Введение в экономическую теорию. Жизнь — это постоянный выбор. Сила — в выборе

Задумывались ли вы над вопросами, есть ли в нашей жизни абсолютная свобода и насколько независим человек в своем выборе? Что важнее, духовное или материальное. Поговорим о главных ценностях нашей жизни.

Есть ли в нашей жизни абсолютная свобода?

Человек приходит на эту землю, чтобы учиться принимать решения и нести за них ответственность. Вопрос, есть ли в нашей жизни абсолютная свобода, философы решают не одно тысячелетие. Двойственная природа понятия не дает возможности для однозначного ответа. Мы ежедневно выбираем между духовным и телесным, верой и неверием, здоровьем и болезнью. От того, чему будет отдано предпочтение зависит дальнейшая наша судьба. Каждое событие в ней - результат верного или неверного выбора, сделанного нами в определенный период.

Воля человека проявляется в том, способен ли он нести ответственность самостоятельно или поспешит переложить ее на плечи других. Слабый духом во всех неудачах своей жизни обвинит родителей, коллег, неблагополучное стечение обстоятельств, правительство, финансовый кризис. Виновные отыщутся, было бы желание. Сильная личность признает свои ошибки, проведет анализ и попытается их исправить. Зрелость определяется способностью решать проблемы, добиваться успеха, осуществлять свой выбор самостоятельно, руководствуясь поставленными целями.

«Чем сильнее воля человека, чем выше его критерии нравственности, тем смелее он смотрит на свои недостатки и слабости».
/В. Г. Белинский/

Что такое свобода в нашей жизни?

Прежде чем ответить на столь сложный вопрос, необходимо дать определение самой категории. Свобода – это осознанные поступки человека, основанные на его сознательном выборе. Она может быть абсолютной или относительной. Первый вариант предполагает полное отсутствие влияния со стороны внешних обстоятельств либо других людей на принятие решения индивидом. Это понятие весьма многогранно и может рассматриваться в нескольких аспектах:

  1. Религиозно-философском, как наличие у человека независимого выбора и вариантов его реализации.
  2. Нравственно-этическом, как возможность волеизъявления индивида, на которую не влияют внешние факторы.
  3. Законодательно-правовом, как конституционная гарантия права выбора для всех членов общества.

Относительная свобода это то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни ежедневно. Человек существо социальное, поэтому ограничен множеством законов и условностей.

Независимость или рабство? Правильно ли потакать своим желаниям?

Современный человек провозглашает девизом своей жизни тезис: «Делаю, что хочу». Является ли такое поведение свободным волеизъявлением или нами руководят лень, порочные страсти, эгоизм? Несомненно, каждый в праве определять для себя, чем питаться, как проводить время, заниматься спортом или лежать на диване перед телевизором. Совершая в корне неверные поступки, мы формируем программу саморазрушения личности, результатом которой становится моральная и физическая деградация.

Мы говорим: «Мне это нравится. Я свободный человек и буду делать так, как пожелаю». Во многих случаях кажется, что решения мы принимаем самостоятельно. Но на самом деле проблема выбора здесь даже не стоит. Мы руководствуемся стереотипами поведения, привычными или продиктованными извне. Воля блокируется уже на уровне физиологических проявлений.

Существуя под давлением внешних обстоятельств нашей жизни, мы плывем по течению, не желая ничего менять, потому что это требует больших усилий, причем не только физических. Фактически, мы просто отказываемся взять на себя ответственность за события своей жизни. Даже какую пищу выбрать, за нас решает организм, требующий кофеина, «легких» калорий, простых углеводов к которым привык.

Ощутить себя свободным можно только научившись действительно владеть своими чувствами, управлять эмоциями, отказавшись от привычек, которые нас губят. Это огромный труд, позволяющий освободится от всего, что мешает достижению духовного и физического совершенства. Формировать у ребенка ответственность за собственные дела и поступки - обязанность хороших родителей.

«Вещизм» и духовность личности

Развитие общества и скачок научно-технического прогресса привели к росту уровня потребления материальных благ. Более того, сегодня произошла подмена нравственно - этических понятий, в результате которой обладание той или иной вещью стало приравниваться к свободе. Мы превратились в рабов желаний, зачастую навязанных нам извне. Природой заложено в человеке минимум потребностей:

  • пища (позволяет поддерживать тело в состоянии работоспособности);
  • одежда (заботится о том, чтобы не нарушался тепловой баланс в организме);
  • жилище (предназначено для обеспечения безопасного отдыха и сна).

Как видите, для поддержания нашей жизнедеятельности нужно не так уж много. Однако, в бесконечный марафон приобретения вещей, нужных и не очень, человек втянут с рождения до самой смерти. Надо ли говорить, что выгодно это лишь корпорациям, производящим товары, торговым сетям которые их реализуют и банкирам, предоставляющим кредиты на покупку. Что это, как не фактическое рабство, зависимость от вещей, прикрытая пустыми фразами?

«Непомерное потребление материальных благ часто ведет к величайшим невзгодам»
/Даниэль Дэфо/

Узы Гименея - можно ли оставаться свободным в браке?

Современные мужчины и женщины не стремятся создавать семью. На первое место они ставят карьеру, достижение материальных благ, личную независимость. Корни этой проблемы кроются в психологической незрелости отдельных индивидов. Многие справедливо считают, что семья помеха вольной жизни. Ответственность за ближнего воспринимается ими как тяжкая повинность. Встает проблема: оставаться одинокими и свободными или отдаться чувствам, связав свою судьбу с любимым человеком, хорошо понимая, что при этом неизбежно придется идти на уступки, искать компромиссы.

Приверженцы первого варианта предпочитают отношения несерьезные, без обязательств. Они страшатся сильной привязанности, избегают ответственности перед партнером. Среди таких людей встречаются закоренелые эгоисты, привыкшие в жизни руководствоваться собственными желаниями и амбициями. Но большинство из них тонкие, ранимые личности. Они боятся, что чувство пройдет, любовь сменится разочарованием, останется душевная боль. Их стремление сохранить независимость есть всего лишь вечная боязнь неудач, собственные страхи делает таких людей очень несчастными.

Отношения, построенные на принципах нетерпимости к недостаткам партнера, бесконечных претензиях, жестких ограничениях, не подарят счастья. Человек в таких обстоятельствах будет постоянно ощущать себя несвободным. Между тем, семья не тюрьма. Ограничивать человека вопреки его желанию никто не в праве. Если такое происходит, можно говорить о психологическом насилии. Но делать все, что вздумается, не считаясь с мнением близких людей, тоже нельзя. Подобное поведение нарушает законы совместного сосуществования, делая последнее невозможным. Члены семьи должны уметь договариваться, устанавливать допустимые границы.

Очищая отношения от взаимных обид, требований, конфликтов, предоставляя партнеру возможность оставаться самим собой, мы сами получаем независимость. Семья обретает смысл, заложенный в ней изначально. Она становится союзом равноправных личностей, основанном на любви, взаимном доверии, взаимопонимании. Появляется возможность полноценно наслаждаться отношениями, получать радость от каждого дня, проведенного вместе.

«Чем больше мы забираем свободы себе, не считаясь с реальной взаимосвязью с другими, тем меньше остается привязанности и здоровой зависимости от других, значит – больше одиночества и опустошенности».
/Кочюнас Р/.

Государство и личность

Конституция - основной закон, гарантирующий гражданам страны права и свободы. Большинство из нас помнят это еще из школьного курса «Обществознания». Постараемся разобраться, можно ли вести речь о свободе личности в данном случае. Наиболее точную формулировку независимости человека в гражданском обществе дает Карл Маркс: «… истинное царство свободы может расцвесть лишь на необходимости, как на своем базисе».

Человек волен действовать в своих интересах для достижения определенных им целей. Свободен ли каждый из нас в совершении любых поступков? Отнюдь. В любом случае, мы ограничены внешними обстоятельствами, моральными и нравственными категориями, а так же правовыми нормами, принятыми в государстве.

Несомненно, любой человек вправе выбрать путь бунтарства, игнорировать принятые ограничения, выразить несогласие, пойти против существующего порядка. Но в этом случае государство, как представитель интересов своих граждан, применяет к нарушителю меры принуждения, установленные законом. Гражданин может быть привлечен к ответственности административной или уголовной. Так реализуются принципы справедливости большинства, характерные для демократического строя.

Делая выбор в пользу принятия законных ограничений, гражданин не вступает в конфликт с обществом, поскольку действует в рамках правового поля, законов не нарушает. Принцип «разрешено все, что не запрещено» это единственно приемлемый вариант взаимодействия. Государство при этом имеет возможность поддерживать порядок, гарантировать безопасность людей и стабильность общества.

Свобода человека в социуме не может быть абсолютной, ничем не ограниченной. Ни при каких условиях, личность не должна освобождаться от ответственности за свои действия и мысли, если их следствием становится нарушение прав и интересов других людей. Индивид имеет право реализовать собственные цели и задачи, если способы их достижения не идут в разрез с общепринятыми нормами.

«Автономия человека и государство - вещи несовместные. Государственный порядок имеет своей целью защитить нас от хаоса».
Фридрих Гогартен

Религия о божественном даре свободного волеизъявления


Творец создал человека по образу и подобию своему, наделив его свободной волей, дабы он мог решить проблему выбора между добром и злом. В религиозной философии данное понятие употребляется в двух смыслах: формальном или духовно-нравственном.

Первая категория предполагает способность индивида определять свои желания и совершать определенные физические действия, направленные на их удовлетворение. Вторая определяет свободную волю, как возможность человека управлять собственными чувствами, поступками, эмоциями и нести ответственность за них перед людьми, Богом и самим собой.

Теология дает ответ ясный на вопрос есть ли в нашей жизни абсолютная свобода выбора. В религиозном аспекте речь идет о категориях нравственных. Несомненно, Всевышний вмешивается в жизнь отдельных людей, но при этом он предоставляет каждому человеку право самому решать, чью сторону принять. Служить ли свету или тьме, быть с Богом или дьяволом. Только через очищение от всего, что затуманивает разум, приходит понимание истинных ценностей, которые не имеют материального измерения.

«Определились ли вы, о чем говорите, рассуждая о свободе? Внутренней свободы незачем искать, ибо она есть у каждого. Она есть неотъемлемая принадлежность духа».
Святитель Феофан затворник

Внешние обстоятельства как ограничители свободной воли

Можем ли мы управлять своей жизнью или все решения принимаются под воздействием внешних факторов? В каждом отдельном случае можно говорить о событиях не подконтрольных и действиях, которые были предприняты индивидом. К примеру, финансовый кризис - событие глобального масштаба. От воли отдельного гражданина он никак не зависит. Но как разумно распорядится личными финансами, чтобы по возможности сберечь их, каждый выбирает сам.

Решение, принимаемое человеком в данной ситуации, это и есть волеизъявление личности. На первый взгляд кажется, что мы независимы в своем выборе, ведь мы осуществляем его самостоятельно. С другой стороны, условия «игры» установлены сложившимися обстоятельствами, на которые человек повлиять не в состоянии. Что нам остается, кроме как из уже созданного ранее набора алгоритмов использовать наиболее эффективный? При отборе лучших вариантов мы опираемся на чей-то опыт, используем проверенные схемы, чтобы получить необходимый результат. Но каким он должен быть, каждый определяет самостоятельно.

Финансовая независимость - цель или средство?

Современное общество потребления превратило деньги из обычных бумажек, предназначенных для совершения торговых операций, в одну из главных целей на пути к счастью. Теперь человек живет для того, чтобы зарабатывать, а не зарабатывает для того чтобы жить. Навязанные рекламой и СМИ стереотипы убеждают, что хрустящие купюры решают любые проблемы. Происходит подмена понятий, духовные категории «счастье и свобода» переходят в разряд материальных. Пытаясь угнаться за обманчивыми иллюзиями, человек попадает в замкнутый круг, обрекая себя на добровольное рабство.

У каждого свое понимание независимости. Для одних важно заниматься тем, что им нравится, другие хотят получать впечатления от жизни, третьи просто желают обеспечить свое будущее. Неверно расставив приоритеты, человек сам ограничивает себя внутренне. Жизненные планы попадают в прямую зависимость от финансовых возможностей. Возникает твердая уверенность, что достижение желаемого немыслимо без наличия большого количества купюр. Личность полностью подчинена только одной идее - заработать как можно больше. При этом движение к цели происходит уже проверенным путем, с использованием чужих шаблонов. Судите сами, можно ли называть это свободным проявлением воли человека?

В нашей жизни существует масса вещей, которые за деньги не купишь: любовь, дружба, верность, счастье. Тогда, так ли важны эти радужные бумажки, чтобы ради них отказываться от многого, жертвовать тем, что действительно ценно? Пересмотрев свое отношение к деньгам, индивид начинает мыслить творчески, ища решение проблемы в другой плоскости. Он обретает внутреннюю независимость, уверенность, полностью раскрывает свой потенциал. А поскольку в природе все взаимосвязано, теперь уже не человек работает на деньги, а они на него.

«Деньги не дают счастья, но каждый хочет убедиться в этом сам»./Стефан Киселевский/

Проблема обретения себя

Рассматривая тему свободного волеизъявления личности, нельзя обойти стороной такую важную тему, как избрание жизненного пути. Беседуя о данной проблеме с молодежью, академик Д. Лихачев говорил, что в жизни каждого человека должно быть только одно правило. Это сохранение собственного достоинства. По мнению ученого, оно включает такие качества как сострадание, великодушие, доброта, самопожертвование. Человек не должен быть равнодушным и черствым, уметь помогать другим. Фактически, речь здесь идет о тех духовных качествах, которые определяют волю личности.

Находясь в аналогичных условиях, люди решают проблему выбора жизненного пути по-разному. Вспомним братьев Карамазовых. Старший Дмитрий погряз в кутежах и разврате, средний Иван отдался полностью любимой работе, младший Алеша предпочел духовную стезю. Почему случилось так, что люди, рожденные в одной семье, получившие одинаковое образование, выросли такими разными. Недооценивать влияние окружения, социальной и культурной среды на формирование личности нельзя. Но основой формирования характера и нравственности является внутренняя работа человека над собой.

Рассуждать о проблеме личной свободы и ответственности можно долго. Существует только два аспекта нашей жизни, повлиять на которые мы не в силах - рождение и смерть. В остальном от нас зависит не все, но очень многое. Цель существования любого индивида - самосовершенствование, как путь к обретению свободы духовной.

Институт философии Российской академии наук

Институт философии РАН, сектор методологии междисциплинарных исследований человека приглашает принять участие в обсуждении проблемы выбор человека в современном мире. Разработка этой междисциплинарной проблемы имеет отношение к разным областям дисциплинарного знания: философской антропологии, философии науки, социальной философии, социологии, философии религии, историческим и филологическим наукам, аксиологии, психологии, конфликтологии, биоэтике и современным проблемам биомедицины, теории коммуникаций и принятию решений, как и ко многим другим, имеющим своим предметом изучение человека.

Предлагаемая проблема обсуждалась в мае 2013г. на «пилотной» конференции «Ситуация выбора человека в современном трансформирующемся обществе» (Институт философии РАН, сектор методологии междисциплинарных исследований человека и кафедра философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ: iph.ras.ru). За прошедший год ситуация в мире существенно изменилась, что не могло не повлиять как на саму ситуацию выбора, так и на ее исследование. Академическая историко-философская, религиоведческая, культурологическая, социально-психологическая, масскультпотребительская и т.п. проблемы выбора, которые были в центре внимания конференции20013 г., получили новый злободневный импульс, обновив смысловые задачи научного обсуждения. При этом не стоит думать, что это обновление связано только с изменившейся политической ситуацией, и что проблема выбора имеет только политический смысл .

Проблема выбора относится к «вечным» философским проблемам и в своей основе не зависит от «текущего» момента. Острый конфликт затрагивает людей и ставит их перед выбором в повседневной жизни не только тогда, когда они становятся непосредственными участниками или жертвами конфликтных ситуаций. Скорее, люди начинают переосмысливать свои мировоззренческие установки, проверять поведенческие решения, «реактуализировать» свой персональный выбор всякий раз в новых, меняющихся условиях их жизни. Философская антропология взаимодействует в изучении этого вопроса с широким полем междисциплинарных исследований, направленных на синтез социального и гуманитарного знания о человеке.

Актуальными сегодня остаются и широко обсуждаемые в мировой науке проблемы, возникающие в пространстве разных междисциплинарных союзов, из большого количества которых на конференции сделан выбор по следующим пяти направлениями:

  • в междисциплинарном гуманитарном пространстве
    (философском, филологическом, историческом, искусствоведческом, социально-психологическом и др.) проблема выбора фиксируется в разных аспектах: концептуально-методологическом, культурно-историческом, нарративном, эмпирическом, проективном (как для решения собственных, так и иных прикладных задач) и др. Концепт "выбор" может работать в качестве методологического приема для описания сложных и противоречивых ситуаций в событийной, культурной, ментальной, интеллектуальной и проч. ситуациях. Он интересен современной философии, в которой прошлый философский опыт (экзистенциальной, персоналистской, религиозной философии) проблематизируется как онтологическое и эпистемологическое основание. "Выбор автора" и "выбор героя", как и «смерть» обоих в постмодернистском дискурсе, вопрос о смыслах в работе создателя текста остается проблемным для современной филологии. Концепт «выбор» с необходимостью присутствует и в компаративистских исследовательских практиках. Выбор историка в его работе с архивным материалом, как и в создании последующего нарратива по-своему предопределяет «существование» прошлого. Работа с информацией, связанной с «текущими событиями», также ставит проблему выбора позиции интерпретатора. Известное изречение - «история учит» - можно прочесть как призыв обратиться к своего рода «текстуальному заповеднику» прошлых ситуаций выбора, в которых сконцентрированы разные человеческие смыслы. Смыслы переживаются, работают в структуре личности, определяя ее поведенческие предпочтения. Практика конфликта диктует свои правила в выборе поведения. Можно ли связь выбора и порождаемого им смысла отнести к работающему коннекту междисциплинарного гуманитарного поля?
  • в пространстве биоэтики и биомедицины
    новые технологии меняют социальную и экологическую среды обитания человека, формируют новые стандарты здоровья. Эти изменения распространяются и на медицинские технологи, ставя перед медициной проблему выбора стратегий лечения, препаратов, которые, в том числе, меняют сам характер принятия решений в медицинских практиках. Все это, безусловно, влияет на поведение человека, как врача, так и пациента. Особенность обсуждения проблемы в этом поле невозможность ограничиться только ее теоретическим анализом. За ним следуют практические приложения.
  • молодежь в ситуации выбора
    живет и действует в условиях постоянных трансформаций социального, технологического, образовательного и коммуникационного пространства. У молодых людей возникает свой собственный опыт взаимодействия как с новыми технологиями, так и друг с другом. Выбор, освоение новой технологии, а часто и создание нового продукта (в самом широком смысле слова) происходят как бы заново. Это тот опыт, которого никогда не было и не будет у старших. Такая ситуация порождает множество проблем как для адаптации молодого человека, так и для его будущего в стране и мире. Что может дать старшее поколение молодому? Как высшее образование влияет на Выбор профессии и самореализации молодого россиянина? Каковы его представления о ценностях здоровья и семьи? Какие условия необходимо создать для развития творческого потенциала молодого человека и его участия в инновационном развитии страны? Как влияют информационно-коммуникационные технологии на выбор молодым человеком способов общения, обучения и деятельности?
  • религиозные аспекты
    проблемы выбора в современном мире чрезвычайно разнообразны. Современный человек не только имеет уникальную возможность выбора между верой и полным отрицанием религии, но и выбора между новыми и традиционными религиозными течениями. Перед выбором оказываются и сами религиозные организации, члены которых сталкиваются с проблемой выбора между стремлением к консерватизму (именно он зачастую привлекает множество верующих) и необходимостью обновления, которое также объясняется желаниями значительной части верующих. И здесь обсуждение теоретических вопросов тесно переплетается с их практической значимостью для сохранения культурных традиции и развития общества. Выбор диалога или конфронтации заостряет проблему.
  • философия и методология в пространстве принятия решений
    которые являются необходимым структурным элементом и важнейшим атрибутом человеческой деятельности. Проблема выбора «хорошего», «оптимального», «рационального» решения поднимает много вопросов: Что же такое «хорошее» решение? Каковы критерии сравнения различных вариантов решения? Что положить в их основу? Должны ли эти критерии учитывать только субъективные оценки человека, принимающего решение, или же возможен подход, который позволяет находить методы, которые с одинаковым успехом применимы к разным людям и различным задачам? Может человек сделать точный рациональный выбор или же он может только приближаться к нему? Как в принятии решений должны соотноситься наука и искусство? Можно ли научить человека принимать «правильные» решения? Философский анализ проблем принятия решений обусловлен не только их ролью в жизни общества и отдельного индивида, но и тем, что сами процессы принятия решений, будучи синтезом науки и искусства, знания и опыта, представляют междисциплинарное исследовательское поле для изучения человека, понимания его природы и поиска решения задач, стоящих перед ним в современном мире.

Проведение конференции предполагает пленарное заседание и работу 5 секций по основным указанным направлениям. На пленарном заседании выступят ведущие ученые академических институтов и университетов России.

Руководители секций: д.ф.н., проф. М.С. Киселева (ИФ РАН); д.ф.н., проф. И.Л. Андреев (ИФ РАН); д.ф.н., проф. В.А. Луков (МосГУ); д.ф.н., проф. Т.В. Чумакова (СПбГУ); д.ф.н., проф. В.С. Диев (НГУ)

Планируется размещение принятых тезисов на сайте конференции.

Издание материалов конференции после ее проведения.

Заявки на участие в конференциии с докладами принимаются до 1 июля 2015 года по электронному адресу [email protected]

В заявке следует указать: фамилию, имя, отчество, ученое звание, научную степень, место работы, должность, город и электронный адрес. Заявленную тему доклада просим сопроводить аннотацией (до 500 знаков).

Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов.

К сожалению, Оргкомитет конференции не имеет возможности оплатить участникам командировочные расходы.

Председатель Оргкомитета:

Марина Сергеевна Киселева, д.ф.н., проф., зав.сектором Института философии РАН.

Ученый секретарь Оргкомитета:

Игорь Феликсович Михайлов, к.ф.н., доц., науч. сотрудник Института философии РАН.

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добитьсявозможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА .

Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).

Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3).Для кого производить?

В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.


Выводы по 2 вопросу:

Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса :

1. Что производить?

2. Как произвести товары и услуги?

3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.

Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.

Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.

Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.

Инфо → Тестовые задания → Что вы считаете самой большой проблемой, с которой сталкиваются люди вашего возраста?

Проблемы бывают разные. Семейные, социальные, политические... В нашем возрасте основная проблема - кем мы станет в будущем? После выпуска из школы перед нами встает проблемы выбора университета. Кем я хочу стать? Каждый человек сталкивается с этим. Ведь нужно выбрать такую профессию, чтобы в будущем у нас не было проблем с финансами, трудоустройством. А вдруг, поступив в университет, не получится? Что, если профессия окажется не по душе? А потом еще сложнее. Как найти хорошую, высокооплачиваемую работу?

Важно сделать правильный выбор. Выбор, который обеспечит дальнейшую счастливую жизнь. Ведь жить достойно – цель каждого человека на земле. Выбирать профессию нужно так, чтоб потом было легко, интересно работать. К тому же, нельзя поддаваться влиянию других людей. Твой выбор – это не выбор других людей. Он должен быть осознанным, должен нравиться тебе, а не кому-то еще.

В нашем возрасте не так-то легко это сделать. Для всего нужны деньги. Не у всех родители богатые люди, кто-то должен зарабатывать на жизнь сам. Вот тут-то и вспоминаешь о том, что нужно усердно учиться и стараться, чтоб не было проблем в будущем!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: