Деятельность как основное условие социального развития дошкольников. Задачи социального развития дошкольника


Дети являются личностями, которые не способны к нормальному развитию в условиях изоляции от общества. Социализация относится к двусторонним процессам: с одной стороны дети усваивают социальный опыт группы, к которой они принадлежат, а с другой - сами влияют на поведение участников своих же социальных групп. Цель социального воспитания – помочь ребенку выжить и нормально существовать в обществе.

Социализация - что это такое?:

Под социализацией или социальным развитием понимают процесс успешного усвоения общественных традиций, формирования общечеловеческих ценностей, навыков общения. Для успешности социального развития важно:

Уделять малышу достаточное количество внимания

Играть

Важно! Семья – важнейшее звено на пути передачи детям накопленного опыта предыдущих поколений. Крайне необходимо постоянно трудиться над созданием благоприятного семейного микроклимата. Помните, основное чувство в отношениях между родителями и малышами - любовь!

Когда начинать процесс социализации малышей?:

Обучение к жизни в обществе у детей начинается с периода новорожденности, а продолжает развиваться всю жизнь. В течение первых лет жизни закладывается фундамент успешной социализации, оказывающий влияние на дальнейшую адаптацию в обществе.
Для успешной социализации важно активное взаимодействие ребенка и взрослого, а также более старших детей, общение с ним, знакомство с окружающей действительностью.

Общение малыша с родителями играет большую роль. С трех лет ребенок начинает задавать взрослым много вопросов. Необходимо серьезно относиться к этому, отвечать на них грамотно и без упреков. В этом возрасте малыш поступает в детский сад, что является огромным событием в его жизни. С этого момента родителям будет понятно, какого уровня развития достигло социальное развитие ребенка.

Дошкольный возраст - это важный этап в формировании социализации малыша.

В этот период семья сильно влияет на его воспитание и развитие. Отец и мать - это яркие примеры для формирования духовности, культуры, навыков общения с окружающими людьми. К шести годам дети полностью копируют поведение родителей: мальчики – пап, а девочки – мам. Отношение взрослых к ребенку влияет на формирование социальных навыков ребенка.

Как проявляется успешная социализация?:

Если процесс социального развития детей протекает успешно, тогда у них происходит активное формирование таких понятий:

Дружба

Коллектив

В результате этого малыш развивается не только как личность, но и как частица большого общества.

О социальных факторах, в которых развивается ребенок:

Все малыши развиваются под влиянием важных факторов:

Микрофакторы: семья, детский сад, друзья, окружающие люди

Мезофакторы: условия развития малыша, средства массовой информации

Макрофакторы: состояние экологии, политики и экономики государства

Социальная адаптация малышей-дошкольников:

Под социальной адаптацией понимают своеобразный итог социального развития. Социализация включает три фазы:

1. деятельность
2. общение
3. сознание

Социальное развитие всегда идет по двум направлениям:

1. социализация
2. индивидуализация

Если между индивидуализацией и социализацией установится оптимальный баланс, тогда ребенок успешно входит в социум. Иными словами, малыш становится адаптированным для жизни в социуме.

Особенности социализации малышей до трех лет:

Источником социализации для ребенка является семья. Навыки культуры поведения формируют родители. Социальное развитие всегда берет начало с общения. Младенец в большей степени нуждается в общении с мамой. С трехмесячного возраста дети уже ищут контакт с другими членами семьи. Если в этот период ребенок воспитывается в спокойной, доброжелательной атмосфере, тогда он будет проявлять положительные эмоции.

С шести месяцев малыш нуждается в совместных играх с родителями, основой которых является речь взрослых. С ребенком необходимо больше разговаривать. Когда ему исполнится год, главным инструментом социализации станет его собственная речь. Ребенок повторяет то, что делают старшие, учится здороваться и слушать посторонних. В трехлетнем возрасте желательно определить малыша в детское дошкольное учреждение с целью развития и формирования полноценных навыков общения.

Социализация после трех лет:

Родители - это самые важные люди в процессе социализации. Ребенок задает множество вопросов, на которые необходимо терпеливо и доступно отвечать. С трехлетнего возраста у малыша расширяется словарный запас. Благодаря речи, он общается, высказывает мысли, получает новые знания. Малыш усваивает нормы нравственности и морали.

Важно! Эталон правильного поведения для малыша старше трех лет - родители. Поэтому им необходимо контролировать свое поведение. Отношение внутри семьи – это фундамент социальной адаптации детей.

Главным способом социализации трехлетнего ребенка является речь. В шестилетнем возрасте дети считают взрослого главным объектом для подражания. Ребенок - носитель и отражение поведения членов его семьи. Особенность личности малыша будет зависеть от опыта семейного общения.

Как должна происходить социализация малыша?:

Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон характера:

Позитивного отношения к окружающим

Способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения

Умения жить в большом или маленьком коллективе

Уважительное отношение к другим людям

Соблюдение установленных правил поведения

Основной вид деятельности для детей-дошкольников - это игры. Развитие социальных навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в "больничку" способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского примера в процессе социального воспитания.

Дошкольники с нарушениями социальной адаптации:

Если при вступлении малыша в группу сверстников не случаются разногласия и конфликты, тогда можно считать, что кроха адаптировался в новой среде. О социальной дезадаптации свидетельствуют следующие признаки:

Неуверенность
замкнутость
нежелание общаться
агрессивность

Такие дошкольники требуют психологической помощи, а также социальной реабилитации. Если взрослые создадут условия для гармоничного развития малыша, сохранят доброжелательные взаимоотношения, тогда процесс социализации будет успешным.

Доверительно и открыто разговаривайте с малышом

Будьте образцом во всем для своих детей: адекватно ведите себя в любых жизненных ситуациях, следите за жестами, манерами, мимикой, умейте выслушать и услышать окружающих

Побуждайте ребенка знакомиться и общаться с ровесниками

Учите дружить

Учите ребенка быть инициативным в деятельности

Устраивайте досуг ребенка: праздники, путешествия, походы, кино, музеи, театр, выставки, концерты

Учите занимать различные позиции в общении: лидирующую, подчиняющуюся, наблюдательную

Учите ребенка грамотно, четко и выразительно говорить, а также развивайте его мимику

Воспитывайте у ребенка терпение, умение слушать, быть целеустремленным

Формируйте у малыша адекватную самооценку

Старайтесь делиться с малышом личными радостями и поражениями, радуйтесь вместе своим и его успехам

Развивайте в ребенке умение отстаивать собственное мнение, а также уважение к мнению окружающих

Учите соблюдению правил этикета за столом и в общественных местах, принципов поведения среди старших

Социальное развитие – это усвоение ценностей общества, умения взаимодействовать с окружающими. Источником социализации дошкольников служит поведение окружающих их взрослых.


Дошкольный возраст – период наиболее интен­сивного социального развития. В период дошкольного детства активно развивается речь и мышление ребен­ка. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различ­ных видах деятельности.

Социальное развитие ребенка дошкольного возра­ста нельзя представить без общего понимания социа­лизации. Социализация – это процесс усвоения вос­питанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализа­ция – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном детстве – это прежде всего овладение нормами социальной жизни.

В социальном развитии ребенка ведущее место за­нимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечелове­ческих нравственных ценностей. Тесно связано с соци­альным развитием нравственное воспитание дошколь­ников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и за­крепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Высокая восприимчивость детей дошкольного воз­раста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Ведущая задача нравственного воспитания до­школьников – воспитание гуманных отношений. Что­бы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравствен­ного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.

Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошколь­ном возрасте эти отношения строятся на основе опре­деленных правил, указаний и требований взрослых.

Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития лич­ности ребенка. Воспитание гражданственности, трудо­любия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверст­никами и учатся оценивать и познавать самих себя.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственни­ков, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов.

Взрослый является для детей тем человеком, кото­рый все знает, на все вопросы ответит, даст необходи­мую информацию. Для младшего дошкольника взрос­лые – непререкаемый авторитет, и дети стараются под­ражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свой­ственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает со­трудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в воз­расте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Общение взрослых с детьми дошкольного возрас- та не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов.

Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка. Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специаль­ный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспита­теля важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выпол­нять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отно­шениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готов­ность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и соци­альное развитие ребенка. Он учится самооценке, са­мопознанию.

Нравственное воспитание детей дошкольного воз­раста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчение и ра­дость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требует яр­ких примеров из литературы, кинофильмов, участие детей в постановке сказок, в создании кукольного те­атра и т. п. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобраз­ным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.

Социальное развитие дошкольников и их нравствен­ное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию прежде всего предполагает фор­мирование интереса к некоторым историческим событи­ям, воспитание чувства уважения к культурному насле­дию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, бы­лин – все это способствует воспитанию гражданствен­ности, пониманию традиций своего народа.

Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формирование черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требо­вания, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направлен­ность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стре­мящимся получить от всех как можно больше для себя.

Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель про­думывает, какие нравственные качества он будет вос­питывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. Так при воспитании целе­устремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.

У дошкольников воспитывают скромность, так как часто дети любят хвалиться, фантазировать о себе и своих родителях. Воспитатель же помогает ребенку критически оценивать свои возможности, результаты своей деятельности, учит детей правильно оценивать свои достоинства и недостатки.

Формирование положительных нравственных ка­честв – это результат целенаправленной последова­тельной работы воспитателей. Большого терпения тре­бует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств.

Причины невоспитанности ребенка разные: изба­лованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, про­являющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единых требований в семье и последовательности их предъявлений. Воспитатель с помощью наблюдений, бесед с родителями и специальной диагностики выяв­ляет причины отклонения ребенка от нормы поведе­ния, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похва­лы, поощрения, доверия и т. п.

Таким образом, нравственное воспитание и соци­альное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого под­хода воспитателей и всех дошкольных образователь­ных учреждений к его реализации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Все родители мечтают о том, чтобы их подрастающее чадо было успешным в общении со сверстниками. Ведь именно через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие.

Социальная характеристика ребенка

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Методы формирования социального опыта детей

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности:

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.


Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.


По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит . Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их. Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  1. семья;
  2. дошкольное учреждение;
  3. окружение;
  4. деятельность;
  5. передачи и фильмы для детей;
  6. песни, книги;
  7. природа.

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры . Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайте с детьми. Общение позволяет установить контакт с малышом, и его речь будет быстрее развиваться.
  2. Научите детей быть внимательными по отношению к окружающим. Если ребенок вырастет эгоистом, ему сложно будет понять, что у других так же имеются собственные потребности и желания.
  3. Воспитывая свое чадо, проявляйте любовь и ласку. Не следует грубо кричать на малыша. Настаивайте на своей позиции, но говорите спокойно, не повышая голоса.
  4. Учите бережному обращению с материальными ценностями. Если он взял игрушку у своего друга, то ломать ее нельзя.
  5. Приучайте делиться своими игрушками. Это позволит ему быстро находить новых друзей.
  6. Создайте для малыша круг общения. Когда к ребенку приходят друзья, он сможет быстрее закрепить принятые в обществе модели поведения. Играть со сверстниками он может дома, в детском саду или во дворе.
  7. Хвалите детей, если они хорошо себя ведут. Когда малыш улыбается и слушается, его нужно похвалить.
  8. Поощряйте внимательное отношение к людям. Учите воспитанника азам нравственности на примерах жизненных ситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.

Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений , для процесса его социализации , который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» .

Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом

социализации- индивидуализации

Общество

социализация

Образование

индивидуализация

Социальное развитие – единый процесс социализации - индивидуализации

В процессе социализации ребенок усваивает два типа отношений : «Я в обществе» ,

«Я и общество» , которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка

Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития

Социализация - индивидуализация

«Я в обществе» - промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация .

Осваивается позиция «Я такой же как все» . Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности :

освоение социального опыта ;

освоение способов обращения с предметами;

оценка своих действий;

утверждение социальной позиции

«Я среди других»

«Я и общество» - позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет) . На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я» . В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми» , «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» - это индивидуализация. На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений :

стремление проявить себя;

получение признания окружающих;

стремление занять в обществе соответствующее положение

Позиции «Я в обществе» , «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз , закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.

Социально – личностное развитие

Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Бабунова Т. М.

Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание

Социальное развитие (социализация ) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта , необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из :

Трудовых навыков;

Норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности , которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Социальное развитие осуществляется двумя путями

В ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;

В процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры ).

Современная научно – гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели :

Воспитание культурного человека (субъекта культуры) ;

Свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества) ;

Творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития ) .

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач :

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества ;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики :

Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).

Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).

Антропологический подход (диагностика , учет различных –возрастных , психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).

Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы , осуществляющие переход от развития к саморазвитию ).

Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития : семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).

Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).

Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим , эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)

Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).

Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности ).

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников . Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ :

- «Детство» ;

- «Развитие » ;

- «Я – человек» ;

- «Детский сад – дом радости» ;

- «Истоки» ;

- «Радуга» ;

- «Я, ты мы» , Князевой О. Л. ;

- «Открой себя» , Рылеевой;

- «Сообщество» ;

- «Вместе» ,Е. В. Рыбак

Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.

Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности

Средства социального развития и воспитания ребенка

Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)

Природа

Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)

Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок

Детский коллектив

Педагогическая оценка

Методы социально – нравственного воспитания детей

Нормативно – ориентированные

Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам) :

Личность взрослого;

Сказочные персонажи;

Убеждение, внушение, упражнение;

Чтение, этические беседы;

Рассматривание картин;

Поощрения, наказания

Эмоционально – ориентированные

Развитие социальных эмоций и нравственных чувств :

Распознание эмоций по фотографиям, картинкам;

Решение социально -нравственных смысловых задач;

Игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;

Метод дилемм.

Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности ):

Процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;

Процесс общения, разнообразие социальных отношений , которые ему представляются ближайшим окружением.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

Человек;

Планета Земля;

Транспорт;

Магазин;

Поликлиника;

Детский сад;

Праздники;

Предметы быта.

Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)

В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания » о признании самоценности дошкольного детства , в программе актуализируется развивающая функция образования , обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка , его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.

Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах : «Ребёнок и окружающий мир» , «Нравственное воспитание» , «Трудовое воспитание» , «Воспитание культурно-гигиенических навыков» . Задачи социального развития , отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир» .

Специфика дошкольного возраста заключается в том , что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: