Экологические проекты в детском саду краткосрочные. Краткосрочный экологический проект "зимующие птицы"

Длительность проекта – краткосрочный (неделя).
Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.
Участники: дети, воспитатель, родители.

«НАСЕКОМЫЕ»
проект для детей старшей группы

Актуальность :экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание и не случайно 2017 год признан годом «Экологии». Мы знаем, что на земле экология ухудшается, гибнет все живое, и мы должны у детей сформировать основы экологической культуры, бережное отношению ко всему живому, что есть на земле. Это нужно начинать формировать с детства.

Большинство детей в больших городах редко бывают на природе, по этому, не видят и не могут эмоционально воспринимать красоту цветов, восход солнца, закат. Это нельзя увидеть на картинках и фотографиях.

Дети по своей природе очень любознательны, любят наблюдать, проводить опыты, это надо активно использовать при работе с ними, чтобы они получили больше знаний об окружающем мире.

Но не все дети воспитаны, не все знают правила поведения в природе. Наша задача через проект формировать у дошкольников бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу.

Цель: создание условий дляформирования у дошкольников бережного отношения к природе через ознакомление с миром насекомых.

Задачи:

  1. Расширять у детей представление о многообразии насекомых, об их характерных особенностях, местах обитания, питания.
  2. Развивать творческие способности дошкольников.
  3. Развивать познавательную активность, активизировать и обогащать словарь через разучивание стихов, песен, загадок, чтение художественной литературы.
  4. Воспитывать заботу о сохранности природы, отзывчивость и гуманного отношения к ней.
  5. Привлекать родителей к экологическому воспитанию детей в семье.

Длительность проекта – краткосрочный (неделя).

Вид проекта – познавательно-продуктивный, групповой.

Участники : дети, воспитатель, родители.

Ожидаемый результат:

  • Презентация развивающего лептопа «Насекомые»;
  • Викторина «Насекомые».

1 Этап проекта – подготовительный.

  • Составление плана деятельности.
  • Сотрудничество с родителями (консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых»).
  • Подбор литературы о насекомых, песен, пословиц, иллюстраций.
  1. Основной этап — Выполнение мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный.

Праздничное мероприятие инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

Выставка детских рисунков «Насекомые» (совместно с родителями).

План мероприятий

Виды деятельности и содержание проекта.

Продуктивная . Творческая мастерская: с амостоятельная деятельность Лепка «Стрекоза, жук, муха, гусеница». Рисование бабочек (не традиционный способ). Конструирование «Бабочка» (оригами).

Задачи: Закрепить умение лепить насекомых из отдельных частей, соединять части в единое целое, правильно передавать их форму и пропорции. Учить аккуратно рисовать используя в работе разные нетрадиционные способы. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и инициативность.

Музыкальная . Прослушивание музыкальных произведений Римский Корсакова «Полет шмеля», Чайковский «Вальс цветов». Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Улыбка».

Задачи. Познакомить с песнями о насекомых. Учить четко проговаривать слова песен, соблюдать интонацию, выразительность.

Коммуникативная . Литературная гостиная: Чтение Чуковского «Муха-Цокотуха», Крылова «Стрекоза и муравей», Драгунского «Он живой и светится». Интервью – составление рассказа о насекомых. Разучивание поговорок, стихов, песен, закличек о насекомых. Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара», «Четвертый лишний». Инсценировка в средней группе сказки «Муха цокотуха».

Задачи . Познакомить с писателями натуралистами. С героями этих произведений. Разбор значения пословиц, поговорок о насекомых. Учить выразительности при чтении стихов. Формирование навыков диалогической речи на тему «Насекомые луга». Познакомить с профессией натуралиста. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей младшего возраста со сказкой «Муха Цокотуха», учить играть с выражением, передавать характер героя.

Познавательная . Экскурсия по территории детского сада, местам обитания насекомых. Беседа- обсуждение «В чем польза насекомых». Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о насекомых.

Задачи . Познакомить детей с насекомыми, их строением. Воспитывать уважение к «братьям меньшим» сострадание, помощь к слабым, беззащитным.

Игровая . Подвижные игры «Бабочка», «День и ночь», «Лягушка и цапля», «Поймай комара». Дидактические игры «Собери насекомое», «Составь рассказ по схеме», «Соедини по точкам», «Тараканище», «Найди различие и сходство».

Задачи. Развивать выдержку, внимание, быстроту меткость, взаимовыручку. Уметь бегать в разных направлениях не натыкаясь друг на друга. Познакомить видами насекомых. Уточнить главные отличительные признаки всех насекомых.

Работа с родителями . Оформление папки- передвижки «Насекомые», «В семье о насекомых». Выставка рисунков «Насекомые вокруг нас».

Задачи . Закрепить знания о мире насекомых. Внешнем виде, способе передвижения и месте обитания.

Результаты проекта:

  1. Повысился уровень знаний дошкольников о жизни насекомых.
  2. Вовлекли родителей в жизнь детского сада
  3. Развили познавательный интерес, любознательность, коммуникативность.
  4. Выступили в средней группе и показали сказку «Муха Цокотуха».
  5. Оформлена выставка рисунков «Насекомые вокруг нас» (совместно с родителями).

Название: Проект «Насекомые»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 10
Месторасположение: Красноярский край г.Ачинск

Педагогический проект «Лук-зеленый друг»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Воспитатель старшей группы №2 «Солнышко» Кукенова М.Н.,

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Продолжительность проекта: 5 недель.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Цель проекта : Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи проекта:

1. расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

2. учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;

3. формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;

4. фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

5. развивать коммуникативные навыки;

6. формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;

7. активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

8. развивать творчество, воображение.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдения за его ростом.

Предполагаемый результат:

1. дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания;

2. дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука;

3. у детей сформируется знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;

4. дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.

Подготовительный (организационный) этап:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук. »;

2. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3. Родительские беседы: «Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике»;

4. Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки;

5. Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук», «Чипполино»

6. Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку про лук.

7. Разбивка грядок на подоконнике;

8. Изготовление табличек для наблюдения за ростом лука.

Практический (основной) этап:

1. исследовательская деятельность «Посадка лука», «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука»

2. Дидактические игры. «Где растет? », «Что лишнее? »,

«От какого овоща эта часть? »,

«Узнай на ощупь»,

«Узнай на вкус», «Собери картинку».

3. Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор» (коммуникация) ;

4. Беседы «Полезная пища»

«Витамины для детей»,

«Лук всем полезный друг».

5. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы)

6. ООД «Кукла Чипполино»

7. Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука;

8. Рисование «Вырос зелёный лук».

9. Аппликация «Лучок-золотой бочок».

10. Лепка «Наша грядка»

11. Создание книги «Лук – зеленый друг» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) ;

12. Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»

Физкультурное занятие «Лук-зеленый друг»

13. Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин», «Столовая»

14. Консультация родителям: «Лук – лекарственное растение»

Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта:

1. Оформление огорода «В гостях у Лукоеда»

2. Оформление выставки работ детей «Зеленый лучок»;

3. Оформление папки-передвижки для родителей «Лук от семи недуг»;

4. Приготовление салата из лука и других овощей;

5. Представление книги «Лук-зеленый друг»;

6. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»

В ходе проекта каждый ребенок принес свою луковицу и сам ее посадил в свой контейнер. Дети наблюдали за ростом лука, а результаты зарисовывали в индивидуальной карточке (раз в неделю).

Вскоре появилась первая зелень и конечно же корни.

Выращенный лук дети употребляли в пищу.

В рамках проекта было проведено несколько занятий:

1. Организовано – образовательная деятельность.

«Познание/Формирование целостной картины мира».

Тема: «Кукла Чиполлино»

2. Рисование "Лук"

4. Аппликация "Посадим лучок"

5. Лепка "Лук на грядке"

Привлекли к проектной работе родителей. Родители совместно с детьми изготовили книжки-малышки про лук.

В итоге проекта оформили выставку "Лук- зеленый друг"

Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом у детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений

Тип проекта : практический

Вид проекта : групповой, краткосрочный (с 16 октября по 20 октября 2017г.)

Участники проекта :

Дети средней группы (4 - 5 лет);

Воспитатель - Краева А.В.;

Родители воспитанников.

Актуальность : Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе. Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Цель : Организация трудовой деятельности, имеющей экологически -ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к природе.

Задачи :

Формировать представления о работах, проводимых в осенний период на территории детского сада;

Участвовать в посильной практической деятельности;

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;

Научить детей видеть результат своего труда;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;

Способствовать развитию восприятия красоты природы;

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Планируемые результаты: Развитие устойчивого интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношения к ней. Повышение уровня экологической образованности дошкольников. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: лопатки, лейки, ведёрки, тяпки, совочки, иллюстрации к рассказам.

Этапы реализации проекта

Составление плана работы над проектом.

Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.

Составление совместного плана работы с детьми, учитывая их интересы.

Подготовка информационных источников и литературы.

Подготовка оборудования.

Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.

Подготовка к реализации проекта

Создавать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.

Краева А.В.

С родителями:

Приглашение к участию в проекте.

Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания детей»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Краева А.В.

С воспитанниками:

Чтение художественной литературы :

И. Соколов - Микитов «Рассказы о природе». Б. Заходер «Дождик». Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки». В.Степанов «Весёлые стихи».

Просмотр мультимедийной презентации:

«Наша планета земля»

Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к природе, через литературные произведения.

Формирование экологической культуры, экологического сознания; добра и милосердия, как базисных качеств личности.

Краева А.В.

II этап. Реализация проекта

Познавательное развитие

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.

Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.

Обучение общения с природой. Развивать умения наблюдать, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к природе.

Краева А.В.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

«Деревья и кустарники на участке», «Какие разные деревья», «Хвойные деревья».

Беседа по технике безопасности при работе с инструментами.

Дидактические игры:

«Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника».

Сюжетно - ролевые игры :

«На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Экологические игры:

«Кто скорее соберёт», «Найди пару», «К дереву беги», «Найди листок, как на дереве», «Вершки и корешки», «Можно нельзя», «Грибы и ягоды», «Когда это бывает». Игра - путешествие «Собери и положи».

Трудовая деятельность:

Уборка опавшей листвы.

Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора).

Наблюдение за трудом дворника (подметает, убирает листву).

Приведение в порядок клумб на участке; уборки сухой травы, листьев, мытьё игрушек после прогулки.

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Закреплять полученные знания, развивать логику мышления, память, внимание, воображение. Развивать у детей умение следовать правилам игры.

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде; соотносить свою деятельность с трудом других . Закреплять умение детей помогать взрослым, поддерживать порядок на участке. Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки.

Формировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Краева А.В.

Речевое развитие

Разучивание пословиц, поговорок о труде.

Потешки, загадки, пословицы и поговорки.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Формировать умение отгадывать загадки по ключевым словам. Прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.

Краева А.В.

Физическое развитие

Подвижные игры , физкультминутки:

«Листопад», «Грибники», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...».

Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.

Краева А.В.

III этап. Заключительный

Оценка уровня знаний детей.

Организация фотовыставки «Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность».

Трансляция результатов проектирования родителям

Краева А.В.

Вывод: В результате реализации проекта : повысился уровень экологических знаний , познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию ! СПб «Детство-Пресс» , 2008

2. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

3. Детям о природе » М. В. Лувич

4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

5. Рыжова Н. А. Я и природа . – М., 1996.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск
Краткосрочный экологический проект
«Цветы Весны»

Составитель: Акименко О.Н.
Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска
2017 г.
Краткосрочный познавательно-экологический проект
«Первоцветы»
Тип проекта: познавательный, игровой.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: Средней продолжительности (-----).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Автор проекта: Акименко О.Н.

Цель проекта: Создавать условия для развития познавательных, экспериментальных и творческих способностей детей. Расширить представления о весенних цветах; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Расширить и углубить знания детей о весне, её приметах, о ранних растениях нашего края.
2. Развивать познавательные способности, любознательность детей в совместной деятельности. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о первоцветах.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому.
Актуальность проблемы: Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, о том, где и когда, как они растут. Рассказы детей однообразны и недостаточно полны.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
-«Методические рекомендации про организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
-«Неизведанное рядом» О.В.Дыбина;- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
- С любовью к природе» Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко.
Материально – техническое:
Диагностико – дидактический:
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, рассказов, наблюдений, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап

Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми
Воспитатели
Воспитатели Определение темы проекта Воспитатели
Формулировка цели и разработка задач Составление плана основного этапа проекта Воспитатели, дети Подбор книг для библиотеки.
Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов с изображением первых весенних цветов; беседа о первоцветах. Воспитатели
Воспитатели, родители. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. Воспитатели

Основной этап
Воспитатели, дети Беседы:
Беседа о весне.
Беседа о первоцветах.
Рассказы:
«Весенние месяцы» Л.Поясникин;
«Мать – и мачеха» Н.Павлова;
«Подснежник» В.Синадская;
«Желтые цветы – пушистые шапочки» Б.Алексадров;
«Голубая пролеска» Н.Павлова Воспитатели
Воспитатели, дети Наблюдения:
За одуванчиком;
за ландышем;
за хохлаткой;
за гусиным луком;
за первыми весенними цветами;
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Будем беречь и охранять природу!», «Цветы», «Такие разные первоцветы».
Занятие по развитию речи
Детские стихи о первых весенних цветах. Воспитатели
Воспитатели, дети Дидактические игры:
«Цветы»,
«Угадай по описанию»,
«Мир цветов».
«Найди такой же»,
«Строение цветка», «Цветы и бабочки»
Подвижные игры:
«Цветочек – синий лепесточек», «».
Пальчиковая гимнастика:
«Наши алые цветочки», «Цветок». Воспитатели
Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
Рисование:
«Расцвели красивые цветы», «Одуванчик золотой».
Аппликация:
«Красивый цветок»,
«Подснежник».
Воспитатели
Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
Чтение и заучивание:
«Подснежник» П.Соловьева; «Ландыш» С Маршак
Отгадывание загадок:
О первых весенних цветах. Воспитатели
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. Музыка
Слушание:
Воспитатели, родители,дети. Работа с родителями.
Консультация: «Первоцветы рядом с нами»;
Рекомендация «Их надо сохранить!».
Совместная творческая деятельность:
- Организация и участие родителей в городской природоохранной акции «Сохраним первоцветы!»
- Выставка рисунков «Первоцветы».
Воспитатели

Заключительный этап
Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. - Акция «Сохраним первоцветы!
- Оформление памятки в родительский уголок «Их надо сохранить!»
- Оформление папки – передвижки «Редкие раннецветущие растения Урюпинского района»
- Презентация «Красная книга Урюпинского района».
Воспитатели, родители.

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по саморазвитию. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную именно для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания - метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

В статье я представляю опыт реализации одного из проектов - краткосрочного проекта "Наши младшие друзья"

Актуальность проекта: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Проведенная предварительно диагностика показала, что проблемой в общении трехлетнего ребенка с домашними животными является незнание правил этого общения.

Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, я провела анкетирование родителей по теме: "Воспитание любви к животным". Анкета позволила сделать следующие выводы:

Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы домашних животных нет (из 31 семьи только в трёх есть домашние животные). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.

Привлечение внимание к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект "Наши младшие друзья", цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.

Задачи были поставлены следующие:

1) Формировать знания детей о домашних животных

2) Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения

Ожидаемые результаты:

  • Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
  • Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
  • Желание родителей завести домашнего питомца.

Структура проекта

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.

План поэтапных мероприятий

1-й этап
Подготовительный
2-й этап
Реализация проекта
3-й этап
Итоговый
Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о домашних животных.

Договориться с родителями чтобы принесли живую кошку в детский сад

Подготовила материал для изобразительной деятельности: глина, пластилин, стеки, бумагу, клей, краски, кисточки.

Художественной литературы для чтения.

Картина "Кошка с котятами"

"Альбом "Домашние животные"

Занятия познавательного цикла "В гости кошка пришла"

Рассматривание картины "Кошка с котятами"

Исследовательская деятельность "Питание кошки"

Чтение, заучивание; песенки, потешки: "Кисонька - мурысноька", "Кот на печку пошел" , "Котик-коток"

Й. Чанек "Приключение песика и кошечки"

Рисование: "Кошка" (дорисуем кошку)

Лепка: "Покормим кошечку"

Подвижная игра: "Воробушки и кот"

Игра - инсценировка: "Кошки дом"

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка рисунков, поделок

Досуг совместно детей и родителей: представление "Кошкин дом"

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

Раздел программы Срок С детьми Родителям Педагогам
Игровая деятельность Игра - драматизация "Кошкин дом", "Домашние животные"

"Воробушки и кот"

Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам" и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации "как изготовить персонажей для настольного театра. Сделать "Деревенский дворик"
Природный мир "Наблюдения за котенком"

"Рассматривание и сравнение кошки и кролика"

"Кошка и собака - наши милые друзья"

"Значение животных в жизни человека"

Речь и речевое общение Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки" (игрушка), Рассматривание картины "Кошка с котятами" Придумать сказку про "кошку" и записать ее. Выучить стихотворение про домашнее животное.
Художественная литература Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысонька", Кот на печку пошел", "Котик-коток".

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

Й.Чапек "Приключение песика и кошечки".

Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

ИЗО-деятельность Лепка: "Покормим кошечку"

Рисование: "Кошка" (дорисуем кошечку)

Совместно с ребенком сделать коллаж: "Кошки разные нужны, кошки разные важны" (аппликация из вырезанных картин)
Физическое развитие Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши" Памятка с содержанием игр "Воробушки и кот", "Кот и мыши"
Музыка Слушание аудиозаписи с головами домашних животных Приобрести диски с записями голосами животных и птиц, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"

"1 день с кошкой в детском саду"

В ходе реализации проекта требовалось личное присутствие домашнего животного в группе. Так, в детский сад была принесена кошка, которая находилась с детьми в группе целый день. Наблюдения за кошкой вызывало у детей эмоционально положительную реакцию, интерес к животному, желание общаться с ним. Наблюдению за кошкой я сопровождала высказываниями и вопросами: "Посмотрите, какой симпатичный котенок: пушистый, полосатый:", "Кто это такой пушистый, лохматый, словно меховой шарик?...". Также, наблюдение за кошкой старалась сопровождать полешками и загадками. Например: "Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет". Или "Отварилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род -
На охоту вышел. . ." (Кот)

Задаваемые вопросы во время непосредственного наблюдения, направляла, прежде всего, на уточнение и обогащение представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина), и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Способы питания: грызет зубами, лакает языком.

Также, по моей просьбе одна семья принесли нам в группу кролика для сравнения кошки с кроликом, сходство и различия.

Дети с большим удовольствием и радостью вели наблюдения за кошкой и кроликом.

Учитывая особенности возраста, я целесообразно задавала наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: "Уши у кролика длинные или короткие?", "Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика?", "Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест?"

Спустя несколько дней после наблюдений, я старалась связать новое с тем, что уже дети знают: расскажите о своей кошке", "А кто еще видел кроликов?", "Какие они были?", "Как мяукает кошка?", "Как мы позовем кошку?", "Любишь ли ты ее?", "Как ты ухаживаешь за ней?" и др.

Результаты проекта следующие:

1) дети стали более отзывчивы и внимательны к питомцам, постоянно находящимся в группе: рыбкам и попугаю. Сами спрашивали, когда их покормить, помогали чистить клетку, меняли воду. У ребят появилась ответственность за хорошее состояние животных, которые живут у нас в уголке природы. Возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь.

2) домашние животные появились еще в 8 семьях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: