Самые жестокие наказания в школах (19 фото).

Давно пришла пора понять, что спокойная и счастливая старость обеспечивается не столько пенсионным фондом, сколько правильным воспитанием. Со времен Моисея фундаментом любой социальной системы была пятая заповедь Закона Божиего: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Обратите внимание, эта заповедь требует от детей не только уважения и послушания по отношению к родителям, но, главное, - почитания, то есть любви, заботы о родителях, об их авторитете их репутации. И только таким образом можно обеспечить долголетие и процветание личности, общества и государства.

Казалось бы, банальная мудрость, но исполняется ли она сегодня?

Увы, нынешняя глобальная политика варварства и разрушения избрала своей главной мишенью источник роста любого социального организма - систему воспитания, образования и здравоохранения. Воспитатель, педагог и врач всегда были теми самыми последними охранниками, которые изо всех сил пытались остановить нацию на пути широко рекламируемого поп-культурой самоуничтожения, продажи тела, традиций и интеллекта в угоду идолам потребления, комфортности, конкуренции.

К сожалению, остановить этот процесс не удалось. Да и вряд-ли удастся, пока со всех телеэкранов на нас сыпется мусор псевдомультикультурности, толерантности, и ювенальной звезданутости.

Пошлость, бездуховность, безнравственность, цинизм, безразличие и жестокость стали новыми кумирами двадцать первого века. Эти кумиры срослись с властью, как организованная преступность с районным начальством. У них общие цели: пока первые воруют души, вторые - грабят кошельки. Демоны тщеславия, сребролюбия, сластолюбия и лжи, давно и крепко пригрелись в кожаных креслах лимузинов и номенклатурных кабинетов, обитатели которых иначе, без их сатанинской помощи, и дня бы не продержалась в своих уютных гнездышках.

Вырождение человечества особенно очевидно в неспособности найти иной способ решения проблемы, кроме насилия, кроме лишения собственности и жизни тех, кто слабее или невооружен. Миротворцы перевелись. Любовь оскудела. Этот путь рано или поздно приведет мир к событиям, описанным Иоанном Богословом в его Откровениях (Апокалипсисе).

Удержать процесс постиндустриального самоуничтожения наиболее развитые страны пытаются самыми радикальными мерами. Совсем недавно Правительство Британии и Министерство образования одобрили идею возврата в школы наказания розгами. Отныне британские учителя по закону получили разрешение применять физическое наказание к юным ослушникам.

Министерство образования Великобритании объясняет свое решение необходимостью искоренить панибратство педагога и ученика, а также укрепить нерушимый авторитет учителя в британских учебных заведениях.

Нынешние власти отменили указ своих предшественников, который действовал на протяжении последних тринадцати лет, о полной неприкосновенности британских школьников. Причем учитель не имел тогда права не только ударить, но и даже просто дотронуться до ученика.

Это простое и мудрое решение было обусловлено ростом волны подростковой преступности, массовых беспорядков с участием несовершеннолетних, а также обвальным ростом детского насилия против педагогов, что буквально захлестнуло британские школы. По мнению министра образования Британии Майкла Гоува, отмена этого правила "восстановит авторитет взрослых". "Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права физически трогать студентов", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", - заявил министр.

Кроме того, он отметил, что министерство хочет привлечь на работу с детьми больше мужчин, которые смогут подавать ученикам пример. В частности, рассматривается возможность использования в качестве учителей начальных классов бывших военнослужащих (Подробнее см: https://tengrinews.kz/europe/195981/ ).

Кстати, Великобритания, возвратив розги в школу, не многим ушла от лидеров передовой мировой демократии. В настоящее время практика телесного наказания в школьной системе США запрещена лишь в 29 штатах, а в 21 штате, включая Миссисипи и Техас, телесное наказание в школах разрешено.

На самом деле, всем известна прописная истина: без наказания нет и воспитания. Ну, представьте себе государство без тюрем и иных исправительно-трудовых учреждений! Не получилось, не так ли? Просто, чтобы не доводить дело до тюрьмы, человечество с древних времен корректировало девиантное поведение розгами. Царь Соломон, мудрость которого пока еще под сомнение никем не ставиться, как-то пророчески сказал: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Книга Притчей 13:25).

Так почему же в нашей стране, где по неофициальным данным, каждый четвертый житель имеет судимость, вместо бесконечного реформирования, не заняться всерьез школьным воспитанием. Понятно, что за введение телесных наказаний сегодня может публично выступить лишь признанный политический тяжеловес типа Владимира Жириновского, у которого есть санкция безнаказанно вещать на аудиторию любые радикальные идеи (все равно в Госдуме будет голосовать «как надо»).

Всех остальных «ювенальщики» и «либерасты-толерасты» реально порвут на части. Но ведь должен же когда-нибудь инстинкт самосохранения заработать и родной властной элиты. А вдруг их детей из-за изменения политического климата (как это было недавно в Египте, Ливии или Сирии) все же заставят неожиданно вернуться из теплых европейских пансионов в родные суровые школы?

Может быть, пора бы и Российским властям, вслед за «другом Кэмероном» озаботиться перечнем возможных видов наказания в общеобразовательных учреждениях и, что немаловажно, утвердить законную процедуру их применения? Может быть, пора покончить с матриархатом в системе образования? Ну, сколько можно еще ставить в зависимость судьбу будущих поколений защитников отечества от «критических дней», климакса и истерик выпускниц педвузов, которые стали учителями не по призванию, а из-за отсутствия иных жизненных перспектив..? Простите, дорогие женщины, за горькую правду. Пусть родители, не встречавшие подобных «училок» в своей школе, первыми бросят в меня камень...

Да и, справедливости ради, необходимо отметить, что среди нынешних педагогов мужского пола тоже мужиков немного. Бытует мнение, что непедофил и непедераст, просто никогда не пойдет на работу в российскую школу, не примет на себя, таким образом, печать неудачника, обреченного всю жизнь существовать на родительскую пенсию.

На что же надеяться? Честно говоря, только на семьи, в которых сохранилась верность традициям. Это наш последний оплот, за которым кончается будущее.

Максим Лесков

ОТ РЕДАКЦИИ

Ввиду характера комментариев к данной статье предлагаем всем ознакомиться еще с этим материалом

Возраст без ответственности. Появились банды грабителей из детских садов и начальной школы.

Начало летних каникул принесли шокирующую новость из города Снежинска Челябинской области. Там поймали необычную банду малолеток. Жертвами несовершеннолетних преступников были одинокие пенсионеры.

По данным местной полиции, школьники придумали легкий способ добычи денег. Девочки в возрасте 11-13 лет стучались к одиноким старикам под предлогом попить воды. Попав в квартиру, просили "чайку". Пока старушка доставала варенье и конфеты, бойкие малолетки проверяли тумбочки и шкафы в поисках денег. Забирали даже последние 200 рублей. Кстати, для своих жертв детки придумали циничное прозвище: "Банкомат-2".

В банде были три девочки в возрасте 11, 13 лет и мальчишки. Отправлялись на дело исключительно девочки. Лидером считалась 11-летняя школьница. Ее не накажут - возраст неподсудный. Малолетки жили с размахом - покупали сигареты и пиво, разъезжали на такси. На самом деле дети сбились в банду не от нищей жизни. Все оказались из вполне благополучных семей.

А в Озерске Челябинской области прокуратура раскрыла кражу, где фигуранты еще моложе. Там сбежавшие воспитанники детского сада стаей делали набеги на местный магазин. Мальчишкам было всего 5 и 6 лет, поэтому какая-либо ответственность детсадовцам не грозит. Зато в адрес администрации детского учреждения пришло грозное прокурорское представление. Была даже целая проверка, которая показала, что воспитательница, собирая детей на обед, недосчиталась воспитанников. Дети не терялись на прогулке, а специально сбегали в магазин и там воровали. А в Омске задержали двух подростков, до полусмерти забивших бомжа, который в тяжелом состоянии находится в больнице и, непонятно, выживет ли. Причины дикой жестокости подростки пояснить не смогли.

Размеры детской преступности и ее жестокость просто шокируют. Избивают и убивают теперь даже десятилетние. И делают это с редкой циничностью и не раскаиваются. Но вот что интересно, Уголовный кодекс малолетки чтят. Каждый сопливый преступник знает, что ему за совершенные злодеяния ничего не грозит. Получился разрыв в законе: неотвратимость наказания - главное препятствие на пути к правонарушению - исчезла. Выходит, что, с одной стороны, человек вполне созрел для совершения преступления, но не дорос до наказания за него.

Сейчас многие эксперты говорят, что закон нужно менять: за умышленное убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений или повторные кражи преступник любого возраста должен быть изолирован за решеткой. Потому, что он уже опасен для общества. Органы правопорядка нечасто дают "настоящие" цифры. А когда дают, становится страшно. Так, в прошлом году, по данным прокуратуры Санкт-Петербурга, количество преступлений несовершеннолетних выросло на двадцать процентов.

В структуре подростков-преступников преобладают учащиеся: шесть из десяти грабителей и убийц - школьники, сообщили в пресс-службе городской прокуратуры. В этот процент входят и благополучные дети, и беспризорники. Но последних явно больше.

Однако никто не скрывает - у детей с улицы статистика преступлений еще серьезнее. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов привел такую цифру - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России почти 700 тысяч. Оценки масштабов беспризорности, которые приводят эксперты, ужасают. Они называют цифру в 1,5 миллиона.

Откуда они берутся? Та же статистика считает, что ежегодно в стране появляется 115-120 тысяч сирот. Около 200-220 детей ежедневно государство отбирает у нерадивых родителей.

Как-то тихо и незаметно прошел недавно своеобразный "юбилей" - ровно десять лет назад, 30 мая 2001 года, Совет безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности. Тогда милиция рьяно взялась за бродяжек. Они на какое-то время исчезли с улиц. Правда, вскоре стало ясно, что профилактические облавы силовиков проблему так и не решили.

А ведь, по подсчетам экспертов, почти 60 процентов российских гаврошей, взрослея, пополняют ряды уголовников. Те же специалисты заявляют, что в основном наши дети улиц вовсе не сироты, лишившиеся родителей. Большинство убежавших - дети по каким-либо причинам ушедшие из дома по своей воле. Общей цифры таких детей тоже нет. Есть "ножницы" - от 700 тысяч до 6 миллионов.

Мы до сих пор даже не можем определиться с терминами по малолеткам. Беспризорники - это некое общее собирательное понятие, которое состоит из разных групп детей. Есть безнадзорные дети, есть дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, а еще присутствуют социальные сироты. Но это не весь список.

В результате МВД дает одни данные, минздравсоцразвития - совсем другие. У представителей общественных организаций, которые занимаются маленькими преступниками, - свои цифры.

Для всех, кто в маленьком возрасте уже серьезно нарушает закон, до сих пор нет единой государственной программы, соответственно, нет и какого-то единоначалия и ответственности.

Наталья Козлова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5507 (131)

Из произведений Н. Лескова


– Настя! Чего ты? – приставала девочка. – Настя, не плачь так. Мне страшно, Настя; не плачь! – Да и сама, бедняжечка, с перепугу заплакала; трясет Настю за плечи и плачет голосом. А та ничего не слышит. На ту пору барыня со свечкой и хлоп в детскую. – Что это! что это такое? – закричала. – Мамочка милая! Настю мою обидели; Настя плачет, – отвечала, сама обливаясь слезами, девочка.

– Что это? – отвечала барыня.-Настасья! Настасья! – А та не слышит. – Да что ты в самом деле дурачишься-то! – крикнула барыня и толкнула Настасью кулаком в спину. Прокинулась Настя и обтерла слезы. – Что ты дурачишься? – опять спросила барыня. Настя промолчала.

– Иди спать в девичью.

– Мамочка, не гони Настю: она бедная! – запросила девочка и опять заплакала и обхватила ручонками Настю.

– Иди в девичью, тебе говорю! – повторила барыня, – не пугай детей, – и дернула Настю за рукав.

– Ай, ай! мама, не тронь ее! – вскрикнуло дитя. Вскипела барыня и схватила на руки дочь, а та так и закатилась; все к Насте рвется с рук.

– Розог, розог, вот сейчас тебе розог дам! – закричала мать на Машу. А та все плачет да кричит: «Пусти меня к моей Насте, пусти к Насте!»

Поставила барыня девочку на пол; подняла ей подольчик рубашечки, да и ну ее валять ладонью словно как и не свое дитя родное. Бедная Маша только вертится да кричит: «Ай-ай! ай, больно! ой, мама! не буду, не буду».

Настя, услыхав этот крик, опомнилась, заслонила собой ребенка и проговорила: «Не бейте ее, она ваше дитя!»

Ударила барыня еще раз пяток, да все не попадало по Маше, потому что Настя себя подставляла под руку; дернула с сердцем дочь и повела за ручонку за собою в спальню.

Не злая была женщина Настина барыня; даже и жалостливая и простосердечная, а тукманку дать девке или своему родному дитяти ей было нипочем. Сызмальства у нас к этой скверности приучаются и в мужичьем быту и в дворянском. Один у другого словно перенимает. Мужик говорит: «За битого двух небитых дают», «не бить-добра не видать», – и колотит кулачьями; а в дворянских хоромах говорят: «Учи, пока поперек лавки укладывается, а как вдоль станет ложиться не выучишь», и порют розгами. Ну, и там бьют и там бьют. Зато и там и там одинаково дети вдоль лавок под святыми протягиваются. Солидарность есть не малая...

Мать ударила Машу рукою сказала, что высечет ее розгою, поставила в угол и загородила тяжелым креслом. Девочка, впрочем, и не вырывалась из угла; она стояла смирно, надув губенки, и колупала ногтем своего пальчика штукатурку белой стены. Так она стояла долго... мать в наказание оставила ее без чая и послала спать часом раньше обыкновенного, и в постельке высекла. У нас от самого Бобова до Липихина хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечет, и сечь на сон грядущий считалось высоким педагогическим приемом. Ребенок должен был прочесть свои молитвы, потом его раздевали, клали в кроватку и секли. Потом один жидомор помещик, Андреем Михайловичем его звали, выдумал еще такую моду, чтобы сечь детей в кульке. Это так он делала со своими детьми: поднимет ребенку рубашечку на голову, завяжет над головою подольчик и пустит ребенка, а сам сечет, не державши в вдогонку. Это многим нравилось. И многие до сих пор так секут своих детей. Прощение допускалось только в незначительных случаях, и то ребенок, приговоренный отцом или матерью к телесному наказанию розгами без счета, должен был валяться в ногах. Просить пощады, потом нюхать розгу и при всех ее целовать. Дети маленького возраста обыкновенно не соглашаются целовать розги. А только с летами и образованием входят в сознание целовать прутья, припасенные про их тело. Маша была еще мала; чувство преобладало у нее над расчетом, и она долго за полночь все жалостно всхлипывала во сне и. Судорожно вздрагивая, жалась к стенке своей кровати...

В верхней Гостомле, куда была выдана замуж Настя, поставили на выгоне сельскую расправу. Был на трех заседаниях в расправе. На одном из этих заседаний молоденькую бабочку секли за непочтение к мужу и прочие грешки. Бабочка просила, чтобы ее перед мужиками не секли: «Стыдно,-говорит,- мне перед мужиками; велите бабам меня наказать». Старшина, и добросовестные, и народ присутствовавший долго над этим смеялись. «Иди-ка иди. Засыпьте ей два десятка, да ловких!» - сказывал старшина ребятам.

Три парня взяли бабочку под руки и вывели за дверь. Через пять минут в сенях послушалась редкие, отчетливые чуки-чук, чуки-чук, и за каждым чуканьем бабочка вскрикивала: «Ой! Ой! Ой! Ой, родименькие, горячо! Ой, ребятушки, полегче! Ой, молодчики, пожалейте! Больно, больно, больно!»

Ишь, как блекочет! - заметил, улыбаясь, старшина.

Бабочка взошла заплаканная и, поклонившись всем, сказала:

Спасибо на науке.

То-то. Вперед не баловайся, да мужа почитай.

Ну, бог простит; ступай.

Баба поклонилась и вышла.

Хорошо вы ее? - спросил смуглый мужичек ребят, проводивших экзекуцию.

Будет с нее. Навилялась во все стороны.

Избаловалась баба. А какая была скромница в девках...

Я рассказал становому об истязании бабы. Он махнул рукой и предложило мне наливки.

Они, говорит, - свое дело знают; сами разберутся.

В конце февраля Сергею и купеческой третьей гильдии вдове Катерине Львовне объявили в уголовной палате, что их решено наказать плетьми на торговой площади и сослать потом обоих в каторжную работу. В начале марта. В холодное морозное утро, палач отсчитал положенное число сине-багровых узлов на обнаженной белой спине Катерины Львовны, а потом отбил порцию и на плечах Сергея и заштемпелевал его красивое лицо тремя каторжными знаками.

Умаявшись непогодью и переходом, Катерина Львовна с разбитою душою спала тревожно ночью на нарах в очередном этапном доме и не слыхала, как в женскую казарму вошли два человека.

Все это время Сергей возбуждал гораздо больше сочувствия, чем Катерина Львовна. Измазанный и окровавленный, он падал, сходя с эшафота, а Катерина Львовна сошла тихо, стараясь только, чтобы толстая рубаха и грубая арестантская свитка не прилегали к ее изорванной спине.

С приходом их с нар поднялась Сонетка, молча показала она вошедшим рукою на Катерину Львовну, опять легла и накрылась своей свиткою. В это же мгновение свитка Катерины Львовны взлетела ей на голову, и по ее спине, закрытой одной суровою рубашкою, загулял во всю мужскую мочь толстый конец вдвое свитой веревки.

Катерина Львовна раскутала голову и вскочила; кто-то невдалеке злорадно хихикал под свиткою.

Не знаю почему и не знаю зачем, но при виде дяди я невыразимо испугался и почти в ужасе смотрел на его бледное лицо... Он казался мне великим магом и волшебником, о которых я имел к тому времени довольно обстоятельные сведения. Что шаг, то становится страшнее и страшнее... дядя походя сказал мне:

Мой милый друг, завтра тебя ждет большой сюрприз.

На утро я проснулся очень рано, но боялся открыть глаза: я знал, что мой вербный купидон, вероятно, уже слетел к моей постельке и парит над ней с какими-нибудь большими для мня радостями.

И я раскрыл глаза сначала на один волосок, потом несколько шире и наконец, уже не я сам а неведомый ужас растворил их, так что я почувствовал их совсем круглыми, и при этом имел только одно желание: влипнуть в мою подушку, уйти в нее и провалиться.

Верюный купидон делал мне сюрприз, которого я действительно ни за что не ожидал: он висел на широкой голубой ленте, а в объятиях нес для мира печали и слез... розгу!.. Увидев это, я долго не мог прийти в себя и поверить, проснулся ли я или грежу спросонья. Я приподнимался, всматривался и, к удивлению своему, все более и более изумлялся: мой вербный купидон действительно держал у себя под крылышками огромный пук березовых прутьев, связанных точно такой голубой лентой, на какой и сам он был подвешен, и на этой же ленте я заметил белый билетик. «Что это было на билетике при таком странном приношении?«»- размышлял я и хотя тщательно кутался в одеяло и дулся на предмет купидона с розгой, но не выдержал... вскочил, сорвал билетик и прочитал:

- «Кто ждет себе ни за что ни про что радостей, тот дождется за то всяких гадостей».

«Это дядя! Это непременно дядя!«»- решил я себе и не ошибся, потому что в эту минуту дядя распахнул занавески моей кроватки и.. изрядно высек меня ни за что ни про что.

Матушка была в церкви и защитить меня было не кому; но зато она, узнав о сюрпризе, решилась немедленно отвезти меня в гимназический пансион, где начался для меня новый период жизни.

Таким образом я припоминаю вербного купидона. Он имел для меня свое серьезное значение. С тех пор при какихба то ни було упованиях на что бы то ни было свыше у меня в крови пробегает трепет и возникает вечно он, вербный купидон. Спускающийся ко мне с березовой розгой. И он меня сек, да-с, он много и страшно сек меня и... я опасаюсь, как бы еще раз не высек... Нечего, господа, улыбаться, - я рассказываю вам историю очень серьезную, и вы только благоволите в нее вникнуть.


Подготовил С.Новиков

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

«Виноват!»

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».


До недавнего времени в общественном укладе многих стран считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что примечательно у каждой народности своя национальная методика порки, выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.

Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».


Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.

Английская "методика" воспитания розгами


Народная английская пословица гласит: "Пожалеешь палку – испортишь дитя". Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.


Относительно же знаменитых итонских розг ХIХ века, то они вселяли жуткий страх в сердца учеников. Это была метелка из пучка толстых прутьев, прикрепленных к ручке длиною в метр. Заготовку таких розг проводил директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую охапку. Деревьев на это изводилось огромное множество, но как считалось игра - стоила свеч.


За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.


Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для "трудных" девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.


И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.

Традиция суровых наказаний детей на Руси

Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих детишек сами.


Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.

И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.

"За одного битого - семь небитых дают"

Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.


Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.


Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, - и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»

Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.


О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.


Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на детских страхах, так и не смогла блистать в свете.


Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде "Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.


За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что "школа бесплатная и розг в ней не будет". А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.

Эта пытка официально была отменена лишь в 1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и в наши дни.

О том как школьники Великобритании подняли восстание под лозунгом:
можно узнать

Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.

Что означает "сечь розгами"?

Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и

Как секли розгами в старину

Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".

Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

Что такое розги?

Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

Подготовка орудия наказания

Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.

Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.

Как нужно было правильно сечь розгами?

Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.

Современность

Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: