Обществознание. Большая энциклопедия нефти и газа

В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Задание 19

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты:

«на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Примерами оценочных суждений могут служить:

Возникли

Считается, должны

Включают

С точки зрения исследователей

Цифры – (объем)

По-видимому

Решают

Думается

Предназначаются

На наш взгляд

Это – (какой-то факт)

Представляется

Во все времена была

Необходимо признать

Обеспечивают

По мнению ряда исследователей

Поэтому (утверждение)

С нашей точки зрения

Принята, утверждена

Скорее всего

Однако… (какой-то факт)

По нашему мнению

Имеют форму

Согласно другой точке зрения

Признает

Можно предположить

Запрещает (утверждение)

Преуменьшение…неоправданно

Поставила (свершившийся факт)

Идет довольно активно (какой-то процесс)

Вошла в десятку

Однако…

Связывают

Имеет уверенную тенденцию к сохранению

Состоялся

Заявили о слиянии

Что-то сегодня находиться в упадке

Окончила институт

Все это самым губительным образом отражается на…

Много тратит времени

Это величайшее завоевание цивилизации

Все больше пользуются

В этом году он получил злободневную направленность

Поставлен диагноз

Уровень существенно возрос

Специалисты зафиксировали

Это вызвало значительный рост

Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

Вряд ли акции будут стабильны

В исследовании приняли участие 30000 мужчин

Она правильно поступает

Дата

Привычка может привести

Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным

Произошло

Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Таким образом, правильный ответ:

А теперь порешаем?!

Примеры заданий В5

1.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.


1) фактический характер
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.


1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявляется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Характер оценочных суждений — это субъективная оценка прошлых, настоящих и будущих событий. Обычно она выражается в форме личного отношения или прогноза.

Все суждения по своему характеру делятся на три части.

  1. Фактические. Так принято называть реальные свершившиеся события. Факт — это то, что фиксируется группой людей или приборами. Факт может быть запечатлен в виде рукописного, печатного документа, а также как фото и видео. Суждение фактического характера может быть основано на собственном опыте или почерпнуто из иных средств информации. Суждение фактического характера можно привязать к конкретному месту и измерить временными характеристиками. Часто к фактическому суждению относят и события, не происходившие в реальности. Они описаны в литературных произведениях и показаны в кинофильмах. Например, то, что Хоббит сходил туда и обратно, — это факт. Такой же фактический характер носит и суждение о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства. Вторая реальность — это тоже реальность.
  2. Оценочные суждения всегда носят субъективный характер, даже в том случае, если высказываются от имени группы людей или целой страны. В таких суждениях всегда содержится оценка факта.
  3. Теоретическое суждение — это описание предмета или явления, основанное на знаниях, полученных предыдущими поколениями или современниками. При этом субъект этого суждения может не иметь никакого отношения к науке, но основывает свои высказывания на знаниях именно научного характера.

Для уточнения следует дать определение научного знания. Это факты, модели, теории, описанные и сформированные по определенным методикам и с помощью специального инструментария. Знания только тогда становятся научными, когда они опубликованы, то есть тиражированы в специальных изданиях.

Не следует путать теоретическое утверждение и фактический характер. Факт может быть научным, но он все равно остается фактом, а теория описывает модель процессов в соответствии с разработанной картиной мира.

Виды оценочных суждений

Отличительным признаком оценочных суждений является их субъективность.

Человек всегда оценивает сам, даже если эта оценка ему навязывается общественным мнением, авторитетом другого человека или привычкой. Однако, несмотря на это, оценочные суждения могут быть:

  • правильными;
  • неправильными:
  • адекватными;
  • неадекватными;
  • оптимальными;
  • неоптимальными.

Это деление основано на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал суждение, оно всегда правильное и адекватное. При этом субъект может искренне заблуждаться, а может покривить душой, убедив себя в том, что так и должно быть, поскольку очень хочется, чтобы так было.

Под адекватностью в этом случае понимается соответствие фактам, под правильностью — наличие причинно-следственных связей между оценочным суждением и логикой развития событий.

Неадекватность и неправильность суждений можно определить, сопоставив их с фактами. Это может сделать и субъект суждения, что послужит основой для принятия другого оценочного суждения.

Оптимальность оценочных суждений — это степень их полезности для субъекта высказывания. Часто в таких суждениях может содержаться откровенная ложь. То, что это ложь, понимает и сам субъект. Однако его цель заключается не столько в обмане окружающих людей, сколько в обмане самого себя.

Как ни странно, такой самообман может быть оптимальным, поскольку настраивает человека на достижение определенной цели.

Например, случилось какое-нибудь печальное событие: человека уволили с работы или исключили из вуза. Казалось бы, здесь нет места положительной оценке. Однако сильный стресс заставляет человека менять отношение к событию.

Он может оценивать его фразой: «Ну и ладно, нет худа без добра, живут же люди без диплома, причем живут неплохо». Применительно к потерянной работе человек может радоваться тому, что не будет больше видеть вредного начальника.

Такое неадекватное суждение выполняет важную функцию: самообман может привести к подъему самооценки и достижению ранее недостижимых целей.

Функция оценочного суждения


Формируя оценку всему сущему и происходящему, человек управляет миром, а главное, собой. Слушая своих собеседников, мы часто удивляемся их неадекватности и откровенной ложности высказываний. Однако к тому же выводу могут прийти и те, кто выслушивает ваши суждения. В результате правы все и неправы тоже все.

Развивая мысль Марка Твена, можно сказать, что есть еще одна форма лжи: оценочное суждение. Его функция заключается не только в поиске истины и правды, в оправдании своих поступков.

Любая оценка — это анализ и прогноз, в соответствии с которым человек строит стратегию своей жизни, поведения и поступков. Мало того, она влияет на собственное отношение к чему-либо, то есть на будущую оценку. Людям со здоровой психикой свойственно завышать свою самооценку. Оценивая себя выше среднего, человек получает шанс оставаться хотя бы на среднем уровне. Речь не идет о гипертрофированных формах, перерастающих в манию величия, когда слишком высокая самооценка выбрасывает человека из общества в разряд психически ненормальных.

Эта функция нереалистического оптимизма, как ни странно, свойственна не только отдельным людям, но и обществу, в том числе всему человечеству. Впрочем, неадекватность оценочных суждений на глобальном уровне уже не самообман во спасение, а марш слепцов в пропасть.

Каждому человеку свойственно желание быть как все. В такой позиции он ощущает себя более защищенным. Это широко тиражированное желание влияет на оценочные суждения и ими же подкрепляется. В них отражается не столько собственное мнение субъекта, сколько мнение толпы или политического лидера.

Таким образом, функция оценочных суждений заключается в самоидентификации, самоуправлении и управлении как на уровне самой личности, так и, в конечном итоге, на уровне общества.

Cтраница 1


Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.  

Оценочные суждения уместны и эффективны тогда, когда педагог хорошо знает не только общие особенности студента, но и его состояние в момент выражения похвалы или осуждения. Ведь важно повлиять на сознание студента, дать ему возможность понять педагога и не погасить, а поддержать в нем чувство уверенности в своих возможностях, дать понять, что педагог верит ему и надеется на взаимопонимание. Это весьма тонкая педагогическая сторона любых - поощрений it наказано, а в оценочных суждениях ученого особенно.  

Оценочные суждения относительно акций на основе нефинансовой информации.  

Оценочные суждения относительно акций на основе финансовой информации, находящейся в балансовом отчете, отчете о прибылях и убытках фирмы или других источниках.  

Особое значение имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти. Наличие такого рода личностно-смысловых отношений формирует человека как политического субъекта.  


Данные правила требуют определенных оценочных суждений или соответствующей реакции. На этом уровне ошибки операторов обычно связаны с неверной оценкой ситуации, которая приводит к применению неверного правила или некорректным оценочным суждениям и, соответственно, неверным действиям. Ошибки, связанные с ориентацией на знания, происходят, когда требуется принять быстрое решение в принципиально новой ситуации на основе анализа и накопленных знаний.  

Такое определение насыщено оценочными суждениями, и это объясняет существование другой стороны функции. Иначе говоря, суждения о том, что нужно, потребно или желательно, указывают на вещи, которые мы ценим. Оценочные суждения, описывающие нужную физическую систему, необходимо предполагают или уже содержат в себе части и связи некоторой системы ценностей.  

Экономические цели - это обобщенные оценочные суждения, которые признаны тем или иным обществом.  

В бухгалтерском учете полно оценочных суждений, что делает его крайне субъективным.  

Оценки могут отличаться от оценочных суждений.  

Нормативный анализ зачастую дополняется оценочными суждениями. Например, сравнивая налог на бензин и пошлину на импортируемую нефть, можно прийти к заключению, что хотя налогом на бензин легче управлять, но он имеет гораздо большее воздействие на потребителей с низким доходом. В этот момент общество должно сопоставить социальную справедливость с экономической эффективностью. Когда привлекаются оценочные суждения, микроэкономика бессильна ответить на вопрос, в чем заключается наилучший вариант политики. Однако она может показать взаимовлияние факторов и тем самым поможет прояснить спорную проблему.  

Концептуальная основа может задать границы оценочных суждений как для физических лиц, так и для организаций. Необходимо найти золотую середину между чересчур детальным и потому не оставляющим места аналитике представлением информации и представлением слишком общим, а потому неэффективным.  

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям характеризуется тем, насколько личность в состоянии объективно оценить процесс и результаты собственно творческой деятельности других, использовать надежные, объективные критерии, формируя свои оценочные суждения; критичность мышления проявляется также в умении находить причины своих ошибок и неудач.  

Являются ли все неосязаемые цели оценочными суждениями. III хорошо проверить, не изменились ли ваши взгляды на эти вопросы.  

Подробности Создано: 15.05.2014 18:30 Просмотров: 3852

Задание В5

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие.
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:

Примерами оценочных суждений могут служить:

Возникли

Считается, должны

Включают

С точки зрения исследователей

Цифры – (объем)

По-видимому

Решают

Думается

Предназначаются

На наш взгляд

Это – (какой-то факт)

Представляется

Во все времена была

Необходимо признать

Обеспечивают

По мнению ряда исследователей

Поэтому (утверждение)

С нашей точки зрения

Принята, утверждена

Скорее всего

Однако… (какой-то факт)

По нашему мнению

Имеют форму

Согласно другой точке зрения

Признает

Можно предположить

Запрещает (утверждение)

Преуменьшение…неоправданно

Поставила (свершившийся факт)

Идет довольно активно (какой-то процесс)

Вошла в десятку

Однако…

Связывают

Имеет уверенную тенденцию к сохранению

Состоялся

Заявили о слиянии

Что-то сегодня находиться в упадке

Окончила институт

Все это самым губительным образом отражается на…

Много тратит времени

Это величайшее завоевание цивилизации

Все больше пользуются

В этом году он получил злободневную направленность

Поставлен диагноз

Уровень существенно возрос

Специалисты зафиксировали

Это вызвало значительный рост

Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

Вряд ли акции будут стабильны

В исследовании приняли участие 30000 мужчин

Она правильно поступает

Дата

Привычка может привести

Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным

Произошло

Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Примеры заданий В5

№1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой . (А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

№ 2.
(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

№ 5.
(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.
(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. № 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества. № 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

№ задания

А

Б

В

Г

Д

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида фактов:

1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар».

Фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении — «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» — констатируется факт.

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Как ни парадоксально это звучит, оценочное суждение может быть неправильным, но оптимальным. Точность отражения реальности не является единственным критерием оптимальности оценочных суждений. Современные исследования оценочного поведения позволяют выделить по крайней мере еще три критерия. Это экономия, или минимизация, когнитивных усилий; повышение эффективности последующего действия; улучшение эмоционального состояния. Критерий оптимальности представляет собой по сути то, ради чего, во имя чего оценочное суждение выносится. Поведение вообще можно считать оптимальным, если оно максимизирует, способствует достижению критерия оптимальности.

Факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Самым большим заблуждением человеческого разума при оценке фактов является вера в контролируемость события. Вера в то, что мы можем как-то повлиять на исход (результаты) связана с субъективной оценкой вероятности этого события. Если исход события имеет для нас позитивное значение, то чем более мы верим в то, что можем повлиять на исход события, тем выше оцениваем его вероятность. Если же исход события носит отрицательный характер, то субъективная его вероятность уменьшается с увеличением веры в контролируемость происходящего. Однако зачастую (в 99% случаев) вера в контролируемость ситуации оказывается иллюзорной, при этом оценка вероятностей событий оказывается изначально ошибочной - завышенной или заниженной.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: