Что подтверждает превосходство человека над всем миром. «Превосходство над другими – это самое изысканное и сладкое чувство для Эго

Жесты превосходства и власти используют уверенные в себе люди. Закинутый вверх подбородок, демонстрация больших пальцев, закидывание рук за голову – всё это говорит о превосходстве человека. Порой люди не замечают этих жестов, но если их научиться распознавать, то вы с легкостью сможете нейтрализовать собеседника.

Уверенный человек складывает руки в «шпиль» , соединяя кончики пальцев. Он уверен в том, что говорит и в том, что делает. Указывая свою власть и превосходство, человек использует указательный палец . Особенно это проявляется, когда он грозит и указывает собеседнику. Использование повернутой ладони вниз говорит о приказе, когда открытая ладонь вверх — о просьбе. Часто можно заметить человека, который импульсивно что-то говорит, при этом резко движет ладонью повернутой вниз. Этот жест можно распознать как указ, недовольство и превосходство.

Превосходство и доминирование можно показать при рукопожатии . Если собеседник, приветствуя вас, обхватывает второй рукой запястье или накрывает с другой стороны руку, то он хочет показать свое доминирование над вами. У агрессивных и доминантных людей крепкое рукопожатие. Роль хозяина и инициатора берет на себя человек, подающий руку вниз ладонью, наоборот же человек отказывается быть главным в данной ситуации. Аналогично, если руку подавать далеко от себя – инициатор и хозяин, а близко к себе – отказ от доминирования.

Чтобы нейтрализовать доминантного человека при рукопожатии , вплотную сблизьтесь с ним и займите положение слева, энергично встряхните протянутой рукой, при этом переводя её в вертикальное положение. Ещё один способ использовать вторую руку: положить поверх руки партнера, обхватить запястье, локоть или плечо. Если вы хотите сохранить дистанцию и не нарушать свое «личное пространство», подавайте прямую руку и слегка пожимайте пальцы партнера.

Статусным людям свойственно закладывать руки за спину, захватив одну руку другой. Прогуливаясь, заложив руки за спину да ещё закинув подборок вверх, человек демонстрирует свою важность и власть. Такая поза свойственна полицейским, старшим офицерам, директорам, да и просто человеку, занимающему высокую должность. В такой позе остаются открытыми грудь, живот, сердце и другие части тела, так человек демонстрирует своё бесстрашие. Попробуйте в моменты стресса и напряжения, например, во время доклада, заложить руки за спину, сцепив кисти. В такой позе вы сразу почувствуете уверенность и расслабленность. Не стоит путать этот жест с захватом запястья, локтя и предплечья, которые означают напряжение и дискомфорт. В этом случае: чем выше захват, тем больше раздражение.

Курящие люди могут демонстрировать своё превосходство и доминирование сигаретами и сигарами. Это связано с выпусканием дыма. Дым, выпускаемый вверх или ноздрями, говорит об уверенном и позитивном человеке. Чем быстрее выдыхает дым , тем сильнее он ощущает свое превосходство. Сигары также используются для демонстрации превосходства, так как они дорого стоят и большие в длину.

Руки, заложенные за головой

Если человек заложил руки за голову , то это знак явного превосходства. Такую позу любят принимать директора, бухгалтера, адвокаты, менеджеры, управляющие. Поза усиливается закидыванием ноги на колено и говорит о некой агрессии. Жест руки за голову говорит за человека: «Я всё знаю и ничего не боюсь!», «Всё под контролем!». Такой жест свойственен высокомерным всезнайкам, поэтому он отталкивает.

Есть несколько способов вывести собеседника из этой позы:
— наклонитесь вперед, разверните ладони и скажите: «вы возможно разбираетесь в этом вопросе, могли бы высказать своё мнение», наклонитесь обратно, оставив ладони открытыми, ждите ответа;
— покажите что-то собеседнику так, чтобы он повернулся или встал;
— подайте ему что-нибудь в руки для просмотра или попросите передать что-то;
— ещё один способ, который можно использовать при равенстве, скопировать позу, заложив руки за голову. Этим вы продемонстрируете равенство и согласие.

Манипулирование большими пальцами – жест превосходства

Манипулирование большими пальцами также относят к жестам превосходства. В невербальном использовании большие пальцы демонстрируют превосходство, доминирование и даже агрессивность.

Жесты с демонстрацией большого пальца могут использовать:
— ухаживающий мужчина перед избранницей;
— уверенные в себе менеджеры перед подчиненными;
— человек, одетый дорого и престижно, может подчеркнуть свою уверенность и властность;
— для подчеркивания новой одежды.

Для демонстрации больших пальцев используют карманы, спрятав все остальные в него. Аналогично можно прятать пальцы за лацканы пиджака или жакета, сгибать пальцы в кулак или прятать под мышки. Если при этом человек переступает с пятки на носок, то создает впечатление завышение роста, значит своего положения.
Скрещенные руки, спрятанные под мышки, при этом большие пальцы демонстративно выдвинуты вверх, говорят о превосходстве и негативном отношении.
Большой палец также может использоваться в роли насмешки или неуважения. Он заменяет указательный, когда собеседник отрицательно отзывается о другом человеке, при этом показывает как бы на него. Такой жест сопровождается неприятными словами: «Ты же знаешь, женщины все такие!»
Большие пальцы в позе «руки в боки» будут тоже говорить о превосходстве и уверенности. Такую позу обычно занимает агрессор или человек, который готов к действию. Острые локти в стороны демонстрируют власть над ситуацией. Однако такая поза может скрывать слабость и неуверенность.

Демонстрация власти

Демонстрация власти характерна политикам и управляющим. Обычно, во время беседы, подчеркивается статус хозяина повышением уровня расположение его тела. Для этого используют:
— высокую спинку стула;
— повышенный уровень расположение пола;
— расположение гостей в социальной зоне кабинета;
— использование крутящегося и подвижного стула, позволяющего свободно перемещаться;
— увеличение территории (большой стол; большое пространство, где расположены только вы);
— окружение себя предметами компетентности (дипломы, сертификаты, фотографии и т.д.).


ЭНЕРГИЯ для ЖИЗНИ
Однажды, один человек, мне сказал:»Если бы можно было продавать энергию, за счет которой человек живет, то ты бы стала самым богатым человеком в мире». Я тогда рассмеялась.
Но сегодня, после 43 лет жизни и 17 лет консультирования, после длительных наблюдений.
Я уже не смеюсь.
Я делаю интересные выводы.

Итак.
Приступаем к передаче энергии через лекции!
Шутка. А может быть, и нет.

ЭНЕРГИЯ для Жизни.
Задумайтесь над смыслом этой фразы…

ЭНЕРГИЯ для Жизни.
По-настоящему мало кто, действительно, задумывается над этим.

ЭНЕРГИЯ.
Энергия, которая течет по вашим жилам. Энергия, которая течет по вашим венам. Энергия, которая насыщает жизнью каждую вашу биологическую клетку. Каждый ваш орган.

ЭНЕРГИЯ.

Где-то на уровне подсознания, каждый ищет аккумулятор для зарядки ежедневно.
Аккумулятор, от которого можно подзарядиться, подпитаться, обновиться и дело с концом.
Зачем производить самому, если есть Заправочная Станция.

А когда аккумулятор исчезает? Тогда что происходит?
В этом случае, обычно, человек ищет следующую розетку. И так всю жизнь.
Понаблюдайте за собой. Кто в вашем окружении является заправочной станцией?
Кто производит для вас энергию для Вашей жизни?
Это очень важный вопрос, так как вы зависите от этого человека.

Сегодня 21 век на дворе и каждый уже понимает, что организм живет за счет энергии.
Болезней нет. Есть недостаток энергии. Органы не болят. К ним закрывается доступ энергии.
И если блок не убрать, то орган погибает.
Если перекрыто много меридианов, по которым течет энергия, то однажды и тело погибает.

Ваше настроение тотально зависит от потока энергии в теле и вокруг вас.

Нет положительной энергии – настроение к черту. И сегодня, каждый это начал понимать.
Все бегают с утра до вечера и ищут «позитивных» людей. (Не очень люблю это слово. Оно так узко отображает, порой, истинную суть вещи или человека, о котором идет речь).

Итак, мы остановились на позитиве.
Ищут не позитивных, а прекрасно подсоединенных к вселенской энергии людей, творцов. Про них, обычно, говорят:

«У него нескончаемый заряд!»
«Че, жалко, что ли?»
«У нее все равно этой энергии хоть пруд-пруди!»

Есть энергия высокочастотная – это та, за которой все бегают.
Есть энергия низкчастотная, расщепленная – эта та, от которой все убегают.

При контакте людей происходит энергетический обмен. Хотите вы этого или нет. Расщепленной энергией вдоволь «накушаетесь», если пообщаться с человеком, который находится в стрессе, наполнен страхами, депрессией, недовольством жизни, завистливым, злым, одним словом с не цельной личностью. Обмен всегда идет. Даже по телефону, даже мысленно.
После такого рода общения человек чувствует некое опустошение внутри, падает настроение, начинает что-то побаливать, покалывать и часто человек не осознает, что произошло?
Все просто. Вы отдали слишком много энергии и себе не оставили. Вот в чем дело.
Вами «позавтракали», «пообедали» и «поужинали» на год вперед.
И вы этого не будете осознавать до поры до времени. Пока ваш жизненный заряд полностью не истощится. А вот в это период и начинаются: болезни, жуткие депрессии, полный разлад в вашей жизни, в вашем жизненном пространстве.

Конфликты с теми, кому вы вчера давали, почему, потому что вы перестали давать, перестали наполнять опустошенных. А кушать всем хочется. Халява всегда приветствуется.

Производить энергию может очень маленькое количество людей. Производить энергию и подключаться к вселенской энергии легко. Если есть истинное желание.
Если человек решил стать творцом. Подключиться невозможно, если внутри бардак.
Негатив к творческой энергии подключиться не может. Это полюсно разные вещи.
Нужно трансформировать себя шаг за шагом, день за днем и момент за моментом.
И, однажды, в ваших жилах снова, как в детстве, потечет свежая бурлящая жизнью прана, энергия жизни, энергия творца. Вас будет переполнять радость и счастье из ниоткуда.
Вы будете счастливы просто так. Просто потому что вы живете, настал чудесный день, за окном поют птицы, лают собачки, смеются люди…просто так.
Вы будете наполнены жизнью до краев.

Так как же, все- таки, заряжать себя самому?

Так как же, все- таки, производить энергию самому?

1. Разобрать бардак внутри.

2. Очень много гулять, быть на природе минимум 2 часа в день.

3. Во-время прогулки стараться не думать, а быть в моменте бытия, то есть на прогулке в парке, а не в офисе или за 1000 км от того места, где вы находитесь. Ментально, то есть мысленно там, где вы находитесь, там и ваше сознание. А ваша задача, лечить сознание, а не тело.
Вот если будет наоборот. Вы в офисе, а представляете, как вы на море или на даче, то это более полезно для вас.

4. Найти в жизни то, что вас захватывает, то в чем вы живете. Это обязательное условие, потому что если вам осточертело все в жизни, так зачем вообще вас подключать, если нет желания творить.

5. Стараться питаться правильно: фрукты, овощи, много воды, потреблять много витаминов. На самом деле каждому человеку питаться нужно по- своему. Кому-то даже овощи и фрукты на какое-то время противопоказаны. Ищите своего специалиста по питанию.

6. И все это не так важно, как то, о чем вы думаете – ваша Мысль.

Наблюдайте за собой, за своим мышлением. Нужно изменить негативные колеи мышления.
Убрать все мысли, от которых у вас портится настроение, то есть происходит расслоение личности.
Вам нужно собрать себя воедино, а не разрушать.

7. Исключить все неприятные общения. Всех людей, кто от вас только берет, но не дает. Все коммуникации, где нет баланса.

8. И каждый день задавать вопросы себе:

Для чего все это со мной происходит?

Что я должен осознать, понять?

Кто в моем окружении меня разрушает?

Ну и все, что вы хотите понять?

Конечно, в одной лекции не объемлешь все, что хотелось бы посоветовать. Но и то, о чем мы с вами уже поговорили, в этой информации вы найдете очень много ключей на пути к здоровой и цельной личности.
Дерзайте.

Однажды, радость от жизни переполнит вас.

ГОРДОСТЬ

ЦВЕТ АУРЫ

ОРАНЖЕВЫЙ цвет – ГОРДОСТЬ - преувеличенная уверенность в своих выдающихся способностях и совершенстве, в презрении к порокам других людей.

Ты слишком серьезно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан, - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю жизнь не довел до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине, и это меня не только разозлило, но и здорово напугало.
- Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, от чего следует избавиться, - веско произнес он.
К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан.

В христианстве гордость относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти.

Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком).
Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.
Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Гордыня - это ощущение внутреннего превосходства над другими. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни.
Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.
Нужна ли такая клетка организму?
Может ли клетка диктовать свои условия организму?
Нет.
Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую.

В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки:
"Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость".
"Погибели предшествует гордость, и падению - надменность".
"Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".
"Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".
"Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех".
"За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь".
"Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь".

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ:
1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих. Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять.
2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе.
Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность.
3. Отношение свысока, снисходительность.
Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
4. Покровительственное отношение к кому-либо.
Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно эти люди помогают кому-то, после чего требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
5. Унижение других и себя.
Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же.
6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать».
Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
7. Слишком серьезное отношение к себе.
У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость.
8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
9. Хвастовство.
Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
10. Отказ о помощи.
Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься.
Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных.
13. Соперничество.
Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия.
Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно.
Обычно этим пороком страдают ученые.
16. Нежелание делиться своими знаниями.
17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
18. Нечестность к себе и к другим людям.
Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать.
19. Сарказм.
Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью.
20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже.
Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны.

Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек - закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству.
Много болезней возникает из-за гордыни и как важно избавиться от этого чувства.

Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе. Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни - без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались.

Все знают поговорку: "Все что Бог дает - к лучшему". Постарайтесь находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже.

Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами ни произошла - примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно.
Остановите свои мысли и подумайте - чем вы ее создали?
Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете:
"Внешнее отражает внутреннее" и "Подобное притягивает подобное".

Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации?
Научиться принимать ситуацию - это искусство.
В христианстве это называется смирением. "Ударили по одной щеке - подставь другую ".
Многие просто не понимают смысла этой фразы. Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл.
Она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид.
"Не говори: "Я отплачу за зло"; предоставь Господу, и он сохранит тебя".
Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий, которые нам преподносит наш подсознательный разум. Поэтому сознательно можно выражать недовольство, но подсознательно ситуацию необходимо принять.

Мы сами создаем все события своей жизни. Внешнее можно изменить только тогда, когда мы меняем что-то внутри себя. Научитесь принимать людей такими, какие они есть . Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.
Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой. Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо.

На тонком подсознательном уровне каждый человек - это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому, то есть к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой.
Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.
Каждый идет своей дорогой. А цель у всех одна. Каждый, в конце концов, приходит к тому, что искал. Искал интуитивно, подсознательно, проходя через определенные жизненные уроки. И единственное, что человек всегда имеет при себе на этом пути и с чем он заканчивает свой путь, - это его личная жизненная история, судьба.
Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, успокойтесь. Остановите свой разум, внутренний диалог. Мысленно поместите перед глазами ровное светящееся поле светло-синего цвета. Теперь представьте себе, что вот такой светло-синий свет наполняет вас изнутри, постепенно становясь все ярче и светлее. И в этот момент мысленно обратитесь к Высшей Силе, Богу. Не важно, верите ли вы в Бога или в Космический Разум, любое представление о разумном начале Вселенной достаточно для такого обращения. Обратитесь к этим Высшим Силам с необычной просьбой. Не просите для себя каких-то благ, пусть даже не материальных, а духовных. Просто попросите эту силу войти в вас, направлять вас, делать с вами то, что гармонично для Вселенной. Просите об одном - помочь вам найти то единственное место в гармонии Вселенной, которое вам предназначено. Стать именно таким, каким вы самым лучшим образом впишетесь в систему Мира. Достигнуть того совершенства, мира и покоя, которое позволит вам познать истинное счастье и свободу.
Если в момент такой молитвы или сразу после нее вам захочется подвигаться или посидеть в какой-то непривычной позе, а может быть, просто походить, дыша особым образом, или даже танцевать - не сопротивляйтесь. Это продолжение вашей медитации, динамическая ее часть. Вселенная может отозваться на вашу готовность к сотрудничеству через ваше тело.

Люди, которые довольно часто практиковали подобные медитации, по словам специалистов, могут в точности копировать упражнения и элементы различных систем гимнастики, дыхательные упражнения - все, что найдено было человеческой мудростью за долгие века поисков совершенства духа через совершенство тела.
В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, - это " Отче наш ".
Читайте ее каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять ее смысл.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое;
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;
ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки.
Аминь.

Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня - это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование - и к окружающему миру.
"Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень"

Пробуждённому не свойственна та самонадеянность, которую обычный человек считает своим правом, поскольку пробуждённый не только чрезвычайно скромен, но и не оказывает разуму того почтения, какое свойственно обычному человеку. Таким образом, он намного более разумен, чем обычный человек, так как считать, что разум полностью обосновывает необходимость избегать вызовов в жизни, означает вести себя совершенно неразумно. Пробуждённый использует свой разум лишь для того, чтобы он направлял его к восприятию жизни в её полноте, а не в качестве оправдания побега от вызовов.
Существует огромная разница между высокомерием и смирением. Высокомерие основано на предположении о том, что человек превосходит кого-то или что-то. Смирение опирается на знание о том, что человек не выше и не важнее, чем всё остальное.

В отличие от обычного человека, пробуждённый знает, что он не более и не менее значим, чем всё остальное. Это известно ему благодаря тому факту, что он живёт. Бесценный дар жизни, которым он наделён, представляет собой ту самую жизненную силу, которой награждены царь, нищий и насекомое. Такое знание чрезвычайно отрезвляет, и только тщеславный глупец не смирится, размышляя над этим фактом. Пробуждённому не свойственно высокомерие, в своём смирении он испытывает глубокое уважение ко всему живому, независимо от того, что это за жизнь - его собственная, жизнь царя или нищего, животного или растения, насекомого или атома.

Люди часто путают смирение с высокомерием, и потому у них нет подлинного уважения к жизни.
См.

ЛЕСТЬ

Лесть - это похвала с корыстной целью. Притворное одобрение, лукавая угодливость.
Человек льстивый готов вознести другого на какие угодно высоты, лишь бы получить от него что-нибудь, будь то материальная выгода или внимание, одобрение.
Человек льстивый разрушает самого себя и окружающий мир. Ведь возвышая кого-либо, он принижает себя.
Бывает лесть, как одна из производных гордыни.
Наверное, каждый, кто общался с такими людьми, ощущал неприятные чувства.
Эти неприятные ощущения появляются потому, что лесть несет в себе заряд подсознательной агрессии. Не зря раньше говорили, чтолестью душу вынимают.
Человек самодостаточный стремится выразить свою индивидуальность в этом мире; человек, который уважает себя, свободен от лести.

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Есть люди – патриоты территории, на которой они обитают. Для них понятие «сосед» – священно, для них власть на этой территории – высшая. Назовем таких людей «огородниками». И есть люди, не зависящие от территориальных объединений. Это – «кочевники».

В Азии говорят так: «Если у узбека или туркмена появляются деньги, он покупает или строит себе красивый хороший большой дом. Если у татарина или казаха появляются деньги, он покупает себе самый дорогой джип и носится на нем по степи».

У кочевников и огородников совершенно разное восприятие мира. Эти два типа людей живут в разных условиях и формируются по-разному.

Огородник напрягается два раза в году, во время сева и уборки. Все остальное время он лежит на спине, плюет в потолок и предается пьянству, тупости и прочим не позитивным занятиям. Но когда приходит сев или уборка, огородник надрывается изо всех сил. То есть он живет в режиме безделья, сменяющегося авральным, запредельным напряжением. Такой образ жизни неизбежно отражается на характере огородника.

Кочевник занят 365 дней в году – он ни на один день не может оставить без внимания стада. Я говорю не о каком-нибудь там деревенском пастушке, у которого десять коров, и он, как правило, умственно отсталый, их пасет. Представьте себе, как живут пять-шесть пастухов, которые гоняют по степи две-три тысячи голов скота. Такая деятельность накладывает отпечаток на всю жизнь кочевника.

Кочевники смотрят на огородников с превосходством, потому что огороднику некуда деться, а кочевник всегда может уйти. Кочевник считает себя выше любой власти, потому что над ним никого нет. Если пришла власть, неугодная кочевнику, он просто развернет свои стада и уйдет на другую территорию. Ему плевать на эту власть. Если же пришла власть, неугодная огороднику, он все равно подчинится ей. Потому что уже власти абсолютно наплевать на то, нравится она огороднику или нет, а у него нет выбора – он привязан к своей земле.

Можно у кочевника отобрать его стада, но если он сохранит хоть пару баранов – у него через год-два появятся новые стада. И любое имущество он сможет восстановить.

Жена для огородника – это хозяйка. Хозяйка не только дома и огорода, но и его самого. Ведь женщина занята 365 дней в году, она не может оставить дом без своей работы. При этом мужчина-огородник занят только два раза в году, а все остальное время предается пьянству, тупости и безделью. Значит, все это остальное время он задавлен своей деятельной женой.

Жена для кочевника – это партнер. Когда кочевье перемещается, впереди, где самая опасная территория, идут вооруженные взрослые мужчины, по бокам идут молодые юноши, а позади – дети и старики, которые, тем не менее, представляют какую-то ударную силу. А женщины и маленькие дети идут всегда в середине. Но вот кочевье останавливается на временную стоянку. Взрослые мужчины и молодые юноши разъезжаются во все стороны, дозорами. Дети и старики становятся вокруг кочевья. А женщины должны поставить юрты, приготовить пищу, чтобы накормить дозорных, которые вернутся, и детей и стариков, которые их охраняют. Это – партнерство, и положение женщины-партнера отличается от положения женщины – хозяйки огорода.

С другой стороны, каждая женщина у кочевников прекрасно понимает, что если она потеряет мужа, она потеряет все – имущество, свободу, возможно, и жизнь. А любой мужчина прекрасно понимает, что если он потеряет женщину, его жизнь очень усложнится. Ему придется какое-то время обходиться без еды, потому что нельзя одновременно и самого себя охранять, и готовить пищу, придется обходиться без комфорта, без юрты, без тепла. Кочевая жизнь формирует совершенно другой тип отношений между мужчиной и женщиной.

Для огородников брат – это соперник. Либо с братом надо поделить отцовский огород, либо его надо выгнать вон, чтобы оставить огород себе одному. Брат для кочевника – это напарник, тот, кто всегда первым придет на помощь. Это накладывает отпечаток на общность людей.

Разный образ жизни формирует совершенно разное отношение к действительности.

Например, для кочевника что-то украсть – это доблесть, гениальная тема, а для огородника – это кошмар, ужас, преступление. Точно так же уничтожение того, кто на тебя покушался, кочевники сочтут доблестью, а огородники – преступлением.

Как относятся друг к другу кочевники и огородники?

Огородник для кочевника – пьяница, лентяй, бездарь, земляной червь и вообще недочеловек. Это ресурс, который можно использовать как раба, или просто грязь под ногами, если его использовать нельзя. Кочевник для огородника – свободный человек, на которого смотрят с завистью, ненавистью и страхом.


В качестве примера я приведу телефонный разговор во время одного из конфликтов на юге страны:

– Ты кто?

– Я – мэр города.

– Ты, червяк земляной, слушай меня внимательно, – говорит Кочевник и излагает свою позицию. Кочевник не может общаться иначе, потому что для него любой огородник – это раб, независимо от того, какой пост тот занимает.


У страны, в которой мы с вами живем, России, есть своя специфика, особый менталитет.

Обратите внимание, что русские – единственный народ, который для своего названия использует прилагательное. Все остальные народы используют существительные – «англичанин», «француз», «немец», «шотландец» и так далее.

В давние времена было существительное «русич». Неправильно думать, что прилагательное «русский» произошло от него – это абсолютно разные слова. Этимология этих слов очень проста, и она очень многое объясняет.

Сколько времени существовала государственная структура на территории России, в ней всегда было очень четкое деление – на правителей и народ, который к правителям отношения не имел. Когда-то приехали веселые ребята, выходцы из области Рус, что в южной Швеции. Они называли себя «русы». Эти пришельцы захватили власть, стали править местным народом и продавать его, как скот, в рабство. У меня всегда вызывало недоумение – почему князья продавали в рабство свой народ, ведь так никто из правителей нигде не поступал. Разгадка проста – это был не их народ. Русы – завоеватели земли. Русич – это потомок руса. А русский – это раб руса.

Тысячелетия, века рабства наложили на жителей страны свой отпечаток. Когда вы смотрите на человека, у вас в голове сразу щелкает, и вы на уровне подсознания определяете – холоп он или барин, хозяин или раб. Русские люди привыкли только к двум моделям поведения – хозяина или раба, третьего не дано. Ведь прошло всего сто пятьдесят лет, только семь поколений сменилось после отмены крепостного права. И в двадцатом веке в течение семидесяти лет мы пребывали в системе «холоп-барин». Там, где есть жесткое сословное деление, всегда существует противопоставление, а единения нет и быть не может.

Если мы посмотрим на народы, у которых такого жесткого сословного деления не было, или оно было очень давно и уже забыто, мы увидим совсем другую модель поведения.

Например, у казаков всегда было единение. Казаки – это ведь остатки русского ордынского войска, они не считают себя русскими, они считают себя абсолютно отдельным народом, и, в отличие от россиян, у них никогда не было сословного деления. Не было казака – холопа, и не было казака – барина. И была совершенно другая философия жизни.

Почему Империи против Анклавов

Империя – это четкое сословное деление на господ и слуг, это жесткая иерархическая вертикаль власти, в которой все твердо знают свое место и свои права и обязанности. Причем всегда получается так, что права, в основном, у одних, а у других – обязанности. Имперская схема остается неизменной не то что со времен Византии или Древнего Египта, а, наверное, с момента зарождения человеческой цивилизации. И деваться вам, если вы живете на данной территории, – некуда. Вы либо сами вынуждены найти свое место в этой схеме, либо вам это место укажут другие люди.

Но есть сила, которая мощнее любой империи. Это всемирные анклавы, объединения людей, говорящих на разных языках, имеющих различный облик, но живущих по законам братства, а не территории проживания. Анклавы были до империй и будут после. Огородник – это раб Империи. Кочевник – это член анклава, он всегда будет находиться вне любой имперской схемы управления. Все попытки загнать его на определенное место закончатся ничем. Он просто уедет, увезет имущество, переведет деньги на счета других компаний – и все. Конечно, такие люди подают пример остальным. Но разве ими восхищаются? Нет, их ненавидят. Поэтому, как только укрепляется любая имперская схема, анклавы сразу подвергаются преследованиям.

В России, да и во всем славянском мире традиционно начинает подвергаться преследованиям иудейская община. Как только появляется любая система, появляется и социальный заказ – поднимает голову антисемитизм.

В Соединенных Штатах традиционным объектом преследования является мусульманская умма. Как только возникает необходимость найти врага, сразу начинает работать антиисламская схема, во всем становится виноват какой-то придуманный международный терроризм.


Все пишут о событиях 11 сентября, но никто не упоминает об одной очень важной вещи. В этих двух домах работало две тысячи мусульман. И в каждом из домов – в одном на сороковом этаже, в другом на тридцать каком-то – находилась дверь мечети. Могли ли фундаменталисты направить самолет в мечеть, пойти на подобное кощунство? Ведь это, наверное, хуже, чем христианину испражниться в церкви. Это абсолютно невозможно, и за этим терактом не могли стоять никакие фундаменталисты. Вопрос всегда звучит так: смотри, кому выгодно, что получилось в результате. А в результате произошла оккупация Ирака и Афганистана.

Когда к власти в маленькой стране Афганистан пришли талибы, страшные и злые, первым делом они ввели законы шариата. Это определенная система законодательства, по которой за торговлю наркотиками полагается на первый раз отрубание правой руки, на второй раз – отрубание головы. Очень скоро в северных провинциях Афганистана появилось много одноруких, а наркотрафик сократился в сорок раз. На 97 процентов, представляете? Могли ли американцы смириться с таким сокращением наркотрафика, и не стоило ли взорвать два домика, чтобы иметь возможность оккупировать страну и прекратить действие законов шариата? Вот вам и причина. Всегда видно, как имперская система начинает бороться со всеми, кто находится вне ее.


У тех, кто хочет быть вне имперской схемы, есть выбор. Можно бороться с системой – и проиграть, потому что система всегда оказывается сильнее отдельного человека. А можно, формально занимая в системе какое-то место, оставаться, тем не менее, внутренне свободным человеком.

Свобода, власть, деньги дают превосходство – это несомненно. Но самое главное, в чем мы должны разобраться – на чем превосходство основано.

Психическая конструкция: горцы и равнинцы

Рельеф местности тоже налагает отпечаток на психику людей.

Есть горы, а есть равнины. В горах живут горцы, на равнинах живут равнинцы. На равнинах много плодородных земель и пастбищ. Надо только обрабатывать землю, и она будет благодарно давать всходы. В горах таких возможностей нет, потому что плодородных земель мало. Поэтому горцы должны периодически спускаться и грабить равнинцев, иначе им не выжить.

Более того, из-за высокой концентрации ультрафиолета в горах происходит демографическое смещение – там мужчин рождается в два раза больше, чем на равнине. Значит, чтобы оставаться нормальными мужчинами, горцам необходимо периодически спускаться и забирать женщин у равнинцев. А те могут возмущаться, сколько им угодно, впрочем, если им ввести культуру типа унисекса, они будут возмущаться меньше.

Рассмотрим, какие качества генетически культивируются у этих двух типов людей.

У равнинцев культивируются послушание, трудолюбие, усердие, почитание законов. Им предписывается возлюбить друг друга, заботиться друг о друге и всячески друг другу помогать – тем меньше с ними будет возни. Спасение утопающих будет делом рук самих утопающих, и нечего бензин тратить на лодки. Вот механизм управления.

У горцев генетически культивируются агрессия, сила, лихость, удаль. Культивируется превосходство.

Я жил какое-то время в горах и могу сказать, что жизнь там, во-первых, отнюдь не легкая, во-вторых, неспокойная и довольно опасная, а в-третьих, она подчинена определенному регламенту, которого нет у равнинцев. Ведь равнинцы напрягаются два раза в году, а горцам приходится напрягаться все время. Стада, работа, люди, дом, семья – горец находится в постоянном, непрерывном напряжении. Тогда как равнинец может позволить себе расслабиться и бездельничать.

Равнинцы опасаются и ненавидят горцев, горцы равнинцев презирают.

Англичане – жители равнин, а шотландцы – жители гор. Если мы проанализируем английские анекдоты, мы увидим, что шотландцы в них не блещут интеллектом. Напротив, они предстают тупыми, алчными и хищными. В шотландских же анекдотах англичане выглядят не отважными, а трусливыми, забитыми, задавленными жизнью и слабыми.

Мы можем взять другие параллели, например, Кавказ – Кубань или Памирское нагорье – Ферганская долина – и увидим то же самое. Рельеф местности создает определенные условия для формирования типажа личности, психической конструкции людей.

Превосходство против превосходства

Традиционное превосходство и наплевательское отношение ко всем остальным родам войск свойственно ВДВ. В воздушно-десантных войсках служба тяжелая, и, наверное, самая опасная, какая только может быть. Эта служба подчинена жесточайшей дисциплине, но дисциплина там не такая, как в тыловых частях. Именно из-за разного взгляда на дисциплину десантники смотрят на все остальные войска как высшие существа на низших.

В тыловой части боец запросто может уснуть на посту. В боевой части это невозможно, а если случится, то кончится для него очень грустно. Уснувшего изобьют, попутно объяснив ему, как нехорошо спать, потому что могут неслышно подкрасться разные плохие люди с другим разрезом глаз и говорящие на другом языке, и для подразделения все может закончиться очень печально.

В тыловой части солдат ни при каких обстоятельствах не может назвать офицера по имени. В боевой части, во время военных действий, такое случается сплошь и рядом. Солдат боевой части может иметь какое-то нарушение формы одежды, а в тыловой части это немыслимо. Боевой офицер может ходить в грязных сапогах, может быть небритым пару дней, штабной – ни в коем случае. С точки зрения штабного, у боевого офицера нет никаких представлений о том, как именно надо следить за внешним обликом и как надо себя вести с высшим командованием. Оба – и штабной, и боевой – чувствуют друг над другом превосходство, и это нормальное, очень хорошее явление, оно дает силу.

Граница проходит в сердце

Чтобы чувствовать превосходство над другими людьми, необходимо ощущать, что они ниже вас.


В исламе есть концепция, которая называется «мурабитун», люди рибата. Рибат – это пограничная территория, пограничные крепости. Мурабитун – это пограничники. В те времена, когда мусульмане были грозной силой, когда они двигались во все стороны, когда их империя простиралась от Китая до Испании, рибатом назывались крепости, охранявшие земли мусульман, откуда готовились вторжения в земли немусульман. Территория разделялась на дар-уль-ислам – землю ислама, и даруль-харб – землю войны, а между ними стояла граница – рибат. Так вот, по мнению одного из исламских мистиков, эта граница проходит в сердце каждого человека.


Граница – между горой и долиной – проходит в сердце. Не нужно менять место жительства – превосходства можно достичь только в своей душе, в психике, в сознании.

Один человек по утрам бегает, второй – похмеляется.

Один не курит, второй – засоряет воздух табачным дымом.

Один не пьет алкоголь, второй – находится в лыконевязательном состоянии.

Первый человек всегда будет относиться ко второму, как минимум, с раздражением, а вообще – с отвращением и презрением. Первый смотрит на второго как на существо низшее.

Тот, чья жизнь подчинена регламенту, презирает того, кто разболтан. Например, кадеты смотрят на обычных школьников как на низшие существа, потому что жизнь кадета, в отличие от жизни обычного школьника, строго регламентирована. Жизнь кочевника тоже подчинена регламенту. Жизнь огородника позволяет ему быть разболтанным.

Так что вы можете сделать, чтобы почувствовать свое превосходство? Как сформировать необходимое состояние своей психики?

Механизмы создания превосходства

Первое: трудности

Есть несколько механизмов, позволяющих достичь превосходства. Во-первых, для превосходства необходимы трудности. Нужно создать себе трудности, подчинить себя этим трудностям, сделать свою жизнь труднее, чем у обычных людей.

Моя собственная концепция называется «обязаловка». Она включает в себя следующее: я тренируюсь в спортивном зале, но, помимо всех тренировок, я каждый день делаю три сотни отжиманий от пола, три сотни приседаний и три сотни упражнений на пресс. Независимо от того, как я себя чувствую, как я провел время, сколько мне довелось поспать в этот день – я должен выполнить все эти упражнения.

Плюс к этому, я всегда таскаю с собой и постоянно использую две вещи. Первая – это эспандер. Все свободное время я его сжимаю – по десять-пятьдесят раз каждой рукой. Вторая вещь – шарики, которые можно вращать в руке и периодически сжимать ладонью твердую поверхность. Это разминает пальцы, укрепляет кисть, делает ладонь твердой. Когда с кем-то здороваешься, ощущаешь, что рука у человека мягче твоей.


Все это – «обязаловка», и ее цель – не только физическое самосовершенствование, но и создание себе трудностей. Трудности дают чувство превосходства над теми, у кого их нет.

Таким образом, первая задача на пути к превосходству – создать себе какие-то физические, телесно ориентированные, телесно ощущаемые трудности.

Второе: опасность

Во-вторых, для превосходства необходима опасность.


Я очень люблю книгу Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Я считаю ее одним из своих манифестов. В этой книге есть замечательный эпизод: канатный плясун погибает, и Заратустра ему говорит: «Ты умрешь, ты умрешь еще раньше, чем умрет твое тело. Твоя душа умрет еще раньше, чем тело». Тот спрашивает: «Ну, значит, я просто животное, которое научили ходить по канату?» Заратустра отвечает: «Нет, ты из опасности сделал себе ремесло. И за одно это в моих глазах ты достоин уважения». Вдумайтесь в слова: «Ты из опасности сделал себе ремесло».


Есть сферы деятельности, где людям приходится постоянно рисковать, например, военное дело. Омоновцы рискуют постоянно, они первыми принимают удар на себя, и на обычных милиционеров они смотрят как на мышей. Потому что, так же как и плясун из книги Ницше, они из опасности сделали себе ремесло.

Точно так же и люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, смотрят на обычных людей с превосходством. Есть такой простой вид спорта – дюффинг, скоростной спуск с высоты на веревках. Он не требует никаких физических сил, он требует только собранности. Мы спускаемся со скал, с крыш домов, с мостов. Когда за спиной полсотни метров пустоты, и идет спуск по веревке, мир ощущается другим. Более того, испытав опасность, начинаешь смотреть с превосходством на тех, кто ее не испытывал.

Чувство превосходства возникает там, где создается модель опасности. Значит, вторая задача – найти себе какую-то опасность.


У меня есть хороший знакомый, он обожает одно развлечение. Он, сам трезвенник, прополоскает рот водкой, побрызгает водкой на одежду, и идет в зал игровых автоматов где-нибудь на криминальной окраине Петербурга. Там он достает бумажник, роняет на пол пачку денег, шатается, поднимает деньги, складывает в бумажник… Несколько раз играет, опять роняет и собирает деньги. Может, заказав кофе, забыть бумажник на стойке и забрать только когда его окликнут. Естественно, он при этом абсолютно трезв. Когда он выходит из зала, за ним уже крадется местный мелкий криминалитет. Он идет в самую темную подворотню, радостные мелкие криминалы бегут за ним, но вместо только что покачивающегося и излучавшего аромат алкоголя мужчины они видят абсолютно трезвого человека с оружием в руке. У него богатейшая коллекция городского оружия – ножи, кастеты, нунчаки, стальные пруты, телескопические дубинки, даже пара пистолетов. Трудно возражать персоне, у которой в руке пистолет. Он обычно пинает этих мелких криминалов по всем частям туловища и объясняет им, что грабить нехорошо, потому что это может очень плохо кончиться, ведь ты нико гда не знаешь, что тебя ждет в ближайшее время. Он проводит небольшую лекцию о том, что жить надо честно, а если нечестно, то, по крайней мере, не совершая ни над кем насилия. После этого он идет домой счастливый и довольный. Для чего он это делает? Во-первых, он создает себе опасность. Во-вторых, он оздоравливает общество, ведет воспитательную работу. Он считает себя санитаром общества. Он считает, что такова его миссия.

Третье: регламент

В-третьих, для превосходства необходим регламент, то есть режим, упорядочение жизни. Самая регламентированная религия на свете – иудаизм. Жизнь адепта иудаизма расписана на каждый день и каждый час. Он знает, что он должен делать, когда какую молитву прочесть, когда какие слова сказать, когда какой раздел Торы, устный или письменный, изучить. Поэтому неудивительна такая мощь и сила иудейской общины. Вторая по регламентированности религия – ислам. Что бы ни творилось вокруг – наводнение, землетрясение, война – пять раз в день верующий мусульманин обязан выполнить молитву – произнести определенные слова на арабском языке и сотворить определенное количество поклонов, поясных и земных. Это – регламент, это – ритуал.


Двадцать лет назад три курсанта одного учебного подразделения проходили тест на выживание, в пустыне. Тест на выживание – это очень интересное занятие, по одному названию уже понятно, насколько это весело. Утро в пустыне. Воды нет ни у кого, последние пол глоточка один из курсантов выплескивает себе на щеки, смазывает их кремом, и станочком аккуратно бреет физиономию. В это время второй курсант подшивает белый воротничок к мундиру, а третий до сияния надраивает свои ботинки. Ботинки станут грязными через сто шагов по пустыне. Воротничок станет черным через тысячу шагов. Чисто выбритая физиономия, когда на сто пятьдесят километров вокруг ни души, наверное, никому не нужна. Эти трое курсантов – идиоты? Нет.


Смысл регламента в том, что люди не могут без него обходиться. Для одного человека немыслима жизнь без чисто выбритой физиономии. Для другого немыслимо ходить в грязной обуви. И если обувь станет грязной через сто шагов, на ближайшем привале он достанет щеточку и опять ее надраит. Третьему абсолютно не понятно, как можно не подшить белый воротничок на мундир. И когда воротничок через тысячу шагов станет грязным, он его оторвет и пришьет новый. Эти люди живут, ни на шаг не отступая от принятых ими ритуалов.

Когда по утрам в центральном офисе корпорации «Тойота-моторс» стоят сотрудники и поют гимн «Славься, Тойота-моторс», и в это время поднимается флаг – это тоже регламент. Это ритуал.


Жил когда-то веселый парень на свете, звали его Ин Чжэн. Начав свою карьеру с простого правителя царства Цинь, он завоевал шесть китайских царств и создал единую централизованную империю, став основателем новой династии. В сущности, Ин Чжэн, он же Цинь Шихуанди, создал Китай как таковой.

Когда он пришел к власти, он первым делом собрал всех гуманистов, диссидентов, правозащитников – и утопил в Янцзы. Туда же он отправил всех писателей и поэтов. После этого Цинь Шихуанди сжег все книги, за исключением военных, сельскохозяйственных и производственных трактатов – где написано, как металл выплавлять, как зерна сушить, как вести военную стратегию. И ввел для всех чиновников обязательный физкультурный минимум – любой, желающий занять государ ственный пост, обязан был десять раз подтянуться на перекладине и пробежать километр приблизительно за четыре минуты. Я не знаю, смогут ли члены какого-нибудь правительства сде лать то же самое. Члены российского правительства – точно не смогут. Если человек этого сделать не мог, его побивали палками и предавали всеобщему презрению.

Цинь Шихуанди ввел репрессии в виде телесных наказаний. Если чиновник попадался на взяточничестве, его прилюдно на центральной площади города пороли палками, после этого объявляли, что он – мерзавец и взяточник, и снимали его с поста. Если бы такое ввели в какой-нибудь цивилизованной стране – как это отразилось бы на экономике?

Налоги при Цинь Шихуанди брались только с мужчин, эмансипации не было тогда. Если у мужчины было два сына, его освобождали от налогов на пять лет. Если у него было три сына, его освобождали от налогов на пятнадцать лет. Если у него было четверо сыновей, он освобождался от налогов пожизненно. Представьте, как это могло отразиться на демографической картине страны.

В результате, за время правления Цинь Шихуанди территория Китая увеличилась в три раза, население – в десять раз. Ресурсов было – море, пищи было – море, денег было – море, и народу было – море, и всех надо было чем-то занять. И Цинь Шихуанди принял решение – начать строить Великую Китай скую стену. При его жизни она была отстроена на три четверти. За этой стеной китайцы прятались от кочевников не одно столетие.

Император Цинь Шихуанди упразднил министерство, ведавшее культурой и просвещением, вместо него ввел два других – министерство физического развития и министерство охраны. Он укрепил вертикаль власти, ввел телесные наказания для чиновников и установил демографическую политику. Этот император создал в стране регламент.

Цинь Шихуанди побил все рекорды Гиннесса. Он правил страной 75 лет. В возрасте девяноста пяти лет он умер, оставив гигантскую империю своим детям. Он был гением, и китайцы считают его отцом нации.


Человеку, желающему достичь превосходства, нужно ввести для себя какой-то регламент, ритуал. Поначалу это воспринимается как игра, но впоследствии эта игра становится стержнем психики. Можно ввести утреннюю зарядку или регулярные тренировки. Можно ввести режим – вставать и ложиться спать в одно и то же время. Система самовнушения, самокодирование – это тоже регламент: перед каждым приемом пищи – установка, после приема пищи – установка, утром проснулись – установка, вечером легли спать – установка и так далее. Ритмичные движения – сжимать эспандер, перебирать четки – это тоже ритуал, это установка на силу, на психическую мощь. Это дает превосходство и создает могущество.

Миф личности

Очень важный момент – это миф вашей личности.

Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже живут по своим ритуалам.

Вам нужен ваш собственный миф. Легенда, объясняющая, почему вы выше всех.

Атилла нашел где-то в земле ржавую железку, убедил себя, что это не что иное, как меч Бога Войны, и с этим мечом Бога Войны покорил полмира.

Темуджин был твердо уверен, что он – сын не Эркена-батыра, а Тенгри, самого Бога Неба, который пришел к его матушке. Жалкие людишки, посмевшие выгнать из племени сына Тенгри, поплатились за это спустя десять лет, когда Сын Неба стал великим Чингисханом.

Жил когда-то еще один веселый парень, звали его Александр Филиппыч. Он придумал, что он – не кто иной, как сын Зевса. Не Филиппа, правителя маленькой славянской области Македонии, не конюха (была такая версия из-за неувязочки со сроками его рождения – в ответственный момент Филипп был в походе), а самого Зевса.

Эти люди создали себе миф, а миф сделал их гораздо сильнее.

Мифотворчество свойственно не только людям, но и целым народам. Один бесноватый человек вдруг придумал, что германцы имеют какое-то отношение к арийцам. На самом деле, арии – это совершенно другой народ, и славяне к нему гораздо ближе, чем германцы. Но он это придумал, и, как настоящий шизофреник, всех заиндуцировал своей идеей. И когда все в это поверили, возник Третий Рейх. Под ним оказалась вся Европа и половина Африки, и он мог бы существовать и до сих пор, если бы не столкнулся со всемирным коммунистическим анклавом.


Откроем умную книгу Талмуд. Есть чему поучиться у тех, кто читает эту книгу постоянно – их успехи весьма впечатляют.

Перед тем, как Мойша дал иудеям заповеди на горе Синай, вначале он устроил напряжение, марш-бросок в полной выкладке на сорок лет через пески, к тому же по дороге им пришлось резаться с кочевниками. Те ребята, которые вышли из пустыни, – были совсем не те, что покинули Египет за сорок лет до этого. А затем Мойша дал им теорию. Что это была за теория? Вы – избранные, а все остальные – неизбранные, вы – один народ, божий народ, а все остальные – так, от шайтана. Когда люди в это поверили – это стало для них истиной. Что им это дало? Ортодоксальный иудей смотрит на представителя любой другой конфессии как на низшее существо.

Нечто подобное было сделано спустя полторы – две тысячи лет, когда другим великим человеком мир был четко разделен на две категории: правоверные и неверные. Неверный для правоверного – ничто и никто. Это определяет отношение людей и к другим, и к самим себе.


Вы можете создать себе любой миф, любую легенду, которую вы придумаете и в которую поверите.

Вы – Нео, избранный Великим Программистом, который сидит за клавиатурой Вселенского Компьютера. Таково мое понимание Бога.

Вы – потомок инопланетян, расы древней, мудрой и совершенной, во всем превосходящей землян.

Вы – последний атлант, потомок сверхлюдей, с которыми нынешние жители Земли сравниться не могут.

Вы – потомок великого героя, на ваш выбор. Например, Геракла, великого героя Эллады. Или созданного Майклом Муркоком вечного героя Эрикезе, который приходит в этот мир каждый раз, когда в нем нуждаются, а все остальное время ангелы держат его у себя.

Вашими предками были амазонки, великие воительницы, которые отлавливали мужчин для продолжения рода, и делали наследницами своих дочерей.

Придумайте себе миф, прочитайте про выбранных вами богов или героев и знайте – вы из их числа.

Притча о Зеленых и Голубых

Расскажу вам, Друзья, притчу о древних временах и далеких землях. В давние-давние времена в одной далекой-далекой земле жили-были люди. Были они очень разными. Одни носили одежду зеленую. Другие одежду голубенькую. И иногда Зеленые воевали с Голубыми. Иногда торговали. Иногда брали женщин их в жены. Своих женщин, впрочем, им не отдавали.

Так и жили Зеленые и Голубые. Бок о бок, но не смешиваясь.

Зеленым было нельзя пить веселящий напиток «свинотку». Зато Голубые хлебали «свинотку», безобразничали и валялись в отрубе.

Зеленым нельзя было жить в грязи и пять раз в день надо было мыться и чистить одежду. А Голубеньким это было пофиг. Они нередко ходили, спали и жили в грязи. А Голубые Священные Животные (есть такие у Голубых) – долгое время мытье грехом почитали.

У Зеленых была своя Умная Книга. У Голубых – своя.

Зеленым нужно было обязательно носить бородку. Голубые брили свои личины и носили длинные волосики, так что их мужчин можно было с женщинами попутать. И они частенько путали, но речь не о том.

Зеленые носили на поясах ножи. Это был элемент национальной зеленой одежды. Но Голубым ножи носить было нельзя. Вдруг порежутся или, не дай Бог, священных животных подрежут! Им оружие давалось, лишь когда нужно было идти воевать с Зелеными.

И женщины их отличались весьма. У Зеленых носили платочки и скромные одежды, а у Голубых бегали с полуголыми бюстами и задницами…

У Зеленых жены были верны своим мужьям, а Голубые, кто предпочитал женщин, ходили с ветвистыми рогами, как олени-маралы. И обращались их жены к мужьям не «Мой Господин», а «Эй, Свинота!» (в смысле – свинотки опившийся).

И еще одно отличие было их в жизни…

Зеленым можно было иметь несколько жен, но ни одной любовницы. А Голубым – одну жену.

Им чаще всего и одной-то много было. А самые крутые Голубые мужики имели одну жену, от которой шлялись к любовницам, шлюхам или проституткам.

* * *

Но появились умные люди, которые перевели Умные Книги Зеленых и Голубых.

Сравнили люди и увидели: «Да, Зеленый цвет – это круто!»

Зеленая Книга предписывала иметь достоинство и преклоняться перед Создателем, а Голубая Книга рекомендовала подчиняться любой силе, поклоняться священным животным, хлебать свинотку. А о достоинстве забыть.

Сравнивали люди, когда появилась возможность сравнивать. Круто не пить, не курить, спортом заниматься, с женами любовью заниматься и детей растить. И стали многие Голубую одежонку снимать и надевать Зеленую. Отращивать бородки.

Первыми забили тревогу производители свинотки – ну не хотят Зеленые ее хлебать ни в какую. То есть хлебают, конечно, но сами Зеленые их осуждают и за говно считают. А потом священные животные присоединились к ним. И решили бороться с Зелеными.

Зеленые никого не звали к себе, но ко всем, кто в зеленую одежду переодевался, были приветливы и сразу называли их «Брат» и «Сестра» – так было принято у Зеленых.

Все, кто видел подлость, лживость, тупость и бессердечие Голубой элиты, священных животных и правящих всеми производителей свинотки, сравнивали их с Зелеными, и сравнение было в пользу Зеленых.

Те, кто был умнее, читали Умные Книги, комментарии к ним и выбирали Умную Книгу Зеленых.

Те, кто видел, как живут Зеленые, как общаются между собой, как смерти не боятся, преодолев Голубой страх, переодевались в Зеленую одежду.

Все это бесило священных животных, производителей и торговцев свиноткой, и всех, кому нравилась Голубая одежда.

И придумали они «международный бандитизм». И взяли он самых крутых Голубых, переодели в Зеленую одежду и взорвали они две Голубые башни.

И все производители свинотки и все священные животные стали пугать всех зеленым цветом.

И пришли с войной к Зеленым и обвинили Зеленых во всех гадостях этого мира.

1. О том, что все Зеленые – бандиты.

2. О том, что все Голубые женщины, кто замужем за Зелеными, глубоко несчастны. И робкие слова Голубых женщин в платочках что, наоборот, они счастливы, тонули в криках торговцев свиноткой и священных животных.

3. О том, что все Зеленые будут гореть в огне после смерти.

4. О том, что все Зеленые – дикари и режут баранов ножами, которые носят на поясах.

5. О том, что Зеленая Книга годится только для тех, кто потомственный носитель Зеленой одежды.

А снятие Голубой одежды – предательство предков. Которых, кстати, в голубую одежду обрядили силой, истребив половину.

6. О том, что свобода – это возможность жрать свинотку и совокупляться всем подряд с мужчинами, женщинами, детьми и животными.

Одновременно, оболгав Зеленых, стали запрещать комментарии на Зеленую Книгу (как на бандитскую литературу). Потому что саму Священную Книгу без комментариев понять ох как непросто.

И стали провоцировать конфликты между Голубыми и Зелеными. И стали Голубой патриотизм подменять ненавистью к Зеленым. Чтобы, не дай Бог, Голубые не взялись резать производителей свинотки или священных животных, или их слуг из зомбоящиков.

И стали старательно делать из Зеленых врагов…

Воспользовались распрями между Зелеными и натравили одних Зеленых на других. И Зеленые, забыв о том, чему учит их Умная Книга, стали воевать друг с другом.

Чем закончилось противостояние Зеленых и Голубых – неведомо. Память и летописи не сохранили событий тех давних-давних лет в тех далеких-далеких землях.

А может, пофантазируем?

* * *

Да не станут все Зелеными никогда!

Зеленый – это труженик. Зеленый – это воин. Зеленый – это торговец.

Всегда будут те, кто будет хлебать свинотку. Всегда будут те, кто захочет жить в грязи. Всегда будут те, кто в силу тупости, бездумья и раболепства будет поклоняться священным животным.

А правители рука об руку со священными животными будут порочить Зеленых и продвигать Голубизну. И рассказывать о пользе умеренного потребления свинотки. И о том, что хлебать свинотку очень патриотично. Ибо это прекрасная национальная традиция.

И переоденут Голубого в Зеленую одежду или возьмут отщепенца из Зеленых, чтобы сделать его верным псом священных животных. Чтобы отталкивал он от Зеленого всех своим мерзким видом, гнусными речами и поступками.

И появилось одно священное животное, вопреки всему сохранившее порядочность. И основало оно движение Голубого трезвенничества. Но другие священные животные лишили его священства, и стал он просто животным.

А на следующий день в Голубой крепости чествовали производителей свинотки. И награждали их медалью священного козла амурского и орденом священного барана миссисипского.

* * *

Но появились однажды люди из числа Голубых. Только одеты были странно. Куртки зеленые, бородки, а брюки и рубашки (о, ужас!) ЧЕРНЫЕ!

Свинотку не хлебают, на священных животных смотрят, как на говно. На Голубых – с жалостью и презрением. Зеленых называют «Брат» и «Сестра», но не смешиваются с ними. Тоже имеют несколько жен. А вот любовниц не имеют.

И Зеленые на них поначалу настороженно смотрели, пока не увидели, что эти люди ведут себя, как лучшие из Зеленых. А Голубые тоже, преодолев страх перед зеленой курткой, стали замечать их силу, стойкость, порядочность и успешность. И лишь священные животные, торговцы свиноткой и их слуги из зомбоящиков аж захлебывались от ненависти к ним.

Только этим, в черных рубашках, было плевать на всех. Зомбоящик они не смотрели. Свинотку не пили, любовниц, а также доступных баб не пользовали.

И были они повсюду. И узнать их было легко, и всегда приходили они на помощь сначала друг другу, затем другим Зеленым, а потом уже остальным.

* * *

Черные в зеленых куртках могут жить либо по законам Зеленых, либо по законам Голубых.

Если они живут по законам Зеленых – они имеют шанс стать во главе Зеленых всего мира! Если они вернутся к Голубым – Голубые их сольют.

Либо – истина, жизнь зеленая, пусть в черной интерпретации. Либо свинотка, зомбоящик и грязь.

И если ты ходил с каменным топором и увидел у кого-то пистолет – забери его, и ходи с пистолетом. А каменный топор оставь тупым и инертным.

Но, дорогие друзья, никаких аналогий!

Это же просто сказка о древних временах!

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: