Весь цветовой спектр. Цветовой спектр: на какие сегменты он делится и как нам видится? Построение цветового круга

Знаменитый физик Исаак Ньютон разложил солнечный луч сквозь трёхгранную призму. И получил разноцветную полоску цветов или цветовой круг, называемые спектром.

Сначала он выделил 5 цветов, но затем подумал и решил что будет 7 цветов, как 7 нот. Но при рисовании цветового круга один цвет выпадает - это голубой. С голубым Ньютон ошибся. Так как есть 3 основных цвета, из них получают 3 вторичных (вторичный цвет - это тот цвет радуги который получили путём смешивания двух цветов).

Итого цветов в цветовом круге все-таки 6. Шесть цветов замыкают в круг и каждый цвет занимает своё место, чётко образуя 3 пары дополнительных цветов.

Если сюда добавить голубой, то вся система сочетаний цветов рухнет. И вообще, голубой состоит из белого и синего. Для своего существования он берёт из радуги всего один цвет. С таким же успехом в радугу можно включить розовый, персиковый, светло-зелёный, светло-фиолетовый. Они тоже взяли бы один цвет из радуги плюс белый. Вот такую несправедливость совершил Ньютон.

6 цветов спектра (полоска цветов радуги). Очерёдность расположения цветов в этой полосе такая же, как и в радуге. Радуга - это отражённые и рассеянные световые лучи от мелких капелек воды. Поочерёдность расположения цветов в радуге считается самым лучшим сочетанием цветов. Оттенки цветов образовываются плавным переходом цвета из одного в другой.

Позже эту полоску спектра замкнули в цветовой круг и по этому кругу стали выделять остальные цветовые сочетания. Основные мы рассмотрим позже.

Но были и сложные макеты. Некоторые учёные делали модели в виде шара, конуса. Шар делили поверхность на цветовые кубики с разными оттенками и ставили две стрелки, которые указывали на сочетание двух цветов.

Или соединяли основаниями два конуса делая растяжку верхнего конуса к чёрному цвету, а нижнего к белому цвету, таким образом, по этому макету определяя сочетания цветов.

Но говоря от себя, хочу сказать, что основные сочетания цветов вы должны знать. А как сочетаются оттенки цветов - художник должен чувствовать и без макета.

Цвета делятся на две основные группы: хроматические и ахроматические.

Ахроматические цвета - белый, серый, чёрный - это отдельная группа цветов, называемая ахроматической , т.е. без цвета (впереди А потому, что в латыни - приставка А впереди слова означает - отрицание). Серый - входит в эту группу со всеми своими переходами: светло-серый, средне серый, темно-серый.

Хроматические цвета - цвета радуги - это другая группа цветов, которую называют хроматической. Соответственно и цвета радуги называют хроматическими.

Любой художник, дизайнер и вообще любой человек имеет те или иные предпочтения в цвете. Что же такое цвет?

В 1676 году сэр Исаак Ньютон разложил белый солнечный цвет на цветовой спектр с помощью призмы. Через узкую щель солнечный свет падал на трехгранную призму, преломлялся и проецировался на экран, на котором возникало изображение цветового спектра в виде непрерывной полосы. Она начиналась с красного цвета, далее шел оранжевый, затем желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Если получившееся изображение пропустить через собирающую линзу, то при соединении всех цветов вместе на выходе опять появляется белый свет. Если мы удалим из спектра один цвет, например, красный, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета (оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый), то полученный нами смешанный цвет будет зеленый - это дополнительный цвет к удаленному нами красному. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

Цвета спектра создаются световыми волнами различной длины. Каждый цвет спектра может быть точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии их человеческим глазом и мозгом в процессе поглощения предметом световых волн. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет появляется лишь при их освещении. Синяя книга выглядит синей потому, что она поглощает все световые волны, кроме синей. То есть, молекулярный состав обложки книги таков, что он отражает синие световые лучи, а все остальные поглощает. В ньютоновском эксперименте с призмой смешиваются невещественные цвета, и смешение основных цветов дает белый. Живописные краски (пигментные) являются вещественными, и смешение основных цветов в определенной пропорции даст черный.

Цветовой круг.

Выделяют 7 основных цветов - красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый . Эти цвета в чистом виде представлены в радуге.

Обычно цвета спектра изображают в виде круга, разбитого на секторы.

Все цвета подразделяются на 2 группы:

  1. Группа ахроматических цветов - белый, черный и промежуточные тона.
  2. Группа хроматических цветов - все остальные цвета с оттенками спектра.

Порядок цвтов. Основные цвета.

Желтый, красный и синий - основные цвета первого порядка , из которых могут быть получены все остальные.

Оранжевый, зеленый и фиолетовый - цвета второго порядка . Они получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый).

Желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый - цвета третьего порядка, каждый из которых получается путем смешения цвета первого и второго порядка (красный + оранжевый = красно-оранжевый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, и т.д.).

Дополнительные цвета.

Дополнительные цвета располагаются на цветовом круге друг напротив друга: желтый - фиолетовый, красный - зеленый, синий - оранжевый, желто-оранжевый - сине-фиолетовый, и т.д. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный к нему цвет. Смешение двух дополнительных цветов дает нейтральный черно-серый тон. Дополнительные цвета необычайно контрастны и очень редко хорошо смотрятся вместе в "неестественных условиях". Красный круг на зеленом фоне выглядит необычайно кричащим, вибрирующим, выпрыгивающим за пределы своей формы. Однако, в природе множество примеров, когда дополнительные цвета отлично смотрятся вместе: красно-зеленая поляна земляники, или желто-фиолетовые цветки орхидеи.

Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом, очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.

Сочетаемость цветов.

Восприятие цвета во многом зависит не только от его простоты или сложности, но и от того, с какими цветами он соседствует - на восприятие цветак влияет его окружение. Например, более светлый тон в соседстве с темным кажется светлее, а темный - более темным.

Нет смысла ограничивать себя работой только цветами тех красок, которые имеются в вашем распоряжении. Для получения необходимого цвета краски в большинстве случаев можно смешивать. При этом для того, чтобы образовалась краска нужного цвета и оттенка, достаточно красок семи основных цветов спектра, поэтому они входят в любой набор красок.

При этом весьма существенно, используются ли при росписи краски чистых цветов или их смеси. Дело в том, что краски чистых цветов допускают их применение только при выполнении орнаменальных или условных композиций. При их помощи нельзя добиться эффекта реалистичности изображения. Поэтому при выполнении натюрмортов, пейзажей и других видов рисунков, например, при росписи по эмали, необходимо пользоваться только сложными цветами, то есть теми, которые отличаются от цветов спектра. Чтобы добиться более живого цвета, достаточно добавить в краску совсем немного краски другого цвета, например, немного синей краски в красную, так получается краплак.

Теплые цвета.

Желтый . Практически во всех культурах желтый, наряду с золотым, обозначат солнце и является символом мудрости и познания. В древнем Китае носить желтые одежды разрешалось только Императору и его семье. Желтый - самый яркий, самый светлый и самый заметный цвет, он как бы выдвигается на первый план, и кажется больше, чем все остальные. Попробуйте взглянуть на полку с книгами, или на коробку с карандашами: если там есть желтый цвет, он, несомненно, привлечет ваш внимание первым. Поэтому используйте желтый цвет, когда хотите привлечь внимание зрителя к определенной точке.

Оранжевый - активный, дружелюбный цвет. В цветовой терапии используется как антидепрессант. В красно-оранжевом оттенке достигает максимума активной, теплой энергии. Затемненный черным превращается в коричневый и теряет свой экспрессивный характер. При осветлении коричневого белым получаем бежевые оттенки.

Красный - цвет страсти, цвет действия. Любовь, ярость, самые сильные эмоциональные состояния ассоциируются у нас с красным цветом. В красный окрашены знамена революций, одежды древних воинов. Выразительность красно-оранжевого цвета меняется в контексте изменения контрастирующего цвета. Так, на оранжевом фоне красно-оранжевый кажется безжизненным. На темно-коричневом красно-оранжевый пылает сухим жаром. Пика своей драматичной выразительности красно-оранжевый достигает в контрасте с черным. На зеленом фоне он действует очень агрессивно и раздражающе. На сине-зеленом выглядит разгорающимся огнем, а в контрасте с розовым выглядит тусклым, угасающим.

Холодные цвета.

Синий . В земной атмосфере синий цвет разлит начиная от нежнейшего голубого, ассоциирующегося с возвышенным и духовным, до глубочайшего темно-синего, граничащего с черным и вызывающего чувство одиночества, боязни. В Китае синий символизирует бессмертие, в Индии - мудрость, у Друидов - правду и гармонию.

Зеленый . Если бы эликсир жизни существовал, он, несомненно, был бы зеленого цвета: цвета зарождающейся жизни. Желто-зеленые оттенки напоминают нам цвет весенней природы. После операции пациенты выздоравливают быстрее, если в их палате присутствует зеленый цвет. Сине-зеленый является самым холодным цветом на цветовом круге, и, в противоположность к желто-зеленому производит впечатление холодной агрессивности.

Фиолетовый . В качестве антипода желтого цвета - цвета познания - фиолетовый выступает символом бессознательного и таинственного. Чистый фиолетовый несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие. Сине-фиолетовый вызывает чувство отрешенности, а красно-фиолетовый ассоциируется с духовным величием.

Нейтральные цвета.

Серый не сражается и не доказывает. Серый - цвет умиротворения. Подобно каменной глыбе, его сила тихая и вневременная.

Коричневый . В оттенки коричневого окрашена кора деревьев, камни, песок, ракушки, скорлупа орехов. Коричневый вызывает ощущение защищенности и комфорта.

Цветовая гармония и цветовые созвучия.

Под цветовой гармонией понимается впечатление от взаимодействия двух и более цветов. У каждого человека свои цветовые предпочтения, поэтому понятие цветовой гармонии весьма субъективно. Как правило, субъективные гармоничные цветовые сочетания лишены сильного контраста, и построены на сочетании различных цветов близких по светлоте, либо на сочетании цветов, близких по своему характеру. Оценка гармоничного сочетания цветов вызвана ощущением "нравится - не нравится", и лишена всякой объективности.
Посмотреть на цветовую гармонию с другой, физиологической, стороны, нам поможет следующий опыт: если некоторое время смотреть на желтый квадрат, а потом закрыть глаза, то возникнет изображение фиолетового квадрата. И наоборот, закрыв глаза после наблюдения фиолетового квадрата мы увидим желтый. Подобный опыт можно производить со всеми цветами, и всякий раз, закрывая глаза, мы увидим цвет, дополнительный к тому, что мы только что рассматривали. Это и есть естественная потребность человеческого глаза достичь цветового равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. То есть, гармоничным считается то произведение, сумма цветов которого даст нам нейтральный серый цвет. Но нет никакой необходимости утверждать, что цветовые произведения обязательно должны быть гармоничными.

Созвучие двух цветов.

На цветовом круге два диаметрально противоположных цвета являются дополнительными и образуют гармоническое сочетание.

Созвучие трех цветов.

Если из цветового круга выбрать цвета, которые находятся на вершинах равнобедренного треугольника, мы получим гармоничное трезвучие. Желтый, красный и синий - самое сильное трезвучие. Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желтый - более мягкое трезвучие.

Созвучие четырех цветов.

Во внутреннюю окружность цветового круга можно вписать как квадрат, так и прямоугольник, на вершинах которого будет четыре цвета, образующие гармоничное созвучие четырех цветов: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый и сине-зеленый; желто-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-оранжевый, и так далее.

Созвучие шести цветов.

В наш двенадцатичастный цветовой круг можно вписать два различных шестиугольника: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый; желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Количество доступных цветовых сочетаний существенно расширится, если мы будем использовать цветовой круг не из 12 цветов как у нас, а, например, из 24 цветов.
Вышеизложенные примеры показывают, что теория гармоничных созвучий не стремится ограничить наше воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета. .

Можно копировать с указанием на источник и активной индексируемой гиперссылкой на сайт

Раньше, рассматривая работы профессиональных дизайнеров, у меня был только один вопрос. Как это они так круто подбирают цвета? И вроде ничего особенного, но работа выглядела гармонично и привлекательно. А все дело в понимании взаимодействия цвета и знания нескольких полезных фишек.

Немного теории.

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного.

Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию (см. рис. 1) то получим картинку цветового спектра который способен увидеть человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.

Такое сочетание цветов мы можем наблюдать в природе на примере радуги. В радуге содержатся те же самые цвета, что мы наблюдаем при разложения пучка белого света с помощью призмы. Для тех кому сложно запомнить порядок и названия цветов могут легко выучить строчку: «К аждый о хотник ж елает з нать где с идит ф азан».

Для того чтобы понять как сочетаются между собой цвета нам надо построить цветовой круг.

Построение цветового круга.

Есть три цвета которые человек с нормальным зрением может определить. Это желтый без зеленоватого и оранжевого оттенка, красный без оранжевого и фиолетового тона, и синий без фиолетового и зеленого оттенка.

Эти три цвета являются основными цветами так как все последующие получаются производными от них. Расположение смотрим на картинке.

При смешивание основных цветов

Желтый + красный, красный + синий, синий + желтый,

мы получаем – это оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Пустые слоты заливаются цветами третьего порядка которые получаются при смешивании основных цветов и составных.

Таким образом получается правильный цветовой круг

Цвет может быть светлее или темнее. Другими словами, цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. ()

Цвета делятся на спектральные и неспектральные, хроматические и ахроматические.

Спектр и спектральные цвета.

В 1671 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом (см. рисунок ниже):

Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами . Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета - красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 380 до 740 миллимикрон:

1 микрон или 1 m = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 MIT) =1/1 000 000 мм.

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:

Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми .

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "эта чашка красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - жёлтый, красный и синий - смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. ()

Таблица, характеризующая физические характеристики спектральных цветов:

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны. Их можно интерпретировать, как узкие (вплоть до монохроматичности) участки непрерывного спектра видимого светового излучения. ()

Что такое непрерывный спектр?

Белый свет разлагается призмой на спектральные цвета (спектр): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это распределение «главных» цветов было предложено Ньютоном по аналогии со звуковой гаммой. Между отдельными цветами происходят непрерывные переходы тонов. Красный свет отклоняется меньше всего, фиолетовый имеет наибольший угол отклонения. При помощи цилиндрической линзы можно снова соединить спектральные цвета в белый свет (рис.216). Следовательно, белый цвет является смесью множества цветных лучей спектра .

Если ввести в сходящийся пучок лучей позади цилиндрической линзы вторую (тонкую призму, то она отклонит часть лучей и на экране появится окрашенное изображение щели, например светло-голубое; неотклонённые лучи дадут второе изображение щели (оранжевое). Эти два пучка лучей дадут совместно белый цвет. Такого рода цвета: красный и зеленый, оранжевый и светло-голубой, желтый и синий называют дополнительными цветами .

Замечание. Желтый и синий спектральные цвета дают совместно белый; но соединение желтой и синей красок дает зеленый цвет. В последнем случае речь идет об отраженном свете. Желтая краска отражает главным образом оранжевый, желтый и зеленый. Синяя отражает, наоборот, зеленый и синий. В смеси преобладает отраженный зеленый цвет.

Одинаковые призмы из разных сортов стекла дают спектры различной ширины. Комбинируя призмы с различными преломляющими углами, можно уменьшить отклонение и одновременно увеличить ширину спектра (спектроскоп прямого зрения). Комбинируя призмы из флинтгласа и кронгласа с различными преломляющими углами, можно, наоборот, устранить разложение в спектр и сохранить отклонение - ахроматические призмы. ()

На диаграмме ниже все спектральные цвета заключены внутри кривой линии, прямая линия, соединяющая фиолетовый и красный - это линия пурпурных цветов, которые относятся к неспектральным.

Таким образом, спектральные цвета - это реальные цвета, а неспектральные - это воображаемые цвета, которые находятся за пределами данной кривой и образуются посредством произвольного смешения спектральных и ахроматических цветов.

В следующий раз рассмотрим подробнее спектральные цвета, какие цвета являются первичными (основными) и дополнительными, что такое аддитивное и субтрактивное смешивание (воспроизведение) цвета, что такое цветовой круг и какое практическое значение он имеет при подборе одежды. Основные определeния основных и дополнительных цветов и видов смешивания даны выше, но нужны иллюстрации и более детальное рассмотрение.

Главная > Документ

ВВЕДЕНИЕ

Человеческий глаз способен различать порядка семи миллионов различных оттенков. Но наш язык и система понятий не в состоянии дать такое количество названий - не хватает слов. Наверное, тот, кто давал когда-то имена вещам и явлениям, приступив к цветам, вовремя остановился, почувствовав дыхание бесконечности. Поэтому мы и оперируем весьма скромным и неопределенным набором. И эти несколько названий носят не оригинальный, а ассоциативный характер. Так, красный - красивый, желтый - желчь, оранжевый - от английского слова «апельсин», малиновый, салатный, сиреневый и т. д. Поэтому очень трудно описать какой-то оттенок, так как у него нет названия. В разных каталогах один и тот же цвет может называться по-разному. Как же разобраться во всех этих верблюжьих, смарагдово-зеленых, дымчато-коричневых, лососевых оттенках? Все многообразие цветов называется «спектр», который обычно изображают в виде цветового круга, развивающегося от красного цвета через желтый - к синему и замыкающегося через глубокий фиолетовый на темно-пурпурный и вновь на красный. В спектре солнечного света различается около 130 цветов с оттенками. В цветовом круге - около 150 за счет добавления 20 пурпурных. Количество делений в цветовом круге может быть от 8 до 160 и более, но обычно пользуются 32-цветным кругом.

ЦВЕТОВОЙ СПЕКТР
Вселенная обладает неповторимым красочным многоцветьем. И это, видимо, не случайность, надо полагать, что в задачу природы, на первом этапе входило именно таким образом привлечь внимание человека. Видимый спектр для обычного человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Когда белый свет идет через хрустальную пирамиду он преломляется в радугу, в которой заключены все возможности. Видимый спектр – это излучения, имеющие длины волн от 380 до 770 миллимикрон, которые и вызывают у нас ощущения света и цвета, благодаря им мы видим окружающий мир. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета. Легче всего увидеть красный цвет. Свет в этом конце спектра имеет большую длину волны. С другой стороны, там, где синий свет переходит в фиолетовый и лиловый свет, волны коротки. В науке есть достаточно информации об особенностях цветового зрения различных животных. Птицы и рептилии не видят синего цвета, а некоторые глубоководные рыбы все видят в красном цвете. Правда, золотая рыбка различает краски хорошо. Развитым цветовым зрением обладают черепахи. Кошки вообще не обладают цветовым зрением. Лягушка хорошо различает цвета по всему полю зрения, а не так как человек – лучше к центру и хуже к периферии. Довольно просто заметить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. Лучше всего цвета различаются при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному цвету, желтый – к серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой, фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными. Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные цвета, и особенно черный уменьшают предметы (явление иррадиации). Существуют люди с врожденными дефектами зрения. Чаще всего встречаются нарушения восприятия красного и зеленого – дальтонизм. Этим дефектом страдают большего всего мужчины. Учеными установлено, что эти люди имеют определенные нарушения памяти. Человек, умеющий видеть, различать цвета, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на более высоком уровне. Обратите внимание – может мир для тех, кто нас окружает, выглядит несколько иначе.

ПОРЯДОК ЦВЕТОВ В СПЕКТРЕ

Цвета спектра можно хорошо видеть в специальном приборе - спектроскопе. Порядок цветов в спектре такой же, как в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Следовательно, крайними цветами спектра являются красный и фиолетовый. Такая последовательность расположения цветов в спектре всегда сохраняется постоянной и является естественной шкалой цветовых тонов, указывающих на признак хроматических цветов. Получениеспектра , как это должно быть известно из физики, объясняется преломлением солнечного луча. Проходя через трехгранную призму, луч солнечного света отклоняется от первоначального направления и разлагается на множество лучей, обозначенных на экране в виде цветной полосы, называемой спектром.
Солнечный свет не простой, а сложный. Он состоит из световых волн различной длины, которые преломляются неодинаково. Сильнее всего преломляются лучи с короткими волнами - фиолетовые и синие, слабее - лучи с длинными волнами - красные, оранжевые, желтые. Различно преломляемыми лучами и длинами их волн и объясняется расположение в определенном порядке цветов от красного до фиолетового, которыми замыкаются концы спектра .

Цвета спектра, видимые в спектроскопе, необычайно красивы и эффектны. Они производят удивительное впечатление, надолго запоминающееся благодаря чистоте, яркости и гармонии красок. Особые природные качества спектра трудно, конечно, передать обычными нашими красками, не обладающими достаточными свойствами чистоты. На самом деле спектр состоит из множества цветов, и резких границ между каждым цветом в нем не существует. Таким образом, кроме перечисленных выше, в спектре существует еще ряд переходных цветов, составляющих непрерывный ряд.

Спектр представляет собой непрерывный цветовой ряд (в виде прямой) с множеством переходных оттенков от красного до фиолетового. Если мы такой цветовой ряд расположим не по прямой, а в виде замкнутой кривой, то получим круг , в которомцвета займут места в той же последовательности, как в спектре.

Прибавив между красным и фиолетовым новый цветовой тон, который будет результатом их смеси - пурпуровый, мы получим, таким образом, цветовой круг из восьми цветов - желтого, оранжевого, красного, пурпурового, фиолетового, синего, голубого и зеленого (в спектре пурпуровый цвет отсутствует). Их можно в практике считать наиболее важными цветами. Цвета левой части круга (голубовато-зеленый, голубой, синий) принято называть холодными; правой части (желтый, оранжевый, красный) - теплыми. Эти названия условны, так как эти цвета связаны с вызванными в нас ассоциациями. Так, например, красный и оранжевый цвета вызывают у нас воспоминание и представление о цвете огня, пламени, солнца; голубой и синий связываются с представлением о цвете воды, льда, неба и т. д.
Чисто зеленый цвет - нейтральный: ни теплый, ни холодный. В зависимости от того, какой он имеет оттенок - желтоватый или голубоватый, он бывает теплым или холодным. Пурпуровый и фиолетовый цвета также могут быть то более теплыми, то более холодными, в зависимости от того, какой оттенок в них преобладает: Если в них больше красноватых оттенков, то они будут восприниматься теплыми, если больше голубоватых - холодными. Одни цвета имеют некоторое сходство, другие выделяются из всей группы, являясь как бы поворотными пунктами. Так, если начать рассматривать красный цвет и идти от него в сторону желтого, то мы увидим, что он будет постепенно переходить в оранжевый, в котором есть в известной мере и красные и желтые тона. Но если мы придем к чисто желтому цвету, то увидим, что ощущение красного оттенка в нем исчезло вовсе, а появилось ощущение чисто зеленого. То место, где совершенно исчезает сходство с одним цветом и не начинается с другим, называется главным поворотным пунктом. Таких пунктов легко заметить четыре: желтый, зеленый, синий и красный. Эти цвета можно назвать главными.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цве-там спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цве-тов-красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цвето-вого круга попробуем разобраться в закономерностях взаимо-действия цветов. Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, - зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощу-щается примесь голубого цвета, а теплыми-примесь жел-того. Это определение условно, но при колорировании, под-боре красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это просле-живается на примере зеленого цвета: с примесью голубо-го или синего он становится голубовато-зеленым, т.е. хо-лодным, а с примесью желтого - желто-зеленым, т. е. теплым. Основные цвета. Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Составные цвета. Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сложные цвета. Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:

    красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Дополнительные цвета. Расположенные на противополож-ных концах спектрального круга тона называются дополни-тельными. Вот основные пары дополнительных цветов: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зелено-голубой, пурпурный и желто-зеленый. Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они становятся сероватыми, малонасыщенными, как бы погашая друг друга. Внутри основного цветового круга распо-ложены три концентрических круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что, получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем желтый цвет и начинаем постепенно добав-лять к нему фиолетовый. Сначала у нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько по-терял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиоле-тового желтый теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому ахроматическому. Подобное явление наблюдается при смешении любой па-ры дополнительных цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному снижает его насыщенность. Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда необходимо получить какой-либо приглу-шенный или так называемый мягкий цвет. И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в различных пропорциях, дают серию привлекатель-ных по тону малонасыщенных цветов. Этот прием существен-но обогащает палитру художника, Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ (лессировка), при кото-ром цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на поверхности в виде мелких точек, орнамен-тальных форм или полосок, создают при восприятии на рас-стоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются при колорировании текстильных изделий: первый и второй - в росписи тканей, третий - в ткачестве и ковроделии.

СПЕКТР КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

В природе излучение от различных источников света либо предметов редко является монохроматичным, т.е. представленным излучением только одной определенной длины волны, и имеет довольно сложный спектральный состав, т.е. в нем присутствуют излучения самых различных длин волн. Если представить эту картину в виде графика, где по оси ординат будет отложена длина волны, а по оси абсцисс - интенсивность, то мы получим зависимость, называемую цветовым спектром излучения или просто спектром цвета. Для окрашенных поверхностей спектр цвета определяется как зависимость коэффициента отражения ρ от длины волны λ, для прозрачных материалов - коэффициента пропускания τ от длины волны, а для источников света - интенсивности излучения от длины волны. Примеры цветовых спектров различных источников света и материалов приведены на рис. 1.2 и рис. 1.3. Рис.1.2 Кривые спектра отражения различных красок: изумрудной зелени, красной киновари, ультрамарина Рис. 1.3. Примеры спектральных распределений интенсивностей излучения различных источников света: свет от ясного голубого неба, среднедневной солнечный свет, свет лампы накаливания По форме спектральной кривой можно судить о цвете излучения, отраженного от поверхности предмета или испущенного самосветящимся источником света. Чем более будет стремиться эта кривая к прямой линии, тем более цвет излучения будет казаться серым. Чем меньше либо больше будет амплитуда спектра, тем цвет излучения предмета будет менее или более ярким. Если спектр излучения равен нулю на всем диапазоне за исключением определенной узкой его части, мы будем наблюдать так называемый чистый спектральный цвет, соответствующий монохроматическому излучению, испускаемому в очень узком диапазоне длин волн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В природе фактически нельзя встретить чистых цветов. К примеру, даже если принять излучение солнца в полдень за эталон белого цвета, то и он на самом деле окажется не белым, а имеющим ту или иную окраску, возникающую вследствие изменения спектрального состава солнечного излучения в процессе его прохождения сквозь толщу земной атмосферы: молекулы воздуха, а также находящиеся в атмосфере частички пыли и воды взаимодействуют с потоком солнечного излучения, причем в зависимости от длины волны этот процесс происходит менее или более интенсивно. Поэтому в вечерние и утренние часы, когда солнце находится низко над горизонтом и солнечные лучи должны проходить большее расстояние в атмосфере, чем в полдень, солнечный свет кажется нам не белым, а желтоватым, а освещенные им предметы - окрашенными в различные оттенки желтого, оранжевого, розового и красного. Это происходит из-за того, что атмосфера поглощает коротковолновую (условно синюю) и свободно пропускает длинноволновую (условно красную) составляющую излучения солнца. Таким образом, получается, что цвет предметов напрямую зависит от источника света, освещающего поверхность данного предмета. Точнее, световое излучение, отраженное от поверхности предмета, либо прошедшее через нее и формирующее в зрительном аппарате ощущение цвета этого предмета, определяется, как свойствами самого предмета отражать либо поглощать свет в зависимости от длины волны, так и свойствами источника света, используемого для освещения этого предмета, изменять интенсивность излучения в зависимости от длины волны. Поэтому при проведении цветовых измерений необходимо всегда учитывать используемое при этом освещение и по возможности пользоваться только стандартными источниками света, причем не использовать сразу несколько разнотипных источников. То же самое касается любых работ с цветными изображениями, когда необходимо обеспечить высокую точность цветопередачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в дизайне» М. «Мир» 1982 г. 2. Багданов К. Б. Физика в гостях у биолога М: Наука, 1986 3. Перышкин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 1980 4. Глазунов А. Т., Курминский И. И., Пинский А. А., Квантовая физика, 1989 5. Научно - популярный физико-математический журнал «Квант», 1987 6. Попов Г. В., П-58, Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы. М: «Просвещение», 1971 7. Чандаева С. А., Физика и человек, АО «Аспект пресс», 1994.-336с. 8. Шашлов Б. А. «Цвет и цветовоспроизведение» М. «Книга» 1986 г. |1.Рассмотреть порядок цветов в спектре
2.Охарактеризовать цветовой круг
3.Рассмотреть спектр как характеристику цвета |1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в дизайне» М. «Мир» 1982 г.
2. Багданов К. Б. Физика в гостях у биолога М: Наука, 1986
3. Перышкин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 1980
4. Глазунов А. Т., Курминский И. И., Пинский А. А., Квантовая физика, 1989
5. Научно - популярный физико-математический журнал «Квант», 1987
6. Попов Г. В., П-58, Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы. М: «Просвещение», 1971
7. Чандаева С. А., Физика и человек, АО «Аспект пресс», 1994.-336с.
8. Шашлов Б. А. «Цвет и цветовоспроизведение» М. «Книга» 1986 г. |Введение
1.Цветовой спектр
2.Порядок цветов в спектре
3.Цветовой круг
4.Спектр как характеристика цвета
Заключение
Список использованных источников

  • Спектр

    Документ

    Каждый со времен Александра Сергеевича знает, что навещать пожилых родственников - не то чтобы непременный долг, но обязанность воспитанного человека, и Мартин ею не пренебрегал.

  • Первая 16 хроматические основы религиозности 16

    Документ

    В самом деле, мы знаем состав пищи и содержание воды, которую пьем. Знаем состав воздуха, которым дышим. Но кто из нас хотя бы раз задумывался о содержании цвета,



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: