Пять законов человеческой глупости карло чиполла. Пять универсальных законов человеческой глупости

Итальянский социолог-экономист Карло Чиполла, посвятил свою жизнь изучению… человеческой глупости. Ему удалось вывести 5 законов человеческой глупости, которые мы и рассмотрим.

Первый закон глупости

Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают.

Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:

— человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;

— глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы

Первый закон удерживает меня от соблазна определить количественную долю глупцов в обществе: это все равно будет преуменьшением. Поэтому просто обозначим ее буквой Г.

Второй закон глупости

Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.

Современные тренды западной культуры, которая считается наиболее прогрессивной, основаны на эгалитаристском подходе к жизни. Всем нравится думать, что все люди сошли с конвейера на каком-то технологически совершенном заводе равными, и если кто-то из них оказывается равнее других, то это происходит за счет воспитания, а не его природы.

Я - исключение. Годы наблюдений и опытов утвердили меня в мысли, что люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите.

Второй основной закон глупости звучит так:

Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.

Здесь природа превзошла себя. Общеизвестно, что она четко обеспечивает частотность некоторых явлений. Вне зависимости от географического положения, уровня развития цивилизации и расы родителей, соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных - константа, всегда очень незначительный перевес мальчиков. Неизвестно, как природа этого добивается, но для этого ей приходится оперировать большими числами. Такая же история с числом Г - доля глупцов в любой группе сохраняется, вне зависимости от размера группы.

Образование не имеет ничего общего с вероятностью Г. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число Г оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число Г среди профессуры - брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля в Г преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой - Нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: Г лауреатов были глупы.

Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые. Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.

Третий закон глупости

Глупец - этот человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г).

Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам (зона П). Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя - бандит (зона Б). И наконец, Петя-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям. Об этом случае и говорит Третий закон:

Глупец - этот человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Частотное распределение

Большинство людей не действуют последовательно и не находятся постоянно в одной зоне. Под влиянием одних обстоятельств тот же Петя поступает как умник, под гнетом других - как простак или бандит. Единственным исключением являются глупцы: они оказываются в зоне Г гораздо чаще, чем во всех остальных зонах. Любого человека, исходя из анализа его поступков, можно поместить где-то на этом графике: он будет там, куда приведет большинство его дел. Исходя из этого, можно сделать интересные выводы относительно глупцов и бандитов.

Идеальный бандит - это тот, кто наносит другим людям ущерб, эквивалентный своей выгоде. Самая простая иллюстрация - воровство: вор украл у вас тысячу рублей, не причинив иного вреда. Он нанес вам ущерб в тысячу и принес себе прибыль в ту же тысячу: идеальный бандит. На графике он будет размещаться на диагонали ОМ, которая симметрично делит зону Б пополам. Идеальные бандиты в жизни встречаются редко, каждый из них обычно попадает или в Б1, или в Б2.

Бандиты из области Б1 - это те, чьи действия принесли им выгоду большую, по сравнению с потерями других людей. Например, грабитель, который уносит застрахованные деньги из банка, не калеча при этом сотрудников и клиентов. Бандиты из Б1 тем умнее, чем ближе они находятся к правой части оси Х. В жизни их также немного. В жизни большинство бандитов принадлежат к области Б2. Например, гопник, который убивает вас в переулке ради тысячи рублей, чтобы сводить жену в клуб.

Частотное распределение глупцов кардинально отличается от распределения бандитов. Бандиты распределены по всей области, в то время как большинство глупцов концентрируются в районе прямой по оси Y, которая выходит из точки О и идет вниз. Они постоянно наносят вред другим исключительно в силу своей глупости, без особой пользы или вреда для себя. Есть и сверхглупцы, которые вредят и себе, и другим. Они будут располагаться в зоне Г слева от оси Y.

Сила глупости

Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален - он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил.

Атака глупца обычно застает врасплох.

Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры.

Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости

Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах - означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем.

Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.

Распространенный стереотип - что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды - если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Четвертый закон гласит:

Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах - означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем.

Пятый закон глупости


Следствие:
Глупец опаснее, чем бандит.

Теперь вместо оценки индивидуального блага оценим благо общества в целом. Рассмотрим его в контексте математической суммы состояний индивидуумов. Здесь важно абсолютное понимание Пятого закона, самого известного и наиболее цитируемого:

Глупец - самый опасный тип личности.
Следствие:
Глупец опаснее, чем бандит.

Результат действий идеального бандита - простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы.

Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.

Действия людей, которые расположены на графике в правой-верхней области от линии РОМ, прибавляют обществу благ. Действия людей из левой-нижней половины - отнимают их. Другими словами, все умники, а также интеллектуалы-простаки (П1) и неглупые преступники (Б1), приносят обществу пользу, хотя и в разном размере. А все глупые преступники (Б2) и глупые простаки (П2) усиливают масштаб разрушений, причиненных обществу глупцами.

В соответствии со Вторым законом, глупцов в процветающем обществе не меньше, чем в загнивающем, и будет ошибкой считать иначе. Разница между успешным обществом и стагнирующим такова, что в бедном обществе:

1. Не-глупцы дали глупцам большую свободу действий; и

2. В зоне не-глупцов наблюдается постепенное уменьшение количества умников, интеллектуалов-простаков и неглупых бандитов. Соответственно, пропорционально растет доля глупых простаков и глупых бандитов.

История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения - наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.

Итальянский историк-экономист Карло Чиполла сформулировал 5 универсальных законов социума, работающих в любом обществе:

Первый закон глупости : Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают. Внезапно человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом. Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Второй закон глупости : Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств. Люди не равны - одни глупы, другие нет - и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле провидения, если хотите.

Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число глупцов оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но, поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры - брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой - нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы.

Третий закон глупости : Глупец - это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г). Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери, и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам (зона П). Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя - бандит (зона Б). И, наконец, Петя-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален - он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил.

Атака глупца обычно застает врасплох. Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры. Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости : Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того чтобы срочно собраться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.

Распространен стереотип, что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды - если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Пятый закон глупости : Глупец - самый опасный тип личности. Следствие: глупец опаснее, чем бандит. Результат действий идеального бандита - простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и, поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власть коррумпирована, а граждане постоянно обходят законы.

Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.

История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения - наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.

Что мы и видим на Украине, кстати.

Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе.

Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать. Мы в профилактических целях собрал в одну статью пять самых распространенных законов глупости. Эта информация может оказаться весьма полезной: кто знает, в какой именно момент каждый из нас может столкнуться с глупцом?

Первый закон глупости

Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают.

Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает истинность этого закона. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:

человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;

глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Второй закон глупости

Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.

Люди не равны: одни глупы, другие – нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек бывает глупцом точно так же, как он бывает рыжим или обладает первой группой крови. Если хотите, он таким родился по воле Провидения.

Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели.

Среди низкоквалифицированных сотрудников глупцов больше, чем можно было ожидать (первый закон), и это можно списать на социальные условия – бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но, поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение остается среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляет, что то же число идиотов и среди профессуры – идет ли речь о маленьком провинциальном колледже или крупном университете, количество глупцов среди преподавателей приблизительно такое же. И даже среди Нобелевских лауреатов можно встретить глуповатых персонажей.

Идею, которую выражает второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки поддержатвторой закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые.

Выводы из второго закона могут испугать: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастырь или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое (первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.

Третий закон глупости

Глупец - этот человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.

Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г).

Если Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе, то он относится к простакам (зона П). Если Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает, то Петя - бандит (зона Б). И наконец, Петя-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям.

Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным.

Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален - он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил.

Атака глупца обычно застает врасплох.

Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры.

Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости

Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов.

В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах - означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем.

Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.

Распространенный стереотип - что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды - если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Пятый закон глупости

Глупец - самый опасный тип личности. Следствие: Глупец опаснее, чем бандит.

Результат действий идеального бандита - простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы.

Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.

История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения - наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.

Искусство жить — непростое мастерство, для овладения которым люди обращаются к книгам по самопомощи, самосовершенствованию и духовным практикам. Но зачастую один ценный и универсальный совет может повлиять на нашу жизнь намного сильнее, чем целая прочитанная книга.

Ниже будут представлены 6 таких советов, которые каждый из нас может применить с большой пользой в своей повседневной жизни.


1. Живите истинной для себя жизнью.

Вы когда-нибудь спрашивали себя, что значит стать зрелым человеком? Это означает платить по своим счетам и брать ответственность за свои действия – именно так ответит большинство людей. Однако истинная зрелость приходит тогда, когда вы, наконец, начинаете жить своей подлинной жизнью, а не той, которую от вас ожидаю другие люди. Для этого вам сначала нужно выяснить, кем вы являетесь на самом деле. А на это иной раз приходиться потратить всю жизнь.

2. Здоровье должно стать одним из ваших главных приоритетов.

Давайте посмотрим правде в глаза, жизнь, которой мы живем, может сильно подорвать наше здоровье. Недостаток сна, алкоголь, курение, ежедневные стрессы – все эти факторы способны стать причиной самых неприятных заболеваний.

К счастью, сегодня мы имеем возможность получить всю необходимую информацию о том, как вести здоровый образ жизни. К примеру, совсем нетрудно зайти на любой из порталов, посвященных здоровью, где вы сможете узнать о полезности ненасыщенных жиров, цельных зерен, приема поливитаминов, а также важности других продуктов и витаминов, которые принесут пользу вашему организму на любом жизненном этапе.

3. Научитесь прощать.

Непрощенные обиды наносят вред вашему здоровью и разрушают ваши отношения. Вам нужно научиться прощать не только других, но и самого себя, так как непримиримое отношение к собственным недостаткам просто высасывает жизнь из вас.

Постарайтесь узнать, как принять свои и чужие недостатки, и ваша жизнь приобретет совершенно новый смысл. Это даст возможность вам стать более решительным, научиться любить и принимать себя и других людей такими, какие они есть. Все это было подтверждено в ходе исследований: умение прощать позволяет относиться к нашим оппонентам с достаточной долей сочувствия и избегать нагнетания враждебности.

4. Не принимайте ничего на свой счет.

Проблема в этом случае заключается в том, что точка зрения других о вас основывается на их внутренних ценностях и представлениях о том, каким должен быть мир. Если вы выстраиваете свою самооценку, отталкиваясь от мнения окружающих, то у вас вряд ли получиться познать свое истинное «я» — сокровенную часть вашей личности, доступ к которой закрыт для посторонних.


5. Не позволяйте деньгам управлять вашей жизнью.

В нашем современном обществе каждый его представитель может с легкостью попасть в ловушку материализма. Хуже того, люди склонны считать, что мы все должны зарабатывать и тратить как можно больше, что это и является главной целью нашего существования. Но как только вы сможете избавиться от этого заблуждения, сразу вы получите возможность управлять своими деньгами, а не наоборот.

Просто подумайте о том, как много стресса приносят вам постоянные мысли о финансах. Конечно, совсем без денег мы не сможем жить, но это вовсе не все, что нам необходимо для счастья.


6. Знайте, что счастье – это ваш выбор.

Большинство из нас живет нелегкой жизнью, но это не значит, что мы должны погрязнуть в своих страданиях. На самом деле чувство счастья не имеет ничего общего с нашими жизненными обстоятельствами.

Например, многие состоятельные люди глубоко недовольны своей жизнью, а некоторым менее удачливым личностям удается наслаждаться жизнью в полной мере. В конце концов, счастье зависит от ваших взглядов и решений. Сделайте счастье своим выбором, и вы поймете, что оно стало реальностью.

Publisher: Кнарик Петросян - февраля 20, 2019

,

Давайте посмотрим правде в глаза – некоторые события нашей жизни могут быть утомительными и подавляющими. Поэтому вдохновляющие слова, которые особенно уютно ложатся на душу в этот момент, безусловно, полезны. Особенно если речь идет о мудрости, исходящей от людей, своими идеями и изобретениями изменивших наш мир.

Если день не задался, знакомство с высказываниями выдающихся людей о жизни и смысле поможет развернуть внимание ко всему доброму и созидательному в себе.

«Вся жизнь – это эксперимент. Чем больше экспериментов вы делаете, тем лучше», — Ральф Эмерсон.

«Вот сумасшедшие, мятежники, нарушители спокойствия, круглые детали для квадратных отверстий — те кто видит вещи по другому — они ведь не любят правила. Вы можете цитировать их, критиковать, прославлять или не соглашаться с ними, но единственная вещь которую вы не сможете сделать — проигнорировать их, потому что они меняют вещи, они продвигают человеческий род вперед и многие считают их сумасшедшими, а мы видим гения, потому что только те, кто достаточно безумен, чтобы считать себя способным изменить мир, делают это на самом деле», — Стив Джобс.

«Перестаньте позволять людям, которые делают для вас так мало, контролировать ваши мысли, чувства и эмоции», — Уилл Смит.

«Будьте тем, кем вы есть, и говорите то, что чувствуете, потому что те, кто вам возражают, не имеют значения, а те, кто имеют, – не возражают», — доктор Сьюз.

«И, в конце концов, это не годы в вашей жизни, что рассчитывать. Это жизнь в ваши годы», — Авраам Линкольн.

«Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым», — Сократ.

«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично», — Стив Джобс.

«Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей», — Элеонора Рузвельт.

«Великие умы всегда сталкиваются с яростным сопротивлением со стороны умов посредственных. Посредственности не в состоянии понять человека, который отказывается слепо склониться перед принятыми предрассудками, а вместо этого мужественно и честно использует свой интеллект», — Альберт Эйнштейн.

«Тьма не прогонит тьму — только свет в силах это сделать. Ненависть не прогонит ненависть — это под силу только любви», — Мартин Лютер Кинг.

«Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что вы не сделали, чем тем, что сделали. Поэтому отчальте от тихой пристани. Ловите попутный ветер парусами. Исследуйте морские просторы. Мечтайте. Достигайте», — Марк Твен.

«Только те, кто рискуют зайти слишком далеко, способны выяснить, как далеко они могут зайти», — Томас Стернз Элиот.

«Быть красивым значит быть самим собой. И для этого не нужно, чтобы вас принимали и признавали другие. Вам нужно принимать самих себя», — Тит Нат Хан.

«Ваша задача — не искать любовь, а просто искать и найти внутри себя все, что блокирует вас от любви», — Руми.


«Если вы думаете — можете или нет — вы в любом случае правы», — Генри Форд.

«К свободе нигде нет легкого пути, и многие из нас должны будут вновь и вновь проходить через долину, подернутую тенью смерти, прежде чем мы достигнем желанных горных вершин», — Джавахарлал Неру.

«Многие из неудач жизни это люди, которые не понимали насколько близки они были к успеху, когда они сдались», — Томас А. Эдисон.

«Уже давно я обратил на себя внимание, что люди благополучия редко откидываются назад, и пусть с ними все происходит. Они вышли и произошли с вещами», — Леонардо да Винчи.

«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае», — Виктор Пелевин.

«Никто не может заставить вас чувствовать свою неполноценность без вашего согласия», — Элеонора Рузвельт.

Publisher: Кнарик Петросян - февраля 20, 2019

,

Так же, как наши любимые чашки и тарелки, люди иногда надбиваются. И остаются шрамы. Мы даже можем «разбиться». И разлетятся осколки…

Разумеется, мы не можем и не должны «выбрасывать» себя, когда это произойдет. Наоборот, можно научиться наслаждаться этими трещинками, превратив свои шрамы в искусство – как «кинцуги» (金継ぎ) — японская старинная традиция восстановления керамических изделий, когда они становятся еще красивее, чем ранее.

Кинцуги, или «золотая заплатка» — это физическое проявление устойчивости.

Философская основа искусства кинцуги заключается в том, что треснутые керамические изделия не выбрасывают, а реставрируют с помощью клея, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком.

При этом трещины не маскируют, а даже подчеркивают, что делает изделие поистине уникальным.

Мастера при этом акцентируют внимание на повреждениях, потому что считают их связанными с историей предмета, а значит — не заслуживающими забвения.

Практика кинцуги подчеркивает красоту и целесообразность изъянов и несовершенства. И это превращает проблему, наоборот, в плюс.


Золотая заплатка

Искусствоведы рассказывают, что кинцуги возникло случайно, если можно так сказать. В XV веке японский сегун Асикага Есимаса разбил свою любимую чашку для чая. Он немедленно отправил ее в Китай на реставрацию. Каким же было его удивление, когда он получил обратно свою чашку склеенной. Металлические скрепы были слишком грубыми и выглядели очень непривлекательно, поэтому мастера придумали решение — они заполнили расстояние между соединенными осколками с помощью золотого лака, что превратило чашку в настоящее произведение искусства. Чашка опять радовала сегуна, и даже еще более, чем ранее, а в искусстве появилась новая форма – кинцуги.

Идея кинцуги была не такой уж новой. Клей для него изготавливали из сока лакового дерева (уруси), которое выращивали в Азии около 5 тыс. лет назад и использовали при изготовлении оружия. А сама концепция кинцуги утвердилась в Японии, где получила название «философия ваби-саби» — красота того, что несовершенно, мимолётно или незакончено. Тем самым культивировалось принятие изъянов и недостатков.

В XVI веке японские мастера чайной церемонии восстали против роскоши и помпезности, заменив их простыми вещами, на которых оставили свой след время и история. В моду вошли грубые поверхности, асимметрия. В чайной церемонии применялись предметы, у которых были свои изъяны, но и одновременно — и своя история.

«Все эти несовершенства были результатом старения или каких-то случайных происшествий… Но нередко эти эффекты мастера чайной церемонии «создавали» сами, например, отбивая одну ручку у вазы», — объясняет философ Юрико Сайто, профессор философии Школы Дизайна Рой-Айленда.

«Золотая заплатка», или искусство золотого шва также соответствует японской концепции «mottainai», что означает — нерасточительный образ жизни. Другими словами: принятие изменений.

Кинцуги вписывается в философию дзен-буддизма, поскольку речь идет о связи предметов и нашей реальности, наличия истории у каждого из них. Ведь сегун Асикага Есимаса мог легко заменить чашку другой, но он не хотел терять ее. Когда мастера отреставрировали чашку так, что она стала еще лучше прежней, они подчеркнули уважение ко времени и продемонстрировали, что его «шрамы» не обязательно нужно маскировать и прятать, наоборот — следует подчеркнуть и акцентировать на них внимание.


Прекрасный беспорядок

Вероятно, вы не ожидаете от других людей, что они будут безупречными и совершенными. На самом деле, мы больше ценим, когда люди не прячут свои уязвимости, старые раны и досадные ошибки. Это служит доказательством, что все мы несовершенны, мы все растем и совершенствуемся, переживаем падения и удары по нашему эго, но продолжаем жить, чтобы рассказать свою Историю. Это способствует доверию и открытости, помогает нам прощать друг друга.

Тем не менее, хотя мы и чувствуем облегчение, когда кто-то не прячет своими недостатками и не скрывает падений, сами – боимся открыться. И это очень плохо. Психологи называют это «прекрасным беспорядочным эффектом». Мы видим, что другие искренни и открыты в этом вопросе, но самим нам принять наши собственные неудачи – намного сложнее.

Согласно исследованиям психологов Университета Мангейма в Германии, которое было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology, эта тенденция проявляется из-за того, что мы понимаем, что воспринимаем чужой опыт и переживания довольно абстрактно, а вот свои – конкретно. Мы чувствуем то, что происходит с нами, интуитивно и на физическом уровне. А вот то, что происходит у других, мы видим, как своего рода поучительную историю, потому что боль неудач – не наша собственная, и это расстояние позволяет рассмотреть перспективу.

В теории мы все понимаем, что у людей бывают неудачи и падения. Но когда это случается с нами лично – чувствуем себя по-настоящему плохо.

Исследователи провели серию из семи тестов, которые показали эту разницу в восприятии уязвимости и изъянов – своих и чужих. Это же касается восприятия допущенных ошибок и различного рода «телесных несовершенств».

«Уязвимость – это ваше мужество и моя неадекватность», — так резюмировала это явление исследователь Университета Хьюстона Брене Браун. В своей книге «Дары несовершенства» она пишет о трансформирующей силе того, что мы называем несовершенствами. Как мастера кинцуги покрыли несовершенства чашки сегуна золотом и превратили в настоящее произведение искусства, так Браун считает несовершенства и неудачи подарком судьбы, которые нужно не прятать, а работать с ними.


Обыденность – необыденная

Смущаться по поводу своих ошибок и неудач – абсурдно. Ведь они случаются в жизни каждого человека, и наш опыт – не напрасен. Все, что вы делаете – хорошо ли это, плохо, или даже глупо – служит вам уроком, если, конечно, вы не планируете повторять своих ошибок. На самом деле, ошибки могут стать нашим самым важным и эффективным опытом.

Все может треснуть и развалится. Это жизнь. Но если вы по-настоящему мудры, то используете каждую трещинку для того, чтобы исправить себя, стать лучше и идти дальше. В этом весь смысл. Это японская концепция «mottainai» — нерасточительный образ жизни.

Течение времени оставляет на всех нас свои «отметины», это одно из доказательств того, что мы живем. Поэтому они должны быть предметом гордости, а не смущения. Не нужно стараться выглядеть моложе и привлекательнее, как будто мы должны стать звездами Instagram.

Седина в волосах, морщины на коже, лишние килограммы, которые свидетельствуют о том, что вам не чужда радость от хорошей еды, — не надо все это закрашивать, затягивать и прятать. Все это свидетельство того, что вы прожили свою историю, вы старались и упорствовали, что некоторые философы считают вообще смыслом нашей жизни.

«Наши эстетические суждения о совершенном и несовершенном неизменно влияют на качество жизни, социальный и политический климат в обществе», — написал философ Сайто.

Когда мы ожидаем от всех и всего совершенства, мы не только не замечаем красоты вокруг, но и создаем жестокий мир, в котором положительные качества и поступки людей остаются незамеченными из-за их неидеальности. Наши стандарты просто нереальны, что приобретает нездоровый характер.

Философия кинцуги предлагает не прятать недостатки в погоне за несуществующим совершенством, а подчеркнуть красоту и глубину того, что у нас есть.

Опыта, который у вас есть, вполне достаточно, чтобы справиться с этим.

Естественно, что время от времени вы будете ошибаться и терпеть неудачи. Это нормально, и это называется жизнь. И тогда вам нужна будет «реставрация». И это чудесно!

Наша реальность, то, что мы имеем — самый чудесный и подходящий материал на планете, из которого соткана жизнь. Он бесплатный, доступен каждому. Используйте его, включая и ваши изъяны, недостатки и трещины, чтобы создавать красоту нашей жизни.

В конце концов, наши шрамы — это то, что формирует наш характер.

Publisher: Кнарик Петросян - февраля 20, 2019

,

Я сидел в кафе у моря со своим верным ноутбуком, и писал очередную статью, когда ко мне подошла незнакомая девушка. «Вы ведь Марк, правда?» — спросила она.

Я взглянул на нее. У нее был проницательный взгляд, колечко в носу, милая улыбка… но в ней не было абсолютно ничего знакомого. «Простите, мы знакомы?» — вежливо спросил ее я.

«Да нет, не то чтобы знакомы», — ответила она. «Но я все равно знаю вас». Она быстро вернулась за свой столик, взяла с него свой iPad, и вернулась с ним ко мне. На экране был наш с Эйнджел блог, «Marc and Angel Hack Life». «Вы выглядите совсем, как на фото», — с улыбкой сказала она.

Я улыбнулся в ответ. «Так, значит, вы — одна из тех трех человек в этом городе, которые читают мой блог».

Она покраснела. «Знаете, что мне нравится в ваших статьях? То, что они такие… настоящие».


Я прочистил горло. «Настоящие?» — переспросил я.

«Ну, то есть… вы ничего не скрываете. Вы называете вещи своими именами. И, если честно, это дает мне надежду”.

«А почем вам знать, что я ничего не скрываю?» — спросил я у нее.

Она остановилась на пару секунд, слегка наклонила голову и прищурила глаза, будто пытаясь отыскать во мне что-то такое, чего не замечала раньше. «Нууу, ваши слова, они казались такими… такими честными».

Мне было приятно услышать от нее этот комплимент, но… мне не казалось, что я его так уж сильно заслуживаю. Возможно, потому, что я не очень-то умею воспринимать комплименты, как должное, или потому, что в последнее время я много думал о честности… и о том, что порою меня никак нельзя назвать кристально честным человеком.

«Знаете, я думаю, вам нужно кое-что обо мне узнать», — сказал я. «Если я знаю, что меня фотографируют, на моем лице обычно появляется кривая полуулыбка, потому что она почему-то кажется мне милой. Если кто-то прикасается к моей руке, я слегка ее напрягаю, потому что считаю, будто людей впечатляют более твердые мускулы. А если я знаю, что у меня будут гости, я бегаю по дому, как сумасшедший, начищая и надраивая его до блеска перед их приходом, потому что мне хочется, чтобы они считали, что я постоянно такой чистюля и аккуратист».

«Но»…

«И это еще далеко не все», — продолжил я. «Когда я пишу новую статью в наш блог, я обычно пишу лишь о людях и ситуациях, сущность которых можно выкристаллизовать в одну воодушевляющую фразу. К примеру, в сегодняшней статье этой фразой будет «Честность определяется осведомленностью и намерением». Все остальное в этой статье — всего лишь моя попытка «оживить» эту фразу, показать, почему она для меня так важна, но она вовсе не обязательно будет включать ее в себя».

«Но разве вы не понимаете»…

«А когда я пытаюсь впечатлить кого-то, с кем я только что встретился, я делаю вид, что я открытый, веселый и бесстрашный человек — что я всегда такой, а не только тогда, когда нахожусь в их обществе. Я пытаюсь с самого начала удивить их мудрыми фразами вроде «Лучше правильно понимать немногое, чем неправильно — многое». Но обычно у меня ничего не получается, потому что на самом деле я вовсе не хочу быть бесстрашным, мудрым или веселым. И уж во всяком случае не хочу притворяться им прямо там и тогда. Я просто хочу преодолеть первые неловкие моменты, и представиться этим людям. И я хочу это сделать, не спотыкаясь о собственные слова».

«Марк, но это именно та честность, которая так меня вдохновляет!»

«Да я же совсем не это пытался сказать! Я рассказываю вам правду о себе, о том, что я совсем не такой, каким вы меня себе представляли. Ну, то есть… где вы видели людей, считающих кривую улыбку милой и приятной? Да и мои статьи в блоге зачастую даже не включают в себя фразы, которыми я вдохновлялся при их написании. И люди, с которыми я знакомлюсь, далеко не всегда видят настоящего меня, и они не понимают, что я нервничаю потому, что пытаюсь их впечатлить… потому что я хочу им понравиться, и потому»…

«А кого вы пытаетесь впечатлить?» — спросила она.

«А, да это совершенно неважно», — ответил я.

Но она была настойчивой. «Мне бы хотелось это знать», — сказала она.

«Ну вот, теперь вы видите, о чем я говорил», — продолжил я. «Честный человек просто прямо ответил вам на этот вопрос, потому что… ну, что ему скрывать? А я вместо того, чтобы прямо сказать все, что думаю, пишу истории в свой блог. Истории о девушке, которая бродила по улицам, и о танцах нагишом по ночам, и о девушке с Ямайки с разбитым сердцем, сидящей в кафе-мороженом… и я даже не знаю, что еще мне придет в голову».

«Но… это же вы с Эйнджел танцевали тогда нагишом, разве не так?» — спросила она.

Я ухмыльнулся. «Шшш, только никому не рассказывайте».

«Но разве те новые люди, которых вы так пытаетесь впечатлить, и все остальные важные люди в вашей жизни не могут узнать, что вы чувствуете, просто прочтя ваш блог?» — спросила она.

«Нет», — ответил я. «Не думаю, что они вообще читают мой блог».

После этой фразы мы замолчали на какое-то время, и ее взгляд, казалось, проникал прямо вглубь моих глаз. И наконец, она нарушила это молчания, сказав: «Думаю, теперь я намного лучше понимаю, почему вы даруете мне надежду».

«Но почему?» — недоуменно спросил ее я.

«Потому что на каком-то отрезке своей истории наш мир забыл (а может, и не знал никогда) о том, что честность не в том, скрываем ли мы боль и неуверенность в себе за маской улыбки, прямо говорим о том, что с нами случилось, или делаем вид, что наши автобиографические статьи о танцах голышом написаны о ком-то другом, пытаемся не показать нашу нервозность при знакомстве с новыми людьми, или прямо говорим им, что мы чувствуем. Нет, честность, как вы и сказали, определяется осведомленностью о себе самом и намерением. И теперь я вижу, что в этом мире есть люди, которые это понимают. И это… это дает мне надежду, и заставляет меня думать»

Я улыбнулся. «И еще кое-что», — сказала она.

«Кое… что?» — спросил я.

«Я практически уверена, что тем людям, которых вы пытаетесь впечатлить, вы бы понравились таким, какой вы есть. Мне вы точно понравились».

Поиски внутренней свободы… просто будьте тем, кто вы есть

Почему я только что рассказал вам эту историю?

Потому что это меня освобождает.

Воспоминания об этом обнаженном, настоящем разговоре без недомолвок, я чувствую, как он освобождает мои эмоции. Он напомнил мне о том, что позволяя себе быть собою, я позволяю то же самое и другим. И это, как ничто другое, создает здоровое, доброжелательное окружение, идеально подходящее для жизни и общения с другими людьми. В обществе, в котором люди так любят тыкать друг в друга пальцами и высмеивать тех, кто им чем-то не приглянулся, единственный способ противостоять сыплющимся на нас со всех сторон оценочным суждениям (включая те, которые выносим себе мы сами) — быть по-настоящему честным с собою и окружающими. Когда вы открываете свою душу миру — когда вы не боитесь говорить о своих проблемах, и не стесняетесь просить о заботе и помощи, если она вам нужна, вы тем самым делаете более открытыми и честными тех, кто рядом с вами… ведь они поневоле следуют вашему примеру. Истина в том, что в этом все мы похожи, словно капли одного дождя, все мы проходим через тот самый процесс познания и внутренние конфликты. Все мы равно совершенны в нашем несовершенстве, и нет причин, по которым нам бы не стоило этого признавать.

Но мы на удивление редко это делаем. Вместо этого мы практически всегда пытаемся показать миру, что мы якобы идеальны, и в нас нет ни единого изъяна — в надежде, что так мы понравимся всем вокруг… всем без исключения. Но понравиться всем подряд просто невозможно… невозможно настолько, что не стоит и пытаться. Наша красота кроется в нашей уязвимости, наших сложных эмоциях, и нашем личном, индивидуальном несовершенстве. Когда мы принимаем то, кем мы являемся, и решаем быть самими собой, а не теми, кем, как мы считаем, мир хотел бы нас видеть, мы открываем себя для искренних разговоров, настоящих личных отношений и настоящего умиротворения.

Помните об этом.

Освободите себя от оков — позвольте честности и аутентичности с сегодняшнего дня стать частью вашей личности.

И начните с признания нескольких прописных истин о вас самих, истин, которые слишком многие из нас слишком долго отказывались признать…

1. Мы куда более чувствительны, уязвимы и неуверенны в себе, чем нам бы хотелось показывать другим.

У каждого из нас есть чувственная, ранимая сторона, которую очень многие люди изо всех своих сил пытаются скрыть. Почему? Да потому, что чувствительные люди часто воспринимаются современным жестоким обществом, как слабые или недостойные. Но сильные чувства и способность их проявлять — это вовсе не признак слабости. Это признак по-настоящему живого, полноценного и умеющего сочувствовать человека. И не обращайте внимание на тех, кто считает, что с чувствительным человеком «что-то не так». На самом деле «что-то не так» с восприятием современного общества — восприятием, ставшим искаженным и неспособным воспринимать эмоции. В открытом проявлении ваших истинных чувств нет абсолютно ничего постыдного. И именно в тех людях, которых сплошь и рядом называют «слишком эмоциональными» есть тот несокрушимый фундамент и тот моральный стержень, которые не дают умереть нашей надежде на более разумный, заботливый и гуманный мир.

Никогда не стыдитесь ваших чувств, улыбок и слез — позвольте им сделать этот мир чуточку лучше и светлее.

И если в процессе этого вы будете чувствовать себя слегка неловко и неуверенно… что ж, это нормально, не бойтесь этого.

Более того, если время от времени вы чувствуете себя неуверенно, я прекрасно вас понимаю. Раньше я тоже часто чувствовал дикую неуверенность в себе… время от времени это случается со мной даже сейчас. Но знаете, что? На самом деле это не так уж и плохо. Повышенное самосознание, тревожность, боязнь чужих оценочных суждений, а также чувство уязвимости и «неправильности» — на самом деле они действительно не так уж и плохи. Эти внутренние битвы — эти признаки неуверенности в себе — время от времени становились моими ангелами-хранителями. Без них я бы ни за что не заинтересовался бы писательским делом, изучением языков, разума, не уходил бы с головою в карьеру моей мечты, и не занимался бы тем множеством полезных и бесполезных вещей, которые то поднимали меня к небесам, то низвергали в бездну, и, в общем-то, сделали меня тем, кто я сейчас.

Но это ничуть не отменяет того малоприятного факта, что враги, встречающиеся на нашем жизненном пути, включая наших внутренних демонов, с радостью пользуются нашими уязвимостями и неуверенностью в себе против нас самих.

…И это значит, что мы не можем скрываться вечно. Мы должны показать себя этому миру. Мы должны перерасти неуверенность в себе.

На каком-то этапе нашей жизни мы должны освободить себя, и вернуть себе власть над собственной жизнью с помощью полной уверенности в том, кто мы такие… со всеми нашими чувствами, уязвимостями, сомнениями и всем прочим.

Вместо того, чтобы постоянно улыбаться, чтобы быть вежливыми, просто плачьте, когда это нужно. Вместо того, чтобы маскировать смехом то, что вам не по себе или некомфортно, просто говорите правду. Вместо того, чтобы делать вид, будто у вас все в порядке, скажите прямо, что это не так — поговорите о ваших чувствах с окружающими!

Освободите себя.

Признайте вашу истину.

Будьте уязвимыми.

Будьте чувственными.

Будьте собою.

И сделайте сегодня первый шаг вперед.

2. Мы даем другим людям слишком большой контроль над тем, что нам чувствовать и как жить.

«Сегодня я лишился уважения нескольких людей, которых я люблю, и заодно желания убить себя, когда я, наконец, решил последовать вашему совету, и, наконец, рассказать всем правду о том, кто я, и чего хочу от своей жизни. Если вкратце, то я решил всегда любить и уважать себя самостоятельно вместо того, чтобы каждый день полагаться в этом на кого-то еще».

Наше желание быть принятым социумом, получить подтверждение правильности и «приемлемости» нас, как личности, заложено в нас практически на уровне ДНК. Множество научных исследований раз за разом подтверждают, что эмоции младенцев зачастую являются прямой производной эмоций и поведения окружающих людей. По мере того, как мы растем и взрослеем, мы учимся отделять наши мысли и эмоции от мыслей и эмоций других людей, но многие из нас продолжают нуждаться (во многих случаях настолько сильно, что даже начинают ее выпрашивать) в позитивной социальной оценке со стороны окружающих, даже если они их совсем не знают. В недавнем опросе, который мы провели среди более чем 1200 слушателей наших курсов и индивидуальных клиентов, 67% опрошенных признали, что их уверенность в себе и чувство собственного достоинства напрямую, и сильно, зависят от того, что о них думают окружающие.

Одна из наших самых больших проблем в том, что мы постоянно забываем о том, что другие люди судят нас, основываясь на своем собственном опыте, жизненных ситуациях и проблемах, которые в большинстве случаев не имеют абсолютно никакого отношения к нам. К примеру, кто-то может заранее обзавестись негативным предубеждением в отношении вас на основании неудачного опыта общения с кем-то, похожим на вас, а то и вовсе с вашим тезкой или однофамильцем. И поэтому, если вы основываете ваше чувство благополучия и собственного достоинства прежде всего на мнении других людей, вы тем самым cами делаете себя уязвимым, отдавая себя на милость их ненадежных, искаженных и предвзятых суждений. Если вы им нравитесь, они видят вас «в правильном свете», и реагируют на вас позитивным, одобрительным образом, вы чувствуете себя хорошо, и на своем месте. А если нет, то вы чувствуете себя так, будто вы сделали что-то плохое.

Всегда помните о том, что когда вы начинаете ставить во главу угла других людей, а не самих себя, и делать ваше счастье и чувство собственного достоинства зависимыми от их мнения, это не заканчивается ничем хорошим. И если вы поймаете себя на том, что делаете это (и рано или поздно это случится) напомните себе об одной простой истине: то, что большинство людей думает о вас, совершенно неважно.

Так что вместо того, чтобы добиваться внимания и одобрения совершенно посторонних людей, обратите ваше внимание на правильные отношения. Тратьте ваше время на тех людей, которые видят вас такими, какие вы есть, а не такими, какими им хочется вас видеть. Тратьте еще больше времени на тех, кто действительно хорошо вас знает, и все равно любит и уважает вас. Но если кто-то ожидает от вас, что вы станете кем-то, кем вы не являетесь, сделайте шаг назад, и критически взгляните на эту ситуацию. Лучше разрушить личные отношения, оставшись при этом самим собой, чем сохранить их, ведя себя, как кто-то другой. Поверьте, всегда проще склеить разбитое сердце, и найти кого-то еще, чем пытаться собирать по осколкам разлетевшуюся на части собственную личность. Куда проще заполнить пустоту в своей жизни, которую раньше занимал кто-то другой, чем заполнить пустоту в вашей душе, которую когда-то занимали ВЫ.

3. Мы слишком часто оцениваем самих себя по материальной шкале.

Если внешние условия не особо нас стесняют, нам становится довольно просто расти горизонтально, получая больше денег, машины последней модели, большие дома, и прочие материальные вещи, вовсе не обязательно вам нужные. Вертикальный же рост, с другой стороны, отличается тем, что при нем по большей части вы остаетесь в том же месте в окружении тех же людей, но все больше и больше воплощаете в жизнь свой потенциал. Когда вы растете вертикально, то все чаще и чаще говорите что-то вроде «Пять лет назад, столкнувшись с этой ситуацией, я был бы просто вне себя, но теперь я не воспринимаю ее, как личное оскорбление». Этот тип роста встречается намного реже, но это единственный настоящий рост, доступный личности. К сожалению, многие из нас чувствуют, будто застряли на месте, и стареют не по возрасту, потому что пытаются добиться исключительно горизонтальных достижений. Мы тратим так много времени на то, чтобы добиться внешних — материальных — признаков того, что наше общество считает успешностью, зарабатывая больше денег, покупая больше вещей и взбираясь вверх по корпоративной лестнице, что у нас просто не остается сил и времени на то, что действительно важно.

Ну что ж, пришло время вылезти из этого болота, и я надеюсь, эта статья вам в этом поможет.

Неважно, куда занесет вас ваша жизнь — в огромные города или крохотные поселки, в глушь или место, полное людей — вы неизбежно попадете в ситуации, которые заставят вас усомниться в себе… в ситуации, в которых вам будет казаться, что у всех вокруг чего-то больше, чем у вас... в ситуации, которые заставят вас почувствовать себя неудачниками. И эти ситуации заставят вас подсознательно измерять собственное достоинство, основываясь на вещах и статусах вне вас, а не на том, кто вы внутри. Но вы уже знаете, что это неправильно! Погоня за внешними, социальными признаками успешности в попытках стать лучше и значительнее просто бессмысленна. Так что вовремя ловите себя за руку во время попыток сделать это... и переходите к идеям и действиям, которые действительно могут заставить вас почувствовать себя полноценной личностью, и помогут вам развиваться. Стремитесь к действительно ценным вещам — к тому, что нельзя купить за любые материальные блага и статус. Сильный, пробивной характер, внутреннее спокойствие и доброе сердце — вот что в этом мире ценнее всего. И если вам повезло стать счастливым обладателем любого из этих качеств, ни за что не продавайте их, и не отказывайтесь от них, что бы вам ни предлагали. Никогда не продавайте себя задешево.


4. Мы редко оцениваем себя по достоинству.

Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в

любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать.

Первый закон глупости. Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают. Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете

сталкиваться со следующими ситуациями: — Человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается

невероятным идиотом; — Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое

неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.

Второй закон глупости. Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств. Годы наблюдений и опытов утвердили меня в мысли, что люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не

культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите. Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные

служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели. Когда я анализировал группу низкоквалифицированных сотрудников, число глупцов оказалось большим, чем я ожидал (Первый закон), и я списал это на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования. Но поднимаясь выше по социальной лестнице, то же соотношение я увидел среди белых воротничков и студентов. Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры — брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет, та же доля преподавателей оказывалась глупцами. Я был так поражен результатами, что решил провести эксперимент над интеллектуальной элитой — Нобелевскими лауреатами. Итог подтвердил суперсилы природы: то же определенное количество лауреатов были глупы. Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту. Феминистки

поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин. Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые. Выводы из Второго закона пугают: станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами; заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино в окружении продажных женщин, вам везде придется сталкиваться

с таким же количеством идиотов, которое (Первый закон) всегда будет превышать ваши ожидания.

Третий закон глупости. Глупец — этот человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. Третий закон предполагает, что все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г). Если Роберт предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Карлу, то он относится к простакам (зона П). Если Роберт делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Карлу, он умник, потому что действовал умно (зона У). Если действия Роберта несут ему выгоду, а Карл от них страдает, то Роберт — бандит (зона Б). И, наконец, Роберт-глупец находится в зоне Г, в минусовой зоне по обеим осям. Нетрудно вообразить масштабы урона, который способны нанести дураки, попадая в управленческие органы и обладая политическими и социальными полномочиями. Но отдельно стоит уточнить, что именно делает дурака опасным. Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам

без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с дураком умный человек полностью отдает себя на милость дурака, рандомного создания без понятных умнику правил. Против лома нет приема. Атака глупца обычно застает врасплох. Даже когда атака становится очевидной, от нее сложно защититься, потому что она не имеет рациональной структуры. Это то, о чем писал Шиллер: «Против глупости бессильны даже боги».

Четвертый закон глупости. Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. В частности, не-глупцы постоянно забывают о том, что иметь дело с дураком, в любой момент времени, в любом месте и при любых обстоятельствах — означает совершать ошибку, которая дорого обойдется в будущем. Вспомним предупреждение Декарта: "Старайтесь не вступать в спор, ибо неправы обе стороны. Но если уж придется, становитесь на сторону меньшинства - там всегда меньше дураков, чем в большинстве". Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они

расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет. Распространенный стереотип — что дурак вредит лишь самому себе. Нет.

Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды — если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.

Пятый закон глупости. : Глупец — самый опасный тип личности. Следствие: Глупец опаснее, чем бандит. Результат действий идеального бандита — простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко.

Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы. Когда на сцену выходят дураки, картина полностью меняется. Они наносят

урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет. История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится к чертям.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: