Совершенная любовь. Совершенная любовь, которую мы ищем – и несовершенная любовь, с которой мы живем

) считает, что также как в буддийском учении различают абсолютную истину и относительную, нужно уметь различать абсолютную и относительную любовь. И только наша искрення готовность увидеть и исцелить собственную рану нелюбви может позволить нам быть в присутствии не только во время формальной практики медитации, но и в жизни, в отношениях.

Перевод © Анастасия Гостева

Хотя большинству из нас знакомы моменты, когда мы любили свободно и открыто, зачастую нам трудно сохранять такую любовь там, где это важнее всего - в наших отношениях с партнерами. Это порождает странный зазор между абсолютной любовью - той идеальной любовью, которую мы знаем в своем сердце - и относительной любовью, которая так несовершенно проявляется в нашей повседневной жизни. Если любовь так прекрасна и могущественна, то почему же человеческие отношения так трудны и требуют от нас большого напряжения? Если любовь - это источник счастья и радости, почему нам так трудно открыться ей целиком?

В основании практически любых проблем в отношениях мы обнаруживаем глубинную “сердечную рану”, которая влияет не только на наши личные отношения, но и на качество нашей жизни в целом. Эта рана проявляет себя как всепроникающее ощущение нелюбви, глубокая уверенность, что в действительности мы, такие как мы есть, вообще не заслуживаем любви. Мы ощущаем себя отделенными от любви, и это отключает нашу способность доверять. Поэтому даже если мы и ищем любовь или верим в нее, нам все равно бывает трудно открыться ей и позволить ей течь сквозь нас.

Абсолютная любовь

Если чистая сущность любви подобна солнцу в безоблачный день, этот ясный, сияющий свет наиболее ярко проявляется в отношениях в их начале и в конце. Когда ваш ребенок только родился, вы чувствуете себя настолько благословленными появлением в вашей жизни этого восхитительного существа, что отвечаете всем что у вас есть, без остатка, ничего не требуя взамен и не вынося оценок. Когда вы влюбляетесь, красота присутствия этого человека в вашей жизни так удивительна и радостна, что она буквально взламывает ваше сердце. На какое-то время яркий солнечный свет всепринимающей любви изливается на вас во всей своей полноте, и вы таете от блаженства.

Точно также, когда друг или любимый человек умирает, все ваши претензии к нему сходят на нет. Вы просто испытываете признательность ему или ей за то, что он или она, такие, как есть, провели какое-то время с вами в этом мире. Чистая, необусловленная любовь сияет, когда люди отодвигают в сторону свои требования и планы - все то, что они считают собой - и полностью открываются другому человеку.

Абсолютная любовь - это не что-то, что мы должны - или что мы могли бы - сымитировать или подделать. Она проявляется естественным образом, когда мы полностью открыты - другому человеку, себе, жизни.

По отношению к другим это проявляется как бескорыстная забота. По отношению к нам самим это узнается как внутренняя уверенность и принятие себя, которые согревают нас изнутри. По отношению к жизни это проявляется в ощущении собственного благоденствия, в признательности к миру, в том, что французы называют joie de vivre - радость жизни.

Когда мы получаем подобную открытость и тепло от других, это дает нам сущностную подпитку - и помогает соприкоснуться с нашими собственными теплом и открытостью, позволяя нам распознать красоту и великодушие нашей глубинной природы. Свет необусловленной любви пробуждает семена спящих в нас возможностей, помогая им созревать, цвести и приносить плоды; позволяя нам проявить наши уникальные дары, которые мы бы хотели предложить жизни. Получение от другого чистой любви, заботы и признания дарует нам огромное благословение: оно поддерживает наше ощущение самости, позволяя нам сказать “да” самим себе.

Но что дает нам наибольшую силу, так это не просто ощущение, что мы любимы, но ощущение, что мы любимы такие, как есть. “Такие-как-есть” значит - в самой сердцевине нашего существа.

Абсолютная любовь - это любовь на уровне бытия

Наше бытие, которое находится гораздо глубже всех наших личных качеств, боли или смущения - это динамичное, открытое Присутствие. И это то, кем мы являемся. Это то, что мы переживаем, когда мы чувствуем себя устойчиво, спокойно и находимся в хорошем контакте с собой. Когда у нас есть укорененность в опыте Присутствия, любовь свободно течет сквозь нас, и мы испытываем большую готовность открыться другим. Когда два человека встречаются друг с другом на уровне открытого Присутствия, они разделяют безупречное мгновение абсолютной любви.

Однако - и это весьма существенно - человеческая личность не является источником абсолютной любви. Скорее, абсолютная любовь светит сквозь нас, из того источника, что находится вовне нас как личности, и который является изначальным источником всего сущего. Мы - это каналы, по которым может распространяться это сияние. Тем не менее, протекая сквозь нас, этот свет также остается в нас, в нашем сердце.

У нас есть естественная тяга к этой совершенной пище любви, которая также является нашей глубочайшей сущностью, кровью нашей жизни. Вот почему каждый младенец инстинктивно ищет эту любовь с момента рождения. Мы не можем перестать желать соприкоснуться с нашей собственной природой.

Когда мы распознаем ценность и красоту нашего существования, мы можем расслабиться, отпустить и обосноваться в своей собственной природе. Расслабляясь, мы открываемся. И это раскрытие делает нас прозрачными для жизни, текущей сквозь нас, подобно тому, как свежий бриз проникает в комнату, стоит нам распахнуть окно.

Это один из великих даров человеческой любви - она открывает дверь во что-то большее, чем просто человеческие связи. Помогая нам соединиться c нашей собственной лучезарной жизненностью, она проявляет нашу врожденную красоту и силу - указывая на то место, где мы едины с самой жизнью потому что полностью прозрачны для жизни. Когда жизнь принадлежит вам, а вы принадлежите жизни, это делает вас свободными от голода и страха. Ваше существование становится исполненным достоинства и благородства, которые не зависят от чьего-либо одобрения или признания. Благодаря этому глубокому чувству единения с жизнью, вы осознаете, что вы не ранены, никогда не были ранены и не можете быть ранены.

Это определяющий фактор человеческого существования: абсолютная любовь помогает нам соединиться с тем, кем мы являемся на самом деле. И поэтому она жизненно необходима.

Относительная любовь

Хотя человеческое сердце - это канал, по которому великая любовь изливается в мир, этот канал обычно забит разным мусором - вселяющими страх защитными моделями реакций, которые развиваются из-за того, что мы не ощущаем себя действительно любимыми. В результате, присущая любви естественная открытость, которую мы можем вкусить в краткие блаженные моменты чистого единения с другим человеком, редко полностью пропитывает наши отношения. Действительно, чем больше два человека открываются друг другу, тем больше помех и препятствий проявляется на поверхности: наши самые глубокие и темные раны, наши отчаяние и недоверие, наши самые ранимые эмоциональные триггеры. Точно также, как солнечное тепло приводит к тому, что испаряющаяся вода образует облака, точно также чистая открытость любви активирует плотные облака наших эмоциональных травм и выявляет узкие места, где мы сжаты, где мы живем в страхе и противимся любви.

Это происходит неспроста: прежде чем мы сможем стать чистым каналом, по которому любовь будет протекать легко и свободно, наши раны должны быть обнаружены и обнажены. Любовь может исцелить лишь то, что проявлено и хочет быть исцеленным. До тех пор, пока наша боль спрятана, она лишь приводит к нагноению.

И тогда мы встречаемся с относительной любовью: солнечный свет абсолютной любви рассеивается облаками нашей обусловленной личности и ее защитных моделей поведения - печалями, недоверием, нечестностью, агрессией и искаженным восприятием. Словно небо, частично скрытое облаками, относительная любовь неполна, непостоянна и несовершенна. Это постоянная игра света и тени. Сияние абсолютной любви во всей ее полноте может лишь просвечивать сквозь тень в редкие быстротечные мгновения.

Если вы внимательно понаблюдаете за собой в отношениях, вы заметите, что постоянно двигаетесь взад-вперед, открываясь навстречу партнеру и закрываясь от него. Чистое небо то и дело заволакивает темными облаками. Когда другой человек отзывчив, внимательно слушает вас или говорит что-то приятное, вы начинаете раскрываться. Когда партнер не чуток и не может услышать вас или говорит что-то угрожающее, вы быстро напрягаетесь и сжимаетесь.

Наша способность чувствовать всем сердцем согласие с другим человеком меняется в зависимости от обстоятельств. Она зависит от того, насколько каждый из нас способен давать и брать, от химии между нами, от наших ограничений и обусловленности, от того, как долго мы занимаемся личным развитием, насколько мы гибки и осознанны, насколько хорошо мы можем общаться друг с другом, от той ситуации, в которой мы находимся и даже от того, выспались ли мы прошлой ночью.

Относительная любовь зависит от времени и обстоятельств

Обычная человеческая любовь всегда относительная. Как и погода, относительная любовь находится в постоянном динамическом изменении. Она усиливается и ослабевает, прибывает и убывает, меняет форму и интенсивность.

Все это может показаться совершенно очевидным. Но есть одна трудность. Мы тем не менее продолжаем воображать, что другие - ну один-то уж точно! - должны тем не менее оказаться источником абсолютной любви для нас просто любя нас правильно! Так как наш первый опыт любви обычно бывает связан с другими людьми, мы начинаем рассматривать отношения как единственный источник абсолютной любви. И когда выясняется, что отношения не смогли обеспечить нас этой идеальной любовью, о которой мы так мечтали, мы приходим в к выводу, что случилась какая-то серьезная ошибка. И разочарование в надеждах активирует наши сердечные раны и недовольство другими. Вот почему самым первым шагом в исцелении любовных ран и освобождении себя от обид является признание фундаментальной разницы между абсолютной и относительной любовью.

Отношения постоянно осциллируют между двумя людьми, которые пытаются найти точки соприкосновения, а затем обнаруживают, что их различия растаскивают их в разные стороны. И это становится проблемой только в том случае, если мы ожидаем, что наша любовь будет незыблемой и непоколебимой.

Эти ожидания не дают нам насладиться тем особым даром, который может предложить относительная любовь - интимностью. Интимность - это разделение с другим человеком того, кем мы являемся в нашей обособленности, и она может случиться лишь там, где двое, я и мой партнер, встречаются как два совершенно разных человека, и в то же время как двое, у которых есть что-то общее.

Если мы честно оглянемся на свою жизнь, мы скорее всего обнаружим, что никто из наших партнеров не был всегда и полностью в нашем распоряжении. Хотя нам и нравится воображать, что кто-то где-то когда-нибудь - может быть кинозвезда или духовный учитель - и обрел идеальные партнерские отношения, это конечно фантазии. При ближайшем рассмотрении, мы обнаруживаем, что у каждого есть страхи, слепые зоны, тайны, ненадежность, агрессивные и манипулятивные наклонности и эмоциональные триггеры, которые перекрывают канал абсолютной любви.

Происхождение травмы

Серфинг на волнах отношений становится особенно трудным, когда мысли о непонимании, отсутствии гармонии и отделенности активируют нашу основную травму, напоминая о старых разочарованиях и боли из детства. В первые месяцы нашей жизни родители, скорее всего, дали нам самую большую порцию безусловной любви и преданности, на какую они только были способны. Ведь мы были такими очаровательными малышами! Возможно, они чувствовали себя благословленными - ведь в их жизнь пришли такие драгоценные и красивые существа. Возможно, мы приобрели какой-то первоначальный опыт того, каково это - греться в лучах чистой любви.

Но именно здесь берет начало одна из самых фундаментальных человеческих иллюзий - представление, что источник нашего счастья и благополучия находится где-то вовне и зависит от одобрения, принятия и заботы других людей.

Когда мы были младенцами, это действительно было так - потому что вся наша жизнь была всецело зависима от других. Но даже если предположить, что на самых глубоких уровнях своего существа наши родители действительно любили нас безусловной любовью, они не могли проявлять и поддерживать это состояние постоянно из-за своих естественных человеческих ограничений. Это не их вина. Это незначит, что они были плохими людьми или плохими родителями. Как и у всех людей, у них были их собственные страхи, печали, заботы, а также их собственные раны, связанные с любовью. Как и все мы, они были несовершенными сосудами для совершенной любви.

Когда дети сталкиваются с обусловленной любовью, любовью, на которую нельзя положиться или которая манипулирует, в их сердце формируется узелок страха - потому что они приходят к выводу, что “их никто не любит по-настоящему”. Это вызывает панику, которая в свою очередь приводит к тому, что тело и ум замораживаются. Это базовая травма любви, которая в психоанализе называется “нарциссической раной” - потому что она наносит ущерб нашему ощущению себя как личности и нашей способности любить себя. Она оказывает влияние на все наше восприятие себя и ставит под сомнение тот факт, что мы по своей природе заслуживаем любви.

Эта травма так болезненна, что дети стараются вытеснись ее из своего сознания. И тогда наша душа покрывается коростой. Это короста нашего недовольства. Недовольство другими - защитная функция. Благодаря ей мы черствеем, и как будто не чувствует больше этой базовой боли из-за того, что нас не любят тотально.

И тогда мы вырастаем с изолированным, отсоединенным от источника эго, в самой сердцевине которого находится эта рана, связанная с паникой и стремлением закрыться. А поверх всего этого - наше негодование, которое становится самым мощным оружием в нашем защитном арсенале.

И именно незнание того факта, что мы достойны любви и любимы - такие, как мы есть - не дает этой ране исцелиться. Нам кажется, что это зависит от других людей. Мы бы хотели - и часто ожидаем - что относительная человеческая любовь будет абсолютной, что мы попадем устойчивый поток принятия, понимания и сонастройки. Когда этого не происходит, мы воспринимаем все слишком лично, как чью-то вину - нашу, потому что мы были недостаточно хороши; или партнеров - потому что они недостаточно нас любили. Но тот несовершенный способ, которым нас любили наши родители - или кто-либо еще - не имеет никакого отношения к тому, заслуживает ли любовь доверия или можем ли мы быть любимы. Он не оказывает ни малейшего влияния на то, кем мы являемся по сути. Он просто указывает на обычные человеческие ограничения, не более. Другие люди не могут любить нас более чистой любовью, чем позволяет структура их характера.

В поисках источника любви

К счастью, штормовая природа наших взаимоотношений ни в коей мере не умаляет и не подрывает стойкое присутствие большой любви, абсолютной любви, которая всегда остается. Солнце не перестает светить даже за тяжелыми темными облаками.

Проблемы в отношениях начинаются, когда мы воображаем, что тепло, возникшее в нашем сердце, изначально принадлежит не нам, а привнесено туда другим человеком. И тогда мы становимся одержимы другими как поставщиками любви. Но правда в том, что тепло, которое мы ощущаем, связано с солнцем огромной любви, сияющей в нашем собственном сердце. Как писал Д. Г. Лоуренс: “Те, кто отправляются на поиски любви, находят только свою собственную “нелюбимость”. Почувствовать, что он имел в виду, очень просто. Зафиксируйте свое внимание на ком-нибудь, и теперь захотите, чтобы этот человек полюбил вас сильнее. А теперь обратите ваше внимание на свои чувства в связи с этим. Если вы будете действительно внимательны, вы заметите, что поиски любви в другом человеке приводят к сжатию и напряжению в вашем собственном теле, особенно в грудной клетке. Она начинает давить на ваше сердце. И, как следствие, вы чувствуете собственную нелюбимость.

Идея, что другие являются источником любви, приговаривает нас потерянно скитаться в пустыне боли, оставленности и предательства, где человеческие отношения оказываются безнадежно трагичными и всегда с изъяном. Как только мы фиксируем наше внимание на том, что родители нам чего-то недодали, друзья нам что-то не демонстрируют постоянно и неизменно, а любимые нас не понимают, мы упускаем возможность укорениться в своем собственном присутствии и исцелить главную рану нашего сердца.

Чтобы вырасти из детской зависимости, мы должны пустить корни в неиссякаемый источник абсолютной любви. И это единственный способ узнать, что мы любимы без всяких условий.

Однако подчеркивая, как важно прекратить искать любовь в других, я вовсе не предлагаю отказаться от отношений и ни умаляю их значимость. Напротив, если вы способны напрямую соединиться с источником необусловленной любви, вы можете строить ваши отношения с другими более ясно, уверенно, прямолинейно, а не вилять, пытаясь что-то получить “извне”. Чем меньше вы требуете от отношений, тем больше вы способны оценить красоту их узоров, в которых восхитительно сплетаются абсолютное и относительное, совершенное и несовершенное, конечное и бесконечное. Вы можете перестать бороться с приливами и отливами относительной любви, и научиться кататься на их волнах. И вы сможете более полно оценить простой, повседневный героизм, который требуется для того, чтобы открыться другому человеку и выковать подлинную интимность.

Любя свою человечность

Хотя, возможно, только святые и будды воплощают в теле абсолютную любовь, каждое мгновение работы с вызовами относительной человеческой любви привносит в нашу жизнь намек на эту божественную возможность. Являясь дитем неба и земли, вы соединяете в себе безграничную открытость и конечные ограничения. Это значит, что вы одновременно удивительны и непросты. Вы скрываете в себе дефекты и зажаты в старых моделях, вас может понести. Вы довольно невыносимы во многих аспектах. И в то же самое время, вы - безгранично прекрасны. Потому что ваше ядро, ваша сущность состоит из чистой любви, из мощного сплава открытости, тепла и ясного, прозрачного присутствия. Безграничная любовь всегда как-то умудряется пробиться сквозь нашу ограниченную форму.

Привнося абсолютную любовь в человеческую форму, мы учимся выносить нашу собственную невозможность и невыносимость других на манер того, как небо обходится с облаками - невозмутимо предоставляя им место в своем пространстве. Небо может сделать это, потому что его открытость настолько обширнее облаков, что облака не могут представлять для него никакой угрозы. Относясь подобным же образом к нашим несовершенствам, мы начинаем рассматривать их не как преграды на пути к любви и счастью, но как указатели того пути, который необходимо пройти. И тогда мы можем сказать: “Да, у каждого есть относительные слабости, которые вызывают страдание. Но каждый также обладает абсолютной красотой, которая значительно превосходит эти ограничения. Давай растопим то, что заморожено и пугает, в тепле нашей нежности и сострадания”.

В своей книге “Деяния любви” датский философ Серен Кьеркегор отмечает, что подлинная любовь не принимает других вопреки их недостаткам, словно бы возвышаясь над ними. Наоборот, она “любит других вместе с их слабостями, ошибками и несовершенствами… Вы не должны отдаляться от возлюбленного из-за его слабостей; наоборот - вы должны держаться вместе с еще большей солидарностью и погруженностью друг в друга с целью преодолеть эти слабости”.

Это же касается и любви к себе. Когда вы осознаете, что абсолютная любовь внутри вас не тускнеет от ваших недостатков, тогда эта красота может начать заботиться о том чудовище, которым вы иногда кажетесь. Касание любви начинает размягчать заскорузлый защитный панцирь чудовища.

И тогда вы начинаете обнаруживать, что красота и чудовище идут рука об руку. Чудовище - не что иное, как ваша раненая красота. Эта красота, которая утратила веру в себя потому что никогда не была полностью распознана. Не веря в то, что вы любимы и достойны любви, вы готовите почву для всех этих “чудовищных” - эмоций: злости, заносчивости, ненависти, ревности, подавленности, неуверенности, привязанности, подлости, страха потери и отвергнутости.

Первый шаг, который мы можем сделать для того, чтобы освободить чудовище от этого груза - это признать, что наше сердце отгорожено. И если мы заглянем за эту ограду, мы можем найти в себе раненое, отрезанное от других пространство, в котором и укоренилось чувство нелюбви. Если мы сможем отнестись к этому бережно, без осуждения или отрицания, мы обнаружим огромную нежность, которая таится в самой сердцевине нашего человеческого существа.

Наша красота и наше чудовище возникают из одной и той же нежности. Когда мы черствеем, рождается чудовище. Когда мы позволяем нашей нежности проявиться, мы начинаем различать контуры давно потерянной красоты, спрятанной в животе чудовища. Если мы сможем излучать тепло и открытость в темное пространство, где мы не знаем, что мы любимы, это приведет к союзу между красотой и раненым чудовищем.

И это та самая любовь, к которой мы так страстно стремимся - принятие нашей человечности, которая позволяет нам узнать самих себя как прекрасных, светящихся существ (которыми мы и являемся), обитающих в уязвимой, дрожащей форме; как гусениц, стремящихся превратиться в бабочек; как семена, которые должны дать начало новой жизни. Как земные создания, мы не можем избежать разочарований, потерь и боли. Мы уязвимы. Но как открытый канал, по которому великая любовь приходит в мир, наши сердца несокрушимы. Быть полностью и подлинно человеком - значит быть укорененным в обоих этих измерениях, празднуя тот факт, что мы хрупки и неразрушимы одновременно.

И именно на этом перекрестке, где встречаются “да” и “нет”, безграничная любовь и человеческие ограничения, мы обнаруживаем основное человеческое предназначение: постепенно, слой за слоем, снимать покровы с солнца в нашем сердце, чтобы его лучи могли согреть и осветить нас и все творение целиком. И это уже не маленькая любовь, отделенная от подлинной силы, но, как писал Руми:

“Когда мы полностью сдаемся этой красоте

Мы становимся могущественной добротой”.

Совершенная любовь , говорит Иоанн, изгоняет страх, ведь совершенство - это верная любовь человека.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лев Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей.

Проповеди 76.

Прп. Авва Дорофей

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: . Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33:10) , и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх ? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх .

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4:7) . Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: (Быт. 22:12) , сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах , когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога . Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх ; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх.

Поучение 4. О страхе Божием.

Прп. Макарий Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы через них, снова обратились к благочестию. Младенцы ищут Бога, боясь земной опасности, а преуспевающие держатся стремлением, ибо совершенная любовь изгоняет страх .

В сравнении с той любовью, которая совершенна, эти дарования [говорение языками и тому подобное] еще частичны. И кто пребывает на этой ступени, если будет в небрежении, то случается, что и падет. А кто имеет любовь, тот не может падать. Сказываю же тебе о людях, которых видел, что имели они все дарования и соделались причастниками Духа, но, не достигнув совершенной любви, падали.

Слово.

Прп. Максим Исповедник

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Вопрос : Если боящийся не совершен в любви , то почему несть лишения боящымся Его (Пс. 33:10) ? Если нет лишения, то ясно, что [боящийся] совершенен. Каким же образом боящийся не совершенен ?

Ответ : Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет «боящимися» вводимых [в благочестие] и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет «преуспевающими»; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает «совершенными». Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха [Божия] предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым [в благочестие], хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой между совершенными (1 Кор. 2:6) ; ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных [тайн], отличающего совершенных.

Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, [свойственных] совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения , хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) , и: страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10) , и: велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8) , то должно исследовать, как любовь изгоняет страх , если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его?

Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.

Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что несть лишения боящимся Господа чистым страхом, а другой - что боящийся Его как Судью вследствие загрязненной совести не совершенен в любви . Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его (Пс. 88:8) . Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16) ; под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27) ; и: начало премудрости страх – Господень (Притч. 1:7) ; ко второму: страх Господень чист пребываяй в век века (Пс. 18:10) ; и: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10) .

Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви

Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия.

В Божественной любви присутствуют все Божественные силы Христа, и если они имеются, то что нас может устрашить? Может быть, смерть или грех, или, может, ад и все силы зла? Ничего из всего этого. Эта любовь, всегда совершенная, если есть в нас, то она изгоняет всякий страх из нас. Поэтому христиане и являются единственными истинными героями в мире, единственными бесстрашными победителями всего “страшного”, всего земного. Только один путь существует, которым любовь Христова печатлеется в нас неизгладимо и глубоко. И этот путь составляют все евангельские добродетели. Евангельская любовь развивается, живет и совершенствуется только посредством остальных евангельских добродетелей: молитвы, поста, праведности, смиренномудрия, надежды и веры. Это путь, который выводит и рождает совершенную любовь. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже совершенной любовью , которая изгоняет страх . Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Еп. Михаил (Лузин)

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха - совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова - дерзновение . Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения , так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь - понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, достигает такого совершенства любви , что имеет дерзновение пред Богом в день суда , то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, - это высшее состояние счастия человека на земле. - «Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33:10) , иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: страх - двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс. 18:10) . Что же это за страх и почему совершенный? - Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). - В страхе есть мучение : неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь - предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. - Боящийся несовершен в любви : кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно несовершен в любви к Богу.

Толковый Апостол.


«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Раньше я неправильно понимала этот стих. Я думала, в этом стихе говорится, что если я смогу проявлять к людям совершенную любовь, в моей жизни не будет места страху. Я усердно пыталась любить других, но у меня ничего не получалось. Я даже чуть-чуть не могла любить их, не говоря о том, чтобы любить совершенно!

В моей жизни было очень много страха - страха, который проявлялся в неуверенности в себе и различных сомнениях. Боящийся человек волнуется и переживает о многом: о прошлом, о будущем, о деньгах, о мнении других людей и т.д. Эти мысли постоянно преследуют человека, мучая и лишая сил. В 1 Иоанна 4:18 так и написано: «В страхе есть мучение».

Существует множество нечистых духов, которых сатана использует для того, чтобы лишать людей счастья, и я думаю, что страх – самый главный из них. Страх является корнем большинства проблем, которые лишают нас радости. Например, если мы неуютно чувствуем себя с какими-то людьми, то обычно это вызвано страхом, что эти люди о нас думают. Если мы стараемся сохранять контроль над ситуацией и ради этого вступаем в соперничество, то, скорее всего, это вызвано тем, что мы опасаемся стать уязвимыми, если не будем контролировать всё происходящее с нами.

Кто управляет?

Многие стремятся управлять людьми, обстоятельствами и даже Богом. Но это невозможно. Из-за страха я на протяжении многих лет стремилась контролировать всё и всех. Я боялась оказаться уязвимой, потому что в прошлом меня очень много обижали. Я ещё не знала, что совершенная любовь изгоняет страх. Я старалась управлять всем происходящим: быть великим дирижёром оркестра своей жизни. Дух Святой желает управлять и руководить нами. Если мы позволим Ему, Он поведёт нас к великим благословениям. Мы должны позволить Святому Духу управлять нашей жизнью, и мы должны понять, что ни в коем случае нельзя пытаться управлять другими людьми. Сатана манипулирует людьми, чтобы добиться своего, но для Божьих детей манипуляции – неприемлемый метод.

Мы должны уповать на Бога, в молитве просить о том, чего желаем, и верить, что Он даст нам самое лучшее в подходящее время. Этому трудно научиться из-за того, что опыт отношений с людьми приучил нас никому не доверять. Мы должны понять, что Бог не такой как люди. Люди несовершенны, и даже те, кто старается никому не причинять боль, иногда становятся причиной чьих-то страданий. Как несовершенные люди могут любить нас совершенной любовью? Если бы они действительно могли любить нас совершенной любовью, у нас бы не было страха. Мы бы больше не боялись, что люди могут причинить нам боль и страдания.

Душевные страдания, вызванные отвержением, предательством, критикой и тому подобным, реальны, они приносят серьёзные проблемы, и мы всеми силами стараемся их избежать. Мне кажется, что всех людей можно разделить на две категории: это те, кто от страха закрывается в себе и живёт одинокой жизнью, избегая близких отношений; и те, кто поступает так, как когда-то поступала я. Такие люди хотят иметь с людьми здоровые, добрые отношения, но не могут их наладить из-за своих страхов.

Такие люди стремятся контролировать, манипулировать и часто злятся. В общем, в их жизни мало радости, но они даже не догадываются, почему у них ничего не получается. В своих поступках они больше руководствуются опытом прошлых страданий, чем истиной Божьего Слова.

Лекарство для неуверенных в себе

Неуверенность в себе распространяется в современном обществе подобно эпидемии. Есть очень много неуверенных в себе людей, которые пытаются развивать взаимоотношения с другими людьми, которые также страдают от неуверенности в себе. Такие взаимоотношения называют дисфункциональными, т.е. они не работают нормально, не приносят пользы, и, следовательно, бессмысленны.

Большинство детей воспитывались в дисфункциональных семьях. Эти дети выросли, но продолжают дисфункционировать, и каждое новое поколение лишь прибавляет проблем, таким образом дисфункциональность общества продолжает возрастать. Но есть тот, кто может решить и эту проблему. Его имя – Иисус Христос.

Когда Иисус сказал: «Я есмь путь» (см. Иоанна 14:6), Он не имел в виду только то, что Он – путь к Отцу и на небеса. Я считаю, Он имел в виду, что Он – путь из любых запутанных и сложных ситуаций.

Пригласите Иисуса в свою жизнь, и Он оздоровит её, восстановит и обновит ваши отношения с людьми. Иисус искупает и примиряет. Через Иисуса Христа наш Небесный Отец желает восстановить всё, что разрушено в нашей жизни.

Когда мы каемся, Он избавляет нас от вины за прошлое и полностью возмещает нам боль прошлых страданий. Да, Иисус – единственный путь.

Почему Иисус помогает нам в этом? Потому что Он есть любовь. Он любит нас. Он – дар Божьей любви к нам. Иисус является проявлением совершенной любви. Только совершенная любовь может изгнать страх. Мы должны стремиться обрести откровение о Его любви к нам.

Лишь немногие люди имеют глубокое откровение о Божьей любви. Бог побуждает меня сейчас сказать вам о том, что Он очень сильно любит вас. Эти слова могут показаться очень простыми, но нет ничего сильнее, во что вы могли бы поверить. Когда у нас нет сомнений в Его совершенной любви, страх теряет власть над нами.

Научитесь пребывать в Божьей любви

Слово «пребывать» означает жить, а не «гостить». Я не хожу в гости к себе домой, я живу дома. Мы должны научиться жить в Божьей любви. В 1-м послании Иоанна 4:16 говорится, что мы должны познать и осознать любовь, которой любит нас Бог. Знание о Его любви к нам не должно быть просто пониманием библейского факта, а реальностью, в которой мы пребываем каждодневно.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоанна 4:16).

Я так отчаянно стремилась обрести откровение о Божьей любви, что несколько лет назад начала записывать всё, что Бог сделал в моей жизни и что я считала проявлением Его любви. Я записывала всё до мелочей, и это помогло мне лучше осознавать Его любовь. Мне нужно было пребывать в Его любви, потому что я нуждалась в исцелении во многих сферах моей жизни. Я была не уверена в себе, боязлива, и я поняла: Божья любовь – это лучшее лекарство для неуверенных в себе людей.

Я записывала, когда люди делали мне подарки. Я записывала, когда я чувствовала расположение к себе. Я записывала, когда Бог отвечал на мои молитвы. Многое из того, что я записала, может показаться кому-то незначительным, но это помогло мне стать таким человеком, которым, как говорил Иисус, должен стать каждый из нас – доверчивым, любящим и смиренным.

Я верю, что Бог показывает нам Свою любовь каждый день различными способами, но потому что мы не научились осознавать Его любовь, мы не замечаем Его дел. И хотя Его любовь никогда не оставляет нас, мы не ощущаем её реальность. И из-за этого она не приносит нам столько пользы, сколько могла бы.

Молитва Павла о церкви, которая записана в Послании к Ефесянам, указывает на важность глубокого откровения о Божьей любви к нам. Павел мог бы молиться о чём угодно. Он мог бы молиться, чтобы у них было больше силы, больше чудес, больше власти над дьяволом, но Павел молился, чтобы церковь была глубже укоренена в Божьей любви.

Павел знал, что с этого начинается и на этом основывается всё остальное. Сила, чудеса, победа и власть основаны на нашей уверенности в Божьей любви к нам.

«(Да даст Бог вам) верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:17–19).

Этот отрывок Писания совершенно чётко говорит о том, что нам нужно пережить Его любовь – иметь не только интеллектуальное знание, но глубокое откровение. Мы должны быть укоренены в Его любви.

Страх перед бедностью

Существует великое множество страхов, но один из самых мучительных страхов, который поражает многих людей, – это страх перед бедностью. Люди боятся, что их нужды не будут восполнены, что Бог не придёт на помощь вовремя.

В Послании к Евреям 13:5–6 мы находим великое утешение для таких ситуаций. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Может быть, сейчас вы оказались в ситуации, с которой никогда раньше не сталкивались. Может быть, на вас лежат обязанности, с которыми вам никогда раньше не приходилось справляться. Может быть, у вас есть потребности, на которые не хватает ваших ресурсов, и дух страха атакует вас мыслью, что вам из этого не выбраться. Вы можете чувствовать себя одинокими в этой ситуации, вам может казаться, что никому до вас нет дела, но помните – Бог печётся о вас!

Бог говорит, что мы должны быть довольными своими настоящими обстоятельствами, но это не значит, что мы не должны желать перемен. Мы должны быть довольными тем, что Иисус помнит о нас, Он слышит наши молитвы и никогда не подведёт нас. Мы должны научиться наслаждаться своей жизнью с Господом.

Бог всегда движется вперёд. Он никогда не стоит на месте. Даже когда кажется, что ничего не происходит в нашей жизни, Бог продолжает действовать за кулисами и работает над тем, что проявится в подходящий момент. Бог есть жизнь, а жизнь всегда наполнена движением. Мы должны развиваться, а иначе наша жизнь начинает напоминать «болото».

Возлюбленные, у Бога есть план для вашей жизни, и Он проявит Себя вовремя. Не бойтесь, Бог с вами и Он никогда не оставит и не покинет вас. Он не оставит вас без поддержки! Если вы будете нуждаться в финансовой поддержке, Он даст вам её. Если вы будете нуждаться в физической поддержке, Он будет подкреплять вас до тех пор, пока вы не почувствуете прилив сил. Если вам понадобится эмоциональная поддержка, Он утешит вас так, как может утешить только Святой Дух. Он будет питать и подкреплять вас во всех сферах вашей жизни. Бог за вас, Он не против вас. Сатана против вас, а Бог – за вас. И Бог сильнее сатаны!

Пусть ничто не отделит вас от Божьей любви

В Послании к Римлянам 8:35–39 говорится о трудностях и о том, как важно всегда пребывать в Божьей любви. За долгие годы христианской жизни я обнаружила, что Божья любовь поддерживает меня во времена сильных испытаний и стресса. В трудные времена сатана изо всех старается убедить вас, что Бог не любит вас, ведь если бы Он действительно любил вас, то этих трудностей не было бы, или Он бы сразу же избавил нас от них.

Когда меня одолевает страх, я вслух провозглашаю истину о Божьей любви ко мне. Советую вам несколько раз в день говорить: «Бог любит меня!» Не позволяйте дьяволу ослабить вашу уверенность в этой истине.

Во время атак дьявола мы должны облачаться в духовное всеоружие (Ефесянам 6). Один из элементов этого вооружения – пояс истины. В Расширенном переводе Библии говорится, что мы должны затянуть пояс истины во время нападения. Это значит, что во время испытаний мы должны крепче держаться за истины Божьего Слова.

Я хочу завершить эту статью словами из Послания к Римлянам 8:35–39, молюсь, чтобы они утешили вас прямо сейчас. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вы одержите победу, если не допустите, чтобы что-то отделило вас от Божьей любви.

СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ



Этот номер посвящён экстриму. А что может быть более экстремальным, чем любовь. Влюблённые вообще забывают об осторожности, и начинают вытворять чёрт знает что. Им и море по колено, и звёзды не высоко. Откуда в нас во время влюблённости появляется это ощущение всемогущества. Что происходит с человеком, когда его охватывает это всепоглощающее чувство. Я думаю - он вспоминает свою истинную природу. Найдя свою половинку, он становится тем, чем является – проявлением всемогущего бога.

У Платона есть удивительный миф, объясняющий происхождение этого чувства. Он пишет о том, что когда-то люди были богами Земли. Они имели две головы, четыре руки, четыре ноги и были всемогущи. Не было ничего ни на земле, ни во вселенной, чего бы они не могли достигнуть силою своей воли и силой своего разума. Но это не очень нравилось богам. Люди угрожали их власти над миром. И тогда они стали ловить людей и разрезать их на две части, а потом всех перемешали. И теперь ходят по земле лишённые былого могущества человеки и ищут свои половинки. А когда находят, обретают утраченное могущество. Красивый миф и многое объясняет.

Но есть ещё одно высказывание о любви, которое принадлежит Шарлю Бодлеру. Он как-то сказал, что любовь как приведение. Все о ней говорят, но никто её не видел. Лишь изредка она озаряет нас своим светом. Мы слагаем о ней легенды. А потом снова забываемся в анабеозе, в ожидании нового чуда. Почему любви так мало в нашем мире? От чего зависит её появление в жизни каждого отдельного человека?

Каждого из нас в той или иной мере озаряла любовь своим светом. Но куда она потом уходила? Что заставляло бежать от нас это прекрасное чувство? Совершенная любовь предполагает совершенное приятие любимого человека таким, какой он есть. Любовь не подчиняет, а примеряет. Любовь противоречия сглаживает, а не обостряет. Но там, где нет приятия, нет и любви. Если вас хоть что-то раздражает в любимом человеке, это первый звоночек того, что любовь может уйти. Если вы не любите то, что любит любимый, ваше чувство половинчато. Совершенная любовь предполагает совершенное приятие всего того, что дорого сердцу любимого человека. Но приятия нам как раз то всем и не хватает. Всё наше общение, это стремление навязать друг другу свои стереотипы, свои представления. Нам дела нет до того, что любит любимый. В лучшем случае мы терпеливо морщимся и говорим – чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Мы хотим от любимого любви к тому, то дорого нам. А его стремления и желания очень часто остаются без ответного чувства.

Любовь убивают маленькие нестыковки, которые в разгар романа остаются незамеченными. Но при совместной жизни выходят на первый план. Мы вдруг замечаем, что наш партнёр значительно более неряшлив, чем это было во время ухаживания. То, понимаешь, всё время ходил в галстуке, а теперь ходит по комнате в драных трусах, и не стесняется. Или он слишком громко чавкает во время еды, или ещё что-нибудь.

Мы жаждем видеть в любимом человеке некое воплощение совершенства, забывая, что совершенен только Бог. Да и это ещё под вопросом. Мы все несовершенны, и приятие нам дано для того, чтобы наши недостатки не скрыли от наших глаз то главное, что сокрыто в каждом человеке. Как говорится, за тремя соснами леса не видно. И если мы на первый план выдвигаем то негативное, что есть в каждом из нас – мы убиваем любовь. Когда мы акцентируем внимание на том, что нам не нравится в любимом, оно усиливается и становится поводом для постоянных упрёком, претензий и скандалов. Приятие же недостатков их сглаживает. Лишает их былой силы и остроты и, в конце концов, помогает от них окончательно избавиться. Когда вы принимаете человека таким, какой он есть, он поворачивается к вам тем лучшим, что он в себе заключает. Приятие друг друга позволяет осуществить взаимную подстройку, создавая комфортные условия для совместной жизни. Неприятие порождает из нас огромное количество шипов, которыми мы постоянно раним друг друга. Чтобы любовь не умирала, нужно помнить, что все мы люди со своими достоинствами и недостатками. Любовь приходит к каждому человеку, но неприятие - её убивает. Нельзя относиться к недостаткам друг друга даже снисходительно. Такое отношение к любимому приводит к тому, что мы, любя его, перестаём его уважать. Мы начинаем относиться к нему свысока. И какая уж тут может быть любовь.

Именно приятие позволяет людям обрести утраченное единство, а вместе с ним всемогущество. Без приятия и любви мы части целого. Но именно всё принимающая в любимом любовь позволяет нам обрести целостность под вечными небесами. Соединить те половинки, о которых писал Платон. И тогда не будет ничего невозможного. И тогда, озаренные любовью, будут совершать великие чудеса. И в них не будет сомнений и страха. Ибо целое может всё. Мы приходим на землю именно для то, чтобы найти свою половинку. Обрести целостность. Найти то, что позволит нам стать звездой на небе. И тогда мы становимся для других маяком, указывающим им путь к звёздам.

Эти два человека уже и не помнили, когда между ними началась эта война. Так, маленькими отрывками…
Русоволосая девушка перешла к ним в четвёртом классе. И тогда понеслось… он дернул её за косичку, а она кинула в него учебник. Наверное, после этого всё и началось.

Часто были сцены, как они друг в друга кидались едой или выливали стакан с компотом. Каждый день была новая драка, жертва или ещё что-то.

Марина до сих пор помнила как впервые попала в больницу из-за своего врага. Парень «случайно» попал в неё мячом, из-за чего девушка долго пролежала в травматологии с переломом руки. Именно в тот день она возненавидела его ещё больше.

Наступили школьные будни. Лето закончилось, что расстроило всех учеников любой школы.

Марина, собираясь на мероприятие, называемым «днём знаний», тяжело вздохнула. Сегодня ей придётся увидеться со Стасом, а так этого не хотелось. Она его не видела уже как три месяца. Долгие три месяца, за которые она подросла, загорела и стала более женственной. У неё подросли волосы, которые теперь были ей по пояс, а сама девушка, занимаясь каждый день спортом, стала стройной как с иголочки. О ней можно было сказать одно: красавица и умница.

Так и было. Уже как с шестого класса и по этот день она староста класса. Учителя её уважают, пусть и знают о ситуации, сложившейся между Стасом с Мариной. Несмотря на это, девушка всегда хорошо училась и была примером для одноклассников.

Улыбаясь, она ступила на порог школы, где сразу заметила подруг - одноклассниц. Все девушки подросли, стали ярче и краше, чем были три месяца назад. Школьная форма сидела на них идеально, как и на ней самой. Её волосы были хорошо уложены и пахли вишней. Она была почти идеалом… Как считала половина класса кроме него. Стас…

Он рассматривал девушку, стоявшую в проёме дверей, и улыбался. Несмотря на его идеальный настрой, он готов был испортить его кому-нибудь другому. Вот например этой девушке, которая стала так хороша собой, вытянулась, а её по-прежнему зелёные глаза настолько сверкали, что парень уже подумал отложить эту затею.

Он никогда на неё так не смотрел. Не мог увидеть в ней эту женскую черту. Для него она была девушка-заучка, которую любили все учителя школы. Но сейчас она, выпрямив спинку и закусив губу, с таким интересом разглядывала своих одноклассников, что хотелось подойти к ней и без всякого сарказма сказать обычное «привет».

Стас и хотел так сделать, пока не заметил, что взгляд брюнетки остановился на нём, а её глаза, несколько минут сверкающие от радости, потемнели. Девушка была озабочена тем, что не знает, как реагировать на него. Пока он ей ещё ничего не сделал, но это пока.

Стас сразу преодолел расстояние между ними и ухмыльнулся, смотря в такие чистые и полные злости глаза девушки. Она была раздражена настолько сильно, что это показалось парню таким возбуждающим. Он никогда бы не мог подумать, что сможет захотеть эту девчонку с прекрасными глазами и… вишнёвыми волосами. Её тело было настолько близко, дыхание участилось и опалило кожу парню. Он и не заметил, как встал настолько близко к ней…

Запах её духов, тела, волос одурманил его разум, и парень, расширив глаза, ушёл.

Ушёл как последний трус. Было страшно понять, что это происходит с ним. В его жизни было много девушек… Но никто из них не влиял на него как эта.

Он не видел её три месяца. Неужели соскучился? Смешно звучит, что даже поверить трудно, но… Да.

Один хороший парень, а также друг Стаса, пригласил весь класс к себе домой по случаю «последний год вместе и наступила школа… можно напиться». Почти все одноклассники за час выпили столько алкоголя, сколько нашли и купили.

Марина же стояла и подпирала стенку, а в её руках был стакан, наполненный виски с колой. Девушка медленно попивала, наслаждаясь, напитком и одиночеством. Не её желанием было сюда приходить. Подруга заставила под предлогом «Я обижусь». Но зачем ей было врать самой себе? Было плевать на подругу, которая как только зашла в этот дом, улизнула от неё к парням.

Марина хотела одного: увидеть его.

Сегодня в школе, когда парень подошёл к ней, вёл себя странно. Он никогда не уходил от неё, не проронив ни слова. А сегодня его как будто водой облили. Он не ушёл, а убежал. Посмотрел и всё, и девушке ну просто до чёртиков было интересно, почему он убежал?
Эти глаза не входили из её головы. Она никогда не смотрела в его глаза с такой… нежностью?

За всё время, что они враждовали, она, может быть, посмотрела ему в глаза только один раз… ну, или два. Но не больше. Это был бы перебор.

Глаза Марины гуляли по одноклассникам и она, закусив губу, откинула голову, пока не услышала голос, который развеял все её мысли.

Парень приближался к ней спиной, говоря с парнями о чём-то. Он был одет теперь по-другому. Чёрные джинсы, белого цвета кеды и чёрного цвета футболка. Он улыбался. Только сейчас она ощутила чувство… чувство дотронуться до его волос и потрогать на ощупь.

Эти чувства пугали её, и она поняла, что зря пришла сюда. Ноги сами понеслись к выходу, но, как только она хотела перейти порог этого дома, рука одной красавицы из класса остановила её.

Эй, Марин, пошли играть с нами в «Правда или действие?» - она широко улыбалась и, несмотря на то, как девушка произнесла «Нет», провела её к другу, где уже сидело много народа, одним из которых был Стас.

В груди что-то закололо, и девушка сглотнула ком в горле, села на пол. Одна игра, и она уйдёт отсюда.

Игра продолжалась уже час. И если недавно их было людей десять от силы, сейчас сидело больше двадцати, и все хотели играть.

Марина старалась не смотреть на парня, но она ощущала его взгляд на себе. Потребовалось огромную силу воли, чтобы тоже не взглянуть на него, и она смогла. Просто закрыла глаза.

Парень, хозяин дома, улыбаясь, покрутил бутылку, и та попала на Стаса. Выбрав действия, он даже не удивился, когда ему задали поцеловать одну из девушек.

Выбрав первую около него девушку, которая всем видом показывала, что не против этого и готова отдаться ему полностью, он притянул её к себе и впился в губы грубым поцелуем. Как всегда. Никогда и ни с кем он не был нежен, только боль и грубость.

Марину словно током ударило, а сердце упало в пятки, даря настолько жгучую боль в сердце, что хотелось разреветься прямо сейчас и уйти.

Да что это с ней? Она не могла не влюбиться в этого парня… Парня, который всегда её разыгрывал, унижал, смеялся на ней… Но главное, никогда не бил. Но сейчас ей показалось, что лучше бы он её ударил или ещё что-нибудь сделал, только не делал это на её глазах, из которых вот-вот потекут слёзы.

Поцелуй продлился недолго. И Стас, оторвавшись от девушки, взял бутылку и прокрутил, вытирая красную помаду с губ. Было настолько противно целовать эту девушку… Она была словно кукла. Неживая. Даже целовалась, как кукла. Словно из пластика.

Бутылка медленно обвертелась вокруг своей оси и остановилась. Подняв голову вверх, он заметил её. Разум затуманило и он, прочистив горло, выдохнул.

Правда или действие?

Вопрос был задан так быстро и жестко, что казалось еще не много и она точно заплачет. Почему именно так? Почему он? Почему…?

Ей казалось, что еще не много и она точно убежит отсюда с позором. И как ей этого хотелось.

Правда, - на свою беду выдала она.

Это было тяжело.

Хм… Окей, - улыбнулся он и, приставив пальцы к подбородку, сделал вид, что думает над вопросом, который должен задать этой девушке. Как только в его гениальную голову пришла идея, он улыбнулся ещё шире. - Ты девственница?

Если предыдущий вопрос был задан слишком быстро, так этот словно стрела пролетел в её сердце.

Отвечай, Маринка. Сама ведь выбрала правду.

И он вновь улыбнулся, даруя панику девушке. Признаться прямо здесь о том, что она девственница перед всеми парнями и девушками класса и не только класса, было стыдно. Да что там стыдно? Даже позорным не назовёшь…

Она недолго думала над вопросом, заданным ей, и, облизнув сухие губы, произнесла:

А ты проверь.

Стас, расширив глаза, не сразу понял, что она ответила. Она просила его проверить? Проверить, была ли она с парнем когда-то или нет?

Было настолько паршиво на душе, пусть он и сделает так, как она сказала, и поймёт, что она уже не та девушка. Конечно, у нее были парни, которых было настолько жаль. Но только сейчас понял, почему именно «жаль».

Он сам хотел быть на их месте. Хотел дотрагиваться до неё. Нежно проводить руками по лицу и целовать сладкие губы, но это было выше его сил и запретно для обоих.

Он не показал виду, что удивлен, а просто поднялся на ноги, закинув на плечо девушку, помахал рукой ребятам, давая указания продолжать играть, и ушёл совсем в другую комнату, где было пусто.

Её ноги коснулись холодного пола, и она вскрикнула, ударив парня в грудь.

Ты что себе позволяешь, придурок?

Как же я люблю, когда с твоего сладкого ротика вылетают такие словечки, - он вновь улыбнулся и, разведя руки в стороны, продолжил говорить: - Я пришёл проверить, девственница ты или нет.

Девушка не оставила себе выбора, как улыбнуться и показать средний палец. Наглый тип, и как только она могла подумать, что влюбилась в такого, как он?

Давай без игр, - прорычал он. - Хочу знать. Ты девственница?

Только он не понимал, что она вовсе не играет.

А как это?

Стас понимал, что эта девушка играет с ним в какую-то игру, которую придумала сама и, тем самым, выводит его из себя. А ему это не нравилось. Ох как не нравилось, но он не отрицал, что это его только больше заводило.

Не играй со мной, Маринка, - процедил он сквозь зубы.

А кто играет?

На этом его терпение лопнуло. Притянув её к себе, он слабо улыбнулся, видя в её глазах непонимание и страх, и наклонился, впиваясь в её сладкие губки, сводившие его с ума последние два часа.

Девушка опешила и растерялась; она смотрела в глаза парня, целовавшего её словно сумасшедший. И ей это нравилось. Забыв обо всём, она закрыла глаза и ответила…

Влажные и сладкие губы Марины настолько возбуждали его, что как только девушка ответила, он застонал, словно девственница. Он видел, как брюнетка теряла голову от этого поцелуя, и, подняв её на руки и позволив обвить его торс ногами, он уложил её на кровать, стоявшую рядом. Целуя девушку и так распухшие губы, он провел рукой по одежде, прикрывавшей тело. Он хотел ещё и ещё. Ему было мало этих губ. Мало этой девушки.

Хотелось забыться обо всём, но тогда бы он проиграл эту чёртову игру, которую завела она.

Руками спускаясь по её телу, он пальцами нырнул в шортики, задевая пальцами её кружевные трусики. До ужаса хотелось взглянуть, какого они цвета, но это было бы слишком для него. Он и так теряет разум.

Проскользнув пальцами в трусики, он провел по клитору, вызывая дрожь по телу брюнетки. Мелкую, но такую приятную дрожь.

Не церемонясь с ней, он медленно скользнул в её лоно и победно улыбнулся, когда услышал стон девушки, которая от всего этого окончательно потеряла голову. Как он и хотел.

Он вдвойне выиграл. И этому был рад.

Отрываясь от ее губ и вынимая пальцы, он улыбнулся ещё шире и посмотрел на девушку, с трудом открывавшую глаза. А она поняла, что произошло.

Всё-таки девственница, - заключил он.

Недолго думая, Марина отталкивает его и убегает из комнаты со слезами на глазах. Он хотел только одного: проверить и опозорить её.

Она вовсе не удивится, если завтра об этом случае будет говорить вся школа. А она дура, повелась.

Как бы ни хотелось идти в школу, но нужно.

Над дверьми школы весел огромной плакат «С днём знаний», и, переборов свой страх, девушка вошла внутрь. Ни смешков в её сторону, странных взглядов, ничего не было слышно. Все были заняты своим делом и носились по коридорам, как ошпаренные.

Зайдя в класс, она тоже ничего не услышала, кроме вопроса от девушек, почему она так быстро ушла.

Странно.

Ссылаясь на головную боль и усталость, она отошла от разговора с подругами и прошла к своему месту. Было странно, так как Стаса ещё не было в классе. Если бы он сегодня не пришел, она была бы только рада…

И как только она хотела улыбнуться этой мысли, что его не будет, дверь класса открылась и вошёл он. Мешки под его глазами давали понять, что парень не выспался. Стас сразу подошёл к девушке и, взяв её за руку, вытянул из класса под удивительные взгляды одноклассников. Было, конечно, не так странно видеть такую картину… Но стрёмно.

Затащив её под ступеньки, он скинул рюкзак с плеч и, толкнув девушку к стене, поставил руки на уровне её головы, чтобы она не смогла убежать.

И какого хера ты вчера убежала? - зарычал он.

Отвечай!

Он замахнулся кулаком, которым сразу ударился о стену около её головы. Слёзы вновь брызнули из глаз. Она была напугана ещё больше. Мысли о том, что этот кулак мог её…

Злость парня сразу прошла, когда он заметил, что девушка дрожит и что она напугана. Нет. Он не хотел этого. Не в его планах было напугать эту девчонку. Просто она так вынесла ему мозг, что хотелось убить кого-то, но не её. Он никогда бы не навредил ей (случай в шестом классе не считается.)

Тише, - он сразу обнял её, поглаживая руками по голове. - Прости, Марин, я бы никогда не причинил тебе боли.

Девушка оторвалась от его рубашки и со слезами на глазах посмотрела в его глаза.

По-чему? Ты ведь… Нена-видишь меня.

Глупая, - улыбнулся он, вытирая ладонью слёзы со щёк. - Я не могу тебя ненавидеть.

Почему?

И вновь этот вопрос. Он уже готов был сорваться, как понял, что она действительно не понимает ничего.

Вроде умная, а не понимает, - улыбнулся он, наклоняя голову. - Да потому что влюблен в тебя, глупая.

Влюблен? В меня?

В тебя, - тихо прошептал он, зная, что девушка всегда говорит вслух то, что думает, и, улыбаясь, наклонился и поцеловал её в губы, из-за которых не мог ночью сомкнуть глаз.

А она ответила. И чёрт побери, это был лучший момент его жизни. Второй случился через несколько лет, когда этой самой девушке он надевал кольцо на палец и вновь целовал в губы, принадлежавшие ему уже полностью, как и она сама.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: