Для чего делают огранку ювелирным камням. Многогранность: как делают огранку драгоценным камням

С начала 2000-х годов на судостроительном предприятии «ЦС „Звёздочка“» запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. О том, какой путь алмазу при этом предстоит пройти, наш сегодняшний фоторепортаж.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат, сдать ручную кладь, зашить карманы и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

(Всего 44 фото)

1. Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

2. Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.

4. Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

5. Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

6. А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

7. Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

8. С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением. Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

9. Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

10. Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

11. После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

13. Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. С точки зрения науки, в этом процессе больше химии, чем физики. Поверхность алмаза окисляется до графита и после этого образовавшаяся окисленная пленка истирается.

14. Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

15. При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

17. Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

18. Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

20. При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

21. С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

22. Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

23. Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

25. Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

27. Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

28. В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

29. Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

30. На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

31. В этой литейной печи все и происходит.

32. Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

33. Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.37.

40. Экспертиза выполняется здесь же при помощи хитрого прибора «X-MET 7500». Для специалистов — это рентгенофлуоресцентный портативный энергодисперсионный спектрометр. Принцип его действия мы выяснять не рискнули, но любопытный читатель легко нагуглит нужную информацию. В обывательской интерпретации — это анализатор химического состава металла.

41. Прибор определяет чистоту золота, состав примесей в металле. В этом случае в перелитых спилах содержится золото и лигатура – медь, никель, серебро, цинк и олово.

Прибор, несмотря на свою компактность, весьма дорогостоящий. Стоит даже дороже упомянутого выше бриллианта. У коренной части золотой «елочки», ее называют «пятак» или «пятка», судьба иная. В этой нижней части отливки собирается масса примесей и грязи. Очисткой этого золота займутся уже на аффинажном заводе.

42. С участка сборки ювелирные изделия попадают к полировщику.

44. Как и алмазы с бриллиантами каждое золотое украшение «путешествует» по технологической цепочке в отдельной упаковке, снабженное ярлыком со штрих-кодом, позволяющим проследить всю историю конкретного кольца, зажима для галстука или еще какой дорогой безделушки.

На этом мы завершаем повествование. Надеемся, вам было интересно. Благодарим заместителей начальника цеха Ольгу Боровкову и Алексея Кожина за радушие с которым нас принимали и увлекательный рассказ.

Древние индусы верили, что алмаз образован из 5 элементов - ветра, воды, огня, земли и энергии. В чем-то они были правы: на глубине 200 км под землей, под воздействием высокой температуры и давления в расплавленной горной породе рождаются самые прочные и загадочные кристаллы на Земле. Но сразу после добычи эти кристаллы не представляют интереса - нужен ни один день кропотливой работы специалистов, чтобы бесформенный и шероховатый камень засиял в лучах солнца и получил гордое название бриллианта. ограненный , и от того, сколько граней у бриллианта, его веса, цвета и прозрачности зависит его конечная стоимость. Даже сотая доля карата может добавить треть стоимости бриллианта, а дефекты, наоборот, - снизить, поэтому чаще всего сырьевые алмазы режут на части, а затем при помощи специального сканера и трехмерного моделирования просчитывают оптимальный способ огранки.

Огранка бриллиантов: экскурс в историю

Изначально огранка алмазов была довольно бесхитростной и включала в себя только два этапа: шлифовку и полировку. Переломом в ювелирном деле стал 1465 год, когда придворным ювелиром герцога бургундского была предложена форма огранки - роза.

Такая бриллиантовая огранка считалась эталонной вплоть до 1919 года, когда русский математик Марсель Толковский с помощью точных расчетов получил идеальные пропорции граней бриллианта. При ней свет попадает через верхнюю плоскую часть бриллианта, называемую «короной», и преломляется в нижних гранях, создавая радугу. Его способ огранки алмаза называется «русская огранка» (Russian cut), на выходе получается бриллиант на 57 граней. Сейчас она считается классической.

В 1961 году Арпад Неджи превзошел результат Толковского, увеличив количество граней до 65. Квадратная форма бриллианта с таким количеством граней называется «принцесса», или «идеальная огранка» из-за ее четкой симметрии.

Как алмаз становится бриллиантом

Если вы думаете, что реально огранить алмаз в домашних условиях, поспешим вас разочаровать. В наши дни до огранки минерал проходит несколько этапов подготовки. Сначала камень оценивают эксперты, которые определяют степень его ювелирности: цвет, чистоту, количество дефектов. Из одного может получиться несколько бриллиантов, если огранщики решат, что более мелкие камни окажутся дороже самого крупного.

Чтобы найти крупные камни, руду в спецмашинах просвечивают рентгеном - алмазы имеют свойство светиться еще некоторое время после облучения. После этого на неограненный алмаз наносится разметка так, чтобы отсечь как можно меньше, и бриллиант получился как можно больше. Но, прежде чем попасть в руки огранщику, алмазы проходят еще один уровень обработки - обдирку.

Как гранят алмазы:

  1. Сначала специалист визуально оценивает сырьевой алмаз, подыскивая оптимальный способ обработки и разделения его на части. Затем наносит разогретый клей на держатель над резцом пилы, покрытым алмазной крошкой и специальным маслом. На то, чтобы распилить один средний сырьевой алмаз, в среднем, ушло бы до 4 часов времени.
  2. Второй этап процесса – шлифовка, или придание сырьевому алмазу формы. Исходная форма задается компьютером при помощи 3D-моделирования, после чего огранщик устанавливает алмаз на ограночном киче (несущем рычаге) и надежно закрепляет его. Затем он прижимает к камню чугунный диск, который, вращаясь, стачивает все шероховатости, оставленные алмазным резцом. Они едва соприкасаются, но при этом все пороки превращаются в пыль. Процесс стачивания занимает еще 3-4 часа.
  3. Непосредственно гранение начинается с площадки – верхней плоской грани камня. Вслед за площадкой ограняются венчики, под таким углом, чтобы они оптимально сошлись в нижней части изделия. Специалист внимательно следит за тем, чтобы грани находились зеркально по отношению друг к другу, максимально отражая и рассеивая свет, попадающий в камень. Ведь именно так определяется качество огранки бриллианта. В этом ему помогает прибор, который замеряет углы граней у алмаза и придает им наклон в 42°.
  4. Затем специалист наносит грани, которые находятся сразу под плоской площадкой , так называемую корону. А потом высекает пояс — кольцо из граней, которое отделяет корону от венчиков.
  5. Завершающий штрих на превращении алмазов в бриллианты добавляет кислота – она удаляет с ограненных камней остаточную пыль.

Виды огранки алмазов

Вес драгоценных камней измеряется в единицах, называемых каратами. Один карат равен 0,2 грамма. После всех подготовительных работ на непосредственно огранку уходит 3-4 часа.

Финальный тип огранки бриллианта зависит от его веса:

  • 17 граней получают бриллианты весом до 0,03 карата;
  • 33 грани – от 0,03 до 0,05 карат;
  • классическую алмазную огранку Толковского на 57 граней – бриллиант, имеющий вес от 1 карата и выше.

Сколько граней алмаза можно получить из самых крупных экземпляров? 102. Такая огранка получила название «величественной».

Рассмотрим самые популярные виды огранки бриллиантов.

Круглая

Круглая огранка на 17 и 57 граней - наиболее часто встречающийся вид, применяющийся для самых крупных алмазов. Ювелирные мастера всего мира считают, что именно при такой огранке луч света, попадающий в камень через верхнюю площадку, максимально преломляется, отражается от нижних граней и распадается на весь спектр калейдоскопом цветов. Он также позволяет добиться наибольшей стоимости изделия.

В зависимости от размера и веса, камни с круглой огранкой бывают также на 33, 73, 86 (королевская огранка), а самые большие - на 102 (величественное сияние) грани.

Овальная

Такая форма камня придает своей обладательнице изящества и подчеркивает стройность ее пальцев, запястий или шеи.

Квадратная или прямоугольная огранка бриллианта «принцесса» на самом деле является пирамидальной. Уходящий вглубь изделия шип позволяет не только надежно закрепить камень в оправе, но и сохранить его кристаллическую решетку, увеличив итоговую массу и, соответственно, его стоимость.

Классическая алмазная огранка для мужчин, которые готовятся сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной. Формы огранки бриллиантов «сердце» традиционно имеют 57 или 58 граней, а соотношение длины и ширины должно быть один к одному – высокое качество огранки бриллиантов минимизирует риск повреждения драгоценного камня при случайном падении украшения.

Последний писк ювелирной моды – огранка бриллиантов в виде цветов. Огранка «роза», или «розетта» чаще всего применяется для небольших камней весом в 1-2 карата, а самыми ярыми ее поклонницами являются юные леди. Особенностью формы является то, что у этих камней нет шипа – низ плоский. А верх имеет 24 грани, что делает их похожими на еще не раскрывшиеся бутоны цветка.

Капля

Эта группа огранки также имеет название «груша» и не выходит из ювелирной моды уже более ста лет. Каплевидные камни чаще всего вставляют в серьги или кольца. Красота их сверкания наиболее раскрывается при мягком свете свечей. Применяется этот вид для крупных и средних алмазов высокой чистоты.

Теперь мы знаем, как делают огранку и какие есть виды огранки бриллиантов, а также по каким критериям оценивается граненый алмаз в ювелирном искусстве.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.
Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением.

Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. Подвергаясь механическому воздействию шлифовального диска, углерод меняет структуру. На кристалле образуется тончайшая графитовая пленка, которая истирается, доводя алмаз до нужной формы.

Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

В этой литейной печи все и происходит.

Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.

При огранке камней необходимо выполнить следующие операции:

обкалывание (подбивка) камня легкими ударами или опиливание (для менее твердых пород); при этом удаляется излишек (углы, выступы) для придания камню основной, исходной формы в соответствии с выбранным типом огранки.

грубая шлифовка камня на вращающимся круге, покрытом алмазным порошком (для менее твердых пород камня – корундом или другим абразивом). При этой операции камню сообщается определенное число граней, расположенных в соответствии с формой огранки в определенном порядке и последовательности.

полировка (отделка камня) , производимая на кругу, покрытом алмазной пылью, растертой на масле. Для менее твердых пород применяется окись хрома и другие полировочные пасты. Камень при этой операции укрепляется на специальное приспособление, которое позволяет очень точно выдерживать строго определенные углы и производить полировку с определенной нагрузкой.

При огранении можно сначала наклеивать коронку и сначала обрабатывать павильон, или наоборот - наклеивать павильон и сначала обрабатывать коронку. Особой разницы здесь нет.

Прежде чем обрабатывать хороший и ценный материал, нужно научиться пользоваться ограночным станком, а затем начинать обработку материала более простой ступенчатой огранкой. Она требует меньшего количества перестановок ограночной головки и более проста для понимания технологии огранки, чем бриллиантовая огранка.

Выбор камня, оценка заготовки

Перед огранкой камень внимательно осматривают и отмечают тушью участки с трещинами и включениями.

Мелкие дефекты можно замаскировать, если обработать заготовку таким образом, чтобы они располагались вблизи рундиста бриллианта. Но

Камень разрезают по границам между хорошими и плохими частями. Если дефект имеется в центре, необходимо распилить материал пополам и сделать две заготовки. Если, например, трещина частично проходит через кусок материала, нужно распилить другую часть камня по трещине и разломить его.

Тонкие кристаллы турмалина часто надрезают с противоположных сторон и потом ломают.

Грубая шлифовка

После получения нужной формы заготовки, её обрабатывают на хорошо выровненных кругах для грубой шлифовке (обдирки).

Ступенчатая огранка является наиболее простой формой огранки с прямоуольным очертанием и несколькими рядами граней, или ступеней, на коронке и павильоне. Размер заготовки может быть 12 14 мм в длину и чуть меньше в ширину. Это обеспечит достаточное количество материала для павильона, позволяющее огранить все ступени, необходимые для блеска камня.

Для выполнения ступенчатой огранки на дымчатом кварце или горном хрустале надо решить, какая часть заготовки будет площадкой. Эту часть необходимо распилить на подрезной пиле и сделать плоской. Затем на камне обозначают тушью контуры ограненного камня. Чтобы тушь не смывалась, ее покрывают бесцветным лаком.

Затем камень шлифуют по контуру таким образом, чтобы получился параллепипед.

Для того, чтобы получить камень ограненный камень с хорошими пропорциями, нужно чтобы высота заготовки равнялась примерно его ширине, что выполняется при помощи шлифовки. На рабочем месте нужно поставить емкость с водой и взять небольшой кусочек губки для нанесения воды на ограночный круг.

Шлифование и полирование улучшаюся, если в воду добавить несколько капель моющего средства, шампуня или немного стирального порошка.

После обработки вдоль боковых сторон камня проводят линию на расстоянии трети высоты от верхней поверхности заготовки. Здесь будет рундист камня. Затем камень переворачивают нижней стороной вверх и проводят на ней посередине линию, где грани павильона создадут острый гребень. На верхней грани рисуют прямоугольник, чтобы ширина его была примерно равна половине ширины заготовки, – это будет грань площадки. Все линии покрываются бесцветным лаком и шлифуют камень немного не доходя до отмеченных линий, делая поверхности чуть выпуклыми для того, чтобы оставить место для нанесения рядов граней, идущих вокруг камня на верхней и нижней его частях.

Заготовка для бриллиантовой огранки

Для получения круглой заготовки нужно выполнить следующие операции:

  • осмотреть материал для нахождения плоского участка для верха камня
  • сошлифовать его на шлифовальном круге для кабошов, держа камень в руке, пока участок не станет почти плоским
  • сошлифовать с боков, придавая заготовке цилиндрическую форму
  • обработанную цилиндрическую заготовку наклеить на специальное приспособление – оправку и обработать на гранильном станке для получения совершенного круглого в сечении камня, что обеспечит нанесение граней
  • далее огранивается площадка и две противоположные основные грани
  • потом идет огранка двух пар противоположных граней, в результате чего грань площадки принимает форму квадрата
  • затем огранивают восемь основных граней и одну грань верхних клиньев
  • далее выполняется огранка всех граней верхних клиньев
  • делается огранка одной грани нижних клиньев
  • производится огранка двух граней нижних клиньев

Многие мастера всегда применяют специальное приспособление для обработки заготовки, даже для камней ступенчатой огранки, другие делают заготовки вручную, шлифуя на кругах из карбида кремния или применяя специальный круг только для обработки заготовок.

Полирование камня

При полировании слишком большое количество порошка не ускоряет полирование, а вызывает появление волнистости на поверхности граней . При высыхании полирующего порошка необходимо добавить небольшую порцию полирующего состава.

На сухом круге работать нельзя , так как выделяется тепло, которое может привести к растрескиванию камня.

Неправильно расположенную грань при полировании можно узнать по скрипящему звуку, который возникает вместо тихого звука, характерного для процесса полирования плоско расположенных граней.

Если полирование произведено правильно, то даже при десятикратном увеличении на камне невозможно увидеть ни царапин, ни выкрашивания. Плохая полировка может быть результатом слабого давления, которое было приложено к камню для удаления всех царапин и ямок, оставшихся после шлифования.

Для того, чтобы грани полировались и полировка была хорошей, нужно подобрать подходящий полировальный круг, соответствующий порошок, установить плоскость грани параллельно поверхности круга и приложить к камню такое усилие, которое позволило бы как можно быстрее закончить процесс полирования .

Если при полировании грань камня слегка наклонена к поверхности круга, то будет полироваться только один ее край. Полирование только с одной стороны приводит к удалению большого количества материала, в результате чего может потребоваться даже перешлифовка грани.

Лучше правильно устанавливать грань с самого начала, а затем все время передвигать камень поперек круга взад-вперед, чтобы не допустить появление на нем полировочных царапин и обеспечить более равномерный износ круга.

При полировании нельзя держать камень долго на одном месте: тогда, что снижает блеск камня.

При огранке коронки, сначала на ней делают два ряда ступеней для приобретения некоторого опыта, затем после полной огранки камня на медном круге с грубым алмазным абразивом процесс повторяют на обратной стороне круга, шаржированного тонким абразивом. На этом этапе есть возможность исправить допущенные ранее ошибки.

Полирование граней коронки начинают от верхних граней, которые соприкасаются с гранью площадки и заканчиваются на рундисте, т. е. в обратном порядке по сравнению со шлифованием. Нужно полировать все грани в каждом горизонтальном ряду.

При огранке павильона нужно помнить, что задние грани должны быть расположены в строгом соответствии с расположением граней коронки. При огранке остальных рядов каждая грань требует поворота камня.

Каждую грань шлифуют до тех пор, пока грань, принадлежащая рундисту, не станет по ширине равной примерно трети расстояния от рундиста до вершины павильона.

При правильно рассчитанном расстоянии камень будет иметь выпуклый павильон с тремя рядами граней, каждая из которых имеет одну и ту же ширину.

Вначале полируют грани, принадлежащие к вершине павильона, затем грани среднего ряда и после этого грани, принадлежащие рундисту.

При огранке крупных камней нужно гранить много больших граней и в этом случае обычные шлифовальные круги оказываются малопригодными.

Для камней более 500 карат применяют медный шлифовальный круг, с зерном 100 мкм.

Самые крупные камни хорошо обрабатывать алмазным кругом с зерном 180 мкм: он быстро сошлифовывает материал.

  • При ступенчатой огранке необходимо сделать ступени более многочисленными и более узкими.
  • В камнях бриллиантовой огранки число граней удваивают или увеличивают число рядов.

Для изготовления крупных заготовок лучше всего подходят пилы с отрезными кругами диаметром 250–300 мм. Подходят и круги большего диаметра, но их более толстый диск вызывает лишний расход материала. Материал размечают тушью и покрывают лаком, чтобы разметка не смылась. Камень зажимают в станке, тщательно регулируют его положение, чтобы сделать распил точно. Правильное использование пилы поможет удалить почти весь лишний материал и сэкономить время. Спилив все лишнее, камень нужно вновь разметить и начинать грубую шлифовку. Лучше всего пользоваться кругом диаметром 250–300 мм, хорошенько смачивая его водой, чтобы не перегрелся камень.

Ручная полировка и шлифовка камней

После обработки заготовки площадки крупных камней и грани площадки шлифуют и полируют вручную, так как станки не выдерживают нагрузок, которые возникают при шлифовании и полировании больших поверхностей. Для шлифования используют специальные алмазные порошки и плоские пластины из стали или стекла. Отшлифованная поверхность имеет равномерный матовый вид. Если в начале полирования обнаруживаются риски, их сошлифовывают специальным порошком, но не с помощью полирования, на которое уйдет очень много усилий и времени.

Полирование камня выполняют, пока его поверхность не станет блестящей.

Для полирования граней крупных камнейпрофессионалы рекомендуют пользоваться хорошо насеченным оловянным кругом. Насечка должна быть не менее 1,5 мм, и идти по радиусу от центра до края круга, сочетаясь с насечками более короткими.

Огранка мягких и хрупких камней

В некоторых случаях, из-за красоты или иных особенностей, производят огранку мягких и хрупких камней. Заготовки из материалов такого типа обычно нарезают на пилах, следя за тем, чтобы не было перекоса и перегрева камня. Иногда резание приводит к трещинам или к растрескиванию камня по плоскостям спайки.

В этом случае безопаснее сделать вокруг камня на пиле надрез и затем его разломить. Вручную также можно обработать заготовку и подогнать ее как можно ближе к нужной форме. Можно наклеить материал на оправку и обработать его на шлифовальном круге.

Некоторые очень мягкие камни можно разрезать специальным лобзиком, каким пользуются ювелиры, смазывая его при работе маслом.

Наклеивание камня

Многие камни можно наклеивать, пользуясь мастикой для граверных работ или специальными смолами или использовать материалы, которые затвердевают без нагревания. Для того, чтобы цемент с эпоксидной смолой образовал прочное соединение оправки с камнем, необходимо их поверхности предварительно очистить ацетоном. Эпоксидные смолы наносят на поверхность в виде отдельных пятен, сохраняя между ними промежутки, по которым в дальшейшем будет проникать растворитель.

Шлифование мелких камней

Для шлифования мелких камней из-за слишком быстрого сошлифовывания выбирают простые виды огранки с небольшим числом относительно больших по площади граней.

Обрабатывая камни, обладающие спайностью, первую грань сошлифовывают как можно мягче, прислушиваясь к звуку. Если слышно тихое шипение, значит шлифование происходит быстро и эффективно. Скрипящий звук говорит о том, что шлифование идет поперек плоскостей спайности и камень может растрескаться по плоскостям спайности или расколоться.

Полировать мягкие камни можно на твердых кругах из металла, пластмассы, дерева. Хороший круг с мягким действием можно сделать из березы и применять в сочетании с алмазной пастой или любым обычным полирующим порошком.

Более мягким для полирования является восковой круг. Если порой образуются мелкие риски, можно не обращая на них внимания, отполировать все грани, а затем отполировать камень на мягком круге для их удаления.

    Сверкание огранённого камня зависит прежде всего от углов наклона граней павильона (нижней части камня) Эти углы находятся в определённом "коридоре". Существует таблица предельных (верхних и нижних) углов наклона граней павильона для определённых минералов. Выход из этого "коридора" при установке углов огранки минерала существенно снижает сверкание готового камня. В частности, диапазон наклона граней павильона минералов кварцевой группы составляет всего 6 с небольшим градусов. Получается, что при ступенчатой огранке кварца при количестве ступеней павильона равной 3-м разница в углах наклона граней составляет всего 2 градуса. Удержать такую небольшую разницу довольно сложно, но иначе за огранку и браться не стоит - переводить минерал в брак можно и молотком.
    Вообще огранка камней кварцевой группы всегда вызывает определённые трудности, связанные в основном с качественной, без видимых царапин, полировкой граней. Кварц слишком "мягок" по сравнению например с бериллом, и при огранке, из-за несовершенства технологического процесса полировки, на гранях часто появляются царапины, что резко снижает блеск камня и является браком.
    Как ни странно, но общая тенденция (за редким исключением) при огранке минералов звучит так: " Чем драгоценней минерал - тем легче с ним работать". Поэтому начинающим господам - огранщикам совет: начинайте учиться гранить с минералов твёрдых, например - корундовой группы (рубин, сапфир), конечно синтетических. Поверьте, затраченные усилия и усердие в этом занятии с лихвой окупятся созерцанием плодов Вашего труда.

    Если вы первые шаги в деле огранки камня уже сделали и Вам удалось получить образец почти товарного качества, можно приступить к совершенствованию процесса огранки. Ведь желание "сделать очень хорошо" у Вас наверняка есть. Что бы сделать "хорошо," хочу обратить Ваше внимание на некоторые аспекты огранки, которые позволят Вам избежать длительного пути улучшения качества гранёного камня. Прежде всего "плоскостность" граней. Если Вы для полировки граней используете деревянный либо кожаный полировник- высокого качества огранки можете не ждать: под давлением камня материал полировника вминается, теряя плоскую поверхность, соответственно и грань получает заваленную форму. Такая грань, даже при отсутствии царапин, выглядит неряшливо и плохо сверкает. По этой причине совет: грани необходимо полировать на твёрдых материалах, например таких как плексиглас (оргстекло) или олово. Чем меньше проминается поверхность полировальной планшайбы, тем выше качество граней. Скругление граней на дереве может быть незначительным, но глаз его хорошо замечает. И то что годилось на этапе обучения - не годится на этапе повышения мастерства. Полировку на дереве можно сохранить разве что для площадки большого камня - в связи с трудностями её полировки другими способами, и для предварительной полировки рундиста. У площадки края граней тоже будут завалены (скруглены), но так как при огранке верхних граней часть площадки буден удалена, эта оставшаяся часть будет плоской. Рундист стоит полировать на дереве по одной причине: повысить стойкость камня к скалыванию при закрепке в оправу. Дело в том, что при полировке на дереве рёбра рундиста слегка скругляются, но в этом случае это явление не вредное, а наоборот: скругление рёбер многократно снижает вероятность скалывания камня. Закрепщики камней (нервная профессия) будут Вам благодарны. Ещё одним немаловажным аспектом огранки является достаточная величина рундиста. Не скупитесь, намечая размер рундиста. В тонком рундисте, считайте, одни недостатки: опасность скалывания при закрепке, минимальный вес драгоценного камня - а это во вред прежде всего Вам, как потенциальному продавцу. Если материал природный да ещё высокого качества - Ваши потери из - за минимального веса могут оказаться существенными. Объём камня быстрее всего растёт в цилиндрической части камня - в рундисте за счёт толщины. А если уж Вы где-то ошиблись при нанесении граней и требуется частичная или полная их перешлифовка - рундист станет Вашей гаванью спасения. Его повышенная толщина позволит это сделать без уменьшения диаметра камня при минимальной потере веса и сохранении геометрии заказанного камня и Вашего лица как огранщика. В деле огранки прозрачных минералов много нюансов и тонкостей. Соблюдение Вами хотя - бы этих двух аспектов, на которых я кратко остановился, позволит Вам заметно повысить Вашу квалификацию и завоевать авторитет опытного огранщика.

Ювелиры - квалифицированные мастера, способные увидеть в мутном осколке минерала прекрасный драгоценный камень и придать ему великолепную форму. Виды классической огранки драгоценных камней сегодня используются многими мастерами каменного дела и включают в себя три основных типа огранки - кабошон, круг и фацетная - которые, в свою очередь, подразделяются на 250 разновидностей. Конкретный тип обработки подбирается ювелиром в зависимости от определенных факторов: размера и вида минерала, его чистоты, твердости, оптических свойств и умений и навыков самого мастера.

Ниже представлен список видов камней, используемых мастерами всего мира.

Кабошон

Самый древний вид огранки драгоценных камней, при которой минералу придается выпуклая форма без фацетов. Обычно такой тип обработки используется для огранки непрозрачных либо полупрозрачных вставок, минералов с эффектом «кошачьего глаза». Огромную роль играет качество полировки и шлифовки камня, поскольку главным требованием к кабошонам является идеально гладкая поверхность.

Круг

Круг - классическая огранка драгоценных камней. Виды другими способами появились значительно позже ее. Впервые круглая огранка была придумана в 1900 годах. Именно в это время были изобретены алмазные пилы, которые дали мастерам-ювелирам возможность работать с алмазами и с их помощью обрабатывать другие алмазы, превращая их в бриллианты.

Круглая огранка камней и ее виды, разнящиеся в зависимости от количества граней, помогают создать уникальные и оригинальные украшения. Оптимальным видом считается огранка в 57 фацет - она придает бриллиантам блеск и показывает всю красоту и игру света в их гранях. Наиболее максимально такая огранка ценится при перекупке камней. Небольшие камни обрабатываются в 33 грани или 17 граней.

Большая потеря веса камня - характерная особенность данного типа огранки. Обработка минерала забирает порядка 50% первоначальной массы.

Овал

Виды огранок драгоценных камней включают в себя одну из разновидностей круглой обработки - овал. Ювелиры используют ее в основном для круглых самородков. Впервые овальная огранка появилась только в 1960-х годах.

Груша

Несмотря на столь необычное название, камни, обработанные таким образом, больше напоминают каплю. Боковые фацеты выполнены в виде клиньев, верхняя площадка гладкая, что обеспечивает игру света. Таким образом обрабатываются как средние, так и крупные камни. Груша подразделяется на такие виды огранок ювелирных камней, как бриолет и капля.

Маркиз

Данный вид обработки драгоценных камней был назван в честь маркизы де Помпадур - фаворитки короля Людовика XV. Кокетливая улыбка всемирно известной красавицы была увековечена в овальной огранке драгоценностей с продолговатыми, заостренными кончиками. По форме обработанные таким образом камни больше похожи на лодочку.

Ограненные под «маркиза» камни очень хрупкие: их удлиненные кончики легко можно сломать, поэтому такие украшения носятся очень аккуратно.

Багет

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя прямоугольную обработку - багет. По сути, он является показателем качества, поскольку показывает как минусы, так и плюсы камня. Во вставках такой формы невооруженным глазом можно заметить внутренние дефекты или ошибки огранки. По этой причине при выборе подобных украшений желательно обращать внимание на качество обработки камня.

Принцесса

Для «принцессы» характерна необычная игра света в камне, но при этом она выполняется в квадратной либо прямоугольной форме. Впервые появилась в 1960-1970 годах. Стоимость такого камня меньше, поскольку во время огранки он практически не теряет в весе. Бриллианты обрабатываются в форме «принцесса» для украшения обручальных колец. При помещении камня в оправу стараются закрыть прямые углы, поскольку они являются наиболее хрупкими.

Октагон

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя восьмигранную обработку. Самой популярной считается изумрудная огранка, защищающая минералы от сколов и повреждений, показывая с выигрышной стороны чистоту и оттенок камня.

Изумруд

Такой тип огранки представляет собой прямоугольник со срезанными углами и большими фацетами. Используют его в основном для обработки крупных камней идеальной чистоты, поскольку спрятать изъяны самородка за большим количеством граней невозможно. Не так играет светом, как круглая огранка или огранка «принцесса», но по яркости и силе преломляемых вспышек значительно их превосходит.

Триллион

Самая эффектная огранка драгоценных камней. По форме напоминает треугольник с клиньями. В зависимости от дизайна готового украшения, характеристик самоцвета и фантазии и умения ювелира могут меняться количество фацетов и форма камня, то является преимуществом триллиона. Впервые такой вид огранки был придуман в Амстердаме, а на сегодняшний день он является самым популярным в мире.

Сердце

Сложные и дорогостоящие виды огранок драгоценных камней включают данный тип - сердце. Используют его только при изготовлении эксклюзивных украшений. Красота каменного сердца зависит от мастерства ювелира, поэтому при выборе таких изделий в первую очередь смотрят на ровность контура.

Кушон

Нередко такой вид огранки драгоценных камней именуется античной, или антиком. Ювелиры прибегают к нему в тех случаях, когда требуется сохранить изначальный вид минерала. К примеру, практически все бриллианты огранялись именно в такой форме.

Радиант

Внешне камень, которому придали такую огранку, похож на квадрат или прямоугольник с обрезанными углами. Радиант объединяет в себе черты таких огранок, как "изумруд" и "принцесса". Ювелиры применяют его для минералов, которые должны быть показаны во всей красе: игра света, цвет, чистота, прозрачность и размеры камня демонстрируются при такой обработке. Такая огранка имеет больше мужественный и брутальный характер, поэтому ее нередко выбирают для создания мужских украшений. Визуально такие изделия укорачивают фаланги пальцев.

Ашер

Квадратные виды огранок драгоценных камней включают такую разновидность, как Ашер. Он во многом похож на Изумруд, но имеет большее количество фацетов. Изобретена такая огранка была в 1902 году в Бельгии братьями-мастерами по камню Ашер, наиболее популярна она стала в 1930 годах. В зависимости от размера камня изменяется количество граней. С ограненными в таком виде камнями изготавливаются изделия в стиле ар-деко.

Зачем обрабатываются драгоценные камни?

Огранка - механическая обработка полудрагоценных и драгоценных самоцветов, проводимая с целью придания камням нужной формы и строения, которые обеспечивают полное проявление особенностей материала. Во время процесса обработки на поверхности камня формируются правильные геометрические поверхности, которые складываются в нужную фигуру.

Огранка создает игру света, при которой демонстрируется оптимальное восприятие блеска и цветовой палитры самоцветов. Большое количество граней и их расположение гарантируют переливчатый световой эффект. Формирование и расположение фацетов и поверхностей многократно преломляет и отражает световые лучи, фокусируемые камнем. Цветовые переливы дают составляющие оттенки спектра, на которые раскладываются преломленные лучи.

Ограночная технология и обработка драгоценных и полудрагоценных камней с ее помощью подразумевает под собой два основных элемента: вид граней и внешнюю форму камня. Виды и формы огранки драгоценных камней на сегодня многочисленны, однако сам процесс придания самоцвету нужной формы очень трудоемок и длителен. Минимальное число фацетов составляет 30, а в сложных формах оно может достигать 240. При этом каждая из них должна быть выполнена под идеально правильным углом и с ровной поверхностью.

Исключая игру света в камне, огранка должна соответствовать нескольким критериям. Это:

  • Шлифовка материала.
  • Минимальная потерянная масса.
  • Проявление формы и колорита.
  • Соответствие камня всему украшению по цвету, форме, стилю.

В зависимости от типа камня, его размера и назначения готового украшения ювелир подбирает определенную форму огранки. Для некоторых видов камней - к примеру, изумрудов и бриллиантов - имеются свои формы огранки, для других используются любые типы.

Придать любому украшению благородный и привлекательный внешний вид может огранка драгоценных камней. Виды и способы обработки самоцветов изобретались и совершенствовались веками, и каждый из них обладает своими характерными особенностями. Без огранки любой, даже самый дорогой и будет казаться безделушкой. Только в руках настоящего мастера-ювелира самоцвет получает вторую жизнь и радует людей своей красотой, изяществом и неповторимостью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: