Хилтунен Елена. Практическая Монтессори-педагогика

80 процентов всех полученных вами доходов приносят вам лишь 20 процентов вашей деятельности. Многое из того, что вы делаете, в действительности не так уж необходимо, как вы считаете.

2. Закон Паркинсона

Вы можете делать то, что вам надо намного быстрее, чем вы думаете. Чем больше времени вы выделяете на задание, тем больше потратите.

3. Групповая операция

Хороший способ выполнить скучные и однообразные задания быстро - делать весь комплект друг за другом.

4. Сначала отдавайте, а потом получайте.

Именно в таком порядке, а не наоборот

Со временем вы получите больше, чем отдали.

5. Опережайте события. Не тормозите.

Это не только избавит вас от ожиданий, но и доставит вам удовольствие - вы почувствуете, что имеете власть управлять своей жизнью.

6. Ошибки и неудачи - это хорошо

Они позволяют приобрести бесценный опыт, узнать множество интересного и стать успешным, так как успех в жизни нередко приходит лишь в том случае, если вы не поддались неудачам и ошибкам. Он приходит лишь к настойчивым.

7. Не относитесь к себе слишком сурово

Это лишь создает дополнительную ненужную внутреннюю боль и забирает драгоценное время.

8. Создавайте хороший контакт

Относитесь к любой встрече, как будто там присутствуют ваши лучшие друзья. И вы начинаете общение именно с такой установкой, вместо того, чтобы все это время нервничать.

9. Воспользуйтесь особенностями ретикулярной активизирующей системы как своим преимуществом

Эта система фокусировки, РАС, расположенная в мозге. Чтобы ее использовать, вам необходимо по-настоящему сосредоточиться на том, чего вы хотите и постоянно поддерживать свое внимание (к примеру, листочек бумаги, на котором вы можете выписать кое-что из этого поста, вроде «Сначала отдавай» или «Иди на контакт»).

10. Ваше отношение изменяет реальность

Пессимизм может прятаться за маской реализма. Но это потому, что ваша РАС настроена на восприятие негатива, который вы хотите видеть. Именно поэтому вы оказываетесь каждый раз «правым». С другой стороны, может быть лучше не быть правым в таких ситуациях.
Если вы попытаетесь кардинально изменить свое отношение, вместо того, чтобы просто рассматривать эту возможность, вы будете приятно удивлены

11. Благодарность - простой способ почувствовать себя счастливым

Если бы мне кто-то сказал, что чувство благодарности, испытываемое всего лишь минуту-другую, представляет собой отличный способ превратить плохое настроение в хорошее, я бы серьезно тренировался быть благодарным. Это также замечательное средство поддерживать позитивное отношение к окружающей действительности и концентрироваться на правильных целях. А еще - делать счастливыми других. Что в свою очередь сделает вас еще счастливее - эмоции заразительны.

12. Не сравнивайте себя с другими

Если вы сравниваете себя с другими, вы позволяете внешнему миру контролировать свое самоощущение. Перепады настроения вам обеспечены.
Гораздо более продуктивно сравнивать себя с собой же. Чтобы увидеть, насколько вы продвинулись вперед, каких целей вы достигли и как вы выросли над собой. Возможно, это звучит не так уж и замечательно, но в конце концов это принесет внутренний покой, укрепит силу воли и наполнит вас положительными эмоциями.

13. 80-90% того, чего вы боитесь, никогда не произойдет в действительности

Это - всего лишь чудовища, существующие только у вас в голове. И если это все-таки случается, то чаще всего все не настолько ужасно, как вы ожидали. Беспокойство в большинстве случаев является всего лишь пустой тратой времени.

14. Не воспринимайте все слишком серьезно

То, что сегодня кажется большой проблемой, вы можете даже не вспомнить через три года. Если относиться к себе, своим мыслям и эмоциям слишком серьезно, то это принесет только ненужные страдания. Поэтому остыньте и расслабьтесь. Ваше настроение изменится чудесным образом.

Устраивать свою личную жизнь,встречаться с новыми людьми, знакомиться и нравиться — все это, надо полагать, доставляет вам удовольствие. А если нет, вам надо бы понять, почему так происходит, и изменить ситуацию к лучшему.

Мы не хотим сказать,что если вы случайно не в настроении, значит, с вами что-то не так. В конце концов, вы же человек, а у людей время от времени бывают неприятности. Кроме того, следуя нашим советам, вы нередко подвергаете себя некоторому риску, и порой этот риск не оправдывается.

Но вот чего вам следует остерегаться — это постоянного беспокойства и самоуничижения. Если почувствуете, что вас постоянно допрашивает тихий внутренний голосок, — остерегитесь. Все ли вы делаете «как надо», не лучше ли выполнять советы из книжки в другом порядке, и не сделать ли вам пластическую операцию, а потом начать все с начала? Это не повод для страданий и сомнений в себе. Относитесь к себе легче.

Если вас чересчур беспокоит то, что вы делаете, как вы это делаете и будет ли от сделанного какая-нибудь польза, — есть шанс, что вы относитесь к себе слишком серьезно. Возможно, вы считаете, что так и надо. Может быть, вы думаете, что ваша серьезность оправдана и что это вам идет. Если так, не уделите ли пару минут для такого вот простенького теста?

Проверка того, не слишком ли вы серьезны

Пометьте, согласны вы или нет с каждым из пунктов:

Я не выношу собственного смеха: из-за него я выгляжу несолидно.

Я не хожу на пляж, потому что стесняюсь того, как я выгляжу в купальном костюме.

Я никогда не приглашу никого на свидание, пока не буду знать точно, что смогу выйти замуж за этого человека (жениться).
Да / Нет

Я не люблю менять свои планы или что-то решать в последний момент, потому что стараюсь быть дисциплинированным человеком и вести упорядоченную жизнь.

Если я выиграю в лотерею 500 тысяч долларов, я расплачусь со всеми долгами и оплачу кредитные карты, открою личный пенсионный счет, сделаю несколько благотворительных вкладов, а потом вложу все оставшееся до последнего цента в сберегательные фонды, чтобы мои еще не родившиеся дети смогли учиться в колледже.

Каждый ответ, который хотя бы отдаленно похож на утвердительный, заводит вас все дальше в сторону Слишком Серьезного Отношения к Собственной Персоне. Тем, кто согласился с большинством из приведенных утверждений, должно быть, знакомы или даже привычны следующие рассуждения:

«Я — сорокалетняя женщина и хочу иметь семью. Мне нельзя тратить время попусту».

«Моя прежняя подруга прокрутила мое «Я» через мясорубку, поэтому в следующий раз я постараюсь выбирать себе знакомых более осмотрительно».

«Я работаю на двух работах — у меня нет времени на то, чтобы ходить вокруг да около. Если мы не поладим прямо сейчас, об этом человеке придется забыть».

Эти и подобные им высказывания в наше время нередки. Они содержат большую степень отчаяния и злости. Возможно, вам было от чего отчаяться и обозлиться; это бывает со многими. Но задумайтесь на мгновение.

Вспомните времена, когда ваша близость с любимым человеком делала вас таким чертовски уверенным в себе, что вы без проблем общались с разными людьми, — людьми, с которыми при иных обстоятельствах у вас могли сложиться и не с голь платонические отношения. Такое испытали практически все.

А знаете, почему? Да потому что, когда вы излучаете довольство собой, другим это тоже нравится. С вами интересно разговаривать. Ваша походка становится свободной и раскованной. Вы делаетесь уверенным, уравновешенным, легким в общении человеком.

С другой стороны, если вы распространяете вокруг себя атмосферу враждебности и отчаяния, соседство с вами не доставляет никакого удовольствия. Часто вы препятствуете естественному ходу вещей. Вы отпугиваете от себя людей — в том числе и тех, кто тоже хочет завести семью или поклялся никогда не мучить других.

К счастью, у вас есть выбор.Совсем не обязательно быть разочарованным и злым. Если постараетесь, вы можете вновь стать раскрепощенным и уверенным в себе — а значит, и привлекательным для окружающих. Честное слово.

Альберт пригласил пообедать Лауру, женщину лет под сорок. До сих пор она ему очень нравилась, но стоило им прийти в ресторан — официант едва успел поставить перед ними по бокалу с водой, — как она разразилась такой речью: «Слушайте. Мне тридцать семь лет. Я хочу завести семью. Времени на то,чтобы ходить вокруг да около, у меня нет. Если вы хотите чего-то другого, давайте расстанемся прямо сейчас».

Альберт был ошеломлен; он молчал. На самом деле он хотел того же. Но подход Лауры ему не понравился, и он решил, что создавать семью с ней ему бы не хотелось.

Для успешного знакомства надо владеть особым искусством: не создавать впечатления, что вы лихорадочно ищете себе спутника на всю жизнь. Конечно, если такая возможность представится вам на самом деле — не упускайте ее. Но если этого не случится к следующей среде, страдать от собственной неполноценности рановато.

Отчаяние влечет за собой и другие неприятности, наиболее очевидная из которых — опасность привлечь к себе тех, кто может использовать ваше отчаяние в своих целях. Вы можете заметить это не сразу: когда вы погружены в безнадежность, ваше восприятие не всегда отчетливо. Но такие хищники поблизости и караулят своих невинных жертв, чтобы с вожделением заглянуть им в глаза. Не позволяйте же использовать себя и злоупотреблять вашими чувствами.

Выше голову!

Люди относятся к себе слишком серьезно еще по одной причине — они считают: то, что они испытывают, не испытывал больше никто во всем мире; они единственные, у кого возникают трудности подобного рода.

На самом же деле на сегодняшний день одиноки миллионы взрослых людей, и эта цифра не изменится от того, что, кажется, все ваши друзья (подруги) с кем-то встречаются или женаты (замужем).

Чувствовать себя единственным, кто оказался в такой ситуации, и быть им на самом деле — разные вещи. Не сваливайте все на обстоятельства. Будьте объективными. Используйте свои возможности. Не отчаивайтесь!

И наконец, помните о том, что вы сможете избежать излишней серьезности, если отнесетесь к ситуации с юмором: здоровое чувство юмора сопутствует уверенности в себе (и усиливает ее). Вспомните кого-нибудь из своих знакомых, кто умеет смеяться над неприятностями так же весело, как в связи с удачами. Потом вспомните человека, который всего боится. С кем из них приятнее быть рядом? Кого из них вы считаете более привлекательным?

Когда последний раз вы не высказывали своё мнение вслух просто потому, что считали его неинтересным? Было ли так, что у вас появлялась идея, но вы не реализовывали её, поскольку думали, что она никому не нужна? А было такое, что вы сдавались ещё до того, как начали что-то делать, ведь всё равно никто не оценит ваших стараний?

Так много статей нам говорят: просто сделайте это, не переживайте о том, кто что подумает. Наплюйте на мнение окружающих. Просто работайте. Гонитесь за мечтой. Вперёд, не сдавайтесь.

Если вы не относитесь к себе серьёзно, все эти статьи не имеют никакого значения. Всегда проще убедить себя в том, что приложенные усилия будут неважны и все начинания закончатся провалом в любом случае.

Необходимо понять: существует особый тип людей, которые быстро впадают в эйфорию от того, чем занимаются, и столь же быстро теряют интерес к собственным начинаниям. Нам же нужно научиться удерживать фокус на том, что действительно важно. Только так можно добраться до финиша и рассказать о своих результатах всем вокруг.

Если не воспринимать себя всерьёз, будет страшно смотреть назад

Вы проводите массу времени в мечтах, но реально ничего не делаете. У вас появляются идеи, но вы даже не пытаетесь их реализовать. Или пытаетесь, но быстро сдаётесь. Всё равно никому не интересно, что у вас там получилось бы.

Хуже всего очнуться через 10 лет и вспомнить все те случаи, когда вы почти начали реализовывать свой проект, но так и не закончили. А там было что-то стоящее. Да и не сложно было бы всё-таки довести начатое до конца. А идея-то была классная.

Если не воспринимать себя всерьёз, потеряете ощущение реальности

В конце концов вы будете жить жизнью, которая вам не нравится. Вы будете с нетерпением ждать, что обнаружите свою страсть, любовь и призвание. В этом ожидании вы будете работать на нелюбимой работе, заполняя время ненужными и неинтересными вещами. Рано или поздно вы почувствуете, что заперли себя в своём же теле. И непонятно, кто же тогда управляет всем этим безумием.

Хуже всего очнуться через 10 лет и осознать, что утратили связь со своей личностью. И не знаете, кто же вы на самом деле. И не видите никакой разницы между тем, чего и чего хотят от вас другие люди.

Если не воспринимать себя всерьёз, потеряете место на пьедестале

А потом вы начнёте замечать, как ваши идеи претворяет в жизнь кто-то другой. И всё, что вам останется, - это топтаться в сторонке и приговаривать: «Это была моя идея». Может, и так. Но только другой человек отнёсся к этому серьёзно. И к себе самому он тоже отнёсся серьёзно. «Если это интересно мне, это может быть интересно и другому», - подумал он. И реализовал идею.

Если не воспринимать себя всерьёз, негативные эмоции съедят вас

Когда вы не воспринимаете себя всерьёз, вас возмущают те, кто делает это. Те, кто рассказывает о себе. Те, кто пиарит себя. Их идеи будут казаться вам эгоистичными и смехотворными. Или же вы посмотрите на тех, кто вам нравится, и ещё раз убедитесь: вам никогда не стать таким же классным.

Не воспринимая себя всерьёз, вы занимаетесь самосаботажем. Вы постоянно казните и ругаете себя, теряя время и возможность . Когда у вас что-то не получается, вы лишь убеждаетесь в том, что потратили силы зря.

Возможно, всё было бы иначе, если бы изначально вы подумали: «Раз уж я решил что-то начать и потратить на это время и усилия, оно точно того стоит».

Вы впадаете в депрессию. Вы злитесь на себя. Вы разочаровываетесь в себе. «Почему я ничего не делаю», - расстроенно говорите вы. Главное, вы уже и не верите, что на что-то способны. Уже слишком поздно.

На самом деле нет.

Всё, что окружает вас, - это возможности.

Вы не знаете, что хотите делать. Это пугает. Вы даже не представляете, как это сделать. Это сложно. Но, когда вы начнёте воспринимать себя всерьёз, ответы на эти вопросы рано или поздно появятся. По той простой причине, что вы станете себе доверять, поверите в себя и начнёте работать. Когда вы всем сердцем верите в то, что ваши идеи ценны, каждый раз будете смело идти в бой. А потом и люди вокруг начнут воспринимать вас всерьёз. Не прячьте свои идеи - реализуйте их.

Сначала вы верите себе. Потом мы верим вам.

Чего хотят мужчины и как им это дать Щедрова Юлия

Вариант 2 Не относись к себе слишком серьезно!

Вариант 2

Не относись к себе слишком серьезно!

Прошу прощения, - говорит невесте служащий мэрии, - но я не могу выдать вам свидетельство о браке, пока вы не укажете в документе свой возраст.

Бедная женщина почти в слезах отвечает:

Послушайте, если это не интересует моего жениха, почему это должно интересовать вас?

Ты точно знаешь, чего хочешь от жизни. У тебя есть четкий список требований к себе и к своему избраннику. Ты знаешь, что в течение полугода должна выйти замуж, поэтому не собираешься тратить время ни на что лишнее… Погоди, а тебе не кажется, что ты излишне серьезно настроена?

Возможно, ты думаешь, что счастье в личной жизни можно получить таким же способом, как и запланированный прирост годовой прибыли - методично следуя заранее разработанной стратегии. Но - к сожалению или счастью - поиск любви напоминает скорее попытку поймать рыбку голыми руками: чем больше дергаешься, тем дальше ты от успеха. Мужчины чем-то похожи на рыбок - они пугаются чрезмерной активности и серьезности, поэтому твой прямой и конкретный подход к делу может их насторожить.

История № 1

Владимиру очень нравилась Надежда - ухоженная, статная женщина 40 лет. Какое-то время он колебался и нервничал, но в итоге все-таки решился пригласить ее в ресторан. Однако его ждал сюрприз. Как только официант принял заказ, Надежда нервно застучала пальцами по столу и выдала: «Владимир, не поймите меня неправильно, но… Мне уже сорок лет, и я хочу завести семью. У меня нет времени на хождения вокруг да около. Если у вас другие намерения - давайте расстанемся прямо сейчас». Мужчина потерял дар речи. Да, у него были самые серьезные намерения по отношению к Надежде, но такая прямота его неприятно поразила, и он решил, что поторопился со своими чувствами. Отношения закончились, так и не начавшись.

Возможно, ты чересчур серьезно относишься к поиску мужа и этим отпугиваешь своих потенциальных кавалеров. Задумайся, не слишком ли ты требовательна к себе и окружающим?

Тест

Предлагаю проверить, не перегибаешь ли ты палку со своим серьезным отношением к замужеству и к жизни в целом. Пройди коротенький тест. Отметь вопросы, на которые ты ответишь «да».

1. Я не люблю прилюдно смеяться - глупо и несолидно.

2. Я предпочитаю строгую одежду приглушенных цветов.

3. Я не люблю менять свои планы. Дисциплина крайне важна, чтобы своевременно достигать цели.

4. Я должна выйти замуж в течение полугода.

5. Я точно знаю, каким должен быть мой избранник. Если мужчина не соответствует моим требованиям, он должен либо измениться, либо уйти с моего пути.

6. Я не буду тратить время на человека, про которого не могу со 100 %-ной уверенностью сказать, что он подходит на роль моего мужа.

7. Если я выиграю джек-пот, то 30 % средств вложу в Пенсионный фонд, а 70 % - в акции самых стабильных банков, чтобы обеспечить обучение в колледже моим будущим детям.

Сколько раз ты ответила «да»? Имей в виду, каждый положительный ответ приближает тебя к диагнозу «Я Слишком Серьезна к Собственной Персоне».

Чтобы привлечь мужчину, нужно сделать вид, будто ты к этому совершенно не стремишься. Разумеется, если тебе представится возможность познакомиться с интересным человеком - не упускай ее. Но не надо заявлять сразу о серьезных намерениях. И тогда тебе о них заявит мужчина - с предложением руки и сердца!

Из книги По ком звенят кедры автора Ивакин Алексей Геннадьевич

А теперь серьезно Для того чтобы сделать свой текст убедительным, что является весьма непростой задачей при отсутствии вызывающих доверие цитат и крайнем неправдоподобии основных постулатов своего учения, Владимир Мегре использует ряд специфических манипулятивных

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Так что относись ко всему, как к возможности получить опыт… Шаблоны при знакомствеШаблон – определенное действие, которое мы выполняем периодически одинаково.Открытие двери – шаблон, нажатие кнопки в лифте – шаблон, фраза “Привет!” –шаблон, после нее обычно следует

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги 25 золотых правил, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис Барбара

Подлинное правило № 7 Задавайте вопросы, прежде чем позволите себе зайти слишком далеко Станете ли вы снимать квартиру, не выяснив у хозяина вопросов, касающихся арендной платы, коммунальных услуг и модернизации, которую он намерен осуществить?Будете ли вы покупать

Из книги Любимое дело приносит достаток автора Марша Синетар

Глава 4. Относись к себе с уважением - Удивительно, что прежде я не задумывался о своем поощрении. Обычная "премия", которой я себя вознаграждаю, это нечто, чего на самом деле не хочется: лишняя выпивка или общение с людьми, не имеющими со мной ничего общего. В

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Слишком «наружу», слишком «внутрь» Точно так же как существуют два вида проблемных опекунов – недостаточно опекающие и чрезмерно опекающие, – есть и две ошибки, которые допускают СЧЛ, заботясь о своем организме. Возможно, вы слишком активно толкаете себя наружу –

Из книги Искаженное время [Особенности восприятия времени] автора Хэммонд Клодия

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

УРОК 4 Не будь слишком строг к себе: никто так не делает Ты слишком стараешься. Не будь слишком строга к себе».Я все время слышала эти слова от родных, друзей, сотрудников и даже незнакомцев, с которыми успела поговорить дольше пяти минут.Что они имели в виду? Я совершенно

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

УРОК 16 Наш век слишком короток для долгой жалости к себе: занимайся жизнью или занимайся смертью Моим любимым фильмом всегда был «Побег из Шоушенка».Если бы меня попросили выразить основную мысль фильма одним словом, я бы сказала «надежда». Фильм основан на рассказе

Из книги Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы автора Полито Рейналдо

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

4. Не относитесь к себе слишком серьезно Научитесь смеяться над своими собственными ошибками, шутить по поводу оговорок, находить смешное в своих промахах и внешнем виде.Это прекрасный способ стать более веселым и очаровательным коммуникантом (участником процесса

Из книги Ты как-нибудь так... [основы безопасности половой жизнедеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Вариант 6 Создай себе систему поддержки! На днях мне пришло письмо, которое заставило меня задуматься о роли системы поддержки в жизни свободной девушки. Привожу отрывок из этого письма:«Юлечка, я изучила все диски из «Комплекта Успешной Невесты», применяла все твои

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

«СПИД» – это ВИЧ и это серьезно СПИД – это синдром приобретенного иммунодефицита, такое название это новое для человечества заболевание получило немногим более 20 лет назад. Теперь, когда уже точно известно, что этот «синдром» вызывается определенным вирусом, это

Из книги автора

25 Относиться к жизни слишком серьезно или Привносить юмор и легкость Человек без чувства юмора - как карета без рессор. Ее трясет от каждой выбоины на дороге. Генри Уорд Бичер Психологи используют термин «когнитивная реконструкция», чтобы описать нашу способность

Изд-во Альта-Принт, 2005

Жила-была в Италии в конце позапрошлого века Мария Монтессори. Упорная девушка с развитыми математическими способностями решила стать ни кем-нибудь, а детским врачом. И что тут такого?

А дело в том, что в то время врачами могли быть только мужчины. Тем не менее, Марии Монтессори удалось осуществить свою мечту. В клинике она наблюдала за детьми с ограниченными возможностями. Ими никто не занимался, они росли как маугли, будучи предоставленными судьбе. Изучая их поведение, стремления и наклонности, параллельно погружаясь мир научной психотерапии, Монтессори постепенно придумывает свою педагогику для умственно отсталых детей и не только для них. Скоро она начинает применять те же методики для обучения здоровых детей - и просвещает огромное количество своих последователей.

Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Система Монтессори основана на изучении генетики и антропологии, физиологии и детской психотерапии. Дети склонны уходить в мир фантазий, внимание маленького ребенка очень сложно притянуть к какой-либо реальной ответственности. Например, убедить двухлетнего малыша в важности завязывания шнурков или застегивания пуговиц. Или в том, что еду нужно захватывать непременно ложкой или вилкой, а не рукой. А жидкость из кружки нельзя наливать в кашу… Увидев интересный предмет, ребенок моментально начинает выдумывать, что же с ним сделать. Чаще всего, эти выдумки идут вразрез с истинным предназначением предмета (из тарелки - едят, ботинки надевают только на улицу - и др.) Взрослые нервничают: неужели непоседа никогда не научится понимать логику вещей?

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.

На занятиях Монтессори дети как раз учатся этой премудрости: постигать логику, сенсорику и пр. Цвет подбирается к цвету, форма к форме, шум к шуму… Все эти знания неизбежно откладываются в голове - хаос превращается в порядок. Ребенок обязательно будет применять их в своей обычной жизни. Энергия постепенно накопится в нужном месте: ребенок своими глазами увидит логику вещей, своими руками пощупает ее, осознает, сделает выводы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ШУМОВ И ЗВУКОВ

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.

Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой.

Выполнение задания.

Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

В книгах по педагогике Монтессори собраны упражнения, которые можно применять и в домашних играх с детьми. Много различных идей помогут придумать пособия для таких игр - чаще всего, они в буквальном смысле валяются под ногами.

ЦИФРЫ И КРУЖКИ

Материал: ящик с выпиленными цифрами 1-10 и 55 кружков.

Прямая цель: выучить числовой ряд 1-10.

Косвенная цель: подготовка к усвоению понятия четного и нечетного числа.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель смешивает цифры и предлагает ребенку положить из друг за другом в правильном порядке. Затем он просит ребенка положить под каждой цифрой соответствующее количество кружков. Он показывает ребенку, в каком порядке их нужно класть. При четных числах строится двойной ряд, при нечетных последний кружок кладется под последней парой кружков посередине.

Контроль над ошибками. Для построения последнего числа не хватает кружков или остаются лишние кружки.

Устный урок. Четный - нечетный. Цифры и кружки лежат на столе в описанном выше порядке. Кружки, лежащие под некоторым четным числом, например, 4, раздают: "Один тебе, один мне". Учитель спрашивает: "Сколько кружков у тебя? Сколько кружков у меня?" Ребенок отвечает: "У каждого по два!" Учитель говорит: "Значит, у каждого поровну. 4 - четное число!" Цифру 4 и соответствующие ей кружки кладут в первоначальном порядке с одной стороны стола. Теперь раздают кружки, лежащие под нечетным числом, например, 5. Ребенок узнает, что при таком распределении каждый получит разное количество кружков. 5 - нечетное число. Цифру 5 и кружки кладут с другой стороны стола. Так же исследуют и упорядочивают все остальные числа. Ребенок читает вслух четные и нечетные числа. Затем он снова раскладывает все цифры и кружки в том же порядке, как они лежали в начале упражнения. Учитель берет карандаш и делит им кружки, лежащие под четными числами, на две равные группы. Карандаш должен лежать вертикально. Ребенок понимает, что для нечетных чисел такое деление невозможно. При этом учитель говорит: "Нечетное, четное, нечетное, четное,..."

Систему Монтессори (книги о ней) нельзя назвать хорошей или плохой. Это уже классика, ее не нужно оценивать. Она может подойти или нет, оказаться гармоничным путем развития для вашего ребенка - или вызвать негативные впечатления из-за кажущейся простоты. Девиз Монессори-педагогики: «помоги мне сделать это самому», она основана на принципе взаимодействия. Вот, как описан принцип занятий по Монтессори на одном из сайтов: «ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам. Заметив, что ребенок впервые взял материал для работы, воспитатель предлагает ему схему действий с этим предметом. Иногда это выражается в коротком и конкретном уроке, иногда же он просто показывает, как работать с тем или иным материалом. Дети здесь любят задавать вопросы, зная, что всегда получат ответ, а не окрик. Но спрашивают они уже после того, как сами испробовали ряд путей решения своей проблемы. В обычном детском саду практически не может быть ситуации, когда, например, все дети рисуют, а Катя и Дима решили вдруг поиграть в игрушки. В саду по системе Монтессори это вполне возможно, поскольку разрешено».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: