Произведения для старшей группы детского сада. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение сказки "Морозко"

Конспект НОД в старшей группе

«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Программные задачи:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

2.Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению

3.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

4.Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Материал: текст русской народной сказки «Хаврошечка»; картинки домашних животных и то чем они питаются (картинки); жетоны (яблочки); картина, на которой зашифрована пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»; раскраски (коровушка) по количеству детей.

Предшествующая работа: дидактическая игра «Большие и маленькие», наблюдение на прогулке за домашними животными, поиск домашних животных в других сказках, рассказах; загадки про домашних животных.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка; Крошечка Хаврошечка; рябая корова; кора дуба; сильный человек- богатый, кудреватый, молодой; в добре поживать, лиха не знать; без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Ход НОД:

1. (Дети встают около стульчиков)

В: Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Д: корова!

В: Ребят, а почему вырешили, что это корова?

Дети отвечают: (ответ находят в загадке)

В: а что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы - теленок. Она мычит и бодается.

2.Работа с картинками. (Воспитатель заранее готовит их на отдельном столе).

Корова – сено курица – зерно

собака- кость лошадь - сено

кошка – молоко коза – кора дуба

кролик – морковь обезьяна - банан

В: ребята, а других домашних животных вы знаете?

Д: Да!

В: тогда подходите к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены картинки домашних животных и то, чем они питаются. Воспитатель может добавить картинку с изображением дикого животного, н-р: обезьяна и банан.)

В: ребята, найдите домашнее животное и то, чем оно питается.

(Также воспитатель может сказать детям: а давайте угостим собаку зерном. Дети находят ошибку в словах педагога, и угощают зерном курочку).

3. Чтение сказки.

В: Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Слушайте внимательно.

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

В. Ребята, вам понравилась сказка?

Д: да!

4. Физминутка:

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

5. Работа над текстом сказки.

В: а сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня яблочко, из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

А) как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?

Б) с каких слов начинается сказка?

В) кто и как помогал Хаврошечке?

Г) кто и как следил за девушкой?

Д) какими словами закончилась сказка?

Оценка. В: молодцы, ребята. Как хорошо вы слушали сказку, запомнили ее. Но, а мы и дальше продолжаем собирать яблочки.

В: ребята, скажите пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться? (трудолюбивый)

За каждый правильный ответ воспитатель дает ребенку жетон – яблочко.

6. Работа над пословицей.

Ребята, посмотрите на картину! (педагог заранее готовит картину на мольберте)

(воспитатель и дети обсуждают картину, кто и что на ней изображен).

В: сейчас я вам скажу 3 пословицы, одна из них спрятана в этой картине. Слушайте внимательно.

А) труд кормит, а лень портит;

Б) без труда, не выловишь и рыбку из пруда;

В) пчелка маленькая, а и та работает.

В: ребята, догадались, какая пословица спрятана в этой картине?

Д: Да! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!

В: молодцы! А как можно истолковать эту пословицу?

Дети объясняют смысл пословицы.

7. Оценка НОД.

Сегодня, ребята, вы отгадывали загадку. Отгадали ее правильно. Назвали домашних животных, и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили ее и верно отвечали на все мои вопросы. А еще, ребята, мы с вами познакомились с пословицей – «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», и вы верно ее истолковали.

(Также сам педагог задает вопросы и ребенок на них отвечает, тем самым оценку делает ребенок, а не педагог).

В: Ребята, Хаврошечка приготовила для вас подарки, это раскраска, а на ней коровушка из сказки. Я предлагаю вам взять ее домой, раскрасить, и принести в группу на выставку. А потом мы посмотрим у кого какая получилась (рыжая, пятнистая).

Педагог дарит детям раскраску – «коровушка».

Разработала конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» и провела - воспитатель Рогачевская Наталья Владимировна.


Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет «Страна сказок»

Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Страна сказок»
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
упражнять в словообразовании и словоизменении.
формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
развивать мелкую моторику рук и движений.
развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, «письмо», слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, макеты деревьев, игрушки Колобок и Лиса, разрезные картинки, иллюстрации сказок, пазлы на тему «Сказки».
Предварительная работа:
чтение детям сказок;
обсуждение прочитанного материала;
отгадывание загадок,
собирание пазлов к сказкам,
раскрашивание изображений к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
1 задание «Помоги Золушке»
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)
«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»
(2 слайд)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка)
-Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).
Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).
(Звучит музыка)
(3 слайд)
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят загадки.
2 задание «Загадки – отгадки»
После каждой отгаданной загадки воспитатель включает слайд с изображением сказочного героя.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка (4 слайд)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга (5 слайд)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди (6 слайд)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка (7 слайд)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка (8 слайд)
6.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята (9 слайд)
7.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок (10 слайд)
Воспитатель:
- Ребята, подскажите, а куда укатился Колобок в сказке? (ответы детей)
- Хотите отправиться за Колобком в Волшебный лес? (ответы детей)
Звучит аудиозапись. Воспитатель катит Колобка в лес, все идут за Колобком.
3 задание «Лисичкины сказки»
Воспитатель:
- Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, в волшебном лесу какие звери живут? (ответы детей)
Воспитатель: - Загадаю вам загадку
Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок.
(Ответы детей) Воспитатель показывает игрушку Лису
- Какой в сказках бывает лисица?
(Ответы детей)
- Помогите Колобку не попасть Лисичке в лапы. Назовите сказки, в которых лиса является главным героем? Тогда Лиса отпустит Колобка (ответы детей)
(Варианты ответов:
- Лисичка - сестричка и серый волк
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Лисичка со скалочкой
- Лиса и журавль и др.)
Воспитатель: - Молодцы! Лисичка довольна вашими ответами. Колобок спасён!
Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешествие по сказкам.
4 задание. Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».
1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)
2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)
4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)
6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Как вы догадались?(ответы детей)
- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
5 задание «Сказочные пазлы»
Воспитатель.
- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок Кощея Бессмертного.
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
(Дети делятся на 3 команды и собирают пазлы)
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.
- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

Презентация на тему: Страна сказок

Создано 01.12.2014 12:32 Обновлено 16.02.2017 06:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Морозко»

Сценарий образовательной деятельности «Морозко»


Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск.
Описание : конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен
для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель : Знакомство с содержанием сказки «Морозко»
Задачи :
Учить слушать и воспринимать сказку.
Учить анализировать произведение и характеры героев сказки. Отличать добро от зла.
Расширять словарный запас детей.
Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Развивать навыки связной речи, памяти, логического мышления.
Материал к занятию : музыка «Времена года» Чайковского, на ТВ панели иллюстрации к
сказке «Морозко», костюм Зимы, корзина с искусственными снежками.
Словарная работа : веретено, трескучий мороз, в злате, в серебре, отворилась дверь.
Ход занятия :
1.Организационный этап.
Приветствие, стихи на организацию внимания .
«Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Обними соседа слева, обними соседа справа.
Обнимитесь все, друзья,
Вместе мы - одна семья.
Улыбнёмся солнцу, лугу,
И травиночке любой,
Улыбнёмся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой»
2.Подготовительный этап .
Звучит музыка . (Чайковский «Времена года «Зима").
Педагог читает стихотворение Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»
О каком времени года идёт речь в стихотворении?
Появляется ребёнок в костюме зимы.
Загадка :
«Кто я, угадай-ка
Седая хозяйка:
Тряхну перинки –
Над миром пушинки?"
Я принесла с собой снег, покрыла белым покрывалом поля, леса, заковала в лёд реки. А ещё я могу
непослушным детям заморозить ручки и носы. Не боитесь? Ну, если вы смелые, выходите, поиграем.
Физкультминутка. Подвижная игра «Заморожу» (Дети становятся в кружок, вытягивают вперёд
руки, звучит быстрая музыка, Зима, пробегая по кругу, старается дотронуться до детских рук, а
дети быстро убирают их за спину, кто не успел, того Зима заморозила)
Зима: «Но зато я подарю вам катанье с гор, коньки, лыжи, а ещё самый любимый праздник в году-
Новый год. Только в этот праздник приходит Дед Мороз с подарками. Разве вы не любите зимы?
А теперь послушайте мою зимнюю сказку».
3.Основной этап :
Чтение сказки (сопровождается показом иллюстраций на ТВ панели)







Беседа по содержанию сказки .
Вопросы:
Понравилась ли вам сказка?
Что запомнилось?
Кого было жалко?
А кого нет?
Как жилось падчерице и старухиной дочке?
Сравните, как вели в лесу себя падчерица и старухина дочь?
Почему Морозко сжалился над падчерицей?
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
"Добрая, трудолюбивая, вежливая, ласковая, терпеливая"
"Грубая, ленивая, сварливая, злая, вредная"
Почему?
Давайте обобщим, какая же была падчерица? Что она получила от Морозко?
Какая была старухина дочь? Что она получила от Морозко?
Выделим главную мысль:
Как вы думаете, по заслугам они получили?
Какова основная мысль сказки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
Вспомните сказку, в которой произошла похожая история с дочкой и падчерицей («Двенадцать
месяцев»)
Как вы понимаете пословицу: «По труду и награда»?
4.Итоговый этап :
Дидактическая игра : «Синонимы и антонимы»
Цель игры: формировать умение подбирать к словам синонимы и антонимы.
Работящая - бездельница, трудолюбивая - ленивая, прилежная, мастерица на все руки - неумеха.
Дочь-падчерица.
Физкультминутка «Игра в снежки»
Слово педагога: «Со сказкой мы прощаемся,
На переменку возвращаемся,
Будем бегать и играть,
Песни петь и танцевать».

Задачи:

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.

С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами.

Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

2014 год

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Список литературы для детей 5-ти лет

Если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

Периодически следует устраивать выставку детских книг: книги одного и того же автора; книги и рисунки одного художника; тематические выставки и т.п.

М.Лермонтов, Спи, младенец мой прекрасный…

И.Бунин. Листопад.

К.Бальмонт. Комарики-макарики

Саша Чёрный. Кто?

К. Чуковский. Тараканище.

С. Маршак. Вот какой рассеянный

Русские народные сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Жихарка; Колосок – укр.нар. сказка; Три поросёнка

Ш.Перро. Красная шапочка

Г.Цыферов. В медвежий час; Град; Как ослик купался; Пугало

Л.Пантелеев. На море (из книги «Рассказы о Белочке и Гамарочке»)

В.Драгунский. Тайное становится явным.

Я.Сегель. Как я был обезьянкой

Н.Сладков. Неслух

Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой

Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором… (из поэмы «Мороз, Красный нос»)

И.Суриков. Зима

С.Дрожжин. Улицей гуляет (из стих. «В крестьянской семье»)

С.Есенин. Поёт зима – аукает…

Русские народные сказки: Лисичка-сестричка и волк; Зимовьё; Снегурочка

К. Чуковский. Федорино горе.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей

С.Козлов. Зимняя сказка

Бр. Гримм. Бременские музыканты (первод с нем. А.Введенского)

Г.-Х.Андерсен. Огниво

Д.Харрис. Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха; Братец Лис и Лягушки (из книги «Сказки дядюшки Римуса»)

Ален Милн/ Б.Заходер. Вини-Пух и все-все-все

Э.Хогарт. Мафин и его весёлые друзья

Д.Биссет. Про поросёнка, который учился летать. Про мальчика, который рычал на тигров

К. Ушинский. Бодливая корова.

М.Зощенко. Показательный ребёнок

А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке

Е.Чарушин. Лисята. Воробей.

С.Воронин. Воинственный Жако

Н.Романова. Котька и птичка

Ю.Казаков. Зачем мыши хвост.

Е. Баратынский. Весна, весна! (в сокращении)

Ф.Тютчев. Зима недаром злится

А. Плещеев. Сельская песня. Весна (в сокращении)

Русские народные сказки: Журавль и цапля; Чудесные лапоточки

А.С.Пушкин. Сказка о золотой рыбке

Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост.

Д.Самойлов. У Слонёнка день рождения.

В.Осеева. Волшебная иголочка.

Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках

М.Москвина. Что случилось с крокодилом

Бр. Гримм. Заяц и ёж.

Т.Эгнер. Приключения в лесу Елки-на-горе.

Э.Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

Х.А. Ланглесия. Крокодиловы слёзы; Братишка

М.Пришвин. Журка; Ребята и утята.

В.Бианки. Первая охота; Подкидыш.

Л.Воронкова. Как Алёнка разбила зеркало (из книги «Солнечный денёк»)

Список литературы для детей 6-7 лет

Призказки. Русские народные сказки. Заяц-хвастун; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка

Небылицы. Считалки. Скороговорки. Загадки

А.С.Пушкин. Сказки. Уж небо осенью дышало…

А.Фет. Кто поёт, глаза прищуря…

И.Бунин. Первый снег.

М.Волошин. Осенью.

Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Бесконечные стихи.

Н.Рубцов. Про зайца.

Б.Заходер. Собачкины огорчения.

Э.Успенский. Страшная история.

В.Смит. Про летающую корову.

Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Живая шляпа

В.Драгунский. Сверху вниз, наискосок

В.Бианки. Сова

Р.Киплинг. Слонёнок

Сказки народов Западной Африки. Чудесные истории про зайца по имени Лек (перев О. Кустовой и В. Андреева)

Х.Мякеля. Господину Ау (главы перев с финн Э.Успенского)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: