Муниципальное казенное образовательное учреждение
«СОШ № 9»
Маленькие хитрости
на минутках чистописания
Составитель: Корк Ольга Николаевна -
учитель начальных классов
г. Миасс
Систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки заложены в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствованиепочерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Чистописание является тем обязательным этапом урока, о котором учитель не должен забывать. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв и т. д. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Но чем старше дети, тем с меньшим желанием выполняют минутки чистописания. А если желания нет, то, как показывают наблюдения, от такой работы мало толку. В связи с этим полезно включит в минутку чистописания игру.
Рядом с буквой учащиеся рисуют картинку-рисунок. В нём наиболее ярко показан тот или иной элемент буквы или название предмета начинается с данной буквы.
Дидактический рисунок снимает однообразие, монотонность в работе, вносит определенную разрядку, стимулирует интерес к чистописанию. Данные упражнения не только готовят руку к письму, но и к письму ускоренному, более быстрому, что так важно для дальнейшего обучения учащихся.
Учитель должен учитывать особенности своего класса, и на первых порах письмо должно быть сравнительно медленным. Не следует торопить детей, побуждать их писать и рисовать быстрее. Но в то же время обучение надо вести энергично, с самого начала регулировать «плотность нагрузки», чередовать письмо с четким объяснением правильного рисования.
Идеи, которые заложены в этой работе:
учить писать красиво, четко, разборчиво
учить соблюдать наклон букв;
уметь соразмерять высоту и ширину букв;
продолжать готовить руку к скорописи .
Работу по чистописанию тесно связываю с содержанием занятий по русскому языку. Перед записью предложения проводится следующая устная работа:
звуко - буквенный анализ слова;
название слов, которые нельзя перенести;
разбор слов по составу;
разбор по членам предложения;
разбор по частям речи;
и т.д.
Особенностью является и то, что для закрепления букв даются веселые стихотворные строки, несущие в себе заряд положительных эмоций. Знакомство с ними снимает у детей излишнюю напряжённость, тревогу, которые нередко возникают на уроках русского языка.
Тексты насыщены орфограммами, иногда даже в большей степени, чем общепринятые. Например, тема «Парные согласные»:
Скользкая тропинка - не спеши, Иринка!
Узкая дорожка, низкая сторожка, а в сторожке - кошка.
Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.
Мёд сладкий, лёд гладкий.
Мне очень нравится жираф: высокий рост и кроткий нрав.
У меня находка-маленькая лодка.
Ну не больше коробка разноцветные бока.
… и т.д.
Это дает возможность активно работать мысли, работать заинтересованно, видеть меткость русского слова. Предложения коротки, просты и запоминаются само собою. Делая речь детей живой, выразительной.
В течении уроков следить за посадкой детей, положением тетради, авторучки, приучать учащихся красиво и чисто выполнять письменные работы.
В основу работы по чистописанию положен комплексный подход в решении проблем по каллиграфии, а именно:
упражнения, направленные на обработку начертания букв, их элементов, соединений;
упражнения по решению основных задач каллиграфии:
соблюдение наклона, определение высоты букв, расстояния
между элементами букв, буквам, словами;
упражнения на ускорение темпа письма, связности,
ритмичности;
работа с дидактическим рисунком.
При формировании и совершенствовании каллиграфических навыков сохраняется преемственная связь с обучением грамоте, но дается это на новом, более сложном витке.
А а
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его …
(Арбуз)
Может это чудо:
Плод побольше блюда,
А ветром не сбивается,
И ветка не ломается.
Б б
1. Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий, круглый …
(Барабан)
Я трещу и грохочу, в ногу вас ходить учу.
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан.
2. Спинка в веснушках
Ах, как неловко!
И покраснела …
Божья коровка паслась на листочке
И потеряла случайно все точки.
3. Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Бабочка – капустница отсюда улетай!
Бабочка-капустница не ешь наш урожай!
В в
Как зовут меня, скажи!
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый …
(Василек)
На лугу пестреют яркие цветы, золотом облиты темные листы.
Г г
1. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
Гриб растет среди дорожки - голова на тонкой ножке.
Белка очень весела: белый гриб нашла она.
2. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
В воде купался, сухим остался.
По узкой по тропке гусиным шажком
Гусиное войско шагает гуськом.
Гусь купил себе гармошку, но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела.
Д д
1. Мех у тётки встал на шубе, как под ветром лист на …
(Дубе)
На поляне весной вырос дуб молодой.
2. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Е е
Её всегда в лесу найдешь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Ё ё
Недотрога, весь в иголках
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Ты смотри, меня не тронь-
Я колючий шарик….
Вот колючий умный ёж, на клубочек он похож.
Всей семьёй идёт гулять ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать и ребёнок-ёжик.
Ж ж
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
На лужайке, на ромашке жук летал в одной рубашке.
Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Волк живет в своей норе, а жучки живут в коре.
Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
З з
1. Свернешь - клин, развернешь –блин.
(Зонт)
Дождь в лесу, дождь в лесу.
Не грибы домой несу – одни дождинки на носу.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(Заяц)
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
Зайке холодно в лесочке – свяжем серому носочки.
Зайка серый умывается, видно в гости собирается.
Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.
И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.
И и
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка)
Иголка и нитка – большие дружки.
Смотри, получились какие стежки.
К к
1. Когда за грибами ты в рощу идёшь,
Её непременно с собою берёшь.
(Корзина)
Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке.
У Маринки-грибы в корзинке, у Иринки и Вити – две корзины земляники.
Чтоб нести продукты с рынка, есть плетёная корзинка.
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж - что же это?
(Карандаш)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
С книгою кто не в ладу, с тем я дружбу не веду!
У меня характер крут: уважаю с детства труд.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
У Скворцова Гришки жили-были книжки-
Грязные, лохматые, рваные, горбатые
Без конца и без начала, переплёты, как мочала,
На листах каракули, книжки горько плакали.
Л л
За плечами в рюкзаке
Спит, мечтая о реке.
На реке бока раздует
И на волнах затанцует.
(Лодка)
Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Лев комариков ловил, лапой лоб себе разбил.
У меня находка-маленькая лодка.
Ну не больше коробка, разноцветные бока.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку – орешком, Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой, Васю – хворостинкой!
(Лес)
На опушке ольха качнула ветками слегка.
Ель нагнула ветки: ответила соседке.
Берёзка макушкой кивнула подружкам.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет.
М м
На глухой опушке, где росли одни волнушки,
Словно красный светофор, загорелся…
(Мухомор )
Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
А вот кто-то важный на беленькой ножке,
В красной он шляпке, на шляпке горошки.
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда-
С ним не скучно никогда.
(Мяч)
В тихом парке на лужайке высоко взлетает мяч.
Н н
1. Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
Солнце низко, вечер близко, потянулась сладко киска.
Мы любим дни морозные, катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное и шумный Новый Год!
2. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
О о
1. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)
Палочка, рядом две ровные душки - вот и готовы очки для лягушки.
2. Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(Облака)
Облака, облака - кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.
П п
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
(Пила)
Хоть не ела, не пила острозубая пила,
Все дрова перепилили и добавки попросила.
Р р
1. В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба)
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
2. На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо- мастер смастерил
Мост высокий, без перил.
(Радуга)
Поднялись ворота - всему миру красота.
С с
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова)
Совята у совушки умные головушки:
На каждый совушкин совет глазами хлопают в ответ.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь.
(Светофор)
Познакомимся, друзья! Светофорчик- это я. Лет пока ещё мне мало.
Но, ребята, всё равно, я дорожные сигналы изучил уже давно.
Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, ярко светит
И не пекарь, а печёт.
(Солнце)
Солнце светит так прекрасно, но по льду ходить опасно!
Поздно рыбку здесь ловить, грустно в речку угодить.
Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?
4 . Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)
5. Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Слон смеётся в самый зной: «Славный душ всегда со мной».
Т т
Золотая голова.
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)
Вот огромный бегемот.
Ему тыква влезет в рот.
Через поле и лесок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
У у
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический …
(Утюг)
Я надежный друг - электрический утюг.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт.
(Улитка)
Улитка - улитка, шагаешь ты прытко: от калитки до меня проползёшь четыре дня.
Хочет в сад попасть улитка, да мешает ей калитка.
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Ф ф
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок-
Красный, маленький…
(Флажок)
Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х х
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
Ц ц
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.
(Цветы)
Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Ч ч
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходит с боем и без боя,
Всем нужны и нам с тобою.
(Часы)
Часы даны не для красы, диктуют время нам часы.
Говорят, часы стоят,
Говорят, часы спешат,
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Он уже исходит паром,
И свисти, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит-
Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Чижик был в гостях у тётки, он на чай летал к чечётке.
Ш ш
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
(Шапка)
Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
Сшила Саша Саньке шапку.
Щ щ
Кто меня назвать не сможет,
Я на ёжика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваши платья.
(Щётка)
Щёткой часто чищу чушку, щекочу я чушке брюшко.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.
Ъ Ь
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Твёрдый знак)
Всех быстрей я кашу съем, ведь мне скоро будет семь.
Зачерпнём воды ковшом, суп съедим, чайку попьём.
С мягким знаком слово "мышь" пишет грамотный малыш.
Э э
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо)
Это ласточка весной возвращается домой.
Это кнопка и шнурок - электрический звонок.
Ю ю
На одной ноге кружится
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица
Музыкальная …
(Юла)
Юлька –Юленька -юла, Юля юркая была,усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
Юра только сел на стул, ножки свесил и заснул. Юра очень утомился -целый день юлой крутился.
Я я
Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Солнце яблоки румянит тёмной зеленью садов.
Яблоко спелое, красное, сладкое.
Яблоко хрусткое с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разломаю.
Яблоко с другом своим разделю.
Красные и чёрные,
Кислые и сладкие,
Так и просятся в рот,
И в варенье и в компот.
(Ягоды)
Бывает ягода брусника, черника, клюква, земляника.
А в траве у старых сосен земляника хороша!
Ягод множество в лесу! Я их маме отнесу.
Собирали ягоды и вели мы счёт:
Ягоду в кружку, две ягоды в рот.
На минутке чистописания использую рубрику «Азбука хороших слов». Я составила алфавитный перечень качеств, которые мне хочется видеть в моих учениках и в других людях. Вот что должно быть в человеке:
А – аккуратность
Б – бодрость
В – веселье, воспитанность
Г – галантность
Д – дружба, доброта, доброжелательность
Е – единодушие
Ж – жизнерадостность
З – здоровье
И – искренность
К – красота
Л – ласковость, любовь
М – мудрость, мужество
Н – надежность
О – образованность
П – постоянство
Р – работа, рассудок
С – смелость, стойкость
Т – трудолюбие
У – ум, умение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустремлённость
Ч – честность, чистота
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – яркость, ясность.
Используемая литература:
Карпенко М. Т. «Сборник загадок».
Волина В. В. «Занимательное азбуковедение».
Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать».
Кленицкая И. Я. «Весёлые горошины».
Агеева И. Д. «Весёлые диктанты».
Голощапова Т. Г. «Игры со словами».
Трудно учиться писать по – началу. Ребенок впервые берёт ручку и должен проводить правильные линии, петельки и различные размеры крючков. Пишем красиво, правильно прописываем каждый крючок, соединяя гласный и согласный, получаем слог, как часть любого слова. А соединяя слоги, получаем аккуратно написанное слово.
Старались слово написать по слогам: «даёт». Но, не удачно это сделали, и получилось что нужно вырвать лист в тетрадке в косую линейку и переписать всё по – новому. Удалили лист из тетради и снова пишем: «Даёт парное молоко корова!» А надо было написать: «Корова парное молоко даёт!». Успокоимся, сделаем глубокий вдох – выдох, ещё раз глубоко вздохнём и нашу строчку зачеркнём. И попытаемся спокойно повторить и каждую букву красиво написать. И вот у нас пятно в тетрадке, замазало все буквы слова. И снова рвём страницу мы, потому что буквы под кляксой не видны.
Слышны на улице различные звуки: « Громкий звон, пронзительный лай собаки, стук мяча, ребятня в прятки играет, друг змея воздушного запускает!» А вам нельзя сейчас гулять, надо предложение писать и вот уже я в пятый раз пишу всё те же слова: « Даёт парное молоко корова!» Стараюсь, все буквы вывожу и над учебником сижу. Точно, чтобы знаменитым учёным быть, надо грамматику и арифметику выучить.
Да, ребята, ученье труд и без знаний русского и математики вас никуда не возьмут! А начинается всё с букв алфавита, счёта цифр от 1 до 100.
Трудно учиться правильно, писать прописные строчные и заглавные буквы. Надо быть внимательным, чтобы тетрадь быстро не «худела», листы часто нельзя вырывать. За исправления, помарки и вычёркивания, снижается оценка.
Чем больше вы пишите, тем лучше у вас получается. Уникальный художественный почерк - искусство.
Чистописание – наука красиво, правильно и аккуратно писать в тетради.
Картинка или рисунок Чистописание
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание сказки Волшебная лампа Аладдина
В Персии жил бедный мальчик Аладдин, его поведение было очень плохим, он бездельничал и воровал фрукты в чужих садах. Когда мальчику исполнилось 15 лет, к нему пришел монах магрибинец и представился родным дядей.
- Краткое содержание Джельсомино в Стране лжецов Родари
В маленьком городке в Италии появляется на свет мальчик по имени Джельсомино, у которого был очень громкий голос, в результате этого, все вокруг рушится. Его учитель из Школы думает, что голос Джельсомино
- Краткое содержание Флаги на башнях Антон Макаренко
Действия романа «Флаги на башнях» А.С. Макаренко разворачивается в годы первой пятилетки. Страну наводнили беспризорники, по разным причинам попавшие на улицу. Дети занимаются мелким хулиганством
- Краткое содержание Сказание о белгородских колодцах
Владимир князь отправился за воинами в Новгород, пока его не было, печенеги пришли на Русь. Засели они в Белгороде и окружили город. Белгород был хорошо укреплен и долго держал оборону, только вот есть людям становилось нечего, начинался голод
Геша Черемыш – пятиклассник – пришел учиться в новую школу. Чтобы быть в центре внимания, мальчик решил выдать себя за младшего брата летчика-героя Климентия Черемыша.
М.Горький
Учитель чистописания
Придя к А.А.Я. - не застал его дома.
Убежал куда-то, - сказала его квартирная хозяйка, приветливая старушка в роговых очках и с мохнатой бородавкой на левой скуле. Предложив мне отдохнуть, она заговорила, мягко улыбаясь:
Смотрю я: бегом живёте вы, нынешние молодые люди, точно выстрелили вами, как дробью из ружья. Раньше - спокойнее жили и даже походка у людей другая была. И сапоги носились дольше, не потому, что кожа была крепче, а потому, что люди осторожнее ходили по земле. Вот в комнате этой, до Яровицкого, жил учитель чистописания; тоже Алексеем Алексеевичем звали, фамилия - Кузьмин. Какой удивительно тихий человек был, даже странно вспомнить. Бывало, утром проснётся, сапоги почистит, брючки, сюртучок, умоется, оденется, и всё тихонько, как будто все люди в городе спят, а он боится разбудить их. Молится, всегда читал: "Господи, владыко живота моего". Потом выпьет стакан чаю, съест яичко с хлебом и уходит в институт, а придя домой, покушает, отдохнёт и сядет картинки писать или рамочки делать. Это вот всё его рукоделье.
Стены маленькой комнаты были обильно украшены рисунками карандашом в рамках из чёрного багета; картинки изображали ивы и берёзы над могилами, над прудом, у развалившейся водяной мельницы, - всюду ивы и берёзы. И лишь на одной, побольше размером, тщательно была нарисована узкая тропа, она ползла в гору, её змеевидно переплетало корневище искривлённой берёзы, со сломанной вершиной и множеством сухих сучьев. Глядя на робкие, серые рисунки, старушка любовно говорила:
Гулять он ходил вечерами, в сумерках, и особенно любил гулять, когда пасмурно, дождь грозит. От этого он и захворал, простудился. Бывало, скажешь ему: "Что вы какое нехорошее время для гулянья выбираете?" - "В такие, говорит, вечера народу на улицах меньше, а я человек скромный и не охотник до встреч с людьми. И частенько, говорит, люди заставляют думать о них нехорошо, а я этого убегаю". Наденет шинельку, фуражку с кокардой, зонтик возьмёт и тихонько шагает поближе к заборам; всем, кого встретит, дорогу даёт. Очень хорошо, легко ходил он, будто и не по земле. Умильный человек - маленький, стройный, светловолосый, нос с горбинкой, личико чисто выбрито и такое молодое, хотя было ему уже под сорок. Кашлял он всегда в платок, чтобы не шуметь. Бывало, гляжу я на него, любуюсь, думаю - вот бы все люди такие были. Спросишь: "А не скучно вам жить так?" - "Нет, говорит, нисколько не скучно, я живу душой, а душа скуки не знает, скука - это телесная напасть". И всегда он отвечал вот так разумно, точно старичок. "Неужто, спрашиваю, и женский пол не интересен вам, и о семье не думаете?" - "Нет, говорит, я к этому не склонен, семья же требует забот, да и здоровье моё не позволяет". Так, тихой мышкой, он и жил у меня около трёх лет, а потом поехал на кумыс, лечиться, да там, в степях, и помер. Ждала я, что придёт кто-нибудь за добром его, а должно быть, не было у скрытого человека этого ни родных, ни приятелей - никто не пришёл; так всё и осталось у меня: бельишко, картинки эти да тетрадка с записями. Я попросил показать мне тетрадку, старуха охотно достала из комода толстую книгу в переплёте чёрного коленкора; на куске картона, приклеенном к переплёту, готическим шрифтом значилось:
"Пища духа.
Записки для памяти
А.А.Кмина
Лето от Р.X.
На обороте - виньетка, тонко сделанная пером: в рамке листьев дуба и клёна - пень, а на нём клубочком свернулась змея, подняв голову, высунув жало. А на первой странице я прочитал слова, взятые, очевидно, как эпиграф, тщательно выписанные мелким, круглым почерком:
"Скоро оказалось, что христиан много, - так всегда бывает, когда начинают заниматься исследованием какого-нибудь преступления.
Из письма Плиния Императору Траяну."
"Я значительно умнее Аполлона Коринфского. Не говоря о том, что он пьяница."
Почти на каждой странице мелькали рисунки, виньетки, часто встречалось толстое женское лицо с тупым носом и калмыцкими глазами. Записей было немного, они редко занимали одну, две страницы, чаще - несколько строк, всегда выписанных тщательно. Нигде ни одной помарки, всюду чувствовалась строгая законченность, всё казалось любовно и аккуратно списанным с черновиков.
Заинтересованный, я унёс "Пищу духа" тихого учителя домой, и вот что нашёл в этой чёрной книге.
"Так называемое искусство питается преимущественно изображением и описанием разного рода преступлений, и замечаю, что чем преступление подлее, тем более читается книга и знаменита картина, ему посвящённая. Собственно говоря, интерес к искусству есть интерес к преступному. Отсюда вполне ясен вред искусства для юношества.
Сазана надо фаршировать морковью, но этого никто не делает.
Князь Владимир Галицкий ездил служить венгерскому королю и четыре года служил ему; после чего, возвратясь в Галич, занимался церковным строительством.
Всякое преступление требует врождённого таланта, особенно же человекоубийство.
Ап.Кор. написал в насмешку надо мною плюгавенькие стишки. На всякий случай равнодушно записываю их:
Чтобы душа была подобна гуммиластику
Т.е. более податлива, гибка,
Делать надобно духовную гимнастику,
Т.е. - попросту - "валять дурака".
Успешное - т.е. безнаказанное - убийство должно быть совершено внезапно."
Тихий человечек записывал любопытнейшие мысли свои разнообразными почерками - ромбом, готическим, английским, славянской вязью и всячески, явно щеголяя своим мастерством. Но всё, что касалось убийства, он писал тем же мелким, круглым почерком, каким была написана выдержка из письма Плиния Траяну. И можно было думать, что это уже его индивидуальный почерк. Великолепно, ромбом, было нарисовано:
"Мышление есть долг всякого грамотного человека."
Славянской, затейливой вязью:
"Я никогда не позволю себе забыть насмешек надо мной."
А круглый почерк говорил:
"Внезапность не исключает предварительного и точного изучения условий жизни намеченного лица. Особенно важно - время и место прогулок. Часы возвращения из гимназии с уроков. Ночью из клуба."
Две страницы заняты подробным и сухим описанием прогулки в лодках по Волге, затем косым почерком, буквами, переломленными посредине, начертано:
"У Пол.Петр. дурная привычка чесать пальцем под левым коленом. Она любит сидеть закинув ногу на ногу, от этого и чешется под коленом, вероятно застой крови. Он этого не замечает, дурак. Он вообще глуп. И не хорошо, что она часто спрашивает: "Да что вы?" - это у неё выходит насмешливо. Полина значит Пелагия, Пелагия - имя, собственно, вульгарное, деревенское."
И снова - круглый почерк:
"Уехать из города и неожиданно возвратиться. Сесть на извозчика, - это очень глупо говорят: сесть на извозчика, надо: нанять извозчика. По дороге домой соскочить с пролётки, под видом, будто заболел живот, сбегать, убить и ехать дальше..."
Затем - хитрым почерком подьячего:
"Он стал бывать, т.е. ходить в гости к старой чертовке, поэтессе Мысовской. У неё собираются местные революционеры."
И снова круглый почерк:
"Внезапность действия - гарантия успеха. Извозчика нанять старика, по возможности, со слабым зрением. Соскочить - схватило живот. Проходным двором идти прямо на него, но - не здороваться, чтоб он растерялся. Миновать и, внезапно повернувшись, ударить с бока в m.c. (приведено сокращённое до двух букв латинское название мускула). Быстро возвратиться к извозчику, оправляя костюм, грубо смеясь над собой. Дома послать в аптеку за желудочными каплями. Когда всё обнаружится, вести себя с любопытством, легкомысленно. Участвовать в торжестве похорон. Конечно."
ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ
Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества?» расширяющиеся и усложняющиеся Потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма. Очень давно люди, желая передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки.
Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало по обыкновению то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы общества.
Так, стальные перья, появившись еще в начале XIX в., не без борьбы входят в употребление в школы только во второй его половине. И даже в конце XIX в. раздавались голоса в пользу гусиных перьев (они мягче, дают более красивое начертание, их можно оттачивать соответственно руке пишущего, наконец, они дешевле и пр.).
Последний аргумент был немаловажен для решения вопроса об обучении письму в школах.
Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительный, а желаемой скорописи достичь было трудно.
Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет.
Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи». П. Е. Градобоев выпустил прописи, дающие образцы красивого делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т. д.
Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.
В начале XX в. с новой остротой встал вопрос об упрощении письменного шрифта.
Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Так, о необходимости упрощения шрифта писали Н. И. Ткаченко, Д. А. Писаревский, Е. В. Гурьянов, Ф. Г. Голованов и др. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, особенно шариковых, увеличение потока и объема информации, предназначенной для быстрой записи в различных сферах обучения, общения, настоятельно потребовали внесения изменений в письменный шрифт. В 60-е годы проводилась широкая экспериментальная проверка разных вариантов нового шрифта в РСФСР и других республиках. В 1970 г. в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.
Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение бесчисленных упражнений в письме букв, слов и предложений.
К. Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, т. е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Как показала практика применения нового метода, учащиеся овладели более успешно и быстро осмысленным письмом, чем письмом всех букв подряд, независимо от овладения чтением. К. Д. Ушинский, будучи не только методистом и педагогом, но и психологом, выдвигал принцип одновременного обучения чтению и письму потому, что осознанное овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее для ребенка. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время.
Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличения доли сознательности при написании. Тесным образом оно было связано с развитием смежных наук - педагогики, психологии, школьной гигиены, физиологии, изучающих в той или иной мере процесс письма с определенных точек зрения.
В конце XIX и в начале XX в. появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И. Е. Евсеева. Его «Методика обучения чистописанию» переиздавалась неоднократно. Она до сих пор не потеряла для специалистов свoero значения: в ней дан исторический обзор и истоки отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов. Книга написана доступно и интересно. В ней не просто даны рецепты, а и объяснено значение каждого методического приема.
Известный интерес представляли и методики В. Гербача и Ф. В. Грекова.
С конца прошлого столетия в практику школы внедряются некоторые исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий письмом мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В дискуссиях по вопросам обучения письму принимают участие не только методисты, но и гигиенисты - А. С. Вирениус, В. И. Бывалкевгич и др.
Дискутируется ряд вопросов при обучении письму: обучать ли детей прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. На некоторое время в ряде стран было введено прямое письмо на том основании, что оно (как считали его сторонники) способствует лучшей посадке, при этом наблюдается меньше случаев косоглазия и почерк детей более разборчив. В России тоже на некоторый период в ряде школ вводится прямое письмо. Однако господство прямого письма продолжалось недолго. Оказалось, что оно не уменьшило ни случаев искривления позвоночника, ни близорукости, ни косоглазия. Преимущество наклонного письма обнаруживалось прежде всего в том, что оно было более быстрым и удобным.
В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введён в школу в XIX п. и был рассчитан на то, что длительное, мин и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Передовые методисты конца XIX и начала XX в. (И. Е. Евсеев, Ф. В. Греков и др.) критиковали этот метод прежде всего за то, что обучение путем обведения готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Резкую критику этого метода, как единственного, мы находим и у советского методиста В. А. Саглина. Он писал, что, обводя буквы, учащиеся не понимают ни их строения, ни последовательности начертания, обводят медленно и неуверенно.
Однако многие методисты (например, Д. А. Писаревский, Н. И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д. А. Писаревский считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов.
Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению чистописанию копировальный способ как единственный или один из ведущих, все методисты допускали его ограниченное применение в каких-то специальных целях.
Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т. е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д.
Графическая сетка стала применяться с 1857 г. в Германии. Она быстро распространилась в других странах. К концу XIX в. в той же Германии она была уже отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.
Так как чистописание в России вверялось учителям-художникам, то вполне естественно, что они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию,- со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и пр.
Большинство методистов и до революции, и в советское время видели вредное влияние частой косой сетки, рекомендовали пользоваться ею очень ограниченно, а многие призывали к отказу от нее: Е. В. Гурьянов, Ф. Г. Голованов, Е. Н. Соколова. Даже в дореволюционное время издавались пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Замечено, что при косой сетке дети приучались держать тетрадь прямо. Прямое положение тетради при наклонном письме приводило к закреплению неправильного движения руки при письме вдоль строки и неправильной позе во время письма.
Некоторые учителя успешно решали задачи обучения письму первоклассников при работе в тетрадях в одну линию (без верхней линии рабочей строки).
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Генетический способ был очень давно. И. Е. Евсеев писал, что еще в XVI в. впервые о нем упоминал немецкий художник Дюрер, доказавший, что все письмо состоит из определенного количества основных линий. В обучении» письму этот способ применялся Песталоцци. В течение XIX в. генетический способ находил применение при обучении письму в школах Европы. Перенесенный в русскую школу, он в свое время сыграл очень положительную роль, придя на смену механическим упражнениях от «а» до «ижицы». Д. А. Писаревский считал, что генетический способ наиболее подходящий для первоначального овладения письмом. При письме же букв в порядке алфавита или в порядке, данном в букваре, изучение начинается с очень трудных форм. Такого же мнения придерживались еще раньше И. Е. Евсеев, Ф. В. Греков. Однако все методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, т. е. только для усовершенствования письма, отработки формы букв.
В методических разработках последнего времени (Н. И. Ткаченко, А. И. Воскресенская и др.) этот способ применялся для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой (от частой косой сетки к письму по тетрадям с редкой косой и, наконец, к письму по одной линии), в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.
Тактический (или ритмический) способ - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Некоторые методисты в свое время очень увлекались этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои и недостатки и достоинства, и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения чистописанию. Однако большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как он удобен для работ со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.
Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Еще один из распространенных методов - обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие расчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.
По мнению многих методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие расчерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно использовались и для обучения детей (см. прописи А. И. Воскресенской и Н. И. Ткаченко, пособия В. А. Саглина, Н. Н. Боголюбова и др.).
В этой главе рассмотрены традиционные способы обучения чистописанию. Как видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ
Предмет чистописания начинается в конце I класса после окончания периода обучения грамоте и продолжается в последующих классах.
Однако неправильно было бы понимать, что задачи обучения чистописанию выдвигаются только с этого периода. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму.
Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.
Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.
В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений, исследований и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.
Отсюда и целью занятий чистописанием, или каллиграфией, является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Иными словами, на уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения "специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.
Занятия по чистописанию должны помочь сформировать полноценный навык письма, на что ориентируют учителей начальных классов документы о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владения инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетради, первоначальное ознакомление с начертаниями букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений.
Затем - закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведения форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке.
Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорций строчных и заглавных букв.
Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму.
На уроках чистописания выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме.
Позднее, когда возникают случаи искажения букв в связи с нарастанием скорости письма и некоторые буквы начинают уподобляться одна другой (н как и, м как ш и др.), встает задача предупреждения таких искажений при отработке формы букв в более скором письме.
При работе над высотой букв в I и II классах, где высота их определена разлиновкой, учитель следит за тем, чтобы строчные буквы располагались точно между верхней и нижней линиями рабочей строки. Кроме того, он следит и за тем, чтобы заглавные буквы не доходили до нижней линии предыдущей строки, чтобы петли и другие элементы, выходящие вниз за строку, были одинакового размера. Когда дети переходят на письмо по одной линии, встает задача обучать их самостоятельно регулировать высоту букв в словах и предложениях по всей строке и странице.
Помимо общих задач работы со всем классом, учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников.
Формирование навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывается на определенных принципах обучения.
Принципы обучения чистописанию включают как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в конкретной работе по чистописанию. Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении чистописанию, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка.
Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Это значит, что навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель, обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им. Так, учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и др.
Некоторые знания о процессе письма должны стать для учащихся правилами. Например, учащиеся должны знать гигиенические правила (правила посадки, положения и продвижения тетради при письме, положения ручки при письме), а также правила, связанные с овладением навыками письма. Правила вводятся постепенно, начиная с букварного периода, по мере изучения материала. Первые правила - правила гигиенические и правила о наклоне письма вправо. Затем вводится правило о расстоянии между буквами и элементами букв, между словами. На уроках чистописания в I и II классах эти правила повторяются. Дети должны уметь подробно рассказать правило и показать то, о чем в нем говорится.
Например, ученик объясняет правило «Писать надо с наклоном»: «Чтобы правильно писать с наклоном, надо, чтобы при письме тетрадь всегда лежала под углом, тогда основной элемент пишем прямо на себя, а получается письмо с наклоном вправо». (Положение тетради демонстрируется.)
Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.
Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях.
Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения. Упражнение- это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение.
Упражнение, т. е. повторное исполнение,- самый старый прием приобретения навыка. Но если упражнение превращается просто в повторное исполнение, без анализа исполненного, без сравнения с образцом, без исправления ошибок, то оно становится механическим и малоэффективным. Поэтому упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Чтобы упражнения обладали всеми этими качествами, в чистописании используются разные приемы обучения.
Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (болезни, каникул) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и др.
Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений (кисти) и нервно-мышечного управления движениями (координации движений) со стороны центральной нервной системы.
Для детей 6 лет процесс письма очень сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки в процессе письма. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.
Вместе с тем важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало их дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному.
Так, дети 6 лет могут выполнять, не отрывая руки, сначала элементы движения, составляющие буквы, затем буквы, затем буквосочетания, где соединения выполняются естественными ритмичными движениями (типа иш , ли, ел и др.). Не нужно от детей этого возраста требовать безотрывного соединения каждой из букв, особенно тех, которые соединяются с последующими овальными и полуовальными буквами, так как выполнение этих соединений сложно для детей этого возраста. Эти соединения вводятся позднее и постепенно.
Начиная со II класса дети учатся безотрывным соединениям с овальными буквами, учатся писать с ними слог из 2-3 букв и т. д.
Переход от простого к сложному происходит и в процессе работы над формой букв на уроках чистописания. В первую группу букв входят графически более простые буквы, в последующие - более сложные по своим начертаниям. Такая организация работы над формами букв - по группам (на основе сходства написания), в порядке нарастания графических трудностей - называется в чистописании генетическим принципом. Таким образом, переход от простого к более сложному в специфическом предмете выражается как особый генетический принцип в формировании навыка графически правильного и четкого письма.
Обучая детей чистописанию, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (близорукие, дальнозоркие), замечать отклонения в моторике
(дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.). Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладет тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или очень скоро пишет и др.
Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу по чистописанию, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Специфика обучения каллиграфии, обусловленная сенсомоторной природой навыка письма и его обслуживающей ролью (для уроков русского языка, математики и др.), требует соблюдения и специфических принципов, характерных именно для формирования графических навыков.
Так, на первых этапах обучения грамоте важен принцип совместного обучения чтению и письму. Введенный еще К. Д. Ушинский, этот принцип оправдал себя в практике обучения в течение более ста лет и успешно реализуется в настоящее время.
Любое письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обеспечивать возможности решения задач таких предметов, как русский язык, математика и др.
Однако нельзя не учитывать, что работа по чистописанию в основном направлена на формирование двигательного навыка, подчиняющегося в своем становлении закономерностям формирования и развития движений (удобства для движения руки, корректировки зрительных и двигательных ощущений и восприятий, скорости движений и др.). Поэтому опора на закономерности формирования двигательных навыков письма очень важна на занятиях, чтобы сам процесс письма был удобен для пишущего и способствовал овладению наиболее точными и скорыми движениями всех звеньев руки.
Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение.
Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь
об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение
к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их
эстетическому воспитанию.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, процесс этот продолжается и в средней школе.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки черчения, рисования, речь, вязание и т. д.
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированное™ процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движением руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.
Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову) .
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж. И. Шиф, С. М. Блинкова, А. Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также связаны с процессами письма - именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности нужной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.
Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.
К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.
Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка
постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребенка
примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки
при еде требует более сложных координации. Так, Т. С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам
уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом
и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не
отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат
карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием,
лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет
детям в овладении навыками письма.
Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее - вращательные движения/этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинство случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что/организация движений на высшем уровне корковой регуляции; видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.
Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задержится даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.
В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля, которое так характеризуется Е. В. Гурьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в рисунке.
Уже в дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми (И. С. Комарова).
По данным Е. Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображения прямой черты, овала сопровождаются заметным дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал - зигзагообразным и не всегда замкнутым:
К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов более уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.
Исследования Д. Б. Эльконина, Л. Ф. Ткачевой, Л. В. Журовой и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.
Позднее начинает включаться зрительный контроль - ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и др.), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и т. д.) приводит у некоторых детей к тому, что требование писать «на себя» при наклонном положении
Выработка у учащихся начальной школы навыка правильного, четкого, красивого письма, каллиграфического стиля - дело серьезное и кропотливое. Оно требует от учителя большого напряжения, знаний и проведения систематических упражнений.
Но все трудности в привитии этого навыка, в развитии у детей внимания и аккуратности должны быть преодолены ввиду большого значения письма. Письменная речь - одно из важнейших средств общения.
И. В. в своем труде по языкознанию указывает, что без обмена мнениями, «...без языка, понятного для общества и общего для его членов, общество прекращает производство, распадается и перестаёт существовать, как общество. В этом смысле язык, будучи орудием общения, является вместе с тем орудием борьбы и развития общества».1 «...появление письменности, зарождение государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, развитие торговли, ещё более нуждавшейся в упорядоченной переписке, появление печатного станка, развитие литературы, - говорит И. В. Сталин, - всё это внесло большие изменения в развитие языка».2
Имея столь важное значение в жизни народа, письмо тем самым приобретает такое же значение и для каждого отдельного человека. Правильный и красивый почерк облегчает чтение любого рукописного текста, способствует более легкому и широкому общению между людьми во всех областях общественной деятельности, вызывает естественное чувство удовлетворения как пишущего, так и читающего, создает предпосылки для более живой работы мысли.
«Приучая школьников к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает у учащихся уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку».3
1 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздат, 1952, стр. 23.
2 Там же, стр. 26-27.
3 Методическое письмо «Единый школьный режим грамотного письма и культуры речи». Учпедгиз, 1952, стр. 12.
Поэтому, обучая чистописанию, учитель должен постоянно стремиться к тому, чтобы привить учащимся знания и навыки правильного, разборчивого и скорого письма, ибо от их прочности будут зависеть, в известной мере, дальнейшие успехи в обучении каждого школьника.
XIX съезд Коммунистической партии. Советского Союза, открывший новые перспективы в деле дальнейшего йодъема культурного уровня нашего народа, в своих директивах наметил новую ступень в деле развития народного образования: переход от семилетнего образования к всеобщему среднему образованию (десятилетка) и переход к всеобщему политехническому обучению