Валяние из шерсти игрушки для начинающих легко. Сухое валяние игрушек: мастер-класс для начинающих

Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества, благодаря неповторимости изделий, созданных руками, такие вещи всегда были востребованы. Валяние шерсти, одежда, её эксклюзивность в наши дни представляет новое веяние в моде. Современные рукодельницы создают из шерсти не только одежду и всевозможные аксессуары. В их руках оживают интересные, яркие игрушки, элегантные кофты, шарфы и пальто.

Фелтинг, фильцевание, набивание - это Одежда, прошедшая такую обработку, отличается особой мягкостью и плотностью.

В основе создания валяных изделий задействованы два метода: мокрый и сухой. Мастерицы, используя тот или иной метод, подробно описывают его на примерах созданных ими вещей.

Безграничные возможности войлока

Возрождение техники валяния особенно пришлось по душе нынешним модницам. Вещи, изготовленные валянием из натуральной шерсти, не только модные, они очень теплые. Кроме предметов одежды, нынешние мастерицы валяют из шерсти все. Любой элемент интерьера, детские игрушки, все по рукам рукодельницам.

Валяние из шерсти, одежда ручной работы и многие полезные вещи, изготовленные этим способом, в наши дни представляет настоящее искусство. Одновременно, это интересное, простое и удобное творческое создание теплых, неповторимых элементов гардероба.

Для начинающих мастериц рекомендуется выбирать шерсть с явными свойствами хорошего сцепления её ворсинок между собой. Кроме того, эта шерсть должна быть непряденой. Купить нужный для работы непряденый материал можно в специализированных магазинах или, используя каталоги и рекомендации интернет-магазинов. Как правило, такой вариант приобретения даёт гарантии чистоты и качества товара.

В зависимости от цели, нужно выбрать грубую или тонкую шерсть. Для сумок, тапочек или аксессуаров домашнего интерьера можно использовать грубую шерсть.

Предметы одежды и аксессуары к ней, детские игрушки потребуют использования полутонкой и тонкой структуры шерсти.

Существенную помощь рукодельницам оказывает портал "Ярмарка мастеров": валяние из шерсти, одежда ручной работы представлена там мастер-классами опытных рукодельниц с пошаговым выполнением изделий.

Основа мокрого валяния шерсти

Сущность мокрого валяния шерстяного волокна состоит в его смачивании мыльным раствором с последующим аккуратным разглаживанием её в разных направлениях. Готовый продукт представляет плотный материал - войлок.

В мокром валянии следует делать необходимое увеличение выкройки изделия, так как шерсть даёт усадку до 40%.

Для получения небольших объёмных предметов комочек шерсти сминают в руках. Плоское полотно получается, когда используется шерсти. Одежда и аксессуары, представляющие ажурную фантазию мастерицы, могут быть выполнены только долгим катанием заготовки или разглаживанием её усилием рук. Только такой способ позволяет получить яркую вещь с всевозможными переходами цветов.

Необходимые и вспомогательные инструменты и материалы

Основной материал для валяния - непряденая шерсть. Для валяния используется материал разных видов. В зависимости от планируемого изделия нужно приобрести один из нескольких видов шерстяного волокна:

  • Самая грубая шерсть, так называемая, гребенная.
  • Полутонкая шерсть.
  • Очень тонкая.
  • Ровная рабочая поверхность с определенными размерами.
  • Полиэтиленовая пленка с пупырчатой выделкой.
  • Сетка с плотной структурой (москитная).
  • Водный раствор мыла.
  • Вода.
  • Пульверизатор.
  • Фурнитура для отделки изделия.

Методика мокрого валяния

Усилие рук рукодельницы - основной инструмент в обработке удивительного материала, носит название «мокрое валяние из шерсти», одежда, в результате использования этой процедуры, позволяет воплотить в жизнь самые невероятные идеи. Основная схема выполнения этой технологии:

  • Формирование волокнистого полотна определенной ориентации, то есть раскладка шерсти.
  • Процедура получения основы для валяния (префельт), обработка исходного, предварительно смоченного специальным составом материала, в единое иглопробивное полотно.
  • Усаживание префельта выполнением особых методик его обработки, в результате которых достигается увеличение прочности, выделение фактуры материала.
  • Удаление смачивающего компонента. Схемы раскладки во многом определяют будущий ассортимент изделий.

Этапы работы

Современный процесс войлоковаляния имеет множество методик. Мокрое валяние одежды из шерсти, мастер-класс одного из вариантов, представлен следующими этапами.

  • На клеёнку с разметкой габаритов изделия тонким слоем внахлест расстилаются слои шерсти. Раскладку шерсти ведут в шахматном порядке: по горизонтали, затем в поперечном направлении. Необходимо контролировать толщину слоя, на всех участках она должна быть одинаковой. Кроме того, следует учитывать усадку войлока, увеличивая начальную толщину шерсти в 2-3 раза.
  • Разложенную шерсть смочить из пульверизатора водой.
  • Смоченную заготовку следует накрыть сетчатым материалом. Удобно использовать для этой цели Раскладку осторожно смачивают мыльным раствором через москитную сетку, избегая смещения рисунка.
  • Обработанное изделие аккуратно прижать руками к клеенке, добиваясь хорошей пропитки основы мыльным раствором, излишки раствора убрать полотенцем.
  • Процесс валяния, а именно интенсивное разглаживание и трение каждого участка. Валяние продолжать, тщательно перетирая каждый участок, постепенно убирая сетку, переворачивая полотно.
  • Полотно считается готовым, если при натягивании его вверх снимается полностью пласт, не отделяя полосок.
  • Полученный войлок выполоскать в прохладной воде до полного удаления мыльной пены.
  • Полотно разложить и сушить в расправленном горизонтальном состоянии.

Мокрое валяние шерсти закончено. Изделие или полотно можно считать готовым.

Вариант сухого сваливания шерсти

Сущность методики заключается в спутывании и уплотнении шерстяных волокон специальными иглами с насечками. Валяние начинается с обработки волокон наиболее толстой иглой. В процессе уплотнения войлочного полотна иглу заменяют на более тонкую.

Тем, кто начинает валять первое изделие, нужно помнить, что шерсть в процессе работы изменяется в объёме в сторону уменьшения почти в три раза. Поэтому для фильцевания начинающей валяльщице нужно брать шерсть в гораздо большем объёме.

Различие мокрого и сухого валянья состоит в замене мыльного раствора на специальные иглы, которыми выполняется процедура сваливания шерсти. Не рекомендуется из шерсти для начинающих: одежда и вещи требуют применения плоского войлочного полотна. Этот вид валяния опытные мастерицы используют для изготовления объёмных аксессуаров, украшений и игрушек.

Многие мастерицы превратили валянье в возможность иметь в своем гардеробе не только теплую уютную одежду, но и аксессуары к ней. Кроме того, для некоторых валянье стало обеспечивать неплохой доход в семейный бюджет.

Инструменты и вспомогательные материалы

Сухая методика фальцевания шерстяных волокон уникальна и имеет свои особенности. Для сухого валяния потребуются особенные инструменты, с помощью которых выполняется процедура сваливания шерстяного волокна. К ним относятся:

  • Специальные иглы разных размеров для сухого валяния, изготовленные из качественной закаленной стали, обладающие высокой прочностью, остротой насечек и долговечностью. Иглами, в процессе работы с шерстью, благодаря практичным насечкам, расположенным в их нижней части, хорошо захватывается волокнистая масса и проталкивается в глубину слоя. Эта операция обеспечивает спутывание пушистых слоёв, сваливая и уплотняя их.
  • Ровная гладкая рабочая поверхность.
  • Поролоновая или резиновая подложка.
  • Фурнитура для украшения готового изделия.

Этапы выполнения сухого валяния

Создание красивых объёмных вещей потребует подробного изучения такой техники, как сухое валяние из шерсти. Одежда, мастер-класс её изготовления - все это подробно описывают опытные валяльщицы. С их помощью доступно изготовление изделий любой сложности.

Предварительная подготовка лежит в основе всякой работы. Перед началом валяния следует сделать эскиз или выкройку будущего изделия:

  • Шерсть, распределенную по подготовленному шаблону, необходимо часто и много протыкать зазубренной иглой для валяния, добиваясь сваливания и уплотнения материала.
  • Образующееся войлочное полотно необходимо постоянно поворачивать, добиваясь равномерной плотности, многократно обрабатывая иглой каждый участок.
  • В процессе работы можно добавлять новые кусочки шерсти, создавая запланированную композицию и добиваясь её соответствия выкройке.

В производстве любых вещей и игрушек можно сочетать сухое и мокрое валяние, добавляя такие элементы отделки, как кружева, рюши, бисер, бусы, тесьму и ленты. Это создаёт дополнительные возможности получения уникальных, креативных предметов.

Сухое валяние требует больших временных затрат. Однако, затратив немного времени на изучение мастер-класса пары небольших игрушек, можно приступить к изготовлению более крупной вещи. Работа увенчается успехом.

Каждое изготовленное изделие из шерстяного волокна обладает определенными нюансами, которые требуют дополнительной доработки и исправления. В процессе эксплуатации иногда вещи требуют ремонта, поэтому мастерицы делятся своим опытом:

  • К изделиям, в изготовлении которых сочетаются две технологии, следует применять некоторые правила: полуфабрикат должен быть абсолютно сухим. Это позволит избежать его деформации, порыва и ломки.
  • Сухое валяние лучше начинать с заготовок волокон большей толщины: кардочес, гребенная лента. Тонкую шерсть использовать для финишной отделки изделия.
  • Тонкую иглу необходимо прокалывать очень часто, на небольшую глубину. Глубокое прокалывание оставит некрасивый след на поверхности изделия, редкие проколы создадут бугорки на поверхности войлока.
  • Заменить руки в мокром валянии поможет на который раскладывают заготовку. Коврик скручивают в рулон и катают в разные стороны, добиваясь плотного сваливания шерсти.
  • В арсенале инструментов и приспособлений не будут лишними полотенца, для сбора излишков мыльной воды.
  • Полиэтиленовые пакеты потребуются для дополнительной защиты рабочей поверхности, а также для использования в качестве прокладок между элементами изделия. Эта мера позволит избежать сцепления их между собой.

Валяние - очень интересный, увлекательный вид рукоделия, на сегодняшний день пользующийся популярностью. Уникальная, теплая, уютная одежда очень удобна в носке, уход за ней не требует особенных процедур, так как она практически не пачкается. Обычной щетки для одежды достаточно для её очистки. Стиркой и ополаскиванием в прохладной воде легко удаляются более сильные загрязнения.

Сегодня у нас гостевой пост — подробнейший и большой мастер-класс Игрушка из шерсти от мастера по валянию Инги! Подходит для тех, у кого уже есть начальные знания и навыки в сухом валянии.



Моисеева Инга замечательно работает в технике фелтинг, создает из овечьей шерсти сказочных зверей и человечков, многие ее творения — в жанре войлочной портретной куклы.

Член Санкт-Петербургского Союза мастеров по войлоку, участник и призер многих российских и европейских выставок.
Координаты Вконтакте , Магазин


Текст и фотографии предоставлены автором. Все фотографии кликабельны.

Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.

Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями — валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе). Если же для вас это — лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну…



На игрушку ростиком 18-20 см нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

— Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:
бежевая или песочная, тонкая
черная тонкая
грубая «валеночная» любого натурального цвета
соль-перец, (с уклоном в «соль») для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую
коричневая тонкая (меринос 16-18)
— Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж
— Проволочные «Ершики для прочистки трубок», продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков — жесткая проволка.



— Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок
— Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики
— Привычные инструменты для валяния сухого и мокрого (иглы, щетка, подложка, пупырка, ВШМ и пр.), небольшие спицы номер 3 или 4 , клей Момент-кристалл, шило, ножницы, игла с большим ушком.


У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.


Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков — фотодело и фотошоп не входит в число моих «чудесных умений»


Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб — слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.


Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.


Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.


На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных «пельменя».


Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.


Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.


Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики — запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску «Цинковые белила». Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.

Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.



Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.


Равномерно углубляем глазницу внутри контура.


Веки у Дядюшки отсутствуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные «мешочки» под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.

Кому непонятен процесс — показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)





Приваливаем «мешочки» к краям глазниц.


Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца;)) не упустите момент — «Дядюшка Ау, приятно познакомиться!»


Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным — зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.


Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.

Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.



Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.


Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти — от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться — пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.

Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.

И еще раз напоминаю — на отогнутых концах ершика или проволки — шерсти нет!



Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.


Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.


Если хочется видимости очень толстых валенок — подверните сгиб полоски еще раз.


Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они «жидковаты» — добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.


Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.


На кисти руки толстой иглой прокалываем «пальцы». Действуем по принципу мультипликации — у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему — ответ легко найти в интернете:)). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.


На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к «ладошке», чуть сдвинув в сторону от середины.


Поверх проволки кладем «пальчик»


Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!


Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.


С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.


Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.


Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или «отходами творчества». Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик — поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть «начинку» из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная «овчинка выделки не стоит».


Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.


Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.


Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.


Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.


Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.


Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.


Капаем немного клея на «шейный» конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.


Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.


Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) — использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.

Вяжем свитер способом «реглан одним полотном от ворота». Можете вязать любым другим способом, но помните — крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.

Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель — любым способом, каким умеете, я использую этот простейший



Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.

1й ряд и все нечетные — лицевые петли
2й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
4й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
6й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
8й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.



Сейчас на спицах 46 петель. далее общее полотно делится на 4 части и каждая вяжется отдельно, по очереди.

Спинка — на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.

Правый рукав — на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.



Перед — вяжем, как спинку

Левый рукав — вяжем, как правый.

Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво — возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания — дело индивидуальное 😉

Готовое полотно отпариваем.



Надеваем наш «мальтийский крест» на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.


Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три «декоративных», чтобы подчеркнуть его гранж-стайл 😉


Возвращаемся к шерсти. На «лысине» Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха — это наши линии «роста волос»


От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем «раскладку» шириной, равной длине первой пунктирной линии.


Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.


Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.


Складываем волосы вместе. Он уже милашка;)!


Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.


Тот же принцип у растительности на лице.


Усы:


Борода:


У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.


Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется «лысеватым».


Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка — не его конек!!

А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой — в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.

И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

На первый взгляд может показаться, что такое увлечение современных рукодельниц, как фелтинг, появилось относительно недавно.

Однако что вы скажете на то, что около 8000 лет назад люди уже применяли на практике изготовление различных вещей из шерсти? Позднее начали появляться целые мастерские, специализирующиеся на работе с натуральной шерстью. Давайте же посмотрим, с чего сегодня могут начать знакомство с данным рукоделием все желающие.

Фелтинг для начинающих: мастер-класс

Начинающим рукодельницам рановато сразу делать игрушки или картины. А вот что-то несложное вроде украшений вполне можно. Попробуем сделать брошь-цветок.

Итак, для броши «Ландыши» понадобятся:

  • Собственно, шерсть
  • Тонкие иголки для валяния
  • Тонкая проволока
  • Плотная губка или щётка в качестве подставки для изготовления украшения
  • Бусины диаметром 7-10 миллиметров
  • Лак акриловый
  • Ножницы
  • Мыльная вода
  • Застёжка, применяемая для изготовления броши

Приступаем:

  • Прежде всего, необходимо сформировать каркас для листьев . И для этого понадобится проволока
  • Теперь берётся прядь шерсти зелёного цвета. Её необходимо положить под каркас и на щётку. Эту прядь нужно прокалывать иглами

ВАЖНО: Имейте в виду, что прядь должна по размеру быть больше, чем проволочный каркас. Впритык брать не следует.

  • Прядь переворачивается , действия из предыдущего пункта повторяются
  • Кончики импровизированных листьев заворачиваются
  • Получилась заготовка под листик. Теперь на неё нужно снова положить проволочный каркас
  • Обрабатываются и края листика с помощью иголок для фелтинга
  • Теперь самое время придать листику натуральности, оттенив его шерстью зелёной гаммы

ВАЖНО: Для того, чтобы переходы оттенков получились плавными, стоит разгладить заготовку утюгом.

  • Далее формируются очертания листа — он не должен быть плоским, ведь это неестественно. При этом скрученные концы проволоки торчат из заготовки
  • На вышеуказанные скрученные концы проволоки наносится клей. На клей же следует нанести ещё немного зелёной шерсти. Шерсть закручивается таким образом, чтобы проволоки совсем не было видно, и сформировался стебель. Нужно помогать себе иголкой
  • Теперь можно приступить к изготовлению веточек . Возьмите немного белой шерсти и сформируйте из неё своеобразный блинчик
  • В такой блинчик и нужно положить бусину, задекорировав её затем шерстью . Для наилучшего эффекта стоит помогать себе иголками
  • Теперь бусину следует опустить в мыльную воду, а затем раскатать в руках

ВАЖНО: Стоит убрать выбивающиеся шерстинки с помощью ножниц.

  • Одна верхушка срезается, после чего делаются 8 надрезов. Бусина вынимается из шерстяного кокона — и вот уже шерстяная заготовка напоминает по очертаниям цветы ландыша
  • Полученные цветочки нужно макнуть в акриловый лак. Однако предварительно лак стоит слегка развести водой. Заготовки отжимаются, сушатся
  • Формируются бутончики — бело-зелёные шерстяные шарики
  • Ну а теперь начинается сборка — на проволоку нанизываются шарики. Проволока скручивается для того, чтобы шарики не отделились от неё
  • Также нанизываются цветочки , а из торчащего из цветочка куска проволоки формируется сердцевинка
  • Все ветки собираются , скрепляются вместе зелёной шерстью и клеем
  • Теперь собираются воедино веточка, листик и заколка для броши . Можно украсить это изделие зелёной ленточкой

Следующее украшение — яркие летние бусы по технике фелтинг . Для них пригодятся :

  • Шерсть . Что касается цветовой гаммы, то она может быть самой разнообразной

ВАЖНО: Обратите внимание на то, чтобы у вас под рукой была именно шерсть, а не акрил.

  • Игла. Желательно приобрести грубую обычную иглу для фелтинга
  • Вощёный шнур. Запаситесь 2-3 метрами
  • Шапочки для бусин или от желудей . Если вы не нашли недалеко от себя жёлуди, вполне можно обратиться в магазин фурнитуры
  • Специальная щётка для фелтинга . Впрочем, заменить её можно обычной губкой для мытья посуды или кусочком поролона
  • Разнообразная фурнитура — это и держатели для кулонов, которые называются бейлами, и замочки, и крепители для шнуров. Впрочем, если всё это достать вы не можете, есть вариант воспользоваться вощёным шнуром либо цепочкой от какого-нибудь ненужного украшения


Приступаем к работе:

  • Итак, прежде всего, возьмите шерсть. Распушите её, спутайте пальцами

ВАЖНО: Сколько же нужно материала для одной бусины? Всё зависит от размера бусин, но учтите в любом случае, что шерсть сильно усаживается во время работы. Это значит, что запас необходим.



  • Шерсть закручивается в шарик . Нужно прилагать побольше усилий, так как шерсть должна скрутиться плотно


  • Положите шарик на подставку — щётку, губку или поролон. Не забывайте придерживать шарик пальцами, так как на этом этапе он вполне может развалиться. В него втыкается иголка для закрепления формы, причём начинать нужно с места скрепления шерсти


  • Теперь иголкой обработать нужно всю поверхность шарика — так он лучше сваливается, становится плотнее и лучше по очертаниям




  • Аналогичная процедура проводится с остальными шариками для бус


  • Для завершения процесса сваливания шерсти рекомендуется налить в миску горячую воду, растворив в ней шампунь или жидкое мыло. В эту миску и кидаются шарики

ВАЖНО: Перед тем, как опустить все шарики, следует убедиться в том, что шерсть не станет линять. В противном случае велик риск получить изделие пятнистой окраски.



  • Каждый шарик достаётся и раскатывается между ладоней так, как будто вы работаете с пластилином, то есть по кругу. Сначала давление должно быть слабым, но затем его следует увеличить. Если сразу сильно давить, могут образоваться некрасивые заломы. Не удивляйтесь, если размеры уменьшатся до 30% или даже 50%


  • Как только бусина станет плотнее и меньше, она раскатывается между ладоней как колбаска. Нужно проводить это действие до тех пор, пока бусина не станет напоминать яйцо


  • Бусины следует прополоскать для того, чтобы убрать мыльный раствор. Затем их надо отжать и положить сушиться


  • А на этом этапе нужно обработать собранные жёлуди. Нужно сначала отделить шляпки, затем от шляпок — хвостики. В шляпках проделываются дырочки. Эти детали хорошенько промываются и высушиваются. Можно по желанию обработать заготовки для бус лаком

ВАЖНО: Если вы приобретаете специальные шапочки для бусин, то этап с просверливанием дырок, конечно же, не нужен.



  • От вощёного шнура отрезается кусочек , складывается пополам и завязывается петелькой


  • Теперь предстоит задача посложнее — протянуть через шапочку от жёлудя петлю. Если она никак не хочет продеваться, можно прибегнуть к небольшой хитрости, а именно продеть через шляпку нитку, зацепить ниткой петлю, а потом продеть это всё в шляпку


  • Протяните петлю таким образом, чтобы узелок упёрся в шляпку. С внутренней стороны шляпки завязывается ещё один узелок для того, чтобы петелька никуда не съехала


  • На дно импровизированной шляпки следует добавить небольшое количество клея


  • Теперь к клею прижимается бусина

ВАЖНО: Прижимать бусину нужно сильно, но недолго — достаточно нескольких секунд.



  1. Заключительный этап — надевание всех петелек с бусинами на какую-нибудь ненужную цепочку либо на вощёный шнур


Материалы и инструменты для валяния из шерсти

ВАЖНО: Какая бы техника ни использовалась, материалы нужны одни и те же.

  • Итак, прежде всего, это специальная непряденая шерсть. Плотность, жёсткость и цвета не имеют ограничений — их выбор зависит сугубо от вкусов и желаемого результата. Приобретать можно в специальных магазинах для творчества. Новичкам рекомендуется покупать так называемые наборы «меланж» с подходящими друг другу оттенками


шерсть для фелтинга разнообразна
  • Иглы — тоже должны быть специальными. Обыкновенные швейные стоит оставить для других занятий, так как приспособления для фелтинга более острые. На них имеются специальные зазубрины, которые помогают шерсти сваливаться. Толстыми иглами производится валяние, средними — придание очертаний, а тонкими формируются окончательные штрихи
  • Щётка — может быть специальной для фелтинга, приобретённой в магазине для творчества. Однако вполне можно её заменить куском поролона либо губкой для мытья посуды

ВАЖНО: Отказываться от данного предмета не стоит, так как он защищает стол и руки от уколов иголки.

  • Синтепон — рекомендуется в том случае, если задумывается нечто объёмное. В таком случае основа формируется именно из него, а сверху накладывается шерсть
  • Элементы декора — бусины, ленты, бисер, фурнитура, глаза из стекла


Мокрое валяние из шерсти: техника

С помощью этой техники получаются отличные сумки, шарфы, митенки, тапочки. Особенность заключается в том, что необходимо пользоваться мыльным раствором, в который и помещаются кусочки шерсти. При этом шерсть значительно садится, что подразумевает необходимость заготовки, в несколько раз превышающей желаемые размеры изделия.





  • Итак, первым делом следует приготовить мыльный раствор . Для этого натёртый на крупной тёрке кусок мыла нужно залить кипятком в объёме двух литров. Мыло хорошенько перемешивается до полной растворимости, раствор настаивается. В качестве альтернативы вполне можно использовать жидкое мыло

ВАЖНО: Раствор должен настаиваться до тех пор, пока не загустеет. Как правило, это занимает часа два.

  • После того, как раствор достигнет состояния готовности, можно приступать непосредственно к самому рукоделию. Нужно застелить поверхность пузырчатой плёнкой , так как она пригодна к использованию много раз, препятствует прилипанию волокон. Учтите, что плёнка стелется пузырчатой стороной вверх


  • Первым делом на плёнку кладётся базовый слой, затем фоновый, а уж затем — слой с рисунком . Слои должны быть тонкими, укладываемыми внахлёст и перпендикулярно, иначе возникнут просветы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы толщина слоёв везде была одинаковой
  • Из пульверизатора обработайте заготовку водой — это поможет не сдвинуть рисунок. После этого стоит накрыть заготовку капроновой тканью и произвести смачивание в мыльной воде
  • А вот теперь можно начинать растирать полотно вручную . Причём направления должны быть разными для достижения наилучшего результата

Сухое валяние из шерсти: техника

С сухого валяния и следует начинать человеку, ранее не сталкивавшемуся с фелтингом, так как оно менее трудоёмкое. Создать с помощью этой техники можно интереснейшие игрушки, цветы, бусины.



Положите на губку кусочек шерсти, а затем с помощью иглы начните формировать из этого кусочка изделие — вот и вся техника . Помните при этом, что шерсть усаживается приблизительно на треть, так что придётся запастись большим объёмом.

ВАЖНО: Проколы следует совершать аккуратно, иначе либо иголка сломается, либо руки травмируются.

Мастера обычно начинают работу с иглами потолще, а уж в процессе уплотнения материала заменяют их тонкими. При этом иглы держатся перпендикулярно изделию, чтобы избежать поломки. Материал же должен быть расположен на поверхности, а не держаться на весу.



Валяние из шерсти игрушек: мастер класс

Для начала попробуем сделать с помощью фелтинга симпатичную овечку. Изготавливается она следующим образом :

  • Первым делом нужно поработать над основой. Из кардочёса бежевого, белого, коричневого или ещё каких-либо натуральных цветов создаётся валик Г-образной формы. Он должен быть плотным, для чего его следует хорошенько увалять


  • Теперь из части основы нужно сформировать голову. Формируется она путём добавления шерсти — так вырисовываются щёки, передняя и верхняя часть со всеми их рельефами

ВАЖНО: Если вдруг вы почувствовали, что объём головы становится меньше, чем следует, не паникуйте! Просто добавьте ещё немного шерсти — благо, кардочёс позволяет это сделать. Главное — это создать хорошую плотность.



  • Настала очередь глазок. С помощью толстой иглы формируются две выемки. Иголка с толстой ниткой продевается через шею в один из уголков глаза. На неё затем нанизывается бусина, после чего иголка продевается в другой уголок глаза, выводится в следующем глазном отверстии. Далее такой же алгоритм, как и с первым глазом, после чего игла выводится в районе шеи


  • Мордочке важно придать окончательный вид путём крепления уголков в виде носа и рта. Стоит добавить и перемычку между ними. Крепятся эти детали толстой иголкой, а обрабатываются тонкой


  • Формируется тело с помощью кадочёса. Силуэт необходимо сделать каплеобразным

ВАЖНО: Для создания туловища воспользуйтесь толстой иглой.



  • Для того, чтобы создать ножки у овечки, следует из кардочёса как следует скрутить два валика. При этом концы валиков должны оставаться распущенными


  • Теперь сформируйте валенки из коричневой шерсти сначала толстой, а затем тонкой иглами. Лишние шерстинки аккуратно срезаются


  • Ножки присоединяются к туловищу, а стыки прикрываются небольшими кусочками кардочёс. Можно прибавить ещё шерсти для создания животика и бёдрышек


  • Руки создаются так же, как и ноги , но только валики в этот раз поменьше. Концы рук нужно обернуть яркой шерстью — это варежки. Не забудьте на варежках сформировать большие пальцы

ВАЖНО: Для работы над варежкой понадобятся тонкие иглы.



  • Уши изготавливаются в виде овальных кусочков. Один конец кусочков должен быть распущенным — так будет легче прикреплять уши к голове
  • Окончательно шерсть формируется обратной иглой. Обрабатывается вся фигурка за исключением ног и мордочки. При этом поверхность должна быть заранее хорошо увяленной, так как в противном случае игрушка развалится


  • Обратной иголкой маскируются и места соединения рук с туловищем
  • Ушки соединяются так же, как и руки


  • Если вы любите вязать, на тонкие спицы наберите 7 петель и создайте шарфик для игрушки. Приблизительно 15-17 сантиметров вполне хватит


  • Область глазок нуждается в тонировке. Впрочем, как и линии морды, ушей. Тонировать рекомендуется тёмной пастелью, но и тени для век тоже подойдут


  • Игрушка-овечка готова!


Картины фелтингом

Уникальность картин, созданных с помощью фелтинга, заключается в том, что мастеру совсем необязательно быть живописцем. А результат очень схож с акварельными картинами.





Техник существует несколько:

  • Выкладывание считается наиболее удобной техникой для новичков. Не нужно использовать ни мыло, ни воду, ни иглы. Волокна из шерсти просто выкладываются слоями

ВАЖНО: Для того, чтобы работа держалась, нужно придавить её стеклом.

  • Мокрая техника требует использования мыла и воды. Волокна при этом настолько хорошо сцепляются, что едва различимы, превращаются в единое целое


  • Смешанная техника заключается в том, что сначала используется мокрый фелтинг, а уж затем накладываются сухие волокна. Для мокрой части работы берутся основные оттенки, а сухая привносит дополнительные оттенки. В последнем случае используются иглы


ВАЖНО: Какой бы ни была техника, помните о том, что быстрого результата ждать не следует. Возможно, работа займёт несколько недель, иначе образуется масса недостатков.

Нюансы создания картин с помощью фелтига:

  • Зубочистка или иголка просто необходимы для лучшей проработки мелких деталей. Неплохо работа получается и в том случае, если при выкладывании шерсти использовать пинцет
  • Время от времени к картине прикладывайте стекло — так лучше будут видны недочёты. Так как многие работы в итоге хранятся под стеклом, лучше сразу устроить проверку вида картины. Сразу станет понятно, насколько плотно слои находятся по отношению друг к другу. К тому же шерсть под стеклом имеет свойство становиться расплюснутой, из-за чего деталь увеличивается в размерах
  • Многообразие оттенков — непременное условие создания картины. Блики, пятна, тени делают работу натуралистичной. И создавать их очень просто, если заменять слои

ВАЖНО: Следует, тем не менее, аккуратно относиться к замене слоёв, иначе картина утратит лёгкость.



Фелтинг — это превосходный семейный досуг. Шерсть абсолютно безопасна, если только на неё не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Совершенствуйтесь раз за разом вместе с фелтингом!

Видео: Как покупать шерсть для валяния?

Видео: Фелтинг, или как свалять панду?

Валяние из шерсти – очень занимательное увлечение, с помощью которого можно создавать настоящие шедевры! Как научиться этому искусству с нуля и что нужно для освоения мастерства.

Рукоделие – одно из основных женских . Для кого-то это просто хобби, способ помедитировать и отдохнуть душой. А для кого-то это еще и вид заработка (дополнительного или основного). Посмотрите на нашем сайте публикации о вышивке бисером и нитками, вязании крючком и спицами, лепке из полимерной глины, шитье и пэчворке, бисероплетении, мыловарении, скрапбукинге, квиллинге. Но эта статья посвящена самому теплому и самому пушистому увлечению – технике валяния из шерсти.

Валяние шерсти – один из популярнейших видов рукодельного творчества. Подобно мифической птице Фениксу, оно возродилось из забытья и, облетев весь земной шар, подарило мастерицам новые возможности для самовыражения. Многие валяльщицы были покорены этим дивным материалом – овечьей шерстью – и нарекли ее «пушистой глиной». А ведь и правда, из овечьей «шубки» получаются самые разнообразные изделия. Но обо всем по порядку.

В поисках золотого руна: немного истории

Прошло несколько тысяч лет с того дня, как человек приручил дикого предка современной овечки. И примерно в то же время женщины научились валять грубое шерстяное полотно, которым укрывали пол и стены, отсюда и началась история валяния из шерсти.

Позже из шерсти стали изготавливать шатры, одежду и обувь. Самым популярным античным центром шерстяного валяния был легендарный город Помпеи. Его сукно славилось тончайшей выделкой и необыкновенной мягкостью, достойной лишь королей.

Шерсть использовали повсеместно, ей приписывали удивительные свойства: на войне войлочная одежда отводила от бойца стрелы и копья, а тело излечивала от болезней. Не забыли увековечить «овчинку» в мифе о вещем корабле «Арго», который под предводительством Ясона отправился в далекое плавание за Золотым Руном…

К счастью, нам не нужно плыть за тридевять земель в тридесятое царство, дабы купить немного (а может быть и много) шерсти для рукоделия.

Основные виды шерсти для валяния

На просторах стран СНГ можно найти 5 основных видов шерсти для валяния, которая представлена в самом разнообразном ассортименте в специализированных магазинах для творчества или в интернет-магазинах для рукодельниц. Еще дешевле этот товар можно купить в китайских интернет-магазинах.

Шерстяные кудри, состриженные с овец породы Wensleydale

  • Сливер. Этот вид шерсти представляет собой ленту, прошедшую через промывку и первичную очистку. Бывает светлый и темный (в зависимости от породы овец). Предназначен для сухого и мокрого валяния, подходит как наиболее дешевая основа для игрушек и картин. Иногда в сливере попадаются сухие растения и цветы – далекий привет из степи, где пасутся белые овечки.
  • Гребенная (непряденая) лента. Очищенная, окрашенная или отбеленная шерсть, которая прошла долгий путь от состриженных клочков до ровных расчесанных прядей. Этот материал может превратиться в шарфик, брошку, шляпку, игрушку, блузку, пальто или сапожки…

Список можно продолжать до бесконечности. В России очень популярна «Троицкая» шерсть и «Семеновская», которая идет на импорт в Украину и другие страны. Не менее популярен и более дорогой австралийский меринос «Уэнслидейл». А также шерсть производства Англии, Италии (в основном, это нежнейшая «бэби-альпака») и Германии.

Еще один вид гребенной ленты – мультиколоры (шерсть разных цветов или оттенки одной гаммы) и бленды (шерсть + шелк малбери). Хотите свалять радужный шарф? Эти наборы сделаны специально для вас!

ВАЖНО!!! Шерсть в гребенных лентах разделена на категории: грубая (28-24 микрон), полутонкая (24-18 микрон), тонкая (18-14 микрон). Чем тоньше шерсть, тем она дороже и удобнее в работе. Не используйте тонкую шерсть в гребенных лентах для сухого валяния основ игрушек, она подходит только для окончательной отделки.

  • Кардочес . Красивая разноцветная вата – так можно охарактеризовать этот вид шерсти. Очень удобен для сухого валяния: благодаря своей структуре, на изделиях не остаются «залысины», которые так часто портят внешний вид. В мокром валянии кардочес также весьма удобен: изделие сваливается быстрее, а сил и времени нужно меньше.
  • Кудри. Прекрасно подойдут для кукольных волос, удачно задекорируют валяное изделие, легко окрашиваются растительными красителями (например, хной или батиком)… Это настоящий клад для создания дизайнерских и авторских вещей.
  • Типсы. В основном, их используют для кукольных волос. Натуральные типсы очень дорогостоящи, поэтому позволить приобрести их могут лишь профессиональные кукольники.

Набор для сухого валяния (фильцевания): шерсть, иглы, декор, щетка

У современной валяльщицы есть еще несколько секретов для создания уникальных изделий. Мы говорим о дополнительном декоре, который преображает изделие, делает его авторским. Чаще всего используют для мокрого валяния:

  • нити вискозы, шелка, конопли, бамбука, льна (для создания красивых акварельных разводов);
  • индийское сари, которое умело разорвали на тоненькие лоскуточки, дабы порадовать нас с вами очередной возможностью преобразить валяное изделие;
  • букли или коконы шелкопряда пригодятся для создания объемных выпуклостей на изделии, также они легко окрашиваются батиком;
  • шелковые платочки создают на изделиях необычные эффекты, а, окрашенные горячим батиком, они незаменимы для самых смелых экспериментов;
  • ткани с разреженной фактурой для нуно-фелтинга (шелк, шифон, иногда используют марлю);
  • тонкие шелковые ленты, разорванные вдоль, спасут любое изделие от излишней «скучности» и «правильности»;
  • нежное кружево всегда выручало мастериц в самых безвыходных ситуациях, когда другого декора под рукой попросту нет, но эти самые руки так и «чешутся» что-нибудь свалять;
  • разноцветные скелетированные листья стали хитом продаж, ведь ни одна валяльщица не сможет устоять перед красотой самой природы, а умело вваляные листочки по-осеннему освежают изделие.

Итак, с шерстью мы разобрались, теперь самое время рассказать о материалах, которые облегчают труд валяльщицы. По пути ознакомимся с техниками валяния шерсти. А их всего две: «сухая» и «мокрая».

Мокрое валяние: фелтинг или нуно-фелтинг

Фелтинг (от англ. felt – войлок) и нуно-фелтинг (от яп. nuno – ткань) – самый древний способ превращения бесформенных клочков шерсти в аккуратные валеночки, ковер или абажур. Чем подкупает техника мокрого валяние новичков, так это практически мгновенным результатом. Согласитесь, что видеть плоды своих трудов уже через полчаса активной работы гораздо приятнее, нежели спустя многие и многие дни.

Еще один домик от Ольги Artvanil

Сама техника не изменилась за тысячи лет: ее главный союзник – вода и желательно горячая; «нуно» появилась недавно в Японии, когда изобретательные мастерицы Страны Восходящего Солнца впервые соединили ткань и шерсть.

Домик-гнездо для кошки, выполненный в технике мокрого валяния на шаблоне, автор немецкая мастерица Сюзанна Карг

Вспомните этикетки на новых свитерах, там указан режим стирки: «только вручную» и «только при 30 градусах», а сушить «только в горизонтальном положении». Эти условия мы соблюдаем для того, чтобы новенькая вещь не «села». А в валянии, наоборот, нужно максимально увалять шерсть до плотного состояния.

Вот только валять одной лишь водой тяжело и долго, поэтому на помощь приходят:

    • Мыло (хозяйственное, жидкое или специальное с оливковым маслом и глицерином). Вода распушает каждую из шерстинок, создавая эффект «елочки». А мыльный (щелочной) раствор помогает этим «елочкам» зацепиться друг за друга. Добавьте еще механические движения руками, и получится войлок.
    • Пульверизатор , небольшой опрыскиватель, специальная лейка-груша, банная губка. Все перечисленные «помощники» служат одной цели – как следует увлажнить шерсть, не оставив сухого места (иначе изделие будет сваляно неравномерно). Что лучше использовать? Однозначного ответа нет, так как каждая мастерица выбирает наиболее доступный вариант. Хотя, самым удобным является небольшой опрыскиватель на 1-3 литра: он значительно облегчает работу.
    • Москитная сетка . Ее используют для намыливания заготовки, после того, как разложили и увлажнили шерсть, и для первичной увалки верхних слоев. Москитку можно заменить на ткань-сетку. ВАЖНО!!! Москитная сетка должна быть с мелкими ячейками. Во время работы следует часто приподнимать ее во избежание приваливания к изделию.
    • Виброшлифовальная/ плоскошлифовальная машина (ВШМ или ПШМ). Этот агрегат изобрели для выравнивания пола во время ремонтных работ, но кто же нам запрещает применить силу во имя красоты?! С «виброшлифовалкой» процесс валяния сокращается до нескольких часов (если необходимо изготовить несложное изделие, например, шарф или палантин). Нет смысла приобретать слишком дорогую машину, для рукоделия вполне подойдет более дешевый вариант.ВАЖНО!!! Не используйте ПШМ (ВШМ) на начальном этапе работы! Это может повредить раскладку шерсти, в результате чего образуются некрасивые «проплешины».
    • Пупырчатая (воздушно-пузырьковая) пленка . Любимая всеми нами пленка-антистресс нашла свое применение в валянии. Ее воздушные пузырики работают как тысячи маленьких пальчиков, превращая шерсть в цельное изделие. Такую пленку лучше покупать не в рукодельных магазинах, где ее цена «слегка» завышена, а в строительных супермаркетах или магазинах для дачников.
    • Подложка под ламинат . Чтобы свалять объемную вещь, например, шапку, варежки, валенки или домик для любимого питомца, нам понадобится шаблон. Просто картонка не подойдет: нужен прочный долговечный и гибкий материал. И снова нас выручает строительный отдел! Лучше всего покупать самую дешевую прозрачную (из вспененных полимеров) подложку шириной минимум 3 мм.
    • Пластиковые трубы . Впрочем, простой валяльщице достаточно и одной трубы длиной 1 м и диаметром 5 см. Для чего нужен этот девайс – для валяния таких больших изделий как верхняя одежда. Наполовину свалявшуюся заготовку вместе с шаблоном наматывают на трубу, закрепляют веревкой или шнуром (желательно синтетическим) и катают по пузырьковой пленке (вспоминаем раскатывание теста). Эти манипуляции помогут усадить шерсть.ВАЖНО!!! Для равномерной усадки необходимо «катать» заготовку одинаковое количество раз, наматывая ее поочередно вдоль и поперек.
    • Стиральная доска . Применяется с той же целью, что и пластиковая труба – для усадки изделия. Единственное условие для ее использования – все слои шерсти должны быть хорошо приваляны друг к другу.
    • Бамбуковый коврик . Обычно, его используют вместе с пластиковой трубой, наматывая поверх шерстяной заготовки. При изготовлении небольших изделий, можно обойтись и без трубы. Если приобрести такой коврик проблематично, можно использовать любое чистое полотенце.
    • Перчатки и напальчники . Чтобы защитить свои ручки от излишней влаги и мыла, можно использовать резиновые напальчники и перчатки всех видов. Вот только в них притупляется самое главное чувство – осязание. Если такой способ защиты не пришелся вам по вкусу, запаситесь жирным кремом для рук и ногтей. Это лучшее средство для пересушенной и обезжиренной мылом кожи.
    • Деревянные формы и колодки . Эти приспособления созданы специально для усадки шляп, валенок, тапочек, одежды. Некоторые формы из пластика могут быть использованы для валяния в стиральной машине.

Сухое валяние: фильцевание или фильцнадель

Фильцевание (от нем. filz – войлок) – это сухая техника валяния из шерсти, она была изобретен сравнительно недавно. От «мокрого» в корне отличается, а значит и материалы здесь нужны свои, особые. Самым главным инструментом для валяния является игла. Но не простая, а с зазубринками.

Именно они и сваливают или, если говорить на профессиональном языке, сфильцовывают шерстинки вместе. Иглы для валяния классифицируют по внешнему виду, а ее номер указывает на назначение. Кстати, чем меньше номер иглы, тем она грубее и толще.

Щелкните на картинку, чтобы перейти к МК по созданию этого слоника

Самые лучшие иглы для валяния производят в Германии, США, Великобритании. Китайские и отечественные инструменты дешевле и значительно уступают в качестве и, соответственно, в долговечности. Внешне игла похожа на металлический стержень длиной 7,8 см с небольшим Г-образным «хвостиком» для пальцев.

ВАЖНО!!! Не покупайте иглы с прорезиненной или пластиковой ручкой: они дорогие, быстро ломаются, а заменить стержень не получится. Лучше купить деревянный держатель с одной или несколькими отверстиями для игл.

Треугольные

Самые распространенные и самые универсальные иглы. Название говорит о том, что их сечение похоже на треугольник. Зазубрины в этих иглах расположены в шахматном порядке по всей длине рабочей области. Предназначены для всех типов работ: формирование основы для кукол и игрушек, уваливалие шерсти, окончательная отделка готового изделия, приваливание узоров и волосяных волокон.

Звездочки

Так же как треугольные, эти иглы могут выполнять все виды работ с большей эффективностью. Но их главное назначение – шлифовка и окончательная отделка готового изделия. Их сечение напоминает четырехугольную звезду, зазубрины расположены в шахматном порядке по всей длине рабочей области.

Крученые

Рабочая область таких игл закручена по оси, что позволяет без особых усилий выполнить окончательную отделку изделий (треугольные иглы) и начальные «грубые» работы (иглы-«звездочки»).

Корончатые

У корончатых игл засечки расположены практически на кончике острия. Ими очень удобно приваливать волосы для кукол, узоры. Вся работа происходит на поверхности изделия, а значит шерсть не будет видна на изнаночной стороне. Также эти иглы применяют для приваливания узоров на шерстяной и фетровой одежде без риска испортить изнанку.

Вилки

Эти иглы предназначены только для приваливания волос. Как и корончатыми, ими работают на поверхности, но, благодаря раздвоенной рабочей области, волокна шерсти закрепляются прочнее.

Обратные

Если хотите, чтобы ваш милый свежесваляный зверек стал еще и пушистым, поработайте иглой с обратными зазубринами. «Обратный зуб» выталкивает шерсть наружу, создавая эффект мохнатости. Кстати, этими иглами можно смешивать разные оттенки шерсти на поверхности игрушки животного, для этого достаточно чередовать работу треугольной или звездчатой иглой и обратной.

ВАЖНО!!! Во время работ с иглами для валяния необходимо соблюдать осторожность: игла может больно уколоть палец (рана внутри будет рваная). Внимательно следите за тем, чтобы во время фильцевания угол наклона иглы на входе и выходе был одинаковым. В противном случае рабочая область может сломаться.

Виды и сечения игл для валяния

Выше мы писали о том, что у игл, независимо от сечения и предназначения, есть номера, которые соответствуют работе с определенным видом шерсти. Теперь самое время сказать, что:

№19 – самая толстая и самая прочная игла. Ею удобно работать с очень грубой шерстью (сливер). Подходит для начальных работ. Однако не каждая валяльщица способна справиться с такой «тяжелой артиллерией».

№ 25 – немного тоньше иглы №19, работать с ней гораздо удобнее. Используют для формирования основы для кукол и игрушек.

№32 – считается универсальной грубой иглой. Также предназначена для начальных работ.

№34 – игла среднего размера. Подойдет для создания основы кукол, игрушек и шариков для бус.

№36 – средняя универсальная игла. Ее выбирают для уваливания поверхности основы игрушки, начального этапа валяния брошек на каркасе, приваливания узоров и волос.

№38 – самая популярная игла среднего размера. Ее используют для приваливания цветной шерсти на игрушках, формирования узоров на бусинах (тоже шерстяных), вваливания волос для кукол.

№40 – тонкая игла предназначена для окончательной отделки поверхности игрушек, приваливания изящных узоров.

№42 – очень тонкая игла. Применяют для окончательных и шлифовальных работ.

№43 – супертонкая игла. Ее назначение – деликатная шлифовка готовой игрушки.

ВАЖНО!!! Не используйте для валяния больших изделий только одну универсальную иглу. Во-первых, это непрактично, а во-вторых, приведет к быстрому износу и поломке инструмента.

Итак, инструменты для валяния мы выбрали, с шерстью тоже определились. Не хватает только рабочей поверхности. Нужна она для того, чтобы предотвратить поломку игл о твердый стол и защитить руки от повреждений все той же иглой. Да и шерсть, разложенная на специальном приспособлении, легче и красивее сваливается.

Довольно часто начинающие валяльщицы используют в качестве рабочей области толстый поролон или губки (банные или автомобильные) – это более дешевый вариант. Не брезгуют ими и опытные мастерицы. Но выбор профессионалов все же падает на специальные щетки для сухого валяния.

Дело в том, что поролон со временем изнашивается, крошится и иногда застряет в изделии. Щетка же прослужит гораздо дольше. Многих рукодельниц останавливает цена, но, выбрав самую большую по площади щетку, они уже ни на что ее не променяют.

Валяем и не дурака: с чего начать и как заработать на новом хобби

Валяние шерсти, не зависимо от способа, это настолько приятное, теплое, пушистое, мягкое рукоделие, от которого невозможно отвлечься! Поверьте, научиться валять намного проще, чем кажется!

Для деток дошкольного и младшего школьного возраста педиатры и логопеды рекомендуют именно мокрое валяние (салфетки, небольшие картинки, бусы). Эта техника валяния для начинающих идеальна тем, что менее травматична для пальчиков, развивает мелкую моторику, учит работать с цветом и конечный результат достигается довольно быстро.

Некоторые детские психологи, которые увлечены этим рукоделием, практикуют на своих занятиях валяние объемных игрушек тоже мокрым способом, объясняя тем, что маленький ребенок не колет иглой будущую зверушку, а постоянно гладит ее руками.

Довольно часто начинающие мастера по валянию из шерсти задумываются о том, как найти свой круг клиентов и получать от любимого хобби не только удовольствие, но и . Как этого достичь?

Шаг 1. Самый верный способ – это в совершенстве овладеть техниками и внести свои изменения. Придумайте свой стиль не похожий на остальные.

Шаг 2 . Участвуйте в различных конкурсах, ярмарках, выставках. И не жалейте визиток! Как говорится, будьте больше на виду.

Шаг 3. Создайте собственный сайт, блог, сообщество в социальных сетях. Активное общение приветствуется.

Шаг 4. Приглашайте новичков на мастер-классы. Только не копируйте чужие секреты, а придумайте что-то свое, внесите изюминку.

Шаг 5. Продавайте изделия через интернет за границу. Это очень выгодно, так как русские валяные вещи ценятся дороже именно из-за качества исполнения. Заморские рукодельницы нервно покусывают ноготки…

К сожалению, нельзя объять необъятное. Поэтому для успешных продаж выберите свою нишу в валянии. Например, создавайте только игрушки животных с милыми мордочками, или только кукол, или картины… Чем больше у вас коллекция валяных изделий одного типа, тем больше выбор, а спрос не заставит долго себя ждать.

Желаем вам творческих успехов! Дерзайте!

Автор статьи: рукодельница, красавица и очень хорошая девушка — Ольга Artvanil. Если вам понравились ее работы, закажите авторскую игрушку, украшение, картину, домик для животного, берет или что-нибудь другое теплое, уютное и мягкое!.

Хотите рассказать о своем увлечении и показать свои работы?. Мы с удовольствием опубликуем интересный материал и ссылку на Ваши координаты абсолютно БЕСПЛАТНО!

А если у вас пока нет хобби, найдите его, посмотрев другие наши публикации прямо сейчас.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: