Проект о дружбе. Проектная работа для начальных классов "все о дружбе"

СодержаниеСОДЕРЖАНИЕ
Что говорят о дружбе великие люди.
Интервью с родителями.
Что значит дружба для меня.
Основные законы дружбы.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Мой любимый рассказ о дружбе.
Песня о дружбе.
Кроссворд.

Что говорят о дружбе великие люди.

ЧТО ГОВОРЯТ О ДРУЖБЕ ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ.
Дружба
– близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, привязанности, общности
интересов. (Толковый словарь Ожегова)
Дружба–
это глубокая связь между людьми,
которая предполагает «не только верность и
взаимопомощь, но и внутреннюю близость,
откровенность,...любовь»
(Энциклопедия «Кругосвет»)

Наслаждение общением – главный признак дружбы.
Аристотель
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет
ценности.
Сократ
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время
несчастья», – сказал библейский царь Соломон.
Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые
ждут твоего выздоровления, как праздника.
Чехов А.П.
В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени
трудно.
Демокрит
Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам лишь натура необычайно тонкая.
Оскар Уайлд
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
Пифагор Самосский

Интервью с родителями.

ИНТЕРВЬЮ С РОДИТЕЛЯМИ.
Что же такое дружба для моих родителей?
вот, что я узнал…
И
Дружба– это, во-первых, чувство, то есть
дружеская любовь.
Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в
сердце.
Во-вторых, дружба возникает спонтанно.
Нельзя заставить себя быть другом кому-то или
заставить кого-то быть своим другом.

Я узнал, что и у моих родителей в детстве были
друзья.
Тогда я заинтересовалась, как же раньше они
дружили?
Мама вспомнила, что когда была маленькая,
дружила с соседскими детьми на даче. Они ходили,
друг к другу в гости, потому что их родители тоже
общались друг с другом, бегали в кинотеатр на детский утренник. В лесу они строили шалаш,
разводили костёр, жарили хлеб и пекли картошку.
Любили уезжать далеко на велосипедах.
В школе мама вела свой дневник с какими-то
интересными сведениями, картинками и
приколами, затем обменивалась с
одноклассниками.

Что такое дружба для меня.

ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА ДЛЯ МЕНЯ.
Я думаю, что настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с
кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто
поможет и поддержит в разных ситуациях.
Основа дружбы - взаимное уважение и доверие.
Уважать своего друга, это значит, почтительно относиться к
нему, считаться с его мнением.
Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому
проявляется уважение, чувствует, что его ценят как
личность, уважают его достоинство и помогают ему не
только лишь из чувства долга.
Под доверием подразумевается уверенность в
добропорядочности и искренности друга, в том, что он не
предаст и не обманет.
Дружить можно в кругу своей семьи, а можно в школе, во
дворе.
Когда случаются неприятности, можно рассказать об этом в
кругу семьи. Тогда близкий человек всегда найдёт нужные
слова поддержки или поможет разобраться в трудностях.

У меня есть друзья. Мы ходим друг к другу в гости,
отмечаем вместе Дни Рождения. Нам вместе весело.

Я обожаю играть в футбол. Мы занимаемся с
тренером, его зовут Максим Александрович. У
нас дружная команда. И поэтому мы часто
выигрываем.

Основные законы дружбы.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Я думаю Правила дружбы таковы:
помогать друг другу;
не помнить долго обиду;
доверять друг другу;
быть терпимым;
уметь прощать;
не завидовать;
быть честным и преданным;
быть доброжелательным.

Пословицы и поговорки

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Человек без друзей, что дерево без корней.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а нашёл - береги.
Друг в беде узнаётся.
Вместе и беда легче переносится.
Будете друг за дружку держаться - можете
ничего не бояться.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Для дружбы нет расстояния.
Отец – наставник, брат – опора, а друг и то и
другое.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Мой любимый рассказ о дружбе. «Волк и орёл» Алим Аблязов

МОЙ ЛЮБИМЫЙ РАССКАЗ О ДРУЖБЕ.
«ВОЛК И ОРЁЛ» АЛИМ АБЛЯЗОВ

Однажды в жаркий летний день бродил под
скалой волчонок. Он гнался за бабочкой,
которая манила его все дальше и дальше от
родной берлоги. А когда он остановился, то
увидел красоту здешних мест. Восхищенный
летней природой, он шел дальше, глядя на
высокие скалы и большое синее озеро. Рядом
послышалось слабое жалобное чириканье.
Волчанок подошел ближе, и в высокой траве
увидел маленького беззащитного птенца орла.
«Быть может, он выпал из гнезда», - подумал
волчанок. «Ему нужно помочь, он здесь в
опасности», - решил волчонок. Он осторожно
взял зубами птенца, обошел скалу с другой
стороны, и отыскал его гнездышко.

По дороге он очень устал, исцарапал свои лапы, от
палящего солнца ему хотелось пить. Но все же он
дошел до гнезда и опустил маленького птенца в
гнездо, где маленький орленок был в безопасности.
Убедившись, что птенец успокоился, что в гнезде у
него есть еда, волк отправился в свой дом.
Шло время, многое прошло с тех пор в жизни
волчонка. Он подрос, научился охотиться, и уже
сам добывал добычу для семьи. Однажды на охоте,
с ним случилась беда. Он попал в ловушку – глубокую вырытую яму, с которой он не мог выбраться.
Он провел в ней долгое время и уже потерял все
силы и надежду на спасенье. Он закрыл усталые
кристальные глаза и смиренно опустил голову на
сырой камень. И в тот самый миг в небе раздался
крик орла, который парил над этой местностью.

Орел приблизился ближе и опустившись в яму,
схватил волка за спину и вытащил его в поле.
Когда глаза волка привыкли к яркому солнечному
свету, он узнал маленького птенца, которого он спас
много лет назад. Теперь же птенец вырос и стал
сильным, и, как положено, гордым орлом.
- Ты помнишь меня? Ты ведь спас меня однажды под
скалой, когда я еще был совсем беззащитным
птенцом? Я не забываю своих друзей!
- Спасибо тебе, орел! – с благодарностью ответил
волк. – Если бы не ты, остался бы я в той яме
навечно!
С тех пор орел и волк были неразлучными
друзьями.
Вот так хорошие бескорыстные поступки связали
двух зверей – орла и волка. Никто из зверей в этом
лесу и не мог представить, что дружба может
существовать между таким разными зверями.

Песня о дружбе

ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ
"Песенка о дружбе"
1
Просто так ничего не бывает.
Даже дождь для чего-то идет.
Кто другим помогать забывает,
Тот друзей никогда не найдет.
Припев:
Просто так нельзя дружить,
Дружбу надо заслужить,
Не реветь, не задаваться,
За товарищей вступаться,
Честным словом,
Честным словом дорожить.
2
С другом все получается лучше,
Все выходит в два раза быстрей.
Настоящая дружба научит
Быть сильней и умней и добрей.
Припев.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Проект

«Поговорим о дружбе»

Составитель:

Учитель начальных классов

Созонова Ольга Юрьевна

Г.Алапаевск

2015год

Проект:

    интегрированный и практически направленный на включение обучающихся в активную творческую деятельность;

    долгосрочный, реализация проекта осуществлялась в течение 4 месяцев;

    предполагает групповую и индивидуальную работу, дети сами искали нужную информацию;

    комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый).

Цель проекта: расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Задачи:

    Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

    Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей.

    Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

    Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе.

    Приобретение навыков работы в сотрудничестве.

    Проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.

Описание действий:

    Деятельность учителя.

    Проведение классных часов

1. «Что такое дружба?» Беседа. (Провели анализ и выявили символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба);

2. «Пословицы о дружбе»…Игра.

3. «Какой он, настоящий друг?» Беседа. Чтение рассказа.

4. Правила дружбы. Работа в группах.

5. «Как найти себе друзей». Беседа. Просмотр мультфильма про Крокодила и Чебурашку. Обсуждение.

Деятельность детей в творческих группах.

    Поиск пословиц и поговорок из разных источников.

    Подбор стихотворений и песен о дружбе.

    Конкурс рисунков о дружбе и друзьях;

    Создание общего рисунка «Мои друзья»

    Оформление выставок в классе.

    Изготовление подарка другу. (научить чуткому,

доброжелательному отношению к товарищам.

    Побуждать детей к нравственным поступкам, желание

совершать добрые поступки.)

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.

Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг?

Второй этап (планирование деятельности).

Дети разделились на небольшие творческие группы, которые сообща придумали, искали необходимый материал к своим выступлениям на классных часах. Внутри группы дети сами распределили роли и обязанности.

Третий этап (практически - деятельностный)

    Выступление творческих групп на классных часах.

    Создание выставок во внеурочное время.

    Оформление общей стенгазеты.

Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).

    Что удалось достичь из намеченного? Что было хорошего?

    Что не получилось? Почему?

    Чему научились? Какие знания получили в итоге.

Пятый этап - реализация проекта.

Классный час «Поговорим о дружбе» Итоговый.

Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.

Для достижения поставленной цели нужно было решить

следующие задачи:

    Создать на занятии атмосферу доброжелательного

и уважительного общения.

2.Обобщить знания детей о дружбе и дружеских отношениях.

3.Создать условия для формирования таких умений, как

анализировать, делать выводы; слушать и слышать своих

товарищей.

Планируемые результаты:

Обучающиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопросы о необходимости дружбы и дружеских отношений в классе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с одноклассниками; делать выводы из прослушанного материала.

Ход мероприятия.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте все дружно повернёмся и поздороваемся с нашими гостями, улыбнёмся и гостям и друг другу.

Я твой друг и ты мой друг, Руки к солнцу протянули,

Влево вправо повернитесь, Лучики поймали,

Крепко за руки возьмитесь, И к груди своей прижали.

И друг другу улыбнитесь. С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди…

2. Вступительное слово.

Я хочу рассказать вам одну притчу. Что такое притча?

Притча - короткий поучительный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Послушайте и скажите: «Какая мудрость заключена в этой притче?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

Хижина у меня маленькая, войдет только один.- А кто вы? - спросил пастух.

Мы - дружба, счастье и богатство. Кому из нас войти - выбирай сам!

Пастух подумал и выбрал… дружбу.

Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Какая мудрость заключена в этой притче?

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

3.Постановка цели.

А может ли эта мудрость помочь нам? И как?

О чём же мы поговорим сегодня? О чём мы должны договориться?

4.Беседа

Как вы думаете, кто придумал слово «Друг» и когда это было?

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

Как он стал относиться к друзьям?

Кого мы называем другом?

Какие качества друга вы считаете главными?

Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

5. Игра «Волшебная конфета».

Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Вам в помощь есть начало, а вы подумайте и продолжите…

Начинайте такими словами: Друг должен быть…Друг всегда…. Друг никогда…

6.Презентация детских проектов.

А теперь послушаем внимательно друг друга. Каждый с своей работе хотел о чём-то сказать, рассказать и даже о чём-то попросить.

7.Рефлексия.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. А когда у тебя есть друзья, их всегда хочется радовать. А это можно сделать всегда. Дарить своим друзьям подарки.

Другу ты отдать сумей,

Всё тепло души своей.

Всё отдал - богаче стал,

Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат.

Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.

Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.

И я очень надеюсь, что наша дружба с каждым днём будет всё крепче и сильнее.

Закончим нашу беседу песней и просмотром фильма про наш дружный класс.

Сценарий классного часа

«Без друзей меня чуть-чуть»

Цель:

Научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких.

Задачи:

Показать важность и ценность настоящей дружбы:

Воспитывать бережное и теплое отношение не только

к близким, но и ко всем окружающим людям;

Создавать дружный сплоченный коллектив.

Оборудование:

Фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»

Магнитофон

Плакат с девизом «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Рассказ В.Осеевой «Три товарища»

Ход классного часа

(звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»)

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем

классном часе?

(О дружбе, о друзьях)

А кто такие друзья? Какого человека можно

назвать настоящим другом?

(Друг – это человек, который непременно поможет в

радостью и печалью, которому можно доверить самые

сокровенные желания и тайны).

Послушайте рассказ В.Осеевой «Три товарища» и скажите,

кто же из мальчиков оказался настоящим другом Вите.

(Читаю рассказ. После рассказа – обсуждение героев.

Вывод – Володя оказался настоящим другом).

Если бы у вас были такие же «товарищи», как у Вити, кого из

них вы бы взяли с собой в далекое и трудное путешествие? Почему?

Конечно, в трудные минуты нам рядом нужен человек, на

которого можно положиться, в котором мы можем быть

уверены. А в минуты радости с кем приятнее проводить

время? (Конечно, с теми, кого мы всегда рады видеть, с

близкими друзьями).

Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы

видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить?

Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того,

(обсуждение вопросов, высказывание мнений).

А теперь обратимся к девизу нашего классного часа:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Подумайте и скажите, в чем мудрость этого девиза?

Согласны ли вы с ним? Действительно ли друзья

дороже денег или же все наоборот?

(обсуждение)

Много мнений мы сейчас услышали, но главное –

это то, что вы дружбу считаете важнее денег. Вы сделали

правильный выбор, ведь деньги приходят и уходят,

а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом

друг, разве можно быть одиноким и несчастным?

Я хочу рассказать вам сказку, услышав которую, вы уже

точно будете знать, что лучше – друг или деньги.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную

отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у

него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то

неизвестным ворам удалось проникнуть во владения

нашего героя и угнать всех овец.

Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством,

он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех

своих денег и работы.

Весть о краже быстро разнеслась по окрестным

селам, и уже на следующий день увидел этот человек,

как по дороге к его дому, идут его друзья. Но друзья

шли не с пустыми руками – каждый из них вел

за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья

собрались и подарили другу своих овец, у него снова

получилось стадо, даже большее, чем прежде».

Вот такая история произошла давным-давно.

Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком,

если бы у него не было таких друзей?

(Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а

если бы и работу потом не нашел, то мог бы умереть от

голода).

Да, ребята, без друзей человек одинок, без друзей его мало,

а с друзьями много.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы, как друг, помогали

своему другу или, наоборот, вам помогали, когда

было трудно? Расскажите о них.

(Дети рассказывают случаи из жизни, параллельно

с рассказами обсуждаем ситуации и делаем выводы).

Молодцы! Я вижу, что многие из вас умеют дружить,

имеют много друзей. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить?

(Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие

друзья никогда не будут ссориться по пустякам,

а серьезные проблемы решат сообща, вместе.

Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите

своим другом, вы сумеете найти способ помириться).

А сейчас я предлагаю вам некоторые ситуации,

которые могут случиться в жизни.

Вы обсуждаете вашу ситуацию в группе.

(Детям раздаются листочки, на которых написаны ситуации):

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку,

чтобы его списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг хочет совершить плохой поступок, и ты об этом

знаешь.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а наказали тебя.

Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?

(Потерять друга легко, а найти – очень сложно).


Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю

свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко.

Но чтобы иметь много, надо самому общительным,

чутким, отзывчивым, преданным, добрым и

хорошим другом. А когда у вас будет много друзей,

вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.

(Звучит та же фонограмма, которая была в начале урока, дети

вместе с учителем подхватывают песню поют).

1.Что такое дружба?

2. Актуальности проблемы.

3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления.

4. Цель и задачи проекта.

6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований.

7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта.

8.Список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13.

В дружбе наша сила.

Руководитель проекта: Чучупал Т.Н.

2013 – 2014 год.

1.Что такое дружба? 2. Актуальности проблемы. 3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления. 4. Цель и задачи проекта. 5. Содержание проекта. 6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований. 7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта. 8.Список литературы.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

Исключить из жизни дружбу - все равно,

Что лишить мир солнечного света. Цицерон

Дру́жба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

«Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны. (Л. Измайлов)

ДРУЖБА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова). Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).

В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство».

Итак, мы увидели, что дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:

1. Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга («Сторожевая башня», выпуск от 01.05.01, стр. 6).

2. Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.

Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?

Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.

Отличительные особенности дружбы : · Бескорыстна;

· Является привязанностью;

· Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);

· Может возникать к людям любого пола и возраста;

· Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим);

Личные качества, полезные для дружбы:

· Искренность, открытость;

· Сочувствие;

· Умение выслушать;

· Интерес к делам и переживаниям другого;

· Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;

· Готовность прощать;

· Умение признавать свои ошибки;

· Умение принимать советы;

· Умение хранить секреты.

Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.

Актуальность.

Дружба начинается ещё в детстве и сопровождает человека всю жизнь, ведь друг – это не только надежный товарищ или человек, знакомый со школьной скамьи, другом может являться кто-то из нашей семьи. Не зря иногда про взаимоотношения матери и дочери говорят: «Посмотри, они ведь общаются как подруги!».

Первые друзья у человека появляются в детском саду. Честно говоря, таких друзей мы помним недолго, и они не становятся важной частью нашей жизни, скорее они просто помогают весело проводить время и учиться общению, учат быть открытым для новых знакомств, возможно, благодаря им мы осознаем, что же такое первая дружба.

Следующая ступенька социализации - это школьное общение, школьные друзья и первый настоящий друг, с которым, казалось бы, вы пройдете полжизни, а может, и больше. Нам уже нетрудно познакомиться с одноклассниками, расширить круг знакомых. Жизнь приобретает новый, интересный смысл. Вместе с первым букварём появляется тот товарищ, с которым вы можете просидеть допоздна, обсуждая что угодно.

Общаясь, дети делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, тем самым помогая раскрыться себе и своему другу, открыть новые способности. Если ваш товарищ увлекается зимними видами спорта, то и вам, скорее всего, захочется научиться кататься на коньках или, может быть, освоить сноуборд.

Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда хочется без слов поплакаться на плече у человека, которому вы точно небезразличны, почувствовать, что вы не одни в этом сложном мире со всеми его вечными проблемами. Школа - это не только постоянный поток новых знаний, это и настоящее испытание на прочность, в том числе и испытание дружбой. Каждый дружит по-разному: для кого-то друг- это человек, с которым можно весело и приятно провести время, для другого – тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая, верная рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями! Во всём мире тема дружбы актуальна, ведь недаром 27 апреля 2011 года на своей 65-й сессии резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы , предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями. В честь дружбы назван астероид Амицития , открытый в 1893 году. Изучая микроклимат в своём классе, я провела психологический тест «Дворец – шалаш». По результатам этого теста выяснилось, что в классе есть:

« Звёзды» -

«Предпочитаемые» -

Результаты исследования показали, что…. , поэтому я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей друг с другом.

Цели проекта: Способствовать расширению знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.

Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы;

Способствовать развитию творческих способностей детей;

Способствовать развитию связной речи;

Формировать у детей такие нравственные качества, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Задачи проекта: данный проект призван создать условия для проявления у детей:

Партнерских отношений в ходе образовательного процесса,

Положительного психологического климата, определенного настроя, умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы,

Самопознания, самовыражения, создать условия для развития позитивной «Я-концепции», представлений о себе самом, (когда исследуется) сколько вложил в общее дело и что получил,

Для самоутверждения, самоактуализации самореализации,

Повышение самооценки, занять свою нишу в группе,

Показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

Развить стремление дружить с окружающими;

Способствовать формированию дружного классного коллектива

Для проявления творчества,

Развития социальной значимой и познавательной мотивации,

Детского коллектива на основе равенства уникальных личностей.

Этапы проектной деятельности.

1. Анкетирование:«Хороший ли ты друг» . 2. Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест) 3.Получение результатов. 4. Тест «Добрый ли у вас характер». 5.Обработка результатов.

6. Тест-самоанализ. 7. Обработка результатов. 8. Мозговой штурм «Законы дружбы». Основной этап.

1. Классный час «Что такое дружба?» 2. «Копилка народной мудрости». 3. Конкурс рисунков «Портрет моего друга». 4. Конкурс стихов о дружбе. 5. «Проба пера» - стихи, рассказы детей о дружбе, о друге. 6. Сочинения «Мой лучший друг». 7. Тест-игра «Как поступить?». 8.Литературная страница(чтение и обсуждение произведений о дружбе). 9. Фотовыставка «Моя дружная семья». 10. Обмен опытом «Дружба в семье»- работа с родителями. 11. « Мои друзья – животные» . 12. Диспут «Могут ли дружить мальчик и девочка».

Заключительный этап. 1. Тренинг "Цветок Дружбы" 2.Оформление «Дерева Дружбы». 3. Оформление проекта «В дружбе наша сила». 4. Защита проекта.

Предполагаемые результаты:

Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

Умение отличать настоящую дружбу от привязанности, от приятельских отношений;

Осознание детьми, что такое дружба и какие качества присущи другу, какими качествами должен обладать человек, что бы у него были друзья.

Умение анализировать ситуации, делать выводы.

Осознание ребёнком социальной значимости дружбы.

Доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;

Сформированы понятия и качества - умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Подготовительный этап (исследования).

Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

1.Ребята делятся на группы:

1). Исследователи.

2). Художники-оформители.

3).Литературоведы.

4). Писатели и поэты.

5).Фотокорреспонденты.

2.Проведение исследований и обработка данных.

1). Анкета:«Хороший ли ты друг» . 1.Есть ли у тебя друг?

Да -

Нет -

2.Можешь ли ты доверить другу тайну?

Да -

Нет -

3.Можно ли назвать твоих родных друзьями?

Да -

Нет -

4.Есть ли у тебя домашние животные?

Да -

Нет -

5.Можешь ли ты назвать их своими друзьями?

Да -

Нет -

6.Если друг попал в беду ты:

Помогу ему -

Попрошу друзей ему помочь -

А мне всё равно -

7.Ты навестишь друга, если он заболел?

Да -

Нет, а зачем -

8 .Поделишься с другом последним куском торта?

Да -

Нет -

9.Если на вас с другом напали, ты:

Убегу! -

Помогу ему -

Позову взрослых -

10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

Нет -

Да -

11.Если он попросит твою приставку ты:

Дам, конечно -

А, вдруг он её сломает!! -

Нет -

Результаты:

2).Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)

1. Какое качество друзей вам всех милей?

А) Искренность - 2

Б) Доброта - 1

В) Ум - 0

А) Своим временем - 2

Б) Важной для них информацией - 0

В) Материальными ценностями -1

3. Как поступить, если у твоего друга неприятности?

А) Не лезть к нему с советами - 0

Б) Надо будет – сам попросит - 1

В) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать - 2

4.Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?

А) Деликатно попрошу его возместить ущерб - 0

Б) Сделаю вид, что ничего не было - 1

В) Прощу, но сначала поговорю - 2

5. Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:

А) Намекну другу на щекотливость ситуации - 1

Б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! - 2

В) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему - 0

Результаты:

8 – 10 очков.

Вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков.

У вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 -3 очка.

Вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

3).Тест «Добрый ли у вас характер».

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди сюда».

5. Способны ли вы ударить кошку или собаку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

17. Раздражает ли вас классическая музыка?

18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов:

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы:

3, 9, 10, 13, 14;

по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям.

От 8 до 15 очков - вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно ладить.

Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать.

4). ТЕСТ – самоанализ «Какой я?»

1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения -1

В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации -0

С. Кто умеет многого добиваться в жизни -3

2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были классными и интересными личностями -6

В. Помогали мне, когда я об этом попрошу -2

С. Никогда не предавали меня в трудную минуту -6

3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни -0

В. Про интересных людей и их приключения - 3

С. Детектив или фантастика -3

4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…- 6

В. Отойду в сторону- это не мои проблемы! - 3

С. Разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение -0

5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да - 4

В. Я не уверен(а) - 0

С. По-моему, счастье не в этом -6

6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

А. Сомневаюсь - 3

В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову… - 5

С. Однозначно да - 6

7) Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а) - 3

В. Посочувствую по телефону -0

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома -6

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА.

0-20 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество- надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов:

Для тебя дружба- это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования показали, что ребята хорошие друзья, они умеют дружить, готовы всегда прийти на выручки другим, пожертвовать чем-то ради друга, у детей покладистый характер и хорошо относятся к окружающим. Ребята самокритично подошли к оценки себя, как друга. Выяснилось, что они личности с которыми интересно общаться.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БУНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ПРОЕКТ

«Дружба - это счастье»

Злоказов Владимир, Молодкин Сергей,

Привалова Евгения, Ракова Виктория,

Рева Татьяна, Устинов Александр,

учащиеся 4 класса

С.Буньково

ВВЕДЕНИЕ

Проблема дружбы между людьми является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы об особенностях дружбы, о её возникновении и развитии продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в разные времена ценности и образы человеческих взаимоотношений изменялись.

Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, её воспевали поэты. К дружбе относились более бережно, ради неё были готовы на большие жертвы. В раннем средневековье восхвалялась героическая рыцарская дружба. В начале Нового времени дружеские чувства понимались как деловые отношения. В 18 - 19 веках - нежная лирическая дружба, главной ценностью которой являлась откровенность и искренность. В 20 веке заговорили об оскудении дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?

Мы считаем, что выбранная нами тема проекта «Дружба - это счастье» актуальна.

Объект: дружба одноклассников.

Предмет: характеристики дружбы одноклассников.

Цель: составление правил дружбы.

Задачи исследования:

1)Изучить информацию о роли дружбы среди одноклассников;

2)Исследовать мнение одноклассников о дружбе;

3) Составление правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.

Гипотеза исследования: исходя из того, что дружба является одной из человеческих ценностей и может сделать человека счастливым, то необходимо придерживаться правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.

Методы:

1.Изучение литературы, интернет - ресурсов

2. Сочинение «Дружба в моей жизни»;

·анкета «Я и мой друг»;

3.Обработка собранной информации.

4.Творческая работа: составление правил дружбы.

Работа над проектом.

Мотивационный этап. Постановка проблемы.

Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос. Мы решили узнать, что мы знаем о дружбе. Все ученики нашего класса ответили на следующие вопросы:

Что такое дружба?

В чём и как проявляется дружба?

Нужна ли дружба в наше время?

Есть ли у вас настоящий верный друг?

Каким должен быть друг?

Какие правила дружбы вы знаете?

Результаты опроса показали, что дети нашего класса имеют в школе друзей, хотя не все понимают, в чём и как проявляется дружба, не могут назвать качества настоящего друга. Именно поэтому возникла необходимость проведения данного проекта.

Подготовительный этап (распределение заданий, определение задач).

На этом этапе были определены цели и задачи проекта. Мы получили и выполнили разные задания.

Задания:

Найти объяснение в толковых словарях слова «Дружба»

Найти детские песни о дружбе и представить их.

Найти книги с рассказами и стихами о дружбе

Найти в книгах и изучить пословицы о дружбе, найти им толкование.

Информационный этап.

На данном этапе мы собирали материал, работали с художественной литературой и другими источниками. Вот что мы узнали:

По словарю Даля, дружба - это взаимная привязанность двух или более людей; тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви, уважении и взаимных выгодах.

Дружба - это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С.И. Ожегов

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях,общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Википедия

Дружба - это разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Философская энциклопедия

Дружба - это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь». Энциклопедия «Кругосвет»

Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями . Википедия

Друг - 1. Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой. 2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (книжн.). Толковый словарь Ушакова

Друг — это другое Я. Философская энциклопедия

Дружба, что же это такое? Этим вопросом не одно поколение задаются люди. На эту тему написано много художественной литературы и снято фильмов.

В книге «Волшебник Изумрудного города» рассказывается о том, какие подвиги можно совершить ради друзей. И как друзья помогают стать лучше: Лев стал смелым, Страшила - умным, Дровосек - получил любящее сердце. Девочка Элли заботилась о своих друзьях, помогала им. Вот что она сказала своим друзьям: «Я только слабая, маленькая девочка, но я любила вас и всегда старалась помочь вам, мои милые друзья!» На что друзья ей ответили: «Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете- ДРУЖБЕ!»

В таких мультфильмах как «Чебурашка и крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кошкин дом», «Винни Пух и его друзья», «Незнайка и его друзья», «Бременские музыканты», «Снежная королева», рассказывается о том, как важно быть дружными, помогать друг другу, уметь прощать ошибки. Такие мультфильмы показывают, что если действовать дружно, можно многого добиться.

В русских народных сказках всегда в любой беде помогают друзья (кот - петуху, волк - Ивану царевичу).

Много пословиц о дружбе: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Сам погибай, а друзей выручай; Без беды друга не узнаешь; Верный друг лучше сотни слуг; Дружно за мир стоять, войне не бывать.

Высказывание великих людей: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого» Л.Н.Толстой; «Дружба- это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью» Чарльз Мичли.

Вольтер: «Глаза дружбы редко ошибаются».

Практический этап.

На практическом этапе мы участвовали в коллективном обсуждении и оценивали результаты своей работы по следующим критериям:

качество выполнения работы по теме;

самостоятельность работы над проектом;

артистизм и выразительность выступления;

убедительность презентации.

Мы просмотрели альбом нашего класса, вспомнили, сколько разных дел выполнили вместе: ходили в поход, вместе бывали в библиотеке и участвовали в разных мероприятиях, у нас не было драк в классе, мы дружно отмечали дни рождения.

После обсуждения мы выделили правила дружбы:

1. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.

2. Не смейся над недостатками.

3.Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

4. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

5. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

6. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

Заключительный этап.

Работая над проектом «Дружба - это счастье» мы сделали следующие выводы:

1. В современном мире настоящая дружба, явление достаточно редкое. Но если она есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя.

2. Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!

3. Друг всегда видит кто я на самом деле. И при этом не перестает быть моим другом.

4. У меня есть друг - значит я счастливый человек. Значит я не один. И он тоже. А вместе ‒ море по колено, вместе мы решим любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды. Ведь мы же друзья!

Таким образом, мы доказали, что дружба нужна людям. И иметь настоящего друга, значит иметь настоящее счастье.

Литература

Хрестоматия по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»: сборник различных литературных источриков для использования на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ/ авт.-сост. Н.А.Охохонина.-Тюмень: ТОГИРРО,2012.

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Духовно-нравственная культура народов России. Светская этика» для 4-го и 5-го классов общеобразовательных учреждений.:Изд-во Баласс, 2012

Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.

Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.

Я и мои друзья. О дружбе. Дружба - это чудо. Дружба. Что такое дружба. Хорошая дружба. Настоящий друг. Дружбе и друзьях. Дружба людей. Крепкая дружба. Настоящая дружба. Что такое настоящая дружба. Мой маленький пони Дружба это чудо. «Дружба крепкая не сломается»…. Давайте жить дружно. «Давайте жить дружно. О дружбе детям. Дружба в истории.

Тема: Дружба. Русский язык - язык дружбы. Российский университет дружбы народов. Спасибо за дружбу. «Дружба» 4 класс. Дружбою сильны. В дружбе – сила. В дружбе – наша сила. В дружбе сила. В дружбе - сила. Броня крепка, и танки наши быстры. Тема урока «Дружба». «Ребята, давайте жить дружно. Ребята, давайте жить дружно. Дружба народов мира.

Понятие дружбы. Товарищество и дружба. Планета дружбы. Дружба и порядочность. Мы выбираем дружбу. Дружбой дорожить умейте. Дружба начинается с улыбки. Поговорим о дружбе. Дружба дороже богатства. День любви и дружбы. Фестиваль дружбы народов. Венок дружбы. " Дружба - великая сила. Городок "Дружба". Законы дружбы. С детства дружбой дорожи.

Дружба в юношеском возрасте. "Дружба- чудесное слово. «Дружба в классе не нужна» «Дружба в классе нужна». Тема дружбы в литературных произведениях. Дружба, войсковое товарищество. Проект «Дружба начинается с улыбки». «ДРУЖБА-FREUNDSCHAFT. Дружба (основы светской этики). Проект «Давайте жить дружно». С детства дружбой дорожить учат в школе….

Интернет-проект «Мосты дружбы». Проект: «Дружба-это здорово. Поговорим о настоящей дружбе…. Школьная страна "Дружба". Занятие по развитию речи «ДРУЖБА. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дружба».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: