняя упражнения на координацию движений:

«1» - руки в стороны;

«2» - руки вверх;

«3» - руки в стороны;

«4» - руки за спиной.

Гномы устали и сели отдохнуть. А чтобы развлечься во время отдыха, решили сочинить сказку.

6. Упражнение «Составляем сказку»

(как опорный материал использовать мягкие игрушки)

В некотором царстве, игрушечном государстве, жил зеленый медведь. Он чувствовал себя очень одиноким. И вот, однажды... (продолжают дети по желанию)

Наконец гномы добрались поверхности. Они радовались, танцевали, передавая шар друг другу, пока он не наполнился солнечной энергией.

(Современный танец под музыкальное сопровождение, которое передает радостное настроение).

Когда гномы вернулись в свой подземный город, их встречали все его жители. Это был настоящий праздник. Гномы радовались без границ. Как вы думаете, можно эту радость нарисовать?

Давайте попробуем в память о путешествии нарисовать веселых гномов.

7. Дидактическая игра «Я - веселый гном»

(зеркало, силуэты гномиков)

Под запись веселой музыки дети разрисовывают шаблоны гномиков.

Воспитатель подводит итоги рисования и предлагает заглянуть в волшебный сундук. Дети находят диск с мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». Воспитатель предлагает его посмотреть.

Конспекты занятий по театрализованной деятельности в старшей группе

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральнаяальная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

(дети входят под музыку в группу)

Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга.

Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться.

Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И... Танечка здесь!

Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!

Ну, что согласны? Вот и замечательно!

Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

А вы любите сказки?

А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

А где их можно увидеть? (в театре).

Ребята, а в нашем городе есть театры?

Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

Что это, ребята? (маски)

Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

Они одинаковые или разные? (разные)

Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

Ой, вас совсем не узнать!

Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

А можно я поприветствую вас?

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

Почему не правильно?

Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно бьшо узнать!

3 часть.

Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

Конечно, куклы!

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

Помогают люди.

А как называют людей, которыми управляют куклами?

Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - Г АПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!

Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы... (кукловоды)

Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила - была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе... ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем... Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом м Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка.

Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

В каких театрах мы с вами побывали?

Кем мы были в театре?

В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

А в кукольном театре кем мы были?

С какими куклами познакомились?

Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: