Возрастное развитие человека. Классификация возрастных периодов

1. Введение.

2. Периоды роста и развития.

3. Онтогенез.

4. Классификация возрастных периодов.

5. Дошкольный возраст.

6. Отклонения в развитии.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Развитие – качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. усложнении строений и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Процессы роста и морфологического усложнения (развития) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.

Рост и развитие – сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5 – 5 годам; утраивается к 14 – 15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4 – 5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины – 6 – 8 см.

В основе – закономерность скачкообразности развитии, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).

ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ

В росте и развитии детей выделяют:

Первый период вытягивания – первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6 – 7 кг;

Первый период округления – 1 – 3 года, темпы развития снижаются;

Второй период вытягивания – 5 – 7 лет – новое нарастание темпов роста, прирост тела – 7 – 10 см;

Второй период округления – 7 – 10 лет – замедление роста;

Третий период вытягивания – с 11 – 12 до 15 -16 лет – возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

В последующие годы темпы физического развития снижаются.

Рост у женщины останавливается к 18 – 22 годам, у мужчин – к 20 – 25 годам.

ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез – период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Различают два периода:

Пренатальный – внутриутробный (с момента зачатия до рождения);

Постнатальный – послеутробный (от момента рождения до смерти человека).

В пренатальном выделяют:

Эмбриональное развитие (эмбрион) – до 1,5 – 2 месяцев, когда происходит формирование плода;

Плацентарное развитие (плод) – 3 – 10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, на развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют этапы:

Заключительный.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16 – 20 лет.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Рекомендуется схема возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный-1-10 дней;

II грудной возраст-10 дней-1 год;

III раннее детство-1-3 года;

IV первое детство-4-7 лет;

V второе детство-8-12 лет мальчики, 8-II лет девочки;

VI подростковый возраст-13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII юношеский возраст-17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно - вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так наз. первого физиологического вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5см.

Прибавка в весе также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет ок. 1,6 кг, за 5-й-ок. 2кг, за 6-й - 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до б-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце этого периода, заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким - к 7 годам частота дыханий 23-25 в 1 мин.

Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно пульс становится реже - к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 годам до 85-90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно - сосудистой системы намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ, напр. о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Подготовка к школе. Подготовка к школе - важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайтесь развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Школьные годы - это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.

Кризис 7 лет связан с походом в школу, возникает новая социальная ситуация развития. Ведущая деятельность - учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг.

Возможные причины эпохальной акселерации:

Увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);

Урбанизация расселения (увеличение городского населения);

Увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере;

Гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);

Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран: лучшее питание, занятия спортом, научно-технический прогресс, более высокий уровень образования родителей.

Внутригрупповая акселерация – это ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 – 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием).

Возможные причины ретардации:

Наследственные и врожденные нарушения;

Приобретенные нарушения;

Факторы социального характера (в том числе неправильное воспитание детей, воспитание детей в неблагополучных семьях).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985.

2. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: человек. 9 класс (учебник). М.: Дрофа, 1997.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 1995.

5. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-пресс, 2008.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Классификация возрастных периодов


Введение.

Периоды роста и развития.

Онтогенез.

Классификация возрастных периодов.

Дошкольный возраст.

Отклонения в развитии.

Заключение.

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ


Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Развитие – качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. усложнении строений и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Процессы роста и морфологического усложнения (развития) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.

Рост и развитие – сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5 – 5 годам; утраивается к 14 – 15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4 – 5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины – 6 – 8 см.

В основе – закономерность скачкообразности развитии, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).

ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ


В росте и развитии детей выделяют:

Первый период вытягивания – первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6 – 7 кг;

Первый период округления – 1 – 3 года, темпы развития снижаются;

Второй период вытягивания – 5 – 7 лет – новое нарастание темпов роста, прирост тела – 7 – 10 см;

Второй период округления – 7 – 10 лет – замедление роста;

Третий период вытягивания – с 11 – 12 до 15 -16 лет – возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

В последующие годы темпы физического развития снижаются.

Рост у женщины останавливается к 18 – 22 годам, у мужчин – к 20 – 25 годам.


ОНТОГЕНЕЗ


Онтогенез – период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Различают два периода:

Пренатальный – внутриутробный (с момента зачатия до рождения);

Постнатальный – послеутробный (от момента рождения до смерти человека).

В пренатальном выделяют:

Эмбриональное развитие (эмбрион) – до 1,5 – 2 месяцев, когда происходит формирование плода;

Плацентарное развитие (плод) – 3 – 10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, на развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют этапы:

Заключительный.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16 – 20 лет.


КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ


Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Рекомендуется схема возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный-1-10 дней;

II грудной возраст-10 дней-1 год;

III раннее детство-1-3 года;

IV первое детство-4-7 лет;

V второе детство-8-12 лет мальчики, 8-II лет девочки;

VI подростковый возраст-13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII юношеский возраст-17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.


ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно - вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так наз. первого физиологического вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5см.

Прибавка в весе также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет ок. 1,6 кг, за 5-й-ок. 2кг, за 6-й - 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до б-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце этого периода, заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким - к 7 годам частота дыханий 23-25 в 1 мин.

Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно пульс становится реже - к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 годам до 85-90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно - сосудистой системы намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ, напр. о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Подготовка к школе. Подготовка к школе - важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайтесь развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.


ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ


Школьные годы - это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.

Кризис 7 лет связан с походом в школу, возникает новая социальная ситуация развития. Ведущая деятельность - учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.


ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ


Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг.

Возможные причины эпохальной акселерации:

Увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);

Урбанизация расселения (увеличение городского населения);

Увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере;

Гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);

Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран: лучшее питание, занятия спортом, научно-технический прогресс, более высокий уровень образования родителей.

Внутригрупповая акселерация – это ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 – 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием).

Возможные причины ретардации:

Наследственные и врожденные нарушения;

Приобретенные нарушения;

Факторы социального характера (в том числе неправильное воспитание детей, воспитание детей в неблагополучных семьях).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985.

Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: человек. 9 класс (учебник). М.: Дрофа, 1997.

Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 1995.

Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-пресс, 2008.

Похожие рефераты:

Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.

Возрастные особенности физического развития школьников 8-16 лет, их физическая работоспособность. Возрастные особенности показателей системы кровообращения. Типологические особенности реакции сердечнососудистой системы у детей на физическую нагрузку.

Этапы зарождения и развития сердечнососудистой системы ребенка в различные возрастные периоды от внутриутробного до школьного. Особенности изменений, происходящих на каждом из них, укрепление сердечнососудистой системы во время полового созревания.

Морфофункциональное (физическое) развитие дошкольников: длина и масса тела, окружность головы и грудной клетки. Влияние основных социальных и климатических факторов на процессы роста и развития дошкольников. Изменчивость под влиянием урбанизации.

Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.

Особенности выражения эмоций и желаний у ребенка. Необходимость адекватных физических нагрузок и соблюдения режима питания. Методы закаливания. Этапы подготовки к школе. Периоды школьного возраста и основные проблемы, с ними связанные, пути разрешения.

Профилактика. ВНД – это деятельность внешнего отдела ЦНС, который регулирует поведение человека. Слуховой анализатор начинает функционировать с 6 месяцев с момента зачатия. Если мать разговаривает, читает стихи, книги, слушает музыку со своим ребенком, то он наиболее развит после рождения.

Теоретические основы процессов роста и развития организма. Особенности высшей нервной деятельности детей младшего школьного возраста. Антропометрические методы исследования физического развития детей и подростков. Проблема памяти в позднем онтогенезе.

реферат по дисциплине Медицина на тему: Классификация возрастных периодов; понятие и виды, классификация и структура, 2015-2016, 2017 год.

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. Периоды роста и развития.

3. Онтогенез.

4. Классификация возрастных периодов.

5. Дошкольный возраст.

6. Отклонения в развитии.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.

Рост - количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Развитие - качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. усложнении строений и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Процессы роста и морфологического усложнения (развития) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.

Рост и развитие - сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5 - 5 годам; утраивается к 14 - 15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4 - 5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины - 6 - 8 см.

В основе - закономерность скачкообразности развитии, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).

ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ

В росте и развитии детей выделяют:

Первый период вытягивания - первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6 - 7 кг;

Первый период округления - 1 - 3 года, темпы развития снижаются;

Второй период вытягивания - 5 - 7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела - 7 - 10 см;

Второй период округления - 7 - 10 лет - замедление роста;

Третий период вытягивания - с 11 - 12 до 15 -16 лет - возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

В последующие годы темпы физического развития снижаются.

Рост у женщины останавливается к 18 - 22 годам, у мужчин - к 20 - 25 годам.

ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез - период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Различают два периода:

Пренатальный - внутриутробный (с момента зачатия до рождения);

Постнатальный - послеутробный (от момента рождения до смерти человека).

В пренатальном выделяют:

Эмбриональное развитие (эмбрион) - до 1,5 - 2 месяцев, когда происходит формирование плода;

Плацентарное развитие (плод) - 3 - 10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, на развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют этапы:

Заключительный.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16 - 20 лет.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Распространенная сегодня возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Рекомендуется схема возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный--1--10 дней;

II грудной возраст--10 дней--1 год;

III раннее детство--1--3 года;

IV первое детство--4--7 лет;

V второе детство--8--12 лет мальчики, 8--II лет девочки;

VI подростковый возраст--13--16 лет мальчики, 12--15 лет девочки;

VII юношеский возраст--17--21 год юноши, 16--20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. При этом вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль-ного развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Период развития ребенка от 3 до 6--7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно -- вначале замедляется до 4--6 см в год, а затем на 6--7-м году жизни ускоряется до 7--10 см в год (период так наз. первого физиологического вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5см.

Прибавка в весе также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет ок. 1,6 кг, за 5-й--ок. 2кг, за 6-й -- 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. К 6--7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до б--7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5--6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5--6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце этого периода, заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким -- к 7 годам частота дыханий 23--25 в 1 мин.

Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно пульс становится реже -- к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 годам до 85--90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно - сосудистой системы намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ, напр. о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции -- радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Подготовка к школе. Подготовка к школе -- важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайтесь развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Школьные годы - это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.Кризис 7 лет связан с походом в школу, возникает новая социальная ситуация развития. Ведущая деятельность -- учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Акселерация - ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 - 2,5 см, масса - на 0,5 кг.

Возможные причины эпохальной акселерации:

Увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);

Урбанизация расселения (увеличение городского населения);

Увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере;

Гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);

Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран: лучшее питание, занятия спортом, научно-технический прогресс, более высокий уровень образования родителей.

Внутригрупповая акселерация - это ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 - 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.

Ретардация - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 - 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием).

Возможные причины ретардации:

Наследственные и врожденные нарушения;

Приобретенные нарушения;

Факторы социального характера (в том числе неправильное воспитание детей, воспитание детей в неблагополучных семьях).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985.

2. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: человек. 9 класс (учебник). М.: Дрофа, 1997.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 1995.

5. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-пресс, 2008.

Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г. Ананьева, присущи два свойства – метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состояний, а также временную характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрическое свойство измеряется временными интервалами (дни, месяцы, годы и т. п.) или показателями динамики изменений того или иного психического явления (темп, скорость, ускорение). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены временные закономерности, такие как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный, криволинейный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека. На неравномерность психического развития оказывает влияние историческое время. Одни и те же свойства функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит данный индивид. Так, одни и те же промежутки времени, объем знаний и система интеллектуальных операций существенно изменяются с общим прогрессом образованности и культуры. В двадцатом столетии по сравнению с XIX в. изменяются темпы и сроки завершения созревания, наблюдаются явления ускорения, или акселерации, общесоматического и нервно-психического развития и в то же время замедления процессов старения.

Другая временная закономерность выражена в гетерохронности возрастного развития. При сопоставлении между собой темпов изменчивости психических функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития. Гетерохронность может быть внутрифункциональной, когда отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, и межфункциональной, при которой различные функции проходят фазы своего развития в разное время. К внутрифункциональной гетерохронии относится разновременность старения различных видов цветовой чувствительности. С возрастом быстрее всего стареет чувствительность к синему и красному цветам и более стабильной с возрастом оказывается чувствительность к желтому, а также зеленому цветам (по Смиту). К межфункциональной гетерохронии относится несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных и интеллектуальных, творческих способностей и социального развития. Сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18–25 лет (по Лазареву), интеллектуальные, творческие способности могут достигать в среднем своего оптимума гораздо позже – в 35 лет (по Леману), а личностная зрелость – в 50–60 лет. Все это создает благоприятные возможности для возрастного индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. В период роста быстрее всего развиваются именно те функции, которые имеют первостепенное значение для становления других форм психики. Так, в раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени. В период старения гетерохрония обеспечивает сохранность и дальнейшее развитие одних функций за счет других, которые в это время ослабевают и инволюционизируют. Осведомленность, словарный запас пожилого человека могут увеличиваться, в то время как психомоторика и сенсорно-перцептивные функции ухудшаются, если отсутствует их систематическая тренировка и они не включены в профессиональную деятельность.

Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.

В современных периодизациях возрастного развития используются метрическая и топологическая характеристики в единой классификационной схеме. Расхождения различных периодизаций, несовпадения границ по различным периодам связаны главным образом с противоречивостью психического развития, обусловленного действием временных закономерностей, неравномерностью и гетерохронностью, и с топологической сложностью различных фаз, динамикой соотношения биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития, от поколения к поколению, что также оказывает влияние на периодизацию возрастного развития.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека. К частным относится классификация развития интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет три основных периода его становления с момента рождения и до 15 лет:

период сенсомоторного интеллекта (0–2 года). В этом периоде выделяются шесть основных стадий;

период подготовки и организации конкретных операций (3 года – 11 лет). Здесь выделяются два подпериода – подпериод дооперациональных представлений (3 года – 7 лет), в котором Пиаже различает три стадии, и подпериод конкретных операций (8-11 лет);

и, наконец, период формальных операций (12–15 лет), когда подросток может успешно действовать в отношении не только окружающей его реальной действительности, но и мира абстрактных, словесных предположений.

В классификации Д. Б. Эльконина, также относящейся к первой группе, рассматриваются три эпохи жизни – раннее детство, детство и подростковый возраст. В каждой эпохе происходит смена ведущих типов деятельности, которые обусловливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый» и в системе «ребенок – общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:

непосредственно-эмоциональное общение (младенчество);

предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);

ролевая игра (дошкольник);

учебная деятельность (младший школьник);

интимно-личностное общение (младший подросток);

учебно-профессиональная деятельность (старший подросток).

Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя – мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Отсутствие определенных временных границ в данной классификации говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на топологической характеристике возрастного развития.

К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека, относится принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 г. классификация возрастных периодов (табл. 6).

Таблица 6



Периодизация, предложенная Бирреном, включает в себя фазы жизни от младенчества до старости. По мнению Б. Г. Ананьева, она интересна тем, что учитывает современные исторические тенденции ускорения созревания в период роста и замедления процессов старения. Согласно данной классификации: юность – 12–17 лет, ранняя зрелость – 18–25 лет, зрелость – 26–50 лет, поздняя зрелость – 51–75 лет, а старость – от 76 лет.

Восемь стадий жизни человека от рождения до старости описаны Э. Эриксоном, который обратил внимание на развитие человеческого «Я» на протяжении всей жизни, на изменения личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающие как позитивные, так и отрицательные моменты. Первая стадия (доверие и недоверие) – первый год жизни. Вторая стадия (самостоятельность и нерешительность) – 2–3 года. Третья стадия (предприимчивость и чувство вины) – 4–5 лет. Четвертая стадия (умелость и неполноценность) – 6-11 лет. Пятая стадия (идентификация личности и путаница ролей) – 12–18 лет. Шестая стадия (близость и одиночество) – начало зрелости. Седьмая стадия (общечеловечность и самопоглощенность) – зрелый возраст и восьмая стадия (цельность и безнадежность) – пожилой возраст. В данной классификации используются метрический и топологический критерии. Причем с возрастом усиливается значение топологической характеристики в оценке изменчивости личности. Классификация немецкого антрополога Г. Гримма строится чисто качественно, без метрических определений продолжительности фаз возрастного развития. По его мнению, числовые выражения для определения временных границ возможны только для первых периодов, имея в виду усиление индивидуальной изменчивости с возрастом. Данная классификация представляет интерес, поскольку учитывает морфологические и соматические сдвиги, такой важный показатель, как трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из 4 стадий до момента рождения. С этого времени развитие характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде, динамикой интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации, социального становления личности и профессиональной деятельности. Второй цикл – детство – состоит из трех стадий: младенчество, дошкольное детство и раннее школьное детство, и охватывает 11–13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания (11-13-15 лет) и поздней юности (16–21). Цикл взрослости состоит из четырех стадий:

1) ранняя взрослость (21–25 лет);

2) средняя взрослость (26–40 лет);

3) поздняя взрослость (41–55 лет);

4) предпенсионный возраст (56–65 лет). Цикл старения состоит из трех стадий:

1) удаление от дел (66–70 лет);

2) старость (71 и более лет);

3) последняя стадия – болезненная старость и дряхлость. Периодизации различаются по тому, насколько широко и детально

представлены в них возрастные изменения различных сторон психики и в какой степени выражены метрические и топологические свойства возрастного развития человека. По мнению Б. Г. Ананьева, наиболее сложным делом является определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства к.-л. социальных или демографич. функций. Применяется обычно в отношении всего нас. или больших совокупностей людей. В основе К. в. лежит представление о периодизации возраста. К. в. позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии К. в. зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна К. в. по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (напр., при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экон. точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы к-рых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая К. в. принята в междунар. практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. К. в. имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом нас подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного- 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в т. ч. пожилой возраст- 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и болee)

На основе анализа возрастных изменений в разл. органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленингр. конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клинич. проблемам в СССР принята т. н. рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в к-ром выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную К. в. предпринимались издавна. Так рус. статистик и демограф 1-й пол. 19 в. А. П. Росчавскии Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т.ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т.ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). К. в., предложенная в 1939 секцией демографич. статистики амер. ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в совр. междунар. сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, ср. возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и др. универсальные К. в., однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также ).

И.В. Калинюк.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: