Опросник басса дарки пример. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки
Рубрика (тематическая категория) Технологии

Вариант 2

Ключ

Вариант 1

Обработка и интерпретация результатов.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята͵ сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, в случае если Вы согласны с ним, или “-”, в случае если не согласны”.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. К примеру, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всœему тексту. В случае если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, в случае если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется аналогично тому, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам:

1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всœего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определœенному фактору 50 % и 75 % (для всœех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всœего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с крайне важно стью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Стимульный материал:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всœем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всœе хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, в случае если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелœепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителœем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. В случае если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всœем классом?

Методика ʼʼШкала дифференциальных эмоцийʼʼ (ШДЭ) (К. Изард)

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) - инструмент самоотчета͵ созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций, а также диагностики самочувствия испытуемого. Она представляет собой список общеупотребительных определœений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота͵ с которой в течение определœенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как ʼʼэмоциональная чертаʼʼ). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций).

Определœения:

1, 11 и 21 относятся к интересу;

6, 16, 26 - к отвращению;

2, 12, 22 - к радости;

7, 17, 27 - к презрению;

3, 13, 23 - к удивлению;

8, 18, 28 - к страху;

4, 14, 24 - горю;

9, 19, 29 - к стыду;

5, 15, 25 - к гневу;

10, 20, 30 - к винœе.

Интерпретация:

Подсчитывается сумма баллов, набранная при ответах при первом и втором задании (первая и вторая шкала), для каждой эмоции.

Диапазон выраженности эмоции - от 0 до 15 баллов.

Сравнение суммы баллов по каждой эмоции выявляет преобладающую эмоцию (эмоциональные переживания) в данный момент (по первой шкале) и частоту ее проявления (по второй шкале).

Инструкция:

Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пятибальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время. В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определœенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени.

Цель второй шкалы - определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции воспринимается как показатель ʼʼэмоциональной чертыʼʼ.

Стимульный материал:

1. Внимательный

2. Наслаждающийся

3. Удивленный

5. Взбешенный

6. Чувствующий омерзение

7. Презрительный

8. Пугающий

9. Застенчивый

10. Сожалеющий

11. Концентрированный

12. Счастливый

13. Изумленный

14. Печальный

15. Гневный

16. Чувствующий отвращение

17. Пренебрегающий

18. Страшный

19. Робкий

20. Виноватый

21. Собранный

22. Радостный

23. Пораженный

24. Сломленный

25. Безумный

26. Чувствующий неприязнь

27. Надменный

28. Сеющий панику

29. Стыдливый

30. Раскаивающийся

Ключ:

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу ʼʼсуммаʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1+C2+C3+C9+C10) / (C4+C5+C6+C7+C8), где

K - самочувствие,

C1, C2, C3... - эмоция под №1, №2, №3, №... соответственно.

Интерпретация:

В случае если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

В случае если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

‣‣‣ ʼʼ1ʼʼ - совсœем не подходит;

‣‣‣ ʼʼ2ʼʼ - пожалуй, верно;

‣‣‣ ʼʼ3ʼʼ - верно;

‣‣‣ ʼʼ4ʼʼ - совершенно верноʼʼ.

Стимульный материал:

внимательный концентрированный собранный
наслаждающийся счастливый радостный
удивленный изумленный пораженный
унылый печальный сломленный
взбешенный гневный безумный
чувствующий неприязнь чувствующий отвращение чувствующий омерзение
презрительный пренебрегающий надменный
пугающий страшный сеющий панику
застенчивый робкий стыдливый
сожалеющий виноватый раскаивающийся

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

Как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);

Как установку к господству (Моррисон);

Как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определœенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". При этом само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия бывают сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два базовых типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та͵ и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция:

Внимательно прослушайте утверждения. В случае если вы согласны с утверждением, то ставьте знак ʼʼ+ʼʼ, в случае если нет, ставьте знак ʼʼ-ʼʼ.

Обработка результатов:

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

ʼʼдаʼʼ = 1,

ʼʼнетʼʼ = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

ʼʼдаʼʼ= 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 44.

6. Подозрительность:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов:

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определœенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, крайне важно помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, бывают поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. По этой причине опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Стимульный материал:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. В случае если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всœегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. В случае если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всœегда снисходителœен к чужим недостаткам

12. В случае если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всœегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю несогласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. В случае если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителœен, чем кажется

20. В случае если кто-то воображает себя начальником, я всœегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, в случае если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда нужно мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всœе, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителœей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. В случае если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. В случае если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что нужно мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46. В случае если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. В случае если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. В случае если бы всœе знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелœегко работать

52. Я всœегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. В случае если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки" 2014, 2015.

Личностный опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

По мнению авторов, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).

При разработке диагностического инструментария А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Данный опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются.

Адаптированный А.К. Осницким вариант теста предполагает 4 возможных ответа для испытуемого — «да», «пожалуй да», «пожалуй нет», «нет». Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника Басса-Дарки использовались следующие принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для зашиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ключи к тесту:

Ответы оцениваются по восьми шкалам, указанным ниже.

1. Физическая агрессия :

«Да» – № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68.

«Нет» – № 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия :

«Да» – № 2, 18, 34, 42, 56, 63.

«Нет» – № 10, 26, 49.

3. Раздражение :

«Да» – № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72.

«Нет» – № 11, 35, 69.

4. Негативизм :

«Да» – № 4, 12, 20, 28.

«Нет» – № 36.

5. Обида :

«Да» – № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

«Нет» – № 44.

6. Подозрительность :

«Да» – № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59.

«Нет» – № 65, 70.

7. Вербальная агрессия :

«Да» – № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73.

«Нет» – № 39, 66, 74, 75.

8. Угрызение совести, чувство вины :

«Да» – № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Темы: агрессивность.

Тестируем: свойства личности.

Возраст: взрослым.

Тип теста: вербальный. Вопросов: 75

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тест

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю несогласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

"нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

"нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

"нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

"нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.

О методике (дополнительно)

Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека.

Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надёжность.

Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

Мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

Инструментальная агрессия, как средство.

При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью.

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер).

Литературные источники:

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.49-54.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - с. 80-84.

3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2- е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. С.257-262.

4. Практикум по психологии профессиональной деятельности. – СПГУ., 2000. С.119-124.

5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С. 163-167.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С.174-180.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. С.167-172.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1998. - С. 240-246.

9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996.

Примерные области использования методики

Агрессивность, враждебность:

Доступ к оружию Инспектор ОБ Кандидат УИИ

Коммуникативная сфера. Эмоционально-волевая сфера. Поведенческая сфера: Продавец. Секретарь-референт Сотрудники госслужбы. Спецконтингент

Конфликтология Криминальная заражённость: Насильники

Обследование осужденных

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.
Методика Басса - Дарки позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности . Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

    Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

    Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

    Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

    вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

    вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Опросник

    Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

    Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

    Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

    Я не всегда получаю то, что мне положено

    Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

    Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

    Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

    Мне кажется, что я не способен ударить человека

    Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

    Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

    Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

    Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

    Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

    Я часто бываю, не согласен с людьми

    Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

    Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

    Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

    Я гораздо более раздражителен, чем кажется

    Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

    Меня немного огорчает моя судьба

    Я думаю, что многие люди не любят меня

    Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

    Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

    Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

    Я не способен на грубые шутки

    Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

    Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

    Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

    Довольно многие люди завидуют мне

    Я требую, чтобы люди уважали меня

    Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

    Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

    Я никогда не бываю, мрачен от злости

    Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

    Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

    Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

    Иногда мне кажется, что надо мной смеются

    Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

    Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

    Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

    Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

    Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

    Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

    Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

    Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

    Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

    С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

    Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

    Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

    Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

    Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

    Неудачи огорчают меня

    Я дерусь не реже и не чаще чем другие

    Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

    Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

    Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

    Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

    Я ругаюсь только со злости

    Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

    Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

    Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

    Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

    У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

    Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

    Я часто думаю, что жил неправильно

    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

    Я не огорчаюсь из-за мелочей

    Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

    Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

    В последнее время я стал занудой

    Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

    Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Ключ к тесту
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:

    "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

    "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

    "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

    "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

    "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

    "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

    "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

    "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

    "нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

    "да" = 1, "нет" = 0 : 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

    "нет" = 1, "да" = 0 : 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

    "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

    "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

    "да" = 1, "нет" = 0 : 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность ;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия .
Интерпретация результатов теста
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Слово "агрессия" очень часто используют в разнообразном контексте. Именно поэтому необходимо понимать и разбираться в значениях этого слова. Так в 1957 г. А. Дарки и А. Басс. разработали и создали свой знаменитый опросник. Они дали понять, что агрессивность бывает качественной и количественной, а также она может проявляться по-разному. Присутствует это свойство практически всегда. Разница лишь в том, что она может быть ярко выраженной и не проявляться вообще. Как всем известно, лучше находить золотую середину и не прибегать к крайностям. В идеале, каждый человек должен обладать определенной степенью агрессивности. Когда она отсутствует вообще, тогда личность становится пассивной и безразличной на раздражители. И наоборот, обильно агрессивный человек является конфликтным.

Опросник и методика Баса-Дарки подразумевает такие виды агрессий:

  1. Физическая агрессия. Это сильное желание использовать физическую силу против кого-либо.
  2. Косвенная. Такая агрессия может быть либо не направленная на отдельное лицо, либо проявляться косвенно.
  3. Раздражение. Это выражение негативных чувств, при незначительном возбуждении. Таких людей называют вспыльчивыми и грубыми.
  4. Негативизм. Так называемая, оппозиционная манера поведения. Она неопределенная, т.к. нестабильная – от несущественного сопротивления до активной борьбы, направленной против устоявшихся законов и обычаев.
  5. Обида. Достаточно острая агрессия. Люди, которые склонны к такому виду агрессии, завистливы и проявляют ненависть.
  6. Подозрительность, недоверие. Варьируется от осторожности и чрезмерной предусмотрительности к окружающим до уверенности в преднамеренности других людей сознательно приносить вред.
  7. Вербальная агрессия. Такие люди проявляют свои негативные чувства через проклятия, угрозы, крики и визг.
  8. Чувство вины. Слишком выраженные угрызения совести, осознание себя нехорошим человеком.

Инструкция к тесту опросник Баса-Дарки:

При прослушивании или прочитывании вопросов отдавайте себе отчет в том, насколько они соответствуют вашей личности. В зависимости от того, согласны вы с данными утверждениями или они противоречат вам, честно отвечайте ответом «да» и «нет». Утверждения специально формулировались так, чтобы добиться исключения влияния общественного одобрения вашего ответа. Всего 75 вопросов.

  1. Временами не получается справляться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда немного сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но и легко успокаиваюсь.
  4. Если меня просят не по-хорошему, то я просьбу не выполню.Не всегда получаю то, что мне положено.
  5. Знаю и уверен, что люди говорят про меня за моей спиной.
  6. Если я не одобряю поступки других людей, даю им это понять.
  7. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  8. Мне кажется, что я не способен применить физическую силу на человека.
  9. Никогда не раздражаюсь так сильно, чтобы кидать вещи.
  10. Всегда снисходителен к недостаткам других людей.
  11. Когда установленное правило не нравится мне, у меня возникает желание нарушить его.
  12. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  13. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я могу от них ожидать.
  14. Часто бываю не согласен с людьми.
  15. Иногда в голову приходят мысли, которых я стыжусь.
  16. Если кто-нибудь ударит меня, я не буду отвечать ему тем же.
  17. Когда я раздражен, хлопаю дверью.
  18. Я более раздражителен, чем может показаться со стороны.
  19. Если кто-то пытается корчить из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  20. Меня немного огорчает моя судьба.
  21. Думаю, что многие люди не любят меня.
  22. Не получается удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  23. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  24. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  25. Я не способен на грубые шутки.
  26. Меня приводит в ярость, когда надо мной насмехаются.
  27. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все для того, чтобы они не зазнавались.
  28. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне меня раздражает не нравится.
  29. Многие завидуют мне.
  30. Требую, чтобы другие уважали мои права.
  31. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  33. От злости иногда бываю мрачным.
  34. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  35. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  36. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  37. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  38. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  39. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  40. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  41. Обижаюсь, когда иногда не получается по-моему.
  42. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  43. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  44. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  45. Если кто-то выводит меня из себя, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  46. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  47. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  48. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  49. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  50. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  51. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  52. Когда кричат на меня, повышаю голос в ответ.
  53. Неудачи расстраивают меня.
  54. Дерусь не реже и не чаще других.
  55. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  56. Иногда чувствую, что полностью готов первым начать драку.
  57. Иногда чувствую, что в этой жизни много несправедливости по отношению ко мне.
  58. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь в этом сильно сомневаюсь.
  59. Ругаюсь только от злости.
  60. Когда поступаю неправильно, меня мучают угрызения совести.
  61. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  62. Иногда проявляю свой гнев тем, что стучу по столу.
  63. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  64. Не существует врагов, которые хотели бы мне навредить.
  65. У меня не получается ставить людей на место, даже если они этого заслуживают.
  66. Часто посещают мысли, что я живу неправильно.
  67. Знаком с людьми, которые способны довести меня до драки.
  68. Из-за мелочей не огорчаюсь.
  69. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  70. Нередко просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  71. В последнее время я стал скучным (занудой).
  72. В споре часто повышаю голос.
  73. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  74. Лучше соглашусь с чем-либо, чем буду спорить.

Опросник Баса-Дарки - ключ и интерпретация

Опросник Баса-Дарки - результаты

Ответы будут оцениваться по 8 шкалам.

Индекс агрессивности состоит из 1, 2 и 3 шкалы; индекс враждебности состоит из 6 и 7 шкалы.

Нормой враждебности есть величина ее индекса, равная 6-7 ± 3, а агрессивности - 21 ± 4.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: