Школа закаливания. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Способы и польза закаливания

Школы закаливания работают при спортивных сооружениях, плавательных бассейнах, парках отдыха, домоуправлениях; организуют физкультурно-оздоровительную работу, укрепляющую здоровье, направленную на сохранение творческого долголетия и работоспособности людей.

Основа работы - комплексная общефизическая подготовка, включающая в себя физические упражнения, ходьбу, бег, подвижные игры, плавание, закаливание. Занятия дополняются туризмом, лыжной подготовкой.

Все поступающие в школу представляют две медицинские справки — краткую выписку из амбулаторной карты, а женщины и справку от . На каждого зачисленного в школу заполняется врачебно-контрольная карта физкультурника. Одновременно определяются антропометрические данные: масса тела, пульс, артериальное давление, спирометрия, динамометрия ручная н становая, гибкость позвоночника; проводятся функциональные пробы. Распределение по учебным группам производится с учётом возраста, пола, здоровья, физической подготовленности.

Занятия проводятся круглый год, в любую погоду, только на воздухе и в открытом плавательном бассейне или естественном водоёме. Школы закаливания общедоступны, все желающие могут в них заниматься: как люди с различными отклонениями в здоровье, так и здоровые, сильные, вчерашние спортсмены, которым школы помогают поддерживать себя в форме. Ни полнота, ни худоба, ни нарушение осанки, ни возраст не являются препятствием для занятий. На каждом занятии тренер контролирует пульс занимающихся до занятия, в пик нагрузки и в конце занятия. Эти данные позволяют ему постоянно следить за состоянием их здоровья. Систематические занятия в школах возвращают людям радость бега, плавания, лыжных и пеших походов, общения в движении, совместной борьбе за здоровье, дают ощущение полноценного здорового отдыха.

В школах предусмотрена работа отделений закаливания, зимнего плавания. оздоровительного бега, подготовки общественных тренеров. Набор проводится раз в год с середины августа по 1-е октября. Предприятия могут частично или полностью оплачивать стоимость абонемента. Основная масса занимающихся - люди от 25 до 50 лет.

Каждое занятие состоит из 2 последовательно проводимых уроков на суше и на воде по 45 минут каждый. Общефизическая подготовка на суше: подготовительная часть (10 мин). Цель - организация внимания занимающихся и подготовка костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем к восприятию физических нагрузок. После снятия показаний пульса, выяснения преподавателем самочувствия занимающихся (5 мин) в разминку (5 мин) включаются дыхательные упражнения, упражнения для разных групп мышц, выполняемые на месте и в движении: непродолжительный бег и танцевальные шаги. Основная часть урока (25 мин) направлена на повышение физической подготовленности: укрепление и совершенствование мышечной системы, двигательных навыков, улучшение координации движений, развитие гиб кости, свободного, непринуждённого дыхания. Упражнения подбираются с постепенным увеличением нагрузки. Для избирательного воздействия практикуются упражнения повышенной трудности. Пружинящие, маховые и круговые движения выполняются по большим дугам и амплитудам. Широко используются упражнения парные, групповые, цепочкой, хороводом, в движении, танцевальные шаги; шуточные соревнования сменяются бегом, силовыми упражнениями, подвижными играми и эстафетами. При этом особое внимание обращается на полное, глубокое дыхание. Максимальные нагрузки даются во второй половине урока. Контрольная проба пульса, взятая в это время, не должна превышать по отношению к пульсу в состоянии покоя для молодёжи -200 %, для среднего возраста -180 %, для пожилых и имеющих отклонения в области сердечно-сосудистой деятельности - 150-170 %. Заключительная часть (5 мин) должна содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов и сопровождаться снижением нагрузки в целях снятия утомления. Применяются наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища, дыхательные, на координацию движений, внимание, расслабление.

Урок плавания: подготовительная часть (10 мин). Служит для подготовки к занятиям на воде. Включает тёплый душ (с мытьём мочалкой и мылом), прохладный душ. переход к водоёму. Перед погружением в воду выполняются несколько упражнений на координацию движений, имитация работы рук и ног при плавании различными способами. Основная часть (25 мин). Наряду с повышением физической подготовленности предполагает закаливание организма и обучение плаванию приёмам спасания утопающих. Для усиления закаливающего воздействия практикуются выход из воды для приёма воздушных, солнечных ванн, хождение по росе, снегу, обтирание тела снегом, а затем снова купание в тёплой воде. Сочетание тепла, холода, плавных движений успокаивает, закаливает организм, способствует профилактике и лечению заболеваний. В течение занятий осуществляется строгая индивидуальная дозировка холодового воздействия. Широко практикуются игры на воде. При занятиях с старшими лицами и имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы практикуется свободное плавание с ограничением нагрузок. В заключительной части (10 мин) выполняются упражнения на расслабление, тонизирующий самомассаж, принимается контрастный душ.

Приведённая структура уроков на суше н на воде сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности в течение двух трёх месяцев. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с рези новыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500-800 м до 2 км. Контрольные упражнения этого периода кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу).

В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке.

В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу.

В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены пешие и лыжные походы, соревнования и спортивные праздники.

Наблюдения за здоровьем занимающихся подтверждают, что у большинства лиц, страдающих гипертонией, артериальное давление нормализуется. При этом повышенное артериальное давление снижается на 20 мм рт. ст., а пониженное - повышается. У отдельных занимающихся, особенно у пожилых, давление снижается на 30 мм рт. ст. Одновременно отмечается уменьшение пульса на 3-6 уд/мин. За 4-6 месяцев занятий у большинства занимающихся масса уменьшается на 3-5 кг, у некоторых - на 10 кг. У лиц с астенической конституцией его масса возрастает на 3-4 кг. Показателями повышения тонуса можно считать улучшение данных динамометрии обеих кистей иа 5-10 кг. Улучшается также дыхательная функция лёгких, показатели спирометрии возрастают на 250-400 см3. У всех занимающихся увеличивается гибкость позвоночника, подвижность суставов, резко возрастает выносливость, улучшается общее самочувствие и осанка. Занятия в школе закаливания позволяют приобрести и совершенствовать навыки, необходимые для самостоятельных занятий закаливанием и физкультурой и для передачи знаний в семье и трудовом коллективе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Знаете ли вы, что здоровье человека и, в частности, наших детей на 50-70% зависит от образа жизни? Конечно, генетика, экология и уровень медицины играют роль, но не более 15% каждый.

Еще 50 лет назад, когда ЗОЖ был чем-то рядовым, вопросы образа жизни не стояли так остро. Почему?

Дело в том, что здоровый образ жизни и закаливание, как его основа, состоят из нескольких слагаемых: чистый воздух, солнце, вода и деревенская жизнь. Довольно большая часть детей имела возможность жить на природе: развитость сельской жизни, крепкие семейные связи с родственниками в деревнях, лагеря и санатории, детские туристические кружки и т.д. Никому не приходило в голову напоминать летом открыть окно, сейчас же мы включаем кондиционер, современные дети общаются в соцсетях и никто не бегает во дворе босиком.

Мы не будем рассуждать об изменении нашей жизни, мы поговорим о том, как в современных условиях сделать детей более крепкими, здоровыми и радостными.

Итак, закаливание, что это, для чего это и так ли это страшно?

Закаливание - это постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Оно усиливает защитную реакцию организма к теплу и холоду, укрепляет нервную систему и усиливает обмен веществ.
Закаливание - это и есть образ жизни, оно должно быть тесно вплетено в наши будни. Это как ежедневная чистка зубов, которую можно пропустить один раз по уважительной причине.

Есть несколько основных принципов закаливания:

  • систематичность,
  • плавность,
  • постепенное наращивание раздражающего фактора,
  • позитивный настрой,
  • разнообразие,
  • индивидуальность.

Первым делом, поговорим о воде.

Именно с водой и обливаниями обычно и ассоциируется слово "закаливание". Дело в том, что у воды гораздо более высокая теплопроводность чем у воздуха, поэтому водные процедуры оказывают гораздо более ощутимый эффект на человека.

Закаливание водой можно начинать с первых дней жизни, если к этому нет противопоказаний. Новорожденных малышей можно начинать купать в воде при температуре 36-37 градусов, постепенно снижая ее.

В возрасте 1-2 х месяцев можно начинать обтирать ручки и ножки малыша шершавой рукавичкой, смоченной в холодной воде. Температуру воды так же нужно снижать постепенно, начиная с 33-32 градусов и доводя до 28-30. При растирании все остальное тело должно находиться в тепле, каждый участок после контакта с холодной водой насухо вытирается теплой и мягкой пеленочкой и растирается до легкого покраснения.

В возрасте полугода уже можно растирать все тельце: сначала ручки и ножки, потом грудку и спинку.

К году можно перейти к обливаниям. После теплой ванной можно выливать на малыша пару ковшиков прохладной воды. Начните с температуры 35 градусов и снижайтесь до 25.

Начиная с 10-11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки ребенка надо умывать прохладной водой (температура которой не ниже 18-20").

Так же хорошим началом закаливания в ванной может стать следующее мероприятие. Когда малыш заканчивает купаться, колючие холодную воду, пусть он помочит в ней ладошки и пяточки. Для начала достаточно нескольких секунд. Потом время контакта с холодной водой можно будет увеличить, а в последствии завершать ванную прохладным душем. Обязательно после ванной обернуть ребенка в большое полотенце, чтобы оно впитало остатки воды, согреть малыша и положить в кровать.

Есть несколько обязательных правил:

  • Ребенку должно нравиться закаливание и купание в целом. Если малыш беспокоится или плачет, попробуйте немного поэксперементировать с температурой воды, измените время купания, дайте ему яркие игрушки для купания.
  • Нельзя обливать больного ребенка. В это время все силы направлены на борьбу с вирусом и не стоит отвлекать иммунитет.
  • Нельзя «закалять» охлажденного ребенка. Сначала малыш должен прогреться, только на разогретое тело можно лить прохладную воду!

Стоит помнить и о принципе индивидуальности: всегда смотрите на своего малыша! Одни легко принимают обливание 28-градусной водой, кому-то нужна вода потеплее. У Пети процесс идет быстрее, у Маши медленнее, Ивановы купаются в холодной воде, а Сидоровы обливаются из ковшика после теплой ванной. Ищите вариант приемлемый для вашего ребенка. В конце концов, в индийской медицине, аюрведе, считается, что не всем подходит эта процедура.

Есть школы закаливания, пропагандирующие обливание ледяной водой и моржевание. Стоит помнить, что контрастные процедуры сильно влияют на организм, и в детском возрасте сложно оценить степень пользы или вреда для тела, зато с большей уверенностью ученые утверждают, что моржевание перегружает психику. Лучше подождать с этими процедурами лет до 16, когда организм полноценно сформируется.

А вот купание в открытых водоемах показано с малых лет. Выбирайте чистые водоемы с температурой воды от 20-22 градусов. Контролируйте продолжительность "заплывов" и не допускайте переохлаждений (купаемся-греемся-бегаем-купаемся). Соблюдайте правила безопасности на воде, не оставляйте ребенка одного, старайтесь, чтобы ребенок двигался в воде - можно поучить его плавать, особенно если вы на море или соленом озере! Ребенок, находясь в воде, обязательно должен иметь на голове панамку!

К закаливанию холодом можно отнести и хождение босиком по снегу, конечно, если у вас есть такая возможность, свой дом или дача. Желательно, чтобы под снегом была земля, а не асфальт. Наденьте ребенку спортивный костюм, теплые носочки и валенки (удобно снимающуюся и одевающуюся обувь), поиграйте в подвижные игры, пусть он хорошенько разогреется. Когда щечки порозовеют и в целом вы будете уверены, что ребенок разогрет, можно снять обувь и дать ребенку постоять босиком на снегу. Помним! Первый раз достаточно нескольких секунд! Потом ножки вытираем и быстренько обуваем. И снова играем-бегаем, чтобы согреться. Эта игра отлично подойдет для всей семьи.

Ну и последнее и очень важное мероприятие в этом разделе - баня. В былые время ребенок появлялся на свет именно в бане, новорожденных носили в баню, ну и конечно дети регулярно там парились и мылись. Горячий воздух прогревает тело и внутренние органы, способствует выведению шлаков и токсинов, делает кожу более эластичной, в бане погибают бактерии и микробы. Современная наука перечислит огромное количество позитивных качеств даже самой простой парилки. Конечно, чтобы вести ребенка в баню, вы должны быть уверены в ее гигиеничности. Хорошо, если это ваша баня: в доме или на даче.

Когда вы ведете ребенка в баню помните, что терморегуляция детского организма сформирована не окончательно, дети легко перегреваются и это приводит к нехорошим последствиям. Большинство детей, даже грудничкового возраста, хорошо переносят в меру нагретую баню, но родители не должны форсировать события, начинайте с нескольких минут, буквально 1-2. После парной необходимо облить ребенка прохладной (но не холодной водой), чтобы отвести от тела излишки тепла. Только тогда малыша можно запускать в парную повторно. Дети, регулярно посещающие баню имеют хорошее здоровье, отличное настроение и крепкий сон!

К сожалению, многие мамы представляют себе закаливание именно как обливание ледяной водой. Нет! Нет! Нет! - говорят они. - Мы не станем так мучать ребенка, он итак болеет каждый месяц!

Конечно, ослабленный организм нельзя закалять радикальными способами.

Можно начать с закаливания воздухом!

Об этом виде закаливания тоже много разговоров, и самый распространенный - "Закрой окно! Васеньку сейчас продует!".

На самом деле, первое закаливание воздухом ребенок получает сразу после рождения. Температура родильного зала обычно несколько ниже температуры тела мамы. Поэтому малыша обычно сразу укутывают в одеяло. И поэтому в роддомах так жарко в палатах.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, устраивайте ему воздушные ванны с первого дня жизни. Поносите его на ручках голеньким между переодевания, пусть он радостно побарахтает своими маленькими ножками по воздуху, пусть тело подышит, а иммунитет поработает.

Температура в квартире, где появляется новорожденный малыш, должна быть около 23 градусов. И чем старше ребенок, тем прохладнее должно быть в комнате. И да, да,да, нужно часто проветривать! Четыре или пять раз в день. Если вы открываете форточку в комнате и закрываете дверь, т.е. , так называемого сквозняка, не наблюдается, разденьте малыша и пусть он минутку-две полежит в прохладной комнате. Деткам постарше можно бегать голышом по прохладной квартире до 60 минут. Вы помните, что начинать нужно с 1-2минуточек?

Польза открытого окна не только в свежем воздухе, которого так мало в наших хорошо отапливаемых квартирах. Через стекло не проникает ультрафиолет, а он крайне необходим всем нам, чтобы хорошо расти и правильно развиваться!

И, конечно, прогулки! И новорожденным, и трехлеткам, и бабушкам и даже папам очень полезно гулять! Если малыш родился в теплое время года, то первая прогулка может длится 15-20 минут, в холодное время года 7-10 минут. Постепенно наращивая время приучайте малыша спать на улице, это очень полезно. Деткам от года можно проводить на улице до 8 часов, хорошо совмещать такие обильные воздушные ванны с активными играми, зарядкой, купанием и, конечно, нужно побегать босиком!

Закаливание воздушными ваннами показано для малышей до года — при температуре 24 и выше, от года до 14 лет при температуре 18 и выше, взрослым можно принимать воздушные ванны от +12.

Еще один интересный факт: греческие мальчики не носили обуви до 18 лет! Ученые считают, что этим они предотвращали не только простуды, но и многие серьезные болезни. Во-первых, стопы - один из основных терморегуляторов (опять закаливание через тепло и холод), во-вторых, это отличный массаж биологически активных точек, а в-третьих -самая лучшая профилактика заболеваний стопы, таких как плоскостопие. Закаливание ног также снижает их потливость, - это еще один положительный момент закаливания.

Очень полезно ходить по росе, по крупным и мелким камням, по песку и просто по земле!

Ну и, пожалуй, самый приятный вид закаливания для нас, Сибиряков, этозакаливание Солнцем!

Теплое солнышко лечит все болезни: и кожные, и иммунные, и простудные и даже, доказано, швы после операций лучше заживают на солнышке. Правда, если раньше дети весь день могли бегать под солнцем голышом, то сейчас ученые обращают внимание на чрезмерную солнечную активность и, как следствие, высокие шансы перегреться и получить ожоги на нежной детской коже.

Самое лучшее время для солнечных ванн - утро, с 8 до 11 часов. Разденьте малыша до трусиков, не забудьте надеть кепку или панамку, и пусть бегает по двору. Хороша именно игра на улице, когда ребенок двигается и попадает то в тень, то снова на солнце. Если день теплый, то повторить солнечные процедуры можно и вечером, после 16-17 часов.

И даже если на улице зима, но солнечный день, оденьтесь потеплее и посидите на лавочке, подставляя солнышку красные щечки и веселые носики. Можно приоткрыть на несколько минут коляску, повернуть к солнышку малыша в слинге и поймать сколько-нибудь капель тепла и ультрафиолета.

Наверное, вы обратили внимание, что закаливание - не такое уж сложное дело, здесь нет никаких особых манипуляций, дорогостоящих приборов и вещей, здесь есть главное правило - систематичность. Если вы никогда не закаляли своего ребенка начните с воздушных и солнечных ванн, потом добавьте закаливание водой и не забудьте выпустить малыша побегать по земле босиком летом.

Солнце, воздух и вода - самые лучшие иммуномодуляторы, они бесплатны и их не рекламируют, и нужно всего лишь побороть свою лень... чтобы стать здоровым!

Берегите себя! И пусть в этом году вам будет особенно тепло!


Вконтакте

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста?

С появлением на свет детей мы связываем множество надежд: хотим, чтобы они выросли красивыми и умными, а еще - здоровыми и крепкими. И потому основной задачей и родителей и врачей является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребенка.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано, прежде всего, с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Курс обучения предназначен для работы с детьми. Особое внимание квалифицированные преподаватели, имеющие большой опыт практической работы, уделяют вниманию, как правильно закаливать ребёнка (с чего начать, с какого возраста и зачем нужно это делать).

Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс. Занятия проходят в непринуждённой творческой атмосфере в удобное время.

Обучение будет полезно как для будущих мам, для детских массажистов, так и для любого человека, неравнодушного к здоровью детей.

Ко всем слушателям применяется индивидуальный подход в зависимости от начального уровня подготовки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: