Игры с грудничком по месяцам. Развивающие игры и занятия в первый месяц жизни

Кабачок - это известный и всеми любимый овощ. Маски из кабачков наследуют все полезные свойства этого овоща, придавая коже лица упругость, здоровье и молодость. Маски из кабачка могут включать, как сок, так и мякоть этого овоща. Маски для лица из кабачков могут приготавливаться как из молодых подов, так и из зрелых и даже перезрелых.

Кабачки багаты сильным антисептиком - марганцем, который, кроме своих антисептических свойств, еще и нормалицует микроциркуляцию крови в сосудах кожи. Железо, которое содержится в кабачках, защищает кожу лица от ультрафиолетового солнечного излучения. Маски из кабачков благотворно действуют на кожу лица, тонизируя, питая и смягчая ее. Такие маски, к тому же, универсальны и подходят совершенно для любого типа кожи. Особо хороши маски из кабачков для увядающей, сухой и морщинистой кожи.

Такие кабачковые маски эффективно разглаживают мелкие морщинки и предотвращают появление новых.

От кабачка отделите третью часть, натрите ее на терке и добавьте 1 ст.л. натурального меда. Все смешайте, хорошенько, и нанесите на чистое лицо. Подержите маску 15-20 минут и смойте кипяченой водой комнатной температуры.

Такая маска сужает поры и придает коже лица матовый оттенок.

1/3 кабачка натрите на терке и добавьте, в полученную кабачковую кашицу, 1 ст.л. геркулесовых хлопьев. Все перемешайте и ровным слоем, аккуратно, нанесите на чистое лицо. Держите такую маску 20 минут, а затем смойте теплой кипяченой водой.

Очень простая маска из кабачка, которая увлажняет кожу и придает ей свежий вид.

Просто натрите кабачковую мякоть на терке и аккуратно нанесите на чистую кожу лица. Через 20 минут смойте маску теплой кипяченой водой.

Такая маска активизирует обменные процессы в коже.

Возьмите половинку кабачка, натрите на мелкой терке и отожмите сок. В полученный кабачковый сок добавьте 1 сырой яичный желток. Перемешайте ингредиенты и на 20 минут нанесите на чистое лицо. Маска смывается кипяченой водой комнатной температуры.

Натрите на мелкой терке небольшой кабачок. 2 ст.л,. кабачковой кашицы смешайте с предварительно запаренным геркулесом (1 ст.л.). Все пермешайте и нанесите на шею и лицо. По истечении 20-ти минут снимите маску чистым ватным тампоном, который, предварительно, нужно смочить в домашнем молоке.

Из кабачков, аккуратно, вырезаются длинные тонкие полоски и укладываются на чистое лицо и шею. Расслабьтесь на 20-ть минут, затем снимите полоски и умойте лицо и шею сырым домашним молоком.

Натрите на терке кабачок, добавьте 1 ч.л. натурального меда и 1 ч.л. домашней сметаны. Перемешайте компоненты и нанесите на чистое лицо. Держите маску 15 минут, а затем смойте прохладной кипяченой водой.

Такая кабачковая маска разглаживает мелкие морщинки и предотвращает появление новых.

Натертый на терке кабачок залейте кипящим домашним молоком и варите 2 мин. Полученную кабачково-молочную кашицу нанесите на чистое лицо и удерживайте 15 минут. Маска смывается теплой кипяченой водой, в которую нужно добавить немного лимонного сока или уксуса (1 ч.л. - на литр воды).

Пропустите через мясорубку половинку кабачка. Смешайте 1 ст.л. полученной кабачковой массы с 1 ст.л. настоя из зверобоя, 2 ст.л. кефира и с 1 ч.л. сока алоэ. Нанесите маску на чистую кожу лица и держите 15-ть минут. Смойте маску прохладной кипяченой водой.

1 ст.л. натертого на мелкой терке кабачка смешайте с 1 ч.л. домашней сметаны и 1 ч.л. натурального меда. Все хорошенько перемешайте и аккуратно нанесите на чистое лицо. Спустя 15-ть минут смойте маску кипяченой водой комнатной темературы.

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках

В какие игры можно играть с новорожденным? Как играть с новорожденным. Мы предлагаем вам игры для новорожденных. Эти игры способствуют развитию общей моторики, развивают навыки общения ребенка, развивают рецепторы рук и зрительные реакции ребёнка.

Новорожденный младенец еще много спит, периоды бодрствования незначительны, но все равно старайтесь находить время для того, чтобы поиграть с крохой.

Не следует бояться брать ребенка на руки из-за боязни избаловать его. Если вы берете малыша, то самым надежным способом воздействуете на него, устраняете дискомфорт, заменив его естественным комфортом, что обеспечивает безопасность и создает условия для развития. Ребенка рекомендуется перекладывать с одного места на другое для смены обстановки, что также создает условия для познания окружающего мира.

❧ В этот период любое побуждение извне дает мощный толчок к развитию.

Игра «Мои ручки, мои ножки»

Цель игры: возможность определения тела как своего, развитие общей моторики, навыков общения.

: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: малыш лежит на спине, мама или папа берут его ладошки и осторожно хлопают ими, приговаривая:

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Как остынут, поедим,

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели.

Шу-у-у... улетели...

Совет родителям. Температура комнаты, где проводится игра, должна быть комфортной для ребенка: 25 °С.

Растирая стопы ног, мама или папа напевают или приговаривают:

Как у нас ли журавель,

Как у нас ли молодой,

На политочке сидел,

Лапоточки плел:

И себе, и жене,

Ребятишкам по лаптишкам,

А девчонкам По чулчонкам.

Игра: «Ходьба на месте (игра калифорнийских мам)»

История возникновения игры. Несколько мам из Калифорнии (США) в 1984 г. приняли участие в эксперименте доктора Хьюга, который предложил в качестве игры применить «шаговый» рефлекс младенца. Каково было удивление женщин, когда они увидели, что малыши «топают» на месте, а в развитии опережают сверстников.

Цель игры: развитие моторики ребенка, стимулирование зон стопы, развитие анализаторов

Стол с постеленной на него пеленкой (первые дни пеленка должна быть мягкой, приятной, в дальнейшем можно применять мех, грубую шерсть, надувной матрац).

Ход игры : мама или папа берет малыша под мышки и ставит на поверхность стола, ребенок начинает «шагать», при этом можно подбадривать малыша или прочитать небольшое стихотворение (варианты можно найти в главе «Бабушкин сундук»):

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели сыночку на лоб (доченьке, Оленьке (имя ребенка)).

Крылышками хлоп, хлоп!

Сыночек ножкой топ, топ.

Игра «Весело поплаваем»

Цель игры: развитие ощущения собственного тела, окружающей среды, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ванночка для купания, ковшик, яркие игрушки. Рекомендации: игру проводить во время купания. Ход игры: мама или папа с большой осторожностью опускают малыша в приготовленную ванну, приговаривая ласковым голосом:

С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитятки

Вся худоба —

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду.

Советы родителям . Если в приготовленную ванну вы опустите локти и это не вызовет у вас неприятных ощущений, значит, ванна приготовлена правильно.

Родители осторожно поливают ребенка из ковша, показывают, как плавают игрушки, как они купаются, умеют плавать и нырять.

Пойду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

После купания можно голову малыша наклонить то в одну, то в другую сторону, при этом приговаривая:

Мышка, мышка, вылей воду

На дубовую колоду.

Игра «Я или не я»

Цель игры: развитие ощущения тела, моторики ребенка, чувственных анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: ребенка нужно распеленать (если родители используют пеленки), легко прикасаясь, поглаживая его (чтобы расправил ручки и ножки), тихим голосом пропеть или проговорить:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На сыночка (дочку) порастушеньки,

Ты расти здоровым во все времечко,

Как пшеничное семечко.

В дальнейшем дайте малышу свободно подвигать руками и ногами, переверните его на животик, на один бок, потом на другой; проделайте это несколько раз, приговаривая:

Ах, ты, моя девочка,

Ласковая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Игра «Червячок» (или ползаем на Животе)

Цель игры: укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины, ног, активизация рецепторов стоп, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия : стол с постеленной на столе пеленкой, яркая игрушка.

Рекомендации: игру проводить до еды. Ход игры: малыша укладывают на живот, игрушку ставят перед малышом на небольшом расстоянии. Необходимо подождать, чтобы малыш освоился, лежа на животе, при этом необходимо сделать «потягушеньки», погладить ребенка по спине от головы до пяточек. Если малышу поставить руки как опору к ножкам, то он будет от них отталкиваться и продвигаться вперед. Мама или папа вновь подставляют руки в качестве опоры, так ребенок продвигается вперед к игрушке. При этом можно приговаривать:

Потихонечку ползу

По шесточку,

Деткам пряники несу

По мосточку.

Шесток упал,

Под мост попал,

Я прянички собирал,

Да, собачку (игрушку, которую поставили перед ребенком) нашел.

Когда малыш «приползает» к игрушке, Вы обязательно называете, что за игрушку он нашел. Необходимо первое время играть с одним и тем же предметом, чтобы ребенок узнавал его.

Совет родителям. Игры, которые предусматривают двигательную активность, необходимо проводить до кормления.

Игра «С удовольствием едим»

Цель игры : развитие навыков общения, развитие анализаторов.

Ход игры: перед кормлением побеседуйте с ребенком, причем общение должно исходить как от мамы, так и от папы. Разговаривайте с малышом, улыбайтесь, можете прочитать ему потешку, можно взять ладошки малыша в руки и, слегка массируя их, приговаривать:

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу (имя ребенка) накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком.

Мы его послушаем,

Молоко все скушаем.

После этого папа приносит малыша маме на кормление.

Игра «Цепкие ручки»

Цель игры : развитие мышечной силы плечевого пояса, рецепторов рук.

Ход игры.

1-й вариант. Малыша кладут на спину, мама или папа подносят к рукам ребенка указательные пальцы, ребенок обхватывает их своими ручками. Как правило, малыш будет пытаться подтягиваться. Осторожно зафиксируйте его ручки, чтобы они не расцепились и кроха не ударился. С течением времени ребенок может переходить в положение сидя. Во время игры вы можете приговаривать:

Тяни холсты —

На покроичку.

Тяни холсты —

На рубашечку.

Тяни-потягивай,

Поперек покладывай.

Плот тяни, ребята, смело,

Чтоб работушка кипела!

Посмелее, не робейте,

Своей силы не жалейте!

Мы, ребята, не робеем,

Своей силы не жалеем!

2-й вариант: с течением времени мышцы плечевого пояса укрепятся, цепкость кистей рук будет такова, что будет возможным переносить ребенка из кровати на стол и обратно. Рекомендовано выполнять это игровое упражнение 1 раз в день, в дальнейшем — несколько раз в день. Малышу будет радостно перелетать с одного места на другое. При этом можно приговаривать:

Три, четыре,

Зацепились,

Подхватили,

Организовать игру для своего грудничка бывает непросто даже маме со стажем. Что уж говорить о неопытных… Поможем тем и другим! Вот какие есть игры для грудничков.

Впервые дни малыш и мама приходят в себя после радостного, но все же тяжелого испытания - родов. В роддоме времени и сил для игр у них точно не будет. Зато дома… Игры для грудничков по месяцам (1,2,3,4,5,6,7,8,9 месяц)
1. Пестрый мир
Игрушек для младенцев сейчас продается достаточно. И все такие красивые, забавные. Наш совет: в первый месяц ограничьтесь все же теми, что легко моются и не раздражают ребенка.
Показывая игрушки новорожденному, можно заметить, что его привлекают яркие, сочные цвета: красный, желтый, оранжевый. Однако кроха еще не может долго смотреть на объект: взгляд блуждает.
2. На палочке
Зрительному сосредоточению ребенка необходимо учить. Идеальный вариант - прикрепить игрушку к длинной палочке. Тогда в поле зрения ребенка окажется только игрушка. Уложите малютку на спину. На расстоянии 60-70 см от его глаз расположите игрушку, закрепленную на палочке. Малыш должен сначала ее увидеть и зафиксировать на ней взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку вправо, влево, вверх, вниз - все это на расстоянии в 20-30 см от лица ребенка.
3. Звук и цвет!
Если ребенок, несмотря на ваши старания, не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание колокольчиком. Демонстрируйте его на вытянутой руке, не показывая своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Подобные игры помогут заложить у ребенка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения. Той же цели служат музыкальные мобили с движущимися игрушками. Но малютка быстро привыкает к ним и теряет интерес! Приходится менять „ассортимент». Кроха тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Отлично! Значит, новая забава его заинтересовала. Возможно, наибольший интерес вызвала игрушка определенного цвета. Именно он будет вызывать у малыша комплекс оживления (забавные дрыганья ручками и ножками).
4. В движении
До 3 месяцев приоритетным остается эмоционально-личностное общение с ребенком. Во время купания, кормления и массажа ласково разговаривайте, играйте с крохой. Это послужит важным целям:
развитию общих движений;
развитию пальчиков;
активизации зрительных, слуховых и тактильных ощущений у ребенка. Примерно до 1-2 месяцев пальчики крохи сжаты в кулачки. Это естественно! Не стоит насильно разжимать их. Чтобы помочь пальчикам расслабиться, поиграйте с крохой.

Игры для грудничков по месяцам

„Солнышко»
Ласково приговаривая, погладьте тыльную сторону детских ладошек. Они рефлекторно выпустят пальчики-лучики. Улучив момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас схватит ее. Теперь возьмите руку малыша вместе с погремушкой и скажите: „Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Уже через несколько дней кроха сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею.

5. Кроха-звонарь
Если раньше вы располагали игрушки на одном уровне, теперь используйте два. Одну гирлянду с игрушками-погремушками прикрепите на высоте 60-70 см над грудью ребенка, а другую - на расстоянии 10 см над его животиком. В поле зрения крохи окажется верхняя подвеска. Он ее видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животиком, и та издает звук. Он еще не понял, как появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь кроха осознает, что все двигается и звучит в результате его действий, и совершает их уже целенаправленно.
6. Счастье в понимании
Потребность произносить звуки у крохи появляется в процессе игр и при любом взаимодействии с вами. Пока малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песенки, тетешкайтесь. Кроха прислушивается к вашему голосу, успокаивается и внимательно следит за выражением лица? Просто чудесно! Значит, он готов вступить с вами в диалог. В процессе такого диалога ребенок подстраивается под вашу интонацию, копирует выражение вашего лица и издает либо отрывистые звуки „кхы», „гы», либо протяжно тянет гласные: „а-а-а», „ы-ы-ы». Малютка всем своим видом приглашает взрослого к общению: активно двигает ручками и ножками, агыкает, строит забавные призывные гримасы. Если вы в ответ наклоняетесь над ним и начинаете говорить, кроха просто сияет от счастья: его понимают, его любят!
7. Киндер-сюрприз
Любой предмет в руках взрослого может превратиться в увлекательную забаву.
Взять, к примеру, футляры от киндер-сюрприза. Из них можно сделать массу игрушек. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться во рту! Если внутрь яйца вы поместите какую-то „гремелочку» (горох, фасоль, бусинки), придется футляр обшить тканью. Это даже к лучшему. Если несколько футлярчиков обтянуть разной тканью, получатся отличные тренажеры для развития кинестетических (кожных) ощущений. Подобными тренажерами можно греметь, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны!

Пальчиковые развивающие игры
8. Разные формы
А теперь возьмем деревянную пирамидку. Перебирая ее колечки диаметром от 5 см и больше, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую.
Начиная с 6 месяцев в руки малютки вкладывают предметы неудобной формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Каждый предмет рассматриваем и обыгрываем.
О любом новом предмете расскажите малышу простыми словами: „Посмотри, какая интересная коробочка! В ней что-то лежит. Послушай, как она гремит. Давай ее откроем. Сними крышечку. Вот так. Что в коробочке? Шарик! Возьми его в ручку». Примерно так.
Неизменный восторг у ребенка вызывают шкатулочки, футляры, кастрюльки. Их можно открывать, закрывать, наполнять, можно что-то прятать в них. Когда эти игры-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело давать малышу матрешку или специальные формы-вкладыши.
9. Стройка века
Строительные игры из конструктора - отдельная тема.
Малыш может вместе с вами сооружать лесенку, домик, башню, гараж. В детской начинается настоящий строительный бум.) Научившись ползать, кроха затащит на свою „стройплощадку» все, что попадется под руку. И квартира превратится в настоящий шедевр раннего детского зодчества!
10. Побуждаем
Кроха уже пробовал „зеркалить» ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Ваши гримасы забавляют малыша, он и сам не прочь их повторить. Например: „Ехали мы, ехали, ехали в Орехово на лошадке вороной: цок, цок, цок, (Вы цокаете языком, а малыш пытается повторить). Остановим лошадку: тпру!» (С силой дуем, вызывая вибрацию губ.) Подобные игры очень полезны.

Развивающие игры для девочек
Начинайте обучать ребенка цветоразличению до года. Если вы будете без устали называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), уже к году малыш будет их знать. И на вашу просьбу: „Дай красный кубик!» - принесет именно его, а не синий. Цвета отрабатываются и на прогулке („Смотри, какая ЗЕЛЕНАЯ травка, какой КРАСНЫЙ жук, ЖЕЛТЫЙ цветок»).
У ребенка могут быть свои цветовые предпочтения. Попробуйте продемонстрировать одновременно две игрушки разных цветов (одна - любимого цвета). Малыш раз за разом тянется за одним и тем же цветом? Что ж, все это означает только одно: он научился различать цвета.

Развивающие игры для мальчиков
Каждое ваше словесное обращение к ребенку должно побуждать его совершать действие. Так идет освоение предметного и глагольного словаря. „Гулять пойдем?» - говорите вы. Малыш в ответ кивает головой. „Надо одеться. Где твоя шапочка? Надевай ее. А где сапожки?» и так далее. Чтобы ребенок смог понять и выполнить вашу инструкцию, повторяйте ее в течение нескольких дней.
То же самое и с играми. Каждому игровому движению, взаимодействию с игрушками и предметами малыша необходимо обучать. И сопровождать эти действия словами. Речь взрослого служит ребенку эталоном. И рано или поздно (лучше рано) ваш малыш заговорит, подражая своим любимым маме или папе.

1 месяц

Улыбка чеширского кота.

Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.

Калейдоскоп звуков.

Познакомьте малыша с разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.

Кто здесь?

Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.
Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.

2 месяца

Знакомство на ощупь.

Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.

Монохромный мир.

Окружите малыша игрушками и предметами с черно-белыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать черно-белые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.

Игрушки крупные, яркие, черно-белые или одноцветные, простой формы - круг, квадрат.

3 месяца

Абракадабра.

В моменты особой «разговорчивости» крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.

Самолет.

Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.

Танцпол.

Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?

Положите ребенка на спинку и «поработайте» его ножками под потешку.

Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

4 месяца

Гляделки.

Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону - кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

Накройте свою голову платком и спросите: «Где мама?». Снимите платок и покажитесь малышу: «Вот мама!». И спрячьтесь снова.

Ну ка отними!

Держите игрушку перед лицом малыша - ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.

Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста - его собственные ручки.

5 месяцев

Тянем-потянем.

Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите «Ай!». Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.

Катание на валике.

Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!

Миниатюры.

Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.

По кочкам, по кочкам.

Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку.

Игрушки подберите разной текстуры и формы - кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев

Мир прекрасного.

Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, черно-белые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.

Волшебный мешочек.

Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.

Снова и снова!

Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из-за ширмы появляется и прячется игрушка.

Миниспектакли.

Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.

Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев

Кто в книге?

Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите «Кто это?». Немного подождите и сами ответьте: «Мишка», укажите на следующий рисунок и т.д.

Ты мне, я тебе.

Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.

Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушками-то назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке - бумаги, фольги, целлофана и т.п.

8 месяцев

Кто сказал мяу?

Познакомьте малыша с «языком» животных. Покажите на картинке кошку и спросите: «Как говорит киса?». Немного подождите и сами ответьте: «Мяумяу». Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.

Доползти до игрушки.

Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше - так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев

Одно в другое.

Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!

Гром гремит!

Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!

Переливайка.

Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!

Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев

Вверх дном.

Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.

Художники.

Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок - елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.
Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.

Попрыгунчик.

Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая «прыгскок, прыгскок». Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте «прыгскок», когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.

Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев

Снаружи и внутри.

Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.

Рыбалка.

Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть что-нибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Мегафон.

Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что-нибудь в рупор.

Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т.п.

12 месяцев

Где звенит?

Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.

В гостях у сказки.

Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.

Перекладываем!

Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.

Человек-паук.

Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. Устройте веселые соревнования.

Все по местам!

Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок.

Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и.т.п



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: