Система и структура педагогической науки. Система и структура педагогической науки Педагогические идеи эпохи Античности

Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Система педагогики включает:

Общую педагогику,

Возрастную педагогику,

Социальную педагогику,

Специальные педагогики.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) общие основы,

2) дидактика (теория обучения),

3) теория воспитания,

4) школоведение (педагогический менеджмент). Этот раздел сегодня все чаще выделяется в самостоятельное научное направление.

Повторяет эту же структуру и педагогика начальной школы, в которой также выделяются названные разделы.

Возрастная педагогика связывает воспитание с особенностями возраста. Каждому человеку известно, что в детском, юношеском и зрелом возрасте воспитание осуществляется по-разному и приводит к различным результатам. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает полный период жизни человека. Люди учатся и развиваются всю жизнь, требуют квалифицированной педагогической помощи и поддержки. Среди составных частей обширной системы возрастной педагогики выделяются: педагогика семейного воспитания, педагогика дошкольного воспитания, педагогики начальной, средней, высшей школы, образования взрослых и др. Завершают оформление самостоятельных педагогических направлений, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах, связанных с типами учебно-воспитательных учреждений, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика дистанционного обучения и др.

Дошкольная педагогика исследует особенности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика начальной школы изучает закономерности воспитания подрастающего человека в возрасте от 6–7 до 10–11 лет.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, превентивная педагогика (защитного, предохранительного или даже принудительного воспитания, перевоспитания правонарушителей), профилактико-охраняющая педагогика и др. В последнее время быстро прогрессируют направления, связанные с оказанием педагогической помощи «группам риска», людям, попавшим в беду, – алкоголикам, наркоманам, осужденным и т.д.

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, согласно требованиям которой составлено данное учебное пособие.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения заданных результатов в имеющихся условиях.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки – прежде всего этика, гносеология (науковедение) и др. – помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с анатомией и физиологией. Они составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических ее особенностей, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особое значение для педагогики имеет психология, изучающая закономерности развития психики. С учетом новых психологических знаний педагогика проектирует более эффективные воспитательные системы, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в обучении, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д. Интеграция их привела к возникновению педагогической психологии и психопедагогики.

Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о внеземных цивилизациях помогает пониманию педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.

Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке развивается очень интенсивно.

1. К наукам, являющимся общетеоретической базой педагогики, относятся …

а) анатомия, экономика, социология

б) кибернетика, физиология, психолингвистика

в) генетика, философия, культурология

г) психология, физиология, философия

2. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека является ________ педагогика

а) сравнительная

б) социальная

в) возрастная

3. Закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах исследует педагогика

а) сравнительная

б) инженерная

в) школьная

г) социальная

4. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования, называется …

а) дидактикой

б) гносеологией

в) педологией

г) когнитологией

5. Система педагогических наук включает в себя…

а) общую, специальную и историю педагогики

б) дошкольную педагогику, историю школы, теорию воспитания, психологию

в) общую педагогику, этику, эстетику и возрастную физиологию

г) дидактику, логопедию, историю, психологию

6. В зависимости от отраслей деятельности выделяются…

а) военная педагогика, производственная педагогика

б) тифлопедагогика, сурдопедагогика

в) педагогическая технология, лечебная педагогика

г) история педагогики, социология образования

7. К основным формам связей педагогики с другими науками не относится

а) использование ведущих тенденций развития образования за рубежом

б) использование терминов и понятий других наук

в) применение методов исследования других наук

г) творческое освоение научных идей

8. Система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, способах добывания знаний о педагогической действительности, деятельность по получению таких знаний – это…

а) методология педагогики

б) технологическая методология

в) методы научного исследования

г) методика преподавания

9. Способы получения достоверного научного педагогического знания изучает …

а) методология педагогики

б) педагогическая диагностика

в) тестология

г) сравнительная педагогика

10. Система ведущих идей, принципов и методов, раскрывающая способы понимания и преобразования выделенного педагогического явления называется …

а) методикой

б) концепцией

в) парадигмой

г) методологией

11. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом составляют содержание такого уровня методологии, как …

а) общенаучный

б) философский

в) конкретно-научный

г) теоретический

12. Набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, – это ______ уровень методологии

а) проектировочный

б) практический

в) теоретический

г) технологический

13. Одним из методологических параметров педагогического исследования является…

а) объект

б) субъект

в) методы обучения

г) теория

14. Представление о результате научного исследования называется …

б) объектом

в) задачей

г) гипотезой

15. Одним из основных критериев качества педагогических исследований является значимость теоретическая и …

а) технологическая

б) практическая

в) прогностическая

г) конструктивная

16. Путь научного исследования (или способ познания какой-либо реальности) называется

а) научной парадигмой

б) методологическим принципом

в) методом

г) научным подходом

17. Метод исследования, использующий стандартизированные вопросы и задачи, это …

а) анкетирование

б) эксперимент

в) тестирование

г) наблюдение

18. Эксперимент в психолого-педагогическом исследовании позволяет проверить гипотезы о наличии …

а) самого явления

б) причинной связи между явлениями

в) самого явления и связи между явлениями

г) связи между явлениями

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина «введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики»

Институт педагогики и психологии к п фу.. кафедра педагогики.. утверждаю зав кафедрой а н хузиахметов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является подготовка студентов к организации обучения в системе основного образования с учетом содержательной специфики курса «Введение в педагогическую деятельност

Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и входит в состав его базовой части. Освоение дисциплины гот

Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: ─ владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

В результате изучения дисциплины студент должен
знать: -методы самовоспитания и работать над формированием у себя профессионально значимых личностных качеств учителя. -четко знать понятийно категориальный аппар

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Вид учебной работы Всего часов Семестр

Учебно - методическое обеспечение дисциплины
а) основная: 1. Андреев В.И. Педагогика. ‑ М., 2000. 2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. ‑ М., 2002. 3. Никитина Н.Н., К

Методические указания студентам
Овладев программой, студент должен: 1. Владеть системой знаний о сущности и специфике педагогической профессии, уяснить для себя суть педагогической деятельности. 2. Знать методы

Методические рекомендации преподавателю
Материал курса «Введение в педагогическую деятельность и общие основы педагогики» ориентирован на овладение студентами системой знаний о сущности и специфике профессиональной педагогической деятель

Промежуточной аттестации
Контрольные вопросы: 1. В чем специфика педагогической профессии? 2. Каковы профессиональные функции педагога? 3. Что является содержанием педагогической

Тест-контроль
I. 1.Оформление педагогики в самостоятельную науку большинство исследователей связывают с именем: А И.Г. Песталоцци Б Я.А.Коменского В К.Д.Ушинского

Темы семинаров
Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогическая деятельность и ее особенности (гуманистическая направленност

Общие основы педагогики
Цель: обеспечить овладение студентов знаниями о предмете, основных категориях и структуре педагогики, ее связях с другими науками и педагогической практикой, о мет

Темы семинарских занятий
Семинар 5. Личность и профессиональная компетентность педагога. 1. Личность педагога и ее структура. 2. Требования государственного образовательного стандар

Темы практических занятий
Занятие 7. Профессиональное самообразование и самовоспитание будущего педагога. 1. Профессиональное самовоспитание и самообразование, их роль в профессионально-лично

Методические рекомендации для преподавателя
На лекциях по данному учебному курсу должна быть создана база знаний, ориентирующая студентов на самостоятельный поиск смысла педагогических явлений. Лекционный материал созд

Методические указания для студентов
Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с его содержанием, целями и задачами (см. Пояснительную записку). При подготовке к лекционным и семинарским занят

Основные формы самостоятельной работы студентов
1. Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы. 2. Подготовка докладов к семинарским занятиям. 3. Подготовка к лабораторно-практическим занятиям.

I уровень.
Выпишите определения основных понятий темы, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия? Сравните

II уровень.
Вам необходимо составить список ключевых слов по теме «Подросток XXI века». Какие понятия вы включите в этот список? Почему? Какие из этих понятий можно рассматривать как признаки таких категорий,

Тесты с выбором одного правильного ответа
1. Вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, – это а) педагогическая деятельнос


1. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выделяются такие виды педагогической деятельности…

Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Предметом педагогики является … а) развитие человека б) технологии воспитательного процесса в) содержание воспитания г) личность воспит

Регламент балльно-рейтинговой системы
Баллы за 1 уч. единицу Кол-во уч. единиц Итого баллов

Гипофиз является главой эндокринной системы, так как он еще и управляет деятельностью других желез. Назовем основные из них, деятельность которых является принципиальной с точки зрения рассмотрения психического.

Шишковидная железа – вырабатывает определенное количество мелатонина в соответствии с различной освещенностью, позволяя контролировать биологические ритмы, содержание увеличивается в сумерки.

Щитовидная железа – регулирует обмен веществ - метаболизм – скорость, с которой в организме распространяется и вырабатывается энергия. Регуляция происходит при помощи группы гормонов. Гипотиреоз и гипертиреоз – недостаточная и избыточная ее функция - оказывает значительное влияние и на нервную систему, на внешний вид человека и поведение человека.

Надпочечные железы вырабатывают адреналин, который связывают со страхом – он стремится возбудить организм, и норадреналин, также возбуждает организм, но его связывают с гневом.

Повышенная секреция половых гормонов – вирилизм – избыточность мужских признаков – у женщины борода, у мужчин низкий плохопонимаемый голос, в детстве – преждевременная пубертатность (5- летняя девочка родила сына). Большинство анаболических стероидов, принимаемых спортсменами, чтобы нарастить мышечную массу - синтетический тестостерон - андроген. Нет доказательств, что стероиды улучшают спортивные достижения, но они точно дают значительные побочные эффекты – огрубление голоса и облысение у женщин, импотенция - у мужчин, кроме того, они могут вызвать манию, суицидальную депрессию и девиантное поведение – стероидную ярость.


Рассмотрев психическую и физиологическую сферу человека мы можем попытаться соотнести их обнаружив в физиологии – отдельных уголках нервной и эндокринной систем – корни психических явлений. Такое соотнесение приводит к позиции монизма, на которой стоит биопсихология – напрямую соотнося сознание и нервную систему. Однако если рассмотреть память как пластичность нейронных ответов и биохимическую реакцию, то исчезает феномен психического, но, конечно же, остается вечная проблема тела и души, которую не могут до конца объяснить естественнонаучные методы. Психология сегодня не сводится только к монизму, она предлагает сложный множественный взгляд, возвращающий нас к понятиям внесущности и внеположенности в понимании психического.

Лекция 3. Введение в педагогику

Педагогика как наука; основные категории педагогики; связь педагогики с другими науками; система педагогических наук

3.1. Педагогика как наука

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между ними. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно устано­вить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую ис­следует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики суще­ствуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие - образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет обра­зованию, понимая его как целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является педагогический про­ цесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение поставленной цели и призванное при­вести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. При этом воспитательное воздействие на личность человека понимается очень широко. Любое воздействие на личность с целью преобразования ее качеств и свойств для блага этой личности можно расценивать как педагогическое. Таким образом, в сферу педагогических интересов попадают не только субъект процесса обучения, но и люди разного возраста, которым требуется помощь в коррекции социального поведения.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека любого возраста.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.


Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической ре­альности (какой, например, будет школа будущего, как бу­дет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе науч­но обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значи­мость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее.


Практическая (преобразовательная, прикладная) функ­ция педагогики состоит в том, что на основе фундамен­тального знания совершенствуется педагогическая практи­ка, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образователь­ными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различ­ных типах образовательно-воспитательных учреждений.

3.2. Основные категории педагогики

Многие термины в области педагогики произошли из греческого языка. Слово «педагогика» - воспитание и обучение подрастающего поколения. Изначально педагогом называли раба, который за руку вел ребенка в школу, постепенно в процессе эволюции функции этого человека были расширены и педагогом стали называть человека, ведущего других по жизни. С годами это определение уточнялось, конкретизировалось, но суть его сохранилась до сих пор: педагогика - наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию личности человека. Она рассматривает содержание, формы и методы воспитания, образования и обучения.

Обучение - важное средство образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования:

Базовыми понятиями педагогики являются: преподавание (или научение) - деятельность тех, кто обучает; учение - деятельность тех, кто учится;

Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Знания - конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины. Умения - практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в совою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, т. е. производимые без особого контроля со стороны сознания.

Процесс обучения имеет две функции: развивающую и воспитательную. Развивающая означает, что во время обучения происходит развитие, но обучение не влечет развитие автоматически, само собой, личность развивается только в процессе деятельности. Воспитательная - тоже не автоматически вытекает из обучения, кроме того, нужно отметить особую сложность реализации воспитательной функции связанную с влиянием различных внешних факторов: семья, микросреда и т. д.

Можно сказать, что в процессе обучения человек получает образование, но нужно помнить, что на практике все эти процессы взаимообусловлены, т. е. один является следствием и причиной другого.

Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим.

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением социально значимого опыта. Содержание образования определяется триединым процессом, характеризующимся, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека.

Можно сказать, что образование - это овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Так Н. Г. Чернышевский выделял три черты, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Воспитание - составная часть образования, центральный процесс педагогики, обозначающий формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество. До перестройки образования главным было «выполнение социального заказа». Только сейчас высшая и поворачивается лицом к обучаемому. В воспитании обычно выделяют некоторые компоненты: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, естественно, такое расчленение искусственно, разумеется, само воспитание является единым целостным процессом. Компоненты - это не категории, а скорее виды воспитания.

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоцианально-нравственное воспитание. Для того чтобы успешно управлять педагогическим процессом, необходимо владеть методами воспитания, знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, знать нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе.

3.3. Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку субъектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными на­уками, как продукт биологической эволюции - биологиче­скими науками, а как мыслящее существо со своим психиче­ским внутренним миром - психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих за­кономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с фи­лософией. Философское учение является методологиче­ской основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопро­сов и проблем, в том числе:

Ø проблемы цели воспитания;

Ø проблемы формирования мировоззрения;

Ø взаимосвязь коллектива и личности;

гносеологические проблемы, связанные с разработкой
теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действитель­ности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эс­тетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию вкуса – различия между прекрасным и безобразным, становлению ориентиров добра и зла.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследую­щей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкрет­ные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общество.

Прослеживается связь педагогики с правом, которое регулирует отношения всех субъектов образовательного процесса. Основным таким регулятором является ФЗ «Об образовании» 1992 года.

Вынести самое ценное из педагогического опыта и минимизировать педагогические ошибки позволяет связь педагогики и истории, положившая начало такой отрасли исследования, как история образования.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью - экономикой образования. До­казано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производитель­ности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

Ø определение затрат на обучение школьников в связи с
удорожанием жизни;

Ø определение стоимости обучения в различных типах
образовательных учреждений;

Ø определение затрат на учительские кадры, строитель­ство, оборудование, наглядные пособия и т. д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономи­ка опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, воз­растной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и вос­питания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной при­роды психической деятельности, развития и функциониро­вания органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов тру­да и отдыха имеют возрастная физиология - наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапев­тический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства чело­веческой природы, ее естественные потребности и возмож­ности, учитывать механизмы, законы психической деятель­ности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающи­еся педагоги.


Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и , которые изучают закономер­ности психических процессов в условиях целенаправлен­ного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индиви­дуальные различия человека, вооружает педагогику данны­ми, необходимыми для личностно-ориентированного под­хода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особеннос­тей формирования личности, включенной в различные груп­пы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разра­ботки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой - наукой об уп­равлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изуче­ние традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогическо­го знания - народной педагогики. Она изучает использова­ние памятников культуры в воспитании современных школьников.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается че­ловеком в целом и ищет наиболее действенные пути фор­мирования целостной человеческой личности.

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками по­зволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

Ø использование педагогикой основных идей, теорети­ческих положений и обобщающих выводов других наук;

Ø творческое заимствование методов исследований, при меняемых в этих науках;

Ø использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, со­циологии и других научных дисциплинах;

Ø участие педагогики в комплексных исследованиях че­ловека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний исполь­зуются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

3.4. Система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития и нако­пив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие зако­номерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов является общая педагогика . Традиционно общая педагогика содержит пять больших разделов:

Ø Общие основы педагогики

Ø История педагогики

Ø Теория обучения (дидактика)

Ø Теория воспитания

Ø Школоведение (управление образовательными системами).

Общие основы педагогики – изучают те самые общие категории и взгляды, которые необходимы во всех областях и сферах педагогической деятельности.

История педагогики исследует возникновение и разви­тие учебно-воспитательной практики, педагогических тео­рий, общих и частных методологических концепций в раз­личные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Дидактика – изучает закономерности, принципы, методы, формы и средства процесса обучения.

Теория воспитания – занимается исследованием закономерностей, принципов, методов, форм и средств процесса воспитания.

Школоведение – включает все виды исследований по образовательному менеджменту. Данная область рассматривается отдельно от всех остальных видов менеджмента, так как управление в системе образования имеет дополнительную воспитывающую функцию. Управление не только ставит цель упорядочить взаимодействие всех участников образовательного процесса и его оптимизации, но и воспитывает всех его субъектов.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп составляет возрастная педагогика , она включает в себя:

Ø преддошкольную (ясельную);

Ø дошкольную педагогику,

Ø педагогику школы,

Ø педагогику высшей школы,

Ø педагогику взрослых (андрогогику)

Ø геронтогогику (педагогику людей пожилого возраста)

Преддошколъная (ясельная) педагогика изучает законо­мерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направ­ленного влияния на формирование интеллекта, эмоцио­нальной и чувственной сфер личности ребенка, его здоро­вья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Самое главное, что необходимо ребенку данного возраста - это любовь и забота, именно они и являются развивающей силой в этот период. Недаром Д. Уотсон сказал, что без любви человеческие младенцы погибают так же быстро как и без пищи.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях раз­вития, формирования личности ребенка дошкольного воз­раста. Существуют дидактика , теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, ча­стных, негосударственных учебно-воспитательных учреж­дениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или несколькими детьми. Основная задача этого возрастного периода – подготовка к школе, она осуществляется по трем направлениям, приводящим к формированию физической, интеллектуальной и психологической готовности к дальнейшему обучению. Дошкольная педагогика является одной из самых разработанных областей педагогического знания.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к са­мым развитым разделам науки о воспитании. В рамках этого направления рассматривают процессы обучения, разрабатывают частные предметные методики и воспитательное взаимодействие, ставящее целью формирование разносторонне развитой личности и совместимого члена коллектива.

Предметом педагогики высшей школы являются законо­мерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения . Эта область одна из самых наименее разработанных. Долгое время считалось, что педагогическое образование отнюдь не обязательная квалификация для преподавателя высшей школы. Его педагогические уменья здесь должна заменить мотивация студентов к обучению. Однако это не так. К сожалению, и сегодня в нашем государстве существует увлечение деятельностным подходом к образованию, которое утверждает, что педагогом может стать каждый заинтересованный в этой деятельности человек, для этого требуется лишь немного попрактиковаться. Надо учитывать, что эта практика – достаточно опасный эксперимент на людях и исправить его последствия, когда тяжело, а когда и невозможно.

Андрогогика изучает особеннос­ти работы со взрослыми людьми. Сюда входит образование взрослых, системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и помощь в социальной адаптации.

Геронтогогика – исследует особенности педагогической работы с пожилыми людьми. Эта область исследования и работы - завоевание последних дней. Проблема этого возрастного периода в том, что человеку для того, чтобы положительно оценивать качество жизни, необходимы социальные связи, однако когда человек выходит на пенсию, большая их часть разрывается. Этот период в возрастной психологии называют «смерть социального атома». Социальное одиночество, ухудшение здоровья и ограничение физического функционирования - естественные проблемы старения. Помочь пожилому человеку найти свое место в жизни - основная задача этого направления работы. Таким образом, можно сказать, это тоже педагогика заботы и любви.

Существует также специальная педагогика . Она исследует закономерности воспитания и обуче­ния людей с физическими, психическими и социальными недостатками. В составе специальной педагогики объединены следующие направления исследования: социальная педагогика, коррекционная педагогика и .

Социальная педагогика занимается всеми аспектами социальной адаптации человека любого возраста, который в силу различных причин попал в сложную жизненную ситуацию.

Коррекционная педагогика работает с детьми, у которых существуют легкие поведенческие отклонения или нарушения здоровья, не носящие постоянного характера. Корректирую – по латыни исправляю, и данная область педагогики призвана обеспечить временную поддержку тем, кто в настоящее время не может осуществлять свои физические, психические или социальные функции в полном объеме. В область интересов коррекционной педагогики попадают дети, испытывающие трудности в обучении, в результате нестойких нарушений здоровья (легкие нарушения речи, гиперактивность, хронические заболевания, ослабляющие физиологическую и психологическую сферу, травмы, приводящие к серьезным пропускам занятий) и нарушений социальной адаптации (склонность к бродяжничеству, бесцельной лжи и бесцельному воровству). Ранее детей с означенными нарушениями объединяли в классы коррекционного развития, которые ставили задачу исправить существующие нарушения и вернуть ребенка в обычный класс. Однако, существовала печальная статистика – однажды попав в класс коррекции, ребенок не возвращался обратно, а заканчивал свое обучение на уровне 9 класса. Существующая сегодня парадигма инклюзивного обучения призывает отказаться от коррекционных классов в пользу индивидуализации процесса обучения, учета особенностей детей в рамках обычного класса. Ведущие дидакты сегодня надеются, что корректирующее развитие пройдет успешнее, если все дети будут учиться вместе, активизируя, таким образом, стремление к соревнованию с более успешными и адаптированными. Конечно, такая работа потребует серьезной переподготовки учителей.

Дефектология объединяет в качестве субъектов детей со стойкими нарушениями здоровья, помощь которым не ставит задачей исправление существующих дефектов, к сожалению, это невозможно. Работа направлена на то, чтобы человек, несмотря на существующие непоправимые дефекты, смог адаптироваться и найти свое место в жизни.

В состав дефектологии входят следующие научные дис­циплины:

Ø сурдопедагогика

Ø тифлопедагогика

Ø олигофрено­педагогика

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - умственно отсталых; логопедия - людей с нарушениями речи.

Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

Отдельно следует выделить сравнительную педагогику – она занимается изучением и сравнением педагогических систем в разных странах. Ставит целью обнаружение и использование передового опыта, а также пытается предотвратить повторение ошибок.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида чело­веческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театраль­ную, музейную, музыкальную, производственную педагоги­ку, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономернос­ти, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания воен­нослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика рассматривает закономерности подготовки рабочих высо­кой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает особеннос­ти перевоспитания лиц, находящихся в заключении за со­вершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педаго­гическая психология, социология образования и др.

Особую группу педагогических наук составляют так на­зываемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Лекция 4. История образования и педагогической мысли

Зарождение образования. Педагогические идеи эпохи Античности. Педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения. Развитие образования в Новое время. Становление педагогики в России

4.1. Зарождение образования

Возникновение любой науки диктуется определенными общественными потребностями. Поэтому и возникновение цикла воспитательных дисциплин является безусловно оправданным. Можно сказать, что обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом, и практически на всем пути развития социума были одной из ведущих его функций. Подчеркивает социальную значимость педагогики и то, что люди на достаточно ранней стадии развития общества осознали необходимость определенного общественного воспитания, хотя в ходе развития цивилизации оно претерпевало различные и не всегда позитивные изменения. Историю воспитания связывают с зарождением семьи – 5 тыс. лет. до н. э., а историю образования с становлением школ – как общественных институтов – 3 тыс. лет. до н. э.

Первые школы возникли в период Древнейших государств. Школьное дело появилось в государствах Междуречья и приобрело профессиональный оттенок. Обучение во всех древнейших государствах за исключением Израильско-Иудейского царства было платным и касалось только мальчиков. Учиться начинали с 5-7 лет, и продолжалось обучение примерно 5-8 лет. Дети осваивали письмо, чтение, счет, учились распознавать болезни, работать с материалами, делить землю, составлять различные договоры. По окончании школы можно было получить три профессии – жреца, писца и воина. Обучение было тяжелым трудом – телесные наказания считались необходимой его составляющей, начинались уроки с восходом солнца и заканчивались с закатом. Однако несмотря на все сложности учащиеся знали, что обучение - это социальная привилегия и фактически пропуск в более достойную жизнь. Системы обучения в государствах Междуречья, Древнем Египте, Древнем Иране и Древней Индии имели много общего. Обучение в Древнем Китае имело более формализованный характер – там появились первые экзамены – процедуры контроля знаний. В Израильско-Иудейском царстве, имевшем сложную религиозную основу жизни, начальное обучение охватывало и девочек, что было необходимо для чтения ими религиозной литературы и соблюдения обрядов. Обучение там было бесплатным, так как считалось, что слово божие дано человеку бесплатно и передаваться оно должно тоже бесплатно. Учителя за свой труд не получали денег, но были очень уважаемыми людьми, родители приносили им подарки, а детям вменялось в обязанность после уроков помогать учителя по хозяйству.

4.2. Педагогические идеи эпохи Античности

Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности.

Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни.

В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа.

Школа Сократа – школа досуга, охватывает три поколения: Сократ, Платон, Аристотель. Школой досуга она называлась потому, что свободнорожденные граждане не должны были делать руками ничего, приносящего выгоду, т. е. зарабатывать на жизнь, а учить их следовало тому, как красиво провести досуг, для этого предлагались некоторые ремесла. Греческий идеал образования – математический, над входом в платоновскую академию даже висел лозунг «Не геометр да не войдет». Важно отметить что ученики всех поколений школы досуга уже имели достаточный образовательный уровень, в этой системе проходили своеобразную огранку образования перед тем как поступить в эфебию (ступень социализации, предшествующая отправлению государственных обязанностей). Средний возраст учеников школы досуга 16-18 лет.

Сократ (ок. 469-399 до н. э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы.

Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма, он стремился все подвергать критическому анализу, т. е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы.

Педагогика, пройдя длительный путь развития и нако­пив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие зако­номерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, являетсяобщая педагогика.

Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными системами).

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым разделам науки о воспитании.

Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучают особеннос­ти работы с взрослыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида чело­веческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театраль­ную, музейную, музыкальную, производственную педагоги­ку, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономернос­ти, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высо­кой квалификации.

К педагогическим дисциплинам также относятся: исто­рия педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педаго­гическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и разви­тие учебно-воспитательной практики, педагогических тео­рий, общих и частных методологических концепций в раз­личные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы. Историко-педагогические исследования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии. Поиски ученых в области истории образования и воспитания согласованы с общей периодизацией развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. Такое согласование педагогики с историей объясняется принадлежностью истории педагогики к истории материальной и духовной культуры человечества.

Одной из современных проблем истории педагогики является ее идеологическая независимость. С этой точки зрения оценка образовательных парадигм дореволюционной России, советской системы образования с ее плюсами и минусами, современного состояния российского образования и науки о нем требуют от исследователей полной беспристрастности, объективности, честности. Основным критерием оценки образования принято считать критерий благоприятности социально-экономических условий процессам воспитания и развития детей.

Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у разных народов позволяют находить и давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Существует также специальная педагогика (дефектоло­гия). Она исследует закономерности воспитания и обуче­ния людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дис­циплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофрено-педагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - умственно отсталых. Логопедия - наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.

Есть педагогика третьего возраста , котораяразрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившими активную профессиональную деятельность на производстве, дает многообразие вариантов. Многие педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границах медицины и геронтологии. По данным зарубежных социально-психологических и демографических исследований, благодаря внедрению педагогических разработок, относящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название ­«педагогика пенитенциарных учреждений». Существуют детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. По мере появления новых разновидностей преступлений расширяется поле научных поисков в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Лечебная педагогика - сравнительно новая отрасль педагогики, которая развивается рука об руку с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов со школьниками, страдающими хроническими заболеваниями. В связи с ростом числа таких школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методических разработок. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, практика сотрудничества медиков и педагогов.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Полученные авторами методик научные результаты имеют значение не только ДЛЯ конкретного учебного предмета, но и расширяют арсенал общей теории обучения - дидактики.

Таков состав педагогических наук, отражающих современное состояние педагогической мысли России. Мы не касаемся зарубежной педагогики, которая имеет, естественно, и сходства, и различия с отечественной наукой об образовании и, тем более, практикой школьного и вузовского дела. Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки
и педагогического опыта.
Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов.

Система педагогических наук.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика);
в) теория воспитания;
г) управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять отдельными самостоятельными научными дисциплинами.
Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики 3

1. Становление научной педагогики 3
2. Объект, предмет и функции педагогики
3. Система педагогических наук 12
4. Связь педагогики с другими науками 14
Вопросы для самоконтроля 16
Основная литература 17
Дополнительная литература 17
Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания 17
1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности 17
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности 20
3. Факторы, влияющие на формирование личности 24
Вопросы для самоконтроля 27
Основная литература 27
Дополнительная литература 27
Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 28
1. Сущность образования как педагогической категории 28
2. Генезис образования как социального явления 33
3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности 39
4. Российские и международные документы по образованию 43
Вопросы для самоконтроля 48
Основная литература 48
Дополнительная литература 49
Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований 49
1. Понятие методологии педагогики 49
2. Методологические принципы педагогического исследования 53
3. Методы педагогического исследования 54
4. Структура педагогического исследования 60
Вопросы для самоконтроля 63
Основная литература 63
Дополнительная литература 64
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 5. Сущность воспитания 65

1. Воспитание как предмет теории 65
2. Общие концепции воспитания 70
3. Концепция воспитания в современной России 78
Вопросы для самоконтроля 82
Основная литература 82
Дополнительная литература 82
Глава 6. Воспитание как педагогический процесс 82
1. Сущность процесса воспитания 83
2. Закономерности процесса воспитания 89
3. Принципы воспитания 93
Вопросы для самоконтроля 102
Основная литература 102
Дополнительная литература 102
Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания 102
1. Проблемы содержания воспитания 103
2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.: 107
3. Гражданское воспитание молодежи 111
4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся 114
5. Эстетическое воспитание школьников 117
6. Физическое воспитание молодежи 121
Вопросы для самоконтроля » 126
Основная литература 127
Дополнительная литература 127
Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике 127
1. Понятие о методах воспитания 127
2. Классификация методов воспитания 130
3. Характеристика методов воспитания 132
4. Средства воспитания 140
5. Формы воспитания 144
Вопросы для самоконтроля 152
Основная литература 152
Дополнительная литература 152
Глава 9. Коллектив как средство воспитания 152
1. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива? 153
2. Становление теории коллектива 155
3. Сущность, характеристика коллектива 158
4. Развитие детского коллектива 162
5. Методика работы с коллективом 165
Вопросы для самоконтроля 167
Основная литература 168
Дополнительная литература 168
Глава 10. Воспитательные технологии и системы 168
1. Методика, технология, мастерство 168
2. Технология работы классного руководителя 173
3. Воспитательная система школы 189
Вопросы для самоконтроля 194
Основная литература 194
Дополнительная литература 194
Глава 11. Педагогика социальной среды 195
1. Подростковая среда и субкультура 195
2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде. 201
3. Детские общественные объединения 205
4. Учреждения дополнительного образования для молодежи 211
Вопросы для самоконтроля 214
Основная литература 214
Дополнительная литература 214
Глава 12. Семейное воспитание 214
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности 215
2. Характеристика семейной политики и демографии в России 219
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе 222
4. Семейное воспитание и семейное право 228
Вопросы для самоконтроля 231
Основная литература 231
Дополнительная литература 231
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ(ДИДАКТИКА)
Глава 13. Сущность процесса обучения 232

1. Общее понятие о дидактике 232
2. Основные дидактические категории 234
3. Гносеологические основы процесса обучения 236
4. Движущие силы и закономерности процесса обучения 238
5. Функции и структура процесса обучения 240
Вопросы для самоконтроля 246
Основная литература 246
Дополнительная литература 246
Глава 14. Законы, закономерности и принципы обучения 246
1. Понятие закона, закономерности и принципы обучения 246
2. Обзор основных законов и закономерностей обучения 248
3. Принципы и правила обучения 251
Принцип научности 252
Принцип доступности 253
Принцип сознательности и активности 254
Принцип наглядности 254
Принцип систематичности и последовательности 256
Принцип прочности 256
Принцип воспитывающего обучения 257
Принцип связи теории с практикой 258
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых 258
Вопросы для самоконтроля 261
Основная литература 261
Дополнительная литература 261
Глава 15. Содержание образования 261
1. Понятие и сущность содержания образования 262
2. Основные теории формирования содержания образования 263
3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования 265
4. Государственный образовательный стандарт. 266
5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования 268
Вопросы для самоконтроля 274
Основная литература 274
Дополнительная литература 274
Глава 16. Методы и средства обучения 274
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения 275
2. Эволюция методов обучения 276
3. Классификация методов обучения 278
4. Средства обучения 288
5. Выбор методов и средств обучения 290
Вопросы для самоконтроля 290
Основная литература " 290
Дополнительная литература 290
Глава 17. Формы организации учебного процесса 291
1. Понятие форм обучения и форм организации обучения 291
2. Генезис форм обучения 292
3. Формы организации учебного процесса 298
4. Виды обучения 309
Вопросы для самоконтроля 310
Основная литература 310
Дополнительная литература 310
Глава 18. Диагностика и контроль в обучении 310
1. Диагностика качества обучения 311
2. Виды, формы и методы контроля 311
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности 314
4. Ошибки оценивания 316
Вопросы для самоконтроля 317
Основная литература 317
Дополнительная литература 317
Глава 19. Современные технологии обучения 317
1. Понятие «педагогическая технология обучения» 318
2. Обзор педагогических технологий обучения 320
Традиционная (репродуктивная) технология обучения 321
Технология развивающего обучения 321
Технология поэтапного формирования умственных действий 322
Технология коллективного взаимодействия 324
Технология полного усвоения 325
Технология разноуровневого обучения 327
Технология адаптивного обучения 328
Технология программированного обучения 330
Технология компьютерного обучения 332
Технология проблемного обучения 332
Технология модульного обучения 334
Технология концентрированного обучения 335
Технология проектного обучения 336
Технология гарантированного обучения 337
Технология дистанционного обучения 338
Авторские технологии обучения 339
Вопросы для самоконтроля 339
Основная литература 340
Дополнительная литература 340
РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 20. Основы общей теории социального управления 341

1. Основные понятия и принципы общей теории социального управления 341
2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления 345
3. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами 346
Вопросы для самоконтроля 352
Основная литература 352
Дополнительная литература 352
Глава 21. Система образования в России 353
1. Принципы государственной политики в области образования 353
2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием 359
3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура 366
Вопросы для самоконтроля 373
Основная литература 373
Дополнительная литература 373
Глава 22. Основы внутришкольного управления 374
1. Понятия и функции внутришкольного управления 374
2. Организационные формы управленческой деятельности 383
3. Повышение квалификации и аттестация работников школы 385
Вопросы для самоконтроля 390
Основная литература 390
Дополнительная литература 391
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ1ТЕДАГОГИКА
Глава 23. Социальная педагогика 392

1. Возникновение социальной педагогики 392
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики 394
3. Категории социальной педагогики 397
Вопросы для самоконтроля 403
Основная литература 403
Дополнительная литература 403
Глава 24. Коррекционная педагогика 403
1. Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки 404
2. Норма и отклонение в развитии человека 407
3. Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения 410
Вопросы для самоконтроля 413
Основная литература 413
Дополнительная литература 413
ТЕЗАУРУС 414.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика, Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать zip
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: