Каких друзей мы выбираем почему. Как люди выбирают друг друга

Интересно, по какому принципу люди выбирают себе вторую половину? И вообще - зачем одному человеку нужен другой/другая? На этот вопрос я не слышал ни одного ответа. Поэтому решил сам попробовать на него ответить!

Вообще, я думаю сначала нужно обратить внимание на самих людей, прежде чем разбираться в отношениях между ними... На мой взгляд, все люди делятся на две категории:

  1. Люди, которые "себя любят", те, кто довольны своей внешностью, манерами, поведением, привычками и прочими человеческими качествами.
  2. Люди, которые "себя недолюбливают", те, кто недовольны теми качествами, которыми их наделила природа.

Наверно, каждый из нас смотрелся хоть раз в зеркало... Так вот одни при этом говорят: "Какой я хороший, умный,...". Другим же, глядя в зеркало плакать хочется, думая про себя: "Что же я такой нерадивый, растяпа...". Тем не менее, и те, и другие продолжают смотреть в зеркало: одни - в надежде найти в себе хоть какие-то перемены в "лучшую" сторону, другие - чтобы еще раз убедиться, что они просто "ангелы"... Это подглядывание в зеркало длится очень долго, пока в один прекрасный момент не встретится им другой (другая)... Вот мы и пришли к самому главному - по какому принципу люди выбирают друг друга? Те люди, которые "себя любят", однажды встречают человека, похожего на них самих - по поведению, привычкам, манерам и т.д. Глядя на этого человека, они словно смотрятся в зеркало (а уж в зеркало им очень нравится смотреться)! В его поведении они узнают себя и радуются, что нашли еще одного такого же "ангелочка". Вместе они остаются на долгие годы... Что же будет с теми, которые "себя не любят"? Неужели они так и останутся никому не нужными, недовольными, "несчастными" людьми? Однажды они также встречают человека... Но этот человек (!) полностью не похож на них по поведению и прочим качествам... И тут человеку, принадлежащему ко второй категории, приходит в голову "гениальная" мысль - связать свою жизнь с тем, непохожим на него... Глядя на него, они будут радоваться, что он такой "хороший и пригожий", и тем самым, за счет своей "половинки", попробуют "компенсировать" свои "недостатки", которые у них якобы имеются. Это мой взгляд на то, почему двое людей становятся мужем и женой.

Обсуждение

Cиний, а чего это такая серьезная конфа должна выслушивать мнения несозревших подростков? Как я понял,он пытался озвучить одну из теорий самоиндетефикации в мотивах выбора партнера и представиить это как некое открытие:-)))
Было бы интересно посмотреть обзор по подсознательным и генетически детерминированным механизмам межполового таксиса. Например в опытах на мышах показано, что по запаху мышь оценивает генетическую совместимость (!!) возможного партнера и при наличии выбора делает его наиболее оптимально. Я недавно читал, что женщины по внешнему виду (лицу, фото) безошибочно выделяют мужчин с наибольшей половой активностью, а мужчины - женщин с наибольшей фертильностью (способностью к зачатию). Я думаю, что мотивы индетефикации в т.ч. с матерью/отцом, самим собой и др. более характерны для лиц с глубокими комплексами и вряд ли однозначно приемлемы, так как направлены на компенсацию вымышленных недостатков, а не на оптимальный выбор.

как-то нелогично...ведь тогда "ангельская" половинка, выбранная тем, кто поплоше, все время будет на сторону смотреть - в поисках себеподобного "ангела"...и тут же к нему и уйдеть...как только обнаружит...

13.01.2004 13:53:06, шушу

как-то все у вас поверхностно и обобщенно.
скучно иметь наверное такие мысли.
не затронуло.

фигняяяяяяяяяяя

как все просто оказывается:) а если человеку периодически не нравится то, что он видит в зеркале, а чаще - нравится, то ему надо сразу двух спутников, я думаю..

Бредятина

13.01.2004 11:48:56, NAD

Комментировать статью "Как люди выбирают друг друга"

Брюс Кэмерон – талантливый журналист и писатель, завоевавший сердца тысяч читателей по всему миру. Его необычные и трогательные романы о дружбе между человеком и собакой мало кого оставят равнодушным. Истории о верности, привязанности, искренности и любви четвероногих друзей к своим хозяевам способны не только поразить воображение, но и тронуть душу. На этот раз автор замахнулся на поистине сложную тему – показать процесс одомашнивая волка. И ему это блестяще удалось в его новом романе...

Известная "выпускница" передачи "Дом-2", 37-летняя Виктория Боня объявила на выходных, что рассталась с гражданским мужем и отцом своей единственной дочери Анджелины Летиции. Боня познакомилась с наследником ирландского миллионера Алексом Смерфитом в 2010 году, в 2012 у пары родилась девочка. Но на днях в сеть попали фотографии, где Алекс страстно целует некую брюнетку в модном парижском клубе VIP Room. Брюнеткой оказалась 25-летняя уроженка Ростова-на-Дону Екатерина Алешкина. И...

В воскресенье, 5 февраля, все поклонники и фанаты бренда Nutella® объединяются, чтобы отметить Всемирный день Nutella® . Они общаются в социальных сетях, собираются дома всей семьей и даже отмечают этот день в офисах с коллегами, делясь друг с другом кулинарными рецептами и историями, посвящёнными самой популярной в мире ореховой пасте. Этот праздник спонтанно возник в 2007 году по инициативе американского блоггера Сары Россо (Sara Rosso), которая предложила выбрать день, чтобы объединить...

Подскажите тогда, как вы выбирали своих мужей, какие обязательные критерии и качества должны быть у мужчины? Забирал на все выходные. Мне постоянно про него что-то рассказывал. И вот это отношение к сыну делало для меня этого человека очень порядочным.

Обсуждение

Успокойтесь. У вас какие-то гормоны шалят. Ну реально, не обязан мужик любить чужого ребенка. НЕ обязан. Я бы наоборот, удивилась, что мужчина так тянется к моему сыну. Ладно бездетный или дочка, может и правда сына хотел и все такое, но уже имеющий сына! и вдруг тут такая любовь к чужому ребенку. Странно, похоже на манипуляцию. А вам бы потерпеть сейчас, не пороть горячку. Двое детей на руках без мужа -это сложно.

01.10.2016 17:54:03, злая

На что нужно было смотреть ТОГДА вообще не важно.
Вы СЕЙЧАС постарайтесь посмотреть, что же нужно МУЖУ и что нужно ВАМ... И вот с точек пересечения и начнинайте восстановление ВАшей Личной Жизни.... И эта "точка пересечения" 100% не ваш ребенок... Это, скорее всего, секс, досуг, вкусные и приятные ужины, беседы НЕ о детях и т.д

В современном мире одиноким быть намного проще, чем раньше, и это - уже исторический факт. Женщины и мужчины перестали зависеть друг от друга в бытовом и финансовом плане, и если одинокие мужчины все-таки встречались во все времена, то одиноким женщинам раньше было намного тяжелее выжить в одиночку. Сейчас одиноких женщин ничуть не меньше. Но по каким причинам они выбирают одиночество и осознанный ли это выбор? В своей статье психолог Ольга Волкова расскажет о том, какая она - психология...

Не вижу проблемы. Даже люди, которые много лет знают друг друга, нуждаются в проявлении романтики. И не только мы, женщины, мужчинам тоже нужно оказывать внимание, и давать возможность заботиться о своей любимой. Особенно, если есть маленький ребенок, и работает только муж. Иначе вообще начнет думать, что он нужен только ради денег. Если есть возможность, мы выбираемся в кафе или ресторан. Но с малышом это проблематично, оставить не с кем, а с собой брать уже не та обстановка получится...

Люди в той или иной мере должны подстраиваться друг под друга, но без ущерба для собственной личности. Нужно забыть об эгоизме и первым проявить инициативу (подстроиться), ведь это вы сознаете, зачем вам нужны хорошие отношения с данным человеком, а не он (она). Это такой же вежливый жест, как говорить с иностранцем на английском языке, а не на русском. Именно вы выбираете более удобный для собеседника способ коммуникации. Отзеркаливая собеседника (повторяя его движения, копируя его), вы как...

В нашем сложном мире, где всё не только бежит, а мчится, не должен стоять вопрос о том, что нужно ли читать в наше время. Конечно, нужно. Ещё с детства, с первых шагов, ребёнок тянется к знаниям. Когда он не умеет читать, то его привлекают книги с цветными картинками. Потом он складывает из кубиков слова, затем учится читать. Мне кажется, что любая прочитанная книга всё равно оставит в сознании какой-нибудь след своей мысли, переживания, радости. Мир, который окружает нас, не стоит на месте...

1. В метро увидел бабушку с внуком. Бабушка в очках увлеченно изучает телепрограмму на неделю, а внук изучает людей вокруг. Мне вспомнилось, как раньше в отсутствие интернета дети очень точно помнили, когда и по какому каналу начинается их любимая телепередача. Как и взрослые, они штудировали телепрограмму и выбирали, что бы такого интересного посмотреть на неделе. Выбрав, они с нетерпением ждали наступления заветного дня, когда будет показан любимый фильм. Или же спешили каждый день из школы...

Отношения после развода. После того, как в паспорте появилась новая печать, печать о разводе, ведь отношения между бывшими супругами продолжаются. Вот только вопрос, как? Смогли ли бывшие супруги остаться хотя бы по отношению друг к другу людьми? Как жаль что очень часто, некогда любившие друг друга люди, после развода превращаются в заклятых врагов. Те люди, что клялись друг другу в вечной любви стараются сделать как можно больнее друг другу.

Организовать скромную свадьбу - идеи. ...затрудняюсь выбрать раздел. Семейные отношения. У нас с мужем была очень скромная свадьба, было всего 7 человек. Хотелось как-то тихо, спокойно, по-семейному. я долго раздумывала как провести эту свадьбу и всю голову...

Обсуждение

У нас с мужем была очень скромная свадьба, было всего 7 человек. Хотелось как-то тихо, спокойно, по-семейному. я долго раздумывала как провести эту свадьбу и всю голову сломала, подруга мне посоветовала обратится к ведущей, поговорить. Я встретилась с одной ведущей Светланой Пичугиной, нашла ее в инете по отзывам, рассказала свою ситуацию и мне сразу предложила несколько интересных вариантов. В итоге решили с мужем, что ведущей на нашей свадьбе быть. Получилась такая свадьба, которую мы и хотели. Очень романтично, по домашнему и в тоже время ощущения торжества и сказки. Нам понравилось.

18.10.2014 23:27:23, ИринаТеренкова

После сдачи экзаменов в ГИБДД, и после того, как реально «запахло» машиной я всегда рекомендую нанять любого понравившегося Вам инструктора (при первом пятиминутном разговоре станет ясно, подходит Вам человек или нет). То, что все инструктора впоследствии смогут худо-бедно (или отлично и прекрасно) научить Вас водить машину я не сомневаюсь. С инструктором бок о бок Вам придется провести не один час, а если человек будет находиться с Вами не «на одной волне», то Вам сложно будет довериться ему...

Обсуждение

Если Вы уже научились хорошо управлять автомобилем и уже выезжаете за пределы Москвы помните, что в каждом городе формируется свой внутренний стиль вождения, которого обычно придерживаются автомобилисты (кроме соблюдения правил дорожного движения), и который может не совпадать с привычным московским. Обычно на адаптацию уходит 2-3 дня, так что будьте более бдительны, если Вы выезжаете в другие города и регионы.

У вас есь выбор приемлемых школ? Обычно люди выбирают 1 подходящую (не по друзьям) школу, часто поступают в нее не без труда и уж держатся за не изо всех сил, тут уж не до друзей. Переходят, когда уж совсем край.

Обсуждение

Вообщето, ИМХО, в школу ходят учиться, а не друзей заводить.
Уместнее поговорить, что друзей и во дворе хватает.

Считаю,что надо учиться работать над собой,а не бежать в другую школу!И если есть друзья-приятели в кружках или со знакомыми вашими,то вообще не проблема!Школа-это то что проходит,а ребенок,просто прохожий!наблюдает со стороны-иногда тоже полезно:).Ведь все без конфликтно,значит нормально.А вдруг в новом коллективе будет еще хуже,этого же нельзя исключить...ИМХО

12.01.2008 03:06:13, mariGal

В тот раз выбирала врача я, в этот раз договорились, что выберет МЧ. Вот пологода уже выбирает:((27.09.2007 13:22:31, Марьяночка. Ну дык не с его же стороны глюк:) Ищите сами, снова и снова, люди годами ищут "своих" специалистов.

Обсуждение

Попробуйте все наоборот. Без ласк, без прелюдии. Сразу. Дело в том, что влагалище расширяется постепенно.
Влагалище расширилось - вы ласкаете его, он пусть Вас не трогает какое-то время.
Можно добиться такой волны по нарастающей.
В позе наездницы двигать тазом должны Вы - Вы себя чувствуете лучше. Я бы сказала даже корпусом надо двигать, развернитесь на полоборота.
Это очень красиво получается когда на волне.
Удачи!

Интимная пластика?

27.09.2007 12:32:24, Серьезная

Врачей я выбирать умею, из 3х описанных выберу... 4го, ктр досконально исследует, и назначит то, что даст желаемый (больным) результат. И это я ничем сильнее ангины в жизни не болела, как люди выбирают врача, когда речь идет о жизни и смерти, даже думать не хочу.

Обсуждение

на то он и больной...
он может ошибочно полагать в чем заключается решение его проблем
то, что вы рассказываете напоминает испорченный телефон или бред, поому как сама по себе фраза "семью надо сохранять любой ценой" уже попахивает шарлатанством
если хотите, еене может произнести квалифицированный специалист в этой области
значит, либо вы попутали, либо ваши знакомые нарвались на откровнных шарлатанов, ну тогда извините, просто повышаете уровень ваших знаний по этому вопросу...
а если схематично, рассказываю:
нужно составить список критериев, которым должен удовлетворять ваш психотерапевт.
сюда относятся объективные показатели, как например, образование, сертификаты, приверженность школе (ну странно называться психотерапевтом и не иметь медиц. диплома, а если ты так называешься и не имеешь его, тогда ты обманываешь)
а также субъективные, как вот: лично вам должно быть приятно получать помощь от этого человека и вы бы свободно могли договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве...

по-настоящему психолог долженвытащить из вас ваше же собственное решение. Сделать так, чтоб вы поняли, чего сами хотите.Потому что чаще всего, именно с этим проблема: в себе человек разобраться не может. У всех нас есть какие-то комплексы, заморочки, страхи, тараканы, которыми мы отравляем жизнь себе и окружающим. Надо, чтоб человек по крайней мере созонал их наличие. моя психологиня сделала именно так.
Хороший психолог не будет давать советов. Он заставит вас САМу высказать, чего вы хотите - сохранить семью или нет,чем готовы пожертвовать ради этого, чего от этого ждеет, и т.д.

Как советуете детям выбирать друзей, а не потащит ли ребенок в дом кого попало? Но больше 3-х просим не собираться, когда нас нет:)) Когда мы есть, количество не ограничено, обычно 4-5 человек собираются, иногда больше.

Обсуждение

Спасибо большое всем за ответы, я определилась, что в гости к нам отныне будут приходить только заранее знакомые друзья, при наличии нас, родителей, дома. Все остальные свидания - во дворе:)))

У нас нельзя одних оставлять в таком возрасте. Поэтому все визиты согласованы с нами - ну, чтоб нашим планам не мешали. Ещё я бы волновалась, что дети без родителей поблизости повредятся, а нам отвечать. Но это специфика страны.

Кто как выбирает (или выбирал, или будет выбирать) крёстных для своего ребёнка? Для нас это должны быть люди, которым мы доверяем. Крестный у нас друг семьи, с которым муж дружит уже лет 11, я почти 9. Он был у нас свидетелем на свадьбе.

Обсуждение

А мы выбрали в крестные моего старого друга, который сейчас поет в церкви и помогает батюшке и уж точно будет молиться за нашего сына и наставлять его. Крестил же нас муж моей лучшей подруги, до сих пор странно, что она матушка теперь.:))

достаточно одного крестного - того же пола, что и ребенок

мы выбираем, или нас выбирают? Считается, что давно прошли те времена, когда женщина смирно сидела на стульчике и ждала, когда Вначале, конечно, думала, что "стерпится-слюбится", а потом в мире достаточно хороший людей, чтобы выбор с обеих сторон совпал.

Обсуждение

Огромное спасибо всем кто откликнулся. Отвечу по порядку. Элле: У него был один друг, девизом жизни которого было - Чего бы не делать, лишь бы ничего не делать! Если сын предлагал ему чем-то заняться - подготовить бородинскую форму к празднику, помочь делать погоны, и просто поиграть - ответ один "Да ну! Лучше телевизор посмотреть". В результате этот "Друг" остался в школе на второй год в 6-м классе. Второй товарищ тоже как-то особым интересом к жизни не отличался. Пригласили его в театр - так тот весь спектакль с пистолетиком игрался (это в 11 лет...) Для меня не самое главное учеба в школе - лишь бы ребенок хоть чуть-чуть чем-нибудь интересовался, может пару книжек прочитал, может знает чуть-чуть побольше, чем в учебнике написано...
Вальдемару: собака - был бы идеальный выход, часто думаем об этом, но, к огромному сожалению ребенок - аллергик, и меховых домашних животных нам нельзя. Думаем о втором ребенке - сынуля весьма ЗА, хотя предупрежден о трудностях, но предложил даже кроватку поставить в его комнату.
Бабе Нюре: в том-то все и дело! Ребенок учится в Кадетсяких классах в нормальной средней школе. Кадетский - это значит одни мальчики, причем не все из благополучных семей, правда есть и вполне светлые головы. Изменить круг общения можно единственным способом - прейти в другую школу, тем более, что первые три года он учился в другой школе рядом с домом (там проблем с друзьями не возникало), а теперь ездит в центр.
Рыжику:ограничивать его в общении в принципе не хотелось бы, но как показать что плохо - а что не очень? Ведь можно общаться с друзьями, готовыми целый вечер сидеть перед телевизором, или праздно шататься по улицам - а там можно найти весьма занятную компанию, а в компании в 13-14-15 лет загреметь далеко и надолго. Не хотелось бы...
Вот и вопрос - хочется, чтобы сын общался с хорошими людьми (детьми), а как это сделать?

Иришь! Расскажите поподробнее, что значит "не могут думать"? Вы имеете в виду только интеллект или что-то еще?
Ведь ребята, которые не очень умны (с академической точки зрения), но добры и общительны, могут быть отДУШИной для мальчика, много занимающегося ДЕЛОМ. А их привлекает его серьезность, занятость, ум. Получается психологическое сотрудничество.
"Мешай дело с бездельем - проживешь жизнь с весельем!":)

Выбор друзей для детей. Хотела бы узнать ваше мнение, уважаемые собеседники и собеседницы, о том, насколько тщательно стоит выбирать друзей для своего ребенка, насколько нужно ограничивать общение, если так получается, что вас окружают люди...

Обсуждение

Катя, со своими старыми друзьями отношения, конечно же, не меняются. Правда, нет никакой гарантии, что наши дети и дети наших друзей в будущем тоже станут дружить. Мы с братом в детстве общались с детьми друзей родителей, а сейчас с ними даже не перезваниваемся - чужие люди. А родители до сих пор дружат.
А вот с новыми знакомыми - сложнее. На улице много мам с колясочками гуляют и видно, что хотят пообщаться. Но часто после первых слов становится ясно, что говорить, в сущности, особенно не о чем. Другой взгляд на жизнь, на воспитание, на отношения с родными... За полтора года я встретила только ОДНУ маму, с которой мы подружились. Девочки наши почти ровесницы и хотелось бы, конечно, чтобы между ними возникла дружба. Но опять же гарантии нет.
Конечно, есть желание ограничить общение с людьми, не близкими по духу. Но ребенку в этой жизни придется сталкиваться с разными людьми, особенно, когда он подрастет и мы не сможем контролировать каждый шаг. Ребенок должен научиться выбирать. Сам. В том числе друзей. Но надо, чтобы было ИЗ ЧЕГО выбирать, вернее - из кого.
Это такие сумбурные, но трезвые размышления. Потому что на самом деле ограничить-то хочется. И общаться только с теми, кто нас действительно любит, и кого любим мы...

По-моему, Вы рассматриваете две проблемы:
1. Отношения родителей с их взрослыми знакомыми и друзьями.
2. Выбор друзей для детей.
По первой проблеме я бы действительно лучше ближе общалась с теми людьми, которые разделяют мои взгляды на воспитание и другие принципиальные для меня вопросы, и старалась бы ограничить общение в случае, если это не так.
А по второй проблеме - право выбора друзей принадлежит ребенку, он самостоятельная личность, и ограничивать его нельзя. Но можно косвенно влиять на его выбор - познакомить его с "более подходящими" детьми, занять его время другими делами (но это КРАЙНИЕ меры). А самый главный способ - воспитывать так, чтобы он САМ научился распознавать достойных друзей и имел ТВЕРДЫЕ взгляды на жизнь.

Как почти всегда бывает с явлениями очевидными и близкими, природа дружбы темна. Каждый из нас может насчитать сотню-другую приятелей и знакомых. Не менее десятка людей составляют круг близких родственников. Городской житель активного возрасте ежедневно вступает в контакты с 30-40 самыми разными людьми, а за свою жизнь он знакомится с одной-двумя тысячами человек 1. Но друзей-то у каждого из нас - раз-два и обчелся. Многие лишены даже этого, всю свою жизнь мечтая о верном друге и не находя его. Всякий же, кто имеет друга, дорожит им и боится его потерять.

Отчего же так мало у нас друзей? Ведь по аналогии с иными вещами все должно быть наоборот: имея стольких приятелей и так стремясь обрести среди них друга, всякий должен был бы накапливать друзей как самую большую драгоценность (не имей сто рублей...). Но я не знаю человека, который отважился бы признаться, что у него сотня верных друзей. Это, кажется, вовсе невозможно.

Дружбе посвящены романы и оды, описанием ее украшены древние хроники и саги, житий и биографии, И теперь мы видим, может быть и слишком редко, завидную дружбу между людьми, между человеком и животным, даже между животными. Какие-то тайные признаки заставляют нас удостоверять без сомнений такую связь между двумя душами, что мы называем ее истинной дружбой, невзирая ни на какие различия между друзьями.

Эта-то независимость дружбы от значимых характеристик (социальный класс и возраст, пол и раса, иногда даже видовая принадлежность) свидетельствует, что дружба - не просто психологический или социокультурный феномен, но нечто более древнее, чем человек и его история.

Я предлагаю читателю анализ дружбы, в котором сопоставлено, казалось бы, несопоставимое. Он, конечно, не даст ответа на вопрос, почему каждому из нас необходим друг, но позволит понять, каких друзей мы себе выбираем (большего и нельзя ждать от предлагаемого подхода). Тогда мы приблизимся, может быть, и к пониманию дружбы, той истинной дружбы, которая прочнее вещей и регалий, семей и государств, подчас ценнее самой даже жизни.

НАЗВАНЫЙ БРАТ

Вспомним об архаическом социальном институте, существующем кое-где еще и В наши дни. Это мужской союз, "мужской дом", объединяющий мужчин близкого возраста в селении, в племени. Мужские союзы генетически связаны с обрядом посвящения - инициацией - всеобщим для человечества историко-культурным феноменом. Анализ природы мужского союза может многое прояснить в проблеме дружбы 2.

В процессе инициации юноши, а позднее и молодые мужчины должны были какое-то время, нередко в течение нескольких нет, жить отдельно от сородичей а укромных местах, обычно в лесу, в специально сооруженных "больших домах". Посвященные члены союза были связаны между собой системой эзотерических обрядов и табу, а также обязанностью взаимной выручки. Все они называли себя братьями, но наиболее тесные связи устанавливались, естественно, между одновременно инициированными; их группы внутри союза состояли из небольшого числа юношей и мужчин. Более того, обычно каждый член союза имел напарника из числа тех, с которыми он подростком проходил инициацию одновременно. Их обязанностью было защищать друг друга в бою. Во всех остальных предприятиях они также были неразлучны. Эта связь поддерживалась в течение всей жизни.

Важно, во-первых, что члены пар не были кровными родственниками. Во-вторых, посвящение проводили обычно мужчины, принадлежащие роду матери посвящаемого, т. е. чужие для него, но непосредственные наставники в будущем. И эта неродственность наиболее тесных отношений между мужчинами сообщества, очевидно, как-то фиксировалась, закреплялась социальной практикой и приобретала характер законов столь прочных, что они дожили до наших дней. Чужой, состоящий в особых отношениях с другим чужим, был ему названым братом, гостеприимцем, кумом.

Названые братья (в сказках братья-разбойники из большого дома в лесу все дни проводят в совместных странствиях и военных предприятиях) обладают одной важнейшей для нашего исследования особенностью. Они вместе прошли обряд посвящения - побывали в царстве мертвых и вернулись оттуда. Получили из рук старших, ответственных отныне за них, эзотерические сведения, космогонические знания и мифы о сотворении человека и племени. Говоря нашим прозаическим языком, они приняли и усвоили общую систему ценностей. Их длительная совместная жизнь, начавшаяся еще в подростковом возрасте, способствовала тому, что их система обыденных ценностей одна и та же.

Это один из первых главнейших моментов, который нужно отметить при анализе дружбы. Чужаки по крови, ставшие друзьями (гостеприимцами, кумами), должны иметь общие нравственные и мировоззренческие принципы. Тем самым, может быть, уже в глубокой древности формируются зародыши, из которых впоследствии вырастает представление об общечеловеческих ценностях.

Действительно, уже в историческое время, в героическую эпоху, друзьями становились не только члены разных фратрий и фил одного племени, одного сообщества, но и иноплеменники, представители разных народов, иногда враждебных Друг Другу. Античность дает этому множество ярких примеров.

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА

Приведенные выше соображения - не более, чем гипотеза. Мы хорошо знаем, сколь сильно меняется со временем представление о дружбе. Если в период ранней античности и варварства дружба ценилась превыше всего и была наивысшим выражением интимных отношений между людьми, воспринималась буквально данной богами, то по мере приближения к нашим дням она как будто мельчает. Кажется, падает ее значение в частной жизни человека; он вполне уже может обходиться формальными, несердечными отношениями не только с сослуживцами, но и с близкими. Отчего же создается такое ощущение?

Древний глубокий смысл свой (дружба - это единодушие, дружба - это любовь) дружба сохраняла до самого последнего времени даже в Европе. Еще в прошлом веке мы находим - ив художественной, и в мемуарной литературе - характеристики дружба, эквивалентные определениям древних. Представления о дружбе и любви были нераздельны. И нам, привыкшим понижать под любовью отношения между полами или только секс, теперь зачастую непонятен истинный смысл выражений вроде "любовь и дружба - все едино...". Греки для дружбы и любви имели одно слово - philia, и это единство на протяжении столетий воспроизводилось даже в языках, в которых существовали два термина. Этот старинный смысл дружбы, дружбы как любви сохраненный для нас дедами, мы почему-то теперь утратили. Между тем в любви мы по-прежнему отмечаем главным качеством, помимо влеченья, еще и согласие, т. е. единодушие двух людей. Не перестали мы видеть в дружбе единодушие?

Единодушие - это, конечно же, общность системы ценностей, нравственное сходство. "Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей"3. В дружбе единодушие столь же необходимо, как и в любви, Но зададим вопрос: одинаковы ли в разные исторические периоды условия для проявления единодушия? Неодинаковы. Оказывается, изменилась не сама дружба. И в древности она была редким явлением, так же как и теперь. Но теперь стали иными социокультурные и даже экономические условия, они и изменили обстоятельства выражения и существования, внешнего проявления дружбы.

Действительно, многие из нас теперь с раннего детства и до старости вынуждены большую часть времени пребывать в кругу сверстников и малознакомых людей, никак не связанных с нашей родственной группой внутренними интересами, И что самое важное - этот круг обычно лишь отчасти разделяет ценностные представления. В детском саду, шкоде и университете мы еще можем найти друга, с которым вместе обретаем нравственные представления. Но как мы можем это сделать на службе, где все - более или менее случайные наемные работники? Здесь слишком мала вероятность встретить единодушие, которое переросло бы в дружбу. Так что цена, которую мы заплатили за свободу личности, полученную благодаря разрыву первичных для всякого человека партикулярных и родственных связей, включает в себя не только отчуждение, одиночество и чувство ничтожности и бессилия, но и утрату для большинства возможности найти друга.

Сам феномен дружбы, как явление психологическое и природное, отнюдь не меняется. Дружба какой была, такой и осталась; ведь она имеет отношение к душе человека, а не к социальным обстоятельствам его поведения. Следовательно, у каждого из нас лишь уменьшилась вероятность встретить в своем непосредственном профессиональном и бытовом окружении человека, который оказался бы единодушен нам; обладал бы той же системой ценностей. Поэтому называя свои отношения с кем-то дружбой, мы в глубине души и" таковыми не считаем. Оттого-то, видимо, и перестала быть дружба любовью.

Тот факт, что теперь мы живем в условиях, которые неблагоприятствуют возникновению и существованию дружбы (мы вынуждены работать не с теми, кто нам нравится, и часто жить вдали от друзей), как раз свидетельствует, сколь важен для нее фактор общих ценностей.

Однако общая система ценностей - необходимое, но не достаточное условие дружбы, иначе любая партия и секта, дворовая команда и офицерское собрание являли бы собой сборище друзей уже потому только, что они единомышленники, придерживающиеся одной морали и общих ценностей. Но друга выбирают - одного из многих.

ВЫБОР И ПРЕДПОЧТЕНИЕ

Всякий выбор предполагает (как- необходимое условие) предпочтение: чтобы выбрать одно, его необходимо прежде всего предпочесть многим подобным (если, конечно, выбор не случайный). Что же такое предпочтение и каковы его критерии?

В свое время В. А. Энгельгардт, обсуждая фундаментальные биологические понятия в качестве атрибутов жизни, прежде всего отнес сюда узнавание и сопутствующее ему предпочтение 4. Действительно, именно эти"атрибуты определяют существо биологических взаимодействий как на молекулярном, так и на организменном и даже социальном уровне. Любые взаимодействия возможны только благодаря специфическому, в предельном случае - индивидуальному, распознаванию и предпочтению. Все процессы, протекающие в клетке, ткани или органе, начинаются с распознавания и предпочтения одних молекул другим, одних конформаций другим, даже очень похожим по структуре, (Недаром одна из фундаментальных моделей биохимии и физиологии - это модель "замка и ключа", и хорошо известно, к каким гибельным последствиям для клетки и целого организма приводит обнаружение "отмычки" к этому замку, когда появляются ошибки распознавания и предпочтения.)

Предпочтение, таким образом,- фундаментальный биологический феномен (а возможно, и не только биологический).

Способность к предпочтению имеют молекулярные комплексы и клетки, ткани и биологические организмы. Просто для поддержания существования в любой форме необходимо предпочтение. И это касается не только пищи, но и продолжения рода, не только избегания опасности, которое лучше удается вдвоем, чем в одиночку, но и получения услады для души, достигаемой в совместной деятельности, игре, беседе, безделье и развлечении.

Ясно, что предпочтение имеет разные уровни. Предпочесть некую пищу или запах - не одно и то же, что другого человека, хотя внешне они могут проявляться у человека в сходных формах поведения. Но существует общий принцип всякого предпочтения: "similis simili gaudet" (подобный подобному радуется). И это несмотря на то, что прежде всего нам бросается в глаза как раз предпочтение противоположного ("противоположности сходятся"). Просто мы часто забываем, что в действительности предпочитаемые противоположности дополнительны (как противоположность мужчины и женщины).

Раз предпочитается подобное, то и выбирается подобное. Поэтому друзьями становятся сходные меж собою люди не только по духу, но и по "телу". По каким критериям внешних, телесных признаков подобия осуществляется этот выбор?

Их немного: предпочтение представителя своего вида; сородича (члена родственной группы); индивида своего пола; сверстника; члена своей социальной группы. Рассмотрим эти виды предпочтения.

"МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ..."

Предпочтение представителей своего вида и своей родственной группы - наиболее заметное. И то и другое взаимосвязано. Предпочтение своего вида формируется у животного или человека в раннем возрасте, и образцом является сородич (родители, сибсы - члены своего выводка). Обе эти формы настолько представлялись очевидными, что ученые не считали проблему достойной обсуждения. Поэтому в биологической литературе проблема предпочтения родичей начала широко обсуждаться только с начала 80-х годов. Тогда же появились первые экспериментальные работы (теперь их уже очень много), в которых доказывалась сама возможность предпочтения и узнавания родственников у самых разных, в том числе и весьма примитивных, животных и обсуждались биологические основания этого феномена5.

Распознавание и предпочтение близкого сородича биологически детерминировано, Т. е, имеет генетические корни, либо импринтируется (запечатлевается) в раннем возрасте; скорее всего, действуют одновременно оба механизма6. У птиц распознавание и предпочтение осуществляется, видимо, в основном с помощью зрения, тогда как у млекопитающих - преимущественно благодаря обонянию и частично зрению. Чтобы распознать "своего", достаточно мельчайших внешних признаков, минимальных запаховых различий, оттенков поведения. Например, крупный голарктические чайки виды которых различаются только цветом и формой кольца вокруг глаза и мелкими деталями в оперении концов крыльев к хвоста, различают себя превосходно, а человек - лишь при ближайшем и тщательном осмотре. Так же точно и человек с одного взгляда различает представителей разных этнических групп, не говоря уже о расах. В распознавании и предпочтении люди, как и большинство млекопитающих, также пользуются обонянием, несмотря на его неразвитость. Те же, для кого обоняние - один из главных сенсоров, способен, подобно мышам, различать запаховые нюансы, которые кодируются отдельными аллелями одного гена.

Поскольку распознавание и предпочтение вида и сородича коренится очень глубоко, оно обычно человеком в повседневной жизни не осознается. Он отмечает факт предпочтения или избегания словами- .определениями типа "нравится - не нравится", не задумываясь, конечно, о критериях своего выбора, Здесь говорит о нем видовая,и этническая принадлежность по крови. По- этому такая форма предпочтения даже не требует обсуждения - она присутствует как основной компонент каждого акта взаимодействия и предпочтения.

КОРНИ "МУЖСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ"

Не столь ярко и очевидно предпочтение представителя своего пола. У взрослых оно очень сильно затушевано как раз предпочтениями противоположных полов. В наши дни, когда множество профессий утратили;

исходно присущий им признак половой принадлежности м человек много времени проводит в разнополых коллективах, предпочтение представителя своего пола вообще не кажется очевидным. Между тем это так.

Хотя противоположный пол и притягателен для каждого из нас, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что предпочтение неизменно отдается своему полу. Особенно ярко оно проявляется у подростков и юношей: именно в этом возрасте происходит интенсивное половое созревание и развивается гиперсексуальность и влечение к противоположному полу.

Однако, когда мы не на свидании и не томимы первым или новым чувством к прекрасному или сильному полу, с кем мы предпочитаем проводить время? Конечно, за игрой, вином или беседой скорее с приятелем, если мы мужчины, и с приятельницей, если женщины.

Предпочтение своего пола имеет, видимо, столь же глубокие корни, что и предпочтение сородича. По крайней мере у человека оно проявляется уже в полтора года, причем только у мальчиков7. Эта особенность их поведения прослеживается и в четыре-семь лет, девочки же вплоть до школьного возраста не обнаруживают значимых предпочтений своего пола (или очень редко). Предпочтение у девочек не истинное, а кажущееся: в разнополых группах мальчики собираются в "стайки" и девочки поневоле образуют свое "общество". Реально предпочтение у девочек становится отчетливым только к стершему детскому и подростковому возрасту.

Очень сходна, если не аналогична, картина объединения молодых индивидов у животных. И то же, что у людей, общее правило: взаимное предпочтение особей мужского пола с самого раннего возраста.

Такие явные и постоянные различия в половых предпочтениях кажутся совершенно необъяснимыми. У меня, как и у других исследователей, мет гипотез на этот счет. Однако некоторые следствия из этого факта можно вывести (правда, при желании их можно счесть результатом проявления не исследовательского духа, а мужского шовинизма). Допустимо, например, предположить, что природно обусловленное взаимное влечение индивидов мужского пола может служить сплоченности членов сообщества и тем самым обеспечивать социальное единство (другими словами, выступать в роли одного из важных факторов, на котором основывается социальная жизнь). В результате можно было бы утверждать, что дружба между мужчинами уходит корнями в природные глубины нашей социальной жизни.

Мы можем усомниться также в том, что дружба между женщинами и между мужчинами не отличается. Если привязанности между мужчинами носят скорее природный характер и проявляются чрезвычайно рано, то привязанность между женщинами можно отнести к культуре. И древние, и современные писатели отмечают, что мужчины в компаниях, предоставленные сами себе, очень скоро скатываются до уровня поведения подростков, испытывая от этого атавистически глубокое чувство эмоционального удовлетворения. В женских компаниях мы ничего подобного не найдем. Дружба между женщинами скорее похожа на любовь и именно этим отличается от мужской дружбы.

Исторически эти различия зафиксированы в ритуалах. Хотя во многих чертах ритуальные формы установления дружбы и у мужчин и у женщин сходны, по некоторым важнейшим чертам они радикально отличны. Например, только для мужчин допускался обряд кровопускания и обмена кровью во время братанья (соединение порезанных запястий, пальцев, обмазывание своей кровью лица и рук другого, вкушение крови "брата" и т. п.). Кроме того, женщинам, видимо, не позволялось в ритуале кумования обмениваться ценными и жизненно важными предметами, что, наоборот, было распространено у мужчин. Ритуал установления дружбы у женщин происходил с обменом символическими предметами - оберегами, иконками, крестами, ветками, пищевыми предметами, имевшими сакральный характер (яйцами, пирогами и т. п.)8. Наконец, насколько можно судить по этнографическим данным, ритуал кумования осуществлялся женщинами одного селения, одного сообщества, тогда как братание у мужчин нередко включало членов разных племен и селений.

Все эти моменты, указывающие на различие не только природы, но и социальных канонов дружбы у мужчин и женщин, можно увязать в некоей примитивно-эволюционной гипотезе.

Внеплеменной характер института дружбы, выходящего за рамки одного сообщества, очевидно, важен и необходим был прежде всего для мужчин. Они обязаны защищать свое селение и племя, невзирая на степени родства его членов. Их первой задачей была стабильность существования общества, как за счет обеспечения ресурсами, так и поддержания мира с соседями. Это характерно и для всех древних архаических обществ, и для современных. Тогда понятно, почему в круг ритуала дружбы включались иноплеменники и почему в таких ритуалах всегда придавалось большое значение символическому родству друзей, устанавливаемому обменом кровью и дорогими подарками - жизненно важными предметами либо сакральными.

Иное положение почти во всех обществах занимали женщины. Если они не оставались в своем селении, родовой группе, то уже в детстве выдавались в "жены" в другое селение, где и воспринимали нормы поведения и мировоззрение этого чужого им по крови общества. Женщина была не только хранительницей и носительницей знаний и обычаев селения, но благодаря различию географических и экологических условий, в которых существовали сообщества (что особенно характерно для тропических и субтропических районов), приобретала знания и навыки, отражающие жизнедеятельность именно в этих условиях. Поэтому уже молодые женщины, будучи основными собирателями съедобных и лекарственных трав, имели очень мало шансов приспособиться к новым условиям жизни в другом обществе, в другом селении. Женщины активного возраста в архаических обществах, в отличие от мужчин, фактически уже никогда не переходили из группы в группу, из селения в селение 9. Поэтому и ритуалы дружбы между женщинами могли быть только внутриобщинными. Итак, связи между женщинами ограничивались родственной группой, соседской общиной, селением, а между мужчинами касались всего общества.

Эта гипотеза на простейшем уровне объясняет только социокультурные отличия в дружбе у мужчин и женщин, оставляя без объяснения вопрос, почему связи и предпочтения между мужчинами возникают раньше и более прочны, чем у женщин. А так как аналогичная картина наблюдается у всех высших приматов и других млекопитающих, то можно лишь предположить, что здесь действуют этолого-генетические механизмы, сформировавшиеся в результате отбора.

СВОИ ИГРЫ У КАЖДОГО ВОЗРАСТА

Возраст весьма существен в общении взрослых, но для детей и подростков он несравнимо важнее: разница в полгода оказывается для детей уже препятствием в совместной игре и общении. Хотя старшие и притягательны и для детей, и подростков, и юношей, но в таком общении почти всегда исключается равенство отношений, совершенно необходимое в дружбе. Чем младше ребенок, тем уже возрастной интервал его друзей-сверстников.

Биологическая целесообразность предпочтения сверстника очевидна и отчетливо проявляется в поведении, репертуар которого у человека, как и других животных, сильно меняется с возрастом. Старшие по возрасту могут быть во взаимоотношениях с младшими лишь руководителями, наставниками, но очень редко - партнерами в игре или общении. Так как умения, навыки, способность понимать социальные символы, исполнять роли, участвовать в ритуалах и т. п. сильно зависят от возраста, возрастное предпочтение, в младенчестве и детстве отчетливо обусловленное биологически, в зрелые годы переходит преимущественно под социальный контроль. Но где-то в самых глубинах нашей души навсегда остается эта детская привязанность к сверстнику, и мы невольно для себя выбираем и предпочитаем погодка.

Возрастная дискриминация повсеместна в популяциях млекопитающих и птиц. В сообществе одновозрастные группы самцов и самок существуют как самостоятельные социальные единицы, занимая каждая свое место в его структуре. Это функциональное половозрастное подразделение сообщества имеет непосредственную адаптивную ценность (обеспечение эффективного использования ресурсов и поддержание стабильной социальной структуры) и перспективное значение (как этологический механизм поддержания репродуктивного потенциала популяции). В этом, социобиологическом, смысле мы, кажется, не отличаемся от других животных.

"СВОЙ" и "ЧУЖОЙ"

Все описанные виды предпочтений так или иначе определяются действием генетических механизмов. Предпочтение же члена своего сообщества, который далеко не всегда родственник или сверстник, должно основываться на социобиологических и социокультурных признаках узнавания. И такие признаки существуют издревле. Их две большие группы.

В относительно изолированных небольших по численности общинах с низким уровнем миграции (практически повсеместно и во всех культурах) антропологический облик большинства членов очень сходен ("все на одно лицо") в силу чисто популяционно-генетических причин (дрейф генов и эффект основателя). Сходство довершают диалектное особенности говора, образующие неповторимость фонетических и фразеологических характеристик речи в каждом селении,

Внешнее антропологическое сходство в старинных селах, которое до сих пор бросается в глаза любому приезжему горожанину, дополняется различными видами меток (татуировка на теле, деформация отдельных его частей, каноны украшения головы и конечностей, одежда), указывающими на принадлежность человека к определенному сообществу. Большую часть человеческой истории метки, как детерминаторы социальной принадлежности человека, играли главнейшую роль. Теперь, с развитием транспортных, информационных коммуникаций и миграцией, этот механизм почти потерял свое значение.

Колоссальное разнообразие социальных меток человека, обозначающих его половую, возрастную, репродуктивную, профессиональную, классовую, кастовую принадлежность, исторически служит для единственной цели: указать принадлежность данного субъекта конкретному сообществу. Когда не удается распознать "своего" по внешним биологическим признакам или по языку и манерам поведения, срабатывают только такие социальные метки.

Распознавание и предпочтение члена своего общества занимает уже, таким образом, промежуточное положение между чисто биологическим и психологическим, индивидуальным предпочтением субъекта, которого желаешь иметь своим приятелем или другом.

Приведенные формы предпочтений, на каком бы классификационном уровне они не выделяли объект предпочтения - на уровне вида, половозрастной или родственной социальной группы.- имеют значение для индивидуального предпочтения, которое только и ведет окончательно к возникновению дружбы.

Дружба предполагает последовательное предпочтение из некоторой совокупности живых существ (вообще) таких, которые одного со мной вида10, затем - одного пола и возраста, одного сообщества (в позднее - одной социально-профессиональной и культурной группы). И здесь уместны слова Платона: "Коль скоро вы между собою друзья, вы по своей природе друг Другу родственны" 11. Именно природное сходство, или родство,- одно из необходимых условий дружбы. Заметим, что предпочтение родственника, особенно близкого, выпадает из этого ряда по психологическим причинам: родственник по своему статусу крайне редко бывает другом, хотя несет многие его функции. Друг должен быть "своим", но не родичем ("а он мне ни друг и ни родственник...").

Итак, второе необходимое условие дружбы- это сходство друзей меж собой повнешним признакам (биологическим и социокультурным). Конечно, каждый может привести примеры, сплошь и рядом опровергающие сказанное, но они относятся к тому роду исключений, которые только подтверждают правило. Это второе условие значительно сокращает круг лиц, среди которых может быть выбран друг. Но все равно этот круг достаточно обширен - 5-10 человек. Как же среди них отыскать настоящего друга?

ВСЁ ДЕЛО - В НЕСХОДСТВЕ ХАРАКТЕРОВ

Последнее, третье необходимое условие дружбы противоречит пифагорейскому тезису "у друзей - все общее", да и вообще всем известным античным и средневековым формулам дружбы.

Мы предпочитаем и выбираем уже из круга избранных, как биологические индивиды. И социокультурная среда вынужденно задает нам круг таких людей. При извне заданных нам условиях мы и осуществляем индивидуальное предпочтение, для которого необходима психологическая совместимость людей, взаимно выбирающих друг друга.

Какими же психологическими качествами должны обладать друзья? Ответу на этот вопрос я посвятил специальное исследование, объектами которого были взрослые мужчины, дошкольники, а также некоторые животные. Ясно, что в каждой конкретной ситуации значение имеют разные психологические качества, иногда очень тонкие нюансы играют решающую роль. Но для научного исследования наиболее важны черты характера, которые имеют значительную наследственную компоненту, участвуют в детерминации психологического типа и определяют стиль поведения индивида. Таких характерологических черт немного, но они фундаментальны, а главное, выделяются и у животных, следовательно, могут изучаться в сравнительно-психологическом ключе. Это тип темперамента, эмоциональный статус, ориентация на новизну (исследовательская активность), коммуникативность (общительность) и доминантность.

Примечательно, что ни по одному из показателей друзья или члены альянса (у животных) не были подобны Друг другу. Наоборот, черты их характера либо частично не совпадали, либо были противоположными (особенно наследственно детерминированные, такие как эмоциональный статус и способность к доминированию).

Эмоциональность, обусловленная во многом динамическими составляющими личности (темпераментом), имеет большое значение в определении типа поведения, т. е. в склонности к той или иной социальной стратегии, определенному стилю жизни и отношений. И члены дружеских пар среди мужчин и среди мальчиков, и члены альянсов у животных оказались почти во всех случаях противоположными по эмоциональному статусу: если один из членов пары эмоционально устойчив, то другой - неуравновешен,

Эмоциональность связана с общительностью индивида, и обе эти черты составляют основу направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на собственный субъективный мир (экстраверсия-интроверсия). Поэтому, как правило, из друзей один бывает скорее экстравертом, другой - более интровертом (поскольку этот фактор представлен не одной, а несколькими отдельными характерологическими чертами, здесь нет такой яркой и однозначной психологической дополнительности, как в эмоциональном статусе). Аналогично этому малоконтактные индивиды оказываются ближе связанными с общительными, чем с подобными себе.

Не менее ярко выражено предпочтение своей противоположности (у грызунов, приматов, детей и взрослых мужчин) по такой черте, как способность к доминированию. Индивид, стремящийся навязывать свое поведение другим, т. е. тот, кто стремится и способен быть лидером, удивительно часто оказывается в паре с тем, кто предпочитает принимать чужие условия, склонен к подчинению. Именно такие альянсы кажутся наиболее прочными и долговременными. Иногда создается даже впечатление, что именно эта характерологическая черта, необходимая для определения места индивида в социальной иерархии (она, к тому же, прямо связана с эмоциональным статусом), может быть важнейшим психологическим критерием при выборе партнера по альянсу или друга. Однако неизвестно, так ли это действительности.

Наличие четко выраженных различий по доминированию между членами пар требует какого-то обоснования, тем более что это затрагивает и другие черты характера. Можно предложить одну простую гипотезу.

У индивидов, склонных к доминированию - людей и животных, почти всегда несколько снижен уровень исследовательской активности. Их не столь сильно привлекает все новое, у них нет большой потребности в "острых ощущениях", как это свойственно их менее доминантным партнерам. Даже в детских группах такие мальчики редко обладают развитыми навыками и умениями, они предпочитают "командовать". Эта неумелость и отсутствие высокой исследовательской мотивации компенсируется ранним развитием "руководящих способностей". Доминант во всяком сообществе, группе ориентирован прежде всего на обеспечение социорегулятивных функций, т. е. ответствен в некотором смысле за поддержание социальной стабильности. Он по своей социальной природе должен быть консерватором и избегать всего нового - опасного для устойчивого существования сообщества.

Но новое неизбежно появляется, и оно привлекательно. Надо знать его и уметь находить средства взаимодействия с ним. А для этого есть другие индивиды, которым, как правило, свойственна и высокая исследовательская мотивация, и стремление к "поиску ощущений", иными словами, тяга ко всему новому. Но эти индивиды редко бывают доминантными, Зато часто - их друзьями.

Таким образом, альянс, в котором каждый из членов ориентирован противоположно: один - на регуляцию внутренних социальных функций, другой - на восприятие и освоение новых воздействий, поступающих извне - весьма экономично сконструированная и эффективная социальная структуре, обеспечивающая наилучшее управление сообществом, группой. Близкие отношения членов такого альянса позволяют максимально быстро и без больших затрат, а главное, без неизбежных " других случаях потерь и искажений, обмениваться информацией о внутреннем состоянии сообщества и внешней среде. Чем короче и "неформальнее канал коммуникации, тем надежнее и современнее принимаемые решения.

Мои собственные наблюдения показывают, что почти во всех сообществах или небольших группах взрослых, детей, животных такие альянсы образуются. Конечно, он* далеко не всегда перерастают в дружбу, но, несомненно, являются ее предпосылке""

Итак, друг или самый близкий в группе индивидов по своему внутреннему характерологическому типу, по своей душе оказывается иным, нежели его напарник. В некотором смысле друг возмещает нам какие-то недостающие, но важные качества: люба" черта характера, проявляясь в конкретном человеке односторонне, обретает, благодаря дружескому союзу, свою полноту и законченность.

Конечно, далеко не всякий читатель согласится с утверждением о психологическом различии между друзьями. Но я еще раз хотел бы подчеркнуть, что психологическая инаковость друзей касается далеко не всех черт характера, прежде всего немногих основных, при этом генетически детерминированных. Нельзя ожидать, что если вы мечтатель, ваш друг обязательно должен оказаться прагматиком, а если он будет консерватором, то вы - радикалом. У друзей взаимно дополнительны именно те черты характера, которые менее всего подвержены воспитанию или социальной коррекции. Следовательно, даже и здесь, области психологии, мы обнаруживаем социобиологические корни дружбы.

Естественно, что исследование такого необозримого феномена, как дружба, никогда не может быть полным. Но я все-таки тешу себя надеждой, что хотя бы частично ответил на вопрос, каких друзей мы себе выбираем. Теперь ответ можно сформулировать достаточно кратко; чтобы выбрать себе друга, мы из своих выбираем немногих, подобных себе, из них - единомышленников, а среди этих последних - таких, кто по некоторым важным чертам характера и темпераменту не похож на тебя. И едва только все необходимые условия будут выполнены, тотчас обнаружится, сколь мал у каждого из нас шанс обрести верного друга.

Примечания:

1. Роджерс Дж., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1981. С. 113. Правда, оказывается, что в этом горожанин нисколько не отличается от "первобытных" аборигенов Австралии (см., например: Берндт Р. М., Бернд т К. А. Мир первых австралийцев. М., 1981).

2. Обобщенные данные об обряде инициации и мужских союзах (больших домах) приведены в классическом исследовании В. Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Л., 1986,

3. Платон. Соч. М., 1990. Т. 1. С. 555.

4. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, узнавание // Современное естествознание и материалистическая диалектика. М., 1977. С. 328-350.

5. Breed М. D., Bekoff М. // J. Theor. Bid. 1981. V, 88. N 3. P. 589-593; Holmes W. G., Sherman P. W. // Amer. Sci. 1983. V. 71. N 1. P. 46-55.

6. Blaustein A. R. // Amer. Natur. 1983, V. 121. N 5. P. 749-754; Плюснин Ю. М. // Зоол. журн. 1986. Т. 65. Вып. 9. С. 1379-1384.

7. Слободская Е. Р., Плюснин Ю. М. // Вопр. психологии. 1987. № 3. С. 50-57.

8. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1990.

9. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М., 1989; Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

10. Дружба между представителями разных видов, рас является феноменом, имеющим не биологические, а социальные корни. См.: Плюснин Ю. М. Межвидовое общение как научная проблема // Язык в океане языков. Новосибирск, 1993.

11. Платон. Соч. Т. 1.С. 339.

Как мы выбираем себе друзей и выбираем ли мы их? С Ленкой вместе учились в институте, с Галей в школу ходили. Кажется, сама судьба в лице классной руководительницы свела нас вместе, посадив на последнюю парту. Это неудивительно, что большинство подруг мы знаем с тех далеких времен, когда наши косы были длинными, а мобильники - огромными. Социолог и антрополог Игорь Семенович Кон в очерке о дружбе объясняет, почему именно в молодом возрасте товарищеские переживания наиболее значимы: сознание взрослого более предметно, менее эгоцентрично, поэтому потребность в психологическом зеркале снижается". К тому же проблемы, волнующие зрелого человека, гораздо сложнее, их нельзя решить простым обсуждением на тему "Я тоже, когда влюбляюсь, плачу".

Другая причина в том, что мир взрослого человека многограннее окружения 20-летней девушки, фанатеющей от шоу "Холостяк". Потому с возрастом людям труднее отыскать того, кто будет созвучен во всех отношениях. Если школьная подруга на любые случаи жизни сгодится, то приятельницы, заведенные позже, дифференцируются: с одной - в турпоездку, с другой - обсудить работу, третьей - пожаловаться на изжогу.

Выбор друзей. С кем поведешься

Вообще интересно поразмыслить, что заставило тебя дружить именно с этим человеком. Не только же тот факт, что вы одновременно обедаете в столовой. В психологии считается, что друзей притягивают определенные качества, которых, скажем, у тебя в избытке, а ей просто постоять с таким памятником жизнерадостности - уже приятно. Отсюда и разные модификации женской дружбы. Посчитай, сколько у тебя выраженных Я (например, я -задушевная, я - искрометная, я - пуленепробиваемый танк, я - добрая мать) - столько может быть и подруг. И наоборот, анализируя, что именно привлекло тебя в той или другой наперснице, ты сможешь определить актуальные внутренние нужды.

Психолог Алексей Петш здесь путано заметил, что мы дружим не со всеми, а только с теми, на кого проецируем самих себя. Так что фактор похожести ("Ага, у нее тоже 41-й размер ноги") может сблизить людей, которые изначально не планировали вместе ехать на дачу.

Ради чего мы выбираем друзей

Одна из наших наиболее важных потребностей - в эмоциональном контакте - связана с матерью. Годы, потраченные впустую, летят, а нужда в маме остается. Если ты припадаешь к подруге, изливая на нее все слезы мира и рассчитывая на безусловную поддержку, ты подсознательно нагружаешь человека таким скарбом, какой он наверняка не рад нести. Это мы к тому, что возможность "поплакаться, довериться и открыться" должна иметь обе стороны, в честных отношениях каждый получает возможность выйти из роли старшего и посидеть с ногами на столе.

Игорь Кон перечислил ракурсы дружеских отношений, которые помогут лучше понять, для чего тебе подруга.

Друг-товарищ. С ней у тебя общий начальник, общее хобби или хотя бы один на двоих интерес к вышивке. Стоя плечом к плечу перед совместной проблемой, вражеским танком или корпоративной вечеринкой, вы ощущаете, как единство придает сил, особенно если на товарища можно спихнуть часть работы.

Друг-зеркало. Человек, которому отводится незавидная роль отражать твои лучи и способствовать самопознанию. У такой подруги ты вполне можешь спросить: "Мне идут желтые лосины? Стоило ли убивать старуху-процентщицу?"

Друг-сострадалыцик. Работает жилеткой, сопереживает, даже если ее разбудить в три часа ночи. Тут мы реализуем уже упомянутую тоску по маме, которая всегда погладит по голове и нальет компоту. Друг-собеседник. С такой подругой не принято просто молчать, хотя вы и понимаете друг друга с полуслова. Общение здесь служит самораскрытию и коммуникации. Горячие дискуссии, наболевшие сомнения и пересмотр ценностей - основной мотив ваших встреч.

Друг-алыпер эго. Связь подразумевает уподобление другого себе или тоже весьма неудобное саморастворение в другом. Такой вид объединения свойственен детским отношениям: обе девочки надели одинаковые платьица и решили всегда хранить верность идеалам пионерии.

В нормальной дружбе вышеупомянутые грани перемешиваются, время от времени проступая то одним, то другим боком. Но если в твоем репертуаре лишь одна роль, это маячок: ку-ку, похоже, есть проблемы.

Если друзья оказались плохими

Если взять дружбу в кулак и хорошенько рассмотреть, можно заметить, что она похожа на этическую форму любви; она означает, что тебя предпочитают остальным; она основывается на том, что двое равны, обладают равными достоинством и независимостью. Существует свод неписаных правил, вроде таких: сохранять интимность, добровольно помогать в случае проблем, делиться новостями и важной информацией, защищать подругу в присутствии третьих лиц... Перечислять их как-то глупо, настолько они очевидны и в то же время возвышенны. Характерно, что даже романтические отношения не требуют от нас такого впечатляющего набора качеств, вроде сочетания искренности, самоотверженности и честности. Поэтому именно дружба может служить мощным микроскопом для самопознания.

Тех, кто нарушает кодекс дружеского поведения, мы подвергаем остракизму или просто пишем им плохое слово в CMC. Психолог Елена Ливач показывает пальцем на признаки неправильной подруги.

  1. Эгоцентризм и нарциссизм человека, когда у него в голове просто не укладывается, что у другого тоже есть потребности. Равные и дружеские отношения с таким человеком невозможны. Он все время явно или неявно дает понять, что он важен, а ты - нет.
  2. Низкая самооценка, побуждающая человека скрывать чувства, не определять свои интересы. В итоге рано или поздно у него накапливаются обиды, и он разрывает отношения или начинает бессознательно мстить.
  3. Человек, который привык строить отношения, играя роли, описанные психологом Карпманом: "жертва", "преследователь", "спаситель". В зависимости от ситуации и личных выгод один и тот же актер-человек может принимать более удобную ему сегодня ипостась и меняться с окружением ролями по ходу игры-общения.

Соперничество у друзей

Чистую, как слеза, идею женской дружбы губит по сути лишь одно подозрение: в соперничестве. Конкурентная гонка может вылиться потоками ревности, зависти, гнева. С одной стороны, психологи говорят о большем слиянии, большей поддержке и солидарности между барышнями, с другой - может быть, именно поэтому нам многие проблемы так сложно вербализировать.

Когда Маша вдруг внезапно добилась успеха, получив роль любовницы опасного бандита в сериале, ее не-раз-лей-вода-подруга Юля поскучнела, отдалилась и стала ходить со взглядом человека, случайно проглотившего сырой картофель.

Говорит ли это о том, что между ними была непрочная дружба? Оказывается, нет. "Чувство соперничества у подруг нормально, - говорят британские психотерапевты Сьюзи Орбах и Луиза Эйхенбаум, - оно работает против слияния, призвано помочь женщине самоидентифицироваться, побороться за право быть собой". Есть в обидном чувстве и другой смысл - оно сигналит нам о потребности во внимании, в обсуждении и проговаривании своих желаний и печалей. Почему Юлю мучает чувство неполноценности, Маша ли тут виновата, или есть другие сложности?

Чувство соперничества у мужчин выражается иначе, чем у Маши с Юлей. Это объясняется тем, что женщины ищут свою идентичность через связи с другими: мы поддерживаем, сотрудничаем, сочувствуем, обслуживаем. В отличие, скажем, от джентльменов, которые дружат принципиально иначе. С самого детства феминные пары более закрыты от посторонних, нежели компании пацанов, куда пускают любого, кто в состоянии разбить камнем окно. Вырастая из игры в "домик", девочки приобретают особый стиль общения - направленный на уменьшение психологической дистанции и установление близости с подругой. "А у меня тоже как-то потоп в ванной случился!" - киваем мы расстроенной приятельнице, как бы сообщая, что проблемы у нас похожие, а на земле должен царить мир. Словом, женская дружба среди всех других возможных - самая интимная, эмоциональная и рефлексивная. Мужчинам от безысходности приходится делать ставку на солидарность, взаимопомощь и обсуждение футбольных событий. Именно поэтому наш, женский метод - в любой неприятной ситуации искать поддержки, совета и целебной фразы "Ну он коз-зе-е-ел!" - помогает нам быть менее уязвимыми к последствиям стресса и вообще жить в среднем дольше мужчин. А с эволюционной точки зрения это более выгодная тактика для заботы о потомстве, чем изобретенный мужчинами способ - выпить и погонять на мотоцикле.

Так что давно пора напомнить девушкам всей земли, что дружить - интересно и здорово. Конечно, в этих отношениях, как и в любых других, тоже требуется немалая доля силы воли и способности открыто разговаривать. Но наградой нам будет ни с чем не сравнимое удовольствие обсудить при случае купленные кружевные трусы и особенности нового любовника.

ФОТО Getty Images

Современные исследования подтверждают, что за прошедшие тысячелетия наша природа не претерпела существенных изменений и, выбирая мужчину для серьезных отношений, женщина во многом отдает предпочтение его социальному статусу, в то время как для мужчины ключевыми преимуществами оказываются молодость и физическая привлекательность женщины.

С другой стороны, теория социальных ролей, впервые предложенная американским психологом Элис Игли (Alice Eagly), оспаривает эту точку зрения. Ученый утверждает, что сегодня именно социальные, а не биологические предпосылки оказывается на первом месте. Женщин действительно по-прежнему привлекают мужчины, обладающие материальным и властным ресурсом, но только в том случае, если общество не поощряет деловые способности женщины. Как только ситуация меняется и все получают равные возможности, социальный статус мужчины уходит на второй план, а более заметную роль начинают играть его молодость, личные качества и внешняя привлекательность.

«В современном обществе западного образца оба партнера зарабатывают и формируют общий бюджет, - говорит профессор психологии Университета Оттербейн (США), клинический психолог Ноэм Спенсер (Noam Shpancer). - Женщины работают на равных с мужчинами, и мужчины больше, чем прежде, ценят в женщинах независимость и профессионализм. Умение хорошо готовить и вести домашнее хозяйство - все то, что было важно в 50-е годы прошлого века, больше не ставится во главу угла. Эти глобальные социальные изменения показывают, как меняющиеся культурные нормы влияют на то, что мы ценили и находили привлекательным». А что еще влияет на наш выбор?

Присутствие человека в нашей жизни

Чем больше времени люди проводят вместе, тем больше вероятность, что они понравятся друг другу. И хотя всем нам известны примеры, когда вынужденное близкое общение порождает ссоры и взаимное неприятие, это скорее исключение, подтверждающее правило. Именно возможность постоянно видеть друг друга - одна из причин возникновения романов, к примеру, на работе. Постоянный контакт в течение дня способен привести нас сначала к дружбе, а затем и к более глубокому чувству.

Привлекательная внешность

У каждого из нас свое представление о привлекательности. На него, безусловно, влияют стандарты красоты, характерные для времени и общества, в котором мы живем, но выбор во многом определяется и нашим бессознательным. Именно оно «считывает» тот или иной образ как наиболее привлекательный и близкий. Если внешность партнера нас устраивает, мы настраиваемся на то, чтобы познакомиться с ним поближе, изучить его и таким образом завершить портрет 1 .

Внимательность и доброта

Исследования показывают, что наличие социальной компетентности, то есть образованности и умения общаться, внимательно слушая собеседника и проявляя к нему интерес, а также человеческая теплота особенно ценится при выборе партнера 2 . «Добрые и расположенные к нам люди априори воспринимаются как более привлекательные и выигрывают в «марафоне выбора», - говорит Ноэм Спенсер.

Личные совпадения

Нас привлекают те, с кем у нас оказывается много общего. Это означает, что высокообразованные тянутся к тем, кто также ценит новые знания, ярким экстравертам вряд ли будут близки склонные к уединению интроверты, а сторонники ультралевых взглядов скорее найдут понимание у своих единомышленников. Почти по каждому из параметров: личные качества, убеждения, накопленный опыт, социальная среда - мы выбираем наиболее совпадающего с нами представителя противоположного пола. С одной стороны, нам действительно проще общаться и доверять тем, кто говорит на одном с нами языке, разделяя наши взгляды и интересы. «С другой стороны, влюбляясь в такого человека, мы во многом осуществляем психологический перенос, - объясняет Ноэм Спенсер. - «Этот человек прекрасен, и он так похож на меня… Значит, я и сам прекрасен», - нашептывает нам наше бессознательное. А кто из нас откажется быть лучшим?»

Друзья - важная составляющая окружения человека. Недаром известная пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе кто ты». По этой причине к выбору друзей и подруг нужно подходить очень взвешенно. А вы задумывались над тем, каких людей вы выбираете в свое самое близкое окружение?

Рассмотрим 10 типов людей, которые обязательно должны быть среди ваших друзей:

1. Друзья-оптимисты

Старайтесь общаться с людьми оптимистически настроенными. Такие люди никогда не унывают и надолго не расстраиваются. Кроме того, благоприятные события сами притягиваются к оптимистам . По этому друг-оптимист сделает вашу жизнь намного радужнее. Рядом с таким человеком вы никогда не будете унывать, так как он обязательно откроет для вас много положительных моментов в вашей жизни.

2. Умный человек - «ходячая энциклопедия»

Общение с умными людьми очень интересно и полезно. Во-первых, всегда найдется, что почерпнуть для себя из беседы с таким человеком. Во-вторых, умные люди способны давать дельные советы по жизни. А глупые друзья годятся только для повышения собственной самооценки. Кроме того, «чем глупее человек, тем труднее его понять». И лучше не пытаться!

3. Целеустремленность - залог успеха

Целеустремленные люди способны заряжать своей энергетикой окружающих. Они точно знают, чего хотят, поэтому являются отличным примером. После общения с целеустремленным человеком обязательно захочется, как минимум наметить планы на будущее, а как максимум - свернуть горы!

4. Скажите «нет» транжирам!

Очень трудно спланировать свой бюджет и жить экономно, когда рядом бегает подруга-транжирка (или транжира-друг). Шопинг - это конечно очень интересное занятие, к тому же хорошо избавляющее от плохого настроения и депрессии. Однако, если его в жизни чересчур много, то вы рискуете променять на него свою основную цель в жизни . Это уж точно ни к чему хорошему не приведет!

5. Здоровье в цене

Регулярное общение людей приводит к наследованию привычек и особенностей поведения друг друга. Очень полезным наследием может для вас стать поход в спортзал, например, или запись на аквааэробику. Старайтесь общаться со «спортивными активистами». Особенно, если сами грешите вредными привычками.

6. Секреты долго не живут

Очень часто мы выбираем себе друзей не столько для развлечения и отдыха, сколько для душевных разговоров на интересующие нас темы. Очень важно, чтобы у вашего друга был, как говорится, «рот на замке». В противном случае, ваше общение будет отнюдь не легким. Вы постоянно будете контролировать, что другу рассказать, а о чем лучше умолчать. Это очень сложно. Такие друзья, скорее, на обузу похожи, чем на помощника по жизни.

7. Веселые и находчивые

Интересно, весело и свободно общаться с людьми, обладающими отличным чувством юмора. Такие люди, как правило, заводилы компании. С ними любой вечер никогда не будет томным. Как известно, «смех продлевает жизнь». Будете жить долго и весело, общаясь с юмористами. Добавьте в свою компанию таких весельчаков.

С веселыми друзьями будет интересно отдыхать дома и на сайте Megogo.net! Их веселые комментарии будут кстати!

8. Добро всегда побеждает зло

Злопамятные друзья очень напрягают и омрачают жизнь. Такие люди, как правило, вечно не довольны своей работой, соседями и т.д. Их раздражает очень многое вокруг. Возможно, и вы в том числе. Учтите, что скептицизм и злоба заразны. Старайтесь поменьше общаться с такими людьми.

9. Сплетни — опиум угнетенных

Сплетники - хранители огромного числа ненужной информации. При каждой встрече они непременно будут пытаться успеть рассказать вам как можно больше. Кроме того, у таких людей и на вас может кое-чего найтись. Это обязательно пригодится сплетникам при встрече с другим собеседником. В наше время итак слишком много информации «просачивается» в наши головы с разных источников. Поэтому ограничьте ваше общение с друзьями-сплетниками , засоряющими ваш разум.

10. Материалистов в меру

Очень интересны люди с ярко выраженной духовной составляющей жизни . Они способны к философствованиям, рассуждениям на различные темы бытия. Ведь человек - это существо не только материальное, но и духовное . На самом деле люди, интересы которых ограничиваются, к примеру, новым платьем или новым комплиментом от соседа, не примечательны вовсе. Их называют «поверхностные». Люди же, мыслящие глубоко, непременно помогут вам в процессе самопознания и вашего личностного роста .

Из личного опыта собирала Екатерина СУХАНОВА



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: