Офисный дресс-код для женщины. Требования к внешнему виду человека

Долгое время в нашей стране считалось неприличным часто менять работу. На человека, который искал новое место приложения своих профессиональных сил, смотрели недоверчиво, подозрительно, с осуждением. На наших глазах, с утверждением рыночных отношений в обществе, стало считаться нормальным и даже необходимым постоянно искать и менять работу. Теперь уже с удивлением смотрят на тех, кто долгое время трудится в одной организации. Таким образом, современный деловой человек поставлен перед необходимостью часто ходить на различные собеседования, отборочные процедуры и тестирования. Деятельность по поиску работы, безусловно, является стрессовой. Приходится беседовать с разными людьми - интервьюерами из службы персонала, организационными психологами, сотрудниками службы безопасности, будущим руководителем и проч. Во всех этих ситуациях соискатель предъявляет себя работодателю, продает свое время и мозги, рассчитывая получить взамен материальную компенсацию. Такая ситуация является продажей. На собеседовании при приеме на работу перед соискателем стоит задача выгодно "продать себя" : показать свои лучшие профессиональные и человеческие стороны, предъявить себя таким образом, чтобы произвести наилучшее впечатление, запомниться и стимулировать работодателя предложить данную должность именно этому соискателю.

Современному соискателю, кроме отличного образования, высокой квалификации, наличия достаточного опыта и профессиональных достижений, необходимо уметь достойно держать себя, соблюдать деловой этикет и выглядеть адекватно ситуации и сфере деятельности компании-работодателя.

Множество правил делового этикета связано с внешним обликом делового человека.Ситуация собеседования при устройстве на работу предъявляет определенные требования к оформлению внешности соискателя. Ему необходимо через внешность показать соответствие своей личности культуре данной компании и сфере бизнеса в целом. В то же время важно проявить индивидуальность во внешнем облике и не затеряться в общей массе других претендентов.

Уместна аналогия оформления внешности соискателя и оформления витрины магазина. Когда мы идем по улице и видим разные витрины магазинов, то каждая из них вызывает у нас определенные намерения. Когда мы видим стильно оформленную, привлекательную для нас витрину, то скорее всего, нам захочется зайти в такой магазин - нам интересно. Если, например, на той же улице нам на глаза попадется обычная витрина, такая, каких множество, возможно, мы зайдем в такой магазин, а возможно и нет. Если же мы замечаем невзрачную витрину, то шансы, что нам захочется ближе познакомиться с такой торговой точкой минимальны. Поэтому, задумываясь, как одеться на собеседование, соискателю имеет смысл уделить особое внимание созданию "правильного", то есть работающего на его цели, делового имиджа с помощью одежды. Уточню, что адекватный внешний облик в соответствии с требованиями делового этикета не поможет на собеседовании, если претенденту не хватает образования, он не может связать двух слов от волнения или ругает свою предыдущую компанию. Если же у него достаточно шансов с точки зрения профессиональных заслуг, то правильный имидж способен дать дополнительные шансы на успех при поступлении на новую работу. Как говорится, "как придешь, так и прослывешь".

Вот пример из книги Уильяма Сорлби "Ключи от власти":
"Чем выше уровень предлагаемой работы, тем более важными становятся неуловимые факторы. У меня на протяжении ряда лет были многочисленные беседы с различными руководителями о том, почему они предпочли одного кандидата на должность высокого ранга другому. Одного, как я помню, не устроила плохая осанка кандидата. Множество раз упоминалось безвольное рукопожатие. Один лидирующий кандидат на высокую должность проиграл, так как руководство не захотело видеть в качестве руководителя самого большого подразделения лысого человека. Один человек, который был кандидатом в президенты серьезной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие черные носки и во время важного собеседования продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком".

Таким образом, можно уверенно утверждать, что продуманный внешний облик претендента на собеседовании - это первый шаг к успеху. "Правильный" внешний облик подает сигналы: "Я деловой, собранный, современный деловой человек, мне можно доверять". Такой внешний облик позитивно влияет на интервьюеров, убеждает их в надежности данного соискателя, заставляет обратить на него особое внимание. Аксиома делового общения и этикета звучит так: "Сначала доверие к имиджу, затем доверие - к словам".

Другими словами задача дресс-кода при приеме на работу:
1. Создать правильное представление о личности соискателя.
2. Адаптировать образ соискателя к специфике должности, на которую он претендует.
3. Подчеркнуть профессионализм и хорошие деловые манеры
4. Обеспечить положительное восприятие сотрудниками, с которыми придется общаться, проходя процедуры отбора.

Итак, каков дресс-код в ситуации собеседования?

Дресс-код - это свод правил одежды. Это принятая манера одеваться в опредененной ситуации или в определенной социальной группе.

Как следует выглядеть соискателю, чтобы быть адекватным ситуации собеседования и в результате получить от работодателя предложение занять выбранную должность.

Деловой костюм

Бесспорно, претендент на должность в бизнес-организации произведет наилучшее впечатление, если будет придерживаться классики делового жанра - традиционного делового костюма. Примечательно, что слово "костюм" в дословном переводе с латыни означает "образ жизни". То есть наш костюм способен многое рассказать о нас - наш доход, происхождение, привычки, образование, вкус, настроение и даже состояние здоровья.

Классический костюм претерпел некоторую модификацию, обогатился новыми деталями и модными линиями, но в целом остается низменным на протяжении почти двух столетий. Разумеется, в зависимости от специфики бизнеса деловой костюм может быть более или менее строгим. Например, на собеседовании в банковской сфере абсолютно необходим подчеркнуто строгий костюм, а в сфере развлечений уместны вариации на тему делового стиля. Деловой костюм и у мужчин, и у женщин предполагает силуэт , приближенный по форме вытянутому прямоугольнику.

Черный и белый цвет подходит не всем, поэтому имеет смысл выбирать различные оттенки. Соискатель не ошибется, если предпочтет серый цвет, который символизирует стабильность, консерватизм, сдержанность. Ведь в деловой сфере приветствуются именно эти качества. Большую ошибку совершают женщины, претендующие на должность в бизнес-организации, и подчеркивающие женственность в одежде и манерах. Напомню, что в деловой сфере имеют значение сначала статус, затем возраст, и на третьем месте пол. Специалисты в области психологии одежды исследовали, как влияет одежда делового стиля на восприятие качеств женщины. Оказалось, что женщине, одетой в деловом стиле автоматически приписываются такие качества как: серьезность, уверенность, критичность, ум, такт, трудолюбие, организованность, энергичность и работоспособность. Женщинам, предпочитающим романтичный, фантазийный, фольклорный, спортивный и другие стили, приписываются иные качества.

Если претендент хочет добавить в свой образ энергичность, то поможет использование контрастов в одежде. Оптимальный основной тон для делового костюма - серый, серая гамма, серо-синий, серо-коричневый, серо-кофейный серо-бордовый, серо-оливковый, серо-бежевый, серо-зеленый. В деловом стиле так же уместны все цвета экологии - цвет воды, песка, камня, глины, бежевая гамма цветов. Из цветных оттенков позволительны в небольшом объеме красный, фиолетовый, изумрудный, персиковый, розовый, бордовый. В деловом стиле имеет значение фактура ткани - качество поверхности материалов. В деловом имидже актуальны матовые ткани - шерсть, кашемир, матовый шелк, хлопок. Нарушением делового этикета во внешности у женщин будет сочетание блестящей блузки и матового шерстяного пиджака и юбки или у мужчин сочетание блестящего галстука и матового кашемирового костюма.

Важно учесть, что деловой стиль предполагает подбор пиджака и юбки у женщин или пиджака и брюк у мужчин одного цвета. То есть по правилам этикета нельзя надеть светлый пиджак и темные брюки (юбку).

Деловому мужчине стоит учесть правило: рубашка должна быть всегда светлее костюма, а галстук темнее рубашки.

Галстук в костюме делового мужчины является показателем вкуса и статуса. Если мужчина не полагается на свой вкус в выборе рисунка, то однотонный галстук вполне уместен в традиционном деловом стиле. Как нельзя лучше подойдет для ситуации собеседования галстук с четкими диагональными полосами. Популярен галстук в горошек. Горошек подбирается под цвет рубашки. Чем меньше горошек, тем утонченнее внешний вид. "Консервативные" галстуки - с окружностями, ромбами, треугольниками подчеркивают авторитет их обладателя. Галстуки с абстрактным рисунком воспринимаются игриво и не подходят для такого важного мероприятия, как собеседование.

При подборе цвета костюма имеет смысл учитывать свой цветотип - сочетание цвета кожи, глаз, волос.

Если претендентка на должность сомневается, какой костюм - с юбкой или брюками предпочесть, собираясь на собеседование, то специалисты по психологии одежды, едины во мнении: юбка повышает рейтинг восприятия деловых качеств женщины. То есть при прочих равных условиях, женщина, одетая в костюм с юбкой будет восприниматься как более профессиональная и подходящая на должность, по сравнению с женщиной в брючном костюме.

Обязательным для женщин и мужчин является правило: обувь должна совпадать по цвету с брюками, юбкой. Для женщин абсолютно необходимы туфли-лодочки на устойчивом каблуке 4 - 6 см. Пальцы обязательно должны быть закрыты. Открытая пятка допускается. Для мужчин предпочтительны ботинки со шнурками.

Носки делового мужчины однотонные, темные и являют собой переход от цвета брюк к цвету ботинок. Они должны быть достаточно длинными, без морщин, чтобы при сидении не было видно голую ногу.

Специально для женщин-соискателей напомним, что деловой стиль подразумевает выбор чулок только телесного цвета, причем в любой сезон.

Кстати, претенденту важно не пострадать от такого явления, которое характерно для жителей стран с холодным климатом, например, для большей части России. Это явление получило название "летнего дурмана ". Деловые люди, подверженные влиянию летнего дурмана, как только наступают теплые дни, забывают о деловом стиле и полагают, что солнце и жара позволяют нарушать деловой стиль. На самом деле деловой стиль не зависит от сезона - это правило бизнес-этикета: силуэт, допустимые цвета, стиль одежды в целом даже в жару должен оставаться деловым. Изменяются только ткани для костюмов на более легкие и оттенки одежды и обуви на более светлые.

Мода совокупность взглядов и вкусов, действующих в определенный период времени в определенной среде. Мода в деловой среде не есть нечто обязательное. Претендент произведет более респектабельное впечатление, если будет придерживаться классического делового стиля. Ультрамодность на собеседовании может подвести. Ведь выбирая остромодную одежду, соискатель предъявляет в первую очередь именно свою модность, а не деловые качества. В то же время важно не переусердствовать с традиционностью в одежде. Элементы современности и прогрессивности должны быть четко видны во внешнем облике. Одежда претендента не должна намекать на то, что она позаимствована из бабушкиного сундука. Жан-Жак Руссо писал: "Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы".

Стиль - это проявление индивидуальности соискателя и его приоритетов во внешности и манерах. В определении стиля важна формула цвета - оттенков, которые позволяют хорошо выглядеть. Значим так же фасон, подчеркивающий достоинства и скрывающий недостатки фигуры. Стиль складывается из продуманных аксессуаров.

Аксессуары в деловом имидже весьма сдержанны и функциональны. Именно классические украшения позволяют правильно расставить акценты в своем образе. Часы в деловом стиле - неотъемлемая часть дресс-кода. Если у претендента нет часов или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие, большие, электронные, перегруженные украшениями и проч.) - это может означать, что у него сложные отношения со временем. А ведь время - один из самых ценных ресурсов в бизнесе.

Аксессуары для женщин

Два, три кольца

Часы, серьги, обручальное кольцо, кулон или нить бус

Крупные, мелкие украшения

Украшения среднего размера

Яркие, броские украшения

Гремящие браслеты, раскачивающиеся бусы, серьги

Функциональные украшения, не отвлекающие внимания

Не сочетающиеся между собой украшения по стилю, размеру, материалу

Украшения создающие единый комплект
(например, серьги, кольцо, цепочка или серьги, кольцо, брошь)

Несколько акцентов во внешности (брошь и шейный платок одновременно)

Один акцент

Очки с затемненными стеклами

Очки со светлыми стеклами

Аксессуары для мужчин

Галстук выше или ниже пряжки ремня

Галстук до уровня пряжки ремня

Старомодный узел галстука

Современный узел

Перстни, печатки

Обручальное кольцо и часы

Негармоничные, случайно подобранные аксессуары

Сочетание зажима для галстука и часов

Ремень с броской, вычурной пряжкой

Ремень с небольшой пряжкой в классическом стиле

Женщина, собирающаяся на собеседование по поводу приема на работу, должна учесть, что умеренный макияж абсолютно необходим. Четкий акцент - на глаза или губы - позволит подчеркнуть выразительность лица и мимики. Поможет девиз: "Сосем немного и полнее достаточно!"

Прическа - это не просто то, что выросло на голове. Это профессиональная стрижка и качественная укладка, как и женщин, так и для мужчин. Кроме того, продуманная прическа является возможностью повысить собственную привлекательность. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы производят неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии восприятия и стилисты утверждают: только гладко выбритое лицо и кожа без дефектов производят наилучшее впечатление.

О запахе стоит особо. В вопросе выбора аромата принципиально важна мера. Ошибка в этом вопросе будет стоить претенденту дорого. Дело в том, что восприятие запахов - это строго индивидуальный процесс. И даже великолепный с точки зрения одного человека аромат может оттолкнуть, а то и вызвать стойкое неприятие у другого. Есть научные данные о том, что из-за отторжения на уровне запаха проигрываются многие переговоры.

Специальное внимание имеет смысл обратить на руки . Руки соискателя могут многое сказать опытному интервьюеру. И мужчинам, и женщинам важно позаботиться о маникюре. Женщинам рекомендуются пастельные оттенки лака. Яркие, приковывающие внимание ногти неприемлемы. Ободранный лак - вне этикета.

А что взять в руки, собираясь на собеседование, куда положить резюме, рекомендательные письма и дипломы? И женщинам, и мужчинам, претендующим на значительные должности в деловой сфере и приличный оклад абсолютно необходим качественный портфель . Это вторая после костюма вещь красноречиво представляющая соискателя - его положение, притязания, статус. Деловой стиль предполагает кожаный портфель без украшений, сочетающийся по цвету с костюмом и обувью. Женщины могут использовать маленькую дамскую сумку для личных вещей и деловой портфель для документов.

В оформлении внешности соискателю абсолютно необходимо подчеркнуть такой параметр как ухоженность . Неряха с сальными волосами будет отталкивающе выглядеть даже в самом дорогом костюме.
Понятие "ухоженность" означает:
1. Безупречность в каждой детали внешнего вида.
2. Опрятную одежду, аккуратную прическу, здоровые зубы, маникюр (у женщин, и у мужчин), здоровый цвет лица, кожу без дефектов, обувь в идеальном порядке, чистый портфель.
3. Гигиену тела.

Кроме учета требований бизнес-этикета претенденту важно чувствовать себя удобно и комфортно в своей одежде.

На собеседовании важно выглядеть: соответственно, профессионально, удобно, стратегически.

Претенденту, рассчитывающему запомниться на интервью и произвести наилучшее впечатление, важно сформулировать идею, к которой отсылало бы впечатление от его образа. Например, если соискатель идет устраиваться на работу в юридическую компанию, то имеет смысл выглядеть более серьезно, чем при визите на собеседовании в рекламное агентство. Имидж будущего сотрудника художественной галереи, разумеется, должен отличаться от имиджа государственного служащего.

Вот почему дресс-код не предполагает одного универсального решения. В то же время, можно перечислить некоторые признаки, характерные для эффективного имиджа в разных сферах.

  • Финансовая сфера предполагает респектабельные образы.
  • Юриспруденция рекомендует консервативный имидж.
  • Медицинское обслуживание диктует опрятную профессиональную одежду.
  • Сфера услуг требует мягкости, доброжелательности.
  • Реклама одобряет креативный акцент.
  • В сфере СМИ уместны костюмы с модными элементами, нестрогое соответствие деловому стилю.

Правильно выбрать одежду для собеседования при приеме на работу с позиций психологии делового общения и этикета означает грамотно управлять впечатлением о себе. И таким образом создать себе преимущество. Настоящий профессионал непременно использует ресурс дресс-кода. Пусть одежда помогает двигаться к достижению профессиональных целей!

"Вера Кобзева - с 1996 профессиональный бизнес-тренер управленческих и коммуникативных навыков. Изучить программы и выбрать тренинг Вы можете в разделе

Фраза о том, что встречают по одежке, давно стала банальной и неинтересной. Тем не менее, внешний вид человека всегда был и будет его визитной карточкой. Впрочем, также актуальной остается и проблема тех, кто не знает что такое деловой вид одежды. Строгий костюм не всегда приходится к месту на встречах «без галстуков», а летние сорочки будут по вкусу окружающим не на каждом деловом совещании. Какой же он, вид делового человека? Ответ на этот вопрос поможет решить множество проблем.

Деловой внешний вид – что он собой представляет?

Прежде всего, деловых людей, с которыми хотят взаимодействовать окружающие, отличают от остальных такие черты характера как аккуратность, организованность, целеустремленность и умение ценить свое и чужое время. Причем проявление внутреннего стержня, всегда отражается в одежде. Опрятность и аккуратность – именно такой внешний вид делового человека является залогом хорошего впечатления. В то же время неопрятная, мятая, а то и вовсе грязная одежда сразу ассоциируется с забывчивостью, лишней суетой и ненадежностью. Чтобы не стать объектом из второй категории, стоит запомнить, какие виды делового стиля существуют на сегодняшний день.

Вне зависимости от половой принадлежности нюансы, которые касаются деловой одежды, едины для всех. Каждая компания или фирма диктует свои правила дресс-кода в рабочее время. Однако в природе существует всего два типа:

  1. Консервативный дресс-код. Этот стиль характеризуется единством правил для всех сотрудников компании и не приемлет исключений. Костюмы, блузки, носки и даже пуговицы должны строго соответствовать допустимым цветам. Этот стиль обязателен для тех, кто проводит переговоры вне офиса, а расцветка в большинстве случаев является корпоративной.
  2. Контактный дресс-код. Такой стиль больше подходит для встреч с коллегами в нерабочее время. Например, на торжественных вечерах и прочих не формальных мероприятиях. Главный принцип – соблюдение рамок приличия и элегантности. Строгие костюмы и рубашки можно заменить на свободные брюки с блузками без пиджака. Женщинам можно сделать более яркий макияж и добавить к своему образу различные аксессуары.

В деловой среде стоит придерживаться правил консервативного дресс-кода. Для представителей разных полов требования естественно будут разными.

Как должен выглядеть деловой мужчина?

Самым приемлемым атрибутом одежды современного бизнесмена является костюм. Эта классическая форма одежды всегда будет актуальной. Однако, есть и такие мелкие детали мужского гардероба как жилет, ремень и носки. Как правильно их сочетать, чтобы создать образ делового человека:

  • длина брюк должна быть такой, чтобы слегка спускаться на обувь спереди и доходить до начала каблука туфель сзади;
  • наиболее предпочтительный вид пиджака – «английский», т.е. классический. Он имеет две шлицы сзади и придает элегантности в любой позе, независимо стоит мужчина или сидит;
  • если мужчина надевает жилет, то стоит помнить, что он не может быть слишком коротким. Рубашка и ремень не должны быть видны;
  • нейлоновые и трикотажные рубашки в деловом гардеробе крайне не рекомендуются. Также нельзя под пиджак надевать рубашку с коротким рукавом;
  • воротник рубашки должен быть на один или полтора сантиметра выше вороника пиджака;
  • ремень никак не сочетается с подтяжками. Надевать следует что-то одно;
  • носки независимо от вида костюма должны быть в тон. Белые и слишком длинные недопустимы.

Еще несколько советов для различных ситуаций: светлые костюмы лучше надевать днем, а темные вечером. На любой официальной встрече пиджак лучше носить застегнутым. Расстегивать пуговицы можно на торжественном банкете или в театре. Также в арсенале любого мужчины должно быть два носовых платка. Один – в кармане брюк, а другой – во внутреннем кармане пиджака.

Вид деловой женщины

А сейчас мы поговорим о том, как должна выглядеть деловая женщина. Представительницы прекрасной половины имеют больше выбора в фасонах и видах материала для одежды. Главное – это соответствие образа обстановке, в которой находится дама. Итак, несколько слов о том, каким должен быть вид деловой женщины:

И ещё несколько советов: роскошные платья в дневное время не надевают. Лучшей заменой будет платье-костюм. Блондинкам предпочтительнее надевать одежду синего цвета, а брюнеткам – желтого. Для тех, у кого розовый оттенок кожи лица больше всего подойдет белый цвет. А черный цвет способен поглощать блеск других цветов.

Что самое главное в облике деловой женщины, что является основой всего ее имиджа? Осанка. Вообще, осанка является основой облика не только деловой женщины, но и любого человека. Ведь как бы прекрасно ни была одета женщина, какой бы комплекции она ни была – худая или полная, обладай она хоть фигурой мисс Мира, если она сутулая, то никогда она не будет выглядеть уверенно в себе и красиво.

Ну конечно же, внешний облик в целом, т.е. одежда, тоже имеет огромное значение для имиджа деловой женщины. На самом деле, неаккуратная, неопрятная одежда может погубить карьеру любого человека. А для деловой женщины особенно важен внешний вид, ведь по состоянию ее костюма можно судить, насколько она собранна, инициативна, аккуратна. Ведь внешний облик является отражением внутреннего мира. И вряд ли партнеры захотят иметь какие-то общие дела с женщиной, которая не может даже следить за своей одеждой. Напрашивается естественный вопрос, а что же тогда твориться с ее бизнесом? На вооружении любой деловой женщины всегда должен быть эффектный «первый выход», когда очень важно произвести правильное, ПЕРВОЕ впечатление. А как бы горько не было это сознавать, от первого произведенного впечатления зависят ваши отношения в дальнейшем.

Не меньшее значение имеет и обувь деловой женщины. Дорогие стильные туфли или изящные сапожки на не слишком высоком каблуке выдадут в вас целеустремленного и хваткого человека. Кроме того, обувь всегда должна быть чистой. Ваш костюм может быть простым, но если у вас на ногах будут красоваться начищенные до зеркального блеска туфли в тон вашей сумке, то вы произведете правильное впечатление.

Конечно, у деловой женщины не так уж много времени на посещение различных бутиков, торговых центров и магазинов, чтобы купить себе правильную одежду и обувь. Но теперь на помощь всегда придет интернет. Какая обувь по праву считается лучшей? Конечно же итальянская. Итальянская обувь в интернет магазинах представлена в широком ассортименте. Вам не придется тратить несколько часов на выбор пары туфель или сапог, выискивая подходящую вам обувь в бутиках и магазинах города. На то, чтобы купить обувь в интернет магазине достаточно несколько минут. Кроме того, для своей новой обуви вы там сможете подобрать и аксессуары – сумочки, ремни, перчатки.

Ну а теперь можно поговорить и о прическе . Ухоженные волосы – вот что отличает успешную женщину от всех прочих. Уход за волосами требует времени, но это время стоит потратить. Красивые, здоровые и блестящие волосы вызовут зависть у кого угодно. И пусть сегодня вас, например, обрызгал проезжающий автомобиль, или вы попали под дождь (а значит, об аккуратности костюма можно забыть), но стильная прическа всегда выдаст в вас настоящую хваткую женщину. Правда, длинные волосы для деловой женщины – это практически непозволительная роскошь, но если вы хотите производить неизгладимое впечатление, то стоит потратить время на уход за ними.

Ну и последний штрих – это макияж . Макияж деловой женщины не должен быть броским и ярким. Здесь важно как можно более естественные краски, которые призваны лишь подчеркивать вашу естественную красоту и скрывать недостатки. А раскрашенная, как индеец на тропе войны, деловая женщина вызывает лишь жалость.

Умение одеваться — это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. Для деловой женщины это умение наиболее важно, ведь от того, какое впечатление производит деловая женщина, в немалой степени зависит отношение посетителей, клиентов, сотрудников и партнеров к ней самой и к учреждению в целом.

Выбор дневной деловой одежды зависит напрямую от того, где работает деловая женщина. Ряд профессий требует униформы — женщины, служащие в армии или милиции, медицинские работники, стюардессы носят строго определенную форму, и для них вопрос дневной одежды не стоит. Женщинам, работающим «на виду», — преподавателям вузов, журналисткам, сотрудницам государственных учреждений и офисов — вопрос «что надеть» приходится решать каждый день.

В современном деловом мире женщина играет все более значительную роль. Всё больше женщин проникает в деловые круги, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам.

Женская деловая одежда является одним из важнейших аспектов современного делового этикета.

Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков в деловой одежде, а также резких, контрастных сочетаний. Умеренность нельзя нарушать в расцветках женского делового костюма.

Более подробно эту тему я бы хотела рассмотреть на примере управляющей и администратора ООО «Лика»:

1. Основные требования к внешнему облику деловой женщины.

Главное требование к внешнему облику деловой женщины — это элегантная одежда, привлекательная прическа, сдержанный макияж и впечатляющие аксессуары.

На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза так называемая экстрамодная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Также неуважением к коллегам и посетителям была бы небрежность в одежде, неряшливость, провокация.

Управляющая ООО «Лика» наоборот соответствует всем требованиям внешнего облика деловой женщины.

Можно предположить, что у деловой женщины намечается неожиданный бизнес — ланч с партнерами, а она — в джинсах. Скорее всего, она была бы более увереннее в себе, если бы ее одежда была пригодна для подобных неожиданностей. Костюм, юбка, блузка. Только хорошо одетая женщина чувствует себя уверенно и комфортно. Одежда не обязательно должна быть дорогой, но, безусловно, опрятной, солидной и хорошо сшитой.

В настоящее время в связи с демократизацией служебного этикета цветовая гамма одежды деловых женщин значительно расширяется (это уже не только синий, черный, серый), разрешаются практически все цвета, за исключением кричащих, или, как говорит молодежь, «кислотных» цветов.

В одежде делового стиля отдается предпочтение не только гладкокрашеным тканям, но и различным вариантам полосок и клеток в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, растительные или абстрактные рисунки.

Существует ряд ошибок, которые женщины допускают в одежде, предназначенной для работы:

· позволяют индустрии моды целиком определять выбор своего костюма;

· склонны преувеличивать значение собственной привлекательности (носят открытые и обтягивающие вещи);

· допускают чрезмерную парадность в обыденной обстановке;

· надевают одежду из прозрачных тканей;

· злоупотребляют атрибутами мужской одежды (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука, мужская стрижка)

· чрезмерно верны указаниям сезонной моды (летом позволяют себе носить топики, бриджи, босоножки на босу ногу).

Также необходимо помнить, что деловой этикет не рекомендует приходить на работу в одном и том же костюме два дня подряд. Пожалуй это позволяет себе администратор ООО «Лика».

2. Деловой костюм.

У управляющей ООО «Лика» классический английский костюм положен в основу делового. Это — приталенный пиджак и прямая юбка чуть ниже колена.

По требованиям исключаются: мини-юбки, юбки с разрезами сбоку или спереди, юбка — макси. А администратор позволяет себе надевать юбку с разрезом сбоку.

Следует носить только то, что лично идет женщине, но сообразуясь с принципами формирования делового костюма.

Приемлемая длина юбки — чуть выше колена. Если женщина не хочет что-либо подчеркивать, то она может надеть несколько удлиненную юбку, брючный костюм (если последнее не противоречит корпоративным правилам). Это может быть и деловое спокойного тона платье. Оно уместно практически во всех ситуациях.

Костюм нейтрального делового стиля из высококачественной ткани долен быть в гардеробе каждой женщины. Зимой цвета костюма выбирают: темные: черный, серый, синий, вишневый, бордо. Весной и летом — светлые: цвет слоновой кости, серый беж, серовато-бежевый и т.д. Нужно иметь в виду: чем костюм светлее, тем он должен быть качественнее; яркий костюм красного цвета скажет окружающим об уверенности; костюм фиолетового цвета придает таинственность. Ткань должна быть хорошего качества, мягкой, с матовой поверхностью, прочная, костюм должен выдерживать частые чистки и прекрасно при этом выглядеть. Меняя блузки, туфли, аксессуары, можно существенно изменить восприятие одного и того же костюма. Блузки нужно подбирать разные по стилю и цветовой гамме, тогда есть возможность создавать множество комбинаций. Для работы «на виду» блузки из дешевой ткани непригодны.

Известно, что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджака, чаще предназначается для мероприятий первой половины дня. Брюки и пиджак хороши вечером. Кстати, я часто замечала, что управляющая ООО «Лика» в вечернее время работы одета в брюки.

Исключаются их делового гардероба трикотажные облегающие изделия, изделия из ткани с блеском, из прозрачных материалов. Не допускаются никакие оголения: декольте, мини — юбка, смелый вырез, разрез на юбке, оголенный плечи, живот.

Частой ошибкой является то, что администратор ООО «Лика» одевала летом одежду (блузку, топ, платье) вовсе без рукавов. Рукава должны прикрывать плечи всегда! При этом рукава не должны быть фонариком или слишком короткими.

Если женщина выбрала юбку или платье, то непременным правилом делового этикета является наличие колгот (5-12 DEN) телесного цвета в любую погоду. Грубейшей и частой ошибкой является летом их отсутствие.

Туфли могут быть классических цветов, т.е. черного или темно-коричневого, но если костюм светлый, то можно надеть светлую (не белую) обувь, гармонирующую с цветом костюма и такого же цвета и фактуры, как и сумочка. В последние несколько лет любимой обувью наших женщин и девушек являются сабо. Но вот только сабо совсем не сочетаются с деловым костюмом. Ведь по большому счету — это шлепанцы, хоть и на каблуках, а можно ли надевать шлепанцы с деловым костюмом?! По правилам этикета допускаются летние туфли с открытой пяткой, но не с открытыми пальцами, каким бы безупречным не был педикюр. Не стоит увлекаться обувью с вычурными, блестящими украшениями. Такая обувь редко подходит к деловому костюму. Для работы лучше использовать туфли на среднем каблуке (около 5 см).

Исключается джинсовая и кожаная одежда. Первая считается скорее рабочей (для рабочих и студентов), вторая — слишком провоцирующая.

Для деловой одежды не используют некоторые виды тканей, например бархат, тафту, шифон, кружево, блестящие ткани — атлас, парчу, и не украшают блестящими броскими вышивками бисером или искусственным жемчугом. Деловая одежда должна быть удобной и функциональной. Комфортная одежда позволяет не думать о ней, а значит, чувствовать себя уверенно.

Основной вид повседневной деловой одежды женщины – костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской юбкой – также на подкладке. Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине. Костюм может быть из гладкокрашеной ткани, в полоску (неяркую и неширокую), из ткани с фактурным рисунком. Женский деловой костюм может быть и классической тройкой, но не обязательно; кроме того, он может быть как однобортным, так и двубортным. Женщина может быть одета в платье-костюм, а не в пиджак и юбку. И костюм, и платье-костюм могут быть дополнены блузкой, если блузки нет, фасон костюма – обязательно с высокой застёжкой.

Блузка к женскому костюму рекомендуется светлая, по цвету гармонирующая с костюмом. Допустима для блузки ткань в полоску (тогда костюм должен быть из гладкокрашеной ткани), горошек, клетку. Требования при этом — рисунок на ткани должен быть мягким, неярким. Фасон блузки лучше всего выбрать классический – с английским воротником, сорочечным или воротником-стойкой, заканчивающейся небольшим бантом.

Длина пиджака или жакета женского делового костюма должна быть в разумных пределах.

Кроме строгого делового костюма деловая женщина может позволить себе и другие фасоны – в соответствии с модой, но эти фасоны тоже не должны выходить за рамки официальности.

Отдельно следует сказать о чёрном цвете для делового костюма женщины. Чёрный цвет для женских деловых повседневных костюмов был вполне приемлемым буквально до последнего времени. Сейчас можно наблюдать, как чёрный деловой женский костюм тоже постепенно вытесняется из числа вполне допустимых как деловая одежда на каждый день, оставаясь только одеждой для вечера, с той лишь разницей, что современная деловая женщина оденет чёрный костюм на деловую конференцию, на совещание, где она собирается выступить с важным предложением, на заседание совета директоров или учёного совета, на защиту диссертации и на другие аналогичные мероприятия, которые хотя и проходят днём, но носят более торжественный характер, чем обычная трудовая деятельность.

Костюм дополняется обувью, соответствующей моде. Поэтому самая рекомендуемая обувь для деловой женщины – классическая «лодочка» чёрного цвета, высота каблука – по желанию носительницы.

Обувь деловой женщины – из кожи, но не из кожи крокодила, змеи и не из замши или велюра.

Чулки (колготы) – только телесного цвета. Никакого рисунка на чулках — никаких розочек, горошинок, полосок, тем более недопустим рисунок «сеточка». Чулки (колготы) носятся всегда – независимо от времени года. Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются.

В фасоне женского делового костюма, блузки, в фасоне обуви не рекомендуется использование элементов спортивной, военной и прочей одежды – погончики, хлястики, накладные карманы и т.п.

Исключаются в женской деловой одежде предметы из трикотажа: жилеты, джемперы, шарфы. Администратор ООО «Лика» часто появляется на работе в жилете.

Что касается деловых приёмов, то на дневные приёмы деловая женщина явится в обычном повседневном костюме, на приёмах типа «коктейль», «бокал шампанского» допускается использование более нарядных костюмов, более дорогие и яркие украшения. Что касается вечерних приёмов, надо руководствоваться тем, что указано в приглашении на банкет и другие виды вечерних приёмов; если есть упоминание о вечернем платье – следует выполнить это указание. В подобных случаях деловой женщине лучше всего остановиться опять же на классическом из «парадных» тканей – атласа, кружева на чехле, шёлкового бархата, парчи; весьма уместна ткань с добавлением блестящей нити, которая даёт эффект мерцания, поддерживающий общую праздничную направленность костюма. Строгость классического фасона костюма покажет, что носительница его помнит, что она находится на деловом приёме, а мерцание и свечение нестандартной ткани, из которой костюм изготовлен, укажет на то, что обладательница полна должного уважения к празднованию фирмой знаменательного события.

3. Деловая прическа и украшения.

Для работы в офисе подходя недлинные стрижки (но и не вызывающе короткие), каре. Если волосы немного длиннее плеч, то их лучше собирать, используя для этого шпильки и хорошие дорогие заколки.

Главное, что прическа у управляющей строгая и элегантная. Не приветствуются длинные распущенные волосы. Важна «ширина» прически. Если у женщины огромная копна волос, их также нужно аккуратно укладывать.

Не стоит проводить эксперименты с покраской волос — ярко окрашенные волосы снижают авторитет деловой женщины. У администратора волосы выкрашены в черный цвет.

В наших офисах принято носить в ушах небольшие сережки, пуссеты или клипсы.

Если в Европе существует правило: «до 6 часов вечера — бижутерия», то у нас вполне допустимо натуральное золото и камни, но ношение бриллиантов даже в нашем деловом этикете остается под вопросом.

Можно носить и серебряные украшения, если они подходят к костюму, однако нельзя одевать серебро и золото одновременно. На каждую руку принято надевать по одному кольцу. На шею цепочку с кулоном (или без) или скромные бусы, также сочетающиеся с костюмом.

В бизнес-этикете существует правило:»Надеть немного украшений лучше, чем перегрузиться ими».

Исключается пирсинг (несколько сережек в одном ухе), цепочка на ноге, татуировка в качестве украшения, висячие сережки, звенящие браслеты и вообще браслеты. Допустима лишь тонкая цепочка на руке.

Маникюр желателен французский, т.е. отросшая часть ногтей выбелена, а сами ногти покрыты бесцветным лаком. Допустимы неяркие цвета лака. Совершенно исключаются сизые, кроваво-красные или черные ногти.

Сумка деловой женщины, согласно каноном светского этикета, служащим основой делового, составляет элемент комплекта «сумка-туфли-перчатки», т.е. сумка из кожи (гладкой, не змеи и не крокодила), того же цвета, что и туфли, — предпочтительно чёрного. Современный деловой этикет предъявляет своеобразное требование к женской деловой сумке: сумка должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Сумку меньшего размера целесообразно заменить кейсом или папкой.

Элементы деловой экипировки – записная книжка, папка для визиток и прочие подобные мелочи – должны быть недешёвыми, отличаться вкусом, т.е. не должны содержать избыточное число «украшательских» элементов.

Головной убор – по погоде и в соответствии с модой и желанием женщины. Деловой этикет рекомендует отказаться от вычурных фасонов головных уборов – шля с большими полями, обилием украшений, яркой расцветки.

Перчатки – кожаные, возможно, в силу всё тех же особенностей климата, на утолщённой или меховой подкладке, цвет – чёрный, может быть коричневый, допустим серый. Под запретом – варежки, рукавички, вывязанные вручную.

Итак, облик управляющей ООО «Лика» в деловом мире характерен умеренностью во всём, классическими фасонами одежды и обуви, трикотажа, отсутствием ярких, привлекающих изумлённое внимание коллег и клиентов, расцветок, умеренным макияжем и разумным количеством украшений.

4. Деловой макияж и парфюмерия.

По деловому этикету слишком вызывающий макияж недопустим. Но и полное отсутствие косметики на лице тоже не желательно. Редко все-таки природа столь благосклонна, что позволяет женщинам обходиться совсем без косметики. Краски для макияжа лучше использовать близкие к натуральным. Макияж, особенно днем, не должен бросаться в глаза.

В России исторически упор делался на глаза, и глаза украшали (и украшают) тенями, подводят, красят тушью. Губам, к сожалению, у нас не всегда уделяется должное внимание. В Европе делается упор на тон лица, брови и губы. Тон лица должен быть свежим, брови — ухожены (оформлены, т.е. выщипаны, и подкрашены), губы — подкрашены, причем непременно перед этим обведены карандашом. Главное в макияже чувство меры и выбор своего стиля. Дневной макияж должен быть умеренным, особенно в жаркие летние дни — слой теней для век, тонального крема и пудры должен быть предельно тонким, а тушь влагостойкой, чтобы не появлялись под нижними веками «предательски» черные полосы. Умению накладывать макияж лучше специально научиться.

Духи принадлежат к наиболее интимному виду парфюмерии, поэтому лучше, если их выберет сама женщина. Нужно помнить, что мода на духи часто меняется, но это не значит, что нужно сразу покупать новый аромат, он может совершенно не подойти.

Важно подобрать «свой» аромат, причем не обязательно он должен быть единственным, поскольку разные запахи соответствуют разному душевному состоянию и разным туалетам, и соблюдать при применении духов простые правила: духи наносятся на кожу, а не на меха и ткани.

Золотое правило при использовании духов — умеренность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, чтобы иметь успех и профессионально выполнять свою роль, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, думаю управляющая ООО «Лика» понимает, что это достигается соответствующим поведением и внешним видом.

Многие думают, что женщине, чтобы добиться успеха на службе, нужно подражать в одежде мужчин. Это неверно. Мужская и женская одежда не могут не отличаться. Как только женщина попытается уподобиться мужчине, она тут же проиграет.

Партнер по общению должен видеть в вас одновременно и делового человека, и женщину. Мужчины ценят в женщине кроме деловых качеств внешнюю привлекательность и женственность. Поэтому производить впечатление «серой мышки» не стоит. Однако не должна возобладать и противоположная тенденция — превалирование женственности над деловитостью.

Необходимо запомнить одно правило: необходимо одеваться для работы, которую хотите получить, а не для работы, которая есть.

Если женщина хочет оставаться всю жизнь на вторых ролях, то она может носить на работу джинсы, трикотажные кофточки, мини-юбки и т.п. неделовую одежду.

Манера одеваться также зависит от должности и функций, которые выполняет деловая женщина, то есть администраторы и управляющие должны выглядеть по-разному.

Сегодня каждый уважающий себя человек стремится подчеркнуть и отразить свою оригинальность. При этом, проводя большую часть времени на работе, приходится решать еще одну проблему - соблюдение дресс-кода. Не имеет значения - введен ли он официально или представляет собой набор негласных правил, этикет одежды еще никто не отменял.

Мужчинам на работу не принято ходить в шортах, рубашках с коротким рукавом или, более того, футболках. Все это считается признаком дурного тона и проявлением неуважения к коллегам, руководителю и деловым партнерам. Рабочая рубашка обязательно должна быть с длинным рукавом, если в офисе слишком жарко, этикетом допускается засучить рукава, рубашки с коротким рукавом не воспринимаются как показатель благополучия и успеха.

Еще одна деталь делового костюма - галстук, который должен соотноситься с костюмом: к легким тканям подбираются тонкие галстуки, к тяжелым - из более плотных материалов. Яркость галстука тоже должна компенсироваться строгостью костюма. Идеальная длина галстука - до середины ремня, более длинные или более короткие галстуки выглядят непрезентабельно или даже комично. Еще один предмет одежды, регламентируемый деловым этикетом - носки, которые выбираются в тон к обуви или костюму.

С женской деловой одеждой все еще сложнее. С одной стороны, женщинам необходимо оставаться представительницами прекрасного пола даже на работе, с другой - придерживаться строгих норм. Так, в деловой одежде, согласно этикету, лучше отказаться от приталенных или обтягивающих силуэт вещей - даже, если это не запрещено дресс-кодом компании, этикетные нормы не предписывают бизнес-леди подобные вольности в гардеробе. Еще одно табу - короткие юбки и мини-юбки. Оптимальная длина - до колен, при этом она уже считается короткой. Так же женщинам приходится отказываться от футболок, джинсов, кроссовок, ярких и прозрачных блуз, коротких платьев и шорт. Все вышеперечисленные вещи могут быть сколько угодно красивыми, практичными и удобными, однако они несовместимы с деловым этикетом, их ношение может стоить женщине деловой репутации. Не меньшей оплошностью будет появление в офисе без колготок даже в летнее время - голые ноги недопустимы. Согласно этикету деловым женщинам не предписываются яркий макияж и распущенные волосы, идеальным вариантом считается немного туши, неяркая помада и уложенные ракушкой локоны.

В условиях высокой конкуренции на рынке товаров и услуг хорошо подготовленный персонал - это половина успеха. Именно по этой причине подготовке кадров для своего магазина и их презентабельному внешнему виду уделяется такое огромное внимание.

Сам внешний вид продавца характеризует его профессиональные качества. Если он чист и опрятен, улыбается клиентам, справляться с продажами он будет, наверняка, легко. Каждый работодатель предъявляет определенные требования к внешнему виду продавца. Как правило, для каждой торговой сети выбирается какая-то униформа, чтобы многочисленные покупатели могли легко ориентироваться и знать, к кому обратиться за помощью в отделе. Поэтому требования к внешнему виду продавца в уставе организации определены не случайно. Хорошо выглядеть на рабочем месте тоже нужно уметь, аккуратно собранные волосы и чистые ногти - главные составляющие, украшающие внешний вид продавца. Продукты питания требуют особого гигиенического подхода к реализации. А если человек работает в отделе готовой пищи, к его облику вообще не должно быть никаких претензий.

Опрятным должен быть внешний вид продавца и других групп товаров. Детские отделы, парфюмерия и косметика, бижутерия, одежда и обувь - все продаваемые в этих отделах товары соприкасаются с кожей. Поэтому гигиеническая чистота, определяющая внешний вид продавца, является обязательным условием осуществления продаж.

Для нанимателя при первой встрече внешний вид продавца, претендующего на вакантное место, является определяющим в принятии решения о найме. Внешний облик - визитная карточка человека, во многом характеризующая его будущую профессиональную пригодность. От чистого и опрятно одетого кандидата можно ожидать такой же чистоты в отделе, в котором он будет работать.

Чтобы избавить свой магазин от пестроты, и обозначить людей, к которым нужно обращаться для совершения покупки, в большинстве торговых точек вводится униформа продавцов. Как правило, это майка соответствующего логотипу компании цвета, и комбинезон или брюки. Любая спецодежда, во-первых, избавляет персонал от ежедневной проблемы выбора (что надеть, особенно женщинам), во-вторых, подчеркивает причастность человека к данному месту работы. В продовольственных отделах (мясных, полуфабрикатных, кулинарных и т.д.) для работы необходимы фартуки. Они быстро пачкаются, особенно при работе со свежими, не замороженными мясными продуктами, поэтому каждому работнику на рабочий день их нужно несколько. Ведь продавец - лицо торговой организации.

Подведя итоги, можно выделить список стандартов внешнего вида сотрудников магазина:

  • 1. Общие требования к внешнему виду сотрудников предприятия:
    • · Форменный дресс-код (требование в обязательном порядке носить форменную одежду);
    • · Аккуратно уложенные подобранные волосы;
    • · Легкий не броский макияж;
    • · Гладковыбритое лицо (для мужчин);
    • · Ухоженные чистые руки с аккуратным маникюром, неяркий лак для ногтей, длина ногтей не более 3 мм;
    • · Отсутствие пирсинга на видимых частях тела (бровь, язык, нос, шея);
    • · Отсутствие резкого запаха духов (туалетной воды, одеколона);
    • · Закрытая удобная обувь, каблук не более 5 см (обувь, очищенная от грязи и покрытая защитным кремом для обуви;
    • · Чистая, наглаженная одежда, в ансамбле не более трех цветов и двух типов рисунков;
    • · Допустимо дополнение одежды различными неброскими аксессуарами и украшениями;
    • · Обязательное наличие бейджа с Ф. И.О. и занимаемой должностью сотрудника.
  • 2. Нарушение стандартов внешнего вида сотрудников магазина:
    • · Спортивная одежда, майка шорты;
    • · Спортивная и пляжная обувь, сандалии;
    • · Яркий вечерний макияж;
    • · Длинные ногти с ярким броским лаком и рисунком;
    • · Прозрачная или открытая одежда (блузки и платья на бретельках, без рукавов, топы, глубоко декольтированная одежда, короткие юбки и платья, длиной выше 5 см. от середины колена, юбки и платья с высокими разрезами).
  • 3. Форменная одежда управляющего магазином и заместителя управляющего магазином, бухгалтера:
    • · Рубашка на выпуск, белого цвета со вставками синего, чуть удлиненный вариант (ниже бедер), с двумя карманами, с вышитым логотипом с левой стороны (летняя рубашка с коротким рукавом, желательно из натуральной ткани, и зимняя рубашка с длинным рукавом);
    • · Брюки или юбка не яркого цвета, допускается строгое закрытое платье;
  • 4. Требования к внешнему виду - Форменная одежда продавца-кассира:
    • · Рубашка на выпуск, синего цвета, с двумя карманами, с вышитым логотипом с левой стороны (летняя рубашка с коротким рукавом, желательно из натуральной ткани и зимняя рубашка с длинным рукавом);
    • · Жилетка синего цвета, с логотипом;
    • · Брюки не яркого цвета;
    • · Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).
  • 5. Форменная одежда младшего приемщика товара и требования к внешнему виду:
    • · Рубашка-куртка, синего цвета, с карманами, из плотной ткани;
    • · Жилетка черная;
    • · Темные брюки (или комбинезон из плотной ткани);
    • · Закрытая удобная обувь без каблука;
    • · Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).
  • 6. Требования к внешнему виду и одежде уборщицы:
    • · Рубашка на выпуск, синего цвета, с двумя карманами;
    • · Жилетка черного цвета;
    • · Темные брюки;
    • · Закрытая удобная обувь;
    • · Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).
  • 7. Одежда сотрудников охраны магазина:
    • · Рубашка черного цвета, с карманом, с длинным рукавом, с вышивкой «Охрана» (летний вариант - рубашка с коротким рукавом или строгая футболка черного цвета);
    • · Черные брюки;
    • · Бейдж располагающийся с правой стороны, на рубашке (удобнее на рубашку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

Текст: Алёна Белая

В современном институте селебрити модели занимают верхние строчки, олицетворяя образ роскошной и легкой жизни: кажется, достаточно родиться красивой и попасть в нужное место - и вот уже на твой счет начинают литься шестизначные суммы, а ты только ходи по подиуму в дорогой одежде и фотографируйся. Во-первых, это не так (см. «пищевые расстройства», «страшная конкуренция», «изматывающие недели моды», «нищета»), во-вторых, положение моделей в иерархии модной индустрии не всегда было безупречным. В начале XX века девушек, демонстрировавших модные коллекции, приравнивали к маргинальному классу: эта профессия считалась неподобающей для «приличных» женщин, поэтому в манекенщицы шли девушки из бедных неблагополучных семей. Их называли «манекен» («моделью» были выставочные образцы коллекции), что очевидно дегуманизировало женщину и сводило ее восприятие и роль к подставке для одежды. Именно эта коннотация «пустая кукла с идеальными пропорциями лица и тела» сохранится в индустрии вплоть до 1970-х, а в обществе - гораздо дольше: именно отсюда берется привычка пренебрежительно называть моделей «вешалками».

Первым дизайнером, решившим использовать вместо статичных презентаций подиумные показы, считается лондонский модельер Люси Дафф Гордон. Она сама воспитывала манекенщиц для своего модного дома, давая им сценические псевдонимы, что тоже навевало ассоциации со жрицами любви. К 1910 году почти все парижские кутюрье держали в штате собственных манекенщиц, причем двух категорий: одни демонстрировали коллекции на показе, другие - частным клиентам в ателье. На этом их различия заканчивались. У всех были правильные черты лица и гармоничное телосложение, проще говоря, они были красотками по меркам времени - в манекенщицы нередко шли девушки, мечтавшие о карьере актрис, но отсеянные Голливудом.

Такого понятия, как жесткие модельные параметры, выраженные в сантиметрах, не существовало вовсе. Напротив, дизайнеры использовали манекенщиц разной комплекции, чтобы показать вариативность своих моделей. В то время манекенщицы не служили олицетворением недостижимого идеала красоты - наоборот, они должны были имитировать пропорции среднестатистических клиенток кутюра, будь то парижские аристократки или жены американских нуворишей. Некоторые кутюрье, включая Жана Пату, даже выписывали манекенщиц из Америки, так как считалось, что француженки с их типом фигуры не смогут «продать» наряды американским клиенткам.

20-е

В 1920-е на смену концепции одежды, призванной скульптурировать тело и подчеркивать его изгибы, загоняя женщину в жесткие оковы корсета, приходит идея освобождения и расслабленности. Благодаря массовому увлечению спортом в моду входит стройная подтянутая фигура, а прямой силуэт платьев намекает на то, что красивая женщина - женщина без округлостей. Более того, Мадлен Вионне в этом время говорит, что новый корсет для женщины - ее собственное тело. Модельеры понимают, что новые фасоны платьев лучше всего смотрятся на совсем молоденьких, не всегда сформировавшихся девушках, и так профессия манекенщиц заметно молодеет. Впрочем, женственность была важна. Во второй половине 20-х лицами эмансипированного поколения становятся девушки с решительной внешностью Марион Морхаус и Ли Миллер - будущая муза Мана Рэя и военный спецкор. Они отличались от популярного в 20-е типажа легкомысленной и раскрепощенной flapper girl своей благородно-зрелой внешностью и манерами.

30-е

Золотую эру Голливуда 1930-х мы знаем как эпоху, породившую концепцию гламура с культом женщин, роскошных от белоснежного мехового манто до кончиков ногтей. Голливуд предложил новый, очень живучий идеал красоты - недосягаемых див, будто бы без изменений сходящих с экрана в реальность и обратно. В это время в моду входит классическая красота, подчеркнутая драматическим макияжем: высокие скулы, изогнутые выразительной дугой брови и глубоко посаженные глаза. Впрочем, для моделей это десятилетие было не самым доходным временем - для съемок в журналах им всё чаще предпочитали голливудских звезд. В фаворе оказались модели, которые транслировали тот самый голливудский шик: Хелен Беннетт, русская красавица Людмила Федосеева и шведка Лиза Фонсагривс, которую называют первой в истории супермоделью.

40–50-е

Мир гламура разбился о Вторую мировую, как хрустальная ваза, а на смену шелкам и бриллиантам пришли сдержанные наряды словно с плеча Ингрид Бергман из «Касабланки». Послевоенная эпоха неизбежно диктовала другой курс: модные фотографы избавляются в своих работах от голливудского апломба, а доминирующим трендом становится не роскошный, а здоровый и спортивный образ жизни. Модели всё еще воплощают элегантность и безукоризненную женственность, но выглядят куда более земными существами по сравнению с эталонами предыдущего десятилетия. Образцовыми красавицами второй половины 1940-х и воплощением идеала естественной красоты были Бетти Трет и Лиз Бенн.

Именно в это время происходит один из ключевых моментов в модельной индустрии: разделение на подиумных, то есть high fashion, и коммерческих моделей - тех, кто даже при большой востребованности и гонорарах не мог рассчитывать на обложку Vogue или Harper’s Bazaar. После 1947 года стандарты женской красоты сформируются во вполне определенный канон: высокая грудь, тончайшая талия, выдающиеся бедра. И тут, конечно, не обошлось без Кристиана Диора и его концепции New Look. Силуэт, предложенный Диором, вывел в лидеры модельной индустрии девушек с параметрами 96–63–94 см, что по нынешним меркам находится на пороге профпригодности - сегодня с такими объемами девушек ждут разве что на кастнге Victoria’s Secret. Но в 50-х модели Дориан Лей, Довима, Сьюзи Паркер, Джин Пэтчетт, Санни Харнетт стали олицетворением рафинированной женственности Диора и новыми идеалами благородной красоты.

60-е


Впрочем, эталон красоты «по Диору» закрепился ненадолго - ровно до начала нового десятилетия. Шестидесятые стали поворотной точкой, навсегда изменившей восприятие моды. Если до этого основными клиентами модных кутюрье были взрослые женщины высокого происхождения и дохода, то 1960-е с их повальным увлечением молодежными субкультурами поставили дизайнеров перед фактом: отныне музыку заказывают молодые. Все эти принципиально новые А-силуэты и экстремально короткая длина юбок вкупе с общей инфантильностью моды требовали новых лиц и тел. Ими становятся худенькие девушки с кукольными лицами: Твигги, Джин Шримптон, Пенелопа Три, Патти Бойд и Линда Кит. Их пубертатный образ и мальчишеская фигура были свежим глотком после абсолютного доминирования зрелой женской красоты в духе femme fatale. Модная индустрия 60-х провернула и еще одну небольшую революцию, отменив границу между манекенщицами и фотомоделями.

70-е

Пройдет еще десяток лет, прежде чем профессия модели станет считаться по-настоящему престижным делом. Именно 1970-м мы обязаны феноменом супермоделей, с появлением которых модная индустрия уже никогда не станет прежней. С приходом 70-х модели становятся одними из символов поп-культуры, оказавшись на одной доске почета со знаменитыми актрисами и певицами. В девушках, ставших главными лицами модной индустрии 70-х и последовавших 80-х, не было и следа тинейджерской инфантильности их предшественниц. Это были сильные, эффектные женщины с ярко выраженной сексуальностью и не менее выраженными половыми признаками. Эпоха гламура вернулась. Его посланницами стали любимица Vogue и первая модель, подписавшая контракт с косметическим гигантом Revlon, Лорен Хаттон, а также Джерри Холл, темнокожая муза Ива Сен-Лорана и будущая жена Дэвида Боуи Иман, Мариса Беренсон, внучка Эльзы Скиапарелли, которую Сен-Лоран называл «девушкой 70-х», звезда Sports Illustrated Кристи Бринкли, а также Дейл Хэддон и Дженис Дикинсон.

80-е

Десятилетие аэробики, химзавивки и лосин возглавили спортивные американки Джейн Фонда и Синди Кроуфорд. По видеоурокам Фонды (а позже и Кроуфорд) занимались все женщины планеты, и даже некоторые мужчины. Культ тела определил новые идеалы, а значит, и стандарты модельной внешности. Главным были женственные формы, отточенные занятиями в фитнес-зале. Модели окончательно сформировали подразделение героинь современной культуры, а делать бренд из собственного имени стало новой традицией. Отныне модели стали не приложением к роскошным дизайнерским коллекциям, а лидерами общественного мнения, которым модельеры были готовы платить немыслимые деньги за работу: именно их лица и фигуры запускали механизм массовых продаж чего угодно.

90-е

Сформировавшиеся правила закономерно породили золотую эпоху супермоделей, имена которых были не просто говорящими и самодостаточными, но почти нарицательными: Наоми, Линда, Кристи, Синди. Считается, что за их славой стояли не столько неземная красота или умение позировать перед камерой (хотя и это, безусловно, тоже), сколько сила личности и харизматичность - сочетание обаяния, достоинства, самоуверенности и каких-то неуловимых качеств, которое не оставляет окружающим шанса усомниться в вашей исключительности.

Культ личности в индустрии, где 90 % участниц оставались безвестными, сопровождался многомиллионными гонорарами (в историю вошло знаменитое «Мы не встаем с кровати меньше чем за 10 000 долларов в день» Линды Евангелисты) и славой, шлейф от которой тянется до сих пор. Вскоре к ним присоединилась Кейт Мосс, на первый взгляд абсолютно выпадавшая из стандарта и вроде бы сильно уступавшая коллегам со своими 170 см роста и андрогинной внешностью. Столь резкий контраст (хотя, конечно, не только он) «выстрелил», и Кейт с ноги распахнула дверь «героиновому шику» - новому гламуру эпохи гранжа и брит-попа, когда роскошью стала бледная кожа, невыспавшийся вид и трогательно торчащие ключицы.

00-е

Считается, что закат эпохи супермоделей был вызван, во-первых, нежеланием дизайнеров платить те самые условные 10 000 долларов за съемку или выход на показе. Поэтому модельные агентства всё чаще стали предлагать брендам новые лица из Южной Америки и Восточной Европы - эти девушки просили куда меньше, а на фоне примелькавшихся фигур выглядели свежо и ново. Во-вторых, к началу 2000-х мода качнулась в сторону интеллектуальной, без фейерверков в духе Версаче, и она требовала новых лиц, которые не затмевали бы коллекцию.

Поэтому, с одной стороны, на подиумах набрал обороты тренд на болезненно худых, анорексичного вида девушек со странными инопланетными лицами - отчасти мы обязаны этим одному из ключевых дизайнеров начала 2000-х Александру Маккуину, с чьей подачи всё странное стало ультрамодным. С другой - начинает развиваться тренд на новую сексуальность, во главе которого встали «ангелы» Victoria’s Secret. Жизель Бундхен, Адриана Лима, Алессандра Амбросио постепенно возвращали на подиумы классическую женственность, правда, всё же наиболее востребованную в «бельевом» сегменте, где сексуальность вещей традиционно подавалась через сексуальность их носительницы.

В целом 2000-е оказались десятилетием, крайне плодовитым на самые разные типы модельной внешности (а значит, и женской красоты в целом). Тренды некоммерческих моделей вроде «ангелов» сосуществовали с нетипичной красотой в лице Дарьи Вербовой и Коко Роши, а «куклы наследника Тутти» Джемма Уорд и Лили Коллинз отлично уживались с андрогинными Агнеcс Дейн и Фреей Бехой Эриксен. Именно бум на моделей-андрогинов конца 2000-х можно назвать предвестником того, что сегодня мы видим на подиумах: размывания гендерной дифференциации, неофеминизма и возрождения популярной девяностнической идеи унисекс - на этот раз , нового креативного директора Gucci.

Что происходит сейчас




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: