Как вновь полюбить человека. Как вновь полюбить

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

Семья у меня немаленькая, подрастают трое детей. Младшей дочке 5 лет. Она занимается каратэ и театром. Средняя, семилетняя, победитель городских театральных конкурсов. Старшая, ей 13 лет, чемпионка по бальным танцам нескольких европейских стран. Когда знакомые спрашивали меня, как нам удалось добиться таких успехов, я всегда говорила: «Не знаю». У меня никогда не было ощущения, что я как-то особенно воспитываю детей. Но однажды, после очередного такого вопроса, я все же задумалась о том, что именно помогает вырастить чемпионов. И постаралась сформулировать свои мысли.

Выбор

Многие думают, что талант, если он есть, проявится сам собой. Я не сторонница этой теории. На мой взгляд, если ничего не делать, то ничего и не получится. Для того, чтобы Моцарт начал сочинять музыку, надо было, как минимум, сначала усадить его за инструмент. Если сомневаетесь, попробуйте поставить дома пианино и подождите, вдруг кто-то из детей станет великим музыкантом.

Моя старшая дочь танцует с трех лет. Не помню, чтобы она проявляла к танцам особенные склонности. В этом возрасте дети обычно любознательные и пробуют многое. Наблюдайте за ребенком, старайтесь почувствовать его. Наверняка, что-то нравится ему чуть больше. От этого и отталкивайтесь. Даже если вкусы малыша переменчивы, как погода весной.

В выборе секции и тренера я бескомпромиссна - только лучшее из того, что могу себе позволить. Кстати, лучшее не всегда значит более дорогое или более близкое к дому. Знакомьтесь с преподавателями, разговаривайте с родителями и детьми, которые уже занимаются. Ищите неравнодушных, увлеченных людей. Это один из самых важных факторов на пути к победам.

Можно ошибиться. И это не страшно. Нет нужды принимать решение раз и навсегда. Пробуйте разное. В нашем случае это были танцы, английский, рисование и бассейн.

? «А вы хотите, чтобы ваш ребенок стал чемпионом?»

7,1% - Нет, победы тешат родительское тщеславие, но не делают ребенка счастливым.

14,3% - Да, так приятно гордиться своими детьми!

78,6% - Да, если занятия будут нравиться ребенку. Но если тренировки не в радость, ходить на них не будем.

Роль родителей

Однажды наша первая преподавательница балета сказала: «95% успеха ребенка - труд его родителей». Для меня это стало своеобразной мантрой. Любой родитель, мечтающий о чемпионстве для своего ребенка, должен понимать, что придется многим пожертвовать. За 11 лет занятий танцами наша семья ни разу не уезжала из города на все выходные, «потому что тренировки». Ребенка нет на юбилее любимой бабушки? «Потому что тренировки». Отпуск только две недели июля? «Потому что тренировки». Родители должны верить в то, что все жертвы (время, деньги, споры с родными и друзьями, которые спрашивают, зачем вы лишаете ребенка детства) абсолютно обоснованы. Родители создают атмосферу. Атмосфера может вдохновлять или дезориентировать. Это важно.

Иногда мне говорят: «Тебе просто, твоей дочери нравится танцевать. А наша упирается и не хочет идти на занятия». Что ответить? Дети не роботы. Они могут не хотеть, уставать, капризничать. Это нормально. У нас были моменты, когда дочка лежала на полу в раздевалке и орала, что не пойдет на танцы. Это было ужасно. Я чувствовала себя отвратительной матерью. Окружающие смотрели на меня с осуждением. Это прошло. Со временем моя уверенность и мотивация передались дочке. Настал момент, когда уже она нас подгоняла.

Кстати, о пропусках. Хотите добиться результата - приучите себя к дисциплине. Именно себя, дети возьмут пример с вас. Никаких «сегодня слишком холодно», «машина сломалась», «да ладно, всего один разок пропустим». Особенно первые несколько лет. Потому что для результата важна регулярность.

В случаях с «не хочу» оценивайте не текущий момент, а общую ситуацию. Я знаю, например, что дочь в целом любит занятия танцами. Она не готова расстаться с ними навсегда. Значит, идем через «не хочу».

Наблюдайте за своим ребенком, общайтесь с тренером. Объясняйте малышу преимущества его положения «занятого человека». Радуйтесь любым достижениям. Заведите ритуал празднования. Одно время за хороший результат мы предлагали дочке выбрать новое звено для наборного браслета. Или праздновали получение призового места в ее любимом кафе.

Что нужно для побед, кроме титанических усилий родителей? Особый склад характера. И удача. И желание. И амбиции. И много чего еще…

Быт

В большинстве своем дети стремятся к режиму. Просто мы не всегда пользуемся этим стремлением. Режим дарит малышам ощущение стабильности и разделяет на этапы кажущийся бесконечным день.

В условиях плотного графика тренировок четкий распорядок дня выходит на первый план. Но важно включать в расписание и время для отдыха, когда малыш может абсолютно легально валяться на диване или смотреть мультики. Такого времени обычно очень мало, но все-таки оно должно быть. Скучно? Что поделать - оставляем для импровизаций выходной.

Конечно, в режиме дня должно быть прописано хорошее питание. Завтрак, обед, не слишком поздний ужин и пара легких перекусов, которые будут восполнять энергию, но не вызовут сонливость и тяжесть.

Важный момент - полноценный сон. Иногда ради него мы жертвовали выполнением школьного домашнего задания. Или делали его всей семьей.

Главное, что надо понимать - родители тоже будут жить в условия строгого режима. Иначе ничего не получится.

Верного рецепта по воспитанию чемпионов нет. Главное - вырастить счастливых людей, которые знают, чего хотят и умеют радоваться жизни

Команда

Не спорьте с тренером. Спрашивайте, предлагайте. Но не спорьте и не обсуждайте его компетентность в присутствии ребенка. В конце концов, вы сами выбрали именно этого человека. Ошиблись? Найдите другого преподавателя.

Любое движение к результату - это командная работа. Все пребывают во взаимосвязи - тренер, ребенок, родители. Во многом именно от родителей зависит, будет ли эта взаимосвязь крепкой и здоровой. Постарайтесь бережно выстраивать отношения. Важно сойтись в принципиальных вопросах и просто поддерживать человеческие отношения. Покажите преподавателям свою заинтересованность. Без претензий и запросов. Это важно. Это создает рабочую атмосферу.

Спорт состоит не только из побед. Бывают и поражения. Научите ребенка относиться к этому философски. Пусть малыш расстраивается, но не сильно - так, чтобы хотелось сделать больше. Хороший тренер обычно умеет найти правильные слова, чтобы помочь, но и родителям важно не падать духом. Так же как и не задирать нос в случае победы. Настоящие чемпионы и победы, и поражения принимают с достоинством.

! Самые популярные виды спорта среди детей и подростков

По данным министерстве спорта России самые популярные виды спорта среди российских детей - футбол, волейбол, плавание и спортивная борьба . Немного уступают им легкая атлетика, баскетбол и дзюдо.

Фото: Tooga/Stone/Getty Images; Sonulkaster/Fotolia.com; olliethedesigner/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru

Как вырастить из ребенка чемпиона? 19.06.2016 17:35

Пользу спорта в развитии ребенка доказывать не нужно - об этом говорят множество фактов и подтвержденных на практике примеров. Однако, нередко перед родителям встают вопросы - в какой вид спорта отдать ребенка? В каком возрасте начинать занятия спортом оптимальнее всего?

Дворец водных видов спорта "Руза" предлагает вам несколько вариантов спортивных секций для самых маленьких! Уже с четырех лет ваш ребенок сможет узнать, что такое профессиональный спорт, начать развивать в себе такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность!

Занятия плаванием. Познакомить малыша с водой можно и не дожидаясь четырехлетнего возраста - в ДВВС "Руза" работают секции "Капитоша" и "Аквабэйби", в которых опытные тренеры занимаются даже с детьми грудничкового возраста. Ну а в "настоящее" плавание ребенка можно отдать в 6 лет.

Водное поло. В этот вид спорта принимают детей постарше - начиная с шести лет. Водное поло способствует развитию всех мышц тела: спины, рук, ног, пресса, укрепляет сердечно-сосудистую систему. Умение плавать в разных положениях, в том числе вертикально, делает ватерполиста самым адаптированным к водной среде человеком. И, конечно же, водное поло - это командный игровой вид спорта, который не лишен ярких эмоций побед, который воспитывает настоящий командный дух.

Кстати, в Московской области есть профессиональный ватерпольный клуб "Штурм-2002", который выступает в национальном российском чемпионате. Кроме того, его воспитанники регулярно вызываются в сборную России для участия в крупных международных турнирах. Чем не цель для будущего профессионального ватерполиста?

Прыжки в воду. Еще один захватывающий, но на этот раз индивидуальный вид спорта, заниматься которым можно с 6 лет. Прыжки в воду развивают легкие и правильное дыхание, улучшают обращение крови в организме, улучшают работу сердца, закаляют организм ребенка и нервную систему. Во время выполнения такого упражнения ребенок вынужден преодолевать сопротивление воды, что развивает в нем гибкость, ловкость, выносливость и укрепляет мышцы.

Синхронное плавание. Несомненно, один из самых эстетичных видов спорта, объединяющий в себе элементы гимнастики, аэробики и плавания. В секции синхронного плавания принимают девочек с 6 лет. Что же дает этот вид спорта детям? Прекрасную осанку, красивую и стройную фигуру, хорошее здоровье. И, что тоже важно, умение держаться на воде.

Черлидинг . Если малыша в воду не тянет, то есть отличная альтернатива на суше - занятия черлидингом. Секция открыта для детей с 4 лет, и, несмотря на расхожее мнение, гендерное различие здесь не принципиально: черлидером может стать как девочка, так и мальчик. Черлидинг - эффектный вид спорта, который делает из детей настоящих звезд - они обладают отличными физическими способностями и всегда на виду. И, конечно же, это постоянная работа в большой команде, что воспитывает из ребенка настоящую душу компании.

Художественная гимнастика. Прекрасный вариант для девочек 4-5 лет. Это разносторонний и гармоничный вид спорта - у ребенка развивается гибкость, чувство ритма, координация движений, пластика... Гимнастка - это изящная малышка (а затем и уверенная в себе женственная девушка!) с горделивой осанкой, красивой фигурой и грациозностью в движениях. И даже если девочка не станет олимпийским чемпионом в этом виде спорта, качества, которые она приобретет за годы тренировок останутся с ней на всю жизнь.

Помогите своему ребенку стать уверенным в себе, сильным и трудолюбивым человеком! Ждем вас в нашем Дворце водных видов спорта "Руза"!


Это заветное желание можно реализовать, открыв для ребенка мир спорта. Но как в его многообразии выбрать тот вид физической активности, который подойдет
вашему ребенку? А потом подготовить его к соревнованиям?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

У античных философов не возникало сомнений — занятия физической культурой укрепляют не только тело, они благотворны для духа, стабилизируют психологическое состояние. Но чем спорт полезен для детей?

. Спорт придает уверенность в себе. «Движение — первое, что новорожденный осваивает сразу после своего появления на свет, а спорт, которым он начнет заниматься через несколько лет, научит его управлять своим телом, — объясняет спортивный психолог Александр Веракса, куратор специализации «Психология спорта» (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова). — Именно спорт придает уверенность в движении, которая превращается в уверенность в себе. Так у детей формируется собственный телесный образ, который будет особенно остро переживаться в подростковом возрасте».

Способствует социализации ребенка. Особенно если он занимается командными видами спорта (футбол, баскетбол, хоккей). «Ведь он должен точно осознавать свое место в команде и уметь с этой позиции взаимодействовать с другими участниками игры, — продолжает Александр Веракса. — Ребенок оказывается членом сообщества сверстников и на равных участвует в общении с ними».

Спортивные занятия предполагают соблюдение режима и правил. Ребенок учится в нужный момент концентрироваться и правильно распределять силы. «Эти навыки пригодятся ему не только в учебе, — добавляет спортивный психолог. — Они будут востребованы и в других жизненных ситуациях».

КАК ВЫБРАТЬ ВИД СПОРТА

ской активностью детям с 4-х лет. «Задача родителей в не том, чтобы приобщить ребенка к определенному виду спорта, — считает Александр Веракса, — а выявить его интерес, понять, что приносит ему наибольшее удовольствие». Иными словами, прислушайтесь… к самому ребенку. «Часто его способности проявляются в безотчетном желании заниматься каким-то конкретным видом спорта», — говорит психолог Асыл Габбазова, преподаватель Российского государственного университета физкультуры и спорта. Вот на него-то и стоит обратить повышенное внимание.

Характер и вид спорта

ВИД СПОРТА НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ Легкая и тяжелая атлетика, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля Способность мобилизовать волю, упорство, стойкость
Фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, велоспорт Артистичность, активное творческое начало, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость
ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Теннис, бадминтон, фехтование, настольный теннис
Тактическое чутье, умение предвосхитить действия противника, более развитая координация движений
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОНТАКТНЫЙ
Бокс, дзюдо, борьба
Тактическое чутье, способность к­ принятию решений, психическая выносливость
КОЛЛЕКТИВНЫЙ Футбол, волейбол, хоккей на льду и на траве, водное поло Умение предвосхитить действия противника, коммуникабельность,
способность к сотрудничеству

ВСЕ ДЕЛО В НЕРВАХ

Понаблюдайте за ребенком, выясните, каковы свойства его нервной системы (НС). «Занятия спортом приравниваются к экстремальной деятельности, — объясняет спортивный психолог Асыл Габбазова. — Спортсмену на соревнованиях и на тренировках часто приходится действовать с риском для здоровья, в ситуации лимита времени».



Сильная нервная система характеризуется выносливостью и стрессоустойчивостью, слабая — неумением терпеть, при длительном напряжении человек допускает ошибки. В таких условиях более успешны люди с сильной НС, ведь они, мобилизуясь, правильно реагируют на стрессовую ситуацию. Люди со слабой нервной системой плохо выдерживают экстремальные нагрузки, они их дезорганизуют. Если у вашего ребенка слабая нервная система, это не повод опустить руки. Среди спортсменов высокой квалификации по разным данным от 5% до 20% людей именно с такой — слабой — НС.

Быстро реагируют на изменения в окружающей среде люди с подвижной нервной системой. Они лучше проявляют себя в спортивных играх и единоборствах, когда необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, перестраивать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, быстро принимать решения. Но, по словам спортивного психолога Асыл Габбазовой, они плохо выносят монотонную работу, которая свойственна лыжным гонкам, бегу на длинные дистанции, художественной гимнастике. В этих видах спорта лучше проявляют себя спортсмены с инертной нервной системой.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

Ваш ребенок занимается, например, хоккеем, успешен, на тренировках и соревнованиях забивает шайбы, находится в контакте с другими членами команды… Но наступает день, когда тренер говорит о том, что мальчику надо бы перейти из обычной школы в спортивную. Мол, дальше он автоматически попадет в юношескую сборную, а там, глядишь, и другие горизонты нарисуются. Что делать родителю, который и не мечтал о спортивной карьере своего отпрыска? Принимать ли столь заманчивое предложение?

1. Взвесьте все за и против. «Спорт — это ежедневные многочасовые тренировки, подчинение своей жизни определенному режиму, — объясняет Асыл Габбазова. — Сборы, соревнования, которые связаны с частыми отъездами из дома, возможность травмы, которая может быть несовместима с дальнейшей спортивной карьерой, неизбежные пробелы в образовании… Век спортсмена очень короток, однажды придет день, когда даже самая успешная спортивная карьера закончится».

2. Постарайтесь услышать своего ребенка, почувствуйте его отношение к этому виду спорта. «Если он отказывается идти на тренировки, испытывает негативные эмоции, — полагает психолог Александр Веракса, — не проявляет интереса к занятиям, стоит задуматься: а необходимо ли тратить время именно так?»


3. Помните о том, что спортивный талант ребенка не является величиной постоянной. «Физические данные со временем меняются, — продолжает психолог. — Успешный в начальной школе юный футболист в подростковом возрасте может столкнуться с тем, что с его телом происходят изменения, которые могут поставить крест на его карьере». Ребенок-спортсмен не должен терять связь с реальным миром. Тогда он всегда может вернуться туда, уйдя из спорта.

ГАЛИНА МАЛЬЧУГИНА

МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЮЛИИ ЧЕРМОШАНСКОЙ


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Галина Мальчугина: Юля родилась в спортивной семье, мы с мужем профессиональные спортсмены, поэтому то, что она будет заниматься каким-либо спортом, было решено задолго до начала занятий. Был момент, когда я поняла, что Юлю ждет успех.

ДО: Были ли у вас сомнения, когда встал вопрос о том, чтобы заниматься спортом профессионально?
ГМ: В 9 лет она пошла на теннис, но что-то у нее не заладилось. Она часто бывала на моих тренировках, и постепенно ее любопытство к легкой атлетике переросло в интерес. В 11 лет она самостоятельно решила, что будет ею заниматься. Мы ее поддержали.


ГМ: Безусловно, у Юли были хорошие данные. Но успех достигается только упорными тренировками, поэтому без стремления задатки — ничто. Задача родителей — вовремя присмотреться к своему ребенку, понять, в чем он себя проявляет лучше

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ГМ: Мне не пришлось ее убеждать. Глядя на меня, Юля знала, ради чего тренируется и к чему стремится, она понимала, что ей придется чем-то жертвовать. В подростковом возрасте ей, конечно, не хватало общения с друзьями. Подружки идут на дискотеку, она — мне: «Мама, можно?» — «Нет, нельзя, завтра тренировка». Она, конечно, обижалась, но потом поняла, что это для ее блага.

ДО: Бывали моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ГМ: Да, и связаны они с травмами и неудачными выступлениями. Я всегда была рядом, поддерживала ее. До Олимпиады в Пекине Юля получила серьезную травму колена. Даже встал вопрос о том, что дочь не будет в ней участвовать. Мы были подавлены. Но решили идти до конца — использовать по полной тот короткий отрезок времени. Активно лечили колено, восстанавливали ногу. В результате Юля выступила в Пекине блестяще.

ДО: Как вы поддерживали дочь, если она проигрывала?
ГМ: Я всегда ее успокаивала. Ведь главное, чтобы у нее вера в себя и свои силы не пропала.


ГМ: Нужно давать ребенку возможность выбирать. Если ребенок талантливый, его обязательно заметят, нужно дать ему возможность проявить свои сильные качества, и обязательно мамам нужно поощрять даже самую маленькую победу, в дальнейшем это поможет стать успешным, построить карьеру, стать уверенным в себе, жизнерадостным. Ни в коем случае нельзя прессовать: «Ты должен заниматься…» Если ребенок из школы идет на тренировку с радостью, значит, это его.

Идеальная мама для будущего чемпиона

КАК РАЗОБРАТЬСЯ С СОБОЙ


Постарайтесь осознать те мотивы, которые толкают вас выбрать для ребенка тот или иной вид спорта. «Самая адекватная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери, — полагает спортивный психолог Александр Веракса. — К неадекватным мотивам относятся стремление обеспечить свое будущее за счет спортивных успехов своего ребенка, гордость за него». Помните, что из многих тысяч спортсменов только единицы становятся знаменитыми и высокооплачиваемыми. Вы хотите в будущем гордиться успехами своих детей? «Это значит, что вы, не осознавая этого, хотите, чтобы ваш ребенок реализовал вашу мечту», — продолжает психолог. Нужно ли говорить, что дети далеко не всегда испытывают тяги к тому виду спорта, о котором мечтали их родители? С другой стороны, у нас всегда есть в запасе мнение профессионала. «Сомневаетесь? Покажите ребенка опытному тренеру», — советует спортивный психолог Асыл Габбазова.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените свое отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Это даст возможность вашему ребенку… победить. «В психологии спорта уже доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приносят ему гораздо больше позитивных эмоций, — считает Александр Веракса. — И в конечном счете приводят к более эффективным действиям». Другой важный момент — стоит освоить методику так называемой внутренней речи. Каждый из нас ежедневно внутренне комментирует то, что делает, обдумывает происходящее. «Если ваш ребенок думает о том, что ему не удастся достойно выступить, это может привести к тому, что он будет испытывать тревогу, переживать и в результате действительно не сможет полностью выложиться, — объясняет Александр Веракса. — Поэтому так важно объяснить ему необходимость переводить негативные мысли в позитивные». Вместо того чтобы думать: «У меня ничего не получится», — следует говорить себе: «У меня все получится». Такая «внутренняя речь» поддержит ребенка, он будет более точен, и это приведет его к победе. «Спортсмены, которым удалось взять под контроль силу своего воображения, используют его для улучшения своих результатов, — продолжает психолог. — Мысленно прорабатывая перед каждым соревнованием свою программу, они тем самым готовятся к нему, представляя свои самые лучшие выступления, спортсмены меньше волнуются и ощущают большую уверенность».

КАК ПЕРЕЖИТЬ ПОРАЖЕНИЕ

Известный американский баскетболист Майкл Джордан говорил: «Я промахнулся более 9 тысяч раз. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я в своей жизни много раз проигрывал, вот почему я так успешен». В каждом поражении заложены точки роста, главное — их увидеть. В этом задача родителя и тренера, которые могут внести коррективы в программу подготовки ребенка к следующей серьезной игре. Перестаньте давить на ребенка, постарайтесь также не выказывать ему своей тревоги. Все это вызывает у него неуверенность в себе, сомнения в собственных успехах.

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ ПОБЕДИЛ

Если он выиграл соревнования, значит, смог собраться и выложиться. «Его победа говорит о том, что до этого момента он много работал, он — трудяжка, — говорит семейный психолог Инна Хамитова. — Ребенка, который почувствовал вкус победы, не страшно хвалить, для него лучше всякой похвалы станет следующая победа, к которой он будет стремиться. Ведь спорт вырабатывает в человеке упорный характер и привычку к каждодневному тяжелому труду». Хвалите вашего ребенка и не бойтесь, что от ваших похвал он может зазнаться.

ИРИНА ИЩЕНКО
МАМА ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ НАТАЛЬИ ИЩЕНКО


ДО: Вы мечтали о том, что ваша дочь станет олимпийской чемпионкой?
Ирина Ищенко: Нет, но я, как любая мама, знала, что моя дочь уникальна и обязательно в чем-то будет лучшей.

ДО: Сколько лет было дочке, когда вы отдали ее заниматься спортом?
ИИ: Когда Наташе исполнилось 6 лет, я отвела дочь в школу синхронного плавания. Одновременно — в секцию художественной гимнастики, но совмещать занятия очень сложно. Остановили выбор на плавании — дочь начала делать первые успехи. Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Она была тихой и скромной, ничем не выделялась. Но тренерам нравились ее исполнительность и тщательность, с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В 12 лет ее заметили в Москве, а в 14 — пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров, а в 16 — чемпионкой мира.

ДО: Вы понимали, что у дочери есть задатки выдающейся спортсменки?
ИИ: Не мама приводит ребенка в большой спорт. Когда мы с Наташей пришли в бассейн, я даже не думала об этом. Задача родителя — дать толчок, а дальше ребенок, если у него есть талант и стремление, добьется успеха.

ДО: Занятия спортом требуют дисциплины и воли, детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино…
ИИ: Наташа была очень собранным ребенком, обожала выступать, поэтому, когда начались первые успехи, мне не пришлось ее убеждать соблюдать дисциплину. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи, а просто за то, что они у нас есть.

ДО: Бывали ли моменты, когда вам казалось, что спортивная карьера дочери не сложится?
ИИ: Я никогда не сомневалась в Наташе, наоборот, всегда подбадривала ее и говорила, что все получится. Иногда слова поддержки — это все, что нужно, чтобы преодолеть кризис.

ДО: Как вы поддерживали дочь в тех случаях, когда она проигрывает?
ИИ: В начале ее карьеры она проиграла испанской синхронистке Джемме Менгуаль на чемпионате Европы. Это было очень обидно, ведь Наташа была сильнее. Я знала, что она очень переживает. И тогда сказала дочке: «Все знают, что ты лучшая и ты сама знаешь это, и жизнь обязательно все расставит на свои места». Так и получилось.

ДО: Как воспитать олимпийского чемпиона?
ИИ: Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо, доводить его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

Семья у меня немаленькая, подрастают трое детей. Младшей дочке 5 лет. Она занимается каратэ и театром. Средняя, семилетняя, победитель городских театральных конкурсов. Старшая, ей 13 лет, чемпионка по бальным танцам нескольких европейских стран. Когда знакомые спрашивали меня, как нам удалось добиться таких успехов, я всегда говорила: «Не знаю». У меня никогда не было ощущения, что я как-то особенно воспитываю детей. Но однажды, после очередного такого вопроса, я все же задумалась о том, что именно помогает вырастить чемпионов. И постаралась сформулировать свои мысли.

Выбор

Многие думают, что талант, если он есть, проявится сам собой. Я не сторонница этой теории. На мой взгляд, если ничего не делать, то ничего и не получится. Для того, чтобы Моцарт начал сочинять музыку, надо было, как минимум, сначала усадить его за инструмент. Если сомневаетесь, попробуйте поставить дома пианино и подождите, вдруг кто-то из детей станет великим музыкантом.

Моя старшая дочь танцует с трех лет. Не помню, чтобы она проявляла к танцам особенные склонности. В этом возрасте дети обычно любознательные и пробуют многое. Наблюдайте за ребенком, старайтесь почувствовать его. Наверняка, что-то нравится ему чуть больше. От этого и отталкивайтесь. Даже если вкусы малыша переменчивы, как погода весной.

В выборе секции и тренера я бескомпромиссна - только лучшее из того, что могу себе позволить. Кстати, лучшее не всегда значит более дорогое или более близкое к дому. Знакомьтесь с преподавателями, разговаривайте с родителями и детьми, которые уже занимаются. Ищите неравнодушных, увлеченных людей. Это один из самых важных факторов на пути к победам.

Можно ошибиться. И это не страшно. Нет нужды принимать решение раз и навсегда. Пробуйте разное. В нашем случае это были танцы, английский, рисование и бассейн.

? «А вы хотите, чтобы ваш ребенок стал чемпионом?»

7,1% - Нет, победы тешат родительское тщеславие, но не делают ребенка счастливым.

14,3% - Да, так приятно гордиться своими детьми!

78,6% - Да, если занятия будут нравиться ребенку. Но если тренировки не в радость, ходить на них не будем.

Роль родителей

Однажды наша первая преподавательница балета сказала: «95% успеха ребенка - труд его родителей». Для меня это стало своеобразной мантрой. Любой родитель, мечтающий о чемпионстве для своего ребенка, должен понимать, что придется многим пожертвовать. За 11 лет занятий танцами наша семья ни разу не уезжала из города на все выходные, «потому что тренировки». Ребенка нет на юбилее любимой бабушки? «Потому что тренировки». Отпуск только две недели июля? «Потому что тренировки». Родители должны верить в то, что все жертвы (время, деньги, споры с родными и друзьями, которые спрашивают, зачем вы лишаете ребенка детства) абсолютно обоснованы. Родители создают атмосферу. Атмосфера может вдохновлять или дезориентировать. Это важно.

Иногда мне говорят: «Тебе просто, твоей дочери нравится танцевать. А наша упирается и не хочет идти на занятия». Что ответить? Дети не роботы. Они могут не хотеть, уставать, капризничать. Это нормально. У нас были моменты, когда дочка лежала на полу в раздевалке и орала, что не пойдет на танцы. Это было ужасно. Я чувствовала себя отвратительной матерью. Окружающие смотрели на меня с осуждением. Это прошло. Со временем моя уверенность и мотивация передались дочке. Настал момент, когда уже она нас подгоняла.

Кстати, о пропусках. Хотите добиться результата - приучите себя к дисциплине. Именно себя, дети возьмут пример с вас. Никаких «сегодня слишком холодно», «машина сломалась», «да ладно, всего один разок пропустим». Особенно первые несколько лет. Потому что для результата важна регулярность.

В случаях с «не хочу» оценивайте не текущий момент, а общую ситуацию. Я знаю, например, что дочь в целом любит занятия танцами. Она не готова расстаться с ними навсегда. Значит, идем через «не хочу».

Наблюдайте за своим ребенком, общайтесь с тренером. Объясняйте малышу преимущества его положения «занятого человека». Радуйтесь любым достижениям. Заведите ритуал празднования. Одно время за хороший результат мы предлагали дочке выбрать новое звено для наборного браслета. Или праздновали получение призового места в ее любимом кафе.

Что нужно для побед, кроме титанических усилий родителей? Особый склад характера. И удача. И желание. И амбиции. И много чего еще…

Быт

В большинстве своем дети стремятся к режиму. Просто мы не всегда пользуемся этим стремлением. Режим дарит малышам ощущение стабильности и разделяет на этапы кажущийся бесконечным день.

В условиях плотного графика тренировок четкий распорядок дня выходит на первый план. Но важно включать в расписание и время для отдыха, когда малыш может абсолютно легально валяться на диване или смотреть мультики. Такого времени обычно очень мало, но все-таки оно должно быть. Скучно? Что поделать - оставляем для импровизаций выходной.

Конечно, в режиме дня должно быть прописано хорошее питание. Завтрак, обед, не слишком поздний ужин и пара легких перекусов, которые будут восполнять энергию, но не вызовут сонливость и тяжесть.

Важный момент - полноценный сон. Иногда ради него мы жертвовали выполнением школьного домашнего задания. Или делали его всей семьей.

Главное, что надо понимать - родители тоже будут жить в условия строгого режима. Иначе ничего не получится.

Верного рецепта по воспитанию чемпионов нет. Главное - вырастить счастливых людей, которые знают, чего хотят и умеют радоваться жизни

Команда

Не спорьте с тренером. Спрашивайте, предлагайте. Но не спорьте и не обсуждайте его компетентность в присутствии ребенка. В конце концов, вы сами выбрали именно этого человека. Ошиблись? Найдите другого преподавателя.

Любое движение к результату - это командная работа. Все пребывают во взаимосвязи - тренер, ребенок, родители. Во многом именно от родителей зависит, будет ли эта взаимосвязь крепкой и здоровой. Постарайтесь бережно выстраивать отношения. Важно сойтись в принципиальных вопросах и просто поддерживать человеческие отношения. Покажите преподавателям свою заинтересованность. Без претензий и запросов. Это важно. Это создает рабочую атмосферу.

Спорт состоит не только из побед. Бывают и поражения. Научите ребенка относиться к этому философски. Пусть малыш расстраивается, но не сильно - так, чтобы хотелось сделать больше. Хороший тренер обычно умеет найти правильные слова, чтобы помочь, но и родителям важно не падать духом. Так же как и не задирать нос в случае победы. Настоящие чемпионы и победы, и поражения принимают с достоинством.

! Самые популярные виды спорта среди детей и подростков

По данным министерстве спорта России самые популярные виды спорта среди российских детей - футбол, волейбол, плавание и спортивная борьба . Немного уступают им легкая атлетика, баскетбол и дзюдо.

Фото: Tooga/Stone/Getty Images; Sonulkaster/Fotolia.com; olliethedesigner/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: