Маловесный плод как набрать вес. Если плод маловесный

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Прибаутки для детей - это небольшие смешные рассказы. В них очень часто используются разнообразные фольклорные персонажи. Они могут быть включены в стихотворения, сказки, рассказы и т.д.

Еще в древние времена родители детям читали прибаутки. И делалось это не зря. Ведь эти смешные стишки развлекали и веселили малышей, помогали успокоить и утешить ребенка. Кроме того прибаутки знакомят малышей с окружающим миром, знакомство это проходит в виде игры, детям увлекательно и интересно.

Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухаpи толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
***
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Пошел мужик по воду,
Нашел мешок солоду.
Заварил кулажку
И позвал Дуняшку.
— Дуняшка, Дуняшка,
Сладка ли кулажка?
— Сладка медовая,
В печи не бывала.
В печи не бывала,
Под лавкой стояла.
Куры клевали.
Кошки лизали,
Ване не давали!
***
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром —
Заливать кошкин дом.
***
Коза-хлопота день-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***

Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
***
Иван бедный
Нашел котел медный
Пошел за водицей.
Нашел молодицу.
Молодица-молода
Пирогов напекла,
На базар понесла.
***
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?
Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.
***
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
***
— Чух, чух, дятел,
Дома ли Яков?
— Нет дома Якова,
В город уехал:
Сам на лошадке
В новенькой шапке.
Жена на баране —
В новом сарафане.
Детки на кошках —
В новых сапожках.
***
Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба тóченая,
Позолóченная.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
О, качи, качи, качи,
Приехали торгачи.
Продавали калачи.
Прибежал мальчишка,
Схватил калачишко.
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек!
***
Шило солнышко рубашку,
Был и месяц за портняжку.
Ветерок обновку взял -
Пастушатам передал.
***
Скрип, скрип, скрипачок,

Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке;
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле;
Утке Анютке,
Селезню Васютке;
Кочету Никите,
Курице Улите.
***
Павушка летала,
Перышки роняла.
— Кому эти перышка?
— Родимому Вовушке.
— На что ему перышки?
— Шапочку пушить.
— На что шапочка?
— Дедушке дарить.
Дадим Вове каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки.
***
— Постой, куколка!
Постой, барынька!
— Некогда стоять,
Пора мне бежать,
Сову снаряжать.
У совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка-стряпушка,
Комар-полетушка.
Синица-сестрица,
Сорока-девица,
Кукушка-рябушка,
Чечетка-подружка.
Воробушек-шурин
Глазки прищурил
Ворона-невеста
Села на место!
***
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
***
А лады, лады, лады!
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.
А коровка с кошку —
Доят понемножку!
***
Из-за леса, из-за гор
Выезжал дядя Егор,
Чтобы девушки любили,
Кашей мазаной кормили,
Каша мазаная,
Ложка крашеная.
***
Летел соколок
Через Аннушкин дворок,
Уронил сапожок.
— Ты подай-подай, девица,
Раскрасавица!
Я на печке сижу,
Я колечки вижу.
На беседушку спешу,
Всех людей насмешу.
***
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
А то девушки придут,
Поцелуют и уйдут
***
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
***
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Животы все надорвали.
***
Во саду ли, в огороде
Там бежит собачка.
Ножки тонки,
Бока звонки,
А хвост закорючкой,
Зовут ее Жучкой.
***
И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Стали кошку хоронить,
Во все колоколы звонить.
Ти-ли-ль дон,
Ти-ли-ль дон,
Загорелся козий дом,
Коза выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Побежала к дубу,
Прикусила губу,
Прибежала к городу,
Опалила бороду.

Мы, взрослые – не походим друг на друга. Помимо множества отличий во внешности мы разнимся ростом и весом, что ни у кого особой тревоги не вызывает. Но совсем другое дело – маленькие дети. Для новорожденных (и даже еще не рожденных малышей) рассчитаны специальные критерии, отклонения от которых говорят обычно о том, что с ребенком что-то не так. Основной показатель – вес. Вот почему так важно контролировать его всю текущую беременность – маловесный плод может оказаться серьезной патологией, не всегда совместимой с жизнью.

0 859632

Фотогалерея: Беременность: маловесный плод

Вес ребенка сразу после рождения имеет большое значение для его дальнейшего развития, особенно на первом году жизни. Он способен оказать влияние на все его здоровье в последующем. Дети, которые рождаются с низкой массой тела (до 2,5 кг.), больше подвергаются акушерским осложнениям: они гораздо хуже переносят сами роды; у них чаще, чем у полновесных детей, развивается внутриутробная гипоксия, а также часто встречаются различные неврологические нарушения.

Патология или особенность конституции?

У медиков есть такое понятие, как конституционально-маловесный плод. В некоторых семьях все дети в нескольких поколениях рождаются с пониженной массой, но при этом не имеют существенных отклонений в последующем развитии. Маленькие дети чаще всего рождаются у худеньких родителей не очень высокого роста (меньше 160 см). В таком случае еще при беременности диагностируется маловесный плод, а позже рождается ребенок с малой массой тела. Однако он абсолютно здоров и не испытывает дополнительных трудностей в периоде адаптации ко взрослой жизни.

Но также маловесный плод может указывать на тяжелую патологию беременности – фетоплацентарную недостаточность. При этом такая патология, являющаяся синдромом задержки развития плода (иначе – гипотрофия плода), требует особого внимания. Различают симметричную гипотрофию, когда все органы тела уменьшены равномерно и асимметричную, когда скелет и мозг соответствуют текущему сроку беременности, а внутренние органы отстают в росте. Причинами этой патологии бывают курение, алкоголь, хромосомные аномалии, внутриутробные инфекции.

Причины рождения детей с малым весом

Чаще асимметричная гипотрофия возникает на последнем триместре при наличии осложнений беременности и хронических заболеваний у матери. Любые состояния, которые приводят к нарушению кровообращения вызывают задержку внутриутробного роста и развития плода. Хронические заболевания женщины, при которых организм подвергается интоксикации и недостатку кислорода не могут не отразиться на ребенке, что приводит к развитию той же гипотрофии.

До сих пор спорным остается вопрос влияния питания матери на последующее развитие плода. По статистике, женщины с дефицитом веса, находящиеся на низкокалорийной диете, чаще рождают детей с низкой массой тела. Однако нельзя не учитывать данные, по которым даже во времена Ленинградской блокады рождались (и нередко) дети с абсолютно нормальным ростом и весом.

Возраст матери также играет немаловажную роль. Женщины до 18 и в меньшей степени после 35 лет, имеют более высокий риск гипотрофии плода во время беременности. Организм слишком юной матери еще просто не готов к предстоящим нагрузкам, а вторая категория мам чаще всего имеет хронические заболевания. Также развитию гипотрофии способствует курение, так как оно приводит к выраженному сужению сосудов и уменьшению маточно-плацентарного кровотока.

Диагностика

Наиболее точный метод диагностики плода – ультразвуковое исследование. В ходе него врач измеряет и оценивает множество параметров. Точность диагноза определяет качество и разрешающая способность аппарата, возможность проведения допплерометрии. Также ультразвуковое исследование контролирует состояние околоплодных вод, позволяя выявить признаки нарушений в функционировании плаценты, а также изменения кровообращения при допплерометрии.

Чтобы окончательно уточнить диагноз, проводится доплеровское исследование пуповины и сосудов плода и сосудов плаценты – при этом врач отслеживает скорость и характер кровотока в них. В дополнение к допплерометрии проводится кардиотокография, позволяющая регистрировать характер изменений сердечных сокращений плода в ответ на собственное шевеление или сокращения в матке. Если доплерометрия и КТГ показывают нормальные данные (даже если плод маловесный), то это свидетельствует о благополучии малыша. Если обследование не выявило никаких отклонений, то речь идет об абсолютно здоровом маловесном плоде. Женщина при этом просто наблюдается без всякой дополнительной терапии.

Лечение

Если за беременность маловесный ребенок развивается нормально, то лечения не требуется. Но если есть риск осложнений или какие-либо патологии в развитии плода, то лечение гипотрофии включает терапию заболеваний матери и осложнений беременности. Также проводится коррекция плацентарной недостаточности. Женщине назначается ряд сосудорасширяющих средств для улучшения кровоснабжения сосудов матки и плода. Также даются препараты, которые расслабляют мускулатуру матки, ведь повышенный ее тонус пережимает сосуды и ухудшает кровоток. Применяют лекарства, повышающие устойчивость плода к гипоксии – наиболее частой «спутнице» синдрома гипотрофии плода. В зависимости от состояния плода лечение может проводится на дому или на базе стационара.

Метод и срок родоразрешения зависит во многом от состояния плода. Если лечение помогает и малыш набирает вес, то нет смысла торопить наступление родов. Обычно к концу беременности ребенок сам достигает приличных размеров. Если же ребенок не набирает вес, несмотря на проведение лечения, то вызывают досрочное родоразрешение. При сроке беременности от 36 недель и готовых родовых путях врачами стимулируется естественная родовая деятельность. Роды при этом ведутся под тщательным контролем. При гипотрофии плода роды ведутся обычно на фоне эпидуральной анестезии, чтобы достигнуть максимальной релаксации. Тогда шейка матки раскрывается планомерно, ребенок легче продвигается по родовым путям. Но если малыш слаб настолько, что обычные роды для него станут непреодолимым испытанием, то проводится операция кесарево сечение.

Многие родители знакомы с проблемой детей, имеющих сниженную по нормам массу тела, которые плохо кушают и не укладываются в весовые прибавки. Обычно низкий вес, как при рождении так, и в дальнейшем очень беспокоит родителей, так как это может указывать на проблемы в здоровье и отклонения от нормального физического развития. Почему же дети плохо прибавляют в весе, хотя все условия для полноценного набора им созданы? Попробуем разобраться в этой проблеме подробнее.

Кто такие маловесные дети?

Маловесными детьми педиатры называют тех малышей, которые не набирают положенной им по нормам массы тела к определенному сроку гестации (недели беременности). Или которые плохо набирают вес после рождения по месяцам, при этом их сложно накормить, приходится кормить их чуть ли не насильно, или тех детей, которые вроде бы и едят нормально, но при этом вес их набирается крайне низкими темпами. Это зачастую сильно волнует и участкового педиатра, наблюдающего ребенка, и не менее сильно беспокоит и самих родителей, смотрящих на соседских карапузов, растущих не по дням, а по часам. При этом дети вполне нормально развиваются, но весят совсем мало. По медицинской терминологии таких маловесных детей могут называть по-разному, к этой же группе относят недоношенных детей, имеющих низкую массу тела из-за рождения ранее срока. Общее название для подобного отклонения в весе от нормы, которое объединяет все возможные варианты сниженного веса у детей в сравнении с возрастными нормами – это используемый врачами термин гипотрофия (пониженный уровень питания). В мировых источниках принимают за основу другой термин – это нарушение нутритивного статуса. По сути это одно и то же, но в нашей стране принят именно термин гипотрофии. Сегодня мы поговорим о проблеме развития гипотрофии пренатальной – это такой вид гипотрофии, который развивается внутриутробно, до рождения ребенка. При этом малыши с гипотрофией рождаются в положенные сроки, но имеют низкую массу при рождении. Иногда в связи с таким явлением возникает и другой термин – ЗВУР (задержка внутриутробного развития), но это не всегда соответствует истинному положению дел, хотя чаще всего низкий вес к рождению и ЗВУР идут рука об руку. Почему же может возникать подобная проблема, с чего бы вдруг внутриутробное развитие ребенка задержалось, если во время беременности сама мамочка прибавляла в весе? Почему дети рождаются такими маленькими?

В чем причины рождения маловесных детей?

Причин для того, чтобы ребенок родился маловесным – достаточно много, и в каждом конкретном случае они будут своими и особыми, иногда это будет сочетание ряда факторов. Чтобы разобраться в этом опросе и понять причины рождения таких маленьких по весу детей, стоит начать с самого начала беременности и как бы заглянуть внутрь беременной матки. Так, с момента зачатия до примерно шестнадцати недель беременности будущий малыш представляет из себя совсем маленький комочек клеток, стремительно растущих и делящихся, превращающихся в крошечные органы и ткани. Буквально за три-четыре месяца одна клетка превращается в ребеночка до пятнадцати сантиметров в длину с ручками и ножками, ноготками, бьющимся сердечком и своими чувствами и эмоциями. После шестнадцати недель клетки малыша делятся уже не в столь стремительном темпе, не так активно, но вот те клетки, что уже имеются, начинают быстро и интенсивно расти и «полнеть», увеличиваются в размерах – до тридцати двух недель малыш усиленно растет и набирает вес. С этого срока будущий кроха до момента родов уже практически не формирует новых тканей, при этом все имеющиеся органы созревают, а сам малыш растет и набирает активно вес. В зависимости от того, в каком из трех этих периодов будут возникать проблемы маминого организма, будет зависеть форма и тяжесть развития ЗВУР, и от этого будет зависеть и вес малыша при рождении.

Причинами рождения детей, имеющих малый вес к моменту родов, являются очень юный возраст мамочки, когда ее организм сам еще незрелый (это до восемнадцати-двадцати лет), или же рождение детей женщинами после сорока-сорока пяти лет. Кроме того, на вес ребенка существенно влияют наличие заболеваний у мамочки в время беременности – это понижение или повышение давления, заболевания почек (пиелонефриты и гломерулонефриты), наличие сахарного диабета, проявления хронического тонзиллита, наличие анемии, кариозных процессов. Также влияют на развитие маловесности наличие вирусных инфекций при беременности, имеющиеся гинекологические заболевания как до беременности так и во время нее, а также предыдущие выкидыши и аборты, расстройства цикла и гормональные сбои. Не менее сильно на вес детей до рождения влияют гестозы беременности, постоянные стрессы, нарушения питания самой женщины в угоду фигуре, наличие вредных привычек, неудовлетворительные условия проживания и профессиональные вредности.

Почему так влияют все эти факторы? Все просто – эти причины приводят к нарушению нормального кровообращения и функционирования плаценты, а это, в свою очередь, приводит к нарушениям поставки к телу плода как питательных веществ, необходимых для нормального роста и развития, так и кислорода, необходимого плоду в очень большом количестве. Гипоксия плода – это самая основная причина страдания всех органов и систем малыша, в первую очередь от нее страдают эндокринная, нервная и иммунная системы плода, то есть все те системы, которые в основном и отвечают за нормальный рост и развитие плода. Так как нарушены функции плаценты, это нарушает поставки питания к плоду, а значит, это вызывает замедление роста и развития плода – это и видит врач.

Если неблагоприятные воздействия оказывались на плод в самые ранние сроки его развития, до шестнадцати недель беременности, когда проходят самые интенсивные клеточные процессы тела малыша, тогда нарушения в развитии плода будут наиболее явными и выраженными. Такой ребенок к моменту рождения будет иметь не только низкую массу тела, но и очень небольшой рост. Внешне эти дети будут выглядеть вполне нормальными, просто они будут равномерно уменьшенными как в росте, так и в весе. Но, при этом, в организме таких детей проблем развития будет более всего, проявления их будут видны не сразу, а постепенно начнут себя проявлять. После этого срока влияние вредных факторов большей частью будет отражаться на весовых показателях плода, при этом малыши к рождению будут выглядеть худенькими, с длинным телом. То есть рост таких детей может быть вполне нормальным для сроков беременности, а вот масса тела обычно бывает менее трех килограммов. После того, как маловесный ребенок родится, темпы и механизмы развития у таких детей будут своими, особенными. И все это будет зависеть от того, в каком сроке беременности, насколько долго и насколько сильно влияли негативные факторы на плод, какими именно они были и насколько необратимыми стали нарушения.

Группы маловесных детей

Среди неонатологов и педиатров принята особая классификация маловесных детишек, которая подразделяет их всех на четыре основные группы по показателям массы и роста. К ним относятся:

Первая группа – дети рождаются с вполне нормальным ростом, но при этом имеют низкий вес. Обычно такие дети с первых своих дней жизни имеют достаточно беспокойный характер, они много кричат, плохо и беспокойно спят, могут изматывать всю семью своими капризами и спокойно себя чувствуют только на руках у родителей, они плохо берут грудь или плохо сосут бутылочку, много срыгивают, могут перепутать день и ночь. При таком беспокойном характере весовые прибавки за месяц могут быть неровными и невысокими, что будет вызывать беспокойство врачей и родителей. Такое может продолжиться достаточно длительно, но в итоге вес обычно корректируется.

Вторая группа – масса тела малыша при рождении обычно низкая, при этом рост немного отстает от нормы. У таких малышей преобладающими являются тормозные реакции организма, они могут длительно и много спать, на кормления их необходимо каждый раз будить, они вяло и неохотно сосут грудь или смесь, отказываются от прикормов, а кормления становятся целой операцией – так как дети едят мало и с большой неохотой. Такие дети могут просто отворачиваться от любой пищи или не открывают рот для того, чтобы их кормили. Такие дети могут несколько отставать и в психомоторном развитии – они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить, у них позже обычного начинают прорезываться зубки и закрывается большой родничок.

Третья группа – дети с пропорционально сниженным весом и ростом, которые похожи на очень уменьшенного обычного младенца. Обычно после рождения особых хлопот такие дети в плане кормления и ухода не доставляют, но развитие таких детей идет медленнее обычного, рост и вес прибавляются не столь активно как у обычных детей, как было бы положено по возрасту. Замедленным будет и психомоторное развитие, эти дети часто и длительно болеют, так как у них резко ослаблен иммунитет.

Четвертая группа - дети с глубокими нарушениями внутриутробного развития, с заметными отставаниями в весе, росте психическом развитии. У таких детей имеются существенные отклонения как в прибавках веса и роста, так и в развитии скелета, это обычно дети с инвалидностью и проблемами развития. Такие случаи бывают редко. Обычно дети имеют первые три группы проблем.

Завтра мы продолжим эту тему.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: