Как нельзя наказывать ребенка. Как нельзя наказывать детей? Крик и гнев

Я мама 3 детей

Говорят, что быть многодетной матерью трудно. И, пожалуй, лучше других об этом знают сами мамы. Тогда почему женщина, у которой уже есть четверо или пятеро детей, рожает еще? О том, как проблемы многодетности видятся «изнутри», рассказывает мама семерых детей Анна Климова.

В юности я никак не предполагала, что у меня будет семеро детей. Я была студенткой педагогического института, собиралась стать учителем истории, подрабатывала корреспондентом в газете... И вот, по заданию редакции, пришлось мне как-то побывать в одной семье, где было восемнадцать детей. Помню, какое странное впечатление произвели на меня отец и мать. На все вопросы они отвечали односложно и с трудом шли на контакт. Мне так и не удалось разговорить их, статья не получилась. Но только спустя время, когда сама уже стала многодетной, я поняла причину их странной закрытости: презрительное отношение общества сделало их настороженными, приучило не рассказывать о себе и не откровенничать.

Поэтому я уверена: многодетность - это серьезный выбор, делая который, всегда нужно понимать, на что идешь. Многие «страшилки» про жизнь многодетной матери, которые то и дело приходится слышать, сформировались, увы, не на пустом месте.

Социальный изгой

Быть многодетной - это своего рода «социальное самоубийство». На долгие годы круг твоего общения и интересов выстроится исключительно вокруг детей, поликлиник, школ и детских садов. Потом окажется, что профессия твоя никому не нужна - квалификация утеряна, знания устарели. Конечно, есть такие талантливые мамы, которые умудряются что-то делать: пишут картины или стихи. Но на это способны единицы, большинству же суждено замкнуться на быт.

Надо быть готовым и к тому, что если семья не заоблачно богата, то уровень жизни обязательно упадет. Где достать деньги - это чаще всего проблема отца. Мама же решает другую задачу: как выжить на те средства, которые он добудет. К примеру, я точно знаю, как в сегодняшней Москве на 300 рублей вкусно накормить семерых детей.

Но самое трудное: многодетная мать должна быть готова к тому, чтобы стать изгоем в обществе. Таким изначально подозрительным и сомнительным человеком, вызывающим одновременно и жалость, и презрение. К сожалению, именно так большинство людей воспринимает многодетных.

Вы понимаете, что делаете?

Трудно сказать, когда это началось. Последний бум рождаемости случился в России сразу после войны. Тогда, в первые мирные годы, ему радовались все. Люди уже не погибали сотнями тысяч, позади остался страх неминуемой смерти, было радостно дарить жизнь, и большие семьи воспринимались нормально. Но сейчас в обществе совсем другое отношение: изначально негативное.

Я постоянно вижу это на примере своих знакомых и очень хорошо знаю на собственном опыте: косые взгляды, осуждающие реплики вслед, а то и прямо в лицо. Не замечать эту постоянную, бытовую агрессию со стороны общества трудно, еще труднее - игнорировать.

Вот моя знакомая, мама троих детей. Согласитесь, отнюдь не самая большая семья, и живут они совсем не бедно. Но когда она со своими прилично одетыми и воспитанными детьми выходит на улицу, бабушки начинают шептаться: «Вон проститутка пошла, нажила себе тройню!»

Помню, как к нам домой пришла медсестра, которая должна была в карточку ребенка внести данные о родителях, она спросила о моем образовании, об образовании мужа, и, узнав, что у нас обоих оно высшее, произнесла:

Значит, вы понимаете, что делаете?

Потрясающий вопрос!

Еще одна удивительная позиция - «Многодетные сидят на шее государства». Но я знаю по себе: чтобы получить какую-нибудь скудную помощь, которая все равно погоды в семейном бюджете не сделает, надо так побегать по коридорам разных учреждений, такие приложить усилия и столько грязи выслушать в свой адрес!..

На покормление Коли (творог с кефиром), сборы, одевание и заплетание косичек уходит почти час. Спускаемся по лестнице под радостный "кукарек" - это мама включила свет у перепелок. Они живут в котельной, но кукарекают на весь Дом. Длинный предстоящий день меня радует…

9-00. Завтрак. Нельзя сказать, что я сильно утруждаю себя приготовлением завтрака: каша с молоком вполне всех устраивает. Хотя нет, Вавка заявляет, что хочет на завтрак "хрустяшки". Да пожалуйста, сейчас насыплю кукурузных хлопьев. Завтракаем: дети радостно галдят, Коль-тыш чем-то стучит, наш папа спешит на работу, я ношусь всем все подаю… Умение быстро кушать - весьма полезное качество для многодетной мамы:-).

"Может, сегодня поедем на Базу?" - вдруг сообщает муж, он только что решил, что сегодня утром он может пару часов работы прогулять. Дети радостно вопят, я судорожно пишу список еды, соображая, что мы уже съели, а что съедим в перспективе… В большом трехэтажном Доме мы живет в большом количестве: мы с мужем и тремя детьми, мои родители, мой брат (20 лет) и бабушка, поэтому мы уже почти год основную еду покупаем на оптовой базе, во-первых, дешевле существенно, во-вторых, очень экономится время…

9-30. У меня есть минут 20 до укладывания Коли и нашего отъезда. Девочки очередной раз накрывают стол и кормят зверей, Коля что-то катает по полу, я бегаю и…. я называю этот процесс "наведение иллюзии порядка". На раскладывание по исходным местам платьев, трусов и пеленок у меня уже уходит около часа в день…Утешаю себя тем, что скоро буду поручать делить огромную постиранную кучу Варе.

9-50. Отправляю уже набегавшегося Колю спать на балкон. У меня все младенцы днем спят на балконе: на холоде лучше спится, да и внутренние домашние события не мешают. Командую всем остальным одевать носки… главное проследить, чтобы Машка их одела раньше, чем успеет куда-нибудь с ними умчаться и там потерять…

от четвёртого…

Я не вижу иных других для счастья путей,

Рамки дозволенного обязательно должны быть. Раньше мне казалось, что это неправильно, нужно дать ребенку свободу и просто направлять его, объясняя. Увы, это не работает. Необходимы четкие границы того, что ребенку можно, а чего ребенку нельзя. Сами дети очень любят правила. Например «мы едим десерты только после еды», «сначала уроки - потом мультики», «кто не помыл руки перед едой, тот останется голодным», «ровно в 20-00 мы идем чистить зубы» и т.д. И если есть эти границы и четкие правила, то не приходится объяснять, почему сейчас нельзя мороженое или шоколадку (даже кусочек!), для чего нужно мыть руки, если они и так чистые и почему мама не разрешает посмотреть еще одну серию «Лунтика». Правила - есть правила (суров закон, но закон).

4. Я не заморачиваюсь на тему раннего развития ребенка

В многодетной семье удержать ребенка от этого развития невозможно. Младшие тянутся за старшими, которые кажутся им, пока еще таким маленьким, настоящими полубогами, знающими все и умеющими всякое. Самое важное здесь, на мой взгляд, правильно взрастить самого старшего ребенка, вложить в него по максимуму, потому что именно он будет тем самым идеалом, который стремятся достичь младшие. НО! Чтобы правильно взрастить первого ребенка, нет нужды с года водить его на развивающие занятия. Просто не сажайте его в манеж, а позволяйте быть рядом с вами и познавать мир под вашим чутким присмотром. Остальное - дело техники.

Моя оценка - ребенок с интересом и увлечением чем-то занят – 10. ;)

А все попытки оценивания – фтопку! ;)

Для примера кружок бисероплетения – каждая девочка делает свои изделия (сама выбирает из образцов, что хочет) – результат нагляден, процесс в удовольствие. И не нужны никакие оценки... вот такое занятие для детей мне нравится – каждая в своем темпе, кто-то сделает одно изделие, кто-то 10, кто-то простое, кто-то сверхсложное... И зачем ещё оценки?

Или кружок мультипликации (за компьютером).

Это все бесплатно у нас – и намного полезней и в удовольствие, чем школьные уроки...

10. Школьные предметы меня вообще никак не волнуют – я искренне не понимаю, почему надо обучать именно такому объему именно таких дисциплин (я бы формировала программу совсем по-другому, нынче у нас не аграрный и не промышленный, а очень даже информационный век).

Внутри открылся дополнительный ресурс сил, о котором я раньше не подозревала. Появилась интереснейшая учеба онлайн и новое общение. Рядом с домом открыли арт-галерею, и заветные курсы декорирования стали доступными. Сейчас я восстанавливаю профессиональную форму на скрипке - интересно, что за время вынужденных перерывов в голове произошла переоценка не только жизненная, но и музыкальная в том числе.

Теперь все по-другому. Я осознала, что дети 1) растут очень быстро. 2) пачкаются. 3) абсолютно не нуждаются в таком количестве одежды и вообще, по большому счету, им все равно, что носить. Для того, чтобы прочувствовать все это, мне понадобилось почти 8 лет материнства и 3 детей. Теперь я покупаю вещи, в основном, себе, а детям - по остаточному принципу (есть деньги, время и желание - куплю деточке новую маечку, нет - походит и в старой).

Я овладела азами интернет-шоппинга и стала покупать детям одежду в онлайн-магазинах США, где она стоит разумных денег и часто бывают сейлы и супер-сейлы. Даже с учетом пересылки, предприятие по закупке одежды на троих разновозрастных детей, дело очень выгодное в сравнении с покупкой одежды в Москве. Всегда жду акций из серии "сегодня дополнительная 40% скидка на все, включая раздел clearance", выбираю из этого раздела самое симпатичное, поскольку магазинов много, не ощущаю себя скованной в плане выбора (выбор есть всегда!) и в итоге получаю целую коробку детских вещей за копейки.

Можно старшего ребенка попросить помощи в уходе за малышом. Например, подать пустышку или бутылочку, поиграть малышом, держа над ним игрушки и перемещая их. Старший ребенок может баюкать малыша или подать маме подгузник. За всю помощь нужно благодарить и хвалить за послушание. Это будет мотивировать ребенка и дальше помогать маме.

Мама троих детей из Австралии снимает фильм о том, как избавиться от стереотипов и начать жить

Мама троих детей из Австралии снимает фильм о том, как избавиться от стереотипов и начать жить

Мама троих детей из Австралии снимает фильм о том, как избавиться от стереотипов и начать жить

«А если по делу, если по-другому не понимает?» - так скажут иные родители, убежденные в необходимости телесных наказаний в системе воспитания ребенка. Неужели без этого никак? Можно ли обойтись без рукоприкладства и как правильно наказывать детей, - рассказывает Марина Филоник - психолог, психотерапевт, научный сотрудник и преподаватель Федерального института развития образования.

Почему вообще бьют детей?

Насилие порождает насилие. Как правило, бьют детей те, кого били в детстве. Прежде всего, потому что это привычная и понятная форма детско-родительских отношений - усвоенный семейный сценарий переносится на новую семью. Некоторые даже считают, что это хорошо: «меня били, и это было справедливо и полезно, и я тоже буду так воспитывать детей, чтобы они выросли настоящими людьми (как я) ».

За этим феноменом стоит несколько моментов. С одной стороны, такой человек просто не знает, как по-другому, у него не было этого в опыте и ему трудно представить, что можно иначе. Так, как было у меня, становится всеобщей нормой в моем сознании.

И это касается не только наказаний - многое из того, к чему мы привыкли, особенно с детства, представляется порой единственно верной нормой, которая потом, нередко неосознанно, воспроизводится в следующем поколении.

С другой стороны, важно отметить, что к телесным или любым другим жестоким наказаниям родитель прибегает, чаще всего, по следующим причинам:

  • 1) от собственного бессилия (слабости, отчаяния) , потому что другими средствами не может справиться с ребенком;
  • 2) в состоянии аффекта, когда сильные эмоции зашкаливают («сорвался») ;
  • 3) из-за собственной жестокости и тирании, когда родитель сознательно и произвольно, в спокойном состоянии (не в аффекте) регулярно наказывает ребенка (например, по выходным избивает ремнем до синяков по всему телу за все проступки в течение недели) .

В данном случае мы обычно имеем дело с серьезными психологическими проблемами родителя. Это могут быть собственные непроработанные детские травмы (нередко, например, насилие в родительской семье) ; нездоровая потребность самоутвердиться, проявить власть и силу (например, показать, «кто в доме главный») ; не менее нездоровый способ выплеснуть свою собственную регулярно накапливающуюся агрессию (пока бью, вхожу в раж, выражаю таким образом свою злость, с которой не умею обходиться иначе, и при этом думаю, что это же я не злюсь, а справедливо воспитываю, то есть творю благо) .

Могут быть и более серьезные проблемы с психическим здоровьем, разные формы психопатологии, которые не обязательно относятся к т.н. большой психиатрии, но могут требовать медицинского вмешательства.

И если в первом и втором случаях (бессилие и аффект) родитель, как правило, осознает, что лучше все же быть с ребенком поласковее, понимает, что хотел бы не наказывать так сильно и больно, но каждый раз «срывается» или просто не знает, как быть иначе, не справляется, то в третьем случае проблема нередко особенно осложняется тем, что родитель полностью уверен в своей правоте.

Лучше меньше, да лучше

Вообще, стоит сказать, что запретов в семье должно быть немного, они должны быть четкими и понятными для ребенка, однозначными. Не надо вводить много правил, пусть лучше их будет мало, но зато они будут безукоризненно соблюдаться всеми членами семьи . И это очень важно.

Если папа запрещает смотреть мультики каждый день, а мама периодически разрешает (ну, сегодня можно, ладно, ничего такого, хотя мы и договаривались, что можно смотреть только через день) , то сама эта несогласованность между родителями оказывается куда более вредной, чем, казалось бы, такой безобидный факт как смотрение мультфильма.

Это провоцирует неравное отношения ребенка к родителям и коалицию с одним из них (мама хорошая, она разрешит) , а также учит ребенка манипулировать, чтобы добиваться своего.

Дети очень быстро усваивают, к кому с какой просьбой и как надо подойти. У бабушки надо попросить конфет, маме надо сказать, что ты плохо себя чувствуешь, чтобы не пойти в школу, а у папы надо клянчить велосипед - именно так, а не наоборот, и тогда получишь свое.

Нередко бабушки приносят много проблем в семью, когда остаются с внуками и начинают разрешать им то, что запрещают родители, аргументируя это своей любовью.

Правила должны быть едины . И, если вы кого-то привлекаете к воспитанию своих детей (бабушку, няню, тетю, дядю - неважно) , то договоритесь сначала о том, чтобы эти люди соблюдали те правила, которые существуют у вас в семье. Двойные стандарты, если они окружают ребенка, аукнутся потом немалыми проблемами, когда он вырастет. Но это отдельная тема.

Итак, наказания должны проистекать из понятной и однозначной системы правил. И поводов для наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений.

Наказания должны быть совершенно понятным для ребенка - за что конкретно и почему это было плохо. «Ты просидел весь день за компьютерной игрой, хотя мы договаривались, что ты будешь играть не больше часа в день, то есть ты нарушил обещание - раз, и не сделал из-за этого уроки - два. И поэтому ближайшие три дня ты не будешь вообще подходить к компьютеру». Тогда это учит ответственности за свои действия.

А если просто сказать: «ты плохо себя ведешь, сколько можно, как ты меня достал, не пущу тебя больше к компьютеру», то ребенок может услышать это так: я плохой, я надоел, меня не хотят, меня не любят. Или: вечно им все не так, лишь бы ругать и запрещать, ну, что я такого сделал-то?

Не в аффекте, а в любви

Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше - с искренним чувством любви в данный момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает».

Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» - станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви) .

Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.

Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия - не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается - важен вектор и постепенность.

Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием. Наказания в аффекте или от собственного бессилия - не лучшая форма педагогики. Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?

Бывает так, что ребенок сделал что-то, может быть, даже очень нехорошее, но неосознанно и непроизвольно. Взрослые, кстати, тут не отличаются - сколько боли мы причиняем друг другу, совершенно того не желая или даже не понимая, как это могло произойти. Вспоминается - «прости нам грехи вольные и невольные».

Как говорилось выше, наказание должно логически вытекать из прозрачной системы правил. Поэтому, если, скажем, правило не было введено, договоренности и обязательств не было, то наказание неправомерно. Например, если в семье нет четкого правила, что ты всегда сначала делаешь уроки, а потом идешь гулять, то не надо наказывать за то, что ребенок сегодня сначала пошел гулять - ведь вы об этом не договорились. Это будет формировать ощущение несправедливости, бессилия и небезопасности - никогда не знаешь, за что тебя сегодня накажут.

Важно учитывать мотивацию ребенка. Например, девочка-дошкольница, оказавшись одна дома, решила «сшить» себе платье и порезала для этого мамино любимое платье на куски, обмотала себя полученными фрагментами ткани и такой красавицей предстала у входной двери, когда мама пришла с работы. Нельзя ребенка ругать и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя.

Вспоминаются подобные истории из жизни клиентов, когда после такого искреннего творческого порыва ребенок встречался с жесткими, иногда жестокими и, главное, не понятными тогда для него последствиями, и после этого человек много лет, уже во взрослом возрасте боится проявлять инициативу, живет со страхом самовыражения и «блоком» на творчество. Еще раз - наказание должно быть понятым.

Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?

Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если ударить иногда и только за большой проступок? И так далее - вариации самые разные.

Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по «телесному» критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем говорилось выше. Важна конкретная ситуация - за что, было ли это обговорено заранее, было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то наказание. Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.

Не менее важна мотивация родителя - что им движет сейчас, в этот конкретный момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых рождается то или иное наказание (например, это могут быть отношения «тиран - жертва», «сильный носитель власти - бессильный подвластный», «агрессор - преследуемый» и т.п.) .

Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому, по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать. Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост, другой - потому что у него низкий гемоглобин, третий - потому что ему лень готовить всякие кашки с овощами, четвертый - потому что он строитель и на кашках просто загнется.

Мое - лучше телесных наказаний избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не будем забывать, что насилие порождает насилие. «Бьет, значит, любит» - один из мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители, а теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая не любовь, не хватает мужества.

Да любите друг друга

Полезной рекомендацией может быть попытка посмотреть на своего ребенка, на себя, на ситуацию в целом глазами Любви - непредвзятой и безусловной, объективной и истинной, какова Она есть по Своей сути. И, конечно, очень важными являются примирение и прощение - даже после очень серьезных проступков.

© Марина Филоник

Может ли наказание и жёсткая дисциплина быть эффективным средством, с помощью которого можно добиться хорошего поведения? Нет, считают специалисты. Наказание не может привести к хорошему результату. С его помощью можно добиться временных улучшений поведения. Метод наказания, особенно, физический, вынуждает ребёнка жить по законам силы. Это делает детей эгоистичными, равнодушными к чужой боли. И неувязка тут скрывается не в ребёнке, а в самой идее наказания.

По воззрению множества детских специалистов по психологии, опекуны не обязаны применить ни наказания, ни одобрение. Эти 2 способа манипуляции принуждают ребят повиноваться взрослым. Есть еще метод - трудиться с ребятами. Это означает, собственно что с ними надо беседовать, ориентировать, изъяснять значимые факторы, внимать их, улаживать вместе с ними их трудности.

Многие родители в целях воспитания ещё допускают шлепки. Специалисты не приветствуют этот способ наказания, считая его унизительным для ребёнка.

Большинство детей, склонных к агрессии, подвергаются телесному наказанию со стороны отца или матери. Самое печальное, что битьё не способствует приучению ребёнка к внутренней дисциплине. Если ему больно - он сосредотачивается на боли, но, не на пересмотре своего поведения.

Что же может являться альтернативой физическому и моральному наказанию ребёнка?

- Тайм-аут.

К нему нельзя прибегать часто, поскольку, отдаление родителей от детей мешает установлению доверительных отношений с ними. Для детей нет сильнее наказания, чем разлука с мамой и папой.

- Во всём видеть позитивные моменты.

Вместо: «Ты поступил нехорошо, когда ударил своего младшего брата ради книги" можно сказать: «Скорее всего, ты хотел взять эту книгу, только, не знал, как это сделать?»

Когда родители дисциплинирует детей, руководствуясь методами позитивного воспитания, то они решают сразу три проблемы:

1. Сохраняют покой и возможность адекватно реагировать на ситуацию.

2. Воспринимают ребёнка позитивно, а это значит - меняют не самого ребёнка, а его поведение.

3. Учат детей жизненным навыком.

Родители, имеющие опыт в воспитании, советуют убрать ребёнка из конфликтной обстановки. Другими словами, переключить его внимание. Некоторые взрослые считают, что при помощи истерик дети пытаются манипулировать ими. Но, это не так. Обычно дети и родители смотрят на одну ситуацию, но реагируют на неё по-своему.

Самые сложные дети требуют связи с родителями. Воспитать такого ребёнка гораздо проще, если взрослые научатся видеть причину того, что лежит в основе поведения их чада.

Если взрослые будут объяснять ребёнку причину своего решения, вероятнее всего, он изменит своё поведение в лучшую сторону.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: