Что делать чтобы жить счастливо в браке. Секреты укрепления семейных уз и правила сохранения счастливого брака





Почему мы решили издать эту...

Читать полностью

В 2002 году на курс профессора Бен-Шахара записались 8 студентов Гарвардского университета. В 2003-м - 380. В 2004-м - 855.
Профессор и его студенты занимались исследованием простого вопроса: "каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее". И применяли найденные ими принципы на практике.
Почему семинар на столь заезженную тему, книг по которой пруд пруди на любом лотке, собрал больше студентов, чем любой другой гарвардский курс?
Вы поймете это, когда прочитаете эту книгу и узнаете:
- что такое счастье, почему "счастлив ли ты" - вредный вопрос и что нужно спрашивать вместо этого,
- каковы необходимые составляющие счастливой жизни,
- и как их, собственно, настроить, чтобы отказаться от трех распространенных моделей поведения - гедонизма, нигилизма и крысиных бегов - и научиться наконец быть счастливее. В строго научном смысле этого слова.

Почему мы решили издать эту книгу
Это одна из немногих книг на сверхактуальную и сверхизбитую тему, действительно заслуживающих доверия.

Для кого эта книга
Абсолютно для всех. Даже для тех, кто уверен, что вряд ли лично он способен стать хоть немного счастливее.

От автора
Каким образом я определю, счастлив я или нет? В какой точке для меня начинается счастье?
Существует ли некий универсальный стандарт счастья, а если да, то каким образом можно его определить? Неужели все зависит от того, насколько велико мое счастье в сравнении со счастьем других, а если да, то как можно измерить счастье других людей? На эти вопросы нет сколько-нибудь надежного ответа, а если бы даже он и существовал, то я из-за этого не был бы более счастлив. Мы всегда можем стать счастливее, чем мы есть; ни один человек на свете никогда не испытывает совершенного и постоянного блаженства, когда ему не к чему больше стремиться. Поэтому, вместо того чтобы спрашивать, счастлив я или нет, полезнее задать другой вопрос: "Как мне стать счастливее?"

Скрыть

"Счастье – это смысл и цель жизни, единственное устремление и конечная цель человеческого существования" - так говорил Аристотель. Гарвардский профессор Тал Бен-Шахар с великим философом не согласен. Нельзя превращать счастье в вашу ультимативную цель, потому что что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни. А как именно это делать станет понятней после прочтения книги "Быть счастливее ".

Счастье – это свойство характера. У одних в характере все время ждать, у других непрерывно искать, у третьих – повсюду находить

(с) Эльчин Сафарли

Знаете ли вы, что такое счастье? Не огорчайтесь – никто не знает.

Даже его прославленный проповедник Тал Бен-Шахар. «Как же так?» – спросите вы? Ведь доктор Бен-Шахар занимается исследованием этого феномена не один десяток лет, его курс позитивной психологии был самым популярным в Гарварде, да и сейчас на его лекции и семинары приходят тысячи человек, жаждущих постичь, что же такое счастье.

Этим вопросом задавались (и, как видите, задаются) сотни человек – разного возраста, происхождения, социального статуса и уровня образования. Как и о любви, о счастье написано множество книг, стихов и песен, снято множество фильмов. Но еще никому не удалось вывести его формулы, дать такую дефиницию, которую бы все смогли принять как аксиому, объективное и единственно верное определение.

Бен-Шахар честно признался, что не знает, что такое счастье. Хотя, на мой взгляд, он подобрался очень близко к сути.

Архетип счастья

Профессор Бен-Шахар разработал, так называемую, «модель гамбургера». Согласно ей люди делятся на 4 типа (в зависимости от их душевного благосостояния в прошлом, настоящем и будущем): «бегун», «гедонист», «нигилист» и «счастливый человек».

В детстве вам давали сладости только после того, как приберетесь в своей комнате? Ничего не бывает просто так? Сначала нужен аттестат с хорошими оценками, затем диплом (желательно красный), потом достойная работа, удачный брак, просторный дом… Само собой, чтобы получать все это, придется усердно трудиться. Быть счастливым некогда – сначала дело, потом счастье.

Поздравляю! Вы участник «крысиных бегов».

Люди этого типа всю жизнь, «как рабы на галерах». Со стороны они – эталон успеха. Они ставят перед собой сложные, порой запредельные, цели, и, во многом себе отказывая, достигают их. Но они несчастны.

Все потому, что, выиграв тендер или купив дорогой автомобиль, они испытывают лишь временное облегчение. То, ради чего были бессонные ночи, стрессы и переутомление, достигнуто. Гора с плеч. Вот оно – «Бинго!».

Эйфорию от достижения целей легко перепутать со счастьем. Разница лишь в том, что она слишком быстро проходит. Ведь на горизонте уже маячит новый непокоренный пик, а значит, пора включаться в гонку.

«Брось! Жить нужно в кайф» – скажет «бегуну» второй психологический архетип. Для гедониста нет завтра. Есть только здесь и сейчас. И они созданы для наслаждения.

Но и он ошибается, так как тоже впадает в крайность. Он путает счастье с эмоциями. Радость, кураж, экстаз – именно так многие характеризуют состояние счастья.

Действительно, положительные эмоции – неотъемлемая составляющая счастья. Но не единственная.

Поэтому со временем гедонисту все приедается: вкусная дорогая еда не доставляет больше удовольствия, новые вещи не повышают самооценку, женщины не приносят наслаждения. Легкость бытия становится невыносимой.

В итоге, человек, поучаствовав в гонке за счастьем где-то в будущем и не найдя его признаков в настоящем, разочаровывается в самой способности испытывать его. Он отрицает возможность изменить мир или хотя бы свое отношение к нему. Нигилист складывает лапки и плывет по течению, избегая опасных участков.

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист ошибаются каждый по-своему, но в одном и том же. Они не понимают природы счастья.

Всеобщий эквивалент

Стремление к счастью заложено в нас генетически. И каждый стремится к нему по-своему.

Бен-Шахар раскрывает две очень важные составляющие счастья – смысл и наслаждение.

Современные технологии продвинулись настолько, что людей во многих сферах жизнедеятельности можно заменить машинами. Робототехники создают роботов один в один похожих на человека, не уступающих ему (а порой превосходящих) в интеллекте и производительности.

Но восстания машин не случится. По крайней мере, до тех пор, пока ученые не изобретут чип-эмоций и не вживят его роботам.


Эмоции – вот наш внутренний генератор. Без них мы бы не стали ходить на работу, заниматься спортом, путешествовать, рожать детей. Все, что мы делаем, – ради того, чтобы испытывать радость, восторг, умиление и другие эмоции.

Но их не достаточно, чтобы быть счастливым. Иначе бы гедонисты победили, а мы мало чем отличались от высших животных, которые, как известно, так же эмоциональны.

Человек же хочет не только получать удовольствие от того, что с ним происходит, но и осознавать, что это реально. Действия и явления, приносящие нам радость, должны быть наполнены смыслом. Конкретным. Сакральным.

Смысл и наслаждение – это ресурсы. И от того, как ими распоряжаться, зависит, насколько удастся «обогатиться» во всеобщем эквиваленте ценностей.

Общие впечатления от книги

Бен-Шахар учит, как приумножить свой капитал во всеобщем эквиваленте, попросту, как стать счастливее.


Я скептически отношусь к произведениям из серии «Как похудеть, продолжая есть», где на 300 страницах льют воду, отчаянно пытаясь скрыть отсутствие смысла. Книга «Быть счастливее», хотя и похожа названием, не такая. Она подкупает научным и практическим подходом.

В ней проанализировано множество психологических исследований. После каждой главы приведены упражнения. Многие из них – простой тайм-менеджмент (например, «расписание счастья»), но их выполнение действительно поможет стать счастливее. Хотя бы потому, что научат распределять свое время и заниматься делами, приносящими радость и привносящими в жизнь смысл.

Но Бен-Шахар задает читателю много «неудобных» вопросов. Если отвечать на них себе честно, можно надолго погрузиться в раскопки на руднике собственного «Я».

И если вы время от времени спрашиваете себя: «Счастлив ли я?», вам просто необходимо прочитать эту книгу. Этот вопрос бессмысленен. Лучше спросите себя: «Как стать счастливее?».

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

Все мы живем для одной лишь цели – быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; очень скоро двое перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим – будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом – стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 процентов слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И, когда я предложил его еще раз, на него записались уже восемьсот пятьдесят пять студентов: курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс – тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, – не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и пытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в объемах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, – то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу – я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя более-менее комфортно, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты Harvard Crimson и Boston Globe растрезвонили о популярности, которой пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Люди на себе ощущают реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит.

Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует – о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик Аристотель основал конкурирующую организацию – лицей – для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, и не важно, говорим мы о нашем мире или о загробном. А с недавних пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру – от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, неизвестными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии – четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. По результатам опроса, недавно проводившегося в американских колледжах, оказалось, что почти 45 процентов студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 процента жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 процентов, и это несмотря на то, что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс – ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, – и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека» , была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец – президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман . Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: