Современному ребенку современного воспитателя. Личностные и профессиональные качества педагога

Иллюстрация — Анна Лукьянова.

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

Воспитатель дошкольного образования – это не просто профессия, а призвание и каждодневный огромный труд. Многие очень быстро уходят из этой профессии, потому что не видят себя в ней.

Где можно получить профессию Воспитатель дошкольного образования?

В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование. Среднее профессиональное образование можно получить в педагогическом колледже. Либо необходимо пройти соответствующее обучение в педагогическом институте или университете на факультете дошкольной педагогики и психологии. Получить образование в учебных заведениях можно по дневной или заочной форме обучения на базе неполного среднего и среднего образования. Кроме этого, обучение возможно на бюджетной и платной основе.

В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию . Например, инструктор по физической культуре, логопед, специалист по изобразительной деятельности и другие.

Каковы обязанности у воспитателя?

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:

  • трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
  • должностная инструкция;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней четырем образовательным областям (коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность» , которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

  • Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

  • Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

  • Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

  • Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

  • Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

  • Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Педагогика – это целая наука, изучающая методы воспитания человека. Особенный уклон при этом делается на развитие личностных качеств в детско-юношеский период. Предметом педагогики выступает процесс направленного развития и формирования личности. Объектом научного подхода выделяют воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Говоря о воспитании в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен привить навыки поведения в обществе и подготовить к более серьёзным задачам, которые ожидают ребёнка в начальной школе. Качества педагога ДОУ при этом играют важную роль в достижении намеченной цели.

Оценка ключевых факторов в работе педагога

К воспитателю всегда выдвигаются высокие требования. Ведь родители ожидают, что в образовательном учреждении их чадо получит полный набор знаний и навыков, способствующих беспрепятственно пройти начальную школу. Оценка профессиональных качеств воспитателя – это неотъемлемая процедура, которая должна выполняться не только при приёме на работу новых кадров, но и регулярно проводиться среди уже укомплектованного персонала. Понятие «качество профессиональной деятельности» подразумевает степень удовлетворённости потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса. Обычно сюда входят родители, преподаватели, дети и представители административной системы. Профессиональные качества воспитателя нашли своё отображение в популярной модели В.Д. Шадрикова, который в своих трудах выделяет шесть основных компетентностей:

  1. Наличие личных качеств, способствующих профессиональному росту.
  2. Умение грамотно распределять цели и задачи для их эффективного достижения и решения в максимально короткий период времени.
  3. Выбор мотивирующих факторов для участников образовательного процесса.
  4. Профессиональная компетентность в вопросе подбора информационных материалов, которые используются в педагогической сфере.
  5. Развитые навыки разработки обучающих программ, методических материалов и тематической литературы, способствующих развитию личных качеств у детей дошкольного возраста.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности на разных этапах педагогических процессов.

Идеальный педагог – это человек, который регулярно развивается, повышает свои профессиональные знания и навыки. Например, проходит курсы повышения квалификации в Школе Менеджера образования (school.menobr.ru). Сейчас в Школе открыты 6 практических курсов для воспитателей и 8 – для заведующих ДОО. Учиться можно без отрыва от работы, в любое удобное время. По итогам обучения каждый слушатель получает удостоверение установленного образца.

Оценка навыков педагога по четырёхуровневой модели

Развитие информационных технологий и внедрение новых методов обучения требует от воспитателя навыков, способных помочь ему подстроиться под возможные изменения. Профессиональные качества воспитателя детского сада или его компетенцию можно разделить на несколько уровней:

  1. Слабо профессиональный уровень. Определяет недостаточный уровень компетенции для ведения педагогической деятельности. Поведение воспитателя мешает достижению конкретно заданных целей и вызывает значительные трудности в процессе ведения профессиональной деятельности. На данном этапе рекомендуется активно развивать личные навыки преподавателя и следить за успехами.
  2. Базовый уровень определяет наличие профессиональных навыков для успешного решения несложных задач. Рассматриваемый этап служит допуском для работы с детьми, однако требует продолжения обучения через невозможность достичь выдающихся результатов. Уровень часто рассматривается как базовый.
  3. Профессиональный уровень может говорить о том, что преподаватель обладает достаточными навыками для решения сложных задач в процессе воспитания, а также для разработки индивидуальных методик. Действия, направленные на реализацию педагогического процесса отличаются эффективностью не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Уровень служит ориентиром для большинства учителей и воспитателей.
  4. Высокопрофессиональный уровень говорит о том, что учитель смог достичь максимального уровня при развитии своих навыков. Может свободно применять профессиональные и личностные качества для решения сложных и нестандартных задач. Может смело заниматься педагогическими разработками для повышения квалификации педагогов, которые находятся на нижнем уровне.

От профессионального уровня воспитателя зависит развитие дошкольников. В Школе Менеджера образования на сайте school.menobr.ru есть обучающая программа “Компетенции воспитателя" . В ходе учебы педагоги узнают все особенности воспитания дошкольников и получат инструменты для работы с детьми. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Валидность различных методов оценки компетенций

Существование множества методов оценки личностных качеств говорит о том, что не существует единого механизма, который смог бы точно дать ответ на вопрос о профессиональной пригодности кандидата. Поэтому каждый из оценочных способов имеет свой показатель валидности. Валидность – эмпирический показатель, который отображает, настолько оптимально метод раскрывает весь потенциал кандидата. По этому показателю зачастую выбирается инструмент диагностики. Ниже в Таблице 1 приведены коэффициенты корреляции для некоторых оценочных процедур.

Таблица 1 - Валидность различных методов оценки компетенций.

Оценочная процедура

Примерный интервал

эмпирической валидности

(коэффициента корреляции)

Интервью (оценки интервьюера без специальной подготовки в области ассессмента)

Тест-опросники личностные (характерологические, мотивационные)

Проективные методики

Тесты способностей и интеллекта

Оценки включенных наблюдателей

(опрос «360 градусов»)

Тесты квалификационные

Ассессмент (деловые игры, экспертные оценки имитационных упражнений)

Валидность не сможет дать ответ на вопрос: Каким должен быть воспитатель детского сада? Но с помощью данного показателя вы можете легко выбрать необходимый инструмент для проведения оценки профессиональных способностей воспитателя.

Оценивайте личностные и профессиональные качества не только кандидатов на должность воспитателя, но и действующих педагогов. Для этого проводите аттестацию внутри ДОО. Чтобы на аттестации воспитатели показывали высокие результаты, регулярно отправляйте их на курсы повышения квалификации. Удобнее всего это делать дистанционно, без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два варианта.

Вариант 1. Обучение в Школе Менеджера образования на сайте . Этот вариант подойдет тем руководителям, которые хотят повысить квалификацию педагогов точечно. Например, отправить учиться одного-двух человек. Сам руководитель тоже может учиться в Школе: в ней много подходящих обучающих программ.

Вариант 2. Учеба через Академию Ресурсы образования . В Академии удобно обучать группу педагогов. Например, 10 человек. Платить за учебу каждого отдельного воспитателя не придется. Руководитель приобретает единый доступ к порталу, добавляет в него нужных педагогов и отправляет им приглашение на обучение.

В обоих случаях педагоги получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Учиться можно в любое время и из любой точки мира. Нужны только компьютер, планшет или телефон и доступ к интернету.

Разбор принимаемых резюме воспитателей

Кандидаты на получение должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении в обязательном порядке предоставляют резюме, где указывают информацию о себе и о профессиональных качествах. Правильно оформленный документ предоставляет работодателю необходимые данные при отборочном этапе. Таблица 2 содержит обязательные пункты, которые должны быть высветлены в резюме.

Таблица 2 – Блоки для резюме.

Характеристика

Личная информация

Ф.И.О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.

Назначение документа

указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме - соискание должности воспитателя детского сада»).

Образование кандидата

перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.

Опыт работы соискателя

основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.

Профессиональные навыки и познания соискателя

краткая информация о наличии профессиональной базы для ведения деятельности

Личные качества

перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.

Дополнительные сведения

навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования - владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).

характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Информация в документе должна быть представлена в виде структурированных блоков, построенных по логической цепи. Представленный в Таблице 2 способ является классическим и часто используется при приёме на работу.

Обязанности воспитателя в ДОУ

Пройдя квалификационный этап, воспитатель начинает свою профессиональную деятельность в ДОУ. Федеральные государственные образовательные стандарты строго регламентируют обязанности воспитателя. Проект «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет сферы занятий педагога и требования к уровню его профессиональной компетенции. Профессиональные навыки воспитателя должны помочь ему справляться с поставленными задачами:

  1. Обеспечения беспрерывного проведения педагогического процесса на высшем уровне в соответствии со стандартами, принятыми на территории дошкольного учебного заведения.
  2. Написание информативной базы и создание перспективных проектов для эффективного достижения целей по развитию группы детей.
  3. Поддержание навыков компетентности и принятие участие в деятельности дошкольной группы (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой).
  4. Обеспечение индивидуальной работы с ребёнком в случае возникновения у него каких-либо неудач в личностной и развивающейся сфере. Заключение об успехах или неудачах следует делать на основании личных наблюдений за детьми, их достижений в образовательной и культурной среде.
  5. Обеспечение моральной и физической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ.
  6. Поиск и оказания содействия узким специалистам при выявлении индивидуальных особенностей развития у ребёнка.
  7. Обеспечение социализации детей в группе, развитие навыков социализации с окружающим миром. Подготовка к переходу в другую группу перед выпуском.
  8. Оказание всесторонней помощи в защите прав детей.

Существует ряд медицинских рекомендаций, согласно которым работа воспитателем запрещается. К ним относятся нарушение зрения, речевого аппарата и слуха. Постоянные судороги, потери сознания. Наличие серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы. Проблемы с алкоголем, табакокурением или приёмом наркотиков.

Особенности нормативно-правовых отношений в детском саду

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и педагогом регулируются перечнем законов и норм. Ниже приведены некоторые особенности по организации рабочих отношений.

  1. Профессиональные качества педагога воспитателя оцениваются во время собеседования. При этом в случае отказа, в соответствии со ст. 64 ТК РФ кандидат может потребовать составить в письменной форме причину отказа. В этом случае работодатель обязан ответить на запрос. Поэтому при формировании вакансии, работодатель обязан указать все требования к будущему сотруднику. Иначе ситуация может обернуться незаконным отказом в получении вакантной должности и, в следствии, судебным разбирательством.
  2. Заключение трудового договора требует наличия ряда документов. В обязательном порядке предоставляются паспорт, страховое свидетельство, документы о тематическом образовании и уровне квалификации, справка о несудимости. При первом приёме на работу может отсутствовать трудовая книжка (первую запись в новой делает новый работодатель). Для военнообязанных лиц необходимо наличие военного билета.
  3. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требует от педагога наличие образовательного ценза.

Профессиональная подготовка воспитателя детского сада требует систематизации знаний и последовательного подхода в вопросах образования. Они должны успешно сочетаться с личными чертами характера для достижения высокого профессионализма.

Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование в процессе изучения курса педагогики.

Как известно, умения – это способность человека применять имеющиеся у него знания на практике в различных условиях. Знания являются как бы инструментом по отношению к умениям. Без знаний не бывает умений. Однако и знания без умений не дают возможности человеку успешно работать. Умения формируются в деятельности. Имея знания, человек может постепенно научиться тем или иным практическим действиям, идя путем проб и ошибок. Тем не менее, более рациональным является путь целенаправленного формирования умений в процессе обучения. Для того чтобы обеспечить эту целенаправленность, надо знать:

1) какие умения формировать; 2) каковы условия формирования умений; 3) каковы способы формирования умений.

Воспитатель ДОУ должен обладать психолого-педагогическими, частнометодическими и специальными умениями.

Психолого-педагогические умения наиболее обобщены и относятся ко всей педагогической деятельности воспитателя. Это умение аналитические, коммуникативные и др. о них пойдет речь дальше.

Частнометодические – это специфические умения, связанные с обучением или организацией конкретной деятельности, например умения обучать рисованию, ритмическим движениям, пению и т.д. обучении этим умениям осуществляется в процессе изучения частных методик. Однако и при изучении курса педагогики у учащихся формируют частнометодические умения, например умения, организовывать игровую, трудовую деятельность детей, руководить ею.

Специальные умения – это умения в той области деятельности, которой обучают детей. К ним относятся умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, выполнять физические упражнения, движения под музыку и т.п.

Перечень умений, необходимых специалисту в работе, формируется на основе анализа профессиональной деятельности и находит отражение в профессиограмме.

Выделим психолого-педагогические умения из профессиограммы воспитателя ДОУ.

Аналитические умения: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка; анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия; анализировать и оценивать реально существующие педагогические явления, причины, условия и характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у определенной части детей группы, недисциплинированность, чрезмерная возбудимость отдельных детей); анализировать педагогическую деятельность других воспитателей (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе; анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности.

Проектировочные умения (проектирование результатов педагогических воздействий, планирование путей осуществления педагогических воздействий): проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей; выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения; планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей; теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные умения подготовка к реализации учебно-воспитательных задач): анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности детей; осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям; расчленять каждое действие (культурно-гигиенические, трудовые, изобразительные, физкультурные и другие умения и навыки) на отдельные операции, обосновывать значение каждой операции; находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности, с одновременной организацией детей для выполнения различных видов деятельности; обоснованно с учетом психологических особенностей дошкольников определять логическую структуру организации занятий и отдельных моментов в режиме дня.

Организаторские умения: управлять поведением и активностью детей; увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами; группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей; быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий; четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.

Коммуникативные умения: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями; находить контакт и правильный тон при общении с разными людьми в разных обстоятельствах; располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

Умения, необходимые для контроля за ходом педагогического процесса и регулирования его: видеть одновременно всех детей; определять по внешним проявления и поступкам детей изменение их психологического состояния, понимать и объяснять поведение детей в конкретных жизненных ситуациях; своевременно и разумно менять поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогические воздействия и конкретных условий; по ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые дополнительные указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их; усложнять требования и стимулировать ход деятельности, учитывая успехи и достижения воспитанников.

Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач: анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами; выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов воспитательно-образовательной работы; анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности; соотносить свой опыт с педагогической теорией; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать педагогические задачи.

Таков перечень основных общепедагогических умений, которыми должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста, имеющий среднее специальное образование.

Рассмотрим теперь частнометодические умения (на примере руководства сюжетно-ролевыми играми – одним из наиболее специфических видов деятельности детей).

Чтобы успешно руководить сюжетно-ролевыми играми, воспитатель должен уметь наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать (диагностировать) уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом (содержание игр, характер взаимоотношений детей); проектировать развитие игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом, планировать приемы, направленные на развитие игры; обогащать впечатления детей, для того чтобы игры стали боле разнообразными, интересными (воспитатель отбирает соответствующий литературный материал, трансформирует его таким образом, чтобы он был доступен детям, организует экскурсии, рассказывает ребятам что-либо из своего личного опыта, показывает иллюстрации, чтобы вызвать у детей желание отразить полученные впечатления в игре). Не менее важными в руководстве сюжетно-ролевыми играми являются умение взрослого организовывать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать им новую игру, планировать ее подготовку и содержание; проектировать содержание конкретной сюжетно-ролевой игры (предоставлять возможное ее развитие, предвидеть, как она будет проходить у конкретной группы детей); развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательными задачами (предлагать новые роли, игровые действия, ситуации); вопросами, советами обогащать содержание игры, включаться в игру с детьми, прямыми способами (показ и пояснение) обучать маленьких детей игре.

Итак, мы знаем, какие психолого-педагогические и частнометодические умения по руководству сюжетно-ролевыми играми необходимо развивать у наших учащихся. Формирование этих умений осуществляется как на занятиях по курсу педагогики, так и в процессе педагогической практики. Направляет, организовывает, контролирует весь процесс обучения преподаватель педагогики.

Мы уже говорили, что умения формируются в деятельности. Как же организовывать деятельность учащихся, чтобы выработать у них необходимые умения? Для этого нужны определенные условия:

    Планомерное и целенаправленное обучение. Преподаватель планирует последовательное обучение умениям в связи с изучением теоретического учебного материала.

    Осознанная деятельность учащихся по овладению умениями. Уже на вводных занятиях по педагогике преподаватель объясняет, какими умениями, необходимыми воспитателю для успешной работы, должен овладеть будущий специалист. При выполнении каждой практической работы преподаватель указывает не только ее содержание и конечный результат, но и те педагогические умения, которыми овладевает специалист в ходе ее выполнения. Например: «Сегодня на занятии мы будем анализировать на основе ваших наблюдений состояние игровой деятельности детей ваших групп. Анализ необходим для того, чтобы правильно ставить задачи в руководстве играми. Вы уже определяли уровень учебной деятельности у отдельных детей своей группы. Способы анализа примерно одинаковы. Вспомним, как мы анализировали и оценивали состояние учебной деятельности детей».

    Наличие знаний у учащихся. Для того чтобы выполнить названное выше задание, учащийся должен знать, по каким показателям может проводится анализ уровня развития игровой деятельности (тематика, сюжет игры, количество участников, наличие наделенных разными функциями ролей, способ применения игрушек и предметов в игре, характер общения и др.) и какой уровень характерен (задан программой) для детей данного возраста.

    Осознание цели и способов действий. Выполняя работу, учащийся должен знать о ее назначении, цели (в нашем примере – установить уровень развития игровой деятельности, чтобы затем наметить задачи по дальнейшему руководству играми детей) и о том, каким образом ее можно достигнуть (на основе записей игр определить, соответствует ли требуемому уровню каждый показатель игровой деятельности; выявить, какие стороны игры находятся на достаточно высоком уровне, по каким показателям уровень недостаточен; на основании проведенного анализа дать общую описательную оценку развития игровой деятельности детей).

    Неоднократное выполнение действий в варьирующихся условиях. Чтобы сформировалось, необходимо применять его много раз в новых условиях. Например, целесообразно проанализировать не одну игру, а несколько или же дать оценку игровой деятельности не одной, а нескольких групп детей. Полезно на уроке под руководством преподавателя педагогики анализировать игру одного вида, а в ДОУ вместе с руководителем подгруппы практикантов – другого вида и т.п. следует иметь также в виду, что психолого-педагогические умения легко переносятся с руководства одной деятельностью детей на другую; учащиеся должны лишь усвоить их алгоритм (определенный порядок, последовательность действий). Так, научившись анализировать и оценивать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей при изучении темы «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», учащийся без затруднений использует это умение при анализе любой другой детской деятельности.

Зная перечень формируемых умений и условия их выработки, мы без особого труда определяем формирования умений: это решение педагогических ситуационных задач, анализ педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, практическая деятельность учащихся с детьми в ДОУ. Так как последняя представляет собой область педагогической практики, ею руководит преподаватель – руководитель подгруппы практикантов. Однако преподаватель педагогики, обеспечивая связь теоретического обучения с практикой, часто дает задания учащимся по наблюдению за детьми, проведению с ними отдельных воспитательных мероприятий в ДОУ. Делается это для того, чтобы впоследствии на уроке проанализировать выполнение задания или опереться на опыт учащихся. Вот примеры заданий по оценке педагогической ситуации, запись которой осуществляется на практике, а анализ – на уроке педагогики: «Запишите жалобы детей и реакцию на них воспитателя. Проанализируйте педагогическую ситуацию, дайте ей оценку». Или: «Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, попробуйте включиться в нее, взяв на себя какую-нибудь второстепенную роль («больного» в игре во «врача», «покупателя» в игре «магазин», «пассажира» в игре в «поезд» и т.п.)». опираясь на опыт учащихся, преподаватель на следующем уроке показывает различные приемы поддержания и развития сюжетно-ролевой игры воспитателем путем включения в нее второстепенных ролях. В процессе выполнения практического задания в ДОУ у учащихся формируется одно из умений руководства сюжетно-ролевыми играми.

Следует учитывать, что далеко не все психолого-педагогические умения могут формироваться на уроках. На занятиях учащиеся учатся анализировать (на основе наблюдений в ДОУ), проектировать и конструировать (планировать) свою педагогическую деятельность. Организаторские, коммуникативные умения, умения контролировать деятельность детей формируются только в процессе непосредственного общения и работы с ними.

Попытки организовывать «деловые игры», в которых одни учащиеся на себя роли «педагогов», а другие – «детей», как правило, не умеют большого успеха, потому что выполняющие роль «детей» не могут ее сыграть так, чтобы «педагог» попал в реальную ситуацию общения с ребенком. Самое большее, что может преподаватель на уроке, - это назвать, объяснить и продемонстрировать отдельные приемы организаторской, коммуникативной или контролирующей деятельности, то, что в педагогике принято называть техникой педагогической работы. Отработка педагогической техники (умения владеть голосом, жестом, мимикой, распределять и последовательно переключать внимание, привлекать внимание к себе, четко формулировать задачи, задания, лаконично и доступно объяснить смысл задания и др.) необходима. Для этой цели хороши были бы специально разработанные упражнения и задания. Однако если в колледже сложились прочные традиции, если в нем живет «педагогический дух» и высокая требовательность к воспитанникам, то овладение педагогической техникой происходит в ходе всего учебного процесса и внеучебной работы.

Вот, к примеру, некоторые единые требования к учащимся, выполнение которых на любом предмете способствует овладению педагогической техникой: «Следите за порядком на своем рабочем месте в аудитории – это нужно вам, чтобы выработать привычку содержать в порядке рабочий стол воспитателя.

Слушайте внимательно ответ учащегося, приучайте себя вникать как в построение фраз, так и в смысловое содержание. Это поможет вам правильно оценивать ответы детей, поправлять допущенные ими ошибки.

Говорите связано, свободно, достаточно громко, эмоционально, убедительно, чтобы научиться общаться с детьми, рассказывать им, объяснять».

Что касается аналитических, проектировочных и конструктивных умений, то они формируются на учебных занятиях по педагогике и частным методикам. Если аналитические умения опираются преимущественно на знание психологии, то проектировочные и конструктивные – на знания педагогики и частных методик. Следует иметь в виду, что умения эти тесно связаны между собой. Сам по себе анализ не имеет смыслового значения, если учащийся на основе его не проектирует свою дальнейшую деятельность (ставит цели, выдвигает задачи) и не конструирует ее (отбирает содержание, выбирает рациональные для каждого случая формы, методы и средства обучения и воспитания). Поэтому на формирование профессиональных умений должна быть направлена система практических занятий и заданий, как бы охватывающая эти три группы умений. В методических рекомендациях к изучению темы «Игра» показан примерный комплекс таких практических занятий.

Практические работы по специфике деятельности учащихся могут быть подразделены на:

    Анализ педагогических ситуаций. В качестве педагогической ситуации используется либо наблюдение учащегося, либо пример из художественной или педагогической литературы, либо специально подобранные задачи. Учащиеся должны проанализировать и оценить ситуацию: указать причины и мотивы поведения детей, действий педагога или родителей; выявить допущенные педагогические ошибки; высказать суждение о возможных вариантах действий.

    решение педагогических ситуационных задач. Учащемуся предлагается спланировать, спроектировать свою деятельность, выбрать наиболее целесообразные, но его взгляд, способы и средства педагогического воздействия при заданных педагогических условиях. Эти условия могут быть либо сформулированы в задаче, либо являться результатом предварительной аналитической деятельности на основе наблюдений. Их можно взять из практического опыта учащегося.

    1. На основе анализа игровой деятельности детей вашей группы спланируйте перспективы ее развития: какого уровня игровой деятельности хотели бы вы добиться в течение ближайшего полугодия? Какие приемы вы используете для этой цели?

      На основе составленной вами характеристики культурно-гигиенических навыков отдельных детей в группе сформулируйте задачи их совершенствования с учетом программных требований.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

    педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

    педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

    педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

    культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;

    педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя . Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств , как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества , как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников , сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Педагогический такт - это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника , его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания . Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя , его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом . Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников .

Педагог - это не только профессия , суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности , утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа , который характеризуется следующими качествами :

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Высокий профессионализм ;

Потребность в постоянном самообразовании;

Любовь к детям;

Интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность .

Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога . Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания - это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности , которые характеризуют его профессионально -педагогическую направленность.

Такими качествами выступают - педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме "Каким должен быть современный педагог?". По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.

Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателя гуманного педагогического процесса следующим образом : «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя . Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя . Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога . Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества - направленность , уровень притязаний, самооценка, образ «я» .

Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии - служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу , поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.

Еще одним качеством личности педагога , выражающим его "воспитательную силу ", можно считать "харизму". В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего, такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности : использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.

Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества , как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память .

Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Педагогический оптимизм - это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя . Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.

Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения .

Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам . Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя , стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам . Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется , так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая , в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы . Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель , который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения , разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются :

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: