Конспект занятия в доу с использованием тсо. Использование тсо в работе с дошкольниками

Тема: «Использование технических средств обучения

в учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

МБДОУ Детский сад № 54 «Веснушки»

Варшавская Наталья Владимировна

Введение:

Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:

    Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.

    Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той, которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.

    Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.

Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.

Учебное кино, радио и телевидение педагогами и воспитателями традиционно рассматривались как пособия, назначение которых - обеспечить объяснение взрослого наглядностью, иллюстрацией. Основным требованием в этом случае выдвигалась способность фильма (передачи) быть легко включенным в занятие. Между тем использование ТСО только в качестве иллюстрации слова воспитателя не может исчерпать всех педагогических возможностей этих средств обучения.

Виды ТСО, используемые в работе

Использование экранных средств на занятиях

Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно. Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.

Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме. Понимание кадров кинофильма требует развитого абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Статичный экранный материал осознается легче, во-первых, потому, что экспонирование каждого кадра практически не ограничено во времени. Это позволяет дошкольникам внимательно, не торопясь, рассмотреть все детали экранного изображения. Во-вторых, экранное статичное изображение по своим выразительным качествам (яркость, образность, динамичность, четкость изображения), по размерам проекции в значительной степени превосходит обычную настенную картину. За счет этого фактора усиливается активность детей в процессе описания, анализа или обобщения, ведущихся на материале экрана.

Использование телепередачи на занятиях

Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.

Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.

Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро, недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.

Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.

Применение радио и звукозаписи в работе с детьми

Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе. Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:

Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и в свободной деятельности.

Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть). В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.

Мультимедийные презентации,

как современный источник для развития детей

4.Полонская Е. Как сделать презентацию в Microsoft PowerPoint (часть1)

5.Хабрейкен. Джо. Изучи Microsoft PowerPoint 2002 за 10 минут.: Пер. с анг.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 192 с.
6. Presenters Online, http://www.presentersonline.com/training/
7.
Технологии для подготовки успешных презентаций. (Лекции проф. Керри Чауна)
8.http://www.uralprojectors.ru
9.Как сделать презентацию в Microsoft PowerPoint, Павел Гуляев

Конспект НОД в младшей группе с использование ИКТ на тему: «Путешествие в страну русских сказок»

Устинова Я.А., воспитатель государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №143 Невского района г. Санкт-Петербург
Интеграция образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Напомнить детям известные русские народные сказки, помочь вспомнить последовательность действий персонажей сказки.
Программные задачи:
Познавательные:

- учить детей узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
- расширять знания о том, что такое народная сказка;
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
- развивать познавательные процессы;
- развивать чувство эмпатии к героям сказок.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Планируемые результаты:
- проявляет интерес к народным сказкам;
- принимает активное участие в пересказывании сказок;
- проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературные произведения;
- проявляет желание играть со сверстниками.
Словарная работа: русские народные сказки, театр, герои сказок.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам.
Материалы: Клубочек, игрушка кот, выставки иллюстраций по сказкам, книг по сказкам, конструктор, нарисованные кочки, полоска ткани для создания реки, компьютер, проектор, доска, презентация для компьютера "Русские народные сказки".Воспитатель: Рано – рано поутру, когда все крепко спали
Прямо под моим окном две синички щебетали
И они мне рассказали, что сегодня в гости к нам,
Спешит сам Кот Ученый.
Кот:
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Осень кончилась, зима
И теперь собрался я
В гости к вам прийти друзья!
Кот: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.
Игра «Давайте познакомимся»
(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Кот передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Коту).
Кот: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)
Кот: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.
Кот: Волшебный клубочек привел нас к ручейку как через него можно переправиться?
Дети: Перепрыгнуть, перешагнуть. (дети перебираются через ручеек)
Кот: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
Игра "Узнай сказку". (Воспитатель обращает внимание детей на доску. На доске демонстрируется презентация "Русские народные сказки". Дети отгадывают сказки.)
Кот: А отгадайте теперь мою загадку!
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки?
(Колобок)
Кот: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?
(Дети поют песенку и танцуют)
Кот: Отправимся дальше надо пройти аккуратно по кочкам. (дети аккуратно идут по бумажным кочкам) Вот мы и пришли к новой сказке.
Кот: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.
(Кот читает отрывок по сказке «Репка». Дети отгадывают).
Кот: Интересно, а какая сказка еще здесь живет? (говорит слова «Кто, кто в теремочке живет?»)
Дети отгадывают сказку и помогают пересказать ее.
Кот: Развалился в сказке теремок, негде зверятам жить давайте им построим теремок из конструктора (Дети все вместе строят "теремок").
Кот: Спасибо, ребята. Вы ребята, просто чудо никогда вас не забуду!(уходит)

Вот такой теремок построили детки.

Презентация на тему: Путешествие в страну русских сказок

Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе

техническое средство занятие ребенок

Введение

Заключение

Введение


Применение технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования. В современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения.

  1. Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современной процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.
  2. Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо, очевидно, найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той, которую ученик получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.

3.Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.

Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.

4.Необходимость широкой профориентации. Учебный фильм, теле- и радиопередача могут помочь детям понять суть многих профессий - промышленных, сельскохозяйственных, научных; они непосредственно влияют на выбор жизненного пути, на формирование интересов человека.

Строго говоря, технические средства обучения не являются новыми, за исключением телевидения, существующего менее 30 лет. Диапозитивы («туманные», «теневые» картины) использовались в русской школе еще в конце прошлого века; в начале нашего столетия в Москве уже существовал целый склад «теневых» картин (прародитель наших фильмотек), насчитывающий тысячи названий серий, из которых отдельные имели две-три сотни диапозитивов и фактически составляли диапозитивные фильмы.

Учебное кино, радио и телевидение педагогами и воспитателями традиционно рассматривались как пособия, назначение которых - обеспечить объяснение учителя наглядностью, иллюстрацией. Основным требованием в этом случае выдвигалась способность фильма (передачи) быть легко включенным в занятие. Между тем использование ТСО только в качестве иллюстрации слова воспитателя не может исчерпать всех педагогических возможностей этих средств обучения.


Использование экранных средств на занятиях


Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоциональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и неозвученные. Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от статической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или небольшой сцене. Как и в кинофильме, в диафильме часто одни кадры раскрывают замысел, тему произведения, другие служат монтажными (связующими) звеньями, помогающими глубже раскрыть содержание основных кадров, например, путем укрупнения существенных для понимания содержания деталей предыдущего кадра.

При изготовлении диафильмов используют различные приемы монтажа, внутрикадрового построения изображения, композиции кадра. Монтаж обеспечивает выделение сущности, наиболее важного, главного в объекте или явлении. Он несет определенную идею, мысль, причем раскрывает ее в движении, становлении. В учебном процессе монтажное сочетание кадров диафильма, как и кинофильма, служит инструментом формирования мысли ученика.

Текст в диафильме играет значительно большую роль, чем в серии диапозитивов. Он раскрывает идею и содержание произведения, смысловые связи, поясняет, помогает лучше воспринимать зрительные образы. Увязывая предыдущий кадр с последующим и будучи тесно связан с изображением, текст служит как бы элементом монтажа, в целом образуя законченное, самостоятельное литературное произведение. В силу ограниченности места в кадре язык текста предельно лаконичен и выразителен. В ряде диафильмов в конце или через определенные порции материала (что гораздо целесообразнее в большинстве случаев) предлагаются вопросы и задания для проверки усвоения материала учениками.

Учитель или воспитатель, выбирающий диафильм, обращает внимание на взаимосвязь текста и изображения, учитывает, насколько они помогают друг другу раскрывать содержание. Плохо, когда в тексте говорится о действии, не отраженном в кадрах. В этом случае содержание диафильма усваивается хуже и дети не всегда улавливают все взаимосвязи.

В свою очередь, и изображение часто выходит за рамки иллюстрируемого текста, углубляя содержание произведения и акцентируя внимание зрителя на том, что автор упоминает лишь вскользь. В художественных диафильмах кроме повествовательного текста используют и прямую речь. Диалоги оживляют диафильм, заставляют его персонажей играть, что повышает эмоциональное воздействие произведения, придает действию динамичность.

Сюжет в диафильмах развертывается не так постепенно, как в кинофильме. В нем ощущаются смысловые пропуски, скачки в изобразительной части. Пропущенные эпизоды зритель восполняет мысленно. Чтобы легче, безболезненнее проходил этот процесс восполнения отсутствующих звеньев в цепи повествования, в диафильме слово и изображение постоянно передают ведущую роль: в одних кадрах главенствует в развитии сюжета изображение, в других текст. Поэтому существуют также диафильмы, где текст дается в кадрах или в сопроводительной брошюре, и диафильмы с записью текста и музыки на грампластинке или магнитной пленке (для их воспроизведения используют обычную проекционную аппаратуру, электропроигрыватель или магнитофон).

Применяются в диафильмах и целиком текстовые кадры без изображения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не поддается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся параллельно. Часто диафильм начинается со вступительного титра, знакомящего со сведениями общего порядка, рисующими историческую обстановку или географическое положение местности, где развертывается событие, и т. п.

К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется современными ТСО с другими носителями информации. Между тем диафильмы до сих пор являются самым распространенным ТСО, которым наиболее широко и охотно пользуются учителя на всех ступенях школьного обучения и воспитатели дошкольных учреждений. Диафильмы всегда были недорогими, доступными, выпускались в большом количестве и самой разнообразной тематики, жанра и назначения. Проста в пользовании и аппаратура для их трансляции. Во многих образовательных учреждениях страны бережно сохраняют накопленные фонотеки и фильмоскопы, которые могут еще использоваться определенное время, но без восполнения и обновления скоро сойдут на нет.

Создать серию диапозитивов или диафильм доступно каждому учителю и воспитателю, владеющему элементарными знаниями и навыками по технике фотосъемки и обработки фотоматериалов. Дополнительных знаний тут потребуется очень немного. Если невозможно снять объект на натуре, то подбирают изобразительный материал из имеющихся фотографий, рисунков, схем, хороших репродукций картин, качественных иллюстраций из книг и т. п. Кроме изобразительного материала надо подготовить текст. Работать над текстом для серий диапозитивов еще проще, чем над текстом для диафильмов, так как диапозитивы требуют лишь лаконичных подписей, в которых указывается, что изображено. В сюжетной серии текст сложнее, поскольку он должен связывать отдельные диапозитивы единой сюжетной линией. Так как в диафильме кадры еще теснее связаны текстом, предварительно разрабатывают кадроплан,содержащий текст к каждому кадру позитивного процесса. Современная цветная фотография позволяет получать многокрасочные картины на большом экране.

Центр наглядных средств обучения (Москва) распространяет диафильмы из фонда студии «Диафильм». Предлагаемые им наборы слайдов и транспарантов обеспечены методическими рекомендациями в помощь преподавателям математики, биологии, географии, физики, химии, истории, МХК, предметов начальной школы.

Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно. Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.

Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме. Понимание кадров кинофильма требует развитого абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Статичный экранный материал осознается легче, во-первых, потому, что экспонирование каждого кадра практически не ограничено во времени.

Это позволяет дошкольникам внимательно, не торопясь, рассмотреть все детали экранного изображения. Во-вторых, экранное статичное изображение по своим выразительным качествам (яркость, образность, динамичность, четкость изображения), по размерам проекции в значительной степени превосходит обычную настенную картину. За счет этого фактора усиливается активность детей в процессе описания, анализа или обобщения, ведущихся на материале экрана.


Использование телепередачи на занятиях


Существенное значение имеет общая психологическая подготовка учащихся к восприятию этого фрагмента, четкое определение цели и задачи предстоящего просмотра. К каждому фрагменту необходимо дать задание: вопросы. Эти задания выполняются после просмотра фрагмента. Вопросы надо задавать устно.

Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану и т. д.

Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.

Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами.

Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Циклы передач «Умелые руки», «Выставка Буратино» помогают детям овладеть необходимыми навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования. Учебная передача «АБВГДейка» в игровой форме знакомит малышей с буквами и звуками, формирует первоначальные представления о счете и грамоте.

Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро, недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.

Использование передачи на занятиях требует определенной подготовки детей к восприятию и последующей работы по содержанию просмотренного.

Телевизионные передачи можно записывать на пленку и организовывать повторное прослушивание или просмотр.


Применение радио и звукозаписи в работе с детьми


Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника.

Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе. Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:

Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал.

.Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и во внеклассной работе.

  1. Передачи, связанные с занятиями по математики и конструированию (цикл «Знаю, как свои пять пальцев»), русского языка (передачи о происхождении алфавита и т. п.), природоведения (большинство передач циклов «Если посмотреть вокруг», «Рассказы о природе» и т. д.).

В организации занятий с использованием радиоматериалов наиболее сложно прямое включение радиопередачи в урок. Обычно воспитатель заблаговременно получает полугодовую программу передач, что позволяет спланировать использование передач прямо из эфира. Так, на занятие могут «прийти» стихи, рассказы, сказки.

Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть).

Вводная, или вступительная, часть занятия должна подготовить детей к слушанию передачи, к активному и осмысленному ее восприятию. В зависимости от цели занятия, содержания передачи воспитатель проводит беседу, создавая «мостик» между уже известным, пройденным и тем, что предстоит услышать; во время вступительной беседы может проводиться и словарная работа. Воспитатель ставит конкретные задания или вопросы, на которые дети должны ответить после прослушивания; если это слушание художественных произведений, то можно предложить обратить внимание на характер актерского исполнения, выразительность, особенности речи действующих лиц.

Беседы не единственная форма подготовки детей к слушанию передачи. Можно рекомендовать еще и такие формы, как рассказ воспитателя, обсуждение фильмов, связанных или близких по содержанию, использование карт, картин, иллюстраций, моделей, чтение дополнительной литературы, изготовление альбомов иллюстраций, экскурсии.

В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.

Непосредственное слушание передачи - вторая часть занятия. Во время прослушивания воспитатель остается организатором активного восприятия и осмысления передачи. Вместе с тем при непосредственном слушании передачи из эфира воспитатель так же, как и дети, впервые слушает передачу и, стало быть, «открывает» ее впервые вместе с детьми. Во-первых, воспитатель «на ходу» проводит анализ содержания, продумывает вопросы и практические задания, записывает слова, над которыми следует провести работу, и объясняет их; во-вторых, анализирует изобразительные средства (музыка, шумы, звуковые эффекты, особенности языка персонажей) и их роль в раскрытии сюжета; в-третьих, следит за работой детей во время передачи (при использовании магнитной записи воспитатель имеет возможность весь этот анализ проделать заблаговременно).

Слушание передачи не рекомендуется сопровождать какими-либо пояснениями, восклицаниями. Всякое неожиданно сказанное слово «отключает» ребят от передачи, и они «теряют» целые эпизоды, фрагменты. Но это не значит, что в момент слушания не следует детям помогать «видеть» передачу. Наглядные образы (картины, иллюстрации, диафильмы и т. п.) выступают в качестве зрительной опоры запоминания, делают зримыми слуховые образы, пробуждают фантазию. На основе показанных во время слушания наглядных пособий легче затем вести закрепление и обобщение материала.

Пути закрепления содержания радиопередачи весьма разнообразны. Конечно, воспитатель устанавливает, как дети поняли передачу, объясняет «трудные слова», уточняет, какие эпизоды оказались для малышей наиболее интересными. В связи с прослушанной передачей возможны практические работы или задания, которые могут выйти и за рамки занятия. На самом занятии - это выполнение рисунков, сочинения, драматизация, и др. Вне занятия - это завершение работ, начатых на занятии, экскурсии, сбор материалов, изготовление макетов, изделий, альбомов, организация выставок.

Фонохрестоматия. Большую помощь воспитателю окажет фонохрестоматия для детских садов. На пластинках сделаны записи более двухсот литературных произведений писателей и поэтов, а также образцов народного творчества. Исполненные мастерами художественного слова (Н. Литвиновым, В. Сперантовой, А. Грибовым, М. Бабановой и др.), тексты отобраны так, чтобы их можно было использовать на занятиях.

Одно из назначений фонохрестоматии - обучение выразительному чтению.

При обучении выразительному чтению с помощью грамзаписи можно использовать такие методические приемы, как сообщение детям подтекста произведения перед прослушиванием; словесное рисование картин, позволяющих «увидеть», представить образно явление, событие; драматизация.

Использование грамзаписи вызывает у детей определенное эмоциональное состояние, отношение к событиям, описанным в рассказе.

Заключение


Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Они объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

Дидактические возможности ТСО:

  • являются источником информации;
  • рационализируют формы преподнесения учебной информации;
  • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
  • наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создают эмоциональное отношение к учебной информации;
  • усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
  • делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
  • активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • иллюстрируют связь теории с практикой;
  • создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:

а)информационная насыщенность;

б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д)реальность отображения действительности;

е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Список использованной литературы


1. Каджаспирова Г.М. Использование Технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001 г.

Сыч В.Д. Технические средства в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конспект занятия по математике с использованием инновационных технологий на тему: «Поможем Золушке».

Цель : внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста через игровые ситуации.

Задачи: закрепить название геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат), прямой, обратный, количественный счет в пределах пяти; знания о частях суток, временных представлениях.

Развивать: наблюдательность, речь, мыслительную активность, умение обосновывать свои суждения.

Воспитывать: интерес к занятию; стремление оказывать помощь другим, тем, кто оказался в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Предварительная работа: ознакомление детей с элементами технологий М.Монтессори, В.Воскобовича, Дьенеша.

Оборудование и материал: «ковер-самолет» с геометрическими фигурами, математические корзинки с грибами вкладышами по технологии В.Воскобовича, блоки Дьенеша, цифры из разнообразного материала по технологии М.Монтессори, ИКТ, ТСО, конверт с письмом от Золушки, картинка с изображением Золушки, цифры от 1 до5, красочные геометрические фигуры, объемное солнышко с ленточками, туфелька с сюрпризом, смайлики.

Билингвальный компонент: ертегелер - сказка, бір - один, екі - два, үш - три, төрт - четыре, бес - пять.

Круг радости: «Лучик солнца»

Дети становятся в круг (в середине круга - солнышко, от которого отходят желтые ленточки «лучики солнца»). Дети берутся за ленточки и произносят слова:

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь - это просто!

Лучик солнца – это Вам!!!

Воспитатель: - А теперь давайте подарим лучики тепла и доброты нашим гостям.

Сюрпризный момент:

Ребята, сегодня, когда я шла утром на работу, почтальон передал мне письмо, но чтобы узнать от кого это письмо, мы должны отгадать загадку.

Она не боится работы,

Красива и очень мила,

Все время в трудах и заботах

У мачехи злобной была.

Но крестная Фея однажды

На бал ей попасть помогла,

Там принца она повстречала

И туфельку там потеряла.

Дети отгадывают загадку: - Золушка.

Воспитатель: - Значит, это письмо пришло к нам от сказочной героини. Как на казахском языке будет звучать слово «сказка»?

Дети: - ертегелер.

Воспитатель: - Почему эту девушку прозвали Золушкой?

Дети: - Потому что она убирала золу.

Воспитатель: - Давайте прочитаем это письмо.

Читает: «Дорогие, ребята! Когда я была в Королевстве математики. Моя мачеха отпустила меня всего на часок. И я так торопилась, что не заметила как обронила там свою туфельку, а без туфельки мне домой нельзя. Мачеха будет очень недовольна. Пожалуйста, помогите, выполните все задания, и тогда королева математики сразу же вернет мне мою туфельку».

Воспитатель: - Ну, что, ребята, поможем Золушке? Чтобы выполнить все задания, которые приготовила для нас Королева Математики, мы должны быть дружными и сплоченными.

А теперь - в путь! Нам с вами надо попасть в Королевство Математики. На чем мы можем туда отправиться? (предлагают свои варианты ответов). Какие виды транспорта мы с вами знаем?

Дети: - Наземный, водный, воздушный.

Воспитатель: - Я предлагаю полететь туда на волшебном ковре-самолете. Как вы думаете, к какому виду транспорта относится ковер-самолет?

Дети: - К воздушному, потому что передвигается по воздуху.

Воспитатель показывает ковер-самолет:

Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо его срочно починить. У меня на подносе лежат геометрические фигуры (дети поочереди накладывают и определяют те «заплатки», которые находят для ремонта ковра).

Воспитатель: - Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

Дети: - «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.

Воспитатель: - Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт (дети становятся друг за другом, имитируют движения полета под музыку).

Наш ковер летит и мчится

Трудностей мы не боимся,

В Королевство мы летим,

Золушке помочь хотим.

(Во время полета дети закрывают глаза, группа «превращается» в Королевство Математики).

Воспитатель: - Вот мы и прилетели, вокруг все так красиво. Посмотрите, ребята, а вот и конверт с первым заданием. Читает: «На ощупь определите и назовите цифру» (цифры наклеены на картон из разного материала: из бусинок, из соленого теста, из пенопласта, из пуговиц, из фасоли. Дети выполняют задание). Воспитатель в беспорядке расставляет на доске цифры (числовой ряд). Спрашивает у детей какая допущена ошибка. Просит детей поставить все цифры по порядку от 1 до 5 и посчитать сначала на русском языке, затем на казахском (дети ведут прямой и обратный счет).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! С первым заданием мы справились.

Ребята, чем занималась Золушка целыми днями?

Дети: - Трудилась, работала.

Воспитатель: - Как мы можем сказать про нее, какая она?

Дети: - Работящая, трудолюбивая.

Воспитатель: - Мачеха Золушке дала задание: разложить грибы по корзинкам. Золушка выполнила всю работу добросовестно, но дочки мачехи, которые невзлюбили Золушку, опрокинули корзинки и все грибы перемешались, теперь Золушка не знает, сколько и в какой корзинке лежало грибов (воспитатель показывает математические корзинки, на которых наклеены цифры: 1,2,3.4.5. Каждому ребенку раздается одинаковое количество грибов-вкладышей. Дети раскладывают грибы по корзинкам в соответствии с указанной на корзинке цифрой).

Воспитатель: - В корзинке под каким номером больше всего грибов?

Дети: - Под номером 5.

Воспитатель: - В какой корзинке меньше всего грибов?

Дети: - В корзинке под номером 1.

Физминутка: «На балу».

На балу у короля

Собрались его друзья

Тихо мы в кружок все встали

Во дворец на бал попали.

Под музыку песни «Добрый жук» дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Встанем дети скажем тихо

Раз, два, три, четыре, пять

Приподнялись, чуть присели,

А теперь придется встать.

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Ручками мы ног коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, кто в сказке помогал Золушке? Кто ей помог попасть на бал? Кто ей подарил красивые хрустальные туфельки?

Дети: - Ее крестная Фея.

Воспитатель: - выполнить следующее задание, которое приготовила для нас Королева математики, нам поможет Фея. (показывает картинку с изображением Феи)

Я вам, дети, подскажу,

Красивый домик покажу,

Но вы только не спешите,

Вы жильцов в нем расселите.

Ребята, в нашем необычном домике сколько подъездов? (дети считают, отвечают 4 подъезда). Сколько этажей? (тоже 4). Какие фигуры будут жить в первом подъезде? (круги). Во втором? (квадраты). В третьем? (прямоугольники). В четвертом? (овалы). Воспитатель предлагает детям, используя блоки Дьенеша, заселить в дом жильцов.

Молодцы, ребята! Еще с одним заданием мы справились.

Воспитатель сообщает о том, что в Королевстве Математики случилась беда. Там все перепуталось и теперь жители этого Королевства не знают когда нужно ложиться спать, когда нужно обедать, когда наступает ночь. Предлагает детям помочь в этом разобраться.

Сколько частей в сутках? (четыре)

Игра «Когда это бывает?» (с использованием ИКТ)

Воспитатель зачитывает четверостишье, дети определяют, в какую часть суток это происходит.

Воспитатель находит туфельку.

Ребята, посмотрите, что я нашла. Королева Математики вернула туфельку, это значит, что мы выполнили все ее задания. А туфелька не простая, она с сюрпризом.(раздает детям чупа-чупсы с веселыми пятерками).

Пусто дорога нелегка

Знаем без подсказки,

Что добро сильнее зла

Наяву и в сказке.

Вот и сказки конец, а кто Золушке помогал, тот молодец! А нам пора возвращаться в наш родной детский сад. Становитесь на ковер-самолет, взлетаем.

Рефлексия.

Воспитатель: - Кому было интересно на нашем занятии? Кто доволен своим участием? Я тоже очень довольна вами. Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Гости занятия смайликами отмечают свое впечатление о занятии.

Приложения к занятию:

1) Конверт с письмом.

2) Эмблемы с изображением птиц по количеству детей.

3) Презентация «Путешествие в страну птиц».

4) Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Программное содержание

Цель: Формировать представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.

Задачи:

Оборудование: конверт с письмом, эмблемы с изображением птиц по количеству детей, звукозаписи голос птиц, кормушки, ноутбук, проектор, экран.

Ход НОД:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).

Ребята, здесь загадка для вас:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …

Дети: Птица.

Презентация «Путешествие в страну птиц»

Слайд 1. Слайд 2.

Воспитатель: Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.

На берёзе возле дома,

Кто — то тенькает знакомо.

У кормушки шум, веселье –

Там справляют новоселье.

Шустро зёрнышки клюёт,

Спать с утра нам не даёт

Жёлтопузая синичка. (Пение синицы.)

Синица: Я городская зимующая птичка. Я очень ловкая и подвижная, питаюсь насекомыми и семенами. Живу я в гнезде, которое устраиваю в дупле дерева. Я вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются. Поедем, ребята?

Слайд 3, 4

Синица: В нашей стране все птицы живут в домиках, которые называются гнёздами, они бывают разными. Птицы строят свои гнёзда сами. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве, у ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли.

Синица: Ребята, а как называются детёныши птиц?

Дети: Птенцами.

Синица: Правильно. Они вылупляются из яиц. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте.

Синица: Ребята, вы не устали? Давайте немного отдохнём и немного разомнёмся.

Совушка — сова, большая голова,

(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)

На пеньке сидит, головой вертит,

(Сидя на корточках, повороты головой влево-вправо.)

Во все стороны глядит, да ка-а-ак полетит!

(Дети поднимаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Синица: А сейчас давайте познакомимся с разными птицами и послушаем их голоса.

Слайд 5.

Синица: Эту птицу знает каждый, давайте послушаем стихотворение о ней, которое нам расскажет Саша.

Вниз с рябиновых ветвей

Слетел к луже воробей.

Огляделся – плюх! — и в воду,

Стал плескаться в непогоду.

Любит воробей купаться, заодно и закаляться.

Синица: Эта небольшая городская птичка. Воробьи живут рядом с людьми и питаются различными отбросами. Давайте послушаем, как они разговаривают.

Синица: Ребята, сейчас Аня нам загадает загадку, и мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь, а ответ на неё вы увидите на нашем волшебном экране.

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её …

Дети: Ворона.

Слайд 6.

Синица: Правильно – ворона. Это тоже городская птица. Вороны бывают разного окраса — чёрного и черного с серым цвета. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Питаются вороны мелкими животными, растительной пищей. А давайте вместе с вороной немного поиграем?

Дети: Давайте.

Физкультминутка «Ворона»

На фонарь ворона села Присели.

Посидела, посмотрела. Повороты головы вправо-влево

«Кар! – она сказала громко Нахмуривают брови, грозят

Не капризничает Ромка?» указательным пальцем левой руки.

Синица: А про следующую городскую птицу мы послушаем стихотворение, которое нам расскажет Полина.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

Синица: Узнали о какой птице идёт речь?

Дети: Это ласточка.

Слайд 7.

Синица: Правильно – это ласточка. Небольшая перелётная птица, которая прилетает и живёт в городе до наступления холодов.

У неё маленький клюв, узкие и очень длинные крылья, изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, и длинный хвост, как будто разрезанный пополам. Ласточки сообщают нам о приходе весны своим щебетанием, давайте послушаем.

Синица: Давайте послушаем загадку о птице, которая живёт в лесу, и попробуем отгадать её.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел.

Слайд 8.

Синица: Вот он, дятел. Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».

Большую часть времени он проводит сидя на столе дерева и стуча по нему клювом, чтобы достать насекомых. Свой дом дятлы содержат в необычайной чистоте. Послушайте, как дятел стучит по дереву.

Слайд 9.

Синица: Ребята, давайте послушаем загадку, которую нам загадает Алина.

Кто из этих птиц лесных,

Не растит детей родных?

А, усевшись на суку,

Целый день поёт «Ку-ку!

Дети: Кукушка.

Синица: Правильно – кукушка. Она немного мельче голубя. Кукушка прожорливая птица, в течение всего лета она истребляет вредных гусениц, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек и изредка мягкие ягоды. Кукушку считают одной из полезнейших птиц леса. Давайте, послушаем, как она разговаривает.

Синица: А вот ещё одна лесная птица, а как она называется, мы попробуем угадать.

На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец.

Угадали, про какую птицу идёт речь?

Дети: Скворец.

Слайд 10.

Синица: Правильно – это скворец – небольшая перелётная птица, с крепким заострённым клювом и чёрным оперением. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отлив в оперении. Клюв весной жёлтый, а к осени темнеет.

Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко – лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если они сели в гнёзда, то через три недели можно сеять зерно. Давайте послушаем голос скворца.

Синица: Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с некоторыми городскими и лесными птицами, посмотрели, как они выглядят, чем питаются. И сейчас давайте, вспомним, какие из них городские, а какие живут в лесу. Давайте я вам немного помогу: «В городе живут ласточки, скворцы…

Дети: Вороны и воробьи.

Синица: Молодцы. А в лесу живут кукушка и …

Дети: Дятел.

Синица: Правильно ребята. А теперь посмотрите на свои эмблемки. Каждый из вас превратился в птичек. Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки, а как птички летают? (помахали руками, как крыльями).

Синица: А теперь давайте поиграем?

Синица: Пока играет музыка, все птички вылетают из своих гнёздышек и летают по залу, клюют зёрнышки, резвятся. Как только музыка заканчивается, все птицы должны вернуться домой. (Под музыку дети бегают, машут ручками, когда музыка заканчивается – возвращаются на стульчики) Вы готовы?

Синица: Птички, полетели. Игра повторяется 2-3 раза.

Ребята, вам понравилось?

Синица: А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, которые нам прислали гости из страны птиц..

Синица: Какая из названных птиц самая маленькая?

Ворона, воробей или дятел?

Дети: Воробей!

Синица: Какая птица сплетает свое гнездо с ветки вниз?

Дети: Ткачик!

Синица: У какой птички раздвоенный хвостик?

Дети: Ласточка!

Синица: Какая птичка большую часть времени проводит, стуча клювом по дереву, и добывая насекомых?

Дети: Дятел!

Слайд 11.

Синица: А сейчас, давайте, внимательно послушаем голоса птиц и попробуем угадать, чей это был голос? (Звучат по очереди голоса птиц, дети угадывают, чей это голос)

Наше путешествие в страну птиц подошло к концу. Вам понравилось? Вы все молодцы, ответили на все вопросы, разгадали все загадки и много нового узнали о птицах – наших пернатых друзьях. А сейчас, мы с вами возьмём кормушки для птиц, которые вы сделали дома, вместе со своими родителями и повесим их на наших площадках, чтобы птичкам было чем питаться зимой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: