Какими хотят видеть своих детей современные родители? Дискуссия. Публикации

Будущие успехи зависят от способности чему-то научиться. Вы хотите видеть своего ребенка умным, уверенным в себе, способным хорошо учиться... Тогда наверняка задумывались над тем, как помочь детям учиться.

Жизненный опыт показывает, что с раннего детства ребенок учится различным вещам, а если у него не получается делать это хорошо, и он получает плохие оценки, - взрослые начинают его ругать и наказывать.

Однако, причина, как правило, кроется не в том, что ребенок не хочет или не способен учиться. Практика показывает, что дело тут не в способностях, а в том, что ребенок еще сам не научился учиться, и никто из взрослых не научил его технологиям обучения. И он столкнувшись с определенными препятствиями перестает понимать предмет, забывает то, что пять минут назад выучил. Учителя жалуются, что у доски «двух слов связать не может». Ребенок даже выглядит больным, когда делает уроки, или беспокойным, с проявлением злости и непреодолимым желанием бросить учебу.

Но с этим можно справиться. Технология обучения помогает преодолеть препятствия в учебе. Это не просто еще одна уловка для запоминания. Она становится мостом между способностью читать и способностью понимать.

Вначале ребенок проходит тестирование, и для него составляется специальная программа с учетом его индивидуальных особенностей. Квалифицированно оказывается помощь и родителям в решении проблем.

Каждый ученик имеет индивидуальную программу, т.е. если быстро разобрался с определенной темой, он может переходить к следующей. Если же наоборот, тема оказывается трудной для понимания, то даются задания для тренировки и лучшего усвоения.

Ребенок никогда не начинает изучать следующий раздел, не разобравшись хорошо в предыдущем. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок не просто запоминал большое количество фактов, а умел применить свои знания на практике. В результате дети получают уверенность в своих силах, обучение начинает приносить удовольствие, и скорость усвоения материала увеличивается.

«Мой сын Андрей изучил курс обучения. В результате обучения он стал значительно увереннее в себе, появилось желание учиться. Он с энтузиазмом берется за то, перед чем раньше испытывал страх и неуверенность. Теперь у него есть цель - стать отличником, и я вижу, как он старается достичь этого». (Н.Е.О.)

«До того, как Богдан начал проходить, изучать курс обучения, я была в панике оттого, что ни каким способом не могла заинтересовать своего сына вникать в то, что он проходит в школе. Но уже с первого дня занятий было видно, что он заинтересовался. Он сам выполнял задания и не спрашивал подсказки у меня, не задавал вопросы по упражнениям, которые ему нужно было выполнить к следующему занятию. Он уверенно брал ручку и тетрадь и начинал писать. Прежде этого никогда не было, Богдан долго собирался сначала, чтобы начать делать уроки. Отвечая на уроках, он теперь не боится, он уверен в себе. На собеседованиях со специалистом я узнала много для себя полезного и важного. Занятия помогают найти контакт детей и родителей. Обучают самих родителей, как нужно помочь ребенку для того, чтобы он помогал себе сам. И очень хотелось, чтобы родители, у которых дети не хотят учиться или им трудно по каким-либо причинам обучаться тому или иному делу, не откладывали все это на дальнюю полку». (Савина Н. Б.)

Каким Вы хотите видеть своего ребенка в будущем? Человеком послушным, безынициативным, с головой, забитой огромным количеством разнообразных фактов, которые он не знает, как применить? Или человеком успешным, уверенным в себе, знающим свою цель и энергично добивающимся ее? Ответить на этот вопрос предстоит именно Вам.

Качества личности приемных родителей являются определяющими для всей дальнейшей судьбы этой необычной семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи. Во главу угла, конечно же, должна быть поставлена любовь к детям, но не абстрактная, а любовь действенная, осознанная, образно говоря зрячая. Ведь недаром говорится, что легко любить всё человечество и трудно – конкретного человека. Но для того чтобы любить нужно научиться видеть, понимать и принимать человечка со своими трудностями и проблемами.

Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции: члена семьи, сына или дочери. Именно такая позиция им не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Ребенку нужно вести себя по-другому, не так, как в детском доме. А как? Он не знает. Не знает, как относиться к взрослым, к другим детям, какие у него права и обязанности здесь, в новой семье? Где его вещи и игрушки, в какой мере он может владеть другими вещами? Спросите родных детей, как они ответят на вопрос: «Кто ты в семье?» Ответ, вероятнее всего: «Дочь, сын». А приемные дети в первую очередь назовут свое имя, укажут, учеником какого класса они являются. Им трудно осознать себя сыном-дочерью, еще сложнее - братом-сестрой. Известно, что даже у родных братьев и сестер, живущих в интернате или детском доме, нет родственных чувств, желания заботиться друг о друге, быть вместе. Этому нельзя их научить быстро, но стремиться к этому нужно обязательно.

А вот каким видят своего ребёнка приёмные родители, прошедшие обучение на курсах, организованных Центром социально-психологической помощи семье и молодёжи:

«Воспитание ребёнка огромная ответственность. Наш ребёнок будет полноправным членом семьи. Я для ребёнка буду другом!», - Гуз Татьяна.

«Наш дом опустел после того, как младший из моих детей стал жить отдельно. Наши дети все были очень хорошими в детстве – всеми любимые, хорошие ученики – никаких проблем. Мы бы хотели ещё кого-нибудь вырастить. Наш ребёнок будет жизнерадостным и счастливым, шумным, игривым…», - Зрелкина Елена.

«Каким я вижу своего ребёнка как ответить?

Быть может солнце, может ветер.

Быть может то, что мне родней всего на свете?

Быть может шум или стихия?

Иль наважденье, эйфория?

А может быть – улыбки свет?

Бесспорно, то, что перечислил

Всё важно в нём и вижу я!

Главней всего в нём смысл жизни.

Однако даже у самых близких людей, которых мы любим, есть свои недостатки и слабости. Но любовь как раз и состоит в умении прощать. Самые родные — наши дети. Мы желаем им добра, многое прощаем, но постоянно беспокоимся: каким же они вырастут… Не будет ли наш ребёнок похож на тех, кто вызывает у нас неприязнь и раздражение?

Человек не рождается грубияном или преступником. Если становление человека проходит в неблагоприятных условиях, дурные черты могут развиться в каждом. Плохих детей не бывает, и то, каким ребёнок становится, во многом зависит от нас, взрослых. Единого рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он не вырос в плохого взрослого, конечно, нет.

Главное, надо помнить, что проблемы ребёнка — это и наши проблемы. Ведь они возникают не без нашего участия. Дети копируют какие-то наши черты, поступки, слова, поэтому прежде чем осуждать его, необходимо задуматься об этом. Некоторые поступки порождены атмосферой жизни семьи, которая почему-то вызывает у ребёнка негативную реакцию.

Многие проблемы воспитания вполне можно решить без лишних эмоций. Но если родители постоянно кричат и раздражаются, то эти проблемы могут перерасти в очень серьёзные и будут долго тревожить всю семью.

Однако есть и такие черты, которые являются типичной характеристикой определённого возраста. Большинство психологических проблем, с которыми сталкиваются взрослые, похожи на детские болезни. Ими всё равно надо переболеть в детстве. Дети, совершая плохие поступки и делая соответствующие выводы, получают как бы прививку. Попадая в такие ситуации во взрослой жизни, они уже знают, к чему это приведёт и как следует лучше поступить.

Поэтому надо очень внимательно относиться к воспитанию ребёнка. Воспитание — это постоянное балансирование между прощением и строгостью, направленное на совместное решение его проблем.

Очень важно в каждой семье иметь непоколебимые принципы. Но если мы будем просто призывать ребёнка соблюдать их, то навряд ли добьёмся успеха.

Нет ничего плохого в том, что мы стараемся научить ребёнка вести себя определённым образом. Но дети привыкают к нашим словам и со временем перестают замечать их. Принципы поведения прививают, главным образом, личным примером. Необходимо шаг за шагом, с настойчивостью и убеждённостью добиваться, чтобы эти принципы стали второй натурой. Необходимо запастись терпением, ведь дети живут и в обстановке, где некоторые принципы вообще игнорируются, например, в школе, среди друзей.

Так, воспитывая принцип доброты в семье, мы должны быть готовы к тому, что на улице ребёнок видит много жестокости. Но если мы хотим, чтобы ребёнок вырос добрым, нам надо снова и снова прививать доброту на личном примере.

Очень важно не скрывать от ребёнка свои убеждения и принципы, иначе ребёнок может воспринять как собственные другие идеи, менее благородные, чем наши. Другие люди могут прибегнуть к действенным средствам, перед которыми наш ребёнок окажется беззащитным, если мы не привили ему к ним иммунитета.

В обществе происходят перемены, это усложняет отношения родителей с детьми, у детей появляются запросы, которые не всегда легко понять и разделить. Но родители должны приложить все силы, чтобы принять ребёнка и направить его развитие в правильное русло.

АНКЕТА №3 (для родителей и детей)

"Каким я вижу своего ребенка"

Вопросы для родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка:

б) через 5 - 7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее?

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

5. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло не его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации ; решил сам; другое (дописать)?_________________________

7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое_______________)?

8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?

· выдержка,

· аккуратность,

· настойчивость,

· целеустремленность,

· самостоятельность,

· дисциплинированность,

· трудолюбие,

· эгоизм,

· инициативность,

· скромность,

· упрямство.

Вопросы для школьника:

1. Кем бы ты хотел быть:

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5 - 7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?

3. Каковы твои увлечения?

4. Какие свои качества ты считаешь положительными?

5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?

6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, преподаватели МУКа, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать) _________________________________________________________)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое__________________________________________)?

8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?

9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)

10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств:

выдержка,

аккуратность,

настойчивость,

целеустремленность,

самостоятельность,

дисциплинированность,

трудолюбие,

инициативность,

скромность,

упрямство.

Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

Во все времена - и в наше тоже - воспитатели делились на две большие группы, одни считали залогом успеха "жестокое" руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.

И те, и другие добивались определенных успехов в воспитании, и у тех, и у других были свои трудности и упущения в воспитании.

Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние - одну заклеймили авторитарным стилем воспитания, другую, назвали стилем "либеральным" - и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя "демократического".

В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспитывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудничества с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища.

Наша цель - помочь тем родителям, которым приходится шарахаться от гневных окриков до сюсюканья, кому хотелось бы быть и добрыми, и жесткими, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности.

Таким родителям мы предложили стать современными воспитателями. Итак, если вы хотите стать таким воспитателем, то должны в своём воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.

Заповеди для родителей.

1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

7. Главное оценивать поступок, а не личность.

8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

9. Воспитание должно быть поэтапным.

10. Воспитатель должен быть строгим, но добрым!

Цели и задачи:

  • Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: “Семейный кодекс РФ”, “Конвенция ООН о правах ребенка” Закон об образовании.
  • Побуждать у родителей желание, стремление осознать необходимость изучения правоохранительных документов.
  • Уметь ориентироваться в ситуациях, предотвращать и недопускать действий, ущемляющих права ребенка как со стороны ДОУ, так и самих родителей.
  • Воспитывать гуманность, сочувствие к чужим детям, готовность прийти на защиту их прав.
  • Познакомить детей со статьями документа “Конвенция ООН о правах ребенка”. Воспитывать тесное общение, сотрудничество между родителями и детьми.
  • Вызвать эмоциональный отклик на данное мероприятие.

Встреча проводится в просторном помещении. Родители сидят за столами вдоль одной из стен, дети на стульчиках напротив, вдоль противоположной стены (заходят позже).

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили Вас, чтобы поразмышлять, побеседовать, а может даже и поспорить на тему “Каким я хочу видеть своего ребенка”.

Нашу встречу я предлагаю начать с детской игры с мячом. Мы часто играем в нее с детьми. Я поочередно бросаю мяч, вы мне возращаете его со своим ответом, а вопрос сегодня один для всех “Каким вы хотите видеть своего ребенка?”

ИГРА С МЯЧОМ

Ответы родителей - счастливым, успешным, перспективным, здоровым т.д.

Воспитатель: Чтобы наши дети выросли именно такими, на страже их прав и интересов стоит “Конвенция ООН по защите прав детей”.

Мы, непросто взрослые, мы их старшие друзья, которых заботит их будущее, судьба. И нам не все равно какими они будут. И, конечно, не хотим ни при каких обстоятельствах с ними расставаться надолго.

Под музыку вбегают дети, образуют круг вместе родителями и исполняют песню “Неразлучные друзья”.


Воспитатель: Ребята, мы с здесь с вашими родителями говорили о том, какими они хотели бы видеть вас в будущем. А какими бы вы хотели быть, став взрослыми?.. А какую бы выбрали профессию?


Какую бы вы профессию не выбрали, конечно, все мамы и папы мечтают видеть вас счастливыми.

Танец с цветами.

Воспитатель. Детей часто называют цветами жизни. А что нужно для того, чтобы вырос красивый, пышный, здоровый, благоухающий цветок?

Дети говорят, что о цветке нужно заботиться – поливать его, рыхлить почву, питать, обеспечивать доступ тепла и света.


Воспитатель: Все верно! Молодцы! Сейчас я предлагаю вырастить необычный цветок, который я назвала “счастливый ребенок”, а ваши родители нам помогут. Всем семьям было дано домашнее задание: нарисовать плакаты по статьям Конвенции, вот они-то и станут лепестками чудесного цветка.

Кстати, кто может ответить “Что такое Конвенция”?

(Ответы детей и родителей)

Воспитатель кладет на пол обруч, в его середину портрет улыбающегося ребенка - это сердцевина цветка. Родители зачитывают текст с плакатов, дети размещают их вокруг обруча:

  • Право на отдых
  • Право на информацию
  • Право на образование
  • Право на благаприятные условия воспитания
  • Право на семью
  • Право на полноценное питание
  • Право на медицинский уход
  • Равноправие
  • Право на жизнь

Воспитатель: Все мы хорошо изучили настоящий документ, приняли активное участие в подготовке нашей встречи и взрослые, и дети. Молодцы!

А теперь дети объявят право, которое они выделили самым главным.

Дети хором: “Дети имеют право на дружбу”.



Песня “Хорошо живется нам”

Воспитатель предлагает детям (по подгруппам) разрезные картинки для самостоятельной работы, сложив их, нужно объяснить, что это за знак и приемлем ли он при воспитании, развитии ребенка (фрукты, книги, ремень, палка, сердце, улыбка и т.д). В это время родители отвечают на вопросы воспитателя, выбирая правильный ответ из предложенных.


1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

  1. Органы управления РФ
  2. Органы местного самоуправления
  3. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка (конвенция о правах ребенка ч.1, ст.2)

2. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?

  1. Да, если они получены с согласия родителей
  2. Да, если они получены не в результате правонарушения (семейный кодекс РФ ст. 60, п 3
  3. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители
  4. Нет, ребенок не должен работать

3. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

  1. Педработники обязаны регулярно проходить бесплатное мед. обследование
  2. Правильно организовывать питание, занятия воспитанников
  3. Направлять ослабленных детей в спец. оздоровительные учреждения
  4. Создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (закон об образовании ст. 51 п. 3)

4. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вам следует совершить?

  1. Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий
  2. Сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок
  3. Позвонить в органы опеки и попечительства, и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка (семейный кодекс ст. 56, п. 3)
  4. Ничего, родители знают, что делают

5. Между родителями при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать 6-летнему ребенку. Имеет ли право представлять его интересы только кто-нибудь из родителей?

  1. Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей
  2. Да, если родитель проживает совместно с ребенком
  3. Нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя его прав (Семейный кодекс ст. 64, п. 2)
  4. Нет, ребенок имеет право на собствееное мнение

Родители отвечают письменно, затем воспитатель предлагает проверить себя, называя верный ответ.

Воспитатель: А теперь, послушаем детей, какие они знаки собрали и что они могли бы означать.

Ответы детей, например:

Детям нужны фрукты, полноценное питание для здоровья и роста, сердечко – детям нужна родительская любовь, ремень- это метод жестокого наказания, к детям не применим! и т.д.

Воспитатель: Внимание. Видеовопрос!

Драматизация фрагмента сказки “Приключения Буратино” А. Толстого.

Воспитатель: Какие права героев этой сказки соблюдались и нарушались? Кто и как на них посягал?

Отвечают родители дети.

Воспитатель: Мы с детьми готовились к этой встрече и разучили стихотворение “Права ребенка” (автор А. Батырова)


Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Веские права.

Он имеет право жить,
Развиваться и дружить!

3 реб. Иметь просторный, добрый дом

4 реб. Видеть тихий мирный сон,

5 реб. Врачей помощь получать,

6 реб. Обучаться, отдыхать,

7 реб. Быть веселым и здоровым,

8 реб. Восхищаться чем-то новым,

9 реб. И любить и быть любим.

Все хором: Он на свете не один!

Воспитатель:

Ты, малыш, смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
Конвенцией зовется он!
Каждый им ребенок
Надежно защищен!

Воспитатель: Дети, а вам как живется?

Песня “Ах как хорошо в садике живется”


Воспитатель: Дети имеют право на отдых, предоставим возможность им воспользоваться, они хорошо отвечали и могут пойти поиграть.

(Дети выходят из зала под музыку и аплодисменты родителей)

Воспитатель: А мы продолжим нашу беседу и поговорим об одной форме дискриминации ребенка - жестокости. Педагоги и психологи нашего детского сада провели небольшое обследование, и я хочу познакомить вас с результами анкетирования, в котором приняли участие и вы:

40% родителей уверенны в необходимости наказания детей,

23% - шлепают детей тапочкой,

45% - ставят в угол,

23,7% - верят в целесообразность беседы и т. д (пригоден любой тест на выявление жестокого обращения или других методов воспитания).

А в заключение предлагаю вам фрагмент беседы с детьми о жестокости, наказаниях… (аудиозапись).

Без комментариев… Если каждый из вас узнал что-то новое о своем ребенке, посмотрел другим взглядом на какую-либо проблему, задумался, значит наша задача выполнена. А в память о нашей встрече дарим вам памятку “10 заповедей родителей”.

Желаем вам всем здоровья, взаимопонимания, творчества, успехов в воспитании подрастающего будущего нашей страны! Спасибо за активное участие и плодотворную работу! И приглашаем на чаепитие в группу!




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: